Черт кошмар ивана федоровича кратко

Обновлено: 08.07.2024

§1. Сон Алеши о Кане Галилейской

Так положил Иисус начало чудесам

в Кане Галилейской и явил славу Свою;

и уверовали в Него ученики Его.

Евангелие от Ионна,2:11

Федор Михайлович полностью передает обстановку, предшествующую погружению героя в сон. Это не случайно… В произведении присутствуют несколько пластов, два из них – библейский и психологический – для автора наиболее значимы. Они словно противопоставлены друг другу: принимая первый, полностью отрицаешь второй. Так сон о Кане Галилейской можно понять как чудо, ниспосланное свыше… Евангельские мотивы, которыми насыщено сновидение, это полностью подтверждают. Но есть и другой уровень прочтения (более поверхностный и простой) – сон был вызван событиями минувшего дня и окружающей обстановкой. Герой слышит евангельскую притчу и подсознание проецирует ее образы в сон. Но эта трактовка ошибочна! Федор Михайлович доказывает нам это через форму и образный ряд.

В сновидении о Кане Галилейской есть ряд архетипических символов – для постижения смысла они очень значимы. Мы рассмотрим несколько ключевых образов: брак, пир, солнце и вино.

Брак. На языке символов это не только одно из семи христианских таинств, но и синтез божественного и человеческого, неба и земли, души и тела. Этот архетипческий образ встречается в священном писании не только в своем прямом значении (как, например, в притче о Кане Галилейской), но и в аллегорическом. Так в Ветхом Завете иносказательно говорится о браке Бога с народом Израилевым, в Новом — о Церкви как Невесте Христовой.

Вино. Сложный, амбивалентный символ. Вино олицетворяет собой познание - в нем есть имманентная глубина, отсутствующая в воде. Оценить этот тонкий напиток может не каждый, для этого нужен эстетический вкус, поэтому вино является и образом творчества (старец Зосима упоминает об Архитиклине). Но эти значения – второстепенны. Вот главное: в православии вино символизирует кровь Христову и используется при причастии. А смешанное с водой, оно образует жидкость, показывающую две природы в Христе — Божественную и человеческую. Причем Божественная характеризуется именно вином.

\§2. Кошмар Ивана Федоровича

Как же ты жить-то будешь ,

с таким адом в груди и в голове…

Между прочим, чёрт рассказывает Ивану одну легенду о рае, посмертной участи безбожника и биллионах раз повторения земли:

Он пролежал почти тысячу лет, а потом встал и пошёл.

– Вот осёл-то! – воскликнул Иван, нервно захохотав, всё как бы что-то усиленно соображая. – Не всё ли равно, лежать ли вечно или идти квадриллион вёрст? Ведь это биллион лет ходу?

– Даже гораздо больше, вот только нет карандашика и бумажки, а то бы рассчитать можно. Да ведь он давно уже дошёл, и тут-то и начинается анекдот.

– Как дошёл! Да где ж он биллион лет взял?

– Да ведь ты думаешь всё про нашу теперешнюю землю! Да ведь теперешняя земля может сама-то биллион раз повторялась; ну, отживала, леденела, трескалась, рассыпалась, разлагалась на составные начала, опять вода, яже бе над твердию, потом опять комета, опять солнце, опять из солнца земля, – ведь это развитие может уже бесконечно раз повторяется, и всё в одном и том же виде, до чёрточки. Скучища неприличнейшая…

– Ну-ну, что же вышло, когда дошёл?

"Вопросы философии" - академическое научное издание, центральный философский журнал в России. В настоящее время является органом Российской академии наук и Института философии РАН. Выходит ежемесячно. Журнал был основан в июле 1947 г.

Интернет-версия журнала запущена в мае 2009 г.

Обращаем ваше внимание, что на старом сайте опубликованы электронные версии статей с 2009 по 2018 г. включительно, которые могут несколько отличаться от печатной версии. Это связано с особенностями подготовки журнала к печати.


Аннотация
Автор статьи рассматривает психологический портрет Ивана Карамазова - одного из центральных персонажей романа. Нами предложена новая теория причин шизофрении данного героя, укорененная в области этики, а не медицины, воспитания, наследственности, социальном окружении и т.д.


Abstract
The author considers the psychological portrait of Ivan Karamazov - one of the central characters in the novel. We have proposed a new theory of the causes of schizophrenia hero, rooted in ethics and not medicine, education, heredity, social environment, etc.

Экзистенциальные впечатления Достоевского, по мнению Л. Шестова и Д. С. Мережковского, воплощены в некоторых из его персонажей, таких, например, как князь Мышкин, Алексей Карамазов, старец Зосима и др. Герои его романов варьируются от святых до безумцев (неврастеников, эпилептиков, шизофреников и т.д.), каждый уникален и необычен, имеет сугубо аутентичные феноменологические черты. Нам представляется, что одним из наиболее ярких примеров, отражающих разрушительное влияние нарушения моральных императивов на душевное состояние личности, является судьба Ивана Карамазова.

Во-вторых, важной особенностью внутренней структуры личности Ивана является его пассивность, он словно отчужденный от всех наблюдатель, отстраненный мыслитель, лишь фиксирующий грехопадение богоустроенного мира. Именно пассивность является одним из признаков развивающегося шизофренического недуга героя, более того он прекрасно понимал, что Смердяков намекает ему о готовящемся убийстве отца, но Иван по обыкновению не желал вмешиваться в необратимость развивающихся в его экзистенции событий. Пусть свершится то, что должно произойти…

Чёрт, пригрезившийся герою, — прообраз деструктивного подсознания, в известном диалоге говорит персонажу:

Существует надежда, что Бог вмешается в необратимую тотальность хода вещей. Но небеса молчат, и возникает попытка метафизической революции, жажда уловить голос небес во имя погибающих безвинных младенцев. Иван бунтует ради самого человека, не это ли признак наличия совести в его душе?

Таким образом, Достоевский поднял перед мыслящей публикой серьезнейший вопрос последствий моральных преступлений для психики личности. Человек не ангел, сам литератор, безусловно, не был святым, но он предупреждает читателя о том, что жизнь во лжи, аморализме, мамонизме, предательстве – это ступени, низвергающие человека в бездну безумия, а не на вершину процветания, карьеры, успеха, как думают многие.

Печальный итог, к которому привела вседозволенность Ивана, должен запомниться каждому из нас, делающему ежедневный сугубо аутентичный выбор между добром и злом…


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: