Восприятие коррупции и цена коррупции кратко

Обновлено: 30.06.2024

На данный момент в Российской Федерации не существует единой системы оценки коррупции, в частности методик ее расчета в различных сферах общественной жизни. Это обстоятельство затрудняет формирование и реализацию антикоррупционной политики, и, соответственно, актуализируется необходимость создания такой системы. Мировой опыт показывает, что при решении вопроса о методологии оценки уровня коррупции на национальном уровне существует два варианта:

– интеграция результатов международных сравнительных исследований в национальную антикоррупционную политику;
– проведение национальных социологических (диагностических) исследований.

Существует также единство в оценке возможностей статистической информации на основе отчетности правоохранительных органов как ограниченных. Такая информация может быть важным, но дополнительным источником информации о ситуации с коррупцией в стране.

В данной статье мы обратимся к международному опыту и рассмотрим методологические недостатки построения индекса восприятия коррупции.

Наиболее известным и цитируемым методом измерения коррупции в мире является Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index – CPI) – ежегодный составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Индекс составляется международной организацией Transparency International (TI) на основе данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. Для того чтобы страна была включена в CPI, необходимо, чтобы в ней было как минимум 3 источника информации. Источником
информации считается независимая экспертная организация, которая занимается анализом госуправления или бизнес-климата. Эксперты TI оценивают методологию каждого источника информации, чтобы убедиться, что она соответствует стандартам качества. На основе этой информации страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто – наименьший. CPI подсчитывается и публикуется ежегодно с 1995 г.(1) Цель TI – добиться большей прозрачности и подотчетности власти. Именно прозрачность любого вида деятельности, по мнению работников TI, является предпосылкой к меньшей коррумпированности общества и значительно облегчает борьбу с этим явлением(2).

Обратимся к первоисточнику и воспроизведем краткую методологическую справку, которая прилагается к CPI за 2014 г. Индекс восприятия коррупции агрегирует данные, полученные из разных источников, предоставляющих сведения о восприятии уровня коррупции в государственном секторе различных стран со стороны деловых кругов и экспертов по соответствующим странам.

Расчет результатов CPI включает следующие этапы.

1. Выбор источников данных. Для того чтобы рассматриваться в качестве надежного источника данных, включаемого в Индекс восприятия коррупции, каждый из источников, используемых для его составления, должен отвечать следующим критериям:

– представлять восприятие коррупции в государственном секторе в количественных показателях;
– основываться на надежной и достоверной методологии, оценивающей и ранжирующей различные страны по единой шкале;
– составляться заслуживающими доверие организациями на регулярной основе;
– использовать достаточно широкую шкалу оценок, позволяющую проводить различия между отдельными странами.

CPI за 2014 г. рассчитывался с использованием данных из 12 различных источников за 2 последних года, представленных 11 независимыми организациями, регистрирующими уровни восприятия коррупции. Более подробно эти источники описываются в отдельном сопроводительном документе.

2. Стандартизация данных, полученных из отдельных источников, т.е. приведение их к шкале от 0 до 100, где 0 соответствует самому высокому уровню восприятия коррупции, а 100 – самому низкому. Стандартизация осуществляется вычитанием среднего значения набора данных и делением на величину среднего квадратичного отклонения, в результате чего определяются Z-показатели, которые затем
приводятся к значениям среднего, составляющего примерно 45, и величине среднего квадратичного отклонения, составляющего приблизительно 20, с тем чтобы наборы данных укладывались в шкалу CPI от 0 до 100. Для обеспечения возможности сравнения отмасштабированного числа баллов CPI в их временной динамике с данными базового года используется среднее значение набора данных и среднее квадратичное отклонение за 2012 г.

3. Расчет среднего значения. Для того чтобы страна или территория была включена в ИВК, необходимо наличие как минимум 3 источников, оценивающих такую страну/территорию. Балл CPI для соответствующей страны вычисляется как среднее значение всех стандартизированных оценок, доступных для этой страны. Баллы округляются до целых чисел.

4. Отчет о мере неопределенности. В CPI учитываются относящиеся к каждому результату средняя квадратичная ошибка и доверительный интервал, фиксирующие вариацию оценок источников данных, доступных для соответствующей
страны/территории(1).

В российском политическом дискурсе чаще всего именно CPI используется в качестве интегральной оценки уровня коррупции в России, хотя на самом деле CPI такой информации не содержит и не может содержать, поскольку его задача заключается в другом. Это обстоятельство сознательно или просто по незнанию игнорируется теми, кто использует исключительно этот индекс для характеристики ситуации в России.

Можно выделить существенные методологические проблемы построения индекса восприятия коррупции, которые ставят под сомнение возможность использования CPI в качестве интегральной оценки ситуации с коррупцией в России.

1. Проблема в определении индивидуальных индексов. Технология построения конечного CPI достаточно прозрачна, однако механизм взвешивания различных аспектов коррупции при определении индивидуальных индексов часто бывает неясным. Довольно проблематичной представляется возможность получения достоверной информации об источниках формирования индивидуальных показателей коррупции (некоторые из источников являются доступными только для платных пользователей, другие – недоступными для публичного просмотра). Иногда вообще невозможно объяснить, что именно измеряет индивидуальный показатель коррупции и на чем он основывается. Соответственно, невозможно признавать интегральный индекс обоснованным и достоверным.

2. Ограниченность в выборе категорий опрашиваемых. CPI формируется по результатам опроса предпринимателей и аналитиков из различных стран мира, в т.ч. экспертов, проживающих в стране, по которой проводится исследование. Вместе с тем из исследования исключены результаты опроса населения. По нашему мнению, это ограничивает полноту собираемой информации и, соответственно, приводит к тому, что оценки CPI смещаются, т.к. в масштабах и уровне коррупции не учитывается реальный опыт населения, которое непосредственно соприкасается
с коррупционными проявлениями. Проблема также с привлечением результатов опросов экспертов, осуществленных другими исследовательскими организациями. Каждое исследование, использованное ТI для построения индекса, имеет все же собственную методологию, различные определения коррупции, разное понимание ее форм и критериев оценки ее уровня, специфическую процедуру вычисления
интегральных показателей. Кроме того, порядок отбора и число экспертов, бесспорно, влияют на результат оценки коррупции в той или иной стране, повышая роль субъективного фактора.

3. Неоднозначность в определении понятия коррупции. ТI строит индекс восприятия коррупции на основании усредненных данных за определенный промежуток времени, используя ряд социологических опросов, где содержание коррупции определяется по-разному. Это означает, что при расчете CPI учитываются показатели коррупции, полученные при использовании различных методологий их оценки, что связано в т.ч. с различным толкованием коррупции и форм ее проявления. Это также касается выборок респондентов разных категорий, использования различного инструментария опроса, различной шкалы измерения коррупции и т.п.

4. Согласованность показателей. Корректность объединения различных индивидуальных показателей коррупции при определении общего CPI обосновывается наличием высокого уровня корреляции между оценками коррупции, определенными по данным разных исследований. Предполагается, что чем выше корреляция между показателями коррупции, тем более согласованными будут результаты различных исследований, и соответственно, индекс восприятия коррупции более надежно измеренным (о надежности данных свидетельствуют незначительные оценки стандартного отклонения показателей наряду с высоким уровнем корреляции). Однако следует учесть, что такое утверждение является правомерным в случае, если источники получения различных оценок показателей коррупции являются независимыми. Дело в том, что разные экспертные группы часто строят свои оценки, основываясь на оценках других экспертов, или даже используют один
и тот же источник оценки показателей, а также обращают внимание на уровень CPI при предоставлении своих собственных оценок. Бывают варианты, когда одни и те же эксперты являются членами различных экспертных групп, которые привлекаются к определению показателей коррупции, а это также ведет к возникновению ошибок оценки.

5. Отслеживание изменений во времени. До 2012 г. методология подсчета ИВК не предполагала сравнения нового показателя страны с предыдущими. Начиная с 2012 г. Transparency International обновила методику расчета таким образом, что межгодовые сравнения стали возможными. Тем не менее и здесь есть проблемы. Методология построения CPI предусматривает объединение нескольких исследований коррупции за 3 предыдущих года. Однако следует обратить внимание, что по каждому отдельному году результаты опроса собираются различными (не всегда) организациями по разным методологиям (строятся на разных индикаторах коррупции). Таким образом, изменение источников данных при построении индивидуальных индексов – составляющих CPI приводит и к изменению общего CPI под их влиянием. В результате становится невозможным осуществить простое сопоставление показателей между собой, за разные годы и провести сравнение
между странами. Другими словами, такой подход в определении CPI исключает возможность построения надежных динамических рядов показателей коррупции и, соответственно, оценки реальных тенденций в изменении ситуации с коррупцией. Изменения балла (оценки восприятия от года к году) не является 100-процентным показателем изменения уровня коррупции. Колебания в оценке страны могут быть обусловлены не только изменениями представлений об уровне коррупции, но и изменением способа формирования выборки и методологии.

6. Влияние принципов корректировки охвата стран. Как известно, состав стран, по которым рассчитывается Индекс восприятия Коррупции, меняется. Добавление новых стран в рейтинг TI и выход других стран в различные периоды времени соответственно увеличивают или уменьшают шкалу ранжирования. Это приводит к возникновению погрешности смещения при сопоставлении рейтингов одной страны за
несколько лет. Таким образом, не только величина CPI, но и ранги стран являются несопоставимыми во времени. Изменение места в рейтинге не является показателем уменьшения или увеличения уровня коррупции. Место страны может измениться даже потому, что изменилось число стран, которые были охвачены CPI.

7. Однородность совокупности показателей. Условием включения страны в рейтинг ТI по показателю CPI является наличие не менее 3 надежных источников данных о коррупции. Вместе с тем при определении общего CPI по стране, входящей в рейтинг ТI, могут быть включены результаты неограниченного числа исследований. Совершенно очевидно, что при прочих равных условиях CPI, построенный на большем числе источников, измеряет коррупцию более надежно, чем индекс восприятия коррупции, построенный на минимальном числе источников – трех. Это связано в первую очередь с однородностью совокупности.

8. Учет национальных особенностей. При исчислении CPI не учитываются специфические особенности национальных проявлений коррупции и, соответственно, нивелируется их влияние на общую оценку коррупции в стране. Индексы, построенные на основе данных, проявляющих высокую корреляцию для определенной группы стран, являются релевантными именно для них.

Таким образом, мы видим, что здесь не существует универсальных методологий, но это не отменяет задачи построения национальной системы измерения и оценки уровня коррупции. В данном контексте и с учетом отмеченных недостатков представляется возможным дать ряд рекомендаций.

1. Целесообразно создать организационные основы национальной системы измерения и оценки уровня коррупции – учредить уполномоченные государственные органы, которые готовили бы годовые отчеты, где отражалась бы информация о ситуации с коррупцией в стране и деятельности по противодействию коррупции. При этом такая информация может быть релевантной и качественной только при условии, что ее получают по унифицированной методологии, основанной на законодательных определениях форм и проявлений коррупции.

2. Существует необходимость вывести проблематику коррупции из сферы идеологических спекуляций и политических манипуляций, создав инструмент для измерения реальной коррупции, а не мифов массового сознания, продуктов массмедиа и политической пропаганды.

4. Характеристика (измерение уровня) коррупции должна осуществляться при оценке следующих позиций: взаимоотношения между странами, в отдельно взятой стране, в каждой сфере социальной жизни страны в отдельности, т.е. необходимо классифицировать, соответственно, глобальное, государственное и локальное измерение.

5. Ключевыми моделями оценки можно считать: реальное состояние коррупции (распространенность); восприятие коррупции населением; эффективность мероприятий по противодействию коррупции.

6. Методика измерения коррупции должна быть прозрачной и доступной для общественности. Это позволит не только достичь унификации и стандартизации на инструментальном уровне, но и повысить доверие к государственной антикоррупционной политике, обеспечить органичность сочетания усилий государства и гражданского общества.

7. Информация о состоянии коррупции по своим показателям и способам получения должна быть максимально приближена к качественным стандартам информации, используемой для нужд государственного регулирования в других сферах.

Таким образом, национальная система оценки уровня коррупции может и должна быть создана как инструмент государственного управления в области противодействия коррупции, который обеспечивает информационные основы принятия решений и оценку эффективности и результативности их реализации. Мировой опыт показывает, что в тех странах, где власть и общество имели возможность получать информацию о реальной ситуации с коррупцией в стране, удавалось сформулировать реальные цели антикоррупционной политики и получить положительные
сдвиги в ограничении масштабов коррупции.

Индекс восприятия коррупции (ИПЦ) – это индекс, который оценивает страны по степени коррумпированности их правительств. ИПЦ публикуется Transparency International, организацией, которая стремится остановить взяточничество и другие формы публичной коррупции. Оценка страны может варьироваться от нуля до 100, где ноль указывает на высокий уровень коррупции, а 100 – на низкий уровень. Transparency International запустила индекс в 1995 году, и сегодня он насчитывает 176 стран и территорий. Издается ежегодно.

Ключевые выводы

  • Индекс восприятия коррекции оценивает страны по уровню коррумпированности.
  • Методология измерения ИПЦ основана на выборе исходных данных, изменении масштаба исходных данных, агрегировании масштабированных данных и статистической мере, указывающей уровень достоверности.
  • Низкий рейтинг ИПЦ указывает на высокий уровень коррупции.

Понимание индекса восприятия коррупции (ИПЦ)

Индекс восприятия коррупции (ИПЦ) измерялся из года в год с использованием разных методологий, что затрудняло ежегодные сравнения. Но в 2012 году методология была снова изменена, на этот раз для сравнения во времени.

Согласно Transparency International, новая методология включает четыре основных шага, включая выбор исходных данных, изменение масштаба исходных данных, агрегирование масштабированных данных и статистический показатель, указывающий уровень достоверности. В процесс также включен механизм контроля качества. Он состоит из независимого сбора данных и расчетов двумя штатными исследователями и двумя независимыми исследователями из академических кругов.

Источники индекса восприятия коррупции

В начале своей истории для формирования ИПЦ использовались опросы общественного мнения. В 2017 году Transparency International использовала 16 оценок и опросов 12 организаций в качестве основы для оценок по странам. Опрошенные и / или оцененные учреждения включали:

  • Африканский банк развития
  • Всемирный Экономический Форум
  • Global Insight
  • Фонд Бертельсманна
  • Международный институт развития менеджмента
  • PRS Group, Inc.
  • Всемирный проект справедливости
  • Консультации по политическим и экономическим рискам
  • Freedom House

Чтобы попасть в ИПЦ, страна должна быть оценена не менее чем из трех источников. Источники должны задокументировать свои методы сбора данных и подход к измерению, а Transparency International оценивает качество и адекватность этих методологий. Если данные собираются с помощью бизнес-опроса, например, Transparency International оценит, является ли размер выборки опроса достаточно большим, чтобы быть репрезентативным.

Экономические последствия коррупции

Согласно публикации в 2002 году в Journal of Business Ethics, страны и территории с низким рейтингом ИПЦ (и, следовательно, высоким уровнем коррупции) также имеют то, что авторы исследования назвали переизбытком регулирования и процветающим черным рынком. Страны или территории с высоким реальным валовым внутренним продуктом на душу населения (RGDP / Cap) также имели высокий рейтинг ИПЦ (и, следовательно, низкий уровень коррупции).

Исследования, опубликованные в 2007 и 2008 годах в The European Physical Journal, показали, что страны и территории с более высоким рейтингом ИПЦ с большей вероятностью испытают более долгосрочный экономический рост и что они испытали увеличение ВВП на 1,7% на каждый пункт, добавленный к их баллу ИПЦ. Чем выше рейтинг страны или территории по ИПЦ, тем выше уровень иностранных инвестиций в этом штате. Таким образом, было установлено, что коррупция оказывает негативное влияние на экономику страны или территории.

Рейтинг CPI

К странам с наименьшим воспринимаемым уровнем коррупции относятся Дания (88), Новая Зеландия (87) и Финляндия (85). Страны с высоким уровнем коррупции: Сомали (10), Южный Судан (10) и Сирия (13). Соединенные Штаты набрали 71 балл по ИПЦ в 2018 году.

Содержание

Методика расчёта

Индекс основывается на нескольких независимых опросах, в которых принимают участие международные финансовые и правозащитные эксперты, в том числе из Азиатского и Африканского банков развития, Всемирного банка и американской организации Freedom House. Индекс представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 10 (отсутствие коррупции) [1] .

Некоторые исследователи выражают опасения, что поскольку Индекс восприятия коррупции сам существенно влияет на восприятие коррупции жителями стран (постоянно цитируется в СМИ), а также уменьшает возможности экономического развития, он является самоисполняющимся пророчеством [2] .

Критика

Россия в рейтинге



В 1997 году индекс рассчитывался для 52 стран. Значение индекса для России составило 2,3 балла (49 место, на первом месте — страна с наименьшим восприятием коррупции).

В 1998 году значение индекса для России составило 2,4 балла (76 место из 85 стран), в 1999 году — 2,4 балла (82 место из 99 стран), в 2000 году — 2,1 балла (82 место из 90 стран), в 2001 году — 2,3 балла (79 место из 91 страны), в 2002 году — 2,7 балла (71 место из 102 стран), в 2003 году — 2,7 балла (86 место из 133 стран), в 2004 году — 2,8 балла (90 место из 146 стран), в 2005 году — 2,4 балла (126 место из 159 стран), в 2006 году — 2,5 балла (121 место из 163 стран), в 2007 году — 2,3 балла (143 место из 179 стран), в 2008 году — 2,1 балла (147 место из 180 стран), в 2009 году — 2,2 балла (146 место), в 2010 году — 2,1 балла (154 место из 178 стран), в 2011 году — 2,4 балла (143 место из 183 стран).

Индекс по годам

Рейтинг стран по индексу восприятия коррупции
опубликованные Transparency International

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Индекс восприятия коррупции" в других словарях:

Индекс восприятия коррупции в мире — Генеральный прокурор США Майкл Мукасей (Michael Mukasey), находящийся в Индонезии с визитом, подписал в понедельник в Джакарте соглашение о помощи этой стране в борьбе с коррупцией. Индекс восприятия коррупции показатель, отражающий оценку уровня … Энциклопедия ньюсмейкеров

Коррупция — Индекс восприятия коррупции в разных странах мира по данны … Википедия

Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

Коррупция в России — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Основная статья: Коррупция Коррупция в России использование должностными лицами своих властны … Википедия

Путин, Владимир Владимирович — Владимир Владимирович Путин … Википедия

Transparency International — Transparency International неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру. Трансперенси Интернешнл была основана в 1993 году бывшим директором Всемирного банка Петером … Википедия

Коррупция — (Corruption) История коррупции в мире, виды коррупции Вред от коррупции, причины и борьба с коррупцией Содержание Содержание Раздел 1. История . Раздел 2. Типология. Раздел 3. Вред от коррупции. Раздел 4. Причины. Раздел 5. Борьба с коррупцией.… … Энциклопедия инвестора

Коррупция в Азербайджане — В Азербайджане, несмотря на проводимые реформы в области государственного управления, законодательства, развития гражданского общества и предпринимательства, коррупция остается серьёзной проблемой. С ней сталкиваются не только граждане республики … Википедия

Экономика Белоруссии — Экономика Республики Беларусь Экономические показатели Валюта Белорусский рубль (BYR) Фискальный год календарный Международные организации СНГ, ЕврАзЭС Статистика ВВП (номинальный) $54,7 млрд. (2010, оценка … Википедия

Саакашвили, Михаил Николозович — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

понятие коррупции
Понятие, сущность и признаки коррупции

Коррупция в настоящее время является серьезнейшей глобальной проблемой, с которой сталкиваются все без исключения государства.

По мнению ученых, элементы психологии коррупционера присущи почти каждому взрослому человеку, вследствие чего это социально-негативное явление является хронической и неизлечимой болезнью любого общества, за исключением, самых примитивных. Коррупция процветает там, где не работают законы или институты гражданского общества.

Следует отметить, что коррупция, будучи сложным явлением, может рассматриваться с самых различных позиций. Поэтому коррупцию изучают криминологи, социологи, политологи, юристы, психологи и т.д. Например, в социальном аспекте коррупция рассматривается как негативное явление, одна из форм элитных девиаций, в юридическом аспекте — как различные виды правонарушений коррупционного характера.

Коррупция многолика. Именно поэтому крайне затруднительно дать ее точное определение. Особенно это касается выработки общепринятого в международном масштабе определения данного понятия. Во многом это обусловлено тем, что если в одних государствах небольшой подарок чиновнику может поощряться как дань сложившейся деловой традиции, то в других — за это можно получить серьезный тюремный срок.

Несмотря на то, что в целом данное определение правильно отражает содержание данного негативного явления, однако, необходимо признать, что данная дефиниция не является определением коррупции как явления, а содержит простой перечень коррупционных правонарушений, т.е. дает узкое определение понятия коррупции с юридической точки зрения.

Данные признаки позволяют отличить коррупцию от других видов девиаций и правонарушений, например, от дискриминации или плохого управления. Это определение также помогает отграничить коррупцию от конфликта интересов. При коррупции он всегда присутствует, т.е. происходит выбор лица между государственными (общественными) интересами и частными интересами, но при коррупционном нарушении лицо всегда предпочитает руководствоваться личными интересами.

Таким образом, по сути, коррупция — это использование своего должностного статуса или положения для получения личной выгоды в ущерб государственным и общественным интересам.

Уровни коррупции

Учитывая, что понятие коррупции охватывает широкий круг самых разнообразных проявлений, она может существовать на различных уровнях и в любых проявлениях.

Выделяются следующие уровни коррупции:

В отличие от бытовой преступности, при системном характере коррупции у людей может не быть иного выбора, кроме как дать взятку, чтобы получить доступ к государственным услугам, которые они по праву могут получить, особенно, если речь идет о таких х сферах как здравоохранение или образование. Иногда и сами государственные должностные лица могут быть принуждены к получению взяток своим начальством.

Индекс коррупции 2020-2021 гг.

Ежегодно международной межправительственной организацией Transparency International на основе 28 индикаторов рассчитывается индекс коррупции, а точнее — индекс восприятия коррупции населением. В исследовании участвуют 180 стран, шкала оценки от 0 до 100, при этом, чем выше этот показатель, тем ниже уровень коррупции и соответственно эффективнее политика противодействия данному явлению.

В 2021 году индекс восприятия коррупции (рассчитывается по итогам 2020 года), как и в предшествующие годы, показал, что 2/3 стран набрали менее 50 баллов, среднее значение — 43 балла.

Верхние строки рейтинга традиционно занимают Скандинавские страны: на 1 месте — Дания (88 баллов), на 3 месте — Швеция и Финляндия (по 85 баллов), Норвегия — 7 место (84). В число стран, достаточно успешно борющихся с коррупцией, входят — Германия (9 место, 80 баллов), Канада (11 место, 77 баллов), Япония (19 место, 74 балла).

Россия в 2021 году, улучшив свой рейтинг на пару позиций по сравнению с прошлым годом, располагается на 129 месте (30 баллов), наряду с такими странами, как Лаос и Малави. Отметим, что наши бывшие союзники из стран СНГ имеют более высокий рейтинг, например, Украина занимает 117 место, Казахстан – 94, Армения – 60, а некоторые страны Прибалтики и вовсе находятся в верхних строках — Эстония — 17 место, Латвия — 42 место.

Рейтинг стран по уровню восприятии коррупции 2020-2021 гг.


индекс коррупции 2021

В целом, эти данные показывают, что, несмотря на некоторый прогресс, большинству стран по-прежнему не удается эффективно бороться с коррупцией.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Читайте также: