Боттичелли эпоха возрождения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Сандро Боттичелли.

Мадонна с книгой

Святой Августин в молитвенном созерцании
Сначала, будущего художника, вместе со средним братом Антонио, отдали учиться ювелирному мастерству. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его. Четкость контурных линий и умелое применение золота, приобретенное им в бытность ювелиром, навсегда останутся в творчестве художника. Антонио стал хоршим ювелиром, а Алессандро окончив курс обучения, увлекся живописью и решил посвятить себя ей.

Святой Августин
Семья Филипепи пользовалась уважением в городе, что, позже, обеспечилo его внушительными связями. По соседству жила семья Веспуччи. Один из них, Америго Веспуччи (1454-1512), известный торговец и исследователь, именем которого названа Америка. В 1461-62г по совету Джорджа Антонио Веспуччи, он был послан в мастерскую прославленного художника Филиппо Липпи, в Прато, город в 20км от Флоренции.

Поклонение волхвов
В 1467-68г, после смерти Липпи, Боттичелли возвращается во Флоренцию, многому научившись у учителя. Во Флоренции молодой художник, учась у Андрео де Верроккио, где в это же время учится Леонардо да Винчи, становится известным. К этому периоду относятся первые самостоятельные работы художника, с 1469 года работавшего в доме отца. В 1469 году Сандро был представлен Джорджем Антонио Веспуччи влиятельному политику и государственному деятелю Томмазо Содерини. С этой встречи в судьбе художника происходят крутые перемены.

Портрет Данте,1478 г
В 1470 году он получает, при поддержке Содерини, первый официальный заказ; Содерини же сводит Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. С этого времени его творчество, а это период расцвета, связано с именём Медичи. В 1472-75гг. он пишет две маленькие работы, изображающие историю Юдифи, видимо предназначавшиеся для дверок шкафа. Через три года после "Силы духа" Боттичелли создаёт св. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори(Маggiori), во Флоренции,

Джулиано деи Медичи, 1478 г

Рождение Венеры
Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады на штандарте Джулиано. После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи и свое место в официальной жизни города. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в писании портретов, этого характерного испытания мастерства художника. Став известным во всей Италии, начиная с конца 1470-ых, Боттичелли получал все более выгодные заказы от клиентов вне Флоренции.

Весна
В 1481 Римский папа Сикст IV пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим, чтобы украсить фресками стены папской часовни, названной "Сикстинской капеллой ". Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481г до мая 1482г. Боттичелли выполнил три сцены. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Художник заканчивает картину "Весна", начатую до отъезда. За это время во Флоренции произошли важные события, которые повлияли на настроение, присущее этому произведению.

Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Искушени

Фрески Сикстинской капеллы в Риме: Юность Моисея, фрагмент

Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Искушение Христа

Пир Настаджио дельи Онести
Первоначально, тема для написания "Весны" была почерпнута из поэмы Полициано "Турнир" в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Однако за время, прошедшее от начала работы до ее завершения, прекрасная Симонетта скоропостижно умерла, а сам Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит. Это отразилось на настроении картины, внеся в нее ноту грусти и понимания быстротечности бытия. "Рождение Венеры" написано несколькими годами позже "Весны". Неизвестно, кто из семейства Медичи был ее заказчиком. Примерно в это же время Боттичелли пишет эпизоды из " Истории Настаджио дельи Онести " (Боккачио "Декамерон"), "Паллада и Кентавр" и "Венера и Марс".

Афина Паллада и Кентавр

В последние годы своего правления Лоренцо Великолепный, 1490г призвал во Флоренцию известного проповедника Фра Джироламо Савонаролу. Видимо, этим Великолепный хотел укрепить в городе свой авторитет. Но проповедник, воинствующий поборник соблюдения церковных догм, вошел в резкий конфликт со светской властью Флоренции. Он сумел приобрести в городе много сторонников. Под его влияние попало немало талантливых, религиозных людей искусства, не устоял и Боттичелли.

Благовещение, 1490 г
Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная, с глазами полными слез, женщина, много изведавшая и пережившая. Художник стал больше тяготеть к религиозным сюжетам, даже среди официальных заказов его в первую очередь привлекали картины на библейские темы.

Симонетта Веспуччи
Этот период творчества отмечен картиной "Коронование Девы Марии", заказанной для капеллы цеха ювелиров. Последней его большой работой, на светскую тему была "Клевета", но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного. По всему городу звучали пламенные речи Савонаролы. В городе, бывшем колыбелью гуманистической мысли Италии, произошла переоценка ценностей. В 1494 году из города был изгнан наследник Великолепного, Пьеро, и другие Медичи. В этот период Боттичелли продолжал испытывать большое влияние Савонаролы.

Клевета
Все это сказалось на его творчестве, в котором наступил глубокий кризис. Тоской и печалью веет с двух "Оплакиваний Христа" Проповеди Савонаролы о конце света, Судном дне и Божьей каре привели к тому, что 7февраля 1497г., тысячи людей устроили на центральной площади Синьории костёр, где сжигали ценнейшие произведния искусства, изъятые из богатых домов: мебель, одежду, книги, картины, украшения.


Св. Себастьян

Фрески виллы Лемми под Флоренцией, Лоренцо Торнабуони перед аллегорическими фигурами семи свободных искусств, фрагментСреди них, поддавшихся психозу, были и художники. (Лоренцо де Креди, прежний компаньон Боттичелли, уничтожил несколько из своих эскизов с нагими фигурами.) Ботичелли был на площади и, некоторые биографы тех лет, пишут, что, поддавшись общему настроению, сжёг несколько эскизов( картины находились у заказчиков), но точных свидетельств нет При поддержкой Римского папы Александра VI Савонарола был обвинен в ереси и приговорен к смерти. Публичная казнь очень подействовала на Боттичели.


Мадонна с восемью поющими ангелами (Берлинская Мадонна)Он пишет "Мистическое рождение" , где показывает своё отношение к происходящему. Последние из картин посвящены двум героиням Древнего Рима - Лукреции и Виргинии. Обе девушки, ради спасения чести, приняли смерть, которая подтолкнула народ к смещению правителей. Картины символизируют изгнание семейства Медичи и восстановление Флоренции, как республики. Если верить его биографу, Джорджо Вазари, живописца мучили в конце жизни болезнь и немощь. Он стал " так сутул, что он был должен идти при помощи двух палок ". Боттичели не был женат, детей у него не было. Умер он одиноким, в 65лет и был похоронен недалеко от монастыря Санта Марии Новеллы.

Сандро Боттичелли

Эпоха итальянского Возрождения неразрывно связана с именем Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Несмотря на то, что талантливый художник признан одним их самых ярких представителей флорентийской школы живописи, его произведения были незаслуженно преданы забвению в течение почти трех столетий.

Интерес к творчеству Боттичелли возродился в середине XIX века. Великолепные полотна мастера входят в коллекции многих музеев мира, и по праву считаются истинными шедеврами изобразительного искусства.

Биография художника

Юношеские годы и образование

Будущий художник родился в 1445 году, во Флоренции (Firenze), в семье небогатого ремесленника. Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался дублением кожи, держал небольшую мастерскую, но дело не приносило огромных доходов. Из четырех детей Сандро (сокращенно от Алессандро) был самым младшим ребенком. Один из его старших братьев, Антонио, стал ювелиром, двое других, Джованни и Симоне, посвятили себя коммерции.

Начальное образование Сандро было вполне традиционным для того времени, как и все дети семьи Филипепи, он посещал приходскую школу доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella).

С ранних лет Сандро проявлял склонность к искусству. Талантливого 12-летнего подростка сперва отдали на обучение в ювелирную мастерскую старшего брата Антонио. Позже, в 1462-1464 годах по рекомендации Джорджио Антонио Веспуччи (Giorgio Antonio Vespucci ), соседа семейства Филипепи, одаренный юноша отправился постигать тонкости живописи в город Прато (Prato), расположенный в 20 км от Флоренции.

Там в течение 5 лет он учился в мастерской прославленного художника Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi). Вернувшись в родной город, Сандро продолжил образование. Он стал подмастерьем флорентийского скульптора и живописца, Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio), одним из учеников которого был в то время молодой Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).

Творческий путь

С конца 1460-х годов Сандро Боттичелли стал получать крупные индивидуальные заказы. Вскоре он открыл собственную мастерскую. Первые самостоятельные работы во многом напоминали произведения учителей Боттичелли, но со временем молодой художник сумел найти свой неповторимый стиль. В начале творческого пути он успешно реализовывал себя как портретист, заказчиками были знатные горожане.

Успех Сандро Боттичелли неразрывно связан с именем Медичи (Medici), представители влиятельного клана оказывали огромную поддержку таланту художника, постоянно обеспечивая его работой. Он часто посещал заседания Платоновской академии в Кареджи, которая находилась под патронатом Лоренцо Великолепного (Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico). Неоплатонические идеи, бурно обсуждаемые в стенах виллы Медичи, определили идеалистическую направленность и гуманистические мотивы в произведениях художника. Слава о выдающемся живописце быстро распространилась за пределы Флоренции.

В 1481 году он был приглашен в Рим (Roma), где, по поручению папы Сикста IV, расписывал стены Сикстинской капеллы (Cappella Sistina).

Период кризиса

События культурной, социальной и политической жизни Флоренции, оставили глубокий след в творчестве художника. В 1490-х годах Боттичелли, будучи по натуре, как и большинство гениев, человеком восприимчивым и отличающимся тонкой душевной организацией, попал под влияние фанатичного монаха и реформатора Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola), ставшего фактически негласным правителем города. Поборник нравственности рьяно осуждал в своих проповедях тиранию Медичи и разнузданную жизнь приближенных к влиятельному клану.

Савонарола считал любое проявление жизнелюбия и красоты греховным, вместе со своими сторонниками он публично сжигал произведения искусства и светские книги.

По свидетельству Джорджо Вазари, Боттичелли лично бросал свои полотна в костры, разведенные на одной из площадей Флоренции. Он практически перестал заниматься живописью, отчего остаток жизни провел в большой нужде. Работы, созданные Боттичелли в поздний период творчества, отличались аскетизмом и сдержанностью цветовой гаммы. Самого Савонаролу осудили и обвинили в ереси, что стало большим потрясением для художника. В 1498 году по приказу папы римского Александра VI Борджиа монах был казнен.

Любовь и муза живописца

О личной жизни Сандро Боттичелли сохранилось мало сведений. Известно, что он никогда не состоял в браке, и не имел детей. По мнению некоторых исследователей в молодости художник был тайно влюблен в Симонетту Веспуччи (Simonetta Vespucci), флорентийскую красавицу, покорившую сердце Лоренцо Великолепного, его младшего брата Джулиано Медичи (Giuliano de’ Medici) и многих других влиятельных особ.

Симонетта Веспуччи любовь и муза Сандро Боттичелли

Прекрасная дева позировала для большого числа картин Боттичелли. Симонетта умерла в возрасте 23 лет, но даже после ее смерит художник продолжал долгие годы рисовать свою музу по памяти, считая ее пленительный образ идеалом женской красоты.

Старость и смерь

Поздние годы жизни мастера были омрачены тяжелой болезнью и нищетой. Боттичелли долгое время проводил в одиночестве, он умер в 1510 году, в возрасте 65 лет. Тело художника было погребено на кладбище церкви Всех Святых (Chiesa di Ognissanti) во Флоренции.

Картины

Полотна, созданные мастером в ранний и зрелый периоды творчества, представляют собой непревзойденные образцы поэтической живописи. В них читается очарованность художника идеями античной цивилизации. Неповторимый стиль Боттичелли подразумевает построение сложной, мифологической композиции, наполненной аллегорическими образами. В работах живописца ощущается неуловимая атмосфера духовности.

В картинах позднего периода чувствуется глубокий душевный кризис. Измененное мировоззрение автора отразилось в целом ряде его произведений, наполненных драматизмом и даже некоторой нервозностью. Лиричность, линейный ритм и радужная палитра уступили место художественным средствам, характерным для искусства готического периода.

Рождение Венеры

Рождение Венеры галерея Уффици во Флоренции

В основе сюжета – история о появлении из морской пены Венеры, прекрасной богини плотской любви и красоты (в древнегреческой мифологии ее имя – Афродита). Героиня изображена обнаженной, приняв стыдливую позу, она стоит в раковине, плывущей по волнам. Зефир и Аура создают дуновение ветра, помогая добраться до берега, где нимфа времен года Ора ожидает богиню, приготовив для нее накидку с узорами из цветов.

Произведение Боттичелли пронизано одухотворенностью. В нежном лице Венеры прослеживается образ мадонны, а очертания ее изящного тела напоминают древнегреческие статуи. Эмоциональная атмосфера передается в том числе и благодаря композиционному решению: фигуры симметрично расположены на фоне умиротворённого неба и моря, что усиливает ощущение гармоничного союза духовной и телесной красоты. Неподвластный времени шедевр Боттичелли находится в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi), во Флоренции.

Советую посетить индивидуальную экскурсию в галерею Уффици на которой вы увидите шедевры итальянских мастеров и узнаете интересные факты.

Весна

Весна картина Боттичелли в галерее Уффици

Спустя почти 70 лет работа Боттичелли попала в галерею Уффици, однако, долгое время она не была доступна широкой публике так как хранилась в заказниках музея. Слава и известность пришли лишь в начале XX века. Сегодня эта картина входит в число главных экспонатов галереи.

Поклонение волхвов

Боттичелли поклонение волхвов картина

Произведение художника предназначалось для украшения погребальной часовни в базилике Санта-Мария-Новелла, главной доминиканской церкви Флоренции. Популярный в эпоху Возрождения новозаветный сюжет исполнен глубоким аллегорическим смыслом.

Особая ценность картины заключена в ее героях, образ каждого персонажа связан с реальной исторической личностью: представителями династии Медичи, их приближенными вельможами и почетными горожанами. В правом углу – автопортрет самого Боттичелли, он предстает белокурым юношей в золотистой мантии. Яркая цветовая гамма, динамичность композиции, точность рисунка, внимание к мельчайшим деталям усиливают торжественность и праздничность произведения. Великолепная картина Боттичелли входит в художественную коллекцию галереи Уффици.

Венера и Марс

картина Венера и Марс Сандро Боттичелли

Работа осуществлялась по заказу одного из представителей флорентийской семьи Веспуччи (Vespucci), что подтверждается изображением роя ос в верхнем правом углу картины – геральдического символа знатного и богатого рода. Обращение к наследию античной культуры было типичным для искусства эпохи Возрождения.

В аллегорических образах отчётливо читаются гуманистические идеи. Венера символизирует любовь, красоту и женскую силу, способную усмирить свирепствующую энергию бога войны. В полуобнаженной, спящей фигуре Марса чувствуется безмятежность и абсолютный покой. На заднем плане озорные фавны шутливо играются с оружием и доспехами, оказавшимися ненужными, когда воцаряются гармония и любовь.

Мистическое рождество

Мистическое рождество картина Боттичелли

В это время, после смерти правителя Лоренцо Великолепного, Флоренцию охватили политические и военные волнения. Неспокойная ситуация, сложившаяся в родном городе художника, и острые внутренние переживания, близкие к депрессивному разочарованию, отразились на апокалиптическом характере произведения.

Люди, пришедшие поклониться младенцу Христу, облачены в современные одежды. Три главных ангела в верхней части картины олицетворяют собой благодарность, справедливость и истину, – высшие ценности, о которых говорил в одной из своих проповедей Савонарола. Примечательно, что среди героев произведения отсутствуют библейские пастухи и волхвы. При этом в нижней части картины художник изобразил демонов, пытающихся укрыться под землей, – образы, характерные для темы страшного суда. Сложное и во многом загадочное произведение Боттичелли находится с 1878 года в Лондонской Национальной галереи.

В биографии Боттичелли есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Сандро Боттичелли.

bottichelli

Биография Боттичелли

Сандро Боттичелли появился на свет 1 марта 1445 года во Флоренции. Он рос и воспитывался в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его супруги Смеральды. У своих родителей он был младшим из четырех сыновей.

Сандро стал художником не сразу. В юности он пару лет обучался ювелирному делу у мастера Антонио. К слову, некоторые специалисты предполагают, что свою фамилию парень получил именно от него.

В начале 1460-х годов Боттичелли начал обучаться живописи у Фра Филиппо Липпи. На протяжении 5 лет он учился писать картины, внимательно наблюдая за техникой учителя, который сочетал трехмерность передачи объемов на плоскость.

После этого наставником Сандро был Андреа Верроккьо. Интересен факт, что подмастерьем Верроккьо был еще никому неизвестный Леонардо да Винчи. Спустя 2 года Боттичелли начал самостоятельно создавать свои шедевры.

Живопись

bottichelli-2

Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.

В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.

Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.

bottichelli-1

В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.

Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.

Личная жизнь

О личной биографии Боттичелли почти ничего неизвестно. Он никогда не был женат и не имел детей. Много специалистов считают, что мужчина любил девушку по имени Симонетта Веспуччи – первую красавицу Флоренции и возлюбленную Джулиано Медичи.

Симонетта выступала в качестве натурщицы для многих полотен Сандро, умерев в 23-летнем возрасте.

Смерть

В последние годы жизни мастер оставил художество и жил в крайней нищете. Если бы не помощь друзей, то он бы наверняка умер с голоду. Сандро Боттичелли скончался 17 мая 1510 года в возрасте 65 лет.

Картины Боттичелли


В истории изобразительного искусства имя Сандро Боттичелли стоит особняком. Его самобытный стиль вне рамок, канонов и эпох! Это Романтик, поэт и философ живописи с уникальным почерком, нестандартным видением живописи и незаурядным мышлением.

Ботичелли никогда не следовал никаким правилам, никого не копировал и никому не подражал. Он не мог воспринимать мир через умозрительные схемы и видео его лишь сквозь призму собственного воображения. Истинный лирик, он создавал живопись следуя внезапным порывам своей поэтической души.

Картины и фрески Сандро Боттичелли не всегда безупречны с точки зрения передачи перспективы, объема и пропорций, но зритель этого не замечает. Очарованный атмосферой мечтательности и светлой грусти, музыкальности и гармонии он не только замечает видимые отступления от законов живописи, но воспринимает их как удачные находки художника.

Боттичелли – чистой воды гений! Его творчество выше правил, условностей, канонов и концепций. В его работах, помимо христианских мотивов, есть элементы античной, готической, греческой и даже языческой культуры.

Прошедший школу Липпи и Верроккьо Боттичелли превосходно владел разными техниками и несомненно умел передавать перспективу и пропорции, о чём свидетельствуют многие его произведения. Просто он никогда не ставил во главу угла реалистичность, и считал, что истинный художник должен воспевать красоту, для передачи которой все средства хороши. Любые правила только ограничивают свободу живописца.

Учеба у Филиппо Липпи

Копирование – один из важных элементов обучения живописи по технологии оптических просветов . Вдумчиво копируя известные репродукции, ученик приобретает такие важные для художника качества как: поставленные глаз и рука, умение работать по конструкции, правильно изображать светотень и ювелирно вводить цвет.

Благодаря опыту, полученному в ювелирной мастерской, Сандро безупречно овладел линией, которая и стала визитной карточкой его будущих творений. У Липпи – большого поклонника Мазаччо, он научился линейной перспективе, а позднее у Верроккьо перенял технику передачи объёма.

1470-е годы


Эксперименты Боттичелли в портретной живописи приводят к созданию нового для итальянского искусства способа иллюстрации – изображение портретируемого в фас и на лоне пейзажа, а не на тёмном фоне в профиль, как это делалось раньше.

1480-е годы


Весна и Рождение Венеры




Закат творчества

Ближе к концу 15 века в произведения Боттичелли вторгается мрачный колорит – как отражение неспокойного времени внутренних междоусобиц и ожидания конца света, предрекаемого монахом Савонаролой, чьи убедительные речи захватили умы флорентийцев.



Печальные истории Лукреции

Этапы и нюансы технологии описаны в этой книге .

Место Боттичелли в истории


Читайте также: