Электронные платежи и платежные терминалы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Терминал или POS-терминал — это аппарат, дающий возможность принимать у покупателей деньги с карточки. Терминал работает в парке с онлайн-кассой или персональным компьютером — соединение осуществляется кабелем или через интернет. Когда покупатель прикладывает карточку и набирает пин-код, терминал пересылает данные о сделке в банк. У компании должен быть подключен эквайринг — услуга для безналичных платежей. Банк снимает деньги с карточки покупателя, а устройство печатает чек.

Можно ли работать без терминала для оплаты картой

По закону без терминала работать нельзя, если оборот превышает 60 миллионов за год. Если меньше 60 млн, устройство покупать не обязательно. Это можно сделать по желанию. Как правило, это помогает бизнесу:

  • обслуживать клиентов, которые хотят платить только картой;
  • сократить очереди — кассиру не придется отсчитывать сдачу;
  • снизить риск приема оплаты фальшивыми деньгами;
  • уменьшить траты на инкассацию.

Какие бывают терминалы для расчета банковскими картами

По способу подключения к сети устройства делятся на мобильные и стационарные.

Стационарный . Работает от электричества, подключен к кассе или компьютеру через беспроводной вай-фай или провод. Занимает больше места на стойке кассира.

Мобильный . Компактный, работает от аккумулятора, подключается через сим-карту или вай-фай. Нужен, когда рядом нет электросети: у курьера или у администратора в ресторане.

По виду эквайринга бывают торговые, мобильные и интернет-терминалы:

  • Торговый ставят в крупных магазинах или ресторанах.
  • Мобильными пользуются курьеры службы доставки.
  • Интернет-терминалы подходят для работы в интернете, например, принимают оплату на сайте или в соцсетях. Они пересылают чек на имейл покупателя.

Сколько стоит эквайринг терминал приема банковских карт

Чтобы начать работу, необходимо заказать эквайринг. Фактически оплату картой принимает не предприниматель, а банк, если у него есть лицензия.

Эквайринг стоит 0,5% — 4% от суммы каждой покупки. Если у компании высокий ежемесячный оборот, комиссия за эквайринг небольшая.

Также на цену влияет платежная система покупателя. Если это частои спользуемые Виза или Мастеркард — комиссия низкая. Если компания принимает оплату у китайского туриста через China UnionPay, плата будет ближе к 4%. В разных банках разные тарифы. Подбирать тариф нужно учитывая оборот бизнеса.

Как выбрать банк, чтобы подключить терминал для карт

Чтобы определиться с банком , нужно смотреть на цены, доступные платежные системы и возможность работать со своей техникой.

Тарифы . Перед выбором тарифа следует подсчитать оборот компании и сравнить условия банков для конкретных сумм.

Платежные системы. Некоторые банки работают только с тремя системами: Виза, Мастеркард и Мир. Если клиенты бизнеса, например, из США, нужно уточнить, принимает ли банк платежи по американским системам.

Свой терминал. Иногда банки подключают эквайринг, только если компания платит за аренду или покупает у них терминал для карт. Это удобно, потому что все в одном месте, но не всегда выгодно. Устройства продают с наценкой, а аренда на год в два раза дороже покупки.

Как правило, банк подключает эквайринг, если бизнесмен заказывает расчетный счет. Это особый счет для дел, через который бизнесмен оплачивает налоги, переводит зарплату, рассчитывается с поставщиком. Для начинающих предпринимателей некоторые банки делают акции на расчетный счет и эквайринг.

Если предприниматель планирует пользоваться терминалом банка, следует узнать, что будет, если терминал сломается. Обычно банки ремонтируют или меняют устройство за свой счет, но не всегда. Если меняют, то нужно узнать, как быстро. Пока терминал не работает, клиенты не могут заплатить картой и бизнес теряет деньги.

Сколько стоит банковский терминал для оплаты картой

Терминалы стоят 8 000 — 35 000 рублей. Стоимость зависит от функционала, состояния и наценки продавца. Терминалы для оплаты картой продаются в специализированных магазинах и банках.

У дешевого терминала один считыватель карты, нет принтера для печати чеков, монохромный дисплей. Дорогой аппарат считывает карты по чипу, магнитной полосе и бесконтактно, печатает чеки и имеет большой цветной экран. Чем дороже устройство, тем больше способов подключения к кассе, компьютеру и интернету.

Новые терминалы дороже и ломаются реже. При покупке нового, магазин поможет с подключением, настройкой и обслуживанием. Банк может дать скидку на эквайринг и другие услуги. Терминал, бывший в употреблении, уже без гарантии, так что ремонтировать придется за свой счет.

Если арендовать терминал, выйдет дороже в полтора-два раза. Это полезно предпринимателям с небольшим стартовым капиталом. С арендой нужно быть осторожным — банки забирают устройства, если у предпринимателя снизился оборот. С другой стороны, если это сезонный бизнес и в определенные месяцы нет продаж, выгоднее арендовать на время работы.

Некоторые банки предлагают кредиты на терминалы по льготной ставке, если предприниматель обслуживается у них.

После покупки терминала его нужно зарегистрировать в налоговой. Инспектор запросит документы на обслуживание аппарата, который можно взять в магазине или банке. Без договора зарегистрировать устройство нельзя. Арендованный аппарат регистрировать не требуется.

Где лучше всего купить кассовый терминал для пластиковых карт

Новый терминал выгоднее брать в банке, чтобы получить льготы на эквайринг и обслуживание устройства. В магазине тоже помогут с обслуживанием, но за эквайринг придется платить полную сумму.

Бывшие в употреблении терминалы можно купить на досках объявлений, например, Авито. Можно сэкономить до 60% от стоимости — это особенно выгодно при оптовых покупках или в случае, когда бюджет предпринимателя небольшой. Б/у не отличаются от новых по функционалу, но у них нет гарантий — если что-то сломается, придется чинить за свои деньги.


Начало двадцать первого века не отличалось распространенностью пластиковых карт банка в отличие от сегодняшних дней. О мобильных и об интернет-услугах банка, пополняющих счет телефона банковской картой, мало кто слышал.

Ранее народ пополнял телефонные счета путем посещения офисов операторов либо салонов сотовой связи, выстаивая в длинных очередях. Возникновение терминалов, оснащенных сенсорным экраном, в самых посещаемых местах, люди восприняли с радостью. Такие устройства дают возможность быстро и анонимно перечислять денежные средства с небольшой комиссией на телефонный счет.

В данное время таким способом стали пополнять счета реже, но платежные терминалы не стали менее популярны и их количество постоянно увеличивается. Благодаря терминалам граждане расплачиваются за услуги, предоставленные им государством, без очередей и потери личного времени.

В этой статье вы узнаете, как функционирует такое устройство и чем оно отличается от банкомата.


Платежный терминал

Терминал по оплате платежей – самоуправляющийся запрограммированный комплексный аппарат, который дает возможность гражданам оплачивать необходимые платежи самостоятельно.

Данные устройства отличаются встроенным программным интерфейсом, который воспринимает большое количество нужной информации. Пользователям с таким аппаратом легко работать – его устройство понятно и доступно для людей без специальных знаний.

Платежные терминалы дают возможность осуществлять оплату всех видов платежей на счета провайдеров, оказываемых услуги:

  • мобильной связи;
  • интернета;
  • кабельного телевидения;
  • коммунальных платежей;
  • налогов;
  • штрафных санкций;
  • погашения микрокредитов;
  • интернет-покупок.

Платежные устройства дают возможность выполнять трансферт денег на карту банка иного гражданина, на электронный кошелек либо на другой удобный счет в системе платежей и быстрых переводов (Contact, Western Union). Возможно перечисление платежей на счета благотворительных организаций, всевозможных платежных систем, на виртуальные карты, электронные кошельки. Также можно пополнить счет своего аккаунта онлайн-игры.

Ознакомившись с вышеуказанной информацией, возникает интерес к огромному количеству возможностей терминала. Известно, что в аппаратах разных производителей услуги немного отличаются: за одни платежи берется процент, за другие – нет. Чтобы разобраться более подробно, необходимо изучить принцип функционирования платежного устройства.


Принцип работы

Рассмотрим процесс работы терминала, начиная от действий физического лица, именуемого – плательщик, и до оплаты на расчетный счет определенного учреждения.

Каждый терминал имеет своего владельца, который получает доход от каждого взятого процента с платежей. Это может быть частный предприниматель либо юридическое лицо.

Терминал – это заключительное звено в сложной платежной системе, к которой присоединяется ее владелец в результате подписания договорных отношений о партнерстве с данной системой.

В системе терминалов, как и в QIWI, участвует несколько лиц:

  • агент – обладатель терминала;
  • системный оператор;
  • расчетная банковская организация;
  • провайдер – поставщик платежей.

По вышеназванной схеме работают и аппараты иных производителей:

  • Элекснет.
  • Лидер
  • DeltaPay.
  • ComePay и другие.

Главная роль в рабочем процессе платежной системы отводится ее оператору. Его функции состоят из контроля за координацией и функционалом устройства, обеспечения информационных и технологических взаимовыгодных действий всех участников.

За внесенные платежи несет ответственность расчетное банковское учреждение. Например, в расчетной системе QIWI ответственный КИВИ банк.

Расчетный банк дает оператору необходимый счет, куда агенты вносят требующийся платеж – гарантийный фонд. Он нужен, чтобы обеспечить исполнение обязательств собственника аппарата по трансферту принятых денежных средств.

Весь процесс происходит следующим образом:

Денежные средства списываются со счета оператора, а платеж проходит на расчетный счет провайдера, которому предназначался перевод. Например, при пополнении счета мобильного телефона у оператора МТС последний выступает провайдером платежа.

Собственник устройства получает доход с оплаченных пользователями услуг. Иногда провайдеры, проанализировав поступление платежей за определенный участок времени, дополнительно вознаграждают собственника терминала.

Граничная сумма комиссии полностью зависит от тарифного проекта, предоставленного системным оператором. Отдельная комиссия принадлежит оператору и расчетному банку.

Существование лица, предоставляющего услуги (КИВИ имеет 11 000 поставщиков), говорит о том, что между системой оплаты и поставщиком подписаны договорные отношения о приеме платежей. Чем больше количество лиц, занимающихся предоставлением платежных услуг, тем шире круг возможностей для пользователей.

По всем правилам, комиссия, удерживающаяся с платежа, показывается на мониторе платежного устройства перед осуществлением платы за услуги. В разных платежных терминалах насчитывается неодинаковая комиссия. Происходит это из-за того, что терминалы принадлежат разным собственникам, устанавливающим собственные комиссионные вознаграждения.

Бывают терминалы, не удерживающие комиссии с оплаты услуг. Случается это при погашении кредитов, так как микрокредитные учреждения выставляют комиссию в сумме 0% при оплате задолженности через терминалы соответствующих платежных систем. Это связано с тем, что МФО самостоятельно платят комиссию, согласно условиям, обозначенным в платежном договоре. В таком случае происходит небольшая потеря денежных средств со стороны микрофинансовых организаций, но зато клиенты относятся лояльно к заимодавцу.


Устройство терминала

Учитывая место установки терминала, можно выделить два вида автоматов: расположенные в помещениях и вне помещений. Конструкция и тех и других автоматов фактически не отличается. Различие состоит только в корпусном исполнении: антивандальном либо влагоустойчивом.

Все терминалы обустраиваются:

  1. Стальным (металлическим либо пластиковым) корпусом, толщина которого не меньше 1,5 мм, позволяющая выдержать значительные механические влияния.
  2. Компьютером со специальными программами, предоставляемыми системным оператором.
  3. Сенсорным, устойчивым к действиям вандалов, TFT экраном.
  4. Клавиатурой, если отсутствует сенсорный монитор.
  5. Приемником для купюр, определяющим номинал и подлинность денежных средств, сберегающихся в отдельном отсеке – стеккере. Он извлекается из автомата, когда происходит инкассация платежного устройства.
  6. Принтером, который печатает чеки.
  7. Источником постоянного поступления электроснабжения.
  8. Беспроводным модемом, который соединяет терминал с интернетом и GSM-антенной.
  9. Охраняющим таймером – оборудование, контролирующее функционирование компьютерных программ, управление GSM-модемом и компьютером (совершает своевременную перезагрузку и исправление ошибок при зависании).
  • кардридерами, считывающими информацию с банковской карты;
  • сканерами кодов пластиковых карт банка;
  • дополнительным экраном, использующимся в целях рекламы.

Все описанные детали устанавливаются, чтобы расширить предоставляемый спектр платежных услуг для населения.


Отличие платежного терминала от банкомата

Функции банкоматов заключаются в:

  • выдаче денег;
  • проведении платежей;
  • распечатке чеков и выписок.

Терминал для платежей отличается от банкомата следующими особенностями:

  1. Главным назначением терминала считается оплата платежей, а банкоматов – выдача денежных средств. Бывают и банкоматы, оборудованные программой, обеспечивающей прием наличных (Cash-in), принимающих денежные средства на погашение займа либо оплату разных платежей.
  2. Действия в банкомате совершаются с применением банковской карты и ее счета. Осуществление платежа возможно при идентификации собственника банковской карточки путем набора пароля. Терминал функционирует и с наличием карточки, и с ее отсутствием. В идентификации пользователя нет необходимости – все происходит анонимно.
  3. Платежи, внесенные через терминал, снимаются с гарантийного фонда, а в банкомате все проведенные операции оплачивает владелец карты.
  4. Банкоматами владеют банки, а терминалами – частные предприниматели, юридические лица, не имеющие лицензии банка, но заключившие договорные отношения по присоединению к платежной системе.
  5. Терминалы обладают большим выбором предлагаемых услуг.
  6. Банкомат работает с транзакциями немного дольше терминала по оплате платежей.
  7. Программная и физическая защита банкомата устроена на высоком уровне. Это объясняется тем, что потери от взлома программ банкоматов очень большие. Это не только огромная сумма денежных средств, загружаемая в устройство, но и взлом соответственных программ, которые позволят мошеннику завладеть деньгами, находящимися в банкомате.

Мошенники умудряются взламывать и банкоматы, и терминалы. Последним достается больше из-за их популярности и большого количества.

На фоне ограничений некоторые привычные способы оплаты в России могут быть недоступны. Разбираемся, что работает, а что нет, и какая есть альтернатива.

Самое главное:

  • онлайн-сервисы банков, на которые не распространяются санкции, работают без изменений — в России и за рубежом. Сервисы банков, которых санкции коснулись, могут работать с ограничениями;
  • при оплате банковской картой на территории РФ возможны минимальные ограничения. Сложности могут возникнуть при платежах с помощью Google Pay или картой банка, который находится под санкциями;
  • оплата через Apple Pay может быть ограничена для некоторых банков, каких именно — компания пока не уточняет;
  • в поездку за границу стоит взять с собой карту банка, на который не распространяются санкции;
  • бесконтактная оплата телефоном или смарт-часами в России в некоторых случаях не будет доступна, поэтому рекомендуем иметь при себе пластиковую карту;
  • снятие наличных, переводы, операции по вкладам – доступны;
  • ставки по ранее выданным кредитам повышаться не будут.

Можно ли сейчас в России расплачиваться банковской картой?

Ограничения на оплату картой действительно есть. Сразу скажем: в большинстве случаев рассчитаться вы сможете. Но лучше подготовиться и держать при себе пластиковую карту.

В каких ситуациях расплатиться картой не получится?

Во всех этих случаях расплатиться не удастся, если у вас при себе не окажется карты на пластиковом носителе или наличных.

Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay: можно ли сейчас платить телефоном?

Все эти сервисы доступны в России. Оплатить покупки с помощью телефона или смарт-часов — через Google Pay — не получится только в том случае, если ваш банк или банк, к которому подключен терминал, находится под санкциями. Оплата через Apple Pay клиентам российских банков может быть ограничена, но оператор пока не уточняет, как именно будут действовать ограничения. Но для обоих сервисов есть альтернатива — национальная система оплаты Mir Pay.

Если я пользуюсь картой банка, который санкции не затронули, всё будет работать

всегда. Оплата может не пройти, если терминал обслуживает банк, который попал под ограничения. Это произойдёт, если вы попытаетесь рассчитаться с помощью Apple Pay, Google Pay или Samsung Pay: эти сервисы ограничили работу с некоторыми банками. Для таких случаев рекомендуем носить с собой пластиковую карту. Также, если вы пользуетесь виртуальной картой, рекомендуем обзавестись ещё и "пластиком". Как правило, заказать карту можно прямо в приложении банка или в его офисе, а получить уже через дня.

Все три платёжные системы продолжают работать на территории России в обычном режиме — даже если карта выпущена в банке, на который распространяются ограничения. Но вот для поездок за границу рекомендуем взять с собой дополнительную карту или наличные.

Почему не работает мобильное приложение банка?

Мобильные приложения и онлайн-сервисы банков, на которые не распространяются санкции, доступны и на территории России, и за границей — никакие ограничения на их корректную работу не влияют. Проблемы могут возникнуть с приложениями банков на платформе iOS — но только тех, которые попали под действие санкций. Также учтите, что онлайн-сервисы банков сейчас испытывают непривычную нагрузку. В некоторых случаях может возникать ошибка с входом или отдельными операциями. Банки просят относиться к ситуации с пониманием: не паниковать и повторить попытку через несколько минут.

Как перевести деньги другому человеку?

Внутри России граждане могут без изменений переводить деньги, а также снимать деньги со счетов и карт. Кроме того, в России есть альтернативные системы межбанковских переводов, которые не зависят от внешних условий:

Переводы на зарубежные банковские счета по-прежнему доступны, их можно отправлять через SWIFT. Эта система продолжает работать с большинством российских банков. Даже если сценарий с отключением SWIFT будет реализован, россияне смогут воспользоваться переводами через международные системы Western Union, Unistream и Contact, иностранные карты Visa/Mastercard, а также платёжные сервисы отдельных стран, в том числе, стран ближнего зарубежья.

А что с действующими вкладами и кредитами?

Все вклады находятся под гарантированной защитой, но в любой момент клиент может получить свои деньги. Ставки по ранее выданным кредитам не изменятся.

Защитите свои деньги от мошенников

На фоне громких новостей активизировались телефонные мошенники. Чаще всего они теперь предлагают:

Помните: все операции по счетам совершаются только по личному указанию клиента, из банков никогда не звонят с такими предложениями. По любым вопросам рекомендуем связываться со службой поддержки самостоятельно, а проверить текущее состояние счетов быстрее всего получится через мобильное приложение банка. Подробнее о новых популярных схемах мошенничества мы рассказывали здесь.


Последнее обновление:17 декабря 2016

Популярность платёжных терминалов была обусловлена появлением сотовых телефонов, доступных широким слоям населения. В конце девяностых и начале двухтысячных банковские карты не были распространены как сейчас. Неразвиты были и такие услуги, как мобильный банк или интернет-банк, с помощью которых можно пополнить свой телефон с карточного счёта буквально одним движением руки. Единственным выходом для людей было посещение офисов телефонных операторов или салонов сотовой связи (например, Евросети) с их обязательным атрибутом – очередей к операционно-кассовому сотруднику. Поэтому появление во многих людных местах терминалов с сенсорным экраном, позволяющих в считаные секунды и в анонимном режиме положить деньги на счёт телефона, пусть даже и с комиссией, воспринялось на ура.

Несмотря на то что в настоящее время сотовые пополняют таким образом уже значительно реже, популярность платёжных терминалов не упала, растёт и их количество. Они практически полностью закрывают потребность среднестатистического гражданина по оплате востребованных им услуг. Наверняка вам будет интересно знать, как работает платёжный терминал, что у него внутри и чем он отличается от банкомата?


Платёжный терминал. Что это такое?

С помощью платёжных терминалов можно делать практически любые платежи в счёт различных поставщиков (провайдеров) услуг. Вы можете оплатить:

  • мобильную связь (всё с неё и начиналось);
  • услуги интернет-провайдеров, провайдеров кабельного телевидения и прочих поставщиков современных цифровых услуг;
  • коммунальные платежи;
  • штрафы и различные виды налогов;
  • ежемесячный взнос по кредиту (в связи с развитием микрофинансовой отрасли, терминалы очень пригодились для погашения микрозаймов);
  • покупки в интернете.

Кроме того, терминалы позволяют перевести денежные средства на карточный счёт другого человека, пополнить электронный кошелек или счёт в платёжной системе (КИВИ, Лидер и др.), сделать перевод в систему быстрых переводов (Contact, Western Union и др.). У вас есть возможность перечислить платёж в счёт благотворительной организации или воспользоваться услугой самой платёжной системы, например, открыть виртуальную карту или создать собственный электронный кошелёк, ну и, наконец, пополнить свой аккаунт в какой-нибудь массовой многопользовательской онлайн-игре.

Откуда взялось такое море возможностей (причем у терминалов под разными брендами количество поставщиков услуг может отличаться) и почему за платёж в пользу одних поставщиков берётся процент, а в пользу других нет? Ответим на этот вопрос и заодно рассмотрим принцип работы платёжного терминала.

Принцип работы

Поговорим о том, как работает терминал, начиная от действия физ.лица – плательщика, и заканчивая реальной оплатой в пользу той или иной организации. Начнём с того, что у каждого терминала оплаты есть свой собственник (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), который получает вознаграждение за счёт удерживания определённого процента с каждого платежа. Сам терминал – это конечная составляющая системы, к которой и подключается его собственник, подписав договор о присоединении к этой системе. Сама система, на примере QIWI, состоит из нескольких участников. Если упрощённо, то это: агент (собственник терминала), оператор системы, расчётный банк и провайдер (поставщик) платежей. По подобной схеме построены и другие известные бренды: Элекснет, Лидер, DeltaPay, ComePay и ещё не один десяток.


Центральную роль в функционировании такой системы выполняет её оператор. Он отвечает за координацию и обеспечение деятельности всей системы в целом, обеспечивая информационное и технологическое взаимодействие всех её участников. За расчёты (платежи) отвечает расчетный банк, в случае с QIWI – это КИВИ банк. В расчётном банке у оператора есть расчётный счёт, на который агенты перечисляют определённую денежную сумму – так называемый гарантийный фонд. Такой фонд необходим для обеспечения исполнения обязательств владельца терминала оплаты по перечислению принятых платежей.

После того как физ. лицо (плательщик) выбирает на экране терминала необходимую услугу, вводит реквизиты (например, номер телефона), вносит требуемую сумму в терминал (вставляя банкноты в купюроприёмник) и нажимает кнопку оплатить, то терминал по GSM-связи (или по выделенному каналу) отправляет запрос к оператору системы, где начинается обработка этой транзакции. Соответственно, в расчётном банке размер гарантийного фонда агента уменьшается на сумму принятого платежа (списываясь с лицевого счёта оператора), а сам платёж поступает на счета провайдера платежа, в пользу которого был принят платеж. К примеру, если вы хотите пополнить счёт вашего мобильного у сотового оператора МТС, то он и будет провайдером платежа.

Владелец терминала получает своё вознаграждение (комиссию) с каждого платежа. Также возможно дополнительное вознаграждение от поставщиков услуг по итогам за определённый период времени. Комиссия может быть фиксированной со всех платежей или индивидуальной с каждого платежа. Максимальный размер комиссии зависит от тарифного плана, предоставляемого оператором системы. Свою комиссию берут также сам оператор и расчётный банк.

Наличие поставщика услуги (у КИВИ их 11000) в той или иной системе означает, что между системой и поставщиком был заключен договор о приёме платежей. Чем больше поставщиков, тем лучше для плательщика – шире спектр возможных платежей.

Комиссия, которая удерживается с плательщика, должна быть показана на экране платёжного терминала в обязательном порядке перед оплатой услуги. У разных терминалов может быть разная комиссия. Это означает, что аппараты принадлежат разным владельцам, которые установили разные размеры своих комиссионных. Случается, что комиссия и вовсе не удерживается при оплате услуги, например, при погашении микрозаймов многие микрофинансовые организации заявляют комиссию 0% при погашении через терминалы, относящиеся к определённым платёжным системам. Это говорит о том, что компании (в данном случае – МФО) оплачивают комиссию сами на условиях, прописанных в договоре приёма платежей. Они немного теряют в стоимости займов, но приобретают дополнительную лояльность своих заёмщиков.

Как устроен терминал?

Терминалы бывают двух типов в зависимости от места установки: внутри помещений (напольные, настенные, встраиваемые, настольные) и на улице (настенные, встраиваемые и устанавливаемые как отдельно стоящие стойки). Но при этом их конструктив практически не различается. Разница может быть лишь в исполнении корпуса: антивандальный, влагоустойчивый и т.д.


Любое подобное устройство оборудовано:

  • корпусом (из металла или метало-пластика) из стали толщиной не менее 1,5 мм, что позволяет ему выдерживать интенсивные механические воздействия;
  • компьютером с соответствующим программным обеспечением, предоставляемым оператором системы;
  • сенсорным, вандалостойким TFT экраном (монитором);
  • клавиатурой при отсутствии сенсорного экрана;
  • купюроприемником, который определяет номинал принимаемой купюры и проверяет её подлинность. Принимаемые купюры хранятся в специальном боксе – стеккере, который снимается при инкассации платёжного терминала;
  • принтером для распечатывания чеков;
  • источником бесперебойного питания;
  • беспроводным модемом для выхода в интернет и GSM-антеной;
  • сторожевым таймером, который является устройством контроля работоспособности программного обеспечения, управления GSM-модемом и компьютером (автоматическая перезагрузка модема и компьютера при зависании).

Иногда терминалы оборудуют кардридерами (для считывания информации с банковской карточки), сканерами штрихкодов и дополнительным монитором, используемый в рекламных целях. Это делается для расширения спектра предоставляемых услуг.

Отличие платёжного терминала от банкомата

На первый взгляд эти два устройства абсолютно идентичны. Оба работают с деньгами, проводят платежи и распечатывают чеки и мини-выписки. Однако между ними есть принципиальные различия. Чем платежный терминал отличается от банкомата? Отличия следующие:

1. Основное предназначение терминала – прием денег для совершения платежа, а банкомата – их выдача. Хотя есть банкоматы с функцией приёма наличных (Cash-in), которые также могут принять деньги в счёт погашения кредита или для оплаты различных платежей.

2. Операции в банкомате проводятся исключительно с использованием пластиковой карты и по ее счету. Причем для совершения платежа обязательно нужна идентификация держателя карты (ввод пин-кода). Терминал же может работать как с картой, так и без нее. В последнем случае идентификация личности плательщика не требуется (соблюдается анонимность).

3. Платежи, которые вносятся плательщиками через терминал списываются со счёта оператора системы (с гарантийного фонда), а в банкомате все операции по зачислению/списанию проводятся со счётом держателя карты.

4. Банкоматы принадлежат банкам, в то время как терминалы могут принадлежать индивидуальным предпринимателям или юр.лицам без банковской лицензии, которые заключают договор присоединения к системе (другими словами, покупают франшизу).

5. У терминалов более широкий спектр оказываемых услуг.

    Альфа-Банка, 1 год без % на любые покупки! Совкомбанка, бесплатное обслуживание, беспроцентная рассрочка (в том числе на снятие наличных), кэшбэк до 6%!, процент на остаток до 12% банка Открытие, бесплатное обслуживание, кэшбэк 1,5% на все покупки!, льготный период 55 дней, погашение кредитки другого банка бесплатным переводом Хоум Кредит Банка, бесплатное обслуживание, 22% по накопительному счету

6. Банкомат обрабатывает транзакции чуть дольше платежного терминала, но на практике это не так заметно (подробнее, что такое транзакция?).

7. Банкомат больше защищён как на программном уровне, так и на физическом. Всё дело в том, что вероятный урон от непосредственного или программного взлома банкоматов несравненно больше (это не только большее количество денег, загружаемое в банкомат, но возможность взлома программной начинки, которая может все эти деньги выдать мошеннику, смотрите способы мошенничества с банкоматами в этой статье). Но взламывают и те и другие устройства, хотя терминалам достаётся больше из-за их распространённости.

Читайте также: