Персия духовная сфера кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первые упоминания о персах как самостоятельно существующем народе датированы VI веком до начала новой эры. Появление этого народа предрекло многим землям и их обитателям вскоре стать частью империи невиданных размеров – Персии. Войска Персии стремительно продвигались всё дальше от дома, завоёвывая новые территории. Так, Персия в относительно короткий срок превратилась в государство, занимавшее всё пространство между Индией, Ливией и Египтом, а также – часть земель Греции. Лишь войска греков смогли остановить захват персами новых государств. Тем не менее, Персия практически единовластно владела землями востока. Войска империи, казалось, не знали усталости, не требовали отдыха и не думали останавливаться.

Успех персидских военачальников не мог длиться вечно, и, после абсолютного разгрома их греческой армией, в военных походах персов наступила длительная пауза. Сопровождалась она упадком самой империи. Государство ослабевало, завоёванные земли пришли в волнение, ситуация внутри империи грозила выйти из-под контроля. Произошло же неожиданное – теперь уже войска Греции вторглись на территорию Персии и одержали победу. Покорённые персами народы поднимают восстания, империя рушится.

С расцветом Персии, в ходе её продвижения дальше и дальше по завоёванным землям, не смотря на смешение народов, культур и искусства, религия Персии сохранилась подобно непоколебимому столпу. Верование персов сохранялось на протяжении всего свободного существования империи. Религия Персии – Зороастризм. Название этой ветви мировой религии дано было в честь пророка, основавшего и проповедовавшего веру в бога Ахуру-Мазду, единого, олицетворяющего добро.

Как в любой религиозной ветви, где существует бог, который есть добро, также существует бог, который есть разрушение, зло. В Зороастризме этим богом был Друдж. Последователей неправедного пути, вершивших насилие и убийства, воровство и обман, ожидали вечные мучения в адском пламени. Тех же, кто жил, следуя принципам священной Зенд-Авесты, ожидал рай и вечная радость и успокоение. Так, персы веровали в единого сущего бога, стараясь жить по совести и не преступать законов праведной жизни. На их религиозные взгляды не смогла повлиять ни одна другая вера, будь то единобожие или язычество, встреченная у завоёванных народов и земель. И, тем не менее, Зороастризму не суждено было остаться единственной и основной религией Персии.

После победоносного вторжения арабских войск на земли персов в 642 году пострадала культура Персии, хозяйство, торговые взаимоотношения претерпели существенные изменения не в лучшую сторону. В целом империя прекратила своё развитие. К упадку пришла и религия. Связано это было с тем, что вместе с арабскими войсками на земли персов пришёл Ислам. Арабы активно принуждали покорённых персов принимать свою веру.

Начались гонения зороастрийцев, не прекращавшиеся до тех пор, пока большая часть населения не приняла Ислам. Процесс этот длился долго и проходил крайне тяжело для арабов, желающих обратить в свою веру жителей Персии. Сопротивление чужой религии было яростным и ожесточённым. В ответ на повешения священников зороастрийцев люди поднимали восстания и нападали на последователей Ислама. Тем не менее, господство арабской религии в Персии всё же установилось. Особенно убеждённые последователи Зороастризма были вынуждены бежать. Чаще всего они находили пристанище в землях Индии, где сохраняли остатки своей веры. Зороастризм существует и сегодня, но распространён совсем не широко. Ислам же продолжил своё шествие на восток и юго-восток.

Древняя Персия

В середине VI века до н. е. на историческую арену вышло дотоле малоизвестное племя – персы, которым волей судьбы вскоре удалось создать величайшую на то время империю, могучее государство, простиравшееся от Египта и Ливии до границ Индии. В своих завоеваниях персы были активными и ненасытными, и лишь мужеству да отваге древних греков во время греко-персидских войн удалось остановить их дальнейшую экспансию в Европу. Но кем были древние персы, какова их история, культура? Обо всем этом читайте далее в нашей статье.

Где находится Персия

Но сперва ответим на вопрос, где находится древняя Персия, точнее, где находилась. Территория Персии в момент ее высочайшего расцвета простиралась от границ Индии на Востоке до современной Ливии в Северной Африке и части материковой Греции на Западе (тех земель, которым персам удалось не недолгое время завоевать у греков).

Карта Персии

Так выглядит древняя Персия на карте.

История

История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому Вавилону, бывшему на то время величайшей державой древности.

И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.

персидский царь

Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).

Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.

Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.

С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.

греко-персидские войны

Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека – македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.

Сасанидское государство и Сасанидское возрождение

Сасанидские правители стремились возродить былое величие древней Персии, которая на тот момент стала уже полулегендарной державой. И именно при них наступил новый расцвет иранской, персидской культуры, которая повсеместно вытесняет культуру греческую. Активно строятся храмы, новые дворцы в персидском стиле, ведутся войны с соседями, но уже не так успешно как в былые времена. Территория нового Сасанидского государства в разы меньше размеров былой Персии, она находится лишь на месте современного Ирана, собственно прародины персов и также охватывает часть территории современного Ирака, Азербайджана и Армении. Просуществовало Сасанидское государство более четырех веков, пока истощенное непрерывными войнами не было окончательно завоевано арабами, несшими знамя новой религии – Ислама.

Культура

Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

монеты Персии

Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время финикийцами. Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

Искусство

Искусство древней Персии представлено тамошней скульптурой и архитектурой. Например, до наших дней сохранились искусно вырезанные в камне барельефы персидских царей.

Искусство Персии

Персидские дворцы и храмы славились своим роскошным убранством.

Персидский храм

Тут изображение персидского мастера.

Изображение персидского мастера

Другие формы древнеперсидского искусства до нас, к сожалению, не дошли.

Религия

Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:

  • Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
  • Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
  • Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
  • Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.

Зороастрийский храм

Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.

Видео

В идеологии Древнего Ирана большую роль сыграл зороастризм — религиозное учение, возникшее в Средней Азии приблизительно в VII в. до н. э. и названное так по имени своего основателя Заратуштры (в греческой передаче Зороастр).

Вскоре после своего возникновения зороастризм начал распространяться в Мидию, Персию и в другие страны иранского мира. По-видимому, в период правления последнего мидийского царя Астиага он уже стал официальной религией в Мидии. Жрецами зороастрийского культа хранители религиозных традиций мидийцев и персов.

B Персии народные массы поклонялись древним божествам природы — Митре (бог солнца), Анахите (богиня воды и плодородия) и другим богам, в которых они почитали свет, луну, ветер и т. д. Зороастризм начал распространяться в Персии лишь на рубеже VI—’V вв. до н. э., т. е. в период царствования Дария I. Персидские цари, оценив преимущества учения Зороастра как своей новой официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов, которым поклонялись иранские племена. В VI— IV вв. до н. э. зороастризм еще не стал догматической религией с твердо зафиксированными нормами, и поэтому возникали различные модификации нового религиозного учения. Одной из таких форм раннего зороастризма была персидская религия начиная со времени Дария 1.

Хотя персидские цари не ущемляли религиозных чувств покоренных народов, они стремились не допустить чрезмерного усиления храмов. В Египте, Вавилонии, Малой Азии и других странах храмы были обложены государственными податями и должны были посылать своих рабов для использования в царском хозяйстве.

Для Персидской державы были характерны процессы интенсивного этнического смешения, синкретизма культур и религиозных представлений различных народов. Этому прежде всего способствовали более регулярные, чем в предшествующий период, контакты между различными частями государства. Чужеземцы легко включались в общественную и экономическую жизнь страны, где они поселились, постепенно ассимилировались местным населением, принимали его язык и культуру и в свою очередь оказывали определенное культурное влияние. Оживленные этнические контакты способствовали синтезу научных знаний, приемов искусства и постепенному возникновению, по существу, новой материальной и духовной культуры.

Персы и другие иранские народы заимствовали многие достижения цивилизации эламитов, вавилонян и египтян, развили их дальше и, таким образом, обогатили сокровищницу мировой культуры. Одним из крупных достижений персов было создание своеобразной клинописи. Персидская клинопись в отличие от аккадской, содержащей около 600 знаков, была почти алфавитной и имела всего немногим более 40 знаков.

Величественными памятниками персидской архитектуры являются дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах.

Пасаргады расположены на высоте 1900 м над уровнем моря на обширной равнине. Здания города — древнейшие памятники персидской материальной культуры — сооружены на высокой террасе. Они облицованы светлым песчаником, красиво гранулированным и напоминающим мрамор. Царские дворцы были расположены среди парков и садов. Пожалуй, самый замечательный памятник Пасаргад, поражающий своей благородной красотой,— это сохранившаяся до сих пор гробница, в которой был погребен Кир II. Семь широких ступеней ведут в погребальную камеру шириной 2 м и длиной 3 м. К этой гробнице прямо или косвенно восходят многие аналогичные памятники, в том числе и галикарнасский мавзолей сатрапа Карий Мавсола, считавшийся в древности одним из семи чудес света.

Строительство Персеполя началось около 520 г. до н. э. и продолжалось приблизительно до 450 г. до н. э. Площадь города составляет 135 000 кв. м. У подножия горы была сооружена искусственная платформа, для чего пришлось выровнять около 12 000 кв. м неровной скальной поверхности. Построенный на этой платформе город был окружен с трех сторон двойной стеной из сырцового кирпича, а с восточной стороны примыкал к неприступной горной скале. В Персеполь можно было пройти по широкой парадной лестнице из 110 ступеней. Парадный дворец (апа-дана) Дария I состоял из большого зала площадью 3600 кв. м, окруженного портиками. Потолок зала и портиков поддерживали 72 тонкие и изящные колонны из камня высотой около 20 м. Ааадана служила для больших государственных приемов. Она была соединена с личными дворцами Дария I и Ксеркса. В ападану вели две лестницы, на которых до сих пор сохранились рельефы с изображениями придворных, личной гвардии царя, конницы и колесниц. На одной стороне лестницы тянется длинная процессия представителей 33 народов державы, нес> щих подарки и подать персидскому царю. Это настоящий этнологический музей с изображением всех характерных особенностей различных племен и народов. В Персеполе находились также дворцы других ахеменидских царей.

В трех километрах от Персеполя в скалах, носящих название Накш-и-Рустам. расположены гробницы Дария Т и нескольких других персидских царей, украшенные рельефами.

Колоссальные дворцовые комплексы, созданные трудом покоренных народов, символизировали мощь и величие новой мировой державы. Древ неперсидское искусство возникло в результате органического синтеза иранских художественных традиций и технических приемов с эламскими, ассирийскими, египетскими, греческими и другими чужеземными традициями. Несмотря на некоторый эклектизм, ему присущи внутреннее единство и своеобразие, так как это искусство в целом — результат специфических исторических условий, самобытной идеологии и социальной жизни, давших заимствованным формам новые функции и значение.

Среди предметов древнеперсидского искусства встречаются металлические чаши и вазы, высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, ювелирные изделия, скульптура из лазурита и т. д. Особенно удавались персидским мастерам и пользовались большой популярностью художественные изделия, на которых реалистично изображались домашние и дикие животные (бараны, львы, кабаны и т. д.). Среди художественных произведений значительный интерес вызывают цилиндрические печати, вырезанные из агата, халцедона, яшмы и т. д. Украшенные изображениями царей, героев, фантастических и реальных существ, они до сих пор поражают зрителя совершенством форм и оригинальностью сюжета.

Культуру древней Персии можно проследить через систему государственного управления, которой преклонялись даже древние греки, они считали такую форму правления – вершиной монархии. Вся Персия делилась на сатрапии или районы, во главе которых стояли местные управляющие, их обязанностями было следить за порядком, собирать налоги, командовать местными войсками, такая системы работала идеально, древняя Персия развивалась и процветала.

Важную роль в древней Персии играла религия. Персидские цари и вся местная знать исповедовали зороастризм.

Зороастризм – религия, которая получила своё название от имени ее основателя Заратустры, или по другой версии Зороастра.

Рисунок 1. Заратустра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Заратустра создал свою религию около 600 года до н.э., позже она оказала огромное влияние на три крупнейшие современные религии: иудаизм, христианство и ислам. Зороастризм основывался на вере в единого бога, в самом центре его системы стоял бог, который создал материальные и духовные ценности, добро и зло в ней все время находятся в борьбе друг с другом, а люди должны постоянно делать выбор между чем-то одним. Как итог, после смерти человек получает вечную жизнь либо в роскоши и удовольствиях, либо в муках

Концепция единого бога, выбора между добром и злом, свободы выбора человека и посмертного возвышения либо наказания совершила настоящий переворот в мировоззрении местных жителей, которые ранее были приверженцами политеистических верований.

Готовые работы на аналогичную тему

В древней Персии народные массы ранее преклонялись разным божествам и богиням воды, плодородия, солнца.

Персидские цари, оценив все преимущества религии Зороастра, все равно не отказались от богов, олицетворяющих силы природы, которым ранее поклонялись племена. В VI-IV вв. зороастризм еще не был догматом с твердыми нормами, в результате начали возникать её разные модификации.

Отсутствием общепринятой религии можно объяснить исключительную веротерпимость персидских правителей, так царь Кир II всячески способствовал возрождению древних культов в захваченных и побежденных странах и восстанавливал разгромленные его предшественниками храмы древнего Вавилона и Иудеи. Завоевав древний Вавилон, он приносил жертвы верховному богу вавилонян Мардуку и поклонялся местным богам.

Камбиз – персидский царь из династии Ахеменидов, правивший в 530—522 годах до н. э., после похода на Египет короновался по древнеегипетским обычаям, принимал участие в религиозных ритуалах в храме богини Нейт, также приносил им жертвы и другим египетским богам.

Царь Дарий I и вовсе объявил себя сыном богини Нейт, построил много храмов египетским богам и подносил им щедрые дары. Таким же образом в Иерусалиме персидские цари поклонялись богу Яхве, во всех завоеванных странах они верили в местных богов и им поклонялись, желая достичь их расположения, и всячески задобрить их.

Наука и экономика

Персидские цари имели право чеканить монеты из золота, а управляющие (сатрапы) чеканили только монеты из серебра и меди, которыми можно было пользоваться только на их территории, золотые же монеты использовались во всей древней Персии и даже за пределами неё.

В древней Персии активно развивалась письменность, сначала это были пиктограммы, после алфавит, изобретенный финикийцами. Главным языком считался арамейский, который принадлежал древним ассирийцам.

Важным достижение персидской цивилизации были дороги, они были очень хорошего качества, самая известная – дорога, следующая от Эфеса до Сузы на Востоке, её описывал еще Геродот.

Хорошие дороги способствовали развитию почтовых отношений, хорошо развивалась торговля, была очень грамотная система налогов, чем-то напоминающая современную, так часть налогов шла в местный бюджет, другая часть в центральный.

В Древней Персии наука не была развита так, как она развивалась в соседней Месопотамии. Наука и философия начали развиваться лишь в Сасанидский период. С греческого, латинского и других языков было переведено множество трудов. Именно тогда на свет появляются:

  • Книга Великих Подвигов,
  • Книга чинов,
  • Книга Царей.

Другие работы этого периода сохранились только в позднейшем арабском переводе.

Древние памятники

Огромным достижением персидской культуры является ахеменидское искусство, в основном оно известно благодаря памятникам Пасаргады, Персеполя, Суз, рельефу Бехистунской скалы и гробницам персидских царей в современном Накш-и Рустаме (близ Персеполя).

Пасаргады располагался на высоте 1900 метров над уровнем моря на широкой равнине. Через здания города можно проследить персидскую материальную культуру. Сооружения были облицованы светлым песком, который чем-то напоминает мрамор. Величественные царские дворцы располагались между парками и садами, одним из самых известных памятником Пасаргады, считается гробница царя Кира II, она поражает своей уникальностью и красотой, ей подражают другие похожие памятники, в том числе мавзолей сатрапа Кария Мавсола, который еще в древности считался одним из чудес света.

Рисунок 2. Мавзолей сатрапа Кария Мавсола. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Величественные дворцы, созданные трудом завоеванных народов, символизируют мощь и величие государства персов. Древнее персидское искусство появилось из синтеза иранских традиций с приемами эламцев, ассирийцев, египтян. Несмотря на заимствования, персидское искусство было единым и своеобразным результатом специфических условий исторического периода и социальных условий, так заимствованные формы принимают новые значения и функции.

Среди музейных экспонатов древнего персидского искусства встречаются чаши и вазы из металла, каменные кубки, изделия из слоновой кости, различные скульптуры и даже ювелирные украшения. Особенно профессионально мастерам удавались изделия, на которых были изображены животные, как дикие, так и домашние. Среди художественных произведений особую ценность представляют печати, которые вырезались из яшмы и агата, также их украшали фигурами царей и героев, воинов, фантастических существ.

Важным наследием древней Персии считают сохранность азиатской и африканской культур и их последующую передача грекам, а после них Западу и Европе.

Читайте также: