Теория архетипов юнга кратко

Обновлено: 18.05.2024

архетипы юнга

Архетипы Юнга – это значимый вклад в психологию, который принес великий философ и последователь незабвенного доктора Фрейда, который именно в этой теории и не согласился со своим последователем. Карл Густав Юнг считал, что личность имеет в себе три составляющих – эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Именно в третью категорию и входит понятие архетипа, и именно ее не принял Фрейд.

Теория архетипов

Чтобы лучше понять концепцию архетипов, нужно вспомнить все составляющие личности и их определения. Юнг объединял понятие личности и души, поэтому в его теории три части являлись именно частями души.

Центр сферы сознания, который включает в себя чувства, мысли, воспоминания и впечатления, которые позволяют нам воспринимать себя как целостное постоянство.

Личное бессознательное

Эта та часть личности, в которой вместились конфликты и воспоминания, ныне забытые, а также и те чувства, которые слабы и поэтому неосознаваемые нами. В эту часть входят комплексы, воспоминания и ощущения, которые человек вытеснил из границ своего опыта. Находящиеся здесь комплексы влияют и на мироощущение, и на поведение человека.

Коллективное бессознательное

Это – наиболее глубокий слой личности, который являет собой особое хранилище скрытых следов памяти предков, инстинктов от момента первых людей. Здесь хранятся мысли, имеющие отношение к нашему эволюционному прошлому, и благодаря наследственности эта часть является общей для всего человеческого. Именно к этой части теории и относится понятие архетипов личности.

Что такое архетипы? Это — врожденные идеи или воспоминания предков, свойственные всем людям, предрасполагающие к определенному восприятию и реакции на конкретные явления и события. В этом заключается врожденная эмоциональная реакция на что бы то ни было.

Количество архетипов человека, по теории Юнга, может быть неограниченным. В своей теории автор уделяет особое внимание персоне, аниме и анимусу, тени и самости. Юнг приводил архетип и символ, например Маска – для персоны, Сатана – для тени и т.д.

Персона (в переводе с латыни “маска”) являет собой публичное лицо человека, то, каким он проявляет себя на людях во всем многообразии социальных ролей. Этот архетип служит цели утаивать истинную сущность и производить определенное впечатление на других людей, позволяет ладить с окружающими или стремиться к этому. Если человек излишне обращен к этому архетипу, это ведет к тому, что он становится излишне поверхностным.

Этот архетип являет собой сущность противоположную персоне, то есть ту сторону личности, которую мы подавляем и таим. В тени заключаются наши подавленные импульсы агрессии, сексуальности, эмоциональные порывы, аморальные страсти и губительные мысли – все то, что мы отбросили как неприемлемое. В то же время это источник творческой мысли и жизненной силы.

Анима и Анимус

юнг архетип и символ

Это - архетипы мужчин и женщин. Юнг признает андрогинную природу людей, и таким образом Анима - это не просто женский архетип, а внутренний образ женского начала в мужчине, его бессознательную сторону, связанною с женственностью. Также и Анимус являет собой внутренний образ мужского в женщине, её мужскую сторону, оставшуюся в области бессознательного. Эта теория зиждется на том факте, что любой организм параллельно вырабатывает и мужские, и женские гормоны. Юнг уверял, что каждый человек должен гармонично выражать свое женское и мужское начало во избежание проблем с развитием личности.

Важнейший архетип, который отсылает нас к необходимости гармонизации души, которая позволит добиться истинной уравновешенности всех структур. Именно в развитии самости Юнг видел главную цель существования.

Данная теория отсылает нас к более глубокому восприятию и себя, и своего мышления, и к пониманию окружающих нас людей.


Карла Густава Юнга можно по праву назвать одним из самых выдающихся психотерапевтов и психологов современности. Будучи перспективным и многообещающим учеником самого Зигмунда Фрейда, Юнг не побоялся бросить вызов своему учителю и отойти от созданной знаменитым австрийским психологом классической теории личности. Благодаря возникшим между учителем и учеником в 1912 году разногласиям мир узнал о необычной и довольно-таки глубинной юнговской теории личности.

В персонологической традиции теория личности Юнга является наиболее сложной, полемической и неортодоксальной. В отличие от Зигмунда Фрейда, теория личности которого базируется на агрессии и подавленных влечениях сексуального характера, свою теорию личности Карл Юнг построил на основе сформировавшихся в процессе эволюции глубинных образов или архетипов.

Юнгу удалось создать уникальную, оригинальную и представляющую колоссальный научный интерес теорию, которая заметно отличается от всех остальных существующих подходов к детальному изучению личности. В данной статье рассмотрим основные положения теории личности Карла Юнга.

Несколько интересных биографических фактов из жизни Карла Густава Юнга

Теория личности Карла Юнга

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви. В 1895 году юноша поступил в Базельский университет и начал изучать там медицину. Через пять лет, в 1900 году, Юнг не только занимал должность ассистента известного швейцарского психиатра Эйгена Блейлера в одной из психиатрических клиник Цюриха, но и начал общаться с австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

После написания Юнгом в 1903 году диссертации, в которой речь шла о патологии и психологии оккультных феноменов, и публикации научного труда о словесных ассоциациях в 1906 году, между уже пожилым Фрейдом и молодым Карлом сложились тесные отношения не только профессионального, но и чисто дружеского характера.

Ученые общались, дружили и работали вместе до тех пор, пока Юнг в 1912 году не опубликовал свой очередной труд о психологии бессознательного, либидо, символах и метаморфозах. Теоретические различия между основными идеями Фрейда и Юнга, которые были выявлены в новой работе Карла Густава, стали причиной разрыва личных и профессиональных отношений.

Ни Фрейд, Ни Юнг, невзирая на ранее существовавшую тесную дружбу, не смогли признаться в том, что они могут просто ошибаться. Хотя Карл и не отказался полностью от основных позиций фрейдовского психоанализа, но он никак не мог согласиться с тем, что доминирующую роль в мотивации личности любого человека играют сексуальные влечения и агрессия. У Юнга были собственные взгляды на такие концепции, как либидо и бессознательное.

Благодаря этим отличающимся от точки зрения Фрейда взглядам Юнг сумел создать уникальную теорию личности и основанную на избранных положениях классического психоанализа аналитическую психологию.

После непродолжительной болезни в 1961 году Карл Густав Юнг покинул этот мир.

Суть теории личности Юнга

Чтобы понять, в чем же именно заключается суть теории личности Юнга, необходимо вспомнить основные положения фрейдовского психоанализа. Фрейд утверждал, что поведение любой личности обусловлено теми бессознательными мотивами, которые основываются на сексуальном влечении. Причиной же неврозов, депрессий и прочих внутренних конфликтов являются неизбежные противоречия между осознаваемой и неосознаваемой частями одной и той же личности.

Выдвинутые же Карлом Юнгом идеи, касающиеся бессознательного и либидо, далеко не во всем совпадали с идеями Зигмунда Фрейда. Некоторые же взгляды швейцарца на бессознательное основывались на довольно-таки экзотических и не совсем приемлемых для того времени принципах.

Хотя Карл Юнг и соглашается с фрейдовской идеей либидо, но он утверждает, что сексуальная функция не является основной функцией либидо. Согласно Юнгу, либидо как источник естественного противоречия – это не только сексуальная энергия, а какая-то определенная психическая энергия. Сексуальная же энергия является всего лишь частью некой психической энергии. Сексуальная потребность, как и любая другая необходимость, выходит на первый план лишь тогда, когда становится актуальной и приоритетной для той или иной личности.

Если рассматривать либидо с точки зрения Карла Юнга, то источником психологических проблем может стать не только неудовлетворенная сексуальная необходимость, но и любая другая потребность, выходящая за рамки неосознанных животных порывов. Юнг утверждал, что животная или базовая энергия проявляется не только в области неосознанных животных потребностей, но и в тех видах деятельности, где человек действует на осознанном уровне.

Мотивы развития личности, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал в совершенно ином контексте. Созданная Фрейдом идея о комплексе Эдипа объясняется Юнгом следующим образом: ребенок ощущает сильную привязанность к матери, так как именно мать удовлетворяет базовые потребности малыша в тепле, безопасности, пище и т.д. Сексуальная же энергия как мотив становится актуальной в период полового созревания ребенка, а не в первые годы его жизни. Хотя Юнг и не отрицает, что дети могут испытывать сексуальное влечение и до наступления полового созревания, но такие проявления швейцарец относит к фрагментарным. Юнг рассматривает их не отдельно, а сквозь призму других потребностей психического характера.

Говоря о том, чем именно определяются порывы и мотивы личности в текущий момент времени, Фрейд утверждал, что детский период развития и полученный в прошлом опыт является основой человеческой личности. Согласно Юнгу, развитие личности продолжается на протяжении всей её жизни, а не останавливается в детском или подростковом возрасте.

Юнг утверждал, что любой человек может в любом возрасте поменяться самым кардинальным образом, поэтому его порывы и мотивы определяются не только полученными в детском возрасте эмоциональными травмами, но и теми актуальными задачами и мотивами, которые существуют сейчас или будут существовать в будущем.

Структура личности по Карлу Юнгу

При поверхностном ознакомлении со структурой личности Юнга можно решить, что она ничем не отличается от структуры личности, придуманной Фрейдом. На самом деле между ними есть определенные различия.

Юнг утверждает, что личность, душа или психика человека состоит из таких трех элементов, как ЭГО, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Рассмотрим каждый из элементов более детально.

• ЭГО

ЭГО является центральной частью человеческого сознания. Эта часть сознания человека отвечает за идентификацию личности, так как она включает в себя ощущения, воспоминания, мысли и чувства. Именно благодаря центральной части сознания человек воспринимает себя как отдельно существующую личность, рационально смотрит на мир и ведет себя сознательно, а не подчиняется животным инстинктам.

• Личное бессознательное

Личное бессознательное можно сравнить с вместилищем, в котором хранится когда-то осознаваемая, но по тем или иным причинам вытесненная и забытая информация личного характера. Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что личное бессознательное содержит в себе комплексы – эмоционально заряженные частички психики, которые существуют практически автономно. Комплексы, являясь отдельными психическими сущностями, оказывают существенное влияние на общее состояние и поведение человека.

Почему эти комплексы возникают? Причиной их возникновения являются те личные травмирующие ситуации, которые находились по отношению к человеческому эго в оппозиции, а поэтому не могли быть им осознаны и приняты. Такие неосознанные травмирующие ситуации со временем перемещаются в подсознание.

Юнг верил, что каждому помещенному в личное бессознательное комплексу соответствует убеждение или идея антагонистического характера. Такое убеждение, которое по праву можно назвать одним из важнейших элементов перемещения комплекса в личное бессознательное, в явном виде присутствует в осознаваемой человеком части психики.

Свобода воли человека из-за помещенных в личное бессознательное комплексов нарушается. Человек, попав в какую-то определенную жизненную ситуацию, не ведет себя так, как того требует существующая реальность, а попадает под влияние того или иного внутреннего комплекса, приобретенного в прошлом.

Чтобы удерживать травмирующий материал в подсознании, человеку необходимо постоянно тратить большое количество психической энергии. Потеря психической энергии становится причиной возникновения психологического напряжения, которое негативно влияет на повседневное существование человека и значительно ухудшает качество его жизни.

Хранящиеся в личном бессознательном комплексы деструктивно влияют не только на поведение, но и на мироощущение человека. Под влиянием комплексов у индивида меняется стиль жизни, его образ мышления и поведение.

• Коллективное бессознательное

Если в личном бессознательном хранятся травмирующие комплексы личного характера, то коллективное бессознательное является вместилищем общей базы данных всего человечества. В коллективном бессознательном хранится накопленная за тысячи лет эволюции информация о всеобщей памяти человечества.

Эта информация является коллективным наследием всех тех людей, которые жили на Земле до нас. Она существует в подсознании каждого из нас в виде образной скрытой формы. При наступлении определенных условий эта информация становится доступной для осознания, но только в виде тех или иных образов (во время сна, гипноза и т.д.).

У коллективного наследия есть свои носители. Носителями образов коллективного бессознательного являются обладающие энергетической мощностью и особым (сакральным) значением архетипы – первичные модули или образы психики, несущие ответственность за поведение людей на инстинктивном уровне, восприятие ими окружающего мира при помощи тех базовых принципов и идей, которые, не имея между собой никаких прямых связей и невзирая на существующие культурные различия, практически ничем не отличаются друг от друга.

Благодаря коллективному бессознательному представители совершенно разных культур одну и ту же жизненную ситуацию воспринимают практически одинаково. Юнг утверждал, что каждый архетип несет определенную ответственность за то, как именно будет вести себя определенный человек или группа людей в тех или иных жизненных ситуациях.

Основные архетипы по Карлу Юнгу

Так как существует неограниченное количество повторяющихся (схожих, типовых) жизненных ситуаций, то нет ничего удивительного в том, что и количество архетипов соответствует количеству жизненных ситуаций. Из всех существующих архетипов Карл Юнг выделял такие основные архетипы: Персона (Маска), Тень, Анима, Анимус, Самость. Рассмотрим каждый из архетипов более детально.

Архетипы Карла Юнга

✔ Персона

Персона (Маска) – один из самых важных архетипов в развитии личности. Персоной является та часть личности человека, которая направлена на взаимодействие с социумом.

Благодаря Маске человек может вступать в контакт и находить общий язык с окружающими его людьми.

Существует множество разновидностей Персоны. В зависимости от сложившихся обстоятельств человек может использовать ту или иную разновидность Маски.

Основная функция Персоны заключается в том, чтобы отыскать и сымитировать тот приемлемый образ самого человека, который смогут принять остальные члены общества. Персона не только способствует созданию нужного социального образа, но и помогает спрятать от окружающих людей то, кем человек является на самом деле.

Маску по праву можно назвать той частью личности индивида, которая отвечает за успех в социальной сфере. Но данный архетип иногда несет в себе не только пользу, но и вред. Многие люди настолько сливаются с этой частью своей личности, что забывают о том, кем они являются на самом деле. Маска начинает порабощать человека и превращает его в своего раба.

Суть Персоны заключается в том, чтобы постоянно меняться и приспосабливаться к тем новым условиям, которые то и дело возникают в жизни каждого человека.

✔ Тень

Тень – это архетип личности, который несет ответственность за её животную и инстинктивную часть. Тень представляет собой те сексуальные, эгоистичные, агрессивные и прочие естественные импульсы, которые отвергаются и самим человеком, и другими представителями социума.

Согласно Карлу Юнгу, Персона и Тень – это два важнейших для личности архетипа, которые являются базисным ядром (структурой) коллективного бессознательного. Дело в том, что Маска и Тень, в отличие от других существующих архетипов, несут ответственность за самосознание индивида, поэтому проявляются как в личном бессознательном, так и на сознательном уровне.

Задача же ЭГО заключается в том, чтобы установить оптимальный баланс между Персоной и Тенью и создать определенную гармонию. Такое может произойти лишь в том случае, если энергия Тени не растрачивается зря, а направляется в нужное русло, а Персона используется лишь как практичный инструмент для комфортной социальной жизни.

✔ Анима

Анима – это мужской архетип, который связан с образами матери и женщины. Данный архетип для представителей мужского пола является идеалом материнства и демонстрирует все те качества, которыми, согласно мужской логике, обязана обладать идеальная женщина.

Анима представляет собой не только идеал женственности и материнства, но и олицетворяет ту женскую сторону любой мужской сущности, которая находится на бессознательном уровне. Именно Анима оказывает особое влияние на мужчину тогда, когда он находится в поиске подходящей именно ему партнерши.

Анима в мужском характере проявляется в виде иррациональной и алогичной импульсивности, чувственности и чрезмерной эмоциональной активности. Если же мужчина будет подавлять в себе Аниму, то он потеряет важную часть самого себя, перестанет гармонично и правильно развиваться, будет ощущать внутри себя гнетущую пустоту и не сможет построить гармоничные отношения с представительницей противоположного пола.

✔ Анимус

Анимус – это женский архетип, который представляет собой идеальный образ мужчины, отца, мужа, брата. Анимус является и мужской частью личности любой представительницы женского пола.

Анимус в женском характере проявляется в виде активного стремления к доминированию, агрессивного и вызывающего поведения в кругу близких людей и обществе, логичного и рационального мышления, самостоятельности. Если женщина будет подавлять в себе Анимуса, то в развитии её личности будут возникать серьезные сбои, что приведет к тому, что качество жизни такой женщины заметно ухудшится.

✔ Самость

Самость – архетип, который демонстрирует то, каким человек является на самом деле. В обычных жизненных условиях данный архетип личности практически не проявляется. Чтобы Самость стала ядром всей личностной структуры индивида, человеку необходимо пройти определенный обряд, который Юнг назвал Индивидуацией.

Индивидуация – это особый акт, благодаря которому все противоречивые в обычных условиях внутренние структуры сначала приходят в равновесие, а затем соединяются и становятся единой гармоничной и сбалансированной структурой. Только после Индивидуации Самость становится определяющим архетипом.

Юнг утверждал, что архетип Самость, хоть и является главной целью существования любого человека на планете Земля, но встречается крайне редко. Самость – это воплощение естественной человеческой религиозности в её первозданном виде.

Благодаря Самости, которая на бессознательном уровне способствует внутреннему развитию личности, качество жизни индивида существенно улучшается. Человек, познавший Самость, наслаждается каждым днем своей жизни и всегда стремится к лучшему.

У многих людей вызывают интерес идеи З. Фрейда об устройстве психического мира человека, его сознательном и бессознательном компонентах. В психологическом сообществе сформировалась группа исследователей, которые взяли теорию З. Фрейда за основу разработки собственных концепций. Одним из последователей З. Фрейда стал К.Г. Юнг. Он изучал психическую организацию личности, выделив в ее составе различные виды архетипов.

Архетипы

Что такое архетип в психологии и философии

Архетип – это сумма врожденных пластов бессознательного, содержащих предрасполагающие факторы, которые заставляют человека выбирать конкретные виды реакций на происходящее. Архетипами обусловлены отдельные эмоциональные переживания личности.

Юнг полагал, что врожденные психоструктуры есть у каждого, их содержание передается по наследству. В психологической литературе, посвященной архетипической психологии, встречаются краткие объяснения мотивов поведения человека архетипами людей. Так, психологи сформулировали определение, что такое архетип.

Однако не только психологи пытались найти ответ на вопрос о том, что такое архетип. В философии архетипом в период поздней античности называли прообразы чего-либо, а также описание повторяющихся элементов в последовательности событий. Архетип – это в философии одно из понятий, связанных с культурологией.

Дополнительная информация. В разных философских школах исследователи высказывали идеи о том, что эмоциональные реакции, познавательные способности, поведенческие стереотипы, стиль мышления имеют генетические корни. В психологии теория архетипов это подтверждает.

Базовые архетипы Юнга

Архетипы личности, говоря на языке психологии, являются результатом работы сознания. В них присутствует связь между простыми мифологическими образами, хранящимися в бессознательном слое, и когнитивными действиями индивида.

Базовыми примерами архетипов по Юнгу являются самость, мудрец, анима, анимус, тень, персона:

  • Самость. Это прообраз целостности личности, объединяющий ее сознательные и бессознательные компоненты. Он отвечает за уравновешенность личностных черт.
  • Мудрец. Он характеризуется преобладанием духовного над материальным. Такие люди спокойны, внимательны. В межличностном взаимодействии они производят впечатление необщительной, холодной личности, но на самом деле это не так: мудрецам чуждо пустословие, но они с оживлением подключатся к конструктивной высокоинтеллектуальной беседе, если ввести их в курс дела. Им нравится заниматься наукой, создавать что-то новое собственными силами, помогать другим.

Мудрец

  • Анима. Она характеризует наличие женских черт в мужском характере. Степень ее выраженности определяет стабильность настроения мужчины, уровень его эмоциональности, его способность выражать свои чувства. Мужчины, у которых анима выражена ярко, раздражительны, вспыльчивы, легко возбудимы.
  • Анимус. Прообраз определяет наличие мужских качеств у женщины. Степень его выраженности определяет аналитические способности женщины, ее рациональность, уравновешенность. При этом интересен тот факт, что анимус может иметь разную полярность: положительную или отрицательную. Положительная – обуславливает законопослушное поведение девушки, а отрицательная – толкает ее на различные безрассудные поступки.
  • Тень. Это структура, которой объясняются негативные личностные характеристики человека. Индивид их старательно скрывает. Тень также отвечает за агрессивные поступки человека, его неприемлемые мысли и страсть.
  • Персона. Она предполагает наличие у человека разных стереотипов поведения. Чем сильнее развита персона, тем больше социальных масок и образов есть у человека. Персона проявляется только в коллективе и призвана облегчать социальное взаимодействие.

Важно! Архетипические структуры – это не раз и навсегда данные человеку образцы поведения. Они могут измениться в результате общения индивида со значимыми для него взрослыми. Их изменение является источником перемен в жизни человека.

Архетипы по Юнгу подразделяются на женские и мужские.

Женские архетипы

Под женскими архетипами Юнг понимал присущую женщине программу самореализации, которая стимулирует ее личностный рост. Она представляет сценарий жизни женщины. Женские архетипы по Юнгу – это:

  • Ева. Это архетипичный образ простой женщины, способной родить и воспитывать ребенка, создавать уют в доме, заботиться о муже.
  • Елена. Наличие в бессознательном слое образа Елены наделяет женщину эротичностью и чувственностью. Она прекрасно владеет искусством соблазнения, ей нравится покорять мужские сердца. Однако для того, чтобы семейная жизнь сложилась благополучно, таким девушкам необходимо подключить к доминантному архетипу Елены архетип Евы.

Архетип Елена

  • Мария. Это образ непорочной девственности. Мужчины редко видят в ней спутницу жизни или любовницу. Зато она может стать надежным верным другом для любого парня.
  • София. Это проявление женской мудрости. Такие девушки принадлежат к чувствительным особам, у которых хорошо развита интуиция. Если в их присутствии разгорается ссора, они способны помочь конфликтующим сторонам помириться. Врожденная мудрость помогает сохранять взаимопонимание и доброжелательные отношения с мужем, успешно воспитывать детей.

Внимание! Если у девушки на первый план выходит один из перечисленных выше бессознательных образов, это не означает, что она не обладает другими образами. При определенных обстоятельствах доминантный архетип может уйти в тень, уступив место другому образу, который в данный момент будет более актуален. Для обретения счастья женщине нужны все 4 женских психообраза и умелое осознанное их использование.

Мужские архетипы

Лингвистика теории Юнга предлагает следующие образы для характеристики мужских архетипов:

  • Воин. Он свойственен молодому человеку, который стремится к победе любой ценой. В достижении цели использует все доступные методы и средства, стремится к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Монарх. Это хороший руководитель, как на производстве, так и дома. Такой мужчина обладает рациональным мышлением, любит порядок. Он с готовностью берет на себя ответственность за любые поручения.
  • Купец. Этот образ присущ хитрым и расчетливым молодым людям. Они просчитывают исход ситуации, умеют быть гибкими в общении, обладают развитыми коммуникативными навыками. Как правило, быстро продвигаются по карьерной лестнице.
  • Крестьянин. Такой мужчина готов много работать на благо семьи. Ему нравится стабильность. Он может высказывать недовольство уровнем заработной платы, однако предпринимать решительные действия для того, чтобы зарабатывать больше, он не станет, так как боится потерять то, что имеет.
  • Философ. Это образ тех молодых людей, которые легко воодушевляются новыми идеями, любят осваивать новые виды деятельности. Им нравится задаваться вопросами о смысле жизни, любви, смерти.
  • Монах. Он присущ одержимым людям, которые готовы принести свою жизнь в жертву служения той или иной идее.

Монах

  • Слуга. Образ характеризует слабую личность. Такие мужчины обретают счастье рядом с сильными женщинами. Они никогда не бывают лидерами. Опасаясь высказать свое мнение, соглашаются с предложениями более авторитетного человека.

Внимание! Если в собеседнике или коллеге по работе отчетливо выступают на первый план признаки того или иного архетипа, не стоит делать поспешных выводов – вполне возможно, что человек целенаправленно выбирает модель поведения, желая достичь конкретной цели.

Как распознать и расшифровать архетип

Научиться распознавать и расшифровывать архетипы окружающих людей можно, если познакомиться с основами аналитической психологии в целом и учением К.Г. Юнга в частности. В работах этого психолога и его последователей содержится описание не только мужских и женских архетипов, но и других врожденных архетипических начал личности, которые не связаны с полом.

Понимание ключевых основ теории архетипов может дать старт личностному росту человека. Зная характеристики архетипов, индивид начинает лучше понимать себя и окружающих.

Дополнительная информация. Для того чтобы определить собственный доминирующий архетипический образ, можно выполнить психологический тест. Для этого необязательно обращаться к квалифицированному психологу – такие тесты есть в сети Интернет в свободном доступе. Расшифровка результатов и рекомендации в них написаны доступным языком, который понятен каждому.

Архетипы и транзактный анализ

Транзактный анализ – это направление в психологии, в котором большое внимание уделяется описанию поведенческих особенностей личности и причин, рождающих те или иные реакции человека на происходящее. В основу транзактного анализа легла концепция архетипических структур в бессознательном слое психики. Так, теория архетипов в транзактном анализе позволяет:

  • Понять логику поведения человека и предположить, как он отреагирует на ту или иную информацию или событие;
  • Повысить результативность труда человека, определив, что для него является действующим мотиватором;
  • Выявить психологические барьеры, которые мешают человеку в профессиональной деятельности и межличностном общении;
  • Составить план личностного или карьерного роста;
  • Развивать коммуникативные навыки и умение устанавливать партнерские отношения с любым человеком;

Партнерские отношения

Архетипы в брендинге

Концепция, разработанная К.Г. Юнгом, нашла практическое применение в такой отрасли, как брендинг. Архетипы в брендинге используются для создания уникального образа компании, продукта или личности. На основе использования идей теории архетипов в бизнесе можно:

  • В короткие сроки составить психологический портрет клиента, определив его систему ценностей. Эта информация необходима в индивидуальной работе с клиентом: она определяет стиль общения продавца с покупателем и выбор той или иной тактики продаж.
  • Привлечь в компанию подходящую целевую аудиторию.
  • Разработать эффективную кадровую политику, предполагающую грамотный подбор персонала и быстрое продвижение по карьерной лестнице перспективных сотрудников.
  • Сформировать психологически здоровую корпоративную культуру организации.

Если объяснить термины вербальное, архетип, символ, тень, эго, получится краткое содержание основных идей архетипической психологии. В условиях современной действительности концепция архетипов, разработанная Юнгом, находит применение во многих сферах экономической жизни.

Архетипы в жизни

Архетипы в жизни

Видео


Одно из практических применений теория архетипов нашла в брендинге — процессе, нацеленном на создании и позиционировании уникального образа личности или компании, её продуктов и услуг.

Понимание архетипов полезно не только профессионалам в области брендиинга, но и каждому, кто занимается саморазвитием, стремится к глубокому пониманию себя и хочет выразить свои таланты вовне, заявить о себе.

  • понять логику системы поступков, определяющих ваш личный путь и прогнозировать стратегию собственного развития;
  • увидеть и осознать личностные мотиваторы и барьеры;
  • создать собственный уникальный бренд, отражающий личные ценности;
  • научиться легко и эффективно ладить с людьми разных типов;
  • стать более продуктивным во всех сферах жизни.
  • составить портрет клиента, понять его мотивы и барьеры на каждом этапе покупки независимо от психографических характеристик;
  • сформировать стиль коммуникации, привлекательный для целевой аудитории, и конвертировать контакты в продажи;
  • пересмотреть и оптимизировать критерии подбора сотрудников;
  • создать здоровую и сбалансированную корпоративную культуру.


Стихия Воздух. Стратегия ИНДИВИДУАЛИЗМА.
Архетипы: Невинный, Искатель, Мудрец

Стратегии индивидуализма — это стратегия постоянного самопознания и совершенствования себя на пути к Богу и вечному знанию. Бесконечные сомнения, духовный поиск, размышления о мире и своем месте в нем, желание быть яркой индивидуальностью и идти собственной дорогой может приводить к чувству одиночества и решениям, принять которые не готовы даже самые близкие.

Это стратегия великих учителей и мыслителей — Будды и Иисуса Христа, а также всех путешественников и пиратов, великих мореплавателей и открывателей, интеллектуалов и преподавателей, которые искренне желают делиться своими знаниями. Представителями стратегии индивидуализма являются Владимир Познер и Форрест Гамп, а также бренды Coca Cola, McDonald's, Starbucks, Louis Vuitton.

Стихия Огонь. Стратегия ИЗМЕНЕНИЯ.

Архетипы: Герой, Бунтарь, Волшебник

Стратегия изменения характеризуется готовностью к рискам, необходимостью проявлять мастерство, потребностью в признании и достижении результатов.

Честолюбивые замыслы и жажда оказывать влияние иногда приводит к революционному развитию ситуации. Если этот путь заканчивается победой, победителей не судят.

Стихия Вода. Стратегия ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
Архетипы: Славный малый, Любовник, Шут

Это стратегия ориентации на социум и отношения с людьми, на жизнь в обществе, удовольствие от общения, построение долгих и прочных связей, на управление энергией людей и ощущение единства с близкими. Иногда желание принадлежать к группе заставляет искать способы понравиться другим, приспосабливаться к их мнениям и взглядам, идти на компромиссы в опасности потерять себя. Такие люди максимально эффективны в группе, коллективе и организации — они верные командные игроки, на которых можно положиться.

Стихия Земля. Стратегия СТАБИЛЬНОСТИ.
Архетипы: Родитель, Творец, Правитель

Стратегию стабильности избирают те, кто испытывает потребность в безопасности и устойчивости, сохранении и преумножении мирным путем. Эта стратегия подразумевает материальный обмен, ориентацию на власть и контроль. Она реализуется через понимание того, как устроена и функционирует система, чтобы однажды суметь возглавить её, а при необходимости — поменять правила под себя. Часто без надежных, преданных людей и рутинной кропотливой работы добиться такой цели невозможно, но те, кто с ней справляются, получают заветный комфорт, авторитет и признание общества.

Читайте также: