Интеграция культурного пространства кратко

Обновлено: 30.06.2024

состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез-том к-рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной антропологии, во многом пересекается с понятием “социальная интеграция”, используемым гл. обр. в социологии и англ. школе социальной антропологии. И.к. интерпретируется разными исследователями по-разному: как логич., эмоц. или эстетич. согласованность между культурными значениями; как соответствие между культурными нормами и реальным поведением носителей культуры; как функциональная взаимозависимость между разл. элементами культуры (обычаями, институтами, культурными практиками и т.п.). Все эти интерпретации родились в лоне функционального холистич. подхода к исследованию культуры и неразрывно связаны с ним методологически.

Самнер в работе “Народные обычаи” (1906) высказал предположение, что нар. обычаям свойственна “тенденция к взаимосогласованности”, т.е. к взаимному приспособлению друг к другу в поведении индивида, удовлетворяющего при их помощи свои инстинктивные потребности. Аналогичная т.зр. отстаивалась в работе “Научная теория культуры” (1944) одним из основоположников функционального подхода в антропологии Малиновским (см. Малиновский), рассматривавшим разл. культурные практики и институты как функциональные части целостного “культурного аппарата”, призванного обеспечивать удовлетворение всех человеч. потребностей; в этом смысле он говорил о наличии во всех культурах особых “интегративных потребностей”.

Несколько иная трактовка И.к. была предложена Бенедикт в работе “Паттерны культуры” (1935): обычно культуре присущ некий доминирующий внутр.принцип, или “культурный паттерн”, обеспечивающий общую форму культурного поведения в разл. сферах человеч. жизнедеятельности. “Культура, как и индивид, представляет собой более или менее согласованный паттерн мышления и действия. В каждой культуре возникают характерные задачи, к-рые не обязательно свойственны другим типам об-ва. Подчиняя свою жизнь этим задачам, народ все более и более консолидирует свой опыт, и в соответствии с настоятельностью этих побуждений разнородные типы поведения обретают все более и более конгруэнтную форму”. С т.зр. Бенедикт, степени интеграции в разных культурах могут различаться: одни культуры характеризуются высшей степенью внутренней интеграции, в других — интеграция может быть минимальной. (Бенедикт была одной из первых, кто стал рассматривать И.к. не как постоянное и неотъемлемое общее свойство всех культур, а как структурную переменную.) Аналогичные трактовки внутр. согласованности культур давались в концепциях “нац. характера”, “базисной структуры личности” и т.п.; в них делался упор на личность как интегрирующий фактор культуры, и нередко вся совокупность культурных проявлений рассматривалась как актуализация тех предрасположений и склонностей, к-рые заложены в типичной для того или иного об-ва структуре характера (или личности).

Осн. недостатком понятия “интеграции” было рассмотрение культуры как статичной и неизменной сущности. Осознание важности ставшего почти повсеместным в 20 в. быстрого культурного изменения вело ко всем большему осознанию процессуального аспекта интеграции. В частности, Линтон, Херсковиц и другие амер. антропологи сосредоточили внимание на динамич. процессах, посредством к-рых достигается состояние внутр. согласованности культурных элементов и происходит инкорпорация в культуру новых элементов; отмечались избирательность принятия культурой нового, трансформация формы, функции, значения и практич. использования заимствуемых культурой извне элементов, процесс адаптации традиц. элементов культуры к заимствованиям. В концепции “культурного отставания” Огборна подчеркивалось, что интеграция культуры не происходит автоматически, что изменение в одних элементах культуры не вызывает немедленного приспособления к ним других ее элементов, и, более того, именно постоянно возникающая рассогласованность — один из важнейших факторов внутр. культурной динамики.

Для большинства приверженцев функционализма понятие “интеграции” имело прежде всего общетеор. значение. П. Сорокин (1962) противопоставил такому пониманию интеграции разграничение социокультурных систем, интегрированных на основе функциональной взаимозависимости элементов, и систем, интегрированных на основе логической и смысловой когерентности. Эта идея Сорокина заложила основу качественно новой исследоват. ориентации, нацеленной на анализ разных форм И.к., свойственных разл. социокультурным системам.

Конфигурационная (тематич.) интеграция представляет собой интеграцию по сходству, когда разл. элементы культуры соответствуют общему паттерну, имеют одну сквозную общую “тему”. Потенциальные возможности культурного самопроявления человека безграничны, однако та или иная “тема” обеспечивает избирательность человеч. активности, задает об-ву некий ориентир, вокруг к-рого выстраивается здание культуры. Такая идея присутствует в работах Бенедикт (понятие “паттерна культуры”), Клакхона (понятие “конфигурации”), Оплера и Херсковица (понятие “темы”), Сорокина (понятие “ментальности культуры”). Напр., у индейцев зуньи, как отмечала Бенедикт, в обычаях брака, формах танца, отношении к смерти и других аспектах культуры проявляется характерная склонность к умеренности, воздержанности и церемониальности. В племенах Юж. и Вост. Африки, по наблюдению Херсковица, вся культура строится вокруг темы крупного рогатого скота, для зап. же культуры стержневой темой является тема экономики и техники. “Тема”, интегрирующая культуру, может быть неосознаваемой (Клакхон) и осознаваемой (Оплер). Оплер отмечал, что безраздельное господство в культуре единой темы сопряжено с подавлением свободы культурного творчества и потенциально содержит в себе разрушит. и катастрофич. последствия для культуры в будущем.

Стилистич. интеграция проистекает из эстетич. стремления членов группы к аутентичному выражению собственного опыта и представляет собой взаимную адаптацию интенсивно ощущаемых элементов опыта, основанную на спонтанном творч. порыве и формирующую специфич. “стиль”. Опр. стиль может господствовать в таких сферах культуры, как искусство, политико-экон. поведение (Рисмен, Фромм), обществ. мировоззрение (Мангейм), наука и философия (Крёбер, П. Сорокин) и т.д. Крёбер, в своей работе “Стиль и цивилизации” (1957) наиболее полно развивший концепцию стилистич. интеграции, отмечал, что единый “стиль” возможен в культуре лишь при том условии, если люди достигли относит. свободы от оков природной необходимости. Он считал, что в культуре сосуществуют несколько стилей, к-рые приспосабливаются друг к другу, обеспечивая высокую степень внутр. согласованности культуры. Стили недолговечны; реализовав свои возможности, они угасают, уступая место другим. Высокая степень стилистич. интеграции культуры создает благоприятные условия для проявления человеч. гениальности.

Логич. интеграция представляет собой интеграцию культурных элементов на базе логич. согласованности и непротиворечивости и предполагает, в идеале, отсутствие в восприятии этих элементов их носителями “когнитивного диссонанса”. Логич. интеграция проявляется в форме развитых научных и филос. систем, внутренне согласованных нравственных и правовых кодексов и т.п.; она осуществляется в рамках того типа рациональности, к-рый доминирует в той или иной культуре. Одним из вероятных последствий логической согласованности элементов культуры является высокая степень “нормативной интеграции” об-ва; как отмечал Ландекер, “чем выше степень логич. интеграции культурных стандартов, тем выше степень соблюдения этих стандартов в поведении”.

Коннективная интеграция — это степень непосредств. взаимосвязи разл. сост. частей культуры; в работах разных авторов она фигурировала как “коннотативная взаимозависимость” (Редфилд), “системный паттерн” (Крёбер) и т.д. Такая форма интеграции, по мнению Редфилда, свойственна преимущественно изолированным и относительно гомогенным культурам. Для культур с высокой степенью коннективной интеграции характерна устойчивость традиц. образа жизни и синтетич. тип мировоззрения, отсутствие дифференциации деятельности и понятия “специалиста”; в городских промышленных об-вах Запада степень коннективной интеграции невелика вследствие высокой степени дифференциации, специализации и сегментации культуры. Это, в частности, констатировал М. Вебер в своем анализе зап. рациональности: разл. сферы культуры (лит-ра, музыка, театр, живопись и т.д.) развиваются на Западе относительно автономно друг от друга.

Функциональная (адаптивная) интеграция, напротив, наиболее характерна для культур совр. зап. об-в; эта форма интеграции нацелена на повышение функциональной эффективности человеч. деятельности в об-ве (прежде всего производственной). Самнер определял ее как “тенденцию все большей адапатации средств к целям”; она осуществляется на инструментальной основе и может заключать в себе мощные потенциально деструктивные для об-ва силы.

Регулятивная интеграция связана со сглаживанием и нейтрализацией культурных конфликтов. Одним из важных механизмов регулятивной интеграции, как утверждал Парсонс, является иерархическая организация ценностных ориентаций и разл. типов культурых систем. Другим ее механизмом, с т.зр. Д. Левина, является “моральное разделение труда”, заключающееся в закреплении за разными сегментами населения разл. культурных паттернов и имплицитной взаимной поддержке разл. сегментами культурных ценностей друг друга.

Лит.: Sumner W.G. Folkways. Boston, 1907; Ogbum W. Social Change with Respect to Culture and Original Nature. L, 1923; Benedict R. Patterns of Culture. L., 1935; Redfield R. The Folk Culture ofYucatan. Chi., 1941; Kroeber A. Configuratios of Culture Growth. Berk., 1944; Idem. Style and Civilizations. Ithaca; N.Y., 1957; Malinowski В. А Scientific Theory of Culture and other essays. Chapel Hill, 1944; Opier М. Component, Assemblage, and Theme in Cultural Integration and Differentiation // American Anthropologist. 1959. V. 61. № 6; Landecker W.S. Types of Integration and Their Measurement // American Journal of Sociology. 1951. V. 56. № 4; Kluckhohn C. Patterning as Exemplified in Navaho Culture // Language, Culture and Personality: Essays in Memory of Edward Sapir. Menasha, 1941; Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. N.Y., 1962.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Процесс общения между людьми в современном понимании перерастает в нечто более глобальное. Еще в древние времена было место для общения людей между племенами, для обмена средствами материальной и духовной сферы. Сегодня это стало называться культурной интеграцией, которая охватывает не только города, но и цивилизации. Именно поэтому можно говорить о том, что человеческие объединения не изолированы друг от друга — они развиваются вместе, обмениваясь между собой ценностями, взглядами, идеями.

Причины интеграции

Причины интеграции

Серьезное развитие процесса всемирной экономической, политической и культурной интеграции произошло за счет того, что многие существовавшие империи в мире стремились достичь полной экспансии. Это не столько вносило хаос, сколько помогало слабо развитым государствам получить новое техническое оборудование, новые взгляды на окружающий их мир. Появился такой процесс, как консолидация. Культурные ценности и традиции передавались от человека к человеку, причем второй мог быть представителем другой страны. Это только расширяло сферу влияния, делало людей разного этноса более сплоченными и открытыми к новому.

Основная причина повышения и даже появления интеграции состоит в развитии империй вроде Римской, Китайской, Османской, Византийской и прочих. Они внесли не только гигантский вклад в общество, искусство и культуру своей страны, но и в эти сферы в других странах.

Культурная интеграция сегодня

Культурная интеграция

XXI ознаменовывается небывалым подъемом во всех областях деятельности. Сейчас нет смысла в экспансии за счет завоеваний, так как появилась связь, сеть, где люди могут общаться друг с другом, причем неважно, с какого тот или иной человек континента. По этой причине культурная интеграция общества существует даже независимо от индивида — она производится на подсознательном уровне, то есть представители стран говорят о своих традициях и воззрениях другим. Сегодня сложно говорить об одной культуре, не оглядываясь на другие, так как это один целый организм. Изменения в одной части обязательно повлекут за собой нарушения в противоположной.

Поэтому появилась известная точка зрения о том, что мир перерос суверенитет. Мировому сообществу отдаются большие полномочия от всех находящихся в нем государств. Однако роль государства не становится маловажной, напротив, оно работает в качестве основного мирового сегмента. Ответственность, возложенная на власти, становится даже более серьезной.

Регионализм

Распространение интеграции

Культурная интеграция — это процесс, который всегда содействует с регионализмом. Последний отвечает за развитие конкретного государства, что может сказываться на качестве интеграции. В любом случае еще достаточно рано говорить о том, что человечество едино между собой в нравственном и духовном смысле.

Мировая культурная интеграция зарождается из-за того, что происходит развитие определенного государства, которое многие свои достижения консолидирует в мировое сообщество. Это постоянный круговорот процессов, от которых человечество уже не сможет уйти.

Политическая

Культурная интеграция напрямую связана с политической. Последняя означает систему каких-либо процессов, которые по своему итогу приводят к объединению политических сил или единиц. Существует два основных типа такой интеграции: внутригосударственная и межгосударственная.

Первое понятие отражает все процессы, происходящие на уровне политических объединений, партий или организаций. Основная задача — это объединение таких сегментов политики по признаку схожих взглядов, одинаковых целей. Также вероятно сближение групп, где состав представлен примерно одинаковыми в чем-то представителями.

Межгосударственная происходит за счет появления каких-то общих целей, интересов между государствами. Если правительство находит в другом государстве сообщника из-за одинаковых взглядов, традиций и ценностей, то он может консолидировать в него свои достижения. Причем действие требует ответной реакции.

Именно межгосударственный тип связан с глобализацией, культурной интеграцией, которые являются естественным проявлением жизнедеятельности современного социума. В совокупности процессы могут вызывать глубокую стабильность, безопасность граждан внутри и за пределами государства.

К чему это привело?

Итоги культурной и политической интеграции

В странах Европы данные действия привели к появлению многочисленных наднациональных институтов власти, которые берут на себя часть полномочий страны. Все проблемы решаются в совокупности с насущными трудностями в других странах. Например, появление Евросоюза привело к почти полному слиянию всех военно-политических сил входящих в его состав государств. Это говорит о том, что один руководитель не может вынести решение о том, что нужно применять вооружение, если предварительно не открыл на обсуждение эту тему на заседании. Такая интеграция основных сфер жизни человека помогает сохранить мир, повысить терпимость, создать условия для благополучной жизни граждан в безопасности, а также предоставить возможность свободного передвижения.

Заключение

Интеграция и мировое сообщество

Как политическая, так и культурная, а также экономическая интеграция являются устоявшейся тенденцией общественного прогресса. Несмотря на существование многих положительных сторон, никто не может сказать однозначно о том, что этот процесс — хорошее явление. Он также способен наносить вред мировому сообществу, так как появляется много противоречий между странами. Например, государства, не входящие в союз или объединение, могут расценивать это как угрозу.


Европейский союз, охватывающий 27 стран Западной, Южной, Восточной и Северной Европы, является примером успешного развития экономического и политического интеграционного процессов. Наряду с экономической и политической интеграцией в Европе развивается и процесс взаимопроникновения культур, так как именно культура в современных европейских странах является основой не только формирования общества, но и национальной внешней политики. Культурный обмен между странами – участницами ЕС напрямую влияет на уровень и развитие межгосударственных отношений. Изучение этого процесса определяет актуальность данной работы. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Е. Е. Беляева, 2012

И. В. Харитонова, доктор философских наук, заведующая кафедрой романо-германских языков гуманитарных факультетов МПГУ;

Г. В. Беликова, кандидат культурологии, заведующая кафедрой второго иностранного языка факультета иностранных языков МПГУ.

Актуальность темы исследования. Европейский союз, объединяющий 27 стран Европы, является примером осуществления экономической и политической интеграции, наряду с которыми инициирован процесс взаимопроникновения культур. Проблемам культурной интеграции и посвящено настоящее исследование.

В мировом масштабе европейская интеграция представляет собой если не уникальное, то, по крайней мере, достаточно специфический феномен. Вместе с тем интеграционные процессы в Европе неразрывно связаны с таким явлением, как глобализация, которая на сегодняшний день является одной из тенденций развития современного мира.

Культура в современных европейских странах является не только основой формирования общества, но и частью национальной внешней политики. Культурный обмен между странами — участницами ЕС напрямую влияет на уровень и интенсивность развития межгосударственных отношений.

Основатели ЕС не учли необходимость в концептуализации культурной составляющей процесса объединения Европы. Первая ссылка на культуру появилась лишь в 1992 г. при подписании Маастрихтского соглашения (the Maastricht Treaty). Лидеры ЕС обратили внимание на культурный аспект процесса европейской интеграции только тогда, когда начался кризис интеграции и когда потребовались новые решения, позволяющие гражданам стран-участниц присоединиться к интеграционному процессу в рамках ЕС.

Процесс глобализации, расширение и иммиграция делают ЕС поликультурным сообществом. И для того чтобы этот факт не стал угрозой и проблемой для ЕС, культура рассматривается как основное и даже единственное средство обеспечения эффективного диалога и сотрудничества между государствами-членами. Именно успешная культурная политика является основанием оптимистических ожиданий, связанных с результативным завершением процесса интеграции в ЕС: увеличением европейского благосостояния, конкурентоспособности, творческого и новаторского потенциала.

Следует отметить, что в основе развития всегда лежит противоречие. Противоречие характеризует и актуальное состояние европейской культуры. С одной стороны, культура выступает как то общее, идентичное, что исторически и этнически объединяет народы Европы, объективно существующие в условиях межкультурного диалога, осознается этот факт сообществом или нет. С другой стороны, культура является проявлением единичности каждого из этнических сообществ, рефлексией их национального своеобразия и диверсификации в целом. В этом смысле перспектива культурного развития Европы видится ЮНЕСКО в достижении культурной идентичности, но на основе сохранения культурного разнообразия. Речь идет о формировании целостного, единого культурного пространства за счет взаимообогащения национальных культур. При этом имеется в виду не только межгосударственный уровень, но и поликультурные взаимодействия внутри отдельных стран — членов ЕС.

Итак, указанные обстоятельства и определяют в целом актуальность темы настоящего исследования.

Объект исследования — европейская политика в сфере культуры, которая определяет сущность, масштаб и направленность интеграционных процессов в Европейском союзе.

Предметной областью исследования являются формы культурной интеграции между государствами — членами Европейского союза, а также стратегические установки культурной политики, проводимой в рамках укрепления взаимоотношений между странами ЕС.

Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом. Культурная интеграция является стратегией культурной политики ЕС на том основании, что она представляет собой форму организации взаимодействий между культурами различных сообществ, основанную на планировании, проектировании, концептуализации процесса создания общеевропейского культурного пространства.

Построение доказательства этой гипотезы определяет цели и задачи исследования.

Основная цель исследования состоит в комплексном изучении культурной политики Европейского союза.

Поскольку основой реализации культурной политики в рамках создания европейской идентичности является девиз ЕС о единстве в разнообразии, логично рассматривать культуру как основание интеграции в движении от общего к единичному и от единичного к общему. Такая постановка проблемы определяет и конкретные задачи исследования, а именно:

— воссоздать историческую картину возникновения и развития идеи европейского единства, становления Европейского союза;

— выявить историко-культурные предпосылки для установления взаимодействия между странами-участницами в рамках Европейского союза;

— дать характеристику основных направлений сотрудничества между странами Европейского союза;

— определить место культуры и рассмотреть проблемы культурной интеграции в системе глобализационных процессов;

— показать роль культуры в европейской интеграции;

— охарактеризовать основные направления культурной политики Европейского союза;

— доказать объективную необходимость и заинтересованность Европейского союза в развитии культурных связей между странами-участницами;

— рассмотреть программы и планы культурного сотрудничества стран ЕС, основные направления, результаты.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 90-х годов XX в. до 2011 г. При этом достижение цели и решение задач монографии, в частности обзор истории рождения, развития и реализации идеи европейского единства, диктовали необходимость выхода за нижнюю хронологическую границу.

Теоретико-методологические основания исследования. Выбор методологии, использованной в работе, обусловлен спецификой предмета и задачами исследования. Для раскрытия темы монографии автор обратился к принципам и методам, используемым в научной культурологической, исторической и политической литературе.

Основными принципами исследования стали историзм, объективность, системность, критическая интерпретация изучаемых фактов, процессов и явлений и другие.

Указанные общеметодологические принципы, а также задачи, решаемые в работе, обусловили выбор следующих методов исследования.

Хронологический метод использовался для анализа фактов, связанных с историческими условиями концептуализации европейской культурной политики. Ретроспективный метод позволил установить истоки возникновения идеи европейской культурной идентичности. Историко-сравнительный метод применялся при сопоставлении миграционной политики в странах ЕС. Структурно-функциональный метод позволил построить функциональную модель европейской культурной политики и определить иерархическую структуру ее акторов. Сочетание социологического метода и контент-анализа дало возможность систематизировать и изучить официальные и неофициальные документы, определяющие деятельность Европейского союза в области культурной политики, с точки зрения однородности информации о культурной политике ЕС, содержащейся в них. Благодаря применению критического метода была установлена эффективность/неэффективность мероприятий культурной политики ЕС в плане решения стратегических и тактических задач культурной политики.

Библиографическую базу данного исследования составили опубликованные и неопубликованные документы, а также материалы различного характера. Все источники, используемые в данной работе, можно условно разделить на следующие группы.

Первую группу источников составляют опубликованные (некоторые из них на русском языке) документы Европейского союза, раскрывающие историю становления и развития европейского интеграционного образования, а также важнейшие соглашения, на основании которых функционирует Евросоюз:

— учредительные договоры Европейского сообщества и Европейского союза;

— документы Совета Европейского союза (рамочные решения, директивы, регламенты, декларации);

— Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии;

Вторую группу источников образуют документы, касающиеся сотрудничества между странами — участницами Европейского союза, развития отношений между ними в 90-е годы XX в. — начале XXI в., как опубликованные, так и находящиеся на электронных носителях информации, рассказывающие об усилиях ЕС в налаживании отношений партнерства и сотрудничества между странами, входящими в ЕС.

Третью группу составляют опубликованные и неопубликованные документы, а также материалы, статистические выкладки, сведения и фактические данные, касающиеся отношений между странами Европейского союза в культурной сфере.

Перечисленные использованные источники позволили обеспечить необходимую для исследования репрезентативность и достоверность, решить поставленные в монографии задачи.

Степень разработанности проблемы. При подготовке монографии автор опирался на многочисленные публикации отечественных и зарубежных культурологов, политологов, историков и социологов. Несмотря на отсутствие цельного монографического исследования по сформулированной проблеме, многие аспекты изучаемой темы рассматривались в культурологической, исторической, социологической и политологической литературе. В тематическом и содержательном отношениях имеющиеся работы можно разделить на следующие группы.

Первую группу составили труды западных ученых о зарождении и развитии идеи европейского единства.

Появление идеи европейского единства связано с именами таких политиков, мыслителей, как Э. Крюсе [139], Иржи Подебрад [152], Жан-Жак Руссо [134] и другие.

Эти проблемы волновали таких известных людей, как К. А. Сен-Симон [150], Дж. Гарибальди [148], И. Кант [127].

Для восстановления исторической картины развития идей о европейском единстве автор опирался и на суждения исследователей П. Валери [125], Э. Гуссерля [132], Ж. Дерриды [135], А. Бриана [111], Э. Бенеша [124] и других.

Идеи единства европейских народов были близки также и многим российским мыслителям. Проблемами европейской интеграции серьезно занимались Вл. Соловьев [141], Н. Я. Данилевский [133], К. Н. Леонтьев [140], Г. П. Федотов [154]. Изучение их работ позволяет более полно осветить историю зарождения и развития идей о европейском единстве, глубже понять современные интеграционные процессы в Европе.

Во вторую группу входят зарубежные и отечественные исследования, рассматривающие историю Европейского союза, актуальное состояние европейской экономической интеграции и перспективы их развития.

Изучение истории европейской интеграции невозможно провести без исследований тех, кто стоял у ее истоков. Речь идет о работах Ж. Моне [83], А. Маршаля [81], Л. Эрхарда [157] и других.

Анализ истории европейской интеграции, описание современного этапа ее развития можно найти в исследованиях таких зарубежных ученых, как М. Драгечевич-Шешич [136], А. Жерар [62], Ж. Гентил [62], М. ди Анджело [36], М. Весперини [36], Д. Адамс [2], А. Голдбард [2], Д. Тросби [152], Ф. Матарассо [142], Жак ле Гофф [131], Ч. Лендри [128], У. Бек [123], Г. Вестхейм [126], К. Малфлит [80], Э. Морен [144], X. Тиммерман [151] и другие.

Западные исследователи писали и пишут о возможных моделях отношений между странами Евросоюза. Так, особого внимания заслуживают работы А. Моля [143], М. Драгечевич-Шешич [136], А. Визанда [120] и других.

В современной науке принято проводить параллели между глобализацией и международным распространением культуры. Многие исследователи говорят о культурной глобализации, ставящей на первое место проблему мультикультурализма и межкультурной коммуникации.

Бесспорно, культурное многообразие — одно из главных преимуществ Европы. И культурная политика устанавливается и проводится именно на основе национальных культур стран — участниц ЕС.

Однако появление таких структур, как Европейский союз, Совет Европы, активное развитие процесса глобализации меняют расстановку сил в сфере культуры. Многие ученые приходят к выводу о том, что бесконфликтное будущее ЕС, которое основывается на процессе культурного обмена, универсализация культуры, национальная толерантность — это иллюзия, поддерживаемая политикой стран-участниц.

Для создания реальной картины взаимоотношений государств — членов ЕС на культурном уровне многие исследователи (С. Каррера [8], Дж. Стейнс [107], В. Колер-Кох [77] и другие) опираются на объективные историко-культурные предпосылки установления взаимоотношений между странами Европейского союза. Они признают возможность успешного культурного взаимодействия стран Евросоюза одним из важнейших факторов, определяющих будущее системы международных отношений.

Итак, проанализировав имеющиеся публикации по теме данного исследования, можно сделать вывод о том, что отечественная, зарубежная историография, политическая и другая специальная литература содержат большое число работ по отдельно взятым вопросам культурной политики ЕС. Однако в них отсутствует целостное исследование проблемы, сформулированной в рамках монографии.

Научная новизна данного исследования заключается в комплексном подходе к анализу стратегических установок культурной политики Европейского союза, а также предпосылок, факторов и проблем европейской интеграции в сфере культуры. Это дает возможность осмыслить логику и специфику интеграционных процессов ЕС и выявить их побудительные причины.

Ведение в научный оборот большого документального, историографического и фактологического материала, ранее мало известного исследователям, усиливает научную новизну и значимость работы.

Наиболее значимые научные результаты заключаются в следующем:

— определены предпосылки разработки современной концепции культурной политики ЕС, основанной на признании ее двусторонней направленности: от единичного к общему и от общего к единичному;

— показано, что на современном этапе европейского строительства культуре придается первостепенное значение, а признание приоритетной роли культуры стало основополагающим для проведения социальной, экономической, дипломатической политики и политики безопасности ЕС;

— отражена роль культурной политики в преодолении кризиса европейской интеграции;

— установлено, что в основе межкультурного диалога стран — членов ЕС лежит противоречие между общим и единичным, между культурной однородностью и диверсификацией Европейского сообщества, а преодоление подобного противоречия является стратегической целью культурной политики ЕС;

— продемонстрировано, что достижение стратегической цели культурной политики ЕС связано с решением ряда тактических задач, которое находит свое отражение в реализации конкретных краткосрочных и долгосрочных программ, направленных на достижение единства в многообразии;

— выявлены специфические особенности и построена модель культурной политики ЕС;

— указаны проблемы актуальной культурной политики ЕС, определена эффективность мер, направленных на их преодоление;

— сделан вывод о том, что культурная политика выступает как определенным образом организованная система воздействий на культурные объекты действительности и одновременно как система обеспечения взаимодействий между культурными объектами и другими объектами действительности, представляющими общеевропейскую и общечеловеческую ценность.

Теоретическое значение данной работы определяется тем, что это первое в российской культурологической литературе комплексное исследование исторических, социальных, экономических и политических условий и предпосылок формирования культурной политики ЕС, а также и деятельности ЕС, направленной на интеграцию в культурной сфере. Положения и выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения как интегративной культурной политики ЕС, так и культурной политики в других многонациональных сообществах.

Практическая значимость монографии. К областям конкретного применения результатов исследования автор относит такие отрасли научного знания, как: новейшая история стран Западной Европы, международные отношения, политология, история мировой культуры, теория межкультурной коммуникации.

Практическая значимость монографии определяется тем, что ее материалы и выводы могут:

— использоваться при создании индивидуальных и коллективных монографических трудов по новейшей европейской истории, международным отношениям, политологии, истории мировой культуры;

— найти применение в учебном процессе в высшей школе при чтении лекций, проведении практических занятий по страноведению стран Европы, истории европейской интеграции и международных отношений, политологии и мировой культуры, при подготовке и написании дипломных, курсовых работ, учебников и учебных пособий;

— быть востребованы в практике российских государственных институтов власти при определении курса в отношении Европейского союза, в развитии сотрудничества между ЕС и Россией, в том числе и в культурной сфере. Эти материалы могут быть полезны всем, кто занимается сотрудничеством с ЕС в культурной сфере.

Апробация работы. Содержащиеся в монографии материалы, выводы и обобщения апробированы автором в следующих формах:

— изложение основных положений и выводов в ряде научных статей;

— выступление на II и III Всероссийских культурологических конгрессах в 2008 и 2010 гг. в Санкт-Петербурге.

Культурная интеграция является частью структурной интеграции. Последнее также включает интеграцию в социальные структуры общества (работа, жилье и т. Д.) И эффективное участие в коллективной жизни (ассоциации, выборы и т. Д.). В рамках культурной интеграции иммигрант должен отказаться от части своей культуры происхождения. Признание этого отречения сильно варьируется от человека к человеку. Принимающее общество играет в этом роль. Процесс интерактивный.

Резюме

Интеграция

Интеграция - это термин, имеющий два значения. В государственной политике это используется как желаемый или заявленный результат. Для социологов интеграция - это социальный процесс, подверженный, как и любой другой процесс, прогрессу, поворотам вспять и изобретению новых модальностей. Культурная интеграция противоположна культурной ассимиляции, когда человек больше не узнает себя в своей старой системе. При культурной интеграции он сохраняет только те старые ссылки, если он того желает, которые совместимы с требованиями общей жизни и коллективными ценностями принимающего общества. Этот отказ происходит в разной степени в зависимости от человека.

Культура

Культура является областью , которая включает в себя как убеждения, ценности, религия отдыха и питания. Каждая компания производит свои стандарты в соответствии со своей историей. В традиционных обществах культура священна. Это результат прошлых испытаний и того, как они были преодолены. Обряды и верования сохраняются даже тогда, когда причины, лежащие в их основе, исчезли. Это измерение плохо воспринимается жителем Запада, который, учитывая его рациональность, сводит измерение вещей к функциональному. На Западе есть культурные подгруппы, отражающие как прошлое, так и настоящее. Культуры фундаменталистского католического бизнес-лидера, атеистического коммунистического рабочего или мелкого крестьянина в умирающей деревне глубоко не похожи.

Личность человека

Потребность в индивидуальной идентичности

Построение идентичности

Индивид конструирует свою идентичность по отношению к себе и своему окружению. С самого рождения ребенок включает в себя способы чувств, мышления и действий родителей. Эта культура бессознательно интернализируется в глубинах существа. В семейной обстановке, в школе, в группах сверстников, на профессиональном, развлекательном, идеологическом и т. Д. У каждой из этих групп своя культура. Эти культуры могут находиться в противоречии с семейной культурой или друг с другом. Каждый раз индивидуум должен интегрировать изменения и перестраивать свою единицу, чтобы адаптироваться. Когда семейная культура противоположна культуре принимающего общества, необходимо найти новый баланс между культурой, полученной в детстве, и культурами, приобретенными в течение жизни. Каждый человек устанавливает свой собственный баланс между непрерывностью прошлого и привязкой к настоящему. Культурная интеграция в принятое общество не препятствует сохранению идентичности в отношении происхождения. Об этом свидетельствует третье или четвертое поколение гвинейцев в Дакаре. Полностью интегрированные в общество Дакара, они прекрасно говорят на волоф и переняли доминирующую культурную модель. Тем не менее они чувствуют необходимость подтвердить свою гвинейскую идентичность.

Противостояние

Коллективная культурная идентичность

В то время как в течение 50 лет в центре внимания находился человек и его личная культурная идентичность, коллективные культурные претензии вновь проявились. Доминик Уолтон связывает это с окончанием противостояния Востока и Запада. Основные социальные и идеологические ориентиры, сопровождавшие это противостояние, исчезли. На смену им приходит коллективная культурная самобытность, которая выражается в языках, истории, традициях, даже в заявленной автономии или отделении. То, что было чисто культурным, становится политическим. По мнению Доминика Уолтона, размышления о коллективной культурной идентичности необходимы. Это мышление политическое. В противном случае недооцененные культурные притязания могут привести к избытку коммунитаризма или ирредентизма идентичности и стать предвестниками восстания.

Сожительство

Процесс интеграции

Французская интеграция требует участия иммигрантов в национальной жизни. В этом он противоположен коммунитаризму . В отличие от ассимиляции, он позволяет сохранить культурную идентичность. Речь идет о совместной жизни, позволяя иммигрантам сохранять элементы их культуры происхождения, совместимые с ценностями национального общества. Иммигранты должны соблюдать правила работы принимающего общества и активно участвовать во всех видах деятельности общества. Взамен им гарантируются равные права. Этот процесс требует последствий с обеих сторон. Человек должен задавать себе вопросы. Общество должно уважать различия.

Главный политический вопрос

Принимающее общество

Гражданство

Культурная интеграция должна позволять мирные отношения между людьми из разных культур. Традиции и религия больше не обеспечивают обмен между мужчинами, интеграция основана на гражданстве. Демократия, которая сначала была политической, а затем социальной, должна стать культурной. Для Доминика Уолтона признание равенства культур означает согласие говорить об отношениях между людьми, признание инаковости и построение отношений. Эти дебаты не открыты ни политически, ни средствами массовой информации. Единственным заметным исключением является Канада, где в 2007 году была создана комиссия для анализа проблем, связанных с многокультурностью, и выработки рекомендаций по улучшению совместной жизни. Отчет Бушара-Тейлора, который она написала, может, таким образом, стать руководством для размышлений в Европе.

Формальное гражданство

Сложное общение

Предрассудки и ассимиляция иммигрантов или их потомков в группу их происхождения изменяют общение и вызывают у собеседника уничижительную реакцию. Это препятствует процессу идентификации, который лежит в основе культурной интеграции иммигранта. Дискриминация по лицу, проводимая в ходе полицейских проверок, интерпретируется как презумпция виновности. Молодые люди не чувствуют, что их уважают или признают как полноценные французы. Нарушается процесс культурной интеграции.

Неблагоприятная среда

Работа

Социальная интеграция на работе является определяющим элементом процесса культурной интеграции. Контакт с коренными жителями позволяет идентифицировать и ассимилировать культуру страны. Дружба на работе и членство в профсоюзах укрепляют культурную интеграцию. По словам Доминика Шнаппера, на социальные отношения влияет профессиональный статус. Безработные ограничивают торговлю. Те, кто занимался профсоюзной или политической деятельностью, сокращают ее. Культурная идентификация и ассимиляция затруднены.

Среда обитания

Концентрация иммигрантов в ZUS препятствует культурной интеграции. Об этом свидетельствует секуляризация, которую в нашем обществе часто рассматривают как ассимиляцию и прогресс. В ZUS дети иммигрантов из мусульманских стран могут заявить о себе без религии только 8% против 26% тех, кто живет в лучшей среде. Социальное давление на них там сильнее. Брак и гражданские союзы между потомками иммигрантов и туземцами в начале их личной жизни (20-29 лет) также являются признаком культурной интеграции. Обследование MGIS за 1992 год показывает, что в отношении молодых людей алжирского происхождения четверть девочек и половина мальчиков в этой категории жили с супругами из числа коренного населения. Эти типы союзов сейчас находятся в резком упадке из-за десекуляризации деградированных пригородов.

Религия

Возрождение религии

Что касается законов шариата, то лишь меньшинство экстремистов требует его полного применения. Даже самые традиционные и самые религиозные иммигранты-мусульмане переосмысливают мусульманские традиции в соответствии с ценностями окружающего общества.

Светскость

В традиционных обществах религия пронизывает все жизненные действия. Даже в европейских странах разделение между государством и религией имеет изменчивую геометрию, каждая страна зависит от своей истории. Разделение государства и религии не является естественным для многих иммигрантов. Во Франции его аналогом являются обещания равенства в республике. Эти обещания не всегда выполняются. Дискриминация в сфере труда и доступа к жилью, неравенство в образовании и социальное неравенство противоречат обещаниям равенства, что не способствует интеграции концепции секуляризма в умы людей. Тем более что границы секуляризма размыты или даже изменяются в зависимости от религии.

Религия и культура

Чтобы подойти к дискуссии о культурном разнообразии и позволить жить вместе, необходимо разделить культуру и религию. Это совместимо с убеждениями большинства мусульман, для которых законы шариата являются лишь моральной справкой. Доминик Уолтон считает необходимым инициировать политические дебаты о культуре, чтобы предотвратить превращение религии в центральный фактор политики.

Внешнее вмешательство

На построение идентичности может влиять прошлое или внешние события. Бывшие колонизированные могут поддерживать очень тесную связь со своей собственной культурой, символом сопротивления колонизатору. Точно так же иммигранты могут идентифицировать себя со странами Ближнего Востока или Африки с той же религией или с тем же сообществом, в которое жители Запада вмешиваются в военном отношении. В таких случаях у них мало стимулов к культурной интеграции.

Поколения

Успешная культурная интеграция

Культурная интеграция - это процесс, охватывающий несколько поколений. Дети иммигрантов нуждаются в связи с их корнями, чтобы строить себя, подчеркивает Высший совет по интеграции. Первое поколение уже меняет часть своего образа жизни. Она учится готовить блюда в стране пребывания, часто под влиянием детей. На Рождество многие семьи из Магриба делают рождественские елки или, по крайней мере, дарят детям подарки.

Второе поколение интегрировано благодаря школе. У нее те же вкусы в досуге и культурном потреблении, что и у представителей той же социальной категории. Также нет заметной разницы между подростками, рожденными от родителей-иностранцев, и другими в отношении к нации, то есть национальной идентификации. То же самое верно и в отношении терпимости по отношению к любому поведению, что характерно для всех индивидуалистических демократий. Высший совет по интеграции отмечает, что эти молодые люди чувствуют себя интегрированными и отвергают любые рассуждения, которые отрицали бы их интеграцию и гражданство. Однако их статут о праве на землю является унизительным. До тринадцати лет они не имеют французского гражданства . В возрасте от тринадцати до восемнадцати лет они могут иметь французское гражданство только по запросу и при определенных условиях. Закон Гигу, смягчивший закон Паскуа, не восстановил им все положения о правах на землю, действовавшие до 1993 г. Эта стигматизация вызывает сильное недовольство.

Сдвиг

Дети иммигрантов культурно интегрированы, но страдают от дискриминации в сфере занятости и жилья из-за происхождения своих родителей. Они чувствуют себя отброшенными назад к маргинальности, которая не соответствует ни объективной реальности, ни их чаяниям. В ответ они заявляют о своей этнической принадлежности, чтобы восстановить самооценку. Это проявляется в музыке, выражении тела, языке и даже религии. Самые разочарованные прибегают к насилию.

Джихадизм

Отсутствие социальной сплоченности и социально-экономической интеграции порождает конфликтные ситуации, которые могут принимать различные формы, включая организованную преступность или вооруженное инакомыслие.

состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез-том к-рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной антропологии, во многом пересекается с понятием “социальная интеграция”, используемым гл. обр. в социологии и англ. школе социальной антропологии. И.к. интерпретируется разными исследователями по-разному: как логич., эмоц. или эстетич. согласованность между культурными значениями; как соответствие между культурными нормами и реальным поведением носителей культуры; как функциональная взаимозависимость между разл. элементами культуры (обычаями, институтами, культурными практиками и т.п.). Все эти интерпретации родились в лоне функционального холистич. подхода к исследованию культуры и неразрывно связаны с ним методологически.

Самнер в работе “Народные обычаи” (1906) высказал предположение, что нар. обычаям свойственна “тенденция к взаимосогласованности”, т.е. к взаимному приспособлению друг к другу в поведении индивида, удовлетворяющего при их помощи свои инстинктивные потребности. Аналогичная т.зр. отстаивалась в работе “Научная теория культуры” (1944) одним из основоположников функционального подхода в антропологии Малиновским (см. Малиновский), рассматривавшим разл. культурные практики и институты как функциональные части целостного “культурного аппарата”, призванного обеспечивать удовлетворение всех человеч. потребностей; в этом смысле он говорил о наличии во всех культурах особых “интегративных потребностей”.

Несколько иная трактовка И.к. была предложена Бенедикт в работе “Паттерны культуры” (1935): обычно культуре присущ некий доминирующий внутр. принцип, или “культурный паттерн”, обеспечивающий общую форму культурного поведения в разл. сферах человеч. жизнедеятельности. “Культура, как и индивид, представляет собой более или менее согласованный паттерн мышления и действия. В каждой культуре возникают характерные задачи, к-рые не обязательно свойственны другим типам об-ва. Подчиняя свою жизнь этим задачам, народ все более и более консолидирует свой опыт, и в соответствии с настоятельностью этих побуждений разнородные типы поведения обретают все более и более конгруэнтную форму”. С т.зр. Бенедикт, степени интеграции в разных культурах могут различаться: одни культуры характеризуются высшей степенью внутренней интеграции, в других — интеграция может быть минимальной. (Бенедикт была одной из первых, кто стал рассматривать И.к. не как постоянное и неотъемлемое общее свойство всех культур, а как структурную переменную.) Аналогичные трактовки внутр. согласованности культур давались в концепциях “нац. характера”, “базисной структуры личности” и т.п.; в них делался упор на личность как интегрирующий фактор культуры, и нередко вся совокупность культурных проявлений рассматривалась как актуализация тех предрасположений и склонностей, к-рые заложены в типичной для того или иного об-ва структуре характера (или личности).

Осн. недостатком понятия “интеграции” было рассмотрение культуры как статичной и неизменной сущности. Осознание важности ставшего почти повсеместным в 20 в. быстрого культурного изменения вело ко всем большему осознанию процессуального аспекта интеграции. В частности, Линтон, Херсковиц и другие амер. антропологи сосредоточили внимание на динамич. процессах, посредством к-рых достигается состояние внутр. согласованности культурных элементов и происходит инкорпорация в культуру новых элементов; отмечались избирательность принятия культурой нового, трансформация формы, функции, значения и практич. использования заимствуемых культурой извне элементов, процесс адаптации традиц. элементов культуры к заимствованиям. В концепции “культурного отставания” Огборна подчеркивалось, что интеграция культуры не происходит автоматически, что изменение в одних элементах культуры не вызывает немедленного приспособления к ним других ее элементов, и, более того, именно постоянно возникающая рассогласованность — один из важнейших факторов внутр. культурной динамики.

Для большинства приверженцев функционализма понятие “интеграции” имело прежде всего общетеор. значение. П. Сорокин (1962) противопоставил такому пониманию интеграции разграничение социокультурных систем, интегрированных на основе функциональной взаимозависимости элементов, и систем, интегрированных на основе логической и смысловой когерентности. Эта идея Сорокина заложила основу качественно новой исследоват. ориентации, нацеленной на анализ разных форм И.к., свойственных разл. социокультурным системам.

Конфигурационная (тематич.) интеграция представляет собой интеграцию по сходству, когда разл. элементы культуры соответствуют общему паттерну, имеют одну сквозную общую “тему”. Потенциальные возможности культурного самопроявления человека безграничны, однако та или иная “тема” обеспечивает избирательность человеч. активности, задает об-ву некий ориентир, вокруг к-рого выстраивается здание культуры. Такая идея присутствует в работах Бенедикт (понятие “паттерна культуры”), Клакхона (понятие “конфигурации”), Оплера и Херсковица (понятие “темы”), Сорокина (понятие “ментальности культуры”). Напр., у индейцев зуньи, как отмечала Бенедикт, в обычаях брака, формах танца, отношении к смерти и других аспектах культуры проявляется характерная склонность к умеренности, воздержанности и церемониальности. В племенах Юж. и Вост. Африки, по наблюдению Херсковица, вся культура строится вокруг темы крупного рогатого скота, для зап. же культуры стержневой темой является тема экономики и техники. “Тема”, интегрирующая культуру, может быть неосознаваемой (Клакхон) и осознаваемой (Оплер). Оплер отмечал, что безраздельное господство в культуре единой темы сопряжено с подавлением свободы культурного творчества и потенциально содержит в себе разрушит. и катастрофич. последствия для культуры в будущем.

Стилистич. интеграция проистекает из эстетич. стремления членов группы к аутентичному выражению собственного опыта и представляет собой взаимную адаптацию интенсивно ощущаемых элементов опыта, основанную на спонтанном творч. порыве и формирующую специфич. “стиль”. Опр. стиль может господствовать в таких сферах культуры, как искусство, политико-экон. поведение (Рисмен, Фромм), обществ. мировоззрение (Мангейм), наука и философия (Крёбер, П. Сорокин) и т.д. Крёбер, в своей работе “Стиль и цивилизации” (1957) наиболее полно развивший концепцию стилистич. интеграции, отмечал, что единый “стиль” возможен в культуре лишь при том условии, если люди достигли относит. свободы от оков природной необходимости. Он считал, что в культуре сосуществуют несколько стилей, к-рые приспосабливаются друг к другу, обеспечивая высокую степень внутр. согласованности культуры. Стили недолговечны; реализовав свои возможности, они угасают, уступая место другим. Высокая степень стилистич. интеграции культуры создает благоприятные условия для проявления человеч. гениальности.

Логич. интеграция представляет собой интеграцию культурных элементов на базе логич. согласованности и непротиворечивости и предполагает, в идеале, отсутствие в восприятии этих элементов их носителями “когнитивного диссонанса”. Логич. интеграция проявляется в форме развитых научных и филос. систем, внутренне согласованных нравственных и правовых кодексов и т.п.; она осуществляется в рамках того типа рациональности, к-рый доминирует в той или иной культуре. Одним из вероятных последствий логической согласованности элементов культуры является высокая степень “нормативной интеграции” об-ва; как отмечал Ландекер, “чем выше степень логич. интеграции культурных стандартов, тем выше степень соблюдения этих стандартов в поведении”.

Коннективная интеграция — это степень непосредств. взаимосвязи разл. сост. частей культуры; в работах разных авторов она фигурировала как “коннотативная взаимозависимость” (Редфилд), “системный паттерн” (Крёбер) и т.д. Такая форма интеграции, по мнению Редфилда, свойственна преимущественно изолированным и относительно гомогенным культурам. Для культур с высокой степенью коннективной интеграции характерна устойчивость традиц. образа жизни и синтетич. тип мировоззрения, отсутствие дифференциации деятельности и понятия “специалиста”; в городских промышленных об-вах Запада степень коннективной интеграции невелика вследствие высокой степени дифференциации, специализации и сегментации культуры. Это, в частности, констатировал М. Вебер в своем анализе зап. рациональности: разл. сферы культуры (лит-ра, музыка, театр, живопись и т.д.) развиваются на Западе относительно автономно друг от друга.

Функциональная (адаптивная) интеграция, напротив, наиболее характерна для культур совр. зап. об-в; эта форма интеграции нацелена на повышение функциональной эффективности человеч. деятельности в об-ве (прежде всего производственной). Самнер определял ее как “тенденцию все большей адапатации средств к целям”; она осуществляется на инструментальной основе и может заключать в себе мощные потенциально деструктивные для об-ва силы.

Регулятивная интеграция связана со сглаживанием и нейтрализацией культурных конфликтов. Одним из важных механизмов регулятивной интеграции, как утверждал Парсонс, является иерархическая организация ценностных ориентаций и разл. типов культурых систем. Другим ее механизмом, с т.зр. Д. Левина, является “моральное разделение труда”, заключающееся в закреплении за разными сегментами населения разл. культурных паттернов и имплицитной взаимной поддержке разл. сегментами культурных ценностей друг друга.

Лит.: Sumner W.G. Folkways. Boston, 1907; Ogbum W. Social Change with Respect to Culture and Original Nature. L, 1923; Benedict R. Patterns of Culture. L., 1935; Redfield R. The Folk Culture ofYucatan. Chi., 1941; Kroeber A. Configuratios of Culture Growth. Berk., 1944; Idem. Style and Civilizations. Ithaca; N.Y., 1957; Malinowski В. А Scientific Theory of Culture and other essays. Chapel Hill, 1944; Opier М. Component, Assemblage, and Theme in Cultural Integration and Differentiation // American Anthropologist. 1959. V. 61. № 6; Landecker W.S. Types of Integration and Their Measurement // American Journal of Sociology. 1951. V. 56. № 4; Kluckhohn C. Patterning as Exemplified in Navaho Culture // Language, Culture and Personality: Essays in Memory of Edward Sapir. Menasha, 1941; Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. N.Y., 1962.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .

Читайте также: