Особая позиция югославии во время холодной войны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Югославская война — серия вооружённых конфликтов в 1991—2001 на территории бывшей Югославии, приведшая к распаду последней.

В основном Югославская война включала в себя ряд межнациональных конфликтов между сербами с одной стороны и хорватами, босняками и албанцами с другой, а также конфликты между босняками и хорватами в Боснии и Герцеговине и албанцами и македонцами в Македонии, вызванные религиозными и этническими противоречиями. Югославская война стала самой кровопролитной в Европе после Второй мировой войны. Для расследования совершённых во время войны преступлений был создан Международный трибунал по бывшей Югославии.

В целом Югославская война подразделяется на три периода:

* Конфликты в период распада СФРЮ:

1. Война за независимость Словении (1990)

2. Война за независимость Хорватии (1991—1995)

3. Боснийская война (1992—1995)

* Конфликты в албанских районах:

1. Косовская война (1996—1999)

2. Конфликт в Прешевской долине (2000

3. Конфликт в Македонии (2000)

* Военные действия НАТО:

2. Война НАТО против Югославии (1999)

Факторами распада югославской федерации стали смерть Тито и фиаско проводимой его преемниками национальной политики, распад мировой социалистической системы, всплеск национализма в Европе (причём не только в странах Центрально-Восточного региона). В 1990 г. во всех шести республиках СФРЮ были проведены местные выборы. Победу на них всюду одержали националистические силы.

Ввиду нарастающих национальных разногласий по завещанию Тито после его смерти пост президента страны был упразднён, а во главе страны встал Президиум, члены которого (главы союзных республик и автономных областей) ежегодно сменяли друг друга поочерёдно. Кратковременное экономическое чудо в середине 1980-х гг. закончилось стремительной инфляцией и развалом экономики, что привело к обострению отношений между экономически более развитыми Сербией, Хорватией и Словенией, и остальными республиками.

В ходе гражданской войны и распада от Большой Югославии в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН под руководством США. Для урегулирования согласно решению ООН межэтнического конфликта между сербским и албанским населением Косова было переведено под протекторат ООН (см. Война НАТО против Сербии (1999). Тем временем Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию): c 1992 по 2003 г. — Союзная Республика Югославия (СРЮ), с 2003 по 2006 г. — конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССХ). Югославия окончательно прекратила существование c выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.

Югославская война — серия вооружённых конфликтов в 1991—2001 на территории бывшей Югославии, приведшая к распаду последней.

В основном Югославская война включала в себя ряд межнациональных конфликтов между сербами с одной стороны и хорватами, босняками и албанцами с другой, а также конфликты между босняками и хорватами в Боснии и Герцеговине и албанцами и македонцами в Македонии, вызванные религиозными и этническими противоречиями. Югославская война стала самой кровопролитной в Европе после Второй мировой войны. Для расследования совершённых во время войны преступлений был создан Международный трибунал по бывшей Югославии.

В целом Югославская война подразделяется на три периода:

* Конфликты в период распада СФРЮ:

1. Война за независимость Словении (1990)

2. Война за независимость Хорватии (1991—1995)

3. Боснийская война (1992—1995)

* Конфликты в албанских районах:

1. Косовская война (1996—1999)

2. Конфликт в Прешевской долине (2000

3. Конфликт в Македонии (2000)

* Военные действия НАТО:

2. Война НАТО против Югославии (1999)

Факторами распада югославской федерации стали смерть Тито и фиаско проводимой его преемниками национальной политики, распад мировой социалистической системы, всплеск национализма в Европе (причём не только в странах Центрально-Восточного региона). В 1990 г. во всех шести республиках СФРЮ были проведены местные выборы. Победу на них всюду одержали националистические силы.




Ввиду нарастающих национальных разногласий по завещанию Тито после его смерти пост президента страны был упразднён, а во главе страны встал Президиум, члены которого (главы союзных республик и автономных областей) ежегодно сменяли друг друга поочерёдно. Кратковременное экономическое чудо в середине 1980-х гг. закончилось стремительной инфляцией и развалом экономики, что привело к обострению отношений между экономически более развитыми Сербией, Хорватией и Словенией, и остальными республиками.

В ходе гражданской войны и распада от Большой Югославии в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН под руководством США. Для урегулирования согласно решению ООН межэтнического конфликта между сербским и албанским населением Косова было переведено под протекторат ООН (см. Война НАТО против Сербии (1999). Тем временем Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию): c 1992 по 2003 г. — Союзная Республика Югославия (СРЮ), с 2003 по 2006 г. — конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССХ). Югославия окончательно прекратила существование c выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.

Ни для кого не секрет, что период после окончания Второй Мировой войны характеризовался становлением конфронтации между США и СССР, и соответственно между их странами-сателлитами и экономическими моделями двух сверхдержав.

Война, названная впоследствии Холодной, разделила мир на два лагеря, но Югославия фактически побывала в обеих — и ни в одном не задержалась надолго, при этом сохранилась как единое государство. Причины подобных изменений постараемся проанализировать в этой статье.

от Штеттина на Балтике до Триеста в Адриатике, железный занавес протянулся поперёк континента. По ту сторону воображаемой линии — все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. (…) Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль…

Югославия в советском лагере

Камнем преткновения стала Восточная Европа. Ключевое место в усилиях Москвы в плане консолидации своих сателлитов заняла Югославия. До конфликта в Коминформе,КПЮ (Коммунистическая партия Югославии) была опорой Кремля в этом регионе.

Тесное сотрудничество давало Москве возможность воздействия на ситуацию в соседней Греции и геополитически важный выход в Средиземное море. В Белграде находилась штаб-квартира созданного в 1947 г. Информационного бюро коммунистических и Рабочих партий. Югославские коммунисты первыми конституционно закрепили свою власть, став примером для коммунистов стран Восточной Европы.

12 марта 1947 президент США Трумэн выступил с докладом, посвященном положению вещей в Греции и Турции. В нем он обосновывал необходимость оказания финансовой помощи этим странам в целях недопущения распространения коммунизма в Восточном Средиземноморье. В Греции с 1946 шла война между коммунистами и монархическим правительством. Главную роль в поддержке красных повстанцев оказывала Югославия. На ее территории, а также в Албании и Болгарии, располагались базы коммунистов, откуда они периодически наносили удары по правительственным войскам.

Напряженность нарастает

Парадоксально, но взгляды на данный конфликт у руководства Югославии и СССР разошлись. Москва не могла себе позволить поддержку повстанцев — это привело было к очередной напряженности между США и СССР, а возможно и к открытой войне. И.Б Тито же считал, что коммунистическая Греция необходима для безопасности его государства.

Стремление югославского коммунистического режима играть руководящую роль по отношению к другим балканским компартиям нарушало иерархическую модель создаваемого советского блока с одним центром в Кремле. К тому же в Москве заслуженно опасались, что слияние этих государств даст повод США и Великобритании усилить свое вмешательство в войну в Греции.

Наиболее вероятными последствиями сближения трёх балканских стран в США считали поглощение Албании Югославией, предъявление югославско-болгарской федерацией претензий на греческую часть Македонии и под
этим предлогом прямое коммунистическое вмешательство в гражданскую войну в Греции.

Таким образом, политика, проводимая И.Б Тито, шла вразрез с интересами как США, так и СССР, что само по себе уникально.

Действия лидера ФНРЮ разрушали образ СССР и Сталина как лидера коммунистов всего мира. Неспособность СССР оказать поддержку коммунистами Греции, а также дипломатические неудачи Советов в Триестском кризисе (Югославия выдвинула претензии к Италии, и намеревалась присоединить город к себе), заставили усомниться Тито в способности Москвы отстоять коммунистическое движение в юго-восточной Европе. Он оказался перед выбором — действовать самостоятельно или отдаться на милость Москвы и идти на уступки.

Разрыв отношений

Совокупность вышеперечисленных факторов привели к тому, что ФНРЮ фактически вышла из советской зоны влияния в 1948 году, и И.Б Тито стал проводить независимую от Москвы политику.

Эти события вынудили Вашингтон внести коррективы в концепцию национальной безопасности. Глава отдела планирования политики Д. ф Кеннан заявил:

Из-за недостаточной открытости российских архивов нет достоверных данных о том, готовило ли советское руководство военную акцию против югославов. Приходится довольствоваться лишь косвенным свидетельством Н. Хрущева:

Пытаясь вызвать недовольство населения Югославии ухудшением экономической ситуации в стране и тем самым добиться свержения режима Тито, Сталин постепенно, в течение года после начала конфликта, прекратил все контакты стран советского блока с Белградом. Этот процесс завершился в июле 1949 г., когда Польша, единственная из стран Коминформа поддерживавшая торговлю с Югославией, объявила о прекращении всех поставок в Югославию.

Впоследствии, в декабре 1950 г. член Секретариата Исполнительного бюро
ЦК КПЮ Б. Кидрич заявил в Скупщине, что разрывом инвестиционных договоров СССР и страны народной демократии нанесли ФНРЮ ущерб
в 400 млн долл.

Экономическая помощь США

Администрация США была готова поддержать
Югославию, но ждала лояльной позиции Белграда в международных делах. В первую очередьречь шла о греческой проблеме. В мае 1949 г. югославы запросили у Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Экспортно-импортного банка (Эксимбанк) и различных частных учреждений Соединённых Штатов заём в 200 млн долл. 10 июля, когда исход гражданской войны в Греции был уже очевиден, Тито во время выступления в Пуле объявил о закрытии югославско-греческой границы . Правительство Югославии
отказалось пускать на свою территорию партизан ЭДА (Демократическая армия Греции), лишив её важных баз.

В сентябре того же года Экспортноимпортный банк США предоставил Югославии кредит на 20 млн долл., а Международный валютный фонд одобрил выделение Югославии трехмиллионного кредита.

СССР отреагировал разрывом отношений.
28 сентября 1949 г. Москва направила Белграду
ноту, утверждавшую, что «теперешнее югославское правительство находится в полной зависимости от иностранных империалистических кругов и превратилось в орудие их агрессивной политики, что… привело к ликвидации самостоятельности и независимости Югославской Республики.

Финансовая поддержка, оказываемая Белграду Соединёнными Штатами, позже была дополнена военной помощью. К середине 1955 г. США предоставили Югославии военную и экономическую помощь на сумму почти 1,2 млрд долл., из которых югославы должны были вернуть в форме возмещённых ссуд только 55 млн.

Общий объем югославского импорта из Соединенных Штатов поднялся в течение 1950–1954 гг. примерно до 500 млн долл. Из этой суммы 326,5 млн долл. относятся к импорту, который осуществлялся в качестве экономической помощи, а объем югославского экспорта достиг 113,5 млн долл. Этот дефицит был в основном покрыт путем займов, которые Югославия сделала в 1950–1951 гг. через Экспортноимпортный банк.

Во внешней политике позиции И.Б. Тито также претерпели изменения. Югославия поддержала ООН в корейском вопросе, была достигнута договоренность об обороне Люблянского прохода, заключен Балканский пакт со странами-членами НАТО Грецией и Турцией, блокировавший советское влияние в Средиземноморье. В результате при возникновении конфликта между СССР и западными странами ФНРЮ оказывалась связана с ними обязательствами, что нарушало создаваемую Советским Союзом архитектуру международных отношений. Тем не менее, несмотря на договоренности Югославии со странами-членами Североатлантического альянса, югославская сторона стремилась ограничиваться с партнерами экономическими и гуманитарными связями. К тому же Балканский пакт вскоре распался из-за греко-турецких разногласий по Кипру, а Югославия восстановила отношения с СССР после смерти Сталина. И.Б Тито возглавил движение неприсоединения и Югославия сохраняла внеблоковый статус.

Новосельцев Б. С. Внешняя политика Югославии (1961–1968 годы). М., 2015. 352 с.

Полный текст книги

Новосельцев Б.С. — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института славяноведения РАН. В 2013 г. окончил аспирантуру на кафедре истории южных и западных славян исторического факультета Московского государственного университета. Специалист по истории Югославии второй половины XX века и ее внешней политике в годы холодной войны.
В монографии, на основе впервые вводимых в оборот и уже опубликованных источников из сербских, российских и американских архивов, рассматриваются вопросы отношений Югославии со сверхдержавами и ее активность по линии неприсоединения на фоне важнейших международных событий и кризисов 1960-х гг. Целью автора было проследить за изменениями в политике неприсоединения и эволюцией принципа равноудаленности от двух противостоящих блоков, что предопределило успех внешнеполитической стратегии и особое положение Югославии в системе международных отношений.
В книге рассматривается влияние на югославскую политику внешних и внутренних факторов, а также роль Югославии в мире времен холодной войны.
Для историков, специалистов по международным отношениям и широкого круга читателей.

Ответственный редактор: д. и. н. К. В. Никифоров

Рецензенты: к. и. н. П. Е. Кандель, к. и. н. А. С. Стыкалин

Часть I. Югославская внешняя политика вначале 1960-х гг.

Глава 1. Политика неприсоединения в 1950-е гг. Подготовка и проведение Белградской конференции неприсоединившихся стран в 1961 г.

Глава 2. Советско-югославское сближение

Глава 3. Ухудшение югославско-американских отношений

Глава 4. Политика неприсоединения. Каирская конференция 1964 г.

Часть II. Югославская внешняя политика и международные кризисы середины 1960 х гг.

Глава 5. Изменения во внешней политике США и СССР после убийства Дж. Кеннеди и отстранения Н.С. Хрущева

Глава 6. Югославия и война во Вьетнаме

Глава 7. Кризис политики неприсоединения во второй половине 1960 х гг.

Глава 8. Активизация внешней политики Югославии на европейской арене в середине 1960-х гг.

Глава 9. Югославия и сверхдержавы в 1966 – начале 1967 гг.

Глава 10. Югославия, сверхдержавы и Ближневосточный кризис 1967 г.

Глава 11. Чехословацкий кризис и советско-югославские отношения в 1968 г.

Глава 12. Политика неприсоединения в 1968 г. и подготовка новой конференции внеблоковых стран


Югославия, являясь одной из крупнейших европейских стран, всегда считалась общим домом для хорватов, сербов и мусульман. Но в 90-е годы она была ввергнута в острейший межнациональный конфликт.

1992 год стал годом национальной трагедии Югославии, унесшим сотни тысяч жизней, ни в чем не повинных людей.

Хотя двадцать лет по меркам истории очень малый срок, стоит вспомнить эти драматические события, а также осмыслить их причины и последствия.

Причины межэтнических конфликтов между народами, населяющими Югославию, имеют глубокие исторические корни. С 1371 года славянские народы стали вытесняться с сербской территории турками. Захват Сербии турками-османами привел к постепенной исламизации части славянского населения. В 18 веке австрийская правящая династия Габсбургов, поощряя переселение немецких и чешских ремесленников в Воеводину и Сербию. В дальнейшем на этой территории нашли пристанище и другие переселенцы: евреи, греки, армяне, венгры. Небольшие межэтнические конфликты были и ранее, но большинство из них связаны с антиосманскими, антивенгерскими и антинемецкими выступлениями.

После Второй мировой войны югославские земли покинули немцы, а в Сербию переселились сербы из Черногории, Герцеговины и Боснии, тем самым создав количественный перевес в этническом составе населения этой территории.

Послевоенная Югославия представляла собой федеративное государство, объединяющее шесть республик и две автономии.

Накануне распада Югославии в 90-х годах население страны составляло более 10 млн. человек, из которых: 62% - сербы, албанцы – 17%, черногорцы – 5%, мусульмане – 3%, венгры -3% и прочие.

В начале 90-х годов Сербия и Черногория, где сербы составляли большую часть населения, объединились, создав союзную республику Югославия. Каждая из оставшихся четырех республик (Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония) желали получить независимость от федерального центра.

Поскольку в Македонии число сербов было незначительным и, учитывая тот факт, что эта республика была всегда непривлекательной для инвесторов, ей удалось достаточно легко получить независимость в результате проведенного референдума.

Первый вооруженный конфликт на территории бывшей Югославии вспыхнул между сербами и хорватами. В сербско-хорватском противостоянии пострадали около 20 тысяч человек (как сербов, так и хорватов), разрушены множество городов и деревень, хозяйству республики нанесен огромный ущерб, беженцами стали 230 тысяч сербов. В 1992 году под давлением международного сообщества было подписано мирное соглашение о прекращении военных действий и состоялось признание Хорватии независимым государством.

В 1991 году в республике Босния и Герцеговина проживали мусульмане-боснийцы (44%), православные сербы (31%) и хорваты-католики (17%). В феврале 1992 года прошел референдум о независимости республики, с результатами которого не согласились боснийские сербы. Они желали создать свое независимое от Боснии национальное государство. Сербы готовы были выступить против мусульман Сараево и поддерживающих их хорватов. Получив поддержку от правительства Сербии, сербы при помощи югославской армии вступили в гражданскую войну, в которую были вовлечены мусульмане-автомисты (народная оборона Западной Боснии), бошняки (военные подразделения армии Боснии и Герцеговины) и хорваты (Хорватское вече обороны и армия Хорватии), а также наемники и силы НАТО. Это военное противостояние привело к так называемым этническим чисткам, как против боснийского населения, так и сербского.

Уроки истории показывают, что на гражданской войне нет правых и виноватых.

И когда на такой войне убивают не столько за политические взгляды, а за принадлежность к определенному народу, война приобретает особую жестокость. Даже теперь трудно объяснить психологию людей, которые длительное время жили вместе, растили детей, работали, помогали друг другу, имея различие только в вере и принадлежности к разным национальностям, и в одночасье стали убивать друг друга.

У каждой из сторон этого конфликта была своя правда. И этому безумию не было бы конца, если бы не вмешательство ООН и вооруженных подразделений НАТО, усилиями которых воюющие стороны подписали мирное Дейтонское соглашение в 1995 году.

Кратко суть этого документа можно изложить так:
- бывшая часть Югославии Босния и Герцеговина должна состоять из двух частей – Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской (сербы получили 49% территории, а хорваты и боснийцы 51%) ;
- на территорию вновь образовавшихся государств вводится воинский контингент НАТО;
- точные границы районов будет определять Арбитражная комиссия;
- от власти отстраняются лидеры участников конфликтов, обвиненные в преступлениях Международным трибуналом;
- функции главы государства передаются Президиуму из трех человек – по одному представителю от каждого народа;
- Законодательную власть представляет двухпалатная Парламентская скупщина: в ее составе одна треть от Республики Сербская, а две трети от Федерации Босния и Герцеговина;
- вся система власти работает под наблюдением Высокого представителя.

Результатом Боснийской войны стало:
- внутреннее перемещение населения, которые сгруппировались по этно-регилиозным областям;
- возрастание реэмиграции в последующие годы: возвращение боснийцев и хорватов обратно в Боснию и Герцеговину;
- в Боснии и Герцеговине сохранились боснийские и хорватские районы;
- усиление среди молодежи самоидентификации в соответствии с их этническим наследием;
- религиозное возрождение всех конфессий;
- около 200 тысяч погибших в течение всего конфликта;
- разрушение всех железных дорог, двух третей всех построек, уничтожение более 3 тысяч населенных пунктов и двух тысяч километров дорог.

Дейтонское соглашение заложило основу конституционного устройства Боснии и Герцеговины. Возможно, эта система громоздка и малоэффективна, но она жизненна в период восстановления взаимного доверия между, перенесшими такую трагедию, народами.

Прошло двадцать лет, но раны, ни душевные, ни физические не затянулись. До сих пор детям в школах Боснии о прошедшей войне предпочитают не рассказывать. Остается открытым и вопрос о возможности полного примирения народов.

Читайте также: