Воровский о горьком кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вацлав Вацлавович Воровский был видным деятелем большевистской партии, активным литератором и публицистом, выдающимся представителем марксистской критики в России.

Родился он 7 октября 1871 года в Москве, в семье польского интеллигента. В 1890 году он окончил гимназию и поступил в Московский университет, откуда через год перешел в Высшее техническое училище. Воровский вел революционную пропаганду среди московских рабочих и в 1896 году был выслан из Москвы, а в 1897 году арестован и привлечен по делу о социал-демократической пропаганде. Два года Воровский пробыл в тюрьме, затем был выслан в Вятскую губернию, в город Орлов, от названия которого происходит один из литературных псевдонимов писателя — Орловский. По возвращении из ссылки он эмигрировал за границу.

Воровский, вступив в 1903 году в партию и примкнув после II съезда РСДРП к большевикам, проявил себя в это время как талантливый партийный

В январе 1910 года у Воровского был произведен обыск. По словам жандармского протокола, «наряду с компрометирующими его печатными

В начале первой мировой войны Воровский вел партийную работу в Петрограде, а в 1915 году переехал в Швецию. В 1917 году по поручению Ленина он вошел в состав Заграничного бюро ЦК РСДРП.

После Октябрьской революции Воровский был назначен представителем Советского государства в скандинавские страны. По возвращении в Москву, в 1919 году, он возглавлял Государственное Издательство (был его директором и председателем редакционной коллегии). Выехав в 1921 году в Италию в качестве советского полпреда, Воровский участвовал в Генуэзской конференции, а затем был делегирован на международную конференцию в Лозанне (Швейцария), где и погиб от руки фашистского убийцы 10 мая 1923 года.

Литературно-критическая деятельность Воровского составляла органическую часть его большевистской литературной работы. Она также была

посвящена пропаганде революционных марксистских идей, борьбе с реакцией и ее прислужниками в лагере буржуазной интеллигенции.

Деятельность Воровского-критика началась во время пребывания его в вятской ссылке и была продолжена в эмиграции. Его ранние работы на литературные темы, относящиеся к 1899—1901 годам (реферат о Горьком, неоконченный очерк о Чехове), не сохранились; написанные же в 1902—1903 годах работы дошли до нас в рукописях и были опубликованы лишь в советской печати после смерти автора.1

Для обеих статей характерно стремление связать литературу с общественным движением, найти в творчестве писателя то, что отражает ростки будущего в самой жизни. Социально-политическая проблематика занимала в этих статьях ведущее место.

Вместе с тем статьи Воровского сыграли неоспоримую роль в борьбе с ренегатством буржуазной интеллигенции, с упадочничеством и пессимизмом в искусстве реакционной поры.

Как видно из этого перечня, круг литературных интересов Воровского был весьма широк. Критик продолжал начатую им в предыдущий период борьбу с идеологической реакцией в литературе и наряду с этим пропагандировал традиции передовой русской литературы, в особенности наследие революционных демократов.

«Отвернувшись с презрением от общественной тенденции предшествовавшего периода, — писал Воровский, — эта литература не обрела покоя художественного творчества, хотя бы и объятого антиобщественной тенденцией. Она навязчиво начала пропагандировать эту свою тенденцию, подгоняя к целям пропаганды образы, типы, положения. Наивное признание г. Сологуба, что он творит легенду, ибо он поэт, можно отнести ко всему

В значительной мере аналогичен и подход Воровского к И. Бунину. Не отрицая ни художественного таланта писателя, ни его тонкой наблюдательности, Воровский отмечает, что коренные пороки мировоззрения помешали писателю раскрыть истинную картину жизни и противоречий русской деревни, которая уже пережила революционные потрясения 1905—1907 годов.

«. приходится признать, — заключает Воровский, — что Бунин, давая нам неполную картину, а тем самым одностороннюю картину жизни деревни. , дал свидетельство узости своей собственной психики, неспособности воспринимать наблюдаемое явление в формах его движения, его

Подлинный реализм для Воровского заключался в целостном, глубоком и всестороннем отображении действительности, в умении подмечать диалектическое переплетение старых и новых сторон жизни, видеть движение вперед. До такой идейной высоты не смогли подняться ни Куприн, ни Бунин, хотя творчеству каждого из них были присущи черты реализма.

Эти передовые социальные устремления создавали идейную основу русской литературы.

Особый интерес представляют статьи Воровского о революционных демократах; статьи эти были решительно направлены против декадентской, либеральной и меньшевистской критики, стремившейся извратить деятельность представителей разночинного поколения русских революционеров.

В оценке Белинского Воровский стоял целиком на позициях В. И. Ленина, охарактеризовавшего великого критика как выразителя интересов крепостного крестьянства, как одного из предшественников русской социал-демократии.

Весьма важной была также характеристика идейно-философских исканий Белинского, данная в статьях Воровского. Ни в Фихте, ни в Шеллинге, ни в Гегеле Воровский в противоположность Плеханову не признавал идейных учителей великого демократа. Философские учения, которыми

Итак, характеристика идейной эволюции Белинского также была направлена против либеральной легенды о том, что он являлся якобы учеником европейских мыслителей. Мировоззрение Белинского возникло на реальной почве русской общественной жизни и питалось глубокой ненавистью народа к самодержавно-крепостническому режиму, — доказательством этого тезиса (выраженного вследствие цензурных условий в несколько завуалированной форме) Воровский внес несомненный вклад в марксистско-ленинскую разработку наследия революционных демократов. Отметим кстати, что аналогична была оценка Белинского, данная С. М. Кировым, который также исходил из ленинского понимания революционно-демократического наследия.

Статья о Добролюбове была написана Воровским спустя полгода после второй статьи о Белинском, а опубликована была в феврале 1912 года. Здесь Воровский продолжил анализ деятельности революционных демократов, развернув его на материале философских, социально-исторических, политических и художественных взглядов Н. А. Добролюбова. В отличие от статей о Белинском, написанных для газет, очерк о Добролюбове появился в толстом журнале и содержит, естественно, более обстоятельную характеристику его деятельности.

Говоря о месте Добролюбова в истории освободительного движения, Воровский прежде всего характеризует то поколение революционеров, которое Добролюбов повел за собой:

дворянскому либерализму 40-х годов, то пафос статьи о Добролюбове состоял в стремлении показать пропасть, отделявшую революционного демократа от либеральных народников 70—80-х годов. И здесь Воровский следовал за В. И. Лениным, который проводил четкую грань между Чернышевским и Добролюбовым, с одной стороны, и жалкими эпигонами крестьянского социализма, проповедниками народнической социологии — с другой.

Обращаясь к статьям самого Воровского, посвященным русской интеллигенции, к его критическим этюдам о творчестве современных писателей, к его борьбе с декадентством, мы видим, что он пользовался тем же критерием достоинства писателя, оценивая прежде всего меру близости его творчества к интересам народа, к передовым общественным движениям своего времени. И подобно Добролюбову он вел непримиримую борьбу с идеализмом и эстетством в литературе.

Неотделимо от требований народности и реализма также требование идейности, выдвигавшееся революционными демократами. Воровский приводил слова Добролюбова о том, что достоинство произведения определяется широтой взгляда автора, верностью понимания и живостью изображения им действительности.

по поводу творчества Л. Андреева (II, 224). Значение для искусства передового, революционного мировоззрения было с особенной силой подчеркнуто в статьях Воровского о Горьком, на которых мы подробно остановимся ниже.

Воровский воспринял от революционных демократов и понимание критики как средства активного воздействия на жизнь, как оружия революционной пропаганды. Проблематику своих критических статей он никогда не ограничивал вопросами искусства и литературы, — предметом горячего обсуждения в них всегда становились актуальные вопросы общественной жизни. Фактами текущей действительности критик пользовался не только для того, чтобы проверять ими истинность художественного произведения, но и для того, чтобы осветить передовой мыслью те или иные стороны самой жизни. Литературно-критическая деятельность Воровского была публицистична в лучшем значении слова, и в этом сказалось наследование им одной из традиций передовой русской критики XIX века.

Наконец, Воровский придавал исключительное значение художественному анализу произведений как одной из важнейших задач материалистической критики. Обязанностью критика, по его словам, является установление художественных достоинств (или особенностей) произведения, а также определение того, что вносит оно в развитие художественной культуры человечества.

Разбор художественных особенностей произведения Воровский никогда не отделял от анализа заключенных в этом произведении социальных идей. Статьи Воровского о М. Горьком, Л. Андрееве и др. содержат не только тонкие наблюдения над деталями художественной формы принадлежащих им пьес, рассказов, повестей, но и объясняют, какие именно достоинства или недостатки содержания этих произведений определили характер их эстетической формы.

В этом пристальном внимании к вопросам художественной формы, в понимании органического единства содержания и формы художественных произведений также сказалось наследование Воровским традиций революционно-демократической критики.

Разумеется, ни один из принципов эстетики революционных демократов не принимался Воровским механически. Осваивая наследие великих критиков, Воровский развивал его дальше. Философской основой всей его литературной деятельности было мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно поднимало на новую высоту философское и эстетическое наследие революционных демократов. Требования народности, идейности и реализма приобретали в свете марксистской теории новый, более глубокий и законченный смысл. Критик-большевик не ограничивался определением социальной значимости того или иного литературного факта, а давал марксистский анализ классовых противоречий, нашедших свое отражение в этом факте. В оценке литературных произведений он твердо стоял на позициях большевистской партийности; помимо выяснения социально-исторических условий возникновения и развития данного явления (образа, стиля, произведения и т. п.) он определял ту конкретную роль, которую может сыграть это явление в революционной борьбе рабочего класса, в борьбе за социализм.

Особого внимания в этом свете заслуживают статьи Воровского о Горьком. К творчеству Горького критик подходил с учетом задач нового, социалистического искусства, призванного отразить процессы революционного преобразования мира. Основываясь на ленинской оценке Горького как художника пролетариата, Воровский изучал идейную эволюцию Горького в связи с ростом революционного движения рабочего класса.

Уже в одной из ранних статей (опубликованной лишь в советское время) критик предсказывал путь Горького к революционному пролетариату. Статья эта была проникнута горячей любовью к писателю и верой в его творческое будущее.

Все эти ошибки не были, однако, органически связаны с тем пониманием искусства и его задач, которое было выражено в основных литературно-критических трудах Воровского и которое правильно ориентировало современных читателей в важнейших вопросах литературы. Взгляды Воровского были основаны на признании за литературой роли важнейшего оружия в классовой борьбе, которое воздействует на читателей правдивым и целенаправленным изображением жизни в присущих ей революционных закономерностях. Ошибки Воровского были, таким образом, не пороками его общей концепции, а неверными утверждениями, касающимися отдельных вопросов эстетики или отдельных фактов литературы.

Перу Воровского принадлежат также статьи о польских писателях XIX века — С. Красинском, И. Крашевском и др.1

Значение Воровского как критика-большевика, непримиримо боровшегося с идеологической реакцией, пропагандировавшего революционно-демократические традиции русской литературы и утверждавшего принципы партийности, демократизма и реализма, весьма велико.

«. на нас, на всех тогдашних марксистов, — вспоминал А. В. Луначарский, — статьи Воровского сразу произвели впечатление каких-то ярко развернувшихся красных цветов на фоне довольно чахлой литературной критики. Пришел человек с сильной волей, с крепкой мыслью, человек, который, исходя из в высшей степени определенной и могучей теории, сумел по-своему, по-новому, как никто из нас, работать в специальной

Творчество Воровского составляет ценную часть наследства марксистской критики всего дооктябрьского периода.2

1 Шварц — псевдоним Воровского.

2 В. И. Ленин, Сочинения, т. 34, стр. 195.

4 В. И. Ленин, Сочинения, т. 34, стр. 314.

6 Н. Л. Мещеряков. Вацлав Вацлавович Воровский. Биографический очерк в книге: В. В. Воровский, Сочинения, т. I, Партиздат, М., 1933, стр. XXVIII.

7 В. И. Ленин, Сочинения, т. 34, стр. 297.

1 В. В. Воровский, Сочинения, т. 1, 1933, стр. XIX. Далее цитаты из произведений Воровского приводятся по этому изданию. В круглых скобках указываются том (римская цифра) и страница (арабская цифра).

2 В. И. Ленин, Сочинения, т. 7, стр. 487.

2 Это суждение Воровского вызвало серьезные возражения со стороны Горького; см. его письмо к Н. Иорданскому в книге: В. Десницкий. М. Горький. Очерки жизни и творчества. Гослитиздат, Л., 1935, стр. 153, 204.

1 А. В. Луначарский. В. В. Воровский как литературный критик. В издании: В. В. Воровский, Сочинения, т. II, 1931, стр. XIII.


Максим Горький – писатель, драматург, прозаик. Он стоял у истоков создания Союза писателей СССР и был его первым председателем.

Когда задают вопрос о творчестве Алексея Пешкова, то он многих ставит в тупик. Далеко не все знают, что это настоящее имя писателя Максима Горького. Он был не просто литератором, но и отличался активной общественной деятельностью. Поначалу скептически отнесшийся к революции, он впоследствии стал ее певцом. Его пять раз выдвигали на получение Нобелевской премии, его труды издавались при жизни большими тиражами. Горького ставили в один ряд с Пушкиным и Толстым, его произведения были написаны доступным языком, понятным каждому.

Детство и юность

Родился Алексей Пешков 28 марта 1868 года в небольшом городишке Канавино Нижегородской губернии. Отец мальчика – Максим Пешков, трудился столяром, потом занимал должность управляющего в пароходной конторе. Умер от холеры, которой заразился от сына. Алексею было 4, когда он заболел, отец выхаживал его, заболел сам и вскоре умер. Алеша почти не помнил своего папу, но по рассказам родных знал о нем многое и чтил его память. Когда он брал себе псевдоним, то назвался Максимом в честь отца.

Максим Горький в детстве

Маму Алеши звали Варвара Каширина, она была родом из мещан. После смерти мужа еще раз вышла замуж, но вскоре сгорела от чахотки. Дед по отцовской линии – Савватий Пешков имел чин офицера, но за жестокое обращение с солдатами его разжаловали и отправили в Сибирь. Он был настолько жестким человеком, что даже сын Максим сбегал из дома пять раз, а в 17 покинул родные стены навсегда.

Максим Горький в юности

Алексей Пешков пытался поступить в Казанский университет, но из этой затеи ничего не вышло. Потом его арестовали за участие в марксистском кружке. Немного времени Пешков работал на железной дороге в качестве сторожа. Когда ему исполнилось 23, он отправился в пешее путешествие по России, и ему удалось дошагать до Кавказа. На протяжении всего пути будущий писатель старается записать все, что он видит вокруг, а также свои мысли и чувства, которые потом отразятся в его творчестве. Он начинает понемногу писать и его рассказы издают.

Эмиграция

Когда имя Максима Горького уже было достаточно известным в стране, он эмигрирует в США, а потом оттуда и в Италию. Это решение было вызвано не проблемой с действующей властью, как часто можно прочитать в исторических трактатах, а только из-за перемен в личной жизни. Он продолжает трудиться за границей и там выходит множество его книг революционной направленности. В 1913 году Максим Горький возвращается на Родину. Он остановился в Петербурге и продолжал работать, причем сотрудничал с разными издательствами.

Максим Горький в Италии

Пешков всегда придерживался марксистских взглядов, но когда грянула Октябрьская революция, он принял ее не сразу. После окончания Гражданской войны, Горький снова уезжает на границу, однако в 1932-м возвращается на родину, на этот раз окончательно.

Могут быть знакомы

Писатель

Максим Горький в процессе творчества

Личная жизнь

Максим Горький и его жена Екатерина Волжина

Однако первая любовь к жене быстро прошла, и семейная жизнь начала тяготить свободолюбивого буревестника революции. Супруги продолжали жить вместе, но только благодаря детям. Когда умерла их малышка дочь, то это послужило поводом для развода. Однако супругам удалось остаться в хороших отношениях, они дружили и переписывались до самой смерти писателя.

После ухода из семьи, в жизни Горького появляется актриса МХАТа Мария Андреева, с которой он познакомился благодаря писателю Чехову. Они жили в гражданском браке шестнадцать лет. Это она стала причиной эмиграции сразу в Штаты, потом в Италию. У Марии было двое своих детей – Екатерина и Андрей, которым Горький постарался заменить отца. После Октябрьской революции Мария с головой погрузилась в партийную работу, семья для нее отошла на второй план, и в 1919-м супруги расстались.

Максим Горький и Мария Андреева

Инициатором разрыва был Максим Горький, он объявил жене, что у него появилась другая женщина. Ее звали Мария Будберг, она была бывшей баронессой и работала у Максима секретарем. Семейная жизнь с Будберг продлилась тринадцать лет. Этот брак тоже был гражданским. Разница в возрасте супругов составляла 24 года, и ни для кого не было секретом, что у нее есть романтические отношения на стороне. Среди ее любовников оказался и знаменитый писатель-фантаст из Англии Герберт Уэллс. Именно к нему Мария и отправилась вскоре после смерти Максима Горького. С огромной вероятностью можно сказать, что авантюристка Будберг была тайным сотрудником НКВД, и вполне могла быть завербована в качестве двойного агента, к примеру, английской разведкой.

Смерть

Могила Максима Горького

Творчество

Романы

Повести

Рассказы

Пьесы

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Читайте также: