Матросы при петре 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

Матросам на кораблях петровских времен жилось очень неважно. Помещались они обыкновенно в трюме среди бочек с водою. Эти бочки от качки часто давали течь; вода, вытекая из них, образовывала, смешиваясь с песчаным балластом, грязь, превращая трюм в какое-то болото. Рогожные кули, в которых хранился провиант, загнивали и распространяли ужасный запах; огромные корабельные крысы, случалось, кидались на людей и ча­сто кусали сонных; провизию составляли дурно пропе­ченные сухари и солонина, часто уже испорченной до­ставленная на судно; в случаях долгого плавания эта участь постигала и свежую солонину, сухари покрыва­лись противной зеленой плесенью, становились горьки­ми и затхлыми, портилась и вода в бочках, принимая вид и цвет жидкого кваса, а вкус и запах тухлых яиц; каменный или песчаный балласт, занимая много места, не позволял погрузить достаточно воды и провианта, и при долговременных плаваниях часто случалось, что про­визии не хватало и матросам приходилось довольство­ваться уменьшенными порциями.

Больных и умерших было поэтому во флоте всегда очень много. Случалось, что всю эскадру охватывала ка­кая-нибудь острая желудочная эпидемия и экипажи при­ходилось, для освежения кораблей, свозить на берег. Ан­гличанин Поддон, один из лучших адмиралов Петра, от­носившийся к матросам оче

Но все эти недостатки, злоупотребления, вольные и невольные прорехи, покрывала могучая воля одного че­ловека, которому море было родной стихией, а морская служба — любимое дело. Корабли петровских времен не стояли праздно в портах и выходили в море вместе со льдом, часто прорубаясь в нем, и только окончатель­ное замерзание моря глухой осенью загоняло петров­ский флот в гавани. Благодаря такой школе, вырабаты­вались хорошие моряки, и число крушений, например, было сравнительно очень невелико, несмотря на долгие и поздние плавания; победы над шведскими судами при столкновениях свидетельствуют также, что, несмотря на внутренние недостатки и тяжесть существования на ко­раблях, офицеры и матросы были одушевлены тем де­лом, которое делали, и делали его так, что адмирал Петр Михайлов был ими доволен.

Как и в любом другом деле, приступая к новой тематике, неизбежно что-то упускается, где-то материал излагается поверхностно. Но опыт дело наживное. Так что, прошу сильно тапками не замахиваться, хотя уточнения и дополнения приветствуются. Поехали.

Сегодня, эпоха Петра Великого воспринимается, как время коренного переворота русской жизни во всех сферах. Это не совсем так, ведь коренного слома феодальной системы в то время не случилось. Скорее, наоборот, Петр Великий ужесточил феодально-крепостнические порядки. Иногда, государство Петра называют регулярным или тягловым. Тянуть должны были все, в том числе и сам государь, ходивший в атаку под Полтавой и самолично следящий за постройкой фрегатов и корветов нового флота.

С другой стороны, Россия конечно восприняла некоторые европейские практики, применявшиеся в самых разных сферах. В том числе и в военном строительстве. Это касалось, прежде всего, организации регулярной армии и флота. До Петра, на Руси главной военной силой было дворянское ополчение. То есть, на время войны, собирались со своих поместий аристократы, со своим вооружением и амуницией, назначался воевода и вперед, на супостата. Во время царствования отца Петра, царя Алексея Михайловича, на Руси стали формироваться регулярные полки стрельцов, солдат и рейтар. Если искать аналогию с современными реалиями, то можно с натяжкой назвать регулярных служивых того времени контрактниками (иногда и в добровольно-принудительном порядке).

Военные мероприятия Петра Великого: азовские походы и Северная война с сильным Шведским королевством, потребовали качественно иного похода к строительству армии. Петр вводит рекрутский набор. Рекрутчина – это пожизненный набор в солдаты (и матросы), осуществляемый государством. Ему подлежали подданные, с 17 до 35 лет, независимо от сословия. Обычно, в рекруты шли по жребию, разыгрываемому среди сельской общины или городского посада. На практике в армию часто отправляли неуживчивых и буйных, а у помещичьих крепостных, кого отдать в солдаты указывал барин.

". С кареты голос, вдруг, раздастся: – Готовьте сына на войну. Крестьянский сын на все готовый, Всегда он легок на подъем. ". - Рекрутская русская народная песня. Слушаем.

Попавшие на морскую службу нижние чины входили в три категории: собственно, матросы – те, кто занимался обслуживанием корабля, его парусного вооружения (рангоута и такелажа) и т.п.; пушкари – нижние чины артиллерийской "боевой части" (прошу прощения за введение в текст современных терминов); солдаты – что-то типа корабельной морской пехоты.

К 1710 году состав команды на корабле был регламентирован. На две трети экипаж любого парусного корабля состоял из пушкарей и матросов и на треть из солдат. Для гребных галер соотношение было иным.

Матросы делились на опытных, - прослуживших на флоте, и молодых. Такое деление регламентировалось присвоением им статьи: от матросов четвертой статьи, самых молодых, до повидавших виды первостатейников. В дальнейшем, еще при Петре Великом, количество статей было сокращено до двух: бывалые матросы первой статьи и молодые – второй статьи. В советском и современном флоте данное деление несколько трансформировалось. Старшины первой и второй статьи - это должности младшего начальствующего состава, эквивалентные сержантскому составу сухопутных частей.

Кстати, при Петре на флоте не было званий, как таковых. Звания и занимаемые должности являлись еще единым целым. Что касается старшинского состава, или, если угодно, унтер- офицерского, то он определялся должностями. Опытные матросы занимали самые различные унтер-офицерские должности: мичмана (помощники офицеров), квартирмейстеры (отвечающие за личный состав, его дисциплину, внешний вид, питание на корабле и т.п.), профос (осуществление наказаний, надзор за порядком на корабле) и другие (боцман и боцманматы, шхиман и шхиманматы, купор и др.). Для того, чтобы раскрыть должностные обязанности унтер-офицерского состава нужен полноценный обзор. Возможно, он появится на моем канале. Единственное, что добавлю, - все эти должности шхиманов, купоров и т.п, строго регламентировались Морским Уставом Петра Великого, определявшим численность личного состава для каждого типа кораблей и расписание их обязанностей. Морской Устав был принят в январе 1720 года.

С самого своего зарождения, флотские порядки отличались суровостью дисциплины, изнурительностью службы, причем не только во время боевых действий или иных выходов в море, но и при стоянке у стенки. Все это дополнялось жёсткой системой наказаний. В этом плане, солдатская служба в сухопутной армии была несколько легче, да и привычнее для русского человека. Так было практически до 1917 года, до исчезновения дореволюционной армии и флота.

С конца XVII века и до завершения Северной войны (со шведами) в 1721 году на русскую морскую службу нанималось немало иностранцев, от матроса до флагмана включительно. Непосредственным наймом и вербовкой их еще со времен Алексея Михайловича в Европе занимались специальные агенты — либо местные, либо посылаемые с Московии. За определенную плату такую миссию иногда брали на себя всякого рода российские посланники, курьеры и даже купцы.

Самый многочисленный приток иноземных матросов, флотских офицеров и специалистов состоялся во время посещения Петром I ряда европейских государств, в составе Великого посольства в 1697—1698 годах. Тогда ответственность за вербовку иностранцев на русскую службу Петр возложил на Франца Лефорта, которому помогал только что принятый тогда на русскую службу и пожалованный в вице-адмиралы датчанин Корнелий Крюйс. Кстати, немало флотских специалистов привлек и сам царь. Благодаря этому в 1698 году на службу в российский флот пришло около 700 человек. В их числе были два флагмана, 64 офицера, 115 унтер-офицеров, 354 матроса, 50 корабельных мастеров и специалистов, а также 52 морских лекаря.

В дальнейшем, примерно до 1717 года, иноземцы привлекались лишь на вакантные должности. Однако при необходимости на российские корабли, как это было в 1705 года в Архангельске, за весьма приличное вознаграждение набирались матросы с торговых судов. Тогда спешно набрали 120 голландских матросов. Но такая форма привлечения матросов практиковалась весьма редко, ибо она влекла за собой осложнения во взаимоотношениях с европейскими государствами и тут же отражалась на внешней торговле.

Во время Северной войны нанятые моряки-иностранцы отправлялись в Россию или на нейтральных коммерческих судах, или как члены команд на купленных за границей наших военных кораблях. Правда, многие моряки, гонимые за религиозные убеждения, добирались до Московии по сухопутью, преодолевая иногда немалые трудности.

Второй, оказавшийся самым большим, наём иностранных моряков на русский флот прошел в 1717 году, когда в Амстердаме российские агенты под руководством князя Бориса Куракина, ближайшего родственника царя, привлекли 1500 матросов практически со всех европейских флотов. В отличие от прежней, эта вербовка носила четко выраженный временный характер. Если раньше Петр I, принимая на флот иностранцев по необходимости, давал им значительные преимущества перед русскими моряками, как учителям перед учениками, то теперь он старался, как можно побыстрее заменить иноземцев на россиян, которые и "стоили меньших денег и намного были смекалистее". Так, к осени 1721 года на кораблях отечественного флота в числе 7215 матросов не значилось уже ни одного иностранца, а среди высших чинов велено было провести экзамен, "оставив на корабельном и галерном флотах лишь достойных".

Первыми российскими матросами, еще со времен Переславской "потешной" флотилии, стали солдаты Преображенского и Семеновского полков. Считается, что именно из них по приказу Петра генерал Патрик Гордон набирал команды на "потешные" корабли и суда. При этом умаляется роль первого российского адмирала Франца Лефорта, ибо солдаты из его полка становились матросами, принимали участие наряду с преображенцами и семеновцами в Азовских походах, поездках Петра на Север, в плаваниях на первых российских кораблях. Правда, считалось, что флотская служба для них была делом временным, но, как свидетельствуют документальные источники, немало бывших гвардейцев так и остались на флоте. Некоторые из них дослужились до офицерских чинов, а, к примеру, такие, как Ипат Муханов и Наум Сенявин, вышли даже в флагманы.

В 1700 году за Азовским флотом числилось 504 "постоянных", т. е. отечественных матросов, переименованных в это звание из недавно набранных молодых солдат. Дополнительно к ним из Москвы прибыло 600 человек, специально отобранных для несения флотской службы. Первый рекрутский набор "в матросы" был произведен Петром I в 1702 году в селе Преображенском. В ходе него набрали 1700 человек из "охочих в службу морскую людей различного звания от 12 до 20 лет".

В 1703 году последовало царское повеление о немедленном переводе "с Азова на Олонец" всех иностранцев, русских, а также пленных татар и турок, "которые в морском хождении на галерах были свычны". 22 января следующего года Петр I приказал в Москве и других городах набрать 100 человек "всяких чинов людей в матросскую службу". Пожелавшие записывались в приказе Адмиралтейских дел, и им царь гарантировал денежное содержание по два рубля в месяц, сверх того еще два рубля на одежду, а на непосредственной службе — хлеб, соль, мясо, рыбу. Ими были заменены на Ладоге и Неве солдаты, незнакомые с морем. И, в общем-то, это можно считать первым набором на Балтийский флот.

Надо отметить, что с самого начала в матросы набирались люди из местностей, где население было знакомо с речным плаванием и рыбопромыслом. Сохранились сведения, что с 1706-го по 1717 гг. из Москвы и Московской губернии, Тобольска, Тюмени, других крупных речных городов, в матросы ежегодно забирали по 1000 человек.

Весной 1720 года, готовясь к решительному нападению на шведский флот, Петр I приказал пополнить российские корабли матросами из числа солдат Финляндского пехотного корпуса, уже ходивших по морю на галерах и 2000 рекрутов из Московской губернии. В начале 1721-го в Петербурге был объявлен высочайший указ о добровольном поступлении в матросы "всяких чинов людей, кроме шведского народа", и объявлялось, что "из крепостных могут идти только не провинившиеся, не учинившие воровства или обиды помещикам, вотчинникам или посторонним". Крепостные, естественно, не упустили возможность воспользоваться этой царской милостью.

По образцу иностранных флотов в состав корабельных команд входили так называемые морские солдаты. В своей записке "Определение о начинающемся флоте на Ост-зее" Петр I писал: "Требуется учинить полки морских солдат и закрепить оных по капитанам навечно, которым надлежит капралов и сержантов взять из старых солдат ради лучшего обучения строя и порядков". Как известно, в 1705 году был сформирован морской солдатский полк в количестве 1200 человек.


Главной обязанностью морских солдат являлось несение на кораблях караульной службы, а во время боя из них составляли абордажные и десантные партии. Из пехотных полков в 1712 году стали создаваться морские солдатские батальоны, для корабельного флота и адмиралтейств по 600 -650 человек в каждом. К 1715 году их уже было пять, и они носили названия "адмирал", "вице-адмирал", "контр-адмирал" и "адмиралтейский".

Морская артиллерия первоначально не сводилась в особые команды. Артиллеристы с прочей обслугой орудий назывались пушкарями, однако в последующем Петр I и здесь ввел регламентацию. Судовые экипажи стали на две трети состоять из матросов и пушкарей и на одну треть — из солдат. При этом матросов подразделяли на "старых" — опытных, которые уже были знакомы с морским делом, и "молодых" — новобранцев. Обе эти категории различались вначале по суммам денежного довольствия, но позднее были введены "статьи" от 1-й до 4-й, от старшей к младшей. В 1710 году упразднили 4-ю статью, а в 1720-ом — 3-ю. Таким образом, к 1721 году на флоте служили матросы 1-й и 2-й статей. На кораблях, как правило, находилась треть матросов 1-й статьи и две трети — 2-й.

Морская история хранит память и о так называемых "вольных матросах". В 1834 году в Новороссийском крае, в Никополе и Алешках, а позднее в Кронштадте были учреждены общества или цеха для комплектования судов торгового флота. Назывались они "вольными матросами". Эти матросы обязаны были отслужить не менее 10 лет, из которых первые 5 — на военных кораблях, после чего, получив патент на звание "опытного" матроса, направлялись на торговые суда. Семьи их освобождались от всех податей, военного постоя и рекрутского набора. Однако в 1883 году "вольные матросы" были упразднены.



Создание военно-морского флота при Петре 1 стало одним из ключевых событий его царствования, которое продолжалось с 1689 по 1725 год. В начале правления он получил опыт строительства кораблей на Плещеевом озере, а затем последовало строительство судоверфи на Дону в Воронеже и строительство фрегатов в Архангельске. Однако основным флотом петровского периода стал Балтийский.

Пётр I и кораблестроение

Ещё в период регентства царевны Софьи у Петра I появился интерес к судостроению и кораблям. В 1688 году плавал по реке Яуза на старом английском ботике.

Пётр I

Рис. 1. Пётр I.

К 1696 году в царстве Русском было построено некоторое количество судов по причине похода на турецкую крепость Азов. В нём приняли участие следующие корабли:

  • 1300 стругов;
  • 23 галеры;
  • 4 брандера;
  • 2 линейных корабля.

Местом строительства кораблей стало Адмиралтейство в Воронеже. Из Дона корабли выходили в Азовское море. Азовский флот был ликвидирован после поражения Петра I в Прутском походе 1711 года.

Флот при Петре I

Рис. 2. Флот при Петре I.

Строительство флота на Балтийском море

Особое значение для дальнейшей истории России имел построенный в рамках военной реформы Петра I балтийский флот. В 1702–1704 годах шло строительство галер на реках Луга и Сясь вблизи театра боевых действий Северной войны со Швецией.

В 1703 году был основан Санкт-Петербург, и он же стал главной базой балтийского флота до 1723 года, то есть до переноса в Кронштадт. В 1721 году война со Швецией завершилась подписанием Ништадтского мирного договора, и новые базы военно-морского флота разместились в портовых городах на присоединённых территориях — Выборг, Ревель, Рига.

На момент смерти императора Петра I, то есть к началу 1725 года, русский флот состоял из 130 парусных судов. В это число входили:

  • линейные корабли — 36;
  • фрегаты — 9;
  • брандеры — 5;
  • шнявы — 3;
  • вспомогательные суда — 77.

Помимо этого, был создан и гребной флот в составе 396 судов, в том числе:

  • галер и скампавей — 253.
  • бригантин — 143.

Высшим органом управления флотом стала созданная в 1718 году Адмиралтейств-коллегия. В 1720 году был составлен морской устав. Первым адмиралом флота стал Фёдор Апраксин. Первые военные победы русского флота относятся к 1714 и 1720 годам, разгром шведов под Гангутом и Гренгамом.

Судоверфи к концу царствования Петра I были в следующих городах: Воронеж, Казань, Архангельск, Олонец, Астрахань, Санкт-Петербург. Всего в Российской империи было 24 верфи. Офицеры военно-морского флота набирались из числа дворян, а матросы, наоборот, из простонародья, как и рекруты. Служба была пожизненной. Местом обучения офицеров стала Навигационная школа основанная в Москве в 1701 году.

Гангутская битва

Рис. 3. Гангутская битва.

Что мы узнали?

Кратко о рождении российского военно-морского флота можно сказать, что это было важным событием в эпоху петровских реформ. К 1725 году русский флот был сильнейшим на Балтийском море. Интересную информацию для детей об этом событии можно оформить в виде доклада или реферата.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Герои эпохи Петра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Моряки петровского флота

Что же представлял собой офицерский состав парусного русского флота в XVIII-Х1Х веках? Первую категорию составляли собственно флотские офицеры — наиболее привилегированная часть, состоявшая в основном из дворян. Отдельно стояли офицеры морской артиллерии и офицеры-штурмана. На каждом парусном судне российского флота от линейного корабля до посыльного брига офицеры были распределены в определенной должностной иерархии. Разумеется, что на больших судах первого и второго рангов имелся полный комплект должностей, на мелких же он был меньшим, как по количеству, так и по чинам.

Остальные лейтенанты судна (их, как правило, было от двух до четырех) командовали вахтами и являлись вахтенными начальниками. Кроме этого в бою, каждый из них назначался командиром артиллерийской палубы на время боя.

На русских галерах в отличие от других флотов, где в качестве гребцов использовались не невольники, а солдаты пехотных полков. Это давало значительное преимущества. Во-первых, солдаты гребли не из-под палки, а выкладываясь на совесть. Во-вторых, в случае абордажа, они так же брали в руки оружие и присоединялись к штатной абордажной партии, сразу же создавая значительный численный перевес над противником.

Весьма своеобразным при Петре было и производство морских офицеров в чины. Дело в том, что Петром Первым с момента создания флота, этот порядок не был четко определен. Он начал устанавливаться лишь с 1706 года, а с 1714 года кроме определенного срока выслуги в каждом чине для повышения была введена баллотировка, то есть тайное голосование офицеров-сослуживцев. В 1720 году Адмиралтейств-коллегия установила баллотировку до капитана 3 ранга (капитан-лейтенанта) включительно. Но затем было решено все же производить в чины по старшинству. В целом, с небольшими изменениями, этот порядок производства в чины сохранялся на флоте на всем протяжении XVIII века.

Читайте также: