Восстановление екатерининского дворца после войны кратко

Обновлено: 05.07.2024

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 января. /ТАСС/. Полное восстановление разрушенных в годы Великой Отечественной войны памятников государственного музея-заповедника (ГМЗ) "Царское Село" - парадной резиденции императоров под Петербургом - займет еще не менее четверти века. Такую оценку высказала в четверг заместитель директора музея-заповедника по научной работе Ираида Ботт, комментируя по просьбе ТАСС ход восстановления сооружений ГМЗ спустя ровно 75 лет после освобождения Пушкина от немецкой оккупации.

"Я думаю, что лет 25 минимум", - сказала Ботт, отвечая на вопрос о том, сколько времени потребуется для воссоздания всех памятников музея-заповедника, пострадавших в военное время. Большая часть из них была разрушена в первый год оккупации, продолжавшейся в общей сложности четыре года.

Воссоздание Екатерининского дворца

Основной памятник музея-заповедника - Екатерининский дворец - сейчас восстановлен на две трети, его реставрация продолжается уже больше шести десятилетий, с 1957 года. В числе наиболее значительных объектов, которые воссозданы за последние годы - Золотая анфилада. "Она скоро уже будет полностью готова, потому что в марте этого года мы открываем церковь Воскресения Христова - последний интерьер Франческо Растрелли, который был освящен в 1756 году, и таким образом, вся Золотая анфилада будет возвращена к жизни", - пояснила Ботт.

Большим достижением в ходе воссоздания утраченных памятников замдиректора музея считает и воссоздание Янтарной комнаты. Уникальный интерьер, подаренный Петру I прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I, исчез бесследно в годы войны, найти его не удалось до наших дней. К 300-летию Петербурга Янтарная комната была воссоздана российскими реставраторами, на это потребовалось 24 года.

"Самая большая печаль и самая большая надежда моего поколения - увидеть жилую половину Екатерины II: уникальную Табакерку, Опочивальню императрицы, Китайский зал. Трудно представить, когда это все состоится. Однако движение на этом пути есть, и к 300-летию Царского Села мы открыли Арабесковый зал - это парадный зал Екатерины Великой", - рассказала Ботт. Ждут своей очереди для воссоздания и комнаты Александра II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.

Уже в этом году, отметила Ботт, будет открыт один из самых парадных дворцовых залов XIX века - Лионский зал. "Это парадный зал, расположенный рядом с Арабесковым, который создавался тоже в екатерининские времена, претерпел существенные изменения в середине XIX столетия, и мы его восстанавливаем на довоенный вид", - добавила она.

Александровский дворец и утраченные экспонаты

"Помимо Екатерининского дворца у нас еще есть Александровский и большое количество павильонов, из которых в Екатерининском парке основная часть уже приведена в порядок и даже с воссозданием или реставрацией внутренней отделки, а в Александровском парке еще много работы", - отметила Ботт. За последние годы были открыты для посетителей музей "Россия в Великой войне" в Ратной палате, павильоны "Арсенал" и "Шапель". В 2019 году будут открыты первые восемь помещений Александровского дворца.

Музей ведет кропотливую работу по возвращению в коллекцию утраченных экспонатов.

"Перед войной на бухгалтерский учет было поставлено все наше музейное хозяйство, поэтому мы имеем точные цифры - это около 110 тыс. единиц хранения. Эвакуировали, конечно, не все, эвакуировали лучшие вещи - это 19 с небольшим тысяч предметов. Сегодня у нас в коллекции больше 50 тыс. единиц: это те вещи, которые мы приобретаем по аналогии с существовавшими, и те, которые мы получаем от дарителей и спонсоров. Более ста предметов вернули потомки тех, кто как сувенир вывез их в годы войны", - рассказала Ботт.

Голос войны

Двадцать четвертого января исполнилось 75 лет со дня освобождения города Пушкин от фашистской оккупации, спустя три дня была полностью снята блокада Ленинграда. В тот день военкор ЛенТАСС, вошедший в Пушкин с действующей армией, сообщил об увиденном в городе: "Зрелище настолько тягостно, разрушения настолько чудовищны, что сразу воспринять их невозможно. Куда ни глянь, всюду развалины и пожарища".

На официальных страницах музея в социальных сетях к памятной дате открыли видеорубрику "Война. Голос".

"Мы знакомим с воспоминаниями сотрудников музея, тех, кто занимался эвакуацией, кто вернулся на пепелище, для того, чтобы вспомнить то время", - сказала Ботт. Строки из дневников и очерков научных сотрудников Екатерининского дворца-музея Веры Лемус и Евгении Туровой, а также поэтессы Ольги Берггольц, чей голос стал символом блокадного Ленинграда, озвучили нынешние представители музея. Наряду с Ботт в проекте приняли участие директор Ольга Таратынова и главный хранитель Татьяна Серпинская.

Одной из самых сложных и интересных работ стала реставрация фасадов Екатерининского дворца.

Объёмно-пространственная композиция Екатерининского дворца со зданием церкви (без Церковного и Зубовского корпусов) была сформирована к 1756 г. по проектам архитектора Ф. Растрелли. Зодчим были перестроены и объединены новыми галереями в единое целое все объёмы предшествующего дворца. Протяженные фасады получили новое архитектурное и декоративное решение. Стены окрашены в голубой цвет; колонны, пилястры и деревянные балюстрады в белый. Лепное убранство – фигуры атлантов, картуши, гирлянды, маскароны, капители колонн и пилястр, кронштейны, обрамления оконных проёмов, а также деревянные скульптуры и вазы на балюстрадах - вызолочено.

В 1770 г. с балюстрады демонтируются ветхие деревянные золоченые скульптуры и вазы без замены новыми.
С 1790 по 1848 гг. атланты и весь лепной декор на фасадах вместо золочения окрашивается в жёлтый цвет (светлой охрой).
С 1848 по 1895 гг. – бронзируется.
Фасады вплоть до 1854 г. красились в голубой цвет. С 1854 до 1940 гг. стены имели светло-зелёный тон. С 1958 г. до настоящего времени – голубой.

На протяжении ХIХ столетия и вплоть до 1941 г. фасады неоднократно ремонтировались: вычинивалась штукатурка, фигуры атлантов и лепной декор с частичной заменой на новый, деревянные балюстрады постепенно заменялись металлическими.

В период 1941-1944 гг. дворец подвергается значительным разрушениям, однако фигуры атлантов и лепной декор на фасадах в целом уцелели и реставрировались методом вычинки с частичным восполнением утраченных фрагментов по сохранившимся образцам. Были отреставрированы колонны, капители, карнизы и цоколь из естественного камня, а также металлические решётки балконов.

В 2003-2004 годах в процессе реконструкции Зубовского флигеля выполнена реставрация его фасадов с сохранением окраски барочного декора по проекту А.А. Кедринского.

При реставрации фасадов Церковного флигеля в 2006 году лазоревый колер стен был сохранен, а лепной декор окрашен экспериментальным синтетическим составом, имитирующим позолоту.

К сожалению, в ходе ремонтно-реставрационных работ второй половины XX века были применены штукатурные составы, содержащие цемент, и синтетические красочные программы, неблаготворно сказавшиеся на состоянии исторических архитектурных и декоративных элементов. Техническое состояние фасадов в результате проведенных обследований было определено как неудовлетворительное.

В процессе работ расчистка оштукатуренных поверхностей производилась различными методами, в зависимости от характеристик удаляемых слоев. Предусмотренный стратиграфический метод расчистки позволяет гарантировать необходимый анализ и оценку обнаруженных материалов. Расчистка от верхних красочных слоев и различных накрывок осуществляется с целью обнаружения оригинального материала и устойчивой основы, пригодной для сохранения.

Выполнено удаление большей части верхних реставрационных штукатурных слоев, имеющих в своем составе цемент, и других несовместимых материалов.

Для точного определения зон, подлежащих удалению, производилась полная расчистка от поздних красочных слоев для обнаружения следов исторических реставраций, восполнений на цементной основе, а так же уточнение степени сохранности подлинного материала (прочность и прилегание к стене).

Только после завершения расчисток и составления картограмм дефектов были приняты решения по объемам реставрационных вмешательств и технологии производства работ.

Утраченные профили карнизных и декоративных тяг восстановлены на основе анализа сохранившихся.
После удаления несовместимого материала проведена промывка каменной кладки от пыли, обработка от биопоражений и высолов.
Работы по расчистке участков, состоящих из блоков натурального камня, идентичны расчистке штукатурных поверхностей: полное удаление поздних цементосодержащих слоев отделки для выявления находящейся под ней основы, определение несовместимого материала, подлежащего удалению, изготовление картограммы участка, определение оригинальной формы элемента и непосредственное удаление несовпадающих по форме частей и/или несовместимого материала.

Участки кирпичной кладки, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, отреставрированы с использованием техники вычинки после предварительной фиксации.

Воссоздание или замена частей каменного декора выполнены раствором, во избежание подвижек конструкций здания при выемке блоков значительных размеров. Замена на натуральный камень производилась только в случае обнаружения сильных повреждений крупных элементов. Замена камня осуществлялась точечно, при помощи техники вычинки, с предварительной фиксацией.

Восполнение утраченных элементов осуществлялось с удалением всех поврежденных или несоответствующих металлических элементов и созданием новой анкерной системы при помощи стержней из углепластика и высокопрочной керамики, в том числе крепления отколовшихся или откалывающихся частей камня. Для общей стабилизации применено высокоподвижное связующее без примесей цемента для укрепления методом инъектирования.

Для укрепления верхнего слоя (поверхности) осыпающегося камня использован закрепляющий материал, не искажающий оригинального материала и его паропроницаемости.

Удалены только несовместимые материалы, полностью разрушившиеся элементы или несоответствующие эстетическим и художественным требованиям элементы докомпановок, вставок, восполнений различных этапов ремонтов и реставрации, включая реставрацию XX века. Элементы, находящиеся в хорошем состоянии, совместимые с подлинными фрагментами и материалами, сохранены.

Например, это относится к атлантам. Некоторые части воссозданы цементными растворами, а именно: головы, предплечья, завиток постамента и находятся в удовлетворительном состоянии. Такая методика распространяется почти на все подобные элементы декора, имеющиеся на фасаде.
При необходимости полного воссоздания небольших элементов, выполнена отливка по индивидуальным моделям.

К участкам с исторической штукатурки, отслоившейся от основы и подлежащей консервации, применена техника точечного инъектирования. При необходимости, дополнительное крепление штукатурного слоя на кирпичной кладке выполнено при помощи микроштифтов из стеклопластика.
Для укрепления верхнего слоя (поверхности) осыпающейся штукатурки, потерявшей свои механические свойства, но пригодной для консервации, использованы закрепляющие материалы, не искажающие оригинального материала и его паропроницаемости.

Применяемые новые материалы для воссоздания геометрических пропорций декоративной лепнины и восстановления штукатурного слоя имеют характеристики, идентичные оригинальным и отвечают требованиям устойчивости к воздействиям внешней окружающей среды.

На базе исследований и анализа фрагментов оригинального красочного слоя определена покраска фасадов дворца, характерная для разных периодов его существования. Ввиду конкретности и читаемости участков оригинального голубого цвета фасада и охры деталей, взяты образцы для разработки пигментов, используемых при окраске.

Всеми контрактами на выполнение работ были предусмотрены гарантийные обязательства, на основании которых в течение 5 лет после окончания работ соответствующими подрядными организациями по мере необходимости устраняются образовавшиеся дефекты и выявленные недостатки.

Город+ продолжает серию материалов, в которых рассказывает о том, насколько сохранились крупные пригородные музеи, которые хранителям пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.

Город+ продолжает серию материалов, в которых рассказывает о том, насколько сохранились крупные пригородные музеи, которые хранителям пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.

Во втором материале мы расскажем о музее-заповеднике "Царское Село", разобраться в истории которого Городу+ помогла заместитель директора по учету и хранению Лариса Бардовская.


Фото: Павел Маркин

В каком состоянии находился музей-заповедник до войны и блокады Ленинграда?

Перед началом Великой Отечественной войны дворцы в г. Пушкине (особенно фасады Екатерининского дворца) находились в сложном состоянии, требовавшем проведения реставрационных работ. Комплекс Александровского дворца также требовал косметического ремонта, поскольку пострадал во время революции 1917 года и Гражданской войны. Дворцам необходима была серьезная реставрация. К 1941 году фасады Екатерининского дворца подготовили к реставрации. Кое-где работы уже начались: велись расчистки на фасадах здания для того, чтобы узнать первоначальную окраску дворца, укреплялась лепнина, проводились подготовительные работы для реставрации других сооружений. Кроме расчисток, делали обмеры и зарисовки. Стоит отметить, что это были очень трудоемкие и дорогостоящие работы. В основном были подготовлены все необходимые сметы. Одновременно велись большие экспериментальные работы, связанные с Янтарной комнатой, поскольку янтарь пересох, потемнел, многие мозаики комнаты требовали серьезного вмешательства, нужно было проводить работы к подготовке мастики, поскольку и она пересохла. Это были 1940-1941 годы - жизнь шла своим чередом, в своем обычном русле.


В какой период войны музей начал подвергаться разрушению?

В августе 1941 года начались обстрелы города и Пушкинского района. В это время находиться здесь стало небезопасно. В парках стали возводить оборонительные сооружения, рыть окопы, ставить надолбы, начали тренироваться отряды ополчения. Однако по историческим архивным документам и воспоминаниям Веры Владимировны Лемус, сотрудницы музея, которая покинула Царское Село одной из последних, известно, что все объекты Екатерининского дворца находились в то время в нормальном состоянии.

В сентябре усилились артобстрелы. Фашисты вошли в город в ночь с 16 на 17 сентября и дворец подвергся самым сильным обстрелам – в здание попал снаряд и причинил значительные разрушения. Он попал в здание со стороны парка и разрушил окна и стену, особенно пострадало здание Китайского театра в парке, которое сгорело от попадания снаряда еще до входа войск в Пушкин.


Вы сказали, что когда началась война велись реставрационные работы. Усложнило ли это задачу по сохранению музея-заповедника?

Эти работы, в основном, находились на стадии подготовки – проводились научные исследования, которые требовали поиска в архиве, изучения, замеров, поэтому сложностей они не создали.

Если говорить про весь период войны, какие сооружения пострадали?

Во время войны пострадало все! Как мы знаем теперь, перед фашистами стояла задача полностью уничтожить дворцы. И это наблюдалось в полной мере – авиабомбы находили везде: у Вечернего зала, павильона Грот, на мраморном полу Зубовского флигеля Екатерининского дворца. Свидетельства об этом сохранились в фотодокументах. Кроме того, сам дворец несколько раз горел; пострадал Большой зал в середине дворца; Большая и Малая анфилады пришли в полную негодность. Дворец практически превратился в руины.


Что удалось сохранить, а что безвозвратно потеряно?

В Екатерининском дворце война уничтожила то, что составляло его убранство: паркеты, шелковую обивку стен, резьбу, иконы; все, что составляло суть дворца и что невозможно было вывезти. Чтобы сохранить все, нужно было эвакуировать весь дворец – демонтировать, разобрать и вывезти, что по определению было невозможно. Что-то пострадало от войны, что-то от мародерства. Известно, что паркетами топили печи, все иконы были вырезаны, оставался один фон, а иногда и вовсе ничего не оставалось. Когда после освобождения города в январе 1944 года вернулись хранители, первым из которых был Анатолий Михайлович Кучумов, перед их глазами предстала ужасная картина.


Как шли восстановительные работы?

Восстановительные работы начались уже летом 1944 года с разбора завалов и мусора. Все, что находилось в залах дворца, тоже разбиралось и отсортировывалось. Сотрудники музея пытались определить, что относится к Екатерининскому дворцу, что к парковым павильонам, что, может быть, вообще привезено из Павловска. Таким было начало восстановительных работ.


Сколько шли восстановительные работы? Продолжаются ли они до сих пор?

В интерьерах дворца в первую очередь велись работы там, где сохранились хоть какие-то элементы архитектурно-декоративного убранства. К числу таких помещений принадлежали комнаты, созданные в 1780 году английским архитектором Чарльзом Камероном. В этих комнатах проводилось частичное восстановление, но в большей мере работы были реставрационными, поскольку помещения сохранили элементы архитектурно-декоративного убранства XVIII века в довоенном состоянии. Все остальное, в том числе знаменитая Золотая анфилада Растрелли, было воссоздано в 1970-90-х годах.

Сегодня же еще предстоят работы в комнатах императрицы Екатерины Великой, а также в комнатах Малой анфилады.


Изменилась ли концепция сегодняшнего музея по сравнению с довоенным?

Изменилась наша жизнь, наши запросы, интересы, но история в стенах нашего дворца не изменилась. Все комнаты дворца сохранили свои исторические названия – как их называли в XVIII веке, так они и будут называться во все времена. А мы будем стараться постоянно напоминать посетителям о том, как жили наши предки: красиво, нарядно и помпезно. Мы также проводим экскурсии, в которых рассказываем историю самого здания и архитекторов, которые работали над ним. Теперь время добавило новую тему – рассказы о людях, которые посвятили всю свою жизнь воссозданию дворцов, чтобы поднять их из руин.

Восстановление Александровского дворца после Великой Отечественной войны. Утраты и приобретения.

Список сокращений:
АДМ – Александровский дворец-музей
ЦГА СПб – Центральный государственный архив Санкт-Петербурга
ЦГАКФФД СПб – Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт- Петербурга
ЦГАЛИ СПб – Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт- Петербурга
СПФ АРАН – Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук
ГИОП – Государственная инспекция по охране памятников (ныне КГИОП – Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга)

Читайте также: