Взгляды аристотеля на природу души кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сложившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, требовали своего разрешения. Попытку снять противоположность двух полярных точек зрения осуществил ближайший ученик Платона, Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании.

Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного начала, названного Аристотелем формой. Материя – это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции качественную определенность. Материя и форма представляют собой начала взаимнопредполагаемые и не отделимые друг от друга. Душа как форма есть сущность всего живого. Учение Аристотеля о материи и форме и о душе как форме живого имело ряд важнейших следствий.

Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни как одно из состояний первоматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форме, но не само вещество или тело.

Выполняя организующую, деятельную функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души.

Этой причиной Аристотель считает надиндивидуальное, родовое мышление, или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными ему познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховного разума происходит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде возможностей.

Нераздельными с познавательными способностями души являются другие ее специфические свойства – стремления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений вызывается естественными причинами: потребности организма и внешние предметы, которые ведут к их удовлетворению. Любое волевое движение, всякое эмоциональное состояние как ведущие движущие силы души, определяющие активность организма, имеют под собой природные основания.

Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, она дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души.

Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови.

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. В нем выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств.

Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах.

Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части.

Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, которая была реализована философом, как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие. Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье.

Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируются наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д.

Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раскол в душе

Раскол в душе Альтернативные формы поведения, чувства и жизниРаскол человеческого общества, который мы исследовали в предыдущей главе как один из критериев общественного распада, является опытом коллективным, а значит, искусственным. Значение его определяется тем, что

Вклады по душе

Вклады по душе Вотчины жалованные, испрошенные у мирской власти, были основным фондом земельного богатства монастырей. Деревни и починки, пожалованные преп. Корнилию помимо его просьбы, имели уже характер вклада. Вклады были другим, еще более обильным источником

Письмо Аристотеля

Письмо Аристотеля Начиная с 328 года Каллисфен во весь голос говорил о том, о чем тихо шептались македонские солдаты и греки-наемники. Он выражал это логично, рационально, на манер Аристотеля, своего учителя, или на манер дельфийских мудрецов, велевших выбить свои максимы

Время Аристотеля

Время Аристотеля Теперь переходим к Аристотелю.Вот что рассказывают о нем начиная со Средних веков.Родился он в Стагире, городе северной Греции, у Стримонского залива. В детстве вместе с отцом (врачом Никомахом) переселился в Пеллу, ко двору македонского царя Аминта, и

Всерьез о душе

10. В душе

10. В душе ДЖУЛЬЕТТА под душем, вид сзади. Ее черные волосы ниспадают до пояса. Сцена залита безжалостным светом и совершенно неэротична. Слышны невнятные женские крики.Крупным планом: вода с темными потеками убегает в водосток.ДЖУЛЬЕТТА под душем не в фокусе за занавесом

Путь к душе

Произведения Аристотеля

Произведения Аристотеля Творческая жизнь Аристотеля распадается на три периода: 1) время тесного общения с Платоном; 2) годы, проведенные в Ассе и Митилене; 3) период, когда он возглавлял Ликей в Афинах. Произведения Аристотеля можно разделить на два вида: 1) экзотерические

От Аристотеля до Колумба

"С АРКАНОМ НА ДУШЕ"

"С АРКАНОМ НА ДУШЕ" Эпизоды "Банкира", связанные с отцом и сыном Шапиро, живо напомнили мне не только беседу в Остии с бывшим житомирянином, но и обширную серию горестных излияний бежавших из сионистского "рая" бывших моих соотечественников. С еще большей отчетливостью

Заноза… в душе

Заноза… в душе 1.Возвратившись из отпуска, позвонил начальнику штаба. Голос бодрый, о служебных делах ни слова. Поинтересовался, как отдохнули, спросил, надо ли включать меня в плановую таблицу полетов. Утром шофер спросил: — Куда поедем?— В штаб дивизии, — сказал я, но, к

§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля

§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384— 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в

Физика Аристотеля

Физика Аристотеля По Аристотелю, Вселенная состоит из ряда концентрических хрустальных сфер, движущихся с разными скоростями. Они приводятся в движение крайней сферой неподвижных звезд; в центре Вселенной расположена шарообразная, также неподвижная Земля, вокруг

Какие задачи познания души ставит Аристотель?
Прежде всего необходимо определить к какому роду (сущего) относится душа и что она такое; есть ли она определенное нечто; Относится ли она к тому, что существует в возможности. или, скорее, есть некоторая энтелехия- (греч. entelechia - имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила) .

Следует также выяснить, состоит ли душа из частей или нет и однородны ли все души или нет. И ели не однородны, то отличаются ли они друг от друга по виду или по роду. Это нужно выяснить потому что те, кто говорит о душе и исследует ее, рассматривают, по-видимому, лишь человеческую душу. не должно ускользать от нас и то, одно ли определение души, как. например, определение живого существа одно, или душа каждого рода имеет особое определение, как например душа лошади, собаки, человека, Бога (живое же существо как общее есть либо нечто, либо нечто последующее, подобным образом обстоит дело и со всякой другой высказываемой общностью.) Далее, если имеется не множество душ, а только части души, то возникает вопрос: нужно ли сначала исследовать всю душу или ее части? трудно также относительно частей определить, какие из них различаются между собой по природе и нужно ли сначала исследовать части или же виды их деятельности (например, мышление или ум, ощущение или способность ощущения) . И точно так же относительно других способностей души. Если же нужно сначала исследовать виды ее

деятельности, то опять-таки можно было бы поставить вопрос, не следует ли сначала рассмотреть то, что им противолежит, например: ощущаемое прежде способности ощущения, мыслимое - прежде мыслительные способности.

Каково соотношение души и движения?
Аристотель понимал душу, как движущее начало, но утверждал, что сама душа не может двигаться. Аристотель различал четыре вида движения (изменения) : (1.) возникновение и уничтожение; (2) качественное изменение, т.е. изменение свойства; (3) количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение (рост, убыль) ; (4) перемещение, перемена места. Собственно к движению он относит изменения вида (2) -(4) , поскольку изменение вида (1) есть скорее просто измерение, состоящее в переходе одной вещи в другую. Между тем, утверждает философ, возникновение и уничтожение совершаются относительно сущности; для нее же “нет движения, так как ничто существующее ей не противостоит” .

Так как имеется четыре вида движений, то душа должна иметь или одно из этих движений, или несколько, или все. Если душа движется не привходящим образом, то движение должно быть ей присуще по природе, а если движение, то место: ведь все названные движения происходят в каком-то месте. Но если сущность души заключается в том, что она сама себя движет, то движение ей будет присуще не привходящим образом.

Если движение присуще душе от природы, то она могла бы быть приведена в движение и посторонней силой, а если бы и посторонней силой, то и от природы. Так же обстоит дело и с покоем. Ведь куда вещь стремится от природы, там же она и от природы находится в покое. И точно так же: куда вещь движется под действием посторонней силы, там же она под действием посторонней силы находится в покое. Аристотель не мог точно объяснить движение души в состоянии ее покоя под действием посторонней силы.

Мы говорим, что душа скорбит, радуется, дерзает, испытывает страх, далее, что она гневается, ощущает, размышляет. Все это кажется движениями. И поэтому можно было подумать, что и сама душа движется. Но это вовсе не необходимо. Ведь если и скорбеть, радоваться, размышлять - это именно движения, и все это означает быть

приведенным в движение, то такое движение вызывается душой (например, гнев или страх - оттого. что сердце вот так-то приходит в движение; размышление, быть может, означает такое вот движение сердца или чего-нибудь иного; причем в одних случаях происходит перемещения, в других - превращения) . Между тем сказать, что душа гневается, - это то же. что сказать- душа ткет или строит дом. Ведь лучше, пожалуй не говорить. что душа сочувствует, или учится или размышляет. И это не означает, что движение находится в душе. а означает, что оно то доходит до нее, то исходит от нее; так, восприятие от таких-то вещей доходит до нее. а воспоминание - от души к движениям или к их остаткам в органах чувств. Из изложенного очевидно, что душа не может двигаться. А если она вообще не движется, то ясно, что она не может двигать самое себя.

Каково соотношение души и телесности?
Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел. К сущности относится, во-первых, материя, которая сама по себе не есть определенное нечто; во-вторых, форма или образ, благодаря которым она уже называется определенным нечто, и, в-третьих, то, что состоит из материи и формы. Материя есть возможность, форма же - энтелехия, и именно в двояком смысле- в таком, как знание и в таком, как деятельность созерцания.

по-видимому, главным образом тела, и притом естественные суть сущности, ибо они начала всех остальных тел. Из естественных тел одни наделены, жизнью другие нет. Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом. Таким образом, всякое естественное тело, причастное жизни, есть сущность, притом сущность составная.

Но хотя оно есть такое тело, т.е. наделенное жизнью, оно не может быть душой. Ведь тело есть нечто принадлежащее субстрату, а скорее само есть субстрат и материя. Таким образом, душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть душа есть энтелехия такого тела.

Энтелехия же имеет двоякий смысл: или такой, как знание, или такой, как деятельность созерцания; совершенно очевидно, что душа есть энтелехия в таком смысле, как знание. Ведь в силу наличия души имеются и сон, и бодрствование, причем бодрствование сходно с деятельностью созерцания, сон же- с обладанием, но без

действования. У одного и того же человека знание по своему происхождению предшествует деятельности созерцания. Именно поэтому душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. А таким телом может быть лишь тело, обладающее органами. Поэтому и не следует спрашивать, есть ли душа и тело нечто единое, как не следует это спрашивать относительно любой материи и того, материя чего она есть. Ведь хотя единое и бытие имеют разные значения, но энтелехия есть единое и бытие в собственном смысле.

Душа есть суть бытия и форма (logos) естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя. Сказанное нужно рассмотреть и в отношении частей тела. Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу. Как часть относится к части, так сходным образом совокупность ощущений относится ко всему ощущающему телу как ощущающему.

Но живое в возможности - это не то. что лишено души, а то что ею обладает. Так же как зрачок и зрение составляют глаз, так и душа и тело составляют живое существо.

Душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая- либо часть ее, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей. Но конечно, ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела в том же смысле, в каком корабельник есть энтелехия судна.

Человек, занимающий высшее место в природе, отличается от других животных наличием разум (разумной души) . И структура его души, и строение тела соответствуют этому более высокому положению. Оно сказывается в прямохождении, наличии органов труда и речи, в наибольшем отношении объема мозга к телу, в обилии “жизненной теплоты” и т.д. познание выступает деятельностью ощущающей и разумной души человека. Ощущение или восприятие - это изменение, которое производится воспринимаемым телом в душе через посредство тела воспринимающего.

К какому роду сущего относится душа?
Аристотель определил душу как “первую энтелехию органического тела” , т.е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы. Соответственно своим функциям душа делится на три рода. Функция питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным. образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут.

Какие части души выделяет Аристотель?
Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения способностью размышления и движением. А есть ли каждая из этих способностей душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая отделима лишь мысленно или также пространственно, - на одни из этих вопросов нетрудно ответить, другие же вызывают затруднения. Так же как и у некоторых растений, если их рассечь, части продолжают жить отдельно друг от друга, как будто в каждом таком растении имеется одна душа в действительности (энтелехия) , а в возможности - много, точно так же мы видим, что нечто подобное происходит у рассеченных на части насекомых и в отношении других отличительных свойств души. А именно: каждая из частей обладает ощущение и способностью двигаться в пространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там необходимо есть и желание. Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего.

А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга.

Какими способностями обладает душа?
Душа обладает растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и пространственного движения.

Растениям присуща только растительная способность, другим существам - и эта способность, и способность ощущения; и если способность ощущения, то и способность стремления. Ведь стремление - это желание, страсть и воля; все животные обладают по крайне мере одним чувством - осязанием. А кому присуще ощущения; тому присуще также испытывать и удовольствие и печаль, и приятное и тягостное, а кому все это присуще, тому присуще и желание:

ведь желание есть стремление к приятному.

Что такое энтелехия?
Энтелехия (греч. entelecheia - имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология (греч teleos -цель, logos - учение) - каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель) ) , самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность.

Аристотелево понятие энтелехии можно разъяснить так. Вещи существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное, или потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально. Вопрос о движении относится к третьему отношению: в движущем имеется как возможность, способность изменятся, так и внутренняя тенденция к завершению, т.е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней движущей силой, поскольку она способна к изменению.

А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи.

Говоря иначе, энтелехия - это “программа” изменения. Если для тел, создаваемых искусством. цель и “программа” лежат вне изменяемой вещи и вносятся в нее мастером. то в природных вещах они имеются в ней в той мере, в какой вещь имеет в себе “начало движения” , т.е. способны к самодвижению.

Трактат о душе, который написал Аристотель, явился первым специальным психологическим сочинением, в котором были систематизированы взгляды ученых его времени на душу и психические процессы в целом. В этой работе ее автор осмысливает все наиболее известные античные идеи и представления о человеке.

Учение Аристотеля о душе

книги автора трактата о душе Аристотеля

В какой-то мере эта фундаментальная работа Аристотеля является еще и попыткой примирить между собою полярные взгляды Демокрита и Платона на суть и сущность понятия души.

Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому, что оно — знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест.

Так высказался Аристотель о душе в своем известном трактате: с этих слов этот его трактат, собственно, и начинается. Давайте же рассмотрим его подробнее. Но прежде —

Кем был Аристотель

Бюст Аристотеля

Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского, древнегреческий философ Аристотель по масштабности и степени весомости его вклада в развитие человеческой цивилизации, по праву — один из самых ярких и уникальных ее представителей.

Он был не просто античным философом локального характера, коих было немало в те времена: он заложил основы всей западноевропейской философской науки.

Аристотель считается также основателем психологии и формальной логики. Его взгляды имели огромное влияние на дальнейшее развитие самых разных видов наук, включая естествознание, анатомию, социологию, политику, физику… Основы многих современных научных знаний были заложены именно Аристотелем.

В конечном итоге, он стал создателем всесторонней системы знаний о человеке. Эту систему мыслитель изложил во многих своих трудах, которые его последователи и ученики изучали и в течение его жизни, и много веков спустя. Изучают и до сих пор.

Душа по Аристотелю: как решал философ проблему души и тела

Душа и тело по Аристотелю

Будучи, как уже отмечалось, учеником Платона, Аристотель дополнил идеалистическое учение своего учителя о душе другой интерпретацией: душа — это форма живого органического тела, — считал он, и даже включил трактат духовного характера в физический раздел своего труда.

Изучение души — есть дело естествоиспытателя, — говорил Аристотель. Ведь именно душа, по его версии, дает начальный импульс к жизни всему сущему, подобно некому физическому механизму.

Учение Аристотеля о душе проистекало из его работы на тему материи и формы. Философ считал, что душа — это не что иное, как форма любой живой материи, начиная от растений и заканчивая человеком. В отличие от своих предшественников, он полагал, что душа не является ни продолжением некого вечного начала, ни какой бы то ни было самостоятельной сущностью. Она есть лишь некое деятельное начало материального тела, и ее существование вне тела — равно, как и отдельное существование тела вне души, — попросту невозможны.

Иными словами, концепция этого учения обобщала известные в то время медико-биологические факты. И это естественным образом привело к тому, что в зарождающейся науке психологии были преобразованы, с точки зрения системности, основные ее принципы: принципы причины и следствия.

Природа взглядов Аристотеля

Академия Платона-Аристотеля

Связь учения с медициной и биологией в убеждениях философа были неслучайны: достаточно вспомнить, что сам он был сыном медика. Отец Аристотеля был врачевателем при дворе деда Александра Македонского, и ему приписывается даже авторство нескольких книг в области медицины и натурфилософии.

Аристотель, получив, таким образом, первые уроки естествознания у своего отца, тоже готовился посвятить себя вначале медицине. Но, оказавшись в возрасте семнадцати лет в Афинах, он познакомился там со своим будущим учителем, шестидесятилетним Платоном, и на протяжении нескольких лет был учеником платоновской Академии.

Однако впоследствии жизнь и автономные взгляды на мир развели этих незаурядных деятелей своей эпохи:

Платон мне друг, но истина дороже.

Платон и Аристотель

На одной из знаменитых фресок эти два незауряднейших мыслителя своего времени изображены определенным образом: Платон указывает рукой в небо, Аристотель же — на землю. В этом и состояла суть их философских разногласий.

Разногласия Платона и Аристотеля

В результате Аристотелем в Афинском пригороде была создана своя собственная школа. Названа она была Ликей (отсюда и появилось известное нам слово лицей).

Форма занятий в Ликее отличалась от нынешней: учитель проводил уроки, гуляя по крытой школьной галерее и проводя время с учениками в вольных беседах…

Уровни души по Аристотелю

Свое учение о трех ступенях души Аристотель представлял следующим образом:

  1. Растительная или вегетативная (питание, рост, размножение), присуща растениям, животным и человеку;
  2. Чувственно-двигательная (движения, способность ощущений и стремлений): присуща животным и человеку;
  3. Разумная и бессмертная (является частью Божественного разума): присуща лишь человеку.

Под функциями души философ понимал уровни её развития. Так, по мере развития и со временем, более низкая ее стадия формируется в более высокую — и так, по мере совершенствования. Происходит это подобно тому, как младенец, постепенно вырастая, превращается в зрелого человека и проходит при этом все те же самые ступени, что были пройдены всеми живыми существами на земле за всю их историю до его появления. Позже этот процесс получил название биогенетического закона.

уровни души по Аристотелю

Тем не менее, в продолжение всех предыдущих установок о душе, Аристотель также не отрицал ее Божественного происхождения. Он считал душу сутью идеальной и, в некотором роде, даже отделимой от тела, но при этом — неразрывно с ним связанной.

Если попытаться объяснить эту мысль наглядно, то представьте себе, что наш глаз, например, — часть тела, а наше зрение — его душа. Но душа все же — это, прежде всего, — способ организации жизни нашего тела, его способность и мыслить, и чувствовать.

Согласно Аристотелю в человеческую душу входят:

Страх, гнев, зависть жалось, желание, радость и ненависть. А говоря точнее, — философ просто конкретно описал все эти столь разнородные человеческие чувства. Но, при этом —

Пытаясь объяснить природу и закономерность формирования человеческого характера, Аристотель считал, что только в результате совершения тех или иных своих нравственных или безнравственных поступков человек превращается в того, кем он в результате становится.

Аристотель и Александр Македонский

То есть, философ указывает на прямую необходимость оценки человеком разумным того, что он совершает в своей жизни.

Интересно, что психическое развитие человека, как считает Аристотель, напрямую зависит от этой его деятельности: оценки себя любимого — и не только прошлой или настоящей, но даже желаемой им в будущем!

То есть, даже если органы чувств не подвергаются какому-то прямому на них разного рода воздействию вещественных влияний, в человеческом сознании могут формироваться психические образы или фантазии, — как называл их Аристотель.

Они подчиняются нашим ассоциациям — то есть некой связи наших образных представлений. Эту истину философ также исследовал и вывел как существующую закономерность, став первооткрывателем и области психических образов.

Думай, прежде чем думать

— часто можно услышать сегодня. А нет ли тут связи с аристотелевским представлением желаемого нами в будущем: его своеобразного образного воплощения. И если есть — то какого рода и характера мы формируем этот наш психический образ или, проще говоря, наше образное желание-представление.

“Поэт — издалека заводит речь… Поэта — далеко заводит речь”, — а это уже сказано устами Марины Цветаевой. Но, как будто, все о том же…

…Любопытно, что спустя два столетия после того, как философ Алкмеон Кротонский (V век до н.э.) открыл связь души с головным мозгом (он считал его органом души), Аристотель был уверен в том, что мозг — это всего лишь определенного рода холодильник, поддерживающий и сохраняющий кровь. Душа же, по мнению философа, располагалась в самом сердце.

душа в самом сердце

Труды Аристотеля оказались весьма опасными для церковной диктатуры того времени. Ведь главный ее принцип и постулат сводился к тому, что душа от тела неотделима…

Учение же философа обессмысливало многие церковные установки, связанные с ролью и местом души. И, как результат такой нестыковки взглядов, — сначала идеи Аристотеля были католической церковью запрещены и отвергнуты. Позже, как это обычно бывает в таких случаях, ею же Аристотель был превращен в одного из столпов богословия.

“Природа ничего не делает напрасно… нужно видеть то, ради чего совершается действие”

— любил повторять, словно предвидя все эти исторические перевертыши, великий философ. И он был прав.

Вопрос существования души, ее функции и цели остро стоит в философии не первое тысячелетие. Античные философы подарили миру основополагающие идеи и учения во многих направлениях. Не обошли они стороной и тему духовной составляющей человека. Душа в философии Аристотеля, одного из величайших мыслителей человечества, является одной из основных и наиболее раскрытых тем.

Аристотель о душе

Учение о материи и форме

Многие мысли, теории и учения, созданные Аристотелем, неразрывно связаны с идеями его учителя Платона. В течение 20 лет Аристотель обучался в школе под названием Академия величайшего философа Античности. Большая часть платоновских мыслей стала основой будущих работ его ученика.

Аристотель искренне уважал своего наставника, жадно вбирал знания, предложенные ему, и следовал философии Платона как истине. Но он отличался от большинства учеников мыслителя. В отличие от тех, кто слепо верил каждому произнесенному слову Платона, Аристотель предпочитал вникать, изучать и делать собственные выводы. Поэтому спустя много лет постижения мира в платоновском представлении, он решает сделать выбор в пользу собственного философского течения.

Несмотря на глубокое уважение к учителю и личную привязанность, Аристотель часто противопоставляет в своих трактатах собственные работы работам своего предшественника, сравнивает их и указывает на недочеты теорий Платона.

В одном из своих трактатов философ заявляет, что недостатком платоновской мысли о вещах и их идеях является то, что Платон противопоставляет эти два понятия друг другу. Аристотель считает, что идея и предмет существуют вместе и неразрывно между собой связаны. Он создает собственное учение о материи и форме, в котором материя — это суть предмета или живого существа, а форма — идея, движущая сила тела. Материя является физической оболочкой всего, в то время как форма вдыхает в эту оболочку жизнь.

Аристотель и Платон

Аристотель был учеником Платона, но разделял не все его теории

Согласно учению Аристотеля, душа является формой, а тело человека, животного или растения — материей. Материя, предмет — это лишь внешняя оболочка, которая, не имея своей сути или же идеи, является не более, чем мертвым телом.

Душа по Аристотелю — это движущая сила любого живого существа. Это ее истинная суть.

Способности душ и их виды

В зависимости от функций и цели существования, Аристотель разделяет формы на три большие категории:

  • растительная душа;
  • человеческая или же разумная душа.

Каждый из видов обладает своими функциями. Они определяют образ жизни материи, т.е. тела живого существа.

Согласно учениям античного философа, существует некая иерархия форм. В самом низу этой иерархии находятся души растительные, а вершину возглавляют разумные, человеческие. Души животного типа находятся посередине.

Души по Аристотелю

Растительная

В представлении античного философа находящаяся в самом низу иерархии душа растения наименее остальных интересовала древнегреческого философа. В своих трактатах он упоминал о ней реже и не считал достаточно интересной в силу малого количества функций и примитивности.

Главными способностями такого вида являются функции размножения и питания, которые свойственны всем видам живых существ. Питание осуществляется для поддержания жизненной энергии материи, т.е. внешней оболочки формы. Размножение необходимо для того, чтобы продолжать существование определенного рода.

Животная

Души животного рода также называют ощущающими. Это объясняется тем, что, помимо функций, свойственным растительным душам, они также обладают, обладают способностью к обонянию, слуху, вкусу и ощущениям. Животные души наделены функцией передвижения, которая свойственна душам высших иерархических типов.

Разумная или человеческая

Человеческие формы как представители высшего иерархического рода обладают растительными способностями к питанию и размножению, животными — к передвижению и ощущениям.

Главное отличие души разумной от тех, что находятся ниже, — это умение мыслить.

В своем трактате Аристотель также приводит аргументы, которые доказывают положение человека как наивысшего существа в его иерархии.

  1. Человек способен ходить прямо на двух ногах, в отличие от растений, не способных к передвижению, и животных, которые передвигаются на четырех лапах.
  2. Люди обладают речевым аппаратом, который делают их коммуникацию более сложной и разумной, нежели у представителей мира животных.
  3. Также Аристотель утверждает, что человека от прочих существ отличает труд. Наличие орудия труда говорит о более высоком уровне умственного развития существ и не только.
  4. Он даже отмечает, что объем головного мозга по отношению к объемам тела больше, чем у нижестоящих по иерархии существ.

Человек и душа

Посмертная судьба душ

Мысли древнегреческого философа на тему судьбы формы существа после его смерти противоречивы и вызывают дискуссии в кругу специалистов. В своем трактате он излагает несколько мыслей о том, что ждет форму, которая осталась без своей материи, но они взаимоисключаемы.

Аристотель утверждает, что растительные и животные виды смертны. Они возникают вместе с появлением материи, наполняя ее смыслом, и разлагаются вместе с умершим телом. Эта мысль противоречит закону о том, что высшая душа не может существовать без способностей и функций низшей.

Он говорит, что существование разумной души возможно и за пределами материи, потому что человеческий разум является божественным, т. е. бессмертным. Он также пишет, что способности к чувствам и функции, свойственные душам, не способны реализовать себя без наличии физической оболочки.

Противоречивые тезисы в работе философа вызывают сложности в понимании его точки зрения и всего учения.

Одним из главных трудов всей жизни древнегреческого философа, является трактат в трех томах, посвященной теме существования души, ее видам, способностям и т. д. В своих книгах он подробно описывает точку зрения, сравнивает ее с идеями прочих античных мыслителей, ставит перед собой вопросы и дает на них ответы.

Первая книга

Первый том масштабной работы Аристотеля посвящен подробному изучению трудов других философов и мыслителей, которые также поднимали тему существования души в своих учениях. Он раскрывает суть их идей, сравнивает и высказывает свое мнение. Среди них такие великие умы, как:

  • учитель Аристотеля Платон;
  • Демокрит Абдерский;
  • философ и математик Фалес;
  • Анаксагор из Клазомен;
  • последователи пифагореизма;
  • философ, врач и жрец Эмпедокл из Акраганта.

Также в этой книге Аристотель дает собственное понятие души и называет ее главным элементом в принципе движения. В представлении философа, существует четыре вида движения:

  • перемещение;
  • возрастание;
  • убывание;
  • превращение.

Конкретной душе в зависимости от ее иерархии должен быть присущ хотя бы один вид из перечисленных. Но также она может иметь два, три или все четыре вида.

Вторая книга

Второй том тракта дает ответы на важные метафизические вопросы, которые ставит перед собой Аристотель. Он дает определения наиболее важным понятиям в своей работе. Среди них:

  • материя;
  • форма;
  • сущность;
  • энтелехия.

Материя является физической, внешней составляющей всего сущего. Она обладает собственной массой и определенным расположением в пространстве. Формой любого живого существа является душа, дающее начало жизни материи. Сущностью является цель появления на свет определенного существа.

Энтелехия — это та сокрытая сила, которая помогает существу достигнуть цели его существования, т.е. сущности. Такая сила помогает зерну стать большим деревом.

В это же книге древнегреческий философ описывает способности и функции, которые свойственны душам. В зависимости от наличия определенных способностей, Аристотель разделяет души на три вида и выводит иерархию таких типов, рассмотренных выше.

Третья книга

Читайте также: