Воздушная перспектива пейзаж кратко

Обновлено: 08.07.2024

Воздушная перспектива - подраздел (вид) перспективы как науки. В изобразительном искусстве воздушную перспективу разделяют на: тональную и цветовую.
Тональная (световая) перспектива применима в большей степени в натюрмортах, портретах, тематических картинах; цветовая перспектива особо ярко выражена в пейзаже.

Таким образом, все изменения физических признаков объекта (светлота-темнота, цвет и его оттенки, выраженность фактуры и текстуры) в пространстве называют воздушной перспективой.

При помощи воздушной перспективы художники передают на картине глубину пространства посредством изменения цвета и чёткости контуров предметов. Выходит, что воздушная перспектива - это иллюзорная разница некоторых признаков предметов, благодаря особенностям воздушной среды и глубины пространства. Толщина воздушного слоя между объектами не всегда полностью прозрачна (в неё попадают частицы пыли, увеличивается его влажность и др.), также имеет значение время суток, года, погодное состояние дня и так далее. Всё это изменяет цвет и тон уходящих в глубину пространства предметов по сравнению с предметами переднего плана. Обычно элементы второго и последующих планов выглядят более обобщёнными, более плоскими и схематичными. Для передачи пространства в картине при рисовании элементов первого плана художники уделяют внимание индивидуальным характеристикам предметов (цельность большой формы и деталей, прорисовка мелких и крупных частей, характерные, не усреднённые акценты). Для элементов среднего плана фокусируются на самых типичных характеристиках (крупные формы, общая масса, некоторое упрощение силуэта). Для изображения дальнего плана используется повышенная схематизация, детали и тонкая моделировка устраняются (объём, рельеф, фактура и т.д. становятся не заметными).
Точно передавать пространство в реалистическом пейзаже и других жанрах помогают законы воздушной перспективы.

Законы воздушной перспективы.


1). Все элементы переднего плана прорисовываем подробно, а те, что удаляются в глубину от зрителя - обобщённо. Поэтому, ближайшие предметы и объекты прорабатываем детализовано, а на дальнем плане - схематично, силуэтно, обобщённо, не чётко.


2). Ближайшие к зрителю объекты мы видим чётко и ясно, а те, что удаляются - мягко, в расфокусе. Поэтому, чтобы изобразить пространство, контуры и детали объектов первого плана изображаем чётко, резко, а то, что удалено - мягко, условно, размыто.

3). На большой глубине от зрителя тёмные предметы кажутся светлее, а светлые наоборот, темнее. Таким образом, для рисования пространства между объектами, тёмные предметы высветляем, а светлые - затемняем.

4). Все элементы действительности, расположенные на первом плане, максимально объёмные, а градации светотени на них хорошо видны, по мере удаления от зрителя светотень менее ярко выражена, а предметы становятся более плоскими, по сравнению с объектами первого плана. Поэтому, для изображения пространства в картине, ближайшие объекты рисуем объёмно, а дальние - плоско.

Если вас волнует вопрос как наполнить свой пейзаж глубиной, пространством, воздухом и объемом — вам будет очень интересен материал этой статьи.

Этот урок посвящен очень важным вещам, которые каждому начинающему художнику нужно знать и обязательно использовать во время написания пейзажа. Если пишете маслом, акварелью, пастелью, гуашью, акрилом или карандашами — эти правила обязательно пригодятся и будут полезны.

Пейзаж и перспективу нельзя разделять. Невозможно написать хороший пейзаж не используя правил воздушной или линейной перспективы.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива обязательно присутствует в любом пейзаже. Что же являет собой воздушная перспектива? Если говорить просто и буквально, то правила воздушной перспективы говорят о том что:

Чем дальше какой-либо объект или предмет находится от наблюдателя, тем менее четко его видно. Следовательно, чем дальше от нас находится предмет, тем менее четко мы его изображаем.

Передний и задний план

Воздушная перспектива делает работу более объемной, просторной, воздушной.

Цвет в воздушной перспективе

Все на нашей планете окутано воздухом. Соответственно, чем дальше от нас предмет, тем больше воздуха на него налагается. Предмет, который находится вдали, для наблюдателя приобретает цвет воздушного пространства в котором он находится.

Примеры работ в воздушной перспективе

В дневном свете, схематически воздушную перспективу можно показать так:

воздушная перспектива, схема

Схематическое изображение воздушной перспективы в дневном освещении. Это просто линии, но выглядят как пейзаж.

Правило воздушной перспективы: коричневый вдали становиться зеленым, зеленый отдаляясь теряет интенсивность и превращается синий или голубой.

Линейная перспектива

Линейна перспектива в сочетании с воздушной поможет создать еще более реалистичный пейзаж, правильную, легко и хорошо воспринимающуюся картинку.

Основное правило линейной перспективы: все параллельные лини в пейзаже сходятся в одной точке.

Схемы линейной перспективы

Когда рисуете ряд одинаковых деревьев, фонарей, столбцов, домов в линейной перспективе, все они визуально будут уменьшаться, уходя вдаль, в перспективу, и расстояние между этими объектами также будет сокращаться.

П рисмотритесь, где-то там, на линии горизонта, едва заметны мягкие силуэты природного ландшафта и тончайшая пелена голубоватой дымки. И чем дальше пейзажные планы и объекты, тем легче, невесомей они становятся, словно покрываясь полупрозрачной вуалью. Это живописное явление не что иное, как перспективное сокращение! Ему поддается все живое и неживое на земле, в том числе – пространство, воздух, который мы не можем поймать, но вполне способны увидеть благодаря некоторым физическим свойствам.

Если мыслить абстрактно, то воздушная перспектива перед глазами смотрящего вдаль человека открывается длинным коридором, который движется, имеет свою вязкость, плотность, влажность и температуру, а также влияет на тончайшие светотеневые градации, изменение цветности и контраста окружающих объектов.

Осень. Туман. Исаак Левитан
Разлив. Исаак Левитан
Туман над водой. И. Левитан
Весна. Большая вода. И. Левитан

В чем отличие линейной и воздушной перспективы?

Мозг человека способен быстро оценивать степень удалённости объектов, а по-другому: изменение масштабов изображения. Зная или не зная законов линейной перспективы, мы видим предметы в сокращении: уходящими вглубь пространства. Так уж устроено наше зрение. А все параллельные прямые без исключения стремятся в одну точку схода, которая находится на линии горизонта. Хотя, если задуматься логично, то это невозможно!

Владимирка. И. Левитан
У омута. И. Левитан
Лунная ночь. И. Левитан
Осенний день. Сокольники. И. Левитан

Но для того, чтобы на картинной двухмерной плоскости появилось объемное изображение с иллюзией глубины, художнику надо просто поверить тому, что видят его глаза. А в помощь себе – вооружиться научными законами линейной перспективы.

Свои закономерности нам открывает и воздушная перспектива. В атмосферном воздухе вращаются бесчисленные частицы пыли и воды, которые создают удивительный эффект легкой туманности при своем сгущении. Это хорошо заметно на расстоянии. Поэтому самый дальний фон в пейзажах или в предметных натюрмортах опытный художник рисует более мягко, размыто, светло, меняя тон и цветность полотна.

На меже. И. Репин
Аллея в парке. Качановка. И. Репин
Пейзаж под Чугуевом. И. Репин
Босяки. Бесприютные. И. Репин

Безусловно, владея законами воздушной перспективы мы усиливаем ощущение пространственности на плоской картинной поверхности. Но изменения тональности, цвета предметов, а также степень их резкости – довольно индивидуальное восприятие. И у каждого человека оно свое.

В отличие от четких законов прямой линейной перспективы, передача воздушной среды в картине – явление субъективное, глубоко своеобразное, построенное на тончайших нюансах мировосприятия.

Осень. Домотканово. В. Серов
Тройка. В. Серов
Зимняя дорога в Домотканове. В. Серов
Октябрь. Домотканово. В. Серов

Как работают правила воздушной перспективы на картинах художников

Лесные горизонты. И. Шишкин
Рожь. И. Шишкин
Дорога во ржи. И. Шишкин
Туманное утро. И. Шишкин

Просыпающееся утро постепенно освобождается от невесомой туманной вуали. Медленно она поднимается вверх над верхушками кедров и тает в легкой дымке неба. Величественный лес тих и молчалив. Он поражает своими масштабами. Видно, что его протяженность уходит далеко за линию горизонта. Шишкин мастерски расставил цветовые и тональные акценты пейзажа. Мы прекрасно чувствуем поднимающийся жар от земли и трав на первом плане. Но как прохладно и далеко озеро, отражающее небо, как голубы дали и свежи молочные туманы. Пожалуй, воздушная перспектива в пейзаже – это самое красивое и полное воплощение человеческого видения и восприятия мира, природы.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин
Дождь в дубовом лесу. И. Шишкин
Сосновый бор. И. Шишкин

Но посмотрите, как ощутимо прорывается воздушная глубина сквозь короткие, нервные линии, тональные пятна и штрихи в графике. Эфемерная жизнь на маленьких клочках походных зарисовок, пожелтевших бумажных альбомах, случайных набросков, сделанных из окна гостиниц или уличных кафе. Воздушная перспектива в рисунке имеет те же задачи, что и в живописи: тональное смягчение, легкость задних планов, изменение нажима карандашных штрихов и линий.

Итальянский пейзаж. И. Айвазовский
Прием императорской семьи в Судаке. И. Айвазовский
Вечер в Каире. И. Айвазовский

Наброски, зарисовки И. Репина, М. Врубеля, А. Серова и других русских художников конца XIX – начала XX века открывают зрителю тонкую, профессионально выполненную графику академической школы. Законы построения воздушной перспективы охватывают все жанры изобразительного искусства. Будь это натюрморт или морской пейзаж, портретная или бытовая зарисовка. Наше жизненное пространство трехмерно, и его глубина на плоском картинном формате всецело зависит от убедительности художника, его знаний, точности видения и технического мастерства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Правила построения линейной перспективы Воздушная перспектива Выполнила: учит.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Правила построения линейной перспективы Воздушная перспектива Выполнила: учит.

Нет, не пейзаж влечет меня, не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих.

Нет, не пейзаж влечет меня, не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит любовь и радость бытия, Она повсюду разлита… Она везде, где красота… И. Бунин

Немного об истории Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изобра.

Немного об истории Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее. В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавала иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть. Обратная линейная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека.

Виды перспективы 1. Прямая линейная перспектива 2. Обратная линейная перспект.

Виды перспективы 1. Прямая линейная перспектива 2. Обратная линейная перспектива 3. Панорамная перспектива 4. Сферическая перспектива 5. Тональная перспектива 6. Воздушная перспектива 7. Перцептивная перспектива

Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства Передний.

Линейная перспектива – это точная наука, которая учит изображать на плоскост.

Основные понятия Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точ.

Схема определений линий горизонта Точка зрения – это взгляд из одной неподвиж.

Схема определений линий горизонта Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки. Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз. Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим.

Схема изменения высоты линии горизонта Средний уровень Высокий уровень Низкий.

Схема изменения высоты линии горизонта Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень

Правила изображения линейной перспективы 1.По мере удаления от наблюдателя ра.

Правила изображения линейной перспективы 1.По мере удаления от наблюдателя размер объектов уменьшается соответственно. 2.Параллельные прямые изображают непараллельными. Но пересекаются они не непосредственно на самом изображении, а в точке схода, т.е. их пересечение не является видимым (смотрим на рисунок с построением куба). Исключение в этом случае составляют линии, располагающиеся вертикально или идущие параллельно линии горизонта. 3.Перпендикулярные линии пересекаются не под прямым углом (опять же смотрим на грани куба: на самом деле они строго перпендикулярны, но в перспективе пересечение происходит под острым или тупым углом).

Воздушная перспектива – это изменение предметов под воздействием воздушной.

1. Найдите ошибки: а) Дорога должна сужаться к линии горизонта. б) Деревья д.

1. Найдите ошибки: а) Дорога должна сужаться к линии горизонта. б) Деревья должны уменьшаться к линии горизонта. в) Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления. Дорога не должна подниматься выше линии горизонта. а) Цвет изменяется, бледнеет по мере удаления. б)Деревья на переднем плане должны быть самыми высокими, уменьшаясь в размере к линии горизонта. Проверка знаний 2. Перспектива – это… а) наука о цвете; б) изображение с применением линии горизонта; в) система отображения на плоскости глубины пространства; 3. Линейная перспектива – это… 4. Воздушная перспектива – это… 5. Законы воздушной перспективы.

Задание Выполнение композиции на тему: «Дорога, по которой мне хотелось бы п.

Читайте также: