Восстановление юга сша после гражданской войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первым из состава Союза вышел штат Южная Каролина (1860 год). Далее, после того, как на президентских выборах победил Линкольн, в 1861 году из Союза вышли Флорида, Джорджия, Алабама, Луизиана, Миссисипи и Техас. За ними, после вступления Линкольна в должность шестнадцатого президента США, вышли из Союза Виргиния, Теннеси, Арканзас и Северная Каролина. Эти 11 вышедших из Союза штатов образовали своё собственное объединение - Конфедеративные Штаты Америки, со своим собственным правительством и своим собственным президентом - Дж. Дэвисом. Столицей стал виргинский город Ричмонд. Через некоторое время, в 1863 году, часть западных графств Виргинии вернулись в состав Союза, став штатом Западная Виргиния.

Поскольку США был союзом, основанном на добровольности, посчитать "преступлением" выход из его состава нескольких штатов было бы неверно. Но терять свою сырьевую базу Север не желал, поэтому спровоцировал Гражданскую войну, позднее прикрывшись "благим лозунгом" об отмене рабства.

Война закончилась капитуляцией Юга, подписанной генералом Робертом Ли 9 апреля 1865 года. Настал период так называемой Реконструкции, которая намечалась Линкольном ещё в 1861 году, но которую северяне смогли развернуть на территории Юга только после своей победы.

Реконструкция Юга - название периода 1865-1877 гг. в США, когда была предпринята попытка решить политические, социальные и экономические проблемы, возникающие в связи с возвращением в Союз 11-ти штатов Конфедерации, которая отделилась до начала Гражданской войны 1861-1865 гг. или с началом войны.

События реконструкции разыгрывались на фоне руин когда-то процветающей экономики Юга. 11 крупных городов было разрушено почти до основания. Среди них Атланта, Чарльстон, Колумбия и Ричмонд. В этих городах до войны проживало 14 % населения всего городского Юга. После войны в районах этих городов оставался всего 1 % от всего населения Юга, как городского, так и сельского. Кроме того, было уничтожено много сельскохозяйственных плантаций и ферм и вместе с ними сгорела или была утеряна правовая документация на их владение. Большое количество людей осталось практически без средств к существованию.

После войны вся территория Юга считалась оккупированной территорией. Ни солдаты Северной армии, ни гражданское население, не знало, как долго продлится военное присутствие и каковы будут его результаты. Равно как и неясно было, каким образом будет регулироваться отношения между победителями и побеждёнными. По сути, южане не имели никаких политических прав и должны были подчиняться армейскому начальству на местах.

Ещё один осложняющий обстановку фактор: большое количество добровольцев-южан, которые возвращались по своим домам после капитуляции. Южная армия так же была распущена и не был решён вопрос о том, какова должна быть численность армии Севера на территории Юга. А вопросы патрулирования территории, защиты от индейских набегов, решение проблем с французским присутствием в Мексике - оставались. То есть, армия была всё равно объективно нужна. И каков будет размер регулярной армии на Юге, или её полностью должна заменить армия Северян - эти вопросы необходимо было решить.


Реконструкцию Юга принято делить на несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: с середины апреля 1865 до конца мая. Правительство Конфедерации распалось. То есть, гражданское правительство на Юге не функционирует. Нет губернаторов, судей, старейшин, шерифов и многих других чиновников, которых "по умолчанию" должны были замещать военные-янки.

Около 250 тысяч солдат Северной армии оставались на юге страны в течение нескольких недель после капитуляции. Они выполняли самые разные обязанности без надлежащей профессиональной подготовки. Командирам и генералам часто приходилось действовать по своему усмотрению, без подготовки к управлению гражданскими учреждениями. Ведь война закончилась военной капитуляцией, а не мирным договором, к тому же будущая политика правительства по отношению к Югу ещё была не продумана.

Применяя к гражданскому управлению военный подход, силами армии были созданы департаменты, округа и уезды по всему Югу. Командующие войск стали одновременно и гражданскими правителями, одновременно стремясь подобрать из числа гражданских лиц надёжных людей на вакантные должности. Специфика управления такова, что военные начальники предпочитают подбирать гражданских чиновников, которые работали бы по указке военных. Таким образом можно создать впечатление того, что гражданская власть всё-таки у гражданских лиц, но при этом сохранять власть военных.

Военные контролируют всё, от почты до школ и уборки мусора. В некоторых местах невозможно получить разрешение на брак, или забрать письма с почты, пока не принесёшь клятву верности Союзу.

25 мая 1865 года президент Эндрю Джонсон издал две прокламации: первая требовала принесение присяги южанами, уточняла круг амнистированных и устанавливала порядок, при котором люди, не подлежащие амнистии, могли подать прошение о помиловании. Вторая прокламация назначала временного губернатора Северной Каролины и обрисовывала в общих чертах процесс восстановления государственного управления на территории бывшей Конфедерации и выборы местных властей.

Так начался ВТОРОЙ ЭТАП, который продлился до декабря 1865 года. Армия по прежнему оставалась главной властью, но как бы совершалась попытка установить наконец на оккупированной территории нормальное управление. Президент Джонсон вскоре издал прокламацию о создании временных правительств в Южной Каролине, Джорджии, Флориде, Алабаме, Миссисипи и Техасе. В штатах Теннесси, Арканзас, Луизиана и Вирджиния продолжали функционировать временные правительства, образовавшиеся во время войны.

Присутствие армии на этом втором этапе некоторые американские историки называют "аномальным". Армия должна была содействовать восстановлению гражданской власти и всячески помогать губернаторам, которые вроде как бы уже не подчинялись армейскому руководству. Президент Джонсон дал указание армии "воздерживаться от того, чтобы чинить какие-то препятствия на пути новых гражданских властей, если они будут лояльны", то есть, если будут действовать по указке Союза. А эту самую "указку" как раз и осуществляли военные. Однако пошли споры, губернаторы писали президенту жалобы на вмешательство военных. Генерал Улисс Грант писал президенту, прося определить круг его полномочий.

В Миссисипи губернатор Уильям Л. Шарки и генерал Генри У. Слокум перессорились из-за желания губернатора сформировать государственное ополчение, независимое от военного управления. Серьёзным предметом спора был военные аресты: могли ли военные арестовывать граждан по собственной инициативе, или только по запросу от гражданских должностных лиц помощи в проведении ареста в потенциально опасной зоне. Были и другие причины для многочисленных споров между военной и гражданской властью. Генерал Грант (главнокомандующий армии Севера) и военный министр Эдвин М. Стентон поддерживает армию в этих конфликтах, а президент Джонсон часто был на стороне своих политических назначенцев, временных губернаторов. Это постоянно вызывало недовольство с обеих сторон.

Численность военнослужащих североамериканской армии постепенно сокращалась, многие увольнялись и расходились по домам. Но в результате того, что в конце войны было значительное увеличение "чёрных" полков, часто происходили конфликты из-за расовой вражды. Дисциплина в армии стремительно падала и военное руководство, равно как и гражданские губернаторы, только и делали, что высылали отчёты на эту тему.

В декабре 1865 года Конгресс выразил своё неудовольствие по поводу программы президента Джонсона и отказался принять обратно в состав Союза бывшие конфедеративные штаты, что означало, что военное присутствие будет продолжено и Южные штаты по прежнему остаются оккупированной территорией, которая не имеет права на собственную власть. Это привело к "законодательной борьбе" президента Джонсона с Конгрессом, которая продолжалась до марта 1867 года.

В результате путаницы в Вашингтоне роль армии так и осталась неясной и общее положение вступило в ТРЕТИЙ ЭТАП.

Временные правительства в Южных штатах остались, но радикальные республиканцы Конгресса требовали большего военного контроля над ними. Конфликты при назначении и снятии гражданских чиновников увеличились. Более широко использовались военные суды на территории Юга. Армия сократила свою численность, достигая в 1866 году 58 тысяч, но вмешательство её в дела Юга напротив возросло.

2 марта 1867 года Конгресс наложил вето на план Джонсона и выработал свой собственный план реконструкции. Это можно назвать ЧЕТВЁРТЫМ ЭТАПОМ реконструкции, который продлился до весны 1871 года.

В этот период военная власть на Юге была особенно сильна своим вмешательством в гражданские дела. Все политические процессы, выборы и прочее, осуществлялись под контролем военных. Конгресс учредил пять военных округов и потребовал назначения генералов армии в руководство каждого. Военные назначались "для защиты всех лиц, в отношении их прав личности и собственности, для подавления восстания, беспорядков и насилия, военные обязаны наказывать или заставлять применять наказания ко всем возмутителям общественного спокойствия и преступникам". Военные так же имели право снимать гражданских лиц с любых должностей и контролировать выборы.

На местах, контролируя выборы, военные допускали и откровенную фальсификацию, чтобы поставить на места губернаторов людей, которые были подконтрольны армии. Так случилось в Джорджии и Луизиане, где результаты выборов были подтасованы и место губернаторов заняли люди, которые были выгодны военным. Летом 1867 года президент Джонсон аннулировал подтасованные результаты выборов в Джорджии и Луизиане, но это не уменьшило власти военных на местах. Да и сам Джонсон был подвергнут импичменту за свои попытки хоть как-то поддержать законность на Юге.

Рандольф Кэмпбелл описывает то, что случилось в Техасе при составлении списков избирателей: "первый и важный шаг был - регистрация избирателей в соответствии с принципами, установленными Конгрессом и тем, как это истолковали генералы Шеридан и Чарльз Гриффин. По реконструктивным актам регистрироваться для выборов могли только взрослые мужчины, белые и чёрные, за исключением тех, кто когда-либо приносил клятву верности Конституции Соединённых Штатов, а затем участвовал в восстании (то есть, Гражданской войне). Шеридан интерпретировал эти ограничения строго, запретив регистрацию не только всех должностных лиц, которые были назначены на должности до 1861 года, которые поддержали Конфедерацию, но и всех городских чиновников любого масштаба, вплоть до смотрителей кладбищ. В результате этой регистрации чёрные, которых было всего около 30 % населения Техаса, составили 45 % всех избирателей в Техасе" (Randolph Campbell, Gone to Texas. 2003, 276.).

Летом 1868 года в Конгресс всё-таки были приняты представители некоторых Южных штатов. Другие штаты были приняты в состав США и, соответственно, получили представительство в Конгрессе, только в 1870-1871 гг. Последним был принят в состав Союза штат Техас.

ПЯТЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП реконструкции продолжался вплоть до инаугурации президента Резерфорда Хейса весной 1877 года. Численность военнослужащих сократилась с 18 тысяч в октябре 1868 г. (одна треть - на границе Техаса) до 6 тысяч осенью 1876 (половина в Техасе).

В 1869 году Конгресс принял решение сократить размер всей регулярной армии США (не только на Юге, но и везде) до 40 тысяч человек. Постепенно армия стала меньше вмешиваться в гражданские дела, чаще отправлять свои решения на утверждение в Конгресс и вступать в действие только по просьбам гражданских властей.


Экономика Юга была разрушена войной. Политическая система Юга была разрушена войной. Практически до 1871 года большая часть Южных штатов находилась на положении оккупированной территории, не имея почти никаких политических прав.

Армия США в разной степени вмешивалась и контролировала территорию Юга и политическое руководство Севера никак не могло договориться, как именно и до какой степени военные могут вмешиваться в мирную жизнь граждан.

Менее всего пострадавший в войне Техас вошёл обратно в состав Союза последним, в 1871 году. Правда, на его территории конфликтов между военными-янки и местным населением было меньше. Не исключено, что такое положение диктовали серьёзные причины: неспокойной положение на границе с Мексикой, которая в это время находилась под властью Франции, и серьёзные проблемы с агрессивными индейскими племенами в центральной и западной части Техаса. Военным реально нужно было решать много практических проблем, поэтому они меньше вмешивались в мирную жизнь техасцев. Но это вовсе не значит, что не вмешивались совсем.

Реконструкция Юга (1865-1877 годы) — это период в истории США после Гражданской войны, на протяжении которого шла реинтеграция проигравших южных штатов в состав США и отмена по всей стране рабовладельческой системы.

Начало Реконструкции

Способы возвращения восставших штатов в Союз обсуждались еще до завершения гражданской войны. Следовало определить будущее самих штатов, судьбу борцов с федеральной властью и положение освобожденных рабов. Сторонник единства нации Линкольн настаивал на великодушии к побежденным, предлагая восстановить их в политических правах и помочь влиться в новые экономические условия. Амнистия была должна распространиться на всех отказавшихся от старых убеждений. Президент предлагал все штаты, в которых хотя бы 10 % избирателей признали федеральное правительство и поддержали отмену рабства, вернуть в Союз. Негров, сражавшихся за демократию, он считал возможным наделить всеми гражданскими правами поэтапно.

Республиканская партия начала Реконструкцию после капитуляции Юга, не имея согласованных планов. Ставший президентом Эндрю Джонсон (1865–1869), взявший план Линкольна за основу, столкнулся с сопротивлением радикальных однопартийцев, представлявших демократические круги промышленной буржуазии и фермеров. Большинство конфискованных имений плантаторов возвращались прежним владельцам. Президент провел в мае 1865 года частичную амнистию мятежников и спокойно воспринял то, что бывшие лидеры Конфедерации стали депутатами в Конгрессе от южных штатов или заняли посты в местных собраниях.

Готовые работы на аналогичную тему

По всем принципиальным вопросам послевоенного устройства в обществе не было единства. Внутриполитическая ситуация резко обострилась, приведя к накалу как во внутрипартийной, так и в межпартийной борьбе. Стремление реставрации в южных штатах вызвало сопротивление широких масс фермеров, рабочих, ремесленников, и представителей демократических кругов по всей стране. Левое крыло Республиканской партии попробовало отстранить Джонсона от действий по реконструкции Юга и поручить их специальному комитету Конгресса. В 1868 году радикальные республиканцы попытались придать президента импичменту за попустительство в использовании президентского поста. Выступая против плантаторской реакции, они действовали в интересах средних слоев Запада и финансово-промышленных кругов Севера, заинтересованных в упрочении либерально-рыночных механизмов.

По настоянию радикальных республиканцев Конгресс в апреле 1866 года принял билль о гражданских правах негров, а в июле 1866 года – XIV поправку о предоставлении гражданских прав неграм. Эта поправка установила гражданское равенство всех жителей и ограничила права мятежников. Превращая бывших рабов в избирателей радикальные республиканцы лишали их прежних владельцев политического влияния и ослабляли Демократическую партию. Победа на ноябрьских выборах 1866 года подтвердила правильность расчетов республиканцев.

Радикальная реконструкция

В 1877 году участие армии в управлении на Юге прекратилось. В южных штатах не было восстановлено рабовладение, но демократические правительства приняли дискриминационные законы, получившие название законов Джима Кроу. Негры в результате стали гражданами второго сорта, и по-прежнему в общественном мнении господствовали расистские принципы превосходства белых.

Монополия на власть демократической партии на территории Юга продолжалась до 1960-х годов.

Экономические и социальные реформы

Некоторые историки полагают, что освобождённые рабы имели склонность к получению образования, для чего предпринимались меры по введению всеобщего начального образования. Некоторые рабы училась у белых читать ещё до Гражданской войны, когда им было запрещено учиться в школах. Ещё до завершения войны негры создавали школы, также грамоте можно было обучаться в церковно-приходских школах. После войны проблемы образования обсуждались на конституционных собраниях штатов. Создавалась система государственных школ с сегрегацией по расовому признаку. Начальные и средние школы появились в каждом городе, но на Юге городов было мало. В сельской местности обычно школами были помещения с одним классом, в котором работал плохо оплачиваемый педагог, обучавший около половины местных детей. Однако по мнению консерваторов, даже такая система образования для разорённых регионов Юга была слишком дорогой, а средства на ее поддержку из федеральной казны не выделялись до 1890 года. Проблемой было и отсутствие преподавателей из негритянской среды. Специально для их обучения создавались государственные колледжи.

Для преодоления послевоенной разрухи южные штаты в эпоху реконструкции предпринимали усилия по строительству железных дорог. Однако собранные путём субсидий и займов миллионы долларов были разворованы. Чтобы финансировать транспорт и образование, налоги на Юге в среднем увеличились в четыре раза. Южане не имели исторической традиции использования государственных средств для нужд инфраструктуры, и до войны налоги были низкими. Все же общая длина железных дорог Юга выросла с 11 тысяч миль в 1870 году до 29 тысяч миль в 1890 году. Управляющими и владельцами железных дорог преимущественно были северяне.

За гражданской войной в США последовала Реконструкция (пере­стройка), в ходе которой на Юге произошло полное переустройст­во всех политических и общественных отношений.

Освобождение рабов

Вопреки сопротивле­нию президента Э. Джонсона в 1866 г. был принят закон о граждан­ских правах негров, признание которых стало условием возвраще­ния южных штатов в состав США. В 1867 г. федеральные войска оккупировали Юг, негритянское население получило избиратель­ные права, а бывшие сторонники Конфедерации, наоборот, лиши­лись их.

На выборах 1868 г., впервые проходивших с участием нег­ров, президентом был избран генерал Грант, который продолжил радикальную Реконструкцию. Негры активно втягивались в политическую жизнь, их первые представители были избраны в кон­гресс. К 1870 г. все южные штаты были вынуждены признать права негров и вернулись в состав США.

Хозяйство Юга

В ходе Реконструкции основы традиционного плантационного хозяйства на Юге были подорваны. Распространение на южные штаты закона о гомстедах способствовало развитию фермерского хозяйства.


Итоги политики реконструкции Юга

Десять лет, на протяжении которых осуществлялась политика радикальной реконструкции Юга, серьезно поменяли жизненный уклад, политику и экономику южных штатов. Многие изменения были, в целом, позитивными. Заново отстроились города, начали работу фабрики, возникла разветвленная сеть железных дорог. Наконец-то была создана система бесплатного среднего образования (правда, школы были сегрегированы по расовому признаку), расширилось участие женщин в общественной жизни. Многие “саквояжники”, пришедшие с Севера, были не столько искателями легкой наживы, сколько прогрессистами, предпринимателями, учителями, искренне желавшими улучшения социальных условий в штатах бывшей Конфедерации. То же самое можно сказать и о белых южанах, вступивших в Республиканскую партию (scalawags – “прохвостах”): далеко не все они были “предателями своей земли и своей расы”, как их называли в народе.


Однако негативных последствий реконструкции можно насчитать гораздо больше. Во-первых, вместо того, чтобы способствовать национальному примирению после Гражданской войны, реконструкция еще десять лет культивировала межсекционную вражду: для многих южан этот период стал даже более тяжелым испытанием, чем сама война. Во-вторых, политика радикальных республиканцев по наделению бывших рабов политическими правами оказалась на практике достаточно лицемерной: северянам нужны были голоса чернокожих на федеральных выборах, и они хотели осложнить жизнь старой плантаторской элите. Обе эти цели были вполне своекорыстными и не имели ничего общего с моральными аргументами довоенных аболиционистов. Реальные чаяния освобожденных рабов, выразившиеся в знаменитой фразе “сорок акров и мул”, были республиканцам гораздо менее интересны, все проекты, направленные на их реализацию, так и не нашли политической поддержки (например, проект Тэда Стивенса о разделе плантационных угодий на мелкие наделы, и “Южный Гомстед Акт” 1867 года).

Что же касается участия чернокожих в реальной политике — на первый взгляд, это выглядело огромным достижением, нигде в мире освобожденные рабы не получали политических прав так быстро и в таком объеме, как на Юге США в период Реконструкции. Однако практическим результатом этого было, к сожалению, не повышение социально-политического статуса афро-американцев, а его стремительное падение после нескольких лет электоральных успехов. Дело в том, что белые южане восприняли приглашение бывших рабов в политику как страшное унижение, и сделали все возможное, чтобы лишить черную расу каких бы-то ни было политических перспектив. Сделать это было не так уж сложно, учитывая отсутствие у негров политического опыта, низкий уровень их образования и вековые традиции подчинения белой расе. Только через сто лет, в ходе движения за гражданские права в середине XX века, у чернокожих американцев появился второй шанс, которым они воспользовались гораздо более эффективно.

Читайте также: