Идеи гуманизма в северной европе кратко

Обновлено: 06.07.2024

Эпоха Возрождения – это культурный феномен позднего средневековья XIV-XVI веков, характеризующийся сменой христианской культурной парадигмы, на светски-гуманистическую, основанную на переосмыслении достижений античной мысли.

Понятие гуманизма и этапы его развития в эпоху Возрождения

Гуманизм – это философско-этическая позиция в центре которой находится человек, его естественные права, свободы, ценности, идеалы, которая направлена на всестороннее совершенствование человека при его жизни и в рамках его жизни.

Философские идеи которые можно было бы отнести к гуманистическим, возникали еще до эпохи Возрождения в работах античных авторов, схожие мотивы можно обнаружить и в трудах средневековых схоластов, однако именно в период Ренессанса, гуманизм сформировался как всестороннее и мощное культурное течение. Формирование философии и этики гуманизма являло собой естественный ответ со стороны наиболее творческой, интеллектуальной части общества на его запросы. После многовекового периода доминирования религиозно-христианского мировоззрения, основанного на формальном превозношении духовного над мирским, и посмертного над прижизненном, при фактическом стремлении церковных иерархов к обогащению и потреблению земных благ здесь и сейчас, общество не могло не прийти к переоценке ценностей и доминирующего мировоззрения, что вылилось в движение реформации в религиозной сфере и философии гуманизма зародившейся в области культуры и стремящейся к созданию новой светской культуры.

Открытие новых земель, первое внедрение научных наработок в практическую деятельность, возрастающая роль капитала в системе общественного производства, ставила задачи создания нового миропонимания, в центре которого находится человек, не пассивный раб высших сил, но активный, действующий, преобразующий и подчиняющий окружающий мир. Что характерно ответ на эти задачи был дан не официальными философами – выпускниками христианских университетов, монастырскими деятелями, а людьми искусства, литераторами, живописцами, изобретателями. В эпохе Возрождения можно выделить два больших периода:

  • реставрации, в течении которого (XIV-XV в.) основная работа мыслителей была связана с восстановлением наследия античной мысли и попытками адаптировать его к реалиям тогдашней эпохи;
  • натурфилософский (XVI в.) во время которого развивалась оригинальная философская мысль, ставшая предтечей философии Нового времени.

Основные идеи гуманизма

Гуманизм зарождается в богатых городах северной Италии, таких как Милан, Флоренция, Венеция, мощных торговых и культурных центрах, обладающих вековыми традициями и независимых от феодалов и церкви. Вместе с тем деятели раннего гуманизма, такие как Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Дж. Боккачо в своих произведениях не стремятся отринуть или разрушить христианское мировоззрение, напротив, признавая авторитет божественного, они лишь ставят перед собой цель выявить специфику человеческого, посмотреть на человека как на личность, посмотреть на него не с точки зрения высших божественных принципов, но глазами другого человека, исходя из его потребностей, целей, ценностей, желаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Гуманизм эпохи Возрождения антропоцентричен, его главной ценностью является человек, человеческая жизнь. При этом мыслители гуманисты формируют моральный облик идеального человека и задают ему достаточно высокую планку. Гуманист – это высоко духовная, развивающая личность, творец, стремящийся к саморазвитию и преобразованию мира, отважный исследователь покоряющий природу и неизведанный земли, храбрый, смелый, великодушный, но главное деятельный, активный, живущий полной жизнью. Также учение гуманистов закладывает несколько принципиальных идей:

  • представление о естественных правах человека на жизнь, свободу, собственность и т.д., как заложенных в его природу, неотъемлемых;
  • представление о равенстве всех людей вне зависимости от их происхождение, разрушение сословной системы;
  • представление о доброй, созидательной природе человека, в противовес христианскому пониманию природы человека как грешной и испорченной;
  • представление об обществе как естественно возникшем единстве людей, необходимой среде существования человека.

Политические идеалы гуманизма

Одной из важных проблем философии гуманизма было переосмысление социально-политического устройства общества, тех оснований, на которых выстраиваются в нем отношения между людьми. Можно выделить два основных подхода к решению данной задачи. Один из них представлен теми мыслителями, которые стремились дать реалистическое описание политики, ее целей, средств и задач. Наиболее ярким его представителем является Никколо Макиавелли По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Никколо Макиавелли подробнее .

Макиавелли вводит понятие государственного интереса, который в его представлении отражает интересы всего общества, как единого целого, по сохранению суверенитета государства, укреплению его мощи, повышению благосостояния. При этом Макиавелли указывает, что государь – это тот человек, который должен заботиться в первую очередь не о абстрактных понятиях чести, достоинства, добродетели, но о реализации государственного интереса и укреплении власти, и для достижения этих целей использовать любые подходящие средства, в том числе обман, хитрость, насилие.

Другой подход связан с описанием общества нового типа, построенного на принципах равенства всех его членов, принципах коллективного самоуправления, справедливого распределения труда и производимых благ. Он раскрывается в произведениях гуманистов-утопистов, таких как Т. Мор, Т. Кампанелла и др. В их произведениях закладывались принципы демократического общественного устройства, которое должно было прийти на смену феодальных отношениям.

Гуманистическое движение на север от Альпийских гор началось в начале 1432 года. Это было время, когда открылся церковный собор в городе Базель. Именно в те годы потребовались новые люди, которых называли гуманисты. Помимо этого, именно они играли самую важную роль в на этом соборе. Им доверили вести все документы собора, а также писать новые. Простой секретарь одного епископа, впоследствии всех дискуссий собора, стал практически всемогущественным канцлером всей империи и кардиналом. Голландца, которого звали Николай Казанский выдвинули на самое первое место в церкви. А рыцарю по имени Грегор фон Геймбург дали возможность выступить с официальной речью от имени народа Германии. Таким образом формировалось гуманистическое движение в этом регионе Европы.

Периодизация гуманистического движения на этих землях была следующей.

Гуманизм зародился приблизительно в тридцатые годы 15 века. Первым периодом гуманизма считается возникновение спорадических очагов гуманистического движения под пристальным влиянием возрождения Италии. Второй период начал развиваться в семидесятые годы 15 века. Повсюду стали создаваться общества гуманистов по типу академий Италии. Также стремительно усиливалась идея единства наций. Третий период выступал в роли стремительной борьбы против схоластики. Он длился с двадцатых по тридцатые годы уже 16 века. Этот период совпадал со временами реформационного движения. Это говорило о том, что грядёт раскол между типами гуманистов. Всё зависело только от их политической ориентации в национальной жизни общества. Во времена четвёртого периода, развивалось так называемое консервирование гуманизма. Этот период выпадал на времена эпохи Возрождения.

Первый этап гуманистического развития в странах Северного Возрождения, сложно отделить от постоянного влияния гуманизма Италии. Однако движение гуманизма возникло здесь только благодаря развитию внутренних стимулов. Этот этап по началу был охарактеризован, как этап, в котором полностью отсутствовала устойчивость среды интеллектуального развития. Практически все гуманисты стран Северного Возрождения тех времён, были деятелями политических или церковных движений. Для этих людей самой главной основой всей их ней деятельности была постоянная борьба за любую реформу. Также они преследовали патрициатов из городов империи. Для тех патрициатов идея гуманизма была гораздо сильнее и ближе, чем настоящая возможность получить знания филологии. Вот почему в большинстве случаев, они выступали в роли меценатов, и считались постоянными покровителями всех движений гуманистов. Этот период исчерпал себя ещё до семидесятых годов 15 века. Большая часть таких деятелей, даже и близко не были знакомы с греческим языком. Но тем не менее, они продолжали яро выступать за реформационные движения в пользу образования. Также они выступали в поддержку достоверности знаний исторического характера и правильности правописания на латинском языке. Благодаря деятельности этих людей, движение гуманистов на следующем этапе своего развития получило атмосферу определённого интеллектуального типа. В результате этого, движение гуманистов было полностью определено и оформлено в своих основных направлениях.

Ко второму этапу проявления гуманистического движения в странах Северного Возрождения, создавались союзы локальных гуманистов. Они были весьма близки с принципами работы академий Италии. Развитие науки на этапах гуманистического движения продвигалось благодаря появлению книгопечатания и появлению специальных центров обучения книгам. Таким образом, в начале 1470 года, был образован специальный кружок для гуманистов. Он был основан в городе Нюрнберг, неподалёку от дома Бернгарда. Типография, которую основал Региомонтан, была предназначена главным образом для печатания карт и таблиц астрономии. Также там печатались самые древние рукописи греков на латинском языке. Но для этого постоянно требовались весьма квалифицированные и образованные люди.

Главным центром гуманистической мысли была Италия, но гуманистическое движение в той или иной степени захватило всю Европу, приобретая в каждой стране своеобразные оттенки. В северных странах – Германии, Нидерландах, Англии, гуманистические идеи распространились в самом начале XVI в. , но очень скоро на их место встала Реформация. Так что гуманистическое движение существовало здесь лишь первые два-три десятилетия XVI в. Северное Возрождение существенно отличалось от итальянского. Во-первых, оно выступало за возрождение религии (и являлось в этом смысле предвестником Реформации) . Во-вторых, выступало против аморализма, отстаивало необходимость благочестия и общественной добродетели. Главными представителями северного гуманизма были Эразм Роттердамский и Томас Мор.

Великие гуманисты Европы

История

В период средневековья главенствующую роль играла церковь, а интересы личности отходили на второй план. Именно в это время появляются многие философы и мыслители, которые пытались пересмотреть существующие нормы действительности, обратив внимание на человека и его внутренний мир. Великие гуманисты Европы заложили основу эпохи Возрождения, что и стало новым этапом в развитии человечества.

Развитие гуманизма

Под гуманизмом принято понимать обширное определение с целой системой взглядов и ценностей, в центре окружающей действительности которой находится человек и его внутренний мир. Основным объектом исследований являются чувства, тогда как божественность отходит на второй план. Именно в эпоху Возрождения в Европе начинают формироваться гуманистические взгляды, это время развития науки и появления первых демократических законов.

Казни в Европе

К первым гуманистам Европы относятся:

  • Витторино де Фельтре.
  • Никколо Макиавелли.
  • Эразм Роттердамский.
  • Томас Мор.

Одним из первых гуманистов принято считать Эразма Роттердамского, который не только написал множество философских трактатов, но и предложил свои мысли, касательно общения и поведения в социуме. В последующем разработанные им правила легли в основу этикета, который применяется и сегодня. Эразм Роттердамский жил на территории современной Голландии, в этом государстве в те времена были относительно свободные нравы, что позволяло ему, не опасаясь за свою жизнь, критиковать существующие устои в обществе.

В те времена гуманизм был неразрывно связан с наукой. Если ранее центрами изучения тех или иных дисциплин были монастыри и церкви, теперь пальму первенства перехватили созданные в больших европейских городах университеты. Многие учёные занимались физикой, химией, математикой и астрономией.

Основные идеи гуманистов касались отношений в обществе и устройства государства. Часто их предложения шли в разрез с принятыми устоями и не сочетались с церковными правилами.

Великие люди эпохи Возрождения

В XV—XVI вв. знаменитыми гуманистами были видные ученые и философы. Ими написано множество работ, которые не только касались различных дисциплин, но и разбирали вопросы отношений в обществе. Многие авторы различных трактатов пытались предугадать, каким будет развитие европейской цивилизации в ближайшие годы. Также в это время появляются многочисленные литературные произведения, основным действующим лицом в которых был человек, его желания и чувства, а не божественное начало.

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский — величайший гуманист XV века. Он заложил основы европейской философии и создал множество прекрасных литературных работ. Сын священнослужителя родился в Голландии в городе Роттердам. Мальчик рано остался сиротой, вынужден был заботиться о своем пропитании, устраивая свою жизнь. Он окончил монастырскую школу, однако всегда мечтал об учебе в университете. Эразм никогда не думал о государственной службе, называя себя вольным гражданином мира.

Никколо Макиавелли

Этот философ прославил себя:

  • стал основоположником политологии;
  • утверждал о необходимости объединения Италии;
  • говорил о важности роли личности каждого человека.

Никколо Макиавелли

Макиавелли часто называют отцом политологии, так как именно он первым признал, что это самостоятельная отдельная сфера деятельности, которую сложно совмещать с моралью.

Мигель Сервантес

Мигель де Сервантес — величайший испанский писатель XVI века и один из первых гуманистов на Пиренейском полуострове. Родился он в бедной дворянской семье, поэтому ему пришлось самостоятельно заботиться о своём образовании. Сервантес служил солдатом, работал сборщиком налогов, известно, что из-за своих вольных взглядов он даже оказался на несколько месяцев в тюрьме. Всё это время будущий писатель занимался учёбой и самообразованием.

Мигель Сервантес

Сервантесу, который мечтал о честном справедливом мире, где царит любовь и дружба, пришлось в шутливой завуалированной форме рассказывать читателям о важности конкретного человека, а не церкви и религии. В своих произведениях автор прославлял идеи гуманизма, утверждая, что, только проявляя любовь и заботу к ближнему человеку, каждый сможет состояться как личность.

Томас Мор

Томас Мор — английский философ, юрист и писатель, гуманист начала XVI века. В те времена Великобритания являлась оплотом демократии и свободы, католическая вера и Ватикан тут не имели никакой власти, именно поэтому эпоха Реформации в стране началась раньше всего, а ученые и писатели могли высказывать свои мысли, не опасаясь попасть в лапы инквизиции.

Томас Мор

Томас Мор призывал человека пробудиться от сна, приносить пользу людям, полностью отказавшись от своего прошлого бесценного существования. Этот великий гуманист считал, что действующее устройство мира попросту устарело и не отвечает веяниям времени. Он описывал идеальное государство и демократический общественный строй. Все его идеи были в последующем претворены в жизнь в тех странах, где во главу угла ставился человек и его интересы.

Великие гуманисты Европы сегодня изучаются в рамках курса истории в старших классах, поэтому потребуется подготовить небольшие работы и презентации по этому вопросу. В таких домашних заданиях разбираются особенности эпохи и мировоззрение простых обывателей тех лет. Необходимо будет кратко заполнить конспекты по этой тематике, подготовить интересные тесты по философам и гуманистам эпохи Возрождения. Это один из интереснейших этапов развития Европы, который оказал важнейшее влияние на современное общество.

Читайте также: