Воланд и левий матвей кратко

Обновлено: 04.07.2024

О внешности Левия Матвея известно следующее:
". сидя на камне, этот чернобородый, с гноящимися от солнца и бессонницы глазами человек тосковал. Он то вздыхал, открывая свой истасканный в скитаниях, из голубого превратившийся в грязно‑серый таллиф. " (*таллиф - накидка, плащ)
". ногтями царапая смуглую грудь. "
". сбросил с головы кефи, вцепился в свои жидкие волосы и стал проклинать себя. "
". он содрал с себя отяжелевший, пропитанный водою таллиф, остался в одной рубахе и припал к ногам Иешуа. "
". на балкон вступил неизвестный маленький и тощий человек. "
". Пришедший человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по‑волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее всего походил на городского нищего. "
". Тощая, голая, грязная шея его взбухла и опять опала. "
". Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый. "
". с оборванным бродягой Левием Матвеем. "
". ходить в нищей одежде без пристанища. "

Левий Матвей является бывшим сборщиком податей (налогов):
". почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово. "
". Левия, бывшего сборщика податей. "

(Работа сборщиком податей была одной из самых презренных в те времена, народ не любил сборщиков податей и считал их грешниками.)

Однажды герой знакомится с бедным философом Иешуа на дороге в Виффагии:
". я с ним встретился впервые на дороге в Виффагии, там, где углом выходит фиговый сад, и разговорился с ним. Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя меня собакой. "

Левий Матвей слушает философские речи Иешуа и в конце концов бросает все, чтобы путешествовать со своим новым другом:
". однако, послушав меня, он стал смягчаться, – продолжал Иешуа, – наконец бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдет со мной путешествовать. "

Вскоре Иешуа арестовывают и приговаривают к смерти. Левий Матвей упрекает себя за то, что он не был рядом с другом в тот момент:
". Вот в этом‑то и заключалась первая ошибка Левия Матвея. Зачем, зачем он отпустил его одного. "

Левий Матвей присутствует на казни Иешуа, но ничем не может ему помочь:
". этот единственный зритель, а не участник казни, и сидел на камне с самого начала, то есть вот уже четвертый час. Да, для того чтобы видеть казнь, он выбрал не лучшую, а худшую позицию. Но все‑таки и с нее столбы были видны. "

Он снимает тело Иешуа после казни и уносит:
". Левий Матвей прятался в пещере на северном склоне Лысого Черепа, дожидаясь тьмы. Голое тело Иешуа Га‑Ноцри было с ним. Когда стража вошла в пещеру с факелом, Левий впал в отчаяние и злобу. "
". Левий Матвей говорил, что не хочет расстаться с этим телом. Он был возбужден, выкрикивал что‑то бессвязное, то просил, то угрожал и проклинал. "

Власти разрешают Левию Матвею поехать на погребение Иешуа:
". Левий заявил, что он никуда не уйдет и желает участвовать в погребении. Он сказал, что не уйдет, даже если его начнут убивать, и даже предлагал для этой цели хлебный нож, который был с ним Мой помощник разрешил ему участвовать в погребении. "
". Левия Матвея взяли в повозку вместе с телами казненных и часа через два достигли пустынного ущелья к северу от Ершалаима. Там команда, работая посменно, в течение часа выкопала глубокую яму и в ней похоронила всех трех казненных. "

Понтий Пилат зовет Левия Матвея с собой в Кесарию, чтобы тот работал в библиотеке. Но герой отказывается служить Понтию Пилату, потому что тот виноват в смерти его друга Иешуа:
". Ты, как я вижу, книжный человек, и незачем тебе, одинокому, ходить в нищей одежде без пристанища. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат и хочу взять тебя на службу. Ты будешь разбирать и хранить папирусы, будешь сыт и одет. " (слова Понтия Пилата)

Левий Матвей решает преследовать предателя Иуду, чтобы лишить его жизни (Иуда помог властям арестовать Иешуа). В конце концов Иуда погибает, но от рук подчиненных Понтия Пилата:
". я зарежу Иуду из Кириафа, я этому посвящу остаток жизни. "

В конце романа Левий Матвей попадает в "свет", где правит его добрый друг Иешуа. Добрый Иешуа посылает Левия Матвея к сатане Воланду с просьбой дать покой двум влюбленным - Мастеру и Маргарите:
". Он прислал меня Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, – в первый раз моляще обратился Левий к Воланду. " (просьба Левия Матвея о Мастере и Маргарите)

Прототипы Левия Матвея в романе "Мастер и Маргарита"

В финале романа "Мастер и Маргарита" Левий Матвей оказывается в "свете" вместе с Иешуа, Таким образом, Булгаков подтвержает слова Иисуса Христа:

Левий Матвей представляет собой пример почти фанатической преданности своему учителю Иешуа. За это он и попадает в "свет", в мир света и добра.

Это был цитатный образ и характеристика Левия Матвея в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова, описание Левия Матвея в цитатах, а также описание истории дружбы Левия Матвея и Иешуа.

— Но тебе придется примириться с этим, — возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, — не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, — в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

— Я не буду с тобой спорить, старый софист, — ответил Левий Матвей.

— Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже

Всю жизнь люди ведут споры о том, что есть добро и зло, пытаясь провести между этими понятиями четкую границу. В литературе, как и в жизни, есть образ, с которым мы всегда связываем понятие добра, милосердия и сострадания, за спиною которого всегда свет и тепло – это образ Бога. А кто такой дьявол? Тьма, страх, смерть – это все он.

М. А. Булгаков в своем романе “Мастер и Маргарита” также прибегает к проблеме света и тьмы. Однако он стремится показать, что не существует абсолютных истин, что всегда существует противоположная, скрытая ото

всех, сторона.
“… так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы, что всегда хочет зла и вечно совершает благо”.
Таким эпиграфом из трагедии Гете “Фауст” М. А. Булгаков начинает свое произведение. И это не случайно.
Одним из ведущих героем является Воланд (дьявол), который однажды решил посетить Москву, посмотреть на общество того времени. Да, он действительно хочет зла: по его вине горят дома, люди погибают или сходят с ума. Однако большей частью это отрицательные герои, заслужившие наказания.

Их гибель – это результат их собственных деяний.
И все же волей или неволей Воланд совершает

добрые поступки, а злые дела нередко обращаются пользой для пострадавших от него людей. Например, поэт Иван Бездомный с помощью Воланда осознал, что его стихи абсолютно бездарны. Он принял решение больше никогда не писать.

После выхода из клиники Стравинского Иван становится профессором, сотрудником института истории и философии, начинает новую жизнь.
Кроме того, Мастеру и Маргарите дьявол подарил счастье и свободу. Несмотря на то что они продали ему свои души, это все-таки был их личный выбор. Воланд не только возвращает Маргарите любимого человека, а ему – дом, но даже освобождает по просьбе Фриду. Дьявол дал Мастеру то, чего он был лишен в Москве – необходимый для творчества душевный покой.

Такой творческий покой гениальный писатель находит в последней приюте, в подвластном Воланду потустороннем мире.
Сатана не отпускает Мастера к Иешуа в свет, потому что сам Га-Ноцри через своего верного ученика Левия Матвея попросил Воланда наградить создателя романа о Понтии Пилате не светом, а покоем, так как тот не заслужил света. Не заслужил, потому что был готов отказаться от борьбы за свой роман и от самого творчества, удовлетвориться жизнью страдающего “маленького человека” в Москве, в условиях духовной несвободы. А Воланду, как он сам говорил, “ничего не трудно сделать”.

Он убеждает Мастера не следовать за Пилатом навстречу Иешуа: “…Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?” Но и в Москву ему возвращаться не следует – что делать ему в тесном арбатском подвальчике, где и “романтический мастер” обречен либо на гибель, либо на жалкое существование.
Воланд, обращаясь к Левию Матвею, говорит: “Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей…” Действительно, что есть добро в отсутствие зла? Значит, Воланд необходим на земле не меньше, чем бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, проповедующий добро и любовь.

Добро не всегда приносит благо, ровно как и зло – беду. Довольно часто бывает наоборот. Вот потому-то Воланд и есть тот, кто, желая зла, все же творит добро.

Именно эта главная мысль выражена в эпиграфе к роману.
Свет и тьма стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа Га-Ноцри. Все, что может Иешуа, – это попросить Воланда о том, чтобы тот дал Мастеру и его возлюбленной вечный покой.

А Воланд исполняет эту просьбу. Таким образом, силы добра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утратил способность делать добро.

Мир – это своеобразные весы, по разным сторонам которых находятся добро и зло. Поэтому, пока сохраняется равновесие, мир и человечество могут существовать.

Опять наступило молчание, и оба находящихся на террасе глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату.
Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый.
- Ба! - воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего, - менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость?
- Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.
- Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? - заговорил Воланд сурово.
- Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, - ответил дерзко вошедший.
- Но тебе придется примириться с этим, - возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, - не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, - в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.
- Я не буду с тобой спорить, старый софист, - ответил Левий Матвей.
- Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, - ты глуп, - ответил Воланд и спросил: - Ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?
- Он прислал меня.
- Что же он велел передать тебе, раб?
- Я не раб, - все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, - я его ученик.
- Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, - отозвался Воланд, - но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Итак.
- Он прочитал сочинение мастера, - заговорил Левий Матвей, - и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
- Мне ничего не трудно сделать, - ответил Воланд, - и тебе это хорошо известно. - Он помолчал и добавил: - А что же вы не берете его к себе, в свет?
- Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий.
- Передай, что будет сделано, - ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: - И покинь меня немедленно.
- Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, - в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.
- Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи.

Странный отрывок из странного романа. Воланд - Сатана - показан здесь властителем положения, имеющим тотальное превосходство над Левием Матвеем: Воланд сдержаннее, сильнее, он не злится от грубых слов Левия Матвея - в противоположность явному озлоблению Левия; Воланд говорит Левию "покинь меня немедленно", но сначала Левий моляще (!) обращается к нему с просьбой о Маргарите, которая удовлетворяется с презрительной снисходительностью.
Применительно к Левию Матвею Булгаковым употребляются только негативные оценки: "оборванный", "выпачканный в глине", "мрачный", "исподлобья недружелюбно глядящий", озлобляющийся, просящий и даже молящий Сатану. К Воланду Булгаков относится гораздо благодушнее: Воланд суров, властен, требователен, насмешлив, мудр - но ни в коем случае не жалок. Из диалога становится понятно, что Воланд, однако, еще и подобрее Левия Матвея будет. Таков диалог между Сатаной и апостолом Иисуса Христа, в котором апостол поистине жалок.
Как такое могло быть (отнесемся к строкам романа всерьез), и могло ли быть вообще? Мог ли апостол - человек, пошедший за Иисусом Христом до конца, а это требует большой духовной силы - быть действительно жалким по сравнению с Воландом?
Да, Левий - человек с недостатками, а от того, что он решил изменить себя ради Христа, эти недостатки должны были раздуться и усилиться до момента их окончательного преодоления, это надо признать. Левий не идеал. Но идеальные, хорошие и добропорядочные люди в сфере духа и не востребованы - слишком слаба у них мотивация меняться. Левий - ученик. Ученик Христа. Воланд - князь мира сего, отец лжи, падший дух, запятнавший себя предательством и использующий всё полученное когда-то знание и могущество в целях зла.
Учитывая все эти обстоятельства, можно твердо ответить на поставленный выше вопрос: нет, не мог.
А почему выглядит? А потому что видение происходящего автором тенденциозно (мягко говоря), а если быть точнее, то у Булгакова сатанинский взгляд на все происходящее. Именно этим объясняется обаяние Воланда и жалость Левия Матвея, и ничем другим. Был бы взгляд Булгакова с точки зрения Левия, а не Воланда, акценты были бы диаметрально противоположны.

Итак, ситуация, описываемая в романе, однозначна и не допускает двоякого толкования: князь мира сего разговаривает с апостолом Иисуса Христа. Падший ангел, а по существу уже конченая мразь, ведет разговор с учеником Христа, который, несмотря на все свои недостатки, гораздо выше Воланда по своему статусу (да у Воланда в Иерархии Света статуса нет и быть не может по определению, он вне этой системы). По христианству, Сатану невозможно умолить, с ним ни о чем нельзя договориться, а его словам нельзя верить, ибо он - отец лжи. Всё это - по определению, это - аксиомы. Левий же умоляет Воланда, договаривается с ним и верит ему. Очень, очень странный роман.

Но есть нечто еще более странное. Это отношение людей к нему, и в частности, к этому отрывку.
Удивительно часто в беседах люди вспоминают именно этот отрывок из "Мастера и Маргариты" Михаила Булгакова. И что особенно интересно, во всех случаях мои собеседники солидаризуются с Сатаной (Воландом), буквально презрительно хмыкая по поводу слов Левия Матвея. Апостол слишком плоско и тупо смотрит на вещи, ишь чего захотел - чтоб Воланд не здравствовал! Да если ободрать весь земной шар, разве это нормально будет? Люди не думают о том, что существование сознательного зла совсем необязательно для светотени - в людях и так достаточно несовершенства, и не обязательно бить их в спину или прельщать адскими соблазнами, чтобы они упали. Будут падать и сами, без всякого вмешательства, будут падать и снова подниматься. Люди не думают и о том, кто такой Воланд и кто такой Левий Матвей - и что и с какой целью может сказать тот и другой. Зато люди считают себя развитыми и современными, способными оценить мудрые и нетривиальные идеи, доступные далеко не всякому. То, что подколодный змей вряд ли подсунет яблоко из соображений альтруизма, их не интересует - да и к тому же это роман, всего лишь роман, красивая и очень интересная сказка для взрослых.
Сказка, да - но психологические установки она рождает в сознании людей вполне настоящие. И по этой причине восприятие человеком данного отрывка "Мастера и Маргариты" может служить индикатором душевного здоровья. Лояльность Сатане - поистине опасная вещь, и не важно, впитана она через мультфильмы, сказки, поступки или других людей, главное - то, что она есть. И если она есть, то сразу делает невозможной лояльность Богу. "Не можете служить Богу и маммоне". Достаточно приоткрыть злу дверь чуть-чуть, чтобы оно вошло и пристало накрепко. А дверей множество, в том числе и эта.

Читайте также: