Равное избирательное право это кратко

Обновлено: 03.07.2024

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - принцип избирательного права, согласно которому все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Р.и.п. гарантируется закреплением в законодательстве следующих требований: каждый избиратель имеет один голос, голоса избирателей равны; избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; все граждане обладают равными юридическими возможностями в реализации избирательных прав; образование равных по численности населения избирательных округов.

Гарантией Р.и.п. является предусмотренное законом требование равного представительства, согласно которому каждый депутат одного и того же представительного органа государственной власти должен избираться от равным количеством голосов избирателей. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 3 ст. 19) устанавливает, что при проведении выборов в РФ избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15%. В избирательной практике встречаются случаи, как это было, в частности, в Оренбургской области, когда законодательством субъекта РФ предусматривалось проведение выборов в рамках единой избирательной кампании одновременно в одномандатных и многомандатных избирательных округах. В этом случае часть избирателей имеет по одному голосу, а часть - по несколько голосов (в зависимости от числа мандатов, распределяемых в округе). В неравные условия попадают не только избиратели, но и кандидаты. Как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 23 марта 2000 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" в связи с поступившими от граждан жалобами, само по себе положение о проведении выборов по мажоритарной избирательной системе одновременно в одно- и многомандатных избирательных округах может не противоречить Конституции РФ и закрепленному ею равенству прав граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти. Однако это допускается лишь в том случае, если гарантированы равные условия для реализации гражданами избирательных прав. Поскольку же оспариваемый региональный Закон таких гарантий не предусматривал, наделяя избирателей неравным числом голосов в различных округах, то он был признан неконституционным в той части, которая допускала такое неравенство. Для того чтобы исключить возможность нарушения принципа равного представительства, избирательное законодательство предусматривает использование ряда юридических механизмов. В частности, оно содержит свод правил (требований), предъявляемых к процедурам формирования избирательных округов.

Полезное

Смотреть что такое "РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО" в других словарях:

Равное избирательное право — принцип избирательной системы, предполагающий наличие трех условий: 1 каждый избиратель обладает одинаковым числом голосов; 2 каждый депутат представляет (примерно) одинаковое число избирателей; 3 отсутствует деление избирателей на разряды по… … Финансовый словарь

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — принцип избирательной системы, предполагающий наличие трех условий: а) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов (чаще всего одним, но возможны и другие варианты; напр., в ФРГ избирателю предоставляются два голоса: первый для… … Юридический словарь

Равное избирательное право — (англ equal electoral law) принцип участия в выборах, согласно которому каждый избиратель имеет 1 голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Первый элемент Р.и.п. наличие у каждого избирателя только 1 голоса обеспечивается… … Энциклопедия права

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — – см. Избирательное право … Советский юридический словарь

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — принцип избирательной системы, предполагающий наличие следующих трех условий: 1) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов (чаще всего одним, иногда более, например, в ФРГ избирателю предоставляются два голоса: первый для… … Энциклопедический словарь экономики и права

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — принцип, означающий, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют никаких преимуществ друг перед другом; их голоса равны, так же как и возможности осуществления избирательного права. Р.и.п. обеспечивается тем. что каждый … Энциклопедия юриста

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — принцип, означающий, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, их голоса, как и возможности осуществления избирательного права, равны. Равенство избирательных прав обеспечивается тем, что каждый избиратель включается только в… … Энциклопедический словарь конституционного права

равное избирательное право — принцип избирательной системы, предполагающий наличие трех условий: а) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов (чаще всего одним, но возможны и другие варианты; напр., в ФРГ избирателю предоставляются два голоса: первый для… … Большой юридический словарь

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — – принцип избирательной системы, предполагающий выполнение трех условий: 1) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов; 2) каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей; 3) отсутствие деления избирателей на… … Словарь терминов по социальной статистике

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — – принцип избирательной системы, предполагающий выполнение трех условий: 1) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов; 2) каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей; 3) отсутствие деления избирателей на… … Социальная статистика. Словарь

Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме

1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

2. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Равное активное избирательное право и право на участие в референдуме обеспечивается, во-первых, наличием у каждого избирателя равного (одного или более) количества голосов с другими избирателями при голосовании на соответствующих выборах, во-вторых, равной значимостью (весом) каждого голоса с точки зрения их влияния на результаты выборов (референдума), в-третьих, равенством правовых условий реализации субъективного избирательного права на всех стадиях избирательного процесса. В связи с этим недопустимы какие бы то ни было формы голосования (например, так называемый плюральный вотум), дающие отдельным категориям избирателей возможности пользоваться большим числом голосов (чем другие избиратели) на одних и тех же выборах, или быть внесенными в списки избирателей одновременно в нескольких избирательных округах на одних и тех же выборах и, соответственно, принимать участие в голосовании на выборах в каждом из этих избирательных округов.

В случае образования многомандатных избирательных округов, каждый избиратель, как правило, имеет столько голосов, сколько мандатов приходится на данный многомандатный избирательный округ. Наиболее часто многомандатные избирательные округа используются в соответствии с избирательным законодательством субъектов Российской Федерации при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления.

Действующее федеральное избирательное законодательство позволяет проводить выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа муниципального образования по мажоритарной системе избирательных округов с разным числом мандатов. Конституционный Суд Российской Федерации, признав не соответствующими Конституции Российской Федерации некоторые положения закона Оренбургской области, подтвердил возможность проведения выборов по избирательным округам с разным числом мандатов, установил обязательность обеспечения равноправия избирателей, наделения каждого из них одинаковым числом голосов на соответствующих выборах 1 .

Условие равнозначности (равного веса) каждого голоса в избирательном процессе обеспечивается рядом правовых позиций, и прежде всего, примерным равенством (с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов) одномандатных избирательных округов по числу избирателей или примерным равенством числа избирателей на один депутатский мандат в многомандатных (в том числе разных по количеству) избирательных округах, с тем чтобы результаты голосования возможно более точно и полно выражали волю избирателей (пункт 4 статьи 18). Основаниями для отклонения от средней нормы представительства могут являться труднодоступность и отдаленность местности, компактность проживания коренных малочисленных народов определенной территории (местности).

Федеральное законодательство допускает ряд существенных отклонений от примерного равенства избирательных округов. В частности, эти требования не учитываются в том случае, когда федеральный закон (пункт 4 статьи 18) предусматривает обязательное образование не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации (в том числе имеющего количество избирателей меньше единой нормы представительства на избирательный округ) при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы. Такое неравенство допускается комментируемым Федеральным законом (пункт 6 статьи 18) и на выборах в одну из палат законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, где региональным законом может быть установлено представительство в ней от административно-территориальных единиц или муниципальных образований.

Конституция Российской Федерации гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (статья 69). Комментируемый Федеральный закон предусматривает, что при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должен составлять более 40 процентов (статья 18). В целях определения правового статуса таких народов постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255 утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, включающий 45 народов 1 ; кроме того, 17 апреля 2006 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 536-р утвержден перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (включает 40 народов) 2 .

Каждый гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, включается только в один список избирателей на одном избирательном участке, где находится его место жительства. Если по каким-то причинам гражданин оказался включенным в два списка избирателей (например, в связи с пребыванием в лечебно-профилактическом учреждении, ином месте временного пребывания), голосовать он может только один раз на одном из избирательных участков, а соответствующая избирательная комиссия проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках. Возможность для граждан в равной степени реализовать свое активное избирательное право обеспечивается также требованиями закона, согласно которым избирательный округ должен составлять единую, неразделенную на отдельные участки территорию с учетом сложившегося административно-территориального деления.

Всех баллотирующихся на выборах кандидатов комментируемый Федеральный закон наделяет равными правами, они несут равные обязанности, подчиняются определенным ограничениям (статьи 4, 32, 39, 40), установленным законодательством для всех участников избирательного процесса на тех или иных его стадиях. Соблюдение установленных законом ограничений, связанных со статусом кандидата, не должно рассматриваться как нарушение принципа равноправия и препятствовать осуществлению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и выполнению своих обязательств перед избирателями. Напротив, их установление как раз имеет целью обеспечение равноправия всех баллотирующихся кандидатов. Комментируемый Федеральный закон (статья 40) гласит, что кандидаты не вправе использовать преимущества своего служебного или должностного положения в целях своего избрания.

Каждому гражданину, обладающему избирательным правом, закон предоставляет возможность выдвигаться в качестве кандидата на выборах самостоятельно (в порядке самовыдвижения), либо от избирательного объединения – политической партии (иной общественной организации на выборах в органы местного самоуправления). Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов (пункт 9 статьи 32).

_______________
1 СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1493.
2 СЗ РФ. 2006. № 17. Ч. 2. Ст. 1905.

Согласно статье 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а их ограничения могут быть установлены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако, к сожалению, это имело место в законодательной практике ряда субъектов Российской Федерации, как правило, в отношении пассивного избирательного права. Поэтому в таких условиях важное значение в соблюдении принципа равенства при реализации избирательного права имеют решения Конституционного Суда Российской Федерации. Соблюдение этого принципа является нормативным требованием при оценке конституционности законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего вопросы осуществления избирательных прав граждан. Целым рядом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации в течение последних лет признавались неконституционными некоторые положения законов субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах. В частности, были сформулированы правовые позиции о недопустимости изменения правил подсчета голосов при проведении повторного голосования на выборах 1 , установления дополнительных по сравнению с федеральным законом требований к необходимому для регистрации количеству подписей избирателей 2 , противоречащих принципу равного избирательного права. Нарушение принципа равного избирательного права при формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления может поставить под сомнение легитимность принимаемых ими решений.

1. Соблюдение принципа равного избирательного права означает следующее:

а) каждый гражданин имеет один голос или равное с другими гражданами число голосов и вправе осуществить наравне с другими гражданами свое право голосовать, причем его голос (голоса) имеет такой же вес, как и голоса других избирателей, при этом на вес голоса (голосов) избирателя не должна влиять применяемая в государстве избирательная система;

б) при проведении голосования по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам эти округа образуются на равной основе с тем, чтобы результаты голосования возможно точно и полно выражали волю избирателей. Критериями равной основы могут быть примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей или примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат в многомандатных избирательных округах. Основаниями для отклонения от средней нормы представительства могут являться труднодоступность и отдаленность местности, компактность проживания коренных малочисленных народов или иных национальных меньшинств и этнических групп.

2. Каждый избиратель имеет право на равный и беспрепятственный доступ на избирательный участок, а также в помещение для голосования, чтобы реализовать свое право на участие в свободном голосовании.

3. Гражданину может быть предоставлена возможность реализовать свое право на участие в голосовании посредством организации досрочного голосования, голосования вне помещения для голосования либо иных процедур голосования, обеспечивающих создание максимальных удобств для избирателей.

4. Каждый гражданин должен иметь равные правовые возможности выдвинуть свою кандидатуру на выборах.

5. Ограничения, связанные с особенностями участия в избирательной кампании кандидатов, баллотирующихся на выборный пост на новый срок, регулируются конституцией и законами. Соблюдение установленных ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и выполнению своих обязательств перед избирателями.

6. Кандидаты не вправе использовать преимущества своего служебного или должностного положения в целях своего избрания. Перечень нарушений принципа равного избирательного права и меры ответственности за такие нарушения устанавливаются законами.

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являютсявсеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип равного избирательного права означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях и каждый избиратель имеет при голосовании 1 голос. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом. Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти.

Второй элемент равного избирательного права — наличие у каждого избирателя только 1 голоса — обеспечивается только тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Прямое избирательное право.

ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — принцип избирательного права, согласно которому депутатов представительных органов власти, главу государства, иных кандидатов на выборные должности граждане выбирают непосредственно (прямо). От прямых выборов следует отличать многостепенные и косвенные выборы. Многостепенные выборы известны в СССР (до 1936 г.), когда депутаты вышестоящих представительных органов (Советов) избирались нижестоящими Советами. Косвенные — это такие выборы, когда избиратели выбирают выборщиков, а те в свою очередь непосредственно избирают депутатов или должностных лиц. Такой тип выборов характерен для выборов главы государства в США, в некоторых Европейских государствах. Так, путем косвенных выборов избирается часть сенаторов парламента Бельгии/

Понятие непрямого избирательного права. Виды непрямого избирательного права.




Помимо прямых выборов применяются непрямые выборы. Традиционно принято считать, что прямые выборы более демократичны, однако при соблюдении определенных условий непрямые выборы позволяют сформировать более квалифицированный орган власти.

Существует две разновидности непрямых выборов:косвенные и многостепенные (многоступенчатые). В свою очередь, косвенные выборы бывают двух видов:

а) выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией(например, выборы президента в США, выборы сенаторов во Франции);
б) выборы проводятся постоянно действующим органом (выборы парламентом президента в Турции).

Многостепенные выборы проводятся следующим образом: представительные органы низшего звена избираются непосредственно гражданами, потом эти органы из своего состава избирают депутатов в вышестоящие представительные органы. Эта процедура повторяется несколько раз, в зависимости от количества звеньев в цепи представительных органов, вплоть до парламента (таким способом формируется Всекитайское собрание народных представителей).

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являютсявсеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.

Принцип равного избирательного права означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях и каждый избиратель имеет при голосовании 1 голос. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом. Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти.

Второй элемент равного избирательного права — наличие у каждого избирателя только 1 голоса — обеспечивается только тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Прямое избирательное право.

ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — принцип избирательного права, согласно которому депутатов представительных органов власти, главу государства, иных кандидатов на выборные должности граждане выбирают непосредственно (прямо). От прямых выборов следует отличать многостепенные и косвенные выборы. Многостепенные выборы известны в СССР (до 1936 г.), когда депутаты вышестоящих представительных органов (Советов) избирались нижестоящими Советами. Косвенные — это такие выборы, когда избиратели выбирают выборщиков, а те в свою очередь непосредственно избирают депутатов или должностных лиц. Такой тип выборов характерен для выборов главы государства в США, в некоторых Европейских государствах. Так, путем косвенных выборов избирается часть сенаторов парламента Бельгии/

Понятие непрямого избирательного права. Виды непрямого избирательного права.

Помимо прямых выборов применяются непрямые выборы. Традиционно принято считать, что прямые выборы более демократичны, однако при соблюдении определенных условий непрямые выборы позволяют сформировать более квалифицированный орган власти.

Существует две разновидности непрямых выборов:косвенные и многостепенные (многоступенчатые). В свою очередь, косвенные выборы бывают двух видов:

а) выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией(например, выборы президента в США, выборы сенаторов во Франции);
б) выборы проводятся постоянно действующим органом (выборы парламентом президента в Турции).

Многостепенные выборы проводятся следующим образом: представительные органы низшего звена избираются непосредственно гражданами, потом эти органы из своего состава избирают депутатов в вышестоящие представительные органы. Эта процедура повторяется несколько раз, в зависимости от количества звеньев в цепи представительных органов, вплоть до парламента (таким способом формируется Всекитайское собрание народных представителей).

Читайте также: