Воскрешение дочери иаира поленов описание кратко

Обновлено: 05.07.2024





В. Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Х., м. 173х280. Научно-исследовательский музей Академии художеств.
И.Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Х., м. 229х382. Гос. Русский музей.

Исторический жанр в живописи. Две картины на одну тему.

Воскрешение дочери Иаира.1871. В. Поленов.







В. Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Х., м. 173х280. Научно-исследовательский музей Академии художеств.

Картина написана в холодноватой гамме, цвета приглушенные, но чистые; солнечности, которая наблюдается почти во всех

воспроизведениях – нет. Действие происходит в небольшой комнате, в каменном доме; окно закрыто шторой, а через дверь, благодаря перспективному сокращению, улица и дневной свет не видны. Освещение на сцену падает из окон, внутренних
светильников нет. Поэтому картина воспринимается более открытой, реальной, чем у Репина, где за счет освещения достигается впечатление таинственности, оторванности происходящей сцены от мира. У Поленова же действие, происходящее в доме, выглядит как продолжение того, что было на улице. Только что Христос вошел в дом, выгнал праздную толпу и за ним вереницей вошли остальные действующие лица. Иных лиц, кроме семерых, здесь представленных, нет, но они присутствуют за рамой картины. Работа Репина представляется в этом смысле более застывшей, статичной, действие остановилось в ней и все ушло в ожидание, во внутреннее напряжение. Из-за двух источников освещения – левого окна, двери и расположенного вне картины – бросающего свет фронтально, на основную группу, картина не имеет единого светового объединения. Наиболее яркое пятно света ложится на одр с девочкой, освещая ее лицо, руки, предметы вокруг.






И.Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Х., м. 229х382. Гос. Русский музей.

Фигура Христа в полутени, но на фоне высветленной стены выглядит контурно и несколько сдавливается темными сгустками сумрака, тенями на сером камне сверху. Картина имеет два плана, гармонично соотносящихся, как бы перетекающих друг в друга. На первом изображено чудо, на втором – его свидетели. Лица второго плана также тщательно написаны, подробность даже в прописке затененных деталей: красного кувшина в левом углу, столика, случайной зеленой ветки в окне. Черно-зеленая штора, почти слившаяся с фоном, написана за спинами апостолов. Иудейские одежды
выписаны в условной академической манере, лицам Поленов предал восточный тип лица, но тем не менее они классичны, даже каноничны – являя собой скорее греческую красоту, чем иудейский тип лица. Группа апостолов и отец-фарисей,
находящийся в той же группе, поставлены в сентиментально-романтических позах, лица всех персонажей картины единообразны, в них нет различая характеров. Только Христос несколько более глубокомысленен, и вместе с тем, светло печален, торжественен, академически красив.

Поленов напишет позже. Так у Репина священник воплощает собой образ красоты старости, мудрости и доброты; у Поленова же это холодный судья и его холодность и вместе с тем удивление: неужели воскресил? противопоставлены теплоте чувств матери, обращенной к дочери как бы в молитвенной позе, и воскресшей девочке, радостно глядящей на Христа. В эскизе отец девицы изображен удивленным, он раскинул руки, активно сочувствует происходящему, как и остальные, но этот образ менее глубок и целен, чем тот, который сумел дать Поленов в оконченной картине.

Интересно написаны образы апостолов. Иаков и Петр у обоих художников оказались на третьем плане и в полутени. Но Иоанн, любимый ученик Христа, как он называл себя, самый молодой и еще безбородый, изображен художниками в группе отец-мать. Иоанн Поленова – приятный молодой человек, бодрый и активный с умилением взирает на сцену чуда.
У Репина мы видим Иоанна стоящим возле сидения с высокой спинкой в правой части картины, он полностью в полутени. Но он не похож на любящего ученика, скорее
походит на левита (например, с картины А. А. Иванова), таким холодным и осуждающим написано его лицо. Можно предположить, что художник просто не умел или не хотел прорабатывать образы апостолов. Как в эскизах, так и в картине – изображены отрешенные от события люди. Но эти три апостола – ближайшие ученики Христа. Они первые Его последователи и именно им была явлена божественная и человеческая сущность Христа. Одни из первых узнали они о его Воскресении. А воскрешение дочери Иаира было вторым воскрешением Спасителя, прежде Он воскресил сына вдовы в Наине. Поэтому такое безразлично-судейское отношение апостолов не может быть объяснено их действительным безразличием, но оно оттеняет теплоту чувств отца и горя матери и глубину сосредоточенности в образе Христа.

Воскрешение дочери Иаира, Поленов - описание картины

Популярный библейский сюжет гласит, что Иисус в обществе своих верных апостолов — Петра, Иоанна и Иакова — силой веры воскресил умершую двенадцатилетнюю девочку — единственного ребенка служителя синагоги Иаира. На картине мастера как раз изображен эпизод, когда Христос повелевает девочке встать с постели, беря ее за руку и простирая свою десницу над ней. В ногах постели в молитвенной позе застыла мать, у порога толпятся ученики Иисуса и перепуганный, отчаянно надеющийся на чудо отец ребенка. По библейскому преданию, Иисус велел всем выйти из комнаты, а родителям накормить воскресшую девочку, никому не рассказывая о случившемся.

Больше всего внимания привлекает убранство кровати девочки. По нему понятно, что родители очень ее любят и не скупятся на дорогие вещи. В изголовье постели положен очень крупный, объемный валик из тонкого белого полотна, на нем лежит кусок цветной ткани, скорее всего, полотенце. Под головой ребенка большая белая подушка, благодаря чему верхняя часть ее туловища достаточно высоко приподнята. Она укрыта несколькими богатыми и дорогими покрывалами — из-под верхнего шелковистого в сине-золотую широкую поперечную полоску выглядывает другое, очевидно, шерстяное, белое с широкими вставками тканого орнамента в бордовых тонах.

Бледная кожа и белая рубашка девочки контрастирует с темными фигурами окружающих ее взрослых. Только в центре картины стоящий Иисус Христос выглядит ярким и заметным благодаря своему красному хитону и цветной накидке.

При всем богатстве цветовой гаммы и многочисленным деталям художнику удалось создать органичное, цельное изображение, поражающее нас одухотворенностью и силой истинной веры, которая поднимает даже мертвых.

Однако они отметили, что картина Поленова выглядит очень жизненно и ничуть не уступает творению оппонента в подборе цветовой гаммы и составлению композиции. Также критики выразили мнение, что глубина сюжета не была раскрыта Поленовым

На полотне Поленова изображена компания людей, каждый из которых испытывает разные чувства и эмоции. Ожившая девушка выглядит красиво и естественно, но бледность ее лица и кожи говорит о том, что жизнь покидала ее тело. Христос представляется в образе скорее реального человека целителя, чем небесного божества. В его движениях прослеживается уверенность. И, смотря на него, создается ощущение — нет ничего неподвластного его силе.

По выражению лиц других персонажей картины видно, что чудесное событие свершилось.

Мать находится в состоянии восхищения. Она до сих пор не осознала свое счастье и не подбежала обнять дочь. Улыбка и благодарность за оправданные надежды осветили лицо отца воскрешенной девочки. Остальные присутствующие также потрясены и не верят своим глазам.

Художнику удалось мастерски изобразить приглушенное дневное освещение и солнечные отблески на предметах в доме и персонажах, контрастирующие с затемненными участками. Главная особенность этой картины заключается в обыденности и естественности, как драпировок, так и изображенных на ней действий. Именно это производит впечатление на зрителя. Глядя на картину, становится ясно, что чудеса на Земле случаются.


Новые участники

Дни рождения

Именинники

Дневники


Воскрешение.

"Воскрешение дочери Иаира." Василий Дмитриевич Поленов.
1871 - год написания картины, Научно-исследовательский музей Академии художеств.


"Воскрешение дочери Иаира." Илья Ефимович Репин.
1871 - год написания картины, Государственный Русский музей.

Читайте также: