Вопрос о конституции при александре 2 кратко

Обновлено: 30.06.2024

Летом 1880 г. сложилась благоприятная ситуация для начала движения в данном направлении. Лорис-Меликов обуздал — по крайней мере он на это надеялся — революционное движение. Именно он потребовал у императора упразднения Верховной распорядительной комиссии и отмены ее диктаторских полномочий. Лорис-Меликов стал министром внутренних дел и шефом жандармов, фактически исполняя функции премьер-министра.

Тогда он представил свой проект императору в такой форме, в которой он мог быть принят, так же как в прошлом похожий проект уже вносился Валуевым. Были созданы две комиссии: в ведении одной из них был круг экономических и административных вопросов, другая ведала финансами; впоследствии они должны были представить результаты своей работы в общую комиссию. Наконец, все материалы рассматривал Государственный совет вместе с министрами, имеющими отношение к каждой из частей проекта. Предполагалось, что две комиссии должны были состоять из чиновников, избранных представителей от губернских земских собраний и городов. Лорис-Меликов внес предложение, чтобы при работе в Государственном совете императору помогали несколько человек — от десяти до двенадцати, без права голоса, — представляющие интересы различных социальных групп и пользовавшиеся известностью в силу своего знания дела или влиятельности.

Кроме того, многие положения были нацелены на то, чтобы избавить Александра II от опасений неожиданно наткнуться на проект, предусматривавший введение настоящей конституции. График работы был составлен министром внутренних дел исходя из того, что две комиссии, ознакомившись с трудами, подготовленными различными группами и подкомиссиями, с осени объединят усилия, чтобы внести свои предложения в общую комиссию в начале 1881 г. В конечном счете законодательные тексты направлялись в специализированные инстанции, где они рассматривались при участии тщательно подобранных лиц. Избранные от общественных институтов представители включались в работу на завершающем этапе, что было призвано ограничить степень их вмешательства.

Лорис-Меликову одновременно приходилось бороться против враждебного отношения, которое наследник, поддерживаемый Победоносцевым, проявлял в отношении самой идеи проведения конституционной по своему духу реформы. Вместе с наследником весь клан Аничкова дворца — его резиденции, вокруг которой группировалась значительная часть императорской фамилии, — еще более сплотился под воздействием скрытого недовольства, вызванного женитьбой императора, неприкрытой антипатии по отношению к его новой супруге, а также беспокойства по поводу предстоящих изменений в политической системе. Несмотря на щедро расточаемые Лорис-Меликовым призывы сохранять спокойствие, все понимали, — и Победоносцев старался донести до них эту мысль, — что реформа открывала путь для введения хотя и ограниченной, но все же конституционной практики, что по сути означало окончательный и бесповоротный шаг в сторону скорого принятия конституции. Все также знали, что, сколь бы ограниченный характер не носили эти меры, они тем не менее поощряли развитие настоящей политической жизни с появлением в скором будущем политических партий.

Эта записка, появившаяся раньше проекта Лорис-Меликова, полностью совпадала с ним по своему замыслу. В ней говорилось не о конституции, но об изменении функций и состава Государственного совета. Это было именно то, чего упорно добивался Лорис-Меликов и что находило полное понимание у императора. В то же время министр не просто стремился убедить Александра в том, что его проект не был конституционным, представляя его скорее как легкую модернизацию существовавшей практики: ему также требовалось заручиться поддержкой внутри императорской фамилии, наиболее важной для него фигурой в которой являлся наследник, чей оппозиционный настрой необходимо было если не нейтрализовать вовсе, то по крайней мере смягчить.

Мало сомнений вызывает тот факт, что между Лорис-Меликовым и будущим императором Александром III была заключена сделка на более или менее ясных условиях, причем министр внутренних дел мог рассчитывать на поддержку, выступив в качестве гаранта прав наследника на престол, поскольку идея об изменении порядка наследования витала в воздухе и все знали о том, что инициатором этой идеи в свое время выступил сам Лорис-Меликов. Авторитет, который он имел в глазах императора, позволял ему заключать подобного рода сделки, которые, вероятно, никогда не всплывали на поверхность, но о которых ходили многочисленные слухи. Он подвел великого князя Александра Александровича к идее признания элементов народного представительства, которые были включены в проект. Его дядя, великий князь Константин Николаевич, крайне благосклонно отнесся к этой идее, но в то же время отстаивал необходимость легитимного наследования престола и настаивал на кандидатуре своего племянника.

Лорис-Меликов также действовал в направлении другого фланга императорской фамилии, заручившись открытой поддержкой княгини Юрьевской, которая вместе с императором принимала активное участие в обсуждении политических вопросов и положительно высказывалась по вопросу о конституции. Ее вмешательство в политические дебаты и причастность к решениям, принимаемым императором, в не меньшей степени накаляли атмосферу враждебности, царившую между отдельными членами дома Романовых. Становилось очевидным, что реформа и коронация княгини Юрьевской, внушавшая опасение членам императорской фамилии, являлись вещами в определенной степени взаимосвязанными.

Лорис-Меликов при обсуждении вопроса о конституции также вел тонкую игру, подталкивая супругу Александра к тому, чтобы она оказывала давление на своего мужа относительно перспектив ее коронации. Император уступил желанию Кати короноваться в обмен на обещание в будущем отречься от престола. Эта сложная комбинация, развернувшаяся в ходе совещаний в Ливадии, свидетельствовала о том, сколь трудно было императору согласиться с проведением реформы политической системы в годы своего правления. Александр ясно сознавал, что этот шаг был настоятельно необходим, но даже если он, по всей видимости, и был готов на него пойти, то не желал быть самодержавным правителем России, двинувшейся по пути конституционного развития.

Можно задаться вопросом, каковы были причины подобного отказа, ответ на который не дают ни письма, ни дневник императора. Представляются возможными два предположения. Или Александр II испытывал глубокую привязанность к самодержавной форме правления, в пользу которой высказывалась большая часть членов императорской фамилии, и принялся за свою реформаторскую деятельность, исходя лишь из ясного осознания современной ему ситуации и потребностей России и руководствуясь чувством долга. Или же его желание уйти на покой выдавало чувства истощенного и загнанного человека, испытывавшего давление со всех сторон и изнемогавшего от исключительно тяжелых обстоятельств, выпавших на время его царствования. В конечном счете Александр-человек попросил милости у Александра-самодержца.

Император также принял решение о том, что после его смерти ответственность за воспитание их детей будет всецело возложена на мать, а в случае ее кончины опека будет поручена генералу Рылееву.

Все эти распоряжения свидетельствуют о той постоянной заботе, которую Александр проявлял по отношению к своим близким, а также, возможно, о том, что он предчувствовал скорый конец.

1 марта 1881 г., отдав распоряжения по поводу конституционной реформы, он выглядел умиротворенным, уверенным в том, что помог России вступить в новую эпоху. По крайней мере, она должна была вступить в нее в тот же день, если бы через несколько часов смерть императора не развернула Россию в обратном направлении…

Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления

Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления Победа советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки и принятия основополагающего

Отступление. Миф о конституции

Отступление. Миф о конституции Существует стойкий миф, что террористы помешали Александру II дать народу конституцию. Он, дескать, чуть ли не в тот же день собирался подписать соответствующий Указ. Это стало общим местом. Только вот почему-то никто и нигде не приводит

ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ США

ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ США Первоначально государственное устройство США представляло собой конфедерацию, основанную на договоре суверенных штатов. Центральную власть осуществлял Континентальный конгресс, состоявший из представителей штатов. Такая структура власти

§ 3. КОНСТИТУЦИИ ЗЕМЕЛЬ-АННЕКСОВ

§ 3. КОНСТИТУЦИИ ЗЕМЕЛЬ-АННЕКСОВ Очень интересно устройство земель Полоцкой, Витебской и Смоленской, из которых первые две очень рано вошли в состав Великого княжества. Сначала у них были князья. Но в этот ранний период сложения государства даже право избрания удельных

60. ФРАНКФУРТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1849 г. КОНСТИТУЦИЯ ПРУССИИ 1850 г

60. ФРАНКФУРТСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1849 г. КОНСТИТУЦИЯ ПРУССИИ 1850 г В условиях революции, произошедшей в ряде европейских государств в 1848 г., во Франкфурте-наМайне собралось общегерманское Национальное собрание, принявшее в 1849 г. Конституцию Германской империи.

Конституции

Конституции Стоит отметить, что одним из проявлений консерватизма Росаса стало игнорирование духа времени, что обычно происходит с подобными режимами. На определенном этапе жесткое сохранение статус-кво может быть полезным, потому что позволяет избежать распрей и

Принятие Конституции США

Принятие Конституции США После победы в Войне за независимость колонии, превратившиеся в независимые государства, упивались обретенной свободой, и из–за разгула демократии возникла реальная угроза сползания молодых государств к анархии. Конгресс не был и попросту не

Площадь Конституции

Площадь Конституции Площадь Конституции (Синтагма) по первоначальным планам предполагалось сделать центром жизни современного города. Именно здесь собирались люди, чтобы услышать о войнах, государственных переворотах, здесь начинались мятежи и демонстрации, здесь

4. Институты и конституции

4. Институты и конституции Третейские процедуры потребовали установления коммуникации между кантонами, а также определенного минимума совместных решений еще перед обретением совместно управляемых территорий. Решавшие эти задачи собрания, которые назывались

Вопрос о конституции

Философ американской конституции

Философ американской конституции Переход Мэдисона к защите власти центрального правительства был очень крутым, он произошел в течение буквально года: более того, источники дают возможность обозначить даже день, когда это случилось; 16 августа 1782 г. в конгрессе он впервые

50. Послесловия к Дню Конституции

50. Послесловия к Дню Конституции 16.12.2015, Ведомости57 День Конституции каждый раз становится поводом сокрушаться, насколько реалии нашей жизни отличаются или же прямо противоречат нормам, гарантированным Основным законом. Не снимая ответственности с заказчиков

Верховная распорядительная комиссия

Конец эпохи правления Александра 2 характеризуется активностью революционного народничества. Представители этой организации активно использовали террор для борьбы с властью. Террор был направлен не только против самого императора, но и против его ближайшего окружения. После того как в феврале 1880 года прогремел взрыв в Зимнем дворце, Александр 2 спешно организовал Верховную распорядительную комиссию, во главе которой поставил графа Лорис-Меликова. Он должен был ответить на два вопроса:

Подавляющее большинство окружения Александра 2 было реакционным, поэтому воспринимали народничество как проявление революции, которую нужно уничтожить любой ценой. Лорис-Меликов, возглавив Верховную распорядительную комиссию, не стал делать скоропалительных выводов и стал собирать информацию. В результате он пришёл к абсолютно обратному выводу - причина террора и причины недовольства населения заключается не в желании избавиться от монархии, а в том, что либеральные реформы начала правления Александра 2 либо забуксовали, либо были полностью свернуты. В результате в стране практически ничего не изменилось. Ярчайший пример это освобождение крестьян от крепостничества 1861 года, в результате которого земельный вопрос решен не был. Крестьянам выделялся либо незначительный участок плохой земли, который не мог обеспечить их, либо земля предлагалась за выкуп, но цена была неподъемной для большинства. Проблемы были у каждого слоя общества, поэтому и возникало общее недовольство царем. Лорис-Меликов предложил императору решить вопрос не силой, а возобновлением реформ. Он справедливо полагал, что если народ недоволен ими, то преобразования не достигли нужного уровня, а значит нужно вернуться к этим преобразованиям и завершить их.

Что предлагала конституция

Конституция Лорис-Меликова

Что же предполагала Конституция Лорис-Меликова? По сути это была реализация нескольких направлений:

  • Возобновление реформы, которые начались в эпоху правления Александра 2, но не были доведены до конца.
  • Проведение дополнительных экономических реформ, которые должны были эффективно сказаться на внутренней политике России.
  • Все слои общества должны иметь возможность в получении более качественного образования, медицины, должны были формироваться большие свободы для научных сообществ и университетов.
  • Верховная власть и все законодательные инициативы в стране по-прежнему должны исходить исключительно от императора.
  • В обсуждении всех законодательных инициатив должны принимать участие представители всех слоев общества.

Последний пункт является наиболее важным и принципиальным. По сути Лорис-Меликов говорил о том, что система, которая работала в Российской Империи, является правильной и разумной. Проблема в ней заключалась только в том, что при реализации реформ законопроект обсуждала только верхушка власти, а большая часть населения оказывалась оторванной от обсуждения. Это по мнению графа мешало проводить проведение качественные реформы, которые должны были проявлять эффективность. Конституция или диктатура сердца должны были создавать такие условия, при которых любой законодательный акт, предлагаемый императором, обсуждался на всех уровнях, в том числе и на уровнях земств и городов. Лорис-Меликов был уверен, что это, например, можно было бы эффективнее решить и не допустить проблему, которая возникла в результате реформы 1861 года, после чего возникли острые противоречия между государством, дворянами и крестьянами. По его мнению проблема была только в том, что в обсуждении закона принимало участие ограниченное количество людей, которые создали закон для себя. Если бы в обсуждении этого закона принимала участие земства и представители городов (не номинально, а действительно), то реформа была бы более эффективной.

Проект Конституции был представлен Александру 28 января 1881 года.Лорис-Меликов сразу же предлагал создавать временные подготовительной комиссии. В конце февраля Император поставил утвердительную резолюцию на документе, а окончательное утверждение Конституции Лорис-Меликова должно было произойти 4 марта 1881 года. Этого не произошло, поскольку, как известно, 1 марта 1881 года был убит Александр 2.

Убийство Александра 2 - 1 марта 1881 года

Историческое значение и судьба документа

Каково историческое значение Конституции, над которой работал Лорис-Меликов? История как известно не терпит сослагательного наклонения, но Конституция в случае своего признания могла стать первым шагом к эволюции государства и к эволюции системы управления страной. Как известно этого не произошло, а также известны и последствия - революции 1917 года и крах самодержавия. После Лорис-Меликова не было ни одного управленцев при императоре, который бы мыслил масштабами Лорис-Меликова, и который бы понимал что для сохранения государства и сохранения баланса в нём необходимо привлекать для решения важных проблем все слои общества.

Почему для реализации реформ был выбран Лорис-Меликов

Лорис-Меликов Михаил Тариэлович

Лорис-Меликов пользовался большим доверием Александра 2, поскольку все задачи, в том числе и достаточно сложные, он исполнял очень эффективно. Главная черта этого человека заключалась в том, что он не стремился к власти и не стремился к обогащению за счёт власти. Примером этого может служить несколько фактов:

Главная черта, которая отличала Лорис-Меликова от большинства окружения Александра 2, это отсутствие реакцинизма. Именно поэтому он искал реальную причину возникновения народничества и искал возможности для борьбы с ними. Именно поэтому его Конституция заключалась не в том, чтобы уничтожить любых несогласных, а в том чтобы создать более эффективную систему управления, где все слои общества получат возможность принимать участие в обсуждении законопроекта.


В конце царствования императора Александра II в правительственных кругах активно обсуждался проект политической реформы, который был предложен предложенного министром внутренних дел графом Михаилом Лорис-Меликовым. Этот проект получил название "Конституции Лорис-Меликова".

Что предлагал Лорис-Меликов

Хотя, конечно, это было преувеличение и очень большое преувеличение. Проект министра внутренних дел не предусматривал радикальных преобразований — например, перехода от самодержавия к конституционной монархии.

Так что же предлагал Лорис-Меликов? К слову, он был не единственным, кто работал над этим проектом, большую роль также сыграли военный министр Дмитрий Милютин и министр финансов Александр Абаза.

Так вот, проект предусматривал создание двух органов при императоре. Во-первых, это расширение полномочий уже существовавшего Государственного совета, в который в основном входили крупные вельможи и чиновники.

Во-вторых, авторы проекта предлагали создание "Общей комиссии", в работе которой могли бы участвовать представители земств (однако в основным предполагалось формирование "по назначению" правительства).

О создании парламента речи не шло. Предполагалось некоторое ограничение самодержавной власти в пользу Госсовета и "Общей комиссии" — но скорее они выполняли совещательные функции, о законодательных речи не шло.

Проект обсудили — и свернули

Александр II этот проект поддержал. На начало марта (все даты даны по старому стилю) 1881 года было назначено совещание, в ходе которого планировалось обсудить этот проект. Но провести его император не успел — он погиб в результате теракта, организованного представителями организации "Народная воля".

Впрочем, совещание не отменили. Его провели спустя несколько дней после ранее назначенной даты, а именно 8 марта 1881 года. Наследник Александра Освободителя, будущий император Александр III не разделял взглядов отца. Даже такие минимальные шаги по ограчению полномочий монарха он категорически отвергал.

Интересно отметить, что большинство министров в ходе совещания как раз поддержали проект Лорис-Меликова, Милютина и Абазы. Однако Александр Александрович инициативу отверг. А вскоре был издан Манифест о незыблемости самодержавия, который окончательно поставил точку в проекте политической реформы.


Кинев Сергей Леонидович,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории России
Томского государственного педагогического университета.

Литвинов Александр Валерьевич,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры современной отечественной истории
Томского государственного университета.

Конституционные проекты и представительные
учреждения в России во второй половине XVIII - XIX вв.

Прожив много лет в Швеции, Н.И. Панин был поклонником ее государственной системы - конституционной монархии с существенными ограничениями королевской власти. Вскоре после очередного дворцового переворота, в результате которого на российском троне воцарилась Екатерина II, Н.И. Панин, наставник ее сына, будущего императора Павла I, став первым советником императрицы, решил, что пора действовать, и предложил императрице создать при ней Императорский Совет.

Дворянские
собрания

Проект государственных
преобразований М.М. Сперанского

Проект М.М. Сперанского предполагал также создание Государственного совета, который в новом механизме государственной власти должен был занять промежуточное положение между самодержцем - с одной стороны, и Государственной Думой, Кабинетом министров и Сенатом - с другой, становясь, таким образом, высшим коллегиальным консультативно-совещательным органом при российском государе. Государственная Дума должна была рассматривать законопроекты, предложенные императором и рассмотренные и представляемые Государственным советом и правительством. Проект М.М. Сперанского не предполагал ввести в России всеобщие или сословные выборы. Процесс формирования Думы состоял из четырех этапов. Сначала создавались низшие, волостные Думы, затем окружные Думы и, наконец, губернские. Депутатский корпус Дум от окружного и до общеимперского уровня формировался путем делегирования депутатов из нижестоящего собрания в вышестоящее. Для тщательного рассмотрения законопроектов, вносимых в Государственную Думу, создавались специальные комиссии из депутатов. Решение по законопроекту принималось простым большинством голосов думского собрания. Право законодательной инициативы Государственной Думе не давалось. Созывать думскую сессию предполагалось в сентябре, собранию депутатов следовало работать до тех пор, пока оно не рассмотрит все внесенные в нее законопроекты. Император мог в любой момент распустить и вновь созвать Государственную Думу.

Однако предложенные Сперанским реформы вызвали недовольство консервативного дворянства. Он подвергался постоянному третированию как выскочка, обвинялся в государственной измене, что, в конечном счете, привело к его отставке и ссылке. А разработанный им проект государственных преобразований так и остался практически не реализованным. Вместо учреждения законодательной Государственной Думы Александр I решился только на создание законосовещательного института из назначаемых им самим членов - Государственного Совета.

Представительные органы власти
в Великом княжестве Финляндском
и Царстве Польском

В 1809 г. полным поражением Швеции закончилась последняя русско-шведская война. По ее итогам был подписан Фридрихсгамский мирный договор, в соответствии с которым России отошли Финляндия и Аландские о-ва. Тогда же в составе Российской империи было образовано Великое княжество Финляндское. Его главой являлся российский император и, по совместительству, Великий князь финляндский. Княжество обладало в империи достаточно широкой автономией. Всеми внутренними делами занимался выборный представительный орган власти - сейм. Финляндия пользовалась другими значительными льготами и привилегиями. Она получила свою почтовую службу и органы правосудия. Лютеранская церковь обрела статус государственной. Финны были освобождены от прохождения обязательной службы в русской армии (с 1878 г. финнов, правда, стали призывать в армию, но для прохождения службы в самой Финляндии). В 1863 г.было утверждено равноправие финского языка со шведским. Первое время, однако, права автономии нарушались. Так в период с 1809 г. по 1863 г. Финляндский Сейм вообще не собирался, и управление страной осуществлялось сенатом при генерал-губернаторе. Первое заседание сейма для разработки конституции было созвано в 1863 г. по инициативе Александра II. С 1869 г. сейм стал созываться регулярно, обновление его состава проводилось раз в пять лет, а с 1882 г. - раз в три года. Такое положение вещей сохранялось вплоть до 1917 г., когда Финляндия стала независимым государством. По всей видимости, успешность финского парламентаризма в России объясняется стремлением имперскиой власти компенсировать отсутствие полной независимости одному из самых передовых в своем социально-экономическом развитии региону Российской империи.

Отправление правосудия Конституция объявляла независимым: судья должен был выражать свое мнение совершенно свободно от каких бы то ни было влияний со стороны. Судьи, как назначенные королем, так и выборные, объявлялись несменяемыми, за исключением случаев смещения по судебному приговору за должностные или иные преступления. Государственные преступления и преступления высших государственных сановников подлежали сеймовому суду из всех членов сената.

Сперанский
Михаил Михайлович
(1772 - 1839)

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Парламентские проекты
декабристов

Прогрессивные идеи государственного переустройства собственно России были подхвачены и развиты декабристами. Хорошее образование, полученное молодыми дворянами, способствовало их знакомству с идеями европейского Просвещения. Участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг. почти всех основателей и многих активных членов будущего дворянского революционного движения позволило им увидеть общественно-политический уклад нескольких европейских государств. Все это привело декабристов к одной из основных идей - народ, одержавший победу над сильнейшей в Европе армией Наполеона, должен быть освобожден от крепостнического рабства. Между тем император Александр I не только отказался от проведения дальнейших либеральных преобразований, которые были предприняты им в начале правления, но и принял ряд мер явно консервативного характера (так, например, резко активизировалось создание военных поселений, существенно утяжеливших положение государственных крестьян). В этих условиях ставка делается на военно-революционный переворот.

Народным вече на 5 лет. Каждый год один из членов Державной думы выбывал, и на его место избирался новый - этим обеспечивались непрерывность и преемственность власти и ее постоянное обновление. Тот член Державной думы, который пребывал в ее составе последний год, становился ее председателем, фактически президентом республики. Этим обеспечивалась невозможность узурпации верховной власти: каждый президент занимал свой пост лишь один год. Третьим верховным государственным органом республики предполагалось учредить Верховный собор, состоящий из 120 человек, избираемых пожизненно с пожизненным материальным обеспечением. Единственной функцией Верховного собора была контрольная: он должен был следить за точным соблюдением всеми гражданами и должностными лицами конституции. При этом демократическое устройство должно было одинаково распространяться на всей территории, независимо от того, какими народами она заселены. Однако П. Пестель был противником федеративного устройства, так как видел в нем опасность сепаратизма и возможность распада страны: вся Россия по его проекту должна была представлять собой единое и неделимое унитарное государство (исключение делалось только для Польши, которой предоставлялось право отделения).

Государственный Совет

Председатель Совета также назначался императором, первым стал граф Н.П. Румянцев. 1 января 1865 г. Государственный Совет возглавил великий князь Константин Николаевич - младший брат Александра II. С этого времени на протяжении 40 лет управление высшим законосовещательным собранием в империи находилось в руках ближайших родственников царя.

Государственный Совет был единственным официальным местом в Российской империи, где его члены в заседаниях пользовались свободой слова. Непременным условием являлось выступление на русском языке. Делопроизводство Совета возлагалось на Государственную канцелярию.

Пестель
Павел Иванович
(1793-1826)

Полковник (1819 г.), командир Вятского пехотного полка.
Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Арестован (по доносу) 13 декабря 1825 г. Казнен
в Санкт-Петербурге.

Муравьев
Никита Михайлович
(1795-1843)

Капитан (1825 г.).
Участник заграничных походов 1813-1814 гг. Приговорен к смертной казни, замененной 20 годами каторги (так как
в восстании 14 декабря 1825 г.
не участвовал по причине отсутствия в Санкт-Петербурге). С 1827 г. -
в Нерчинских рудниках,
с 1835 г. - на поселении
в Иркутской губернии,
где и умер.

Юбилейное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г. Художник И. Е. Репин. 1903 г.

Реформы системы
местного самоуправления

Вводились земства постепенно (до 1879 г.) и не во всех районах империи. Уже в это время их компетенция все более и более ограничивалась правительством.

Валуев
Петр Александрович
(1815-1890)

Граф (с 1880 г.), государственный деятель.
В 1861-1868 гг. - министр внутренних дел, руководил подготовкой и проведением земской (1864 г.) и цензурной (1865 г.) реформ. В 1872-1879 гг.-министр государственных имуществ, в 1879-1881 гг. -
председатель Комитета министров.

Однако соображения и Валуева, и великого князя остались без последствий.

Романов
Константин Николаевич
(1827-1892)

Великий князь, второй сын императора Николая I, генерал-адмирал (1831 г.).
В 1853-1881 гг. руководил Морским министерством, провел ряд реформ на флоте.
В 1857-1861 гг. участник подготовки крестьянской реформы 1861 г.,
в 1860-1861 гг. председатель Главного комитета по крестьянскому делу.
В 1865-1881 гг. председатель Государственного Совета.

Реализация этого проекта продвинулась дальше других. Александр II утвердил доклад Лорис-Меликова 1 марта 1881 г., за несколько часов до своей трагической смерти, а на 4 марта было намечено заседание Совета министров для последнего обсуждения проекта. Убийство царя не позволило свершиться весьма вероятному призыву выборных при Государственном Совете, чего так хотело общественное мнение. История не знает сослагательного наклонения, но есть много оснований полагать: будь созыв представителей осуществлен тогда, в начале 1880-х гг., возможно, что многое в российской истории рубежа ХIХ - ХХ вв. было бы по-другому

Лорис-Меликов
Михаил Тариэлович
(1825-1888)

Граф (1878 г.), государственный деятель, генерал от кавалерии (1875 г.). В 1880 г. - глава Верховной распорядительной комиссии. В 1880-1881 гг. - министр внутренних дел. После убийства императора Александра II - в отставке.

Проект земских соборов
Н.П. Игнатьева

Еще одна попытка в XIX в. создать в России общероссийский представительный орган - земский собор - относится к 1882 г., началу царствования Александра III, и принадлежит Н.П. Игнатьеву, министру внутренних дел (1881-1882 гг.).

12 апреля 1882 г. министр ознакомил со своим планом Александра III, представив ему проект манифеста и рескрипта о земском соборе. Его заседание предполагалось открыть через год, 6 мая 1883 г., приурочив к коронации императора. Министр внутренних дел предлагал собрать 3500 - 4000 депутатов, избранных от разных сословий, а также иерархов церкви и правительство. Более половины депутатов представляло крестьянство (около 2000 - 2500 человек). Предполагалось, что большое количество участников позволит власти выяснить подлинные настроения населения. Рассаженным по 30 столам, чтобы облегчить контроль за присутствовавшими и исключить оппозиционность, членам Собора предстояло выслушать и передать своим избирателям содержание царской речи, а также обсудить реформу местного управления. В случае, если дискуссия затянулась бы, предполагалось оставить для разработки указанных вопросов небольшую комиссию из 30-40 человек, избранную Собором.

Лорис-Меликов
Михаил Тариэлович
(1825-1888)

Граф (1878 г.), государственный деятель, генерал от кавалерии (1875 г.). В 1880 г. - глава Верховной распорядительной комиссии. В 1880-1881 гг. - министр внутренних дел. После убийства императора Александра II - в отставке.

Почему не была принята первая русская конституция

Еще с начала XIX века Россия могла обрести конституцию. Сначала неудачным оказался проект Сперанского, за ним и Уставная грамота. Если бы один из них был принят императором, возможно, история нашей страны развивалась бы совсем иначе. Попытаемся разобраться, что представлял собой новый проект и почему он так и остался на бумаге.

После победы над Наполеоном

0

Маршал Мармон вручает ключи от Парижа российскому императору Александру I

С другой стороны, несмотря на то что в ходе своего правления Александр I значительно менялся как личность, от молодого пылкого либерала-реформатора он проделал большой путь к российскому самодержцу, он всё же видел необходимость реформ. Война действительно далась Российской империи тяжело. Потребовалось напряжение сил всего народа, не зря она стала Отечественной. Автор великих свершений во внешней политике Александр I мог стать человеком, кардинально изменившим и внутреннее устройство России.

Замысел проекта

0

Н.Н. Новосильцев

Интересно, что параллельно Уставной грамоте разрабатывался и первый в истории России секретный проект отмены крепостного права. Его предложили могущественный А. А. Аракчеев и министр финансов Д. А. Гурьев. А позднее, в 1821 году, князь Новосильцев вместе с М. С. Воронцовым и А. С. Меншиковым разработал и представил Александру I доработанную версию проекта по отмене крепостного права.

0

Государственная Уставная грамота являлась попыткой соединения самодержавия с конституционной системой, парламент мог отвергнуть внесённый императором закон, но был лишён права законодательной инициативы. Император обладал всей полнотой исполнительной власти и правом законодательной инициативы.

Читайте также: