Военные реформы 90 х годов кратко

Обновлено: 17.05.2024

Военная реформа в России — военная реформа, проведённая в России в 1990-х годах.

В 1992 г. был подготовлен и 3 января 1993 г. подписан Договор о дальнейшем сокращении стратегических ядерных потенциалов США и России. В результате России предстояло сокращать свои СНВ сразу в соответствии с двумя договорами (СНВ-1 и СНВ-2) в случае их ратификации российскими законодателями. Еще до вступления в силу Договора СНВ-1 (в 1995 г.) начался процесс массового снятия с вооружения устаревших российских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). В то же время поступление на вооружение новых образцов замедлилось из-за экономических трудностей. Особенно много неопределенности вносила ситуация с ратификацией российско-американского Договора СНВ-2. Договором предусматривалось, что каждая из сторон ограничивает свои ядерные силы таким образом, чтобы к 1 января 2003 г. стороны имели на своих носителях от 3000 до 3500 ядерных боевых блоков по своему усмотрению. Положения этого договора вызвали большие споры у специалистов и политиков ввиду его очевидной огромной затратности для России. В результате вывода войск и спонтанного сокращения личного состава к 1994 г. Вооруженные Силы уменьшились до 2,1 млн человек. [3]

В течение 1993—1994 гг. была разработана и введена в действие новая система боевой готовности ВС, опробован контрактный способ комплектования частей и соединений. Наконец, принята Федеральная программа развития вооружения и военной техники, начались военно-правовая реформа и реформа военного образования. Однако из всех задач по реформированию ВС, поставленных на период до 1996 г., ни одна не была выполнена в полном объеме. [4]

При этом высшее политическое руководство страны и прежде всего президент России Борис Ельцин фактически самоустранились от реального руководства военным строительством. Существенно осложняли процесс военного строительства и объективные факторы: многократное сокращение финансирования ВС, трудновыполнимые и дорогостоящие международные обязательства, унаследованные Россией от СССР (решения о масштабном выводе войск из стран Центральной и Восточной Европы, уничтожении химического и ядерного оружия). Необходимо учитывать и то обстоятельство, что руководству Министерства обороны РФ приходилось решать и не свойственные ему политические задачи: предотвратить политизацию армии и не допустить широкомасштабных акций протеста среди военных, связанных с неуклонным ухудшением их материального положения. Разница между размером российской армии и ее финансированием разрешалась за счет ухудшения состояния содержания, материального обеспечения, ремонта, боеготовности и боеспособности российских ВС, путем сокращения оборонного заказа, потери научно- технического потенциала, роста армии бездомных офицеров, задержек с выплатой денежного довольствия и зарплаты. Всю серьезность положения в российской армии высветили чеченские события 1994—1996 гг., наглядно продемонстрировавшие перед всем миром плохую укомплектованность и слабую оснащенность армии, отсутствие в ней дисциплины и элементарного порядка, недостатки принципа комплектования по призыву, некомпетентность значительной части командования. [5]

В декабре 1991 года распался СССР. На его месте образовались 15 новых государств. Этот процесс затронул и Вооруженные Силы. Президенты независимых государств первым делом объявили своими указами воинские части, дислоциро­ванные на их территориях, армией этих государств. Но были воинские части, не желающие служить новым государствам, и возникала необходимость вывода десятков тысяч солдат и офицеров с их семьями в Россию. Некоторые военные учеб­ные заведения сами снимались с мест и направлялись в Мос­кву. Курсанты военных училищ из разных республик бывшего Союза возвращались в Россию. Порой в небе одновременно могли находиться до 100 самолетов военно-транспортной авиации, которые вывозили людей, технику, ядерное оружие, ракетные установки. Другой проблемой стал вывод войск из Германии строго по графику и в соот­ветствии с договором, а также вывод войск из Латвии.

В тоже время полыхали вооруженные конфликты в Приднестровье, Абхазии, гражданские войны в Грузии, Тад­жикистане, шла кровопролитная война на Бал­канах.

Вскоре война перекинулась и на территорию России. Задачи по пресечению военных конфликтов и на территории других государств и на территории России ложились на плечи Российских Вооруженных Сил.

Сначала необходимо отметить ряд событий связанных с образованием Вооруженных Сил России:

5 января 1992 года – утвержден текст Военной присяги РФ и определен порядок приведения к присяге;

7 мая 1992 года – Указом Президента РФ созданы Вооруженные Силы РФ;

Советом Безопасности РФ (1992 г.) на Российские Воору­женные Силы были возложены следующие задачи:

— обеспечение безопасности, сохранение территориаль­ной целостности России, защита ее суверенитета и государ­ственных интересов;

— участие в предотвращении любых войн и вооруженных конфликтов против РФ и ее союзников военными средства­ми;

— отражение агрессии против России или ее союзников, нанесение поражения противнику с использованием при необходимости всех имеющихся сил и средств и создание условий для скорейшего прекращения войны и восстановле­ния справедливого и прочного мира;

— выполнение обязательств России перед мировым сооб­ществом по поддержанию мира и стабильности;

— пресечение совместно с правоохранительными органа­ми попыток совершения террористических актов на страте­гически важных объектах, связанных с ядерным оружием, то­пливно-энергетическим комплексом, базовыми отраслями промышленности и системами государственного и военного управления.

Привлечение частей, подразделений и других формиро­ваний ВС РФ к выполнению задач, не связанных с их пред­назначением, допускалось только на основании закона или по постановлению Верховного Совета РФ.

— сдерживанием от развязывания любых войн, напра­вленных против России, за счет наличия стратегических ядерных сил и сил, оснащенных высокоточным оружием и средствами его доставки;

— оперативной нейтрализацией военных конфликтов высокомобильными силами общего назначения.

Вскоре все эти задачи пришлось выполнять на практике.

5 января 1991 года – 24 июня 1992 года – война в Южной Осетии. Наиболее острая фаза войны пришлась на конец 1991 – начало 1992 г. Решительными действиями российских Воздушно-десантных войск (104 полк 76-й гвардейской Псковской воздушно-десантной дивизии) кровопролитие было остановлено. В зону конф­ликта были введены многосторонние (гру­зинские, осетинские и российские) миротворческие силы. Тогда же и прозвенел первый тревожный звоночек – возникла угроза территориальной целостности Российской Федерации. Дело в том, что десятки тысяч осетин бежали от войны из Южной в Северную Осетию. И среди осетин возникло движение за создание единого осетинского государства, или в составе РФ, или независимого. В совокупности с другими конфликтами на Кавказе, это могло еще более осложнить обстановку.

Параллельно 5 января 1992 года – 12 мая 1994 года – шла Армяно-азербайджанская война. Армяно-азербайджанский конфликт неоднократно об­суждался в Совете Безопасности ООН; в рамках Совеща­ния по безопасности сотрудничеству в Европе в 1992 г. была создана Минская группа (9 стран — участниц СБСЕ плюс Азербайджан и Армения) для урегулирова­ния конфликта. В 1994 г. удалось достичь соглашения о прекращении огня.

1 марта – 7 июля 1992 года – война в Приднестровье. Здесь война была остановлена решительными действиями 14-й армии и 137-го полка 106-й гвардейской Тульской воздушно-десантной дивизии. Ключевой момент - нанесение 9 июля 1992 года мощного ракетно-артиллерийского удара по позициям молдавско-румынских войск, после чего начался переговорный процесс.

28 марта 1992 года – 11 ноября 1993 года – гражданская война в Грузии. Война шла между сторонниками З. Гамсахурдиа и Э. Шеварднадзе. Войну удалось прекратить благодаря вмешательству российских войск. 28 августа 1992 года была создана Группа российских войск в Закавказье. Благодаря российским ВДВ и морской пехоте, а также Черноморскому флоту войска Шеварднадзе одержали победу над звиадистами и война была остановлена.

5 мая 1992 года – 27 июня 1997 года – гражданская война в Таджикистане. В Таджикистане сложилась особенно тяжелая ситуация. На стороне оппозиции сражались афганские душманы и арабские террористы и наемники. Особенно конфликт обострился в июле 1993 года. 13 июля 1993 таджикские и афганские боевики напали на 12-ю заставу Московского пограничного отряда. Это была разведка боем. Вслед за этой группировкой в Таджикистан готовились хлынуть тысячи боевиков. Однако благодаря мужеству пограничников это нападение было отбито. А переброшенный 186-й штурмовой полк разгромил остальные банды. Затем в Таджикистан были введены коллективные миротворческие силы СНГ, основу которых составила 201-я российская мотострелковая дивизия и пограничники. К 1997 году война была остановлена окончательно. Таджикистан – это образец миротворческой операции. В отличие от тех стран, где миротворческие операции проводили силы НАТО, Таджикистан не распался и не был расчленен.

14 августа 1992 года – 30 сентября 1993 года – война в Абхазии. И вновь основной вклад в прекращение кровопролития внесла Россия. В зону конф­ликта были введены российские миротворческие силы.

28 августа 1992 года – эвакуация посольства РФ в Афганистане. В апреле 1992 г. правительство Наджибуллы было свергнуто, власть захватили душманы. Российским ВДВ (рота 51-го полка 106-й гвардейской Тульской воздушно-десантной дивизии) пришлось с боем эвакуировать российское посольство в Кабуле.

31 октября – 4 ноября 1992 года – осетино-ингушский конфликт. Силами 76-й гвардейской Псковской и 106-й гвардейской Тульской воздушно-десантных дивизий конфликт был остановлен.

К январю 1993 г. осетино-ингушское вооруженное противостояние было в ос­новном прекращено. В зоне конфликта начали создаваться условия для возврата к нормальной жизнедеятельности.

Таким образом, конфликты были заморожены. Кровопролитие и разрастание войны были остановлены решительно и жестко.

Тем временем 31 июля 1994 года – завершен вывод российских войск из Латвии, а 31 августа 1994 года – завершен вывод российских войск из Германии. В Россию вернулись 500.000 российских солдат и офицеров.

Подводя промежуточные итоги можно сказать, что Вооруженные Силы РФ несмотря на недостатки успешно решали свои задачи. Но впереди был чеченский кризис – тяжелейшее испытание для Российских Вооруженных Сил.

11 декабря 1994 года – 31 августа 1996 года – Первая Чеченская война.

Российское руководство решило пойти на силовые меры. Президент Ельцин издал указ о проведении воен­ной операции по восстановлению конституционного по­рядка в Чечне. 11 декабря 1994 г. начались военные действия. Российское командование планировало завер­шить их за месяц, но недооценило противника. Зимой 1994/95 г. шел штурм города Гроз­ный. Численность чеченских формирований 15.000 человек, 2.000 президентская гвардия, 3.500 милиция, 40.000 ополчение плюс город Грозный был хорошо укреплен. Численность российских войск – 20.000 солдат и офицеров. Тогда как необходимо было иметь не менее 50.000 человек. Но, несмотря на первые неудачи и потери Грозный был взят, боевики понесли большие потери и вытес­нены в горные районы, федеральные силы повели на­ступление по всем направлениям. Противник оказался на грани полного поражения. Российские войска нанесли ряд тяжелых поражений боевикам.

Но частые перемирия, информационная война против Российских Вооруженных Сил, непонимание своего общества, нерешительность, а иной раз и по сути предательство со стороны руководства страны не позволяли одержать решительную победу. Особенно агрессивно велась против российских войск информационная война. Российские солдаты и офицеры изображались как убийцы мирного чеченского населения, а чеченские террористы как борцы за свободу.

Сильна была роль иностранной поддержки чеченских боевиков. В Чечне воевало много иностранных наемников (самый известный Хаттаб). Чеченских боевиков поддерживали мировые СМИ и мировая общественность была на их стороне. Также им поддержку оказывали и иностранные спецслужбы. Активно помогала боевикам турецкая разведка (МИТ). В 1994 году Служба внешней разведки РФ завербовала высокопоставленного сотрудника ЦРУ Га­рольда Николсона, который предложил свои услуги российской разведке в июне 1994 г. в Малайзии, где состоял замести­телем резидента ЦРУ в Куала-Лумпуре. Позднее он работал инструктором в шко­ле ЦРУ в Кемп-Питтри (так называемая ферма), а затем в отделе по борьбе с тер­роризмом. За два года сотрудничества был пе­редан российской разведке значительный объем секретной информации об опера­циях ЦРУ в России, в т. ч. по Чечне.

Однако, российские войска делали свое дело – громили боевиков. Но из-за нерешительности российского политического руководства и по сути прямой помощи боевикам Б. Березовского 31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Респуб­лика Дагестан) представителями Федерации и чеченских региональных властей были подписаны соглашения об урегулировании ситуации.

Итогом договоренности стало окончание военных действий и вывод российских войск из Чечни. 27 ян­варя 1997 г. президентом Ичкерии был избран А. Мас­хадов. Де-факто Чечня стала независимой.

Подписанный договор не решил проблему. Чеченское руководство установило связи с международными терро­ристическими сетями. На территории Чечни была сфор­мирована террористическая инфраструктура, включаю­щая лагеря подготовки боевиков, налаженные каналы проникновения в пределы России эмиссаров террористи­ческих организаций, поставок оружия и поступления денежных средств. Здесь, не таясь, готовились к захвату Дагестана, а затем всего Северного Кавказа.

При этом в Чечню продолжали поступать федераль­ные средства. Однако получаемые из Москвы трансфер­ты тратились не на восстановление республики, а на подготовку и оснащение новой армии.

Таким образом, была упущена возможность разрешить чеченский кризис.

Затем последуют самые драматичные годы в новейшей российской истории.

Чеченским боевикам продолжала оказывать помощь турецкая разведка (МИТ). Но в 1998 году ФСБ предала гласности факт вмешательст­ва во внутренние дела России. Все руководство МИТ ушло в отставку.

Тем временем в 1996—1998 гг., на территории Чечни было развернуто пять центров радиоразведки, с персоналом, состоявшим, по агентурным данным, из англичан и аме­риканцев, так что комментарии, как говорится, излишни.

Непростая ситуация в эти годы была в Абхазии, в 1997 и в 1998 годах российским ВДВ приходилось вмешиваться, чтобы не допустить кровопролития.

А обстановка в Чечне продолжала накаляться. В 1998 году пришлось усилить охрану административных границ с Чечней, чтобы не допустить вторжения боевиков.

То есть мы с вами видим, что начинается ползучий распад России. И как показывают события, судя по-всему не без помощи Запада. НАТО отрепетировало расчленение России на Югославии, финалом чего стала война в Косово.

В итоге в 1999 году косовский кризис и Вторая чеченская война наряду с другими факторами привели к ухудшению отношений России с Западом до такой степени, что возникла угроза прямого вмешательства западных стран в дела России.

Российские Вооруженные Силы были в полной боевой готовности.

А в августе 1999 года на Северном Кавказе возобновилась война. Чеченские и арабские террористы совместно с дагестанскими боевиками напали на Дагестан. 7 августа – 14 сентября 1999 года – Дагестанская война. Надежды, которые чеченские и иностранные террористы возлагали на широкомасштабную операцию в Дагестане, были столь грандиозны, что даже теперь многие до конца не понимают, какое великое дело совершили наши солдаты и офицеры, разгромив террористов.

Разгромив боевиков в Дагестане российские войска начали наступление в Чечне. 30 сентября 1999 года – 15 апреля 2009 года (активная фаза до 20 апреля 2000 года) – Вторая Чеченская война. Российское командование извлекло уроки из первой кампании и на этот раз российские войска громили боевиков быстрее, эффективнее и с гораздо меньшими потерями.

В связи с войной в Дагестане и Чечне, а также с косовскими событиями стоит отметить ряд важных моментов.

Но прогнозы Бжезинского не оправдались, и распад РФ не случился.

Тем временем, Вооруженные Силы РФ разгромили основные силы боевиков и террористов в Чечне, уничтожили большинство их лидеров.

20 апреля 2000 года активная фаза боевых действий в Чечне закончилась. И хотя операция по уничтожению остатков террористов будет идти многие годы, глобальная угроза распада России была снята.

И символом мужества, символом возрождения России и её Вооруженных Сил, символом преданности своей стране стал бой Второй Чеченской войны – бой 29 февраля-1 марта 2000 года под Улус-Кертом. Тогда 2.500 чеченским и иностранным террористам противостояли 90 российских солдат и офицеров-десантников. И они не дрогнули и стояли насмерть.

Улус-Керт стал одним из символов новейшей российской истории. Сколько лет из нас пытались вытравить российский воинский дух – не получилось. Сколько лет армию изображали как сборище пьяниц, дегенератов и садистов – ребята-десантники, живые и мертвые, заставили критиков замолчать.

Это был подвиг настоящий, на который невозможно бросить тень.

Из Улус-Керта идет дорога на Дубровку и под Цхинвал. И в том, и в другом, и в третьем случае на пути наемников, террористов, агрессоров встали российские солдаты и офицеры, носители наших славных традиций.


Основное содержание : Строительство Вооруженных Сил России намечалось в три этапа. Первый, завершился в 1992 году. В ходе его было остановлено снижение уровня боевой готовности, начавшееся после распада СССР, пересмотрены подходы к созданию группировок войск и сил общего назначения и начато формирование новых в связи с изменившимися государственными границами.

Тогда же были расформированы 3 управления военных округов, 8 управлений армий, 1 армейский корпус, 15 управлений дивизий, 8 военных училищ. Начался процесс сокращения объединений и соединений.

Второй этап реформ проходил с 1993 по 1995 год. В ходе его на сотни тысяч сократилась численность Вооруженных Сил. На 1 января 1996 года в них находилось лишь около 1,7 млн. человек после 2,8 млн. в 1992-м!

В ходе этого этапа правительство пришло к важнейшему выводу, что мы не можем иметь сильные группировки войск вдоль всей границы. Поэтому в основу строительства ВС был положен принцип мобильной обороны, реализация которого позволила приступить к формированию небольших, но достаточно мощных сил, готовых к применению там, где возникает реальная угроза безопасности России.

Генеральным штабом совместно с главными штабами видов ВС, главными и центральными управлениями Министерства обороны был осуществлен целый комплекс мероприятий по стратегическому и оперативному планированию применения войск в новых условиях. А Президентом РФ утвержден План оперативного оборудования страны. В течение 1993-1994 гг. разработана и введена в действие новая система боевой готовности ВС, опробован контрактный способ комплектования частей и соединений. Наконец, принята Федеральная программа развития вооружения и военной техники, начались военно-правовая реформа и реформа военного образования.

В соответствии с Указом Президента “О военном строительстве в Российской Федерации” в 1995 году была создана Государственная комиссия по военному строительству в РФ. Она активно взялась за работу, но недостатки нормативно-правовой базы создали трудноразрешимые проблемы во взаимодействии силовых структур. С учетом этого президент уже в начале 1996 года издал новый указ, которым на Генеральный штаб возложены задачи по координации разработки и согласованию проектов планов строительства ВС и “других войск”.

Все это говорит о том, что государством, видимо, наконец-то осознана вся сложность и масштабность проблем военного строительства.

Содержимое разработки

Основное содержание : Строительство Вооруженных Сил России намечалось в три этапа. Первый, завершился в 1992 году. В ходе его было остановлено снижение уровня боевой готовности, начавшееся после распада СССР, пересмотрены подходы к созданию группировок войск и сил общего назначения и начато формирование новых в связи с изменившимися государственными границами.

Тогда же были расформированы 3 управления военных округов, 8 управлений армий, 1 армейский корпус, 15 управлений дивизий, 8 военных училищ. Начался процесс сокращения объединений и соединений.

Второй этап реформ проходил с 1993 по 1995 год. В ходе его на сотни тысяч сократилась численность Вооруженных Сил. На 1 января 1996 года в них находилось лишь около 1,7 млн. человек после 2,8 млн. в 1992-м!

В ходе этого этапа правительство пришло к важнейшему выводу, что мы не можем иметь сильные группировки войск вдоль всей границы. Поэтому в основу строительства ВС был положен принцип мобильной обороны, реализация которого позволила приступить к формированию небольших, но достаточно мощных сил, готовых к применению там, где возникает реальная угроза безопасности России.

Генеральным штабом совместно с главными штабами видов ВС, главными и центральными управлениями Министерства обороны был осуществлен целый комплекс мероприятий по стратегическому и оперативному планированию применения войск в новых условиях. А Президентом РФ утвержден План оперативного оборудования страны. В течение 1993-1994 гг. разработана и введена в действие новая система боевой готовности ВС, опробован контрактный способ комплектования частей и соединений. Наконец, принята Федеральная программа развития вооружения и военной техники, начались военно-правовая реформа и реформа военного образования.

В соответствии с Указом Президента “О военном строительстве в Российской Федерации” в 1995 году была создана Государственная комиссия по военному строительству в РФ. Она активно взялась за работу, но недостатки нормативно-правовой базы создали трудноразрешимые проблемы во взаимодействии силовых структур. С учетом этого президент уже в начале 1996 года издал новый указ, которым на Генеральный штаб возложены задачи по координации разработки и согласованию проектов планов строительства ВС и “других войск” .

Все это говорит о том, что государством, видимо, наконец-то осознана вся сложность и масштабность проблем военного строительства.


-75%

ВОЕННАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(1990-Е ГГ.): ВОЙСКА ПВО И ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Осьмачко С.Г.

Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО

Прежде чем анализировать частные проблемы соединения двух видов Вооруженных сил в один, следует коснуться более общих тем, хотя бы кратко оценить тогдашнее общее состояние военной организации страны и попытки ее реформирования.

Мы полагаем, что в 1990-е годы (как, во многом, и сейчас) военная организация России находилась в состоянии глубокого кризиса. Его сущность состояла в следующем:

Советские Вооруженные Силы по численности, структуре, задачам и оснащению далеко не соответствовали изменившимся условиям; но даже эта военная мощь (может быть, фрагментарная, остаточная и пр.) была растрачена; российский оборонный потенциал придется создавать заново, следуя путем оптимального реформирования и армии, и всей военной системы;

оборонно-промышленный комплекс перестал существовать в системном смысле; доля новейших образцов вооружений и военной техники (при норме около 60 %) неуклонно снижалась: в конце 1980-х годов она составляла 40 %, в 2005 г. – 10-12 %, в 2010 г. – не более 5 %;

общество изменило свое отношение к военным и к армии: уважительность сменилась скепсисом и недоверием; налицо был явно выраженный кризис военно-патриотического (оборонного) сознания;

социальные проблемы военнослужащих решались (и во многом решаются до сих пор) неудовлетворительно.

1. Отсутствие у государства и в обществе ясного и четкого понимания смысла, главной цели и конечного результата реформирования.

2. Слабость политической воли у руководства страны (в определенные моменты), необходимых для продавливания идей и практики военной реформы через препятствующее противодействие различных (часто коррумпированных) группировок военного и оборонно-промышленного руководства.

3. Недоучет геополитических факторов; избыточное (часто - вредоносное) влияние внутриполитической ситуации на курс внешней политики.

4. Нехватка государственного и гражданского контроля за развитием Вооруженных Сил.

5. Примитивное формирование и бесконтрольное расходование военного бюджета.

6. Реформаторская слабость современной военной бюрократии. Ей свойственны:

а) упрощенное понимание задач военного реформаторства. Генерал армии А.И. Николаев вспоминал: «После 1991 г. мы начинали и заканчивали военную реформу раз 5 – 6. Я только на своей памяти помню четыре бойких доклада Грачева Ельцину, что военная реформа начата и завершена ;

б) недостаток системной и достоверной информации о современном развитии военного дела, угрозах безопасности России, состоянии Вооруженных Сил; излишняя приверженность к неоправдавшим себя стереотипам военного мышления;

в) увлечение администрированием, организационными переформированиями, недостаточное использование эффективных экономических рычагов.

По нашему мнению все попытки проведения военной реформы в России на рубеже веков (деятельность А.Э. Сердюкова в данном контексте не анализируется) условно можно разделить на два этапа:

2) середина 1997 г. – около 2008 г. – этап оптимизации численности, структуры и состава Вооруженных Сил.

Если численность Советских Вооруженных Сил в 1989 г. составляла 4,2 млн. чел., в 1991 г. – 3,9 млн. чел.; то российская армия к 1 декабря 1993 г. имела 2,341 млн. чел., а к 2000 г. – 1,2 млн. чел. Сокращения давали существенную экономию финансовых средств: в 1998 г. – 3,5 млрд. руб., 1999 г. – 5,8 млрд. руб.

В контексте данной статьи мы не будем далее углубляться в анализ схем сокращений и коррупции; обратимся непосредственно к слиянию двух видов Вооруженных Сил. Их состояние накануне этого процесса смогут представить следующие данные:

вид Вооруженных Сил, предназначенный для поражения объектов и войск противника с применения обычного и ядерного оружия, для обеспечения боевых действий Сухопутных войск и ВМФ, для завоевания господства в воздухе;

структурно включали дальнюю, военно-транспортную и фронтовую авиацию (10 оперативных объединений, более 20 авиадивизий, около 100 авиаполков с необходимой аэродромной сетью);

обеспеченность боевой техникой – 100% (1989 г.), в т.ч. до 40-50% составляли современные авиационные комплексы; к середине 1990-х годов проблема перевооружения обострилась – в 1995 г. ВВС получили 2 боевых вертолета и 6 истребителей, вместо 40 необходимых; к 2000 г. доля современных боевых самолетов снизилась до 21%, причем, 48% летательных аппаратов находились в эксплуатации более 15 лет, так что исправность самолетов дальней авиации равнялась 83%, военно-транспортной авиации – 56%, фронтовой авиации – 54%;

оснащенность современными средствами обеспечения полетов – 15%;

более 50% аэродромов имели срок службы 20-30 лет и не обеспечивали современной полетной технологи;

самолетный парк с 1990 по 1999 г. сократился на 70%;

недопоставки авиатоплива и неисправность техники привели к тому, что в 1992-1997 гг. ежегодный средний налет российских летчиков не превышал 20-30 час. (в ВВС США – более 200 час.). По данным тогдашнего начальника службы безопасности полетов ВВС генерал-майора Б. Тумакова российские пилоты за 7 лет (1994 – 2000 г.) провели в воздухе примерно столько же времени, сколько советские за два года (1990 – 1991 гг.);

выпускники военно-авиационных училищ 1994 – 1998 гг. лишь на 33% были готовы к выполнению боевых задач, а 26% после выпуска из училища вообще не поднимались в воздух.

предназначались для охраны Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, защиты административных, промышленно-экономических центров и районов страны, группировок Вооруженных Сил, важных объектов от ударов противника с воздуха и из космоса;

объединения и соединения ПВО (7 объединений, около 15 корпусов и дивизий) были достаточно укомплектованы, существовали в отлаженных режимах боевой готовности; они включали соединения и части ЗРВ (70 частей), РТВ (40 частей), истребительной авиации ПВО (30 частей); имели вспомогательные силы и средства, современные системы управления;

оснащенность современной техникой была близка к 100%; но в 1993 – 1995 гг. в ЗРВ было поставлено только 40% планируемых ЗРК С-300, а в 1995-1996 гг. – уже ни одного комплекта;

финансирование истребительной авиации ПВО составляло 12-15% от потребного; по данным главного инженера авиации ПВО генерал-майора В.М. Воробьева, около 50% всех машин требовали восстановления .

Таким образом, система ПВО России оказалась резко ослабленной (всего к началу 90-х годов из-за вышеуказанных причин более 37% воздушной границы России оказались неприкрытыми ) и необходимо было предпринимать меры для ее кардинального усиления.

Думается, что решение о слиянии системы ПВО с ВВС, с одновременным выводом из ее состава сил и средств, относящихся к контролю космического пространства и предупреждению о ракетном нападении – было (как минимум) недостаточно продуманным; в любом случае, надежд на то, что этот вооруженный гибрид одновременно усилии и ПВО, и ВВС тем более не было никаких.

Военные реформаторы того времени на словах гарантировали приоритетное финансирование нового вида (предполагалось выделять на его нужды ежегодно 30-35% бюджета военного ведомства). Это, возможно, обеспечило бы устойчивое развитие. Фактически же новый вид Вооруженных Сил России не получил не только тех средств, которые имели два вида до их объединения, но даже в полтора раза меньше, чем имели ранее одни ВВС.

События развивались следующим образом:

в 1997 году силами двух главкоматов был разработан План строительства ВВС, определивший порядок мероприятий до 2001 г. (преобразование ВВС и Войск ПВО в качественно новые ВВС предполагалось завершить до 1 января 1999 г.);

проведены три заседания объединенного пленума научно-технической комиссии Войск ПВО и ВВС, на которых в конечном итоге были определены пути развития и совершенствования систем управления и вооружений нового вида; произведена соответствующая коррекция гособорон заказа;

к марту 1998 г. было создано управление главнокомандующего новых ВВС (в г. Железнодорожном); главкомат был сформирован в количестве 950 чел. (78% - военнослужащие), а численность ранее существовавших двух главкоматов была близка к тысяче чел. (250 чел. гражданского персонала). так же в марте 1998 г. первым главнокомандующим нового вида был назначен генерал-полковник А.М. Корнуков (авиатор, но ранее командовал Московским округом ПВО);

к ноябрю 1998 г. была в основном завершена разработка Концепции строительства ВВС (проходила согласование в структурах Министерства обороны и Генерального штаба), которая позже дважды (в 2000 и 2003 гг.) уточнялась.

Целью строительства ВВС являлось их преобразование в качественно новый вид Вооруженных Сил, имеющий необходимую структуру, боевой состав и вооружение для решения задач в различных видах войн и военных конфликтах с применение обычного и ядерного оружия. Для достижения этой цели предполагалось провести уточнение задач, оптимизировать численность, усовершенствовать структуру, повысить боевую готовность, создать единую систему управления, обеспечить подготовку кадров, создать новую нормативно-правовую базу.

Новая структура объединенных ВВС была утверждена 27 января 1998 г. И началось… Соединение ВВС и Войск ПВО происходило на традиционном для отечественной бюрократии уровне бешеной суеты. Уже к 1 января 1999 г. общая численность ВВС составила 318 тыс. чел. (было уволено 41 350 военнослужащих), 580 частей были расформированы, 134 – переформированы, более 600 частей и подразделений переподчинены; 95% самолетов, 98% вертолетов, 93% ЗРК были переподчинены; было высвобождено более 20 аэродромов, 310 военных городков. За год реорганизации было перевезено 600 тыс. т. материально-технических средств и ГСМ (для чего потребовалось совершить 200 тыс. машино-рейсов).

8 декабря 1999 г. в Главном штабе ВВС было проведено выездное заседание Государственной Думы Российской Федерации, на котором с докладом выступил главнокомандующий ВВС. Депутатам были доложены итоги выполнения основных мероприятий интеграции ВВС и Войск ПВО; среди прочих показателей отмечались и такие: организационно-штатными мероприятиями были охвачены более 1,5 тыс. воинских частей; создана и успешно функционирует новая система управления; произведено боевое слаживание объединений и соединений ВВС и ПВО; численность личного состава уменьшилась более чем на 100 тыс. чел.

В рамках данной статьи мы не будем вторгаться в оперативно-тактическую тематику проблемы; но все же возникает множество вопросов, в том числе и таких: как удалось добиться боевого слаживания при аномальной нехватке ГСМ, боеприпасов, моторесурсов, кадров? В данном случае должна осуществляться насыщенная и эффективная боевая подготовка, организовываться взаимодействие, должны проводиться учения и пр. экспертные формы оценки. Думается, что в случае слияния ВВС и ПВО ретроспективно мы в большей степени наблюдаем комплекс симулятивных бюрократических акций.

Падение боевых возможностей Москвы характеризует следующее: в 2001 г. в Московском округе ПВО служило около 30 тыс. чел., что в 2,3 раза меньше, чем в 1991 г.; из 10 полнокровных соединений осталось 4. В результате, если в 1991 году из 100 летящих к Москве самолетов и крылатых ракет противника первым пуском можно было уничтожить 85, вторым – остальных; то в 2001 г. первым и вторым пуском уничтожалось по 30 целей, а третьего пуска в современной войне можно и не дождаться.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Александров А.В. Не последняя реформа в истории российской армии // Независимое военное обозрение. 2010. № 19. 28 мая – 3 июня. С 6.

2. Вахрамеев А.В. К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность)// Социально-гуманитарные знания. 2001. № 2. С.40 – 47.

3. Вестник военной информации. 1999. № 1. С. 20; 2000.№ 12. С.1.

4. Воробъев В.М. В финансовом штопоре // Красная звезда. 1996. 27 января. С.1 – 3.

5. ВВС: задачи реформирования выполнены // Красная звезда. 12 февраля. С.1.

6. Евсеев В.В. Этапы военной реформы: что впереди? // Независимое военное обозрение. 2010. № 26. 16 -22 июля. С.4.

7. Известия. 2001. 26 июня. С.1.

10. Науменко М. Реорганизация ПВО: в чем ее суть // Обозреватель. 1997. № 12. С.44 - 47.

11. Независимое военное обозрение. 2001. № 5. С.3.

12. Николаев А. Военную реформу кавалерийскими наскоками не провести // Российская Федерация сегодня. 1999. № 4. С.20.

13. Общая газета. 1999. № 10. 11 – 17 мая.С.4.

14. Осьмачко С.Г. Политическое и социально-экономическое развитие СССР, Российской Федерации (1985 – 1999 гг.). Ярославль: ЯГТУ, 2003. С.210 – 242.

15. Прудников В.А. Реформируясь, система ПВО должна сохранить надежность // Красная звезда. 1997. 12 апреля. С1.

16. Рувимов В.Г. Вооружения ПВО: реальность без иллюзий // Красная звезда. 1996. 17 февраля. С.3.

17. Собрание законодательства Российской Федерации . 1997. № 29. Ст.3516.

Стратегия для России: Повестка дня для Президента – 2000 . М.,2000. С. 127 – 128.

18. США: экономика, политика, идеология. 1994. № 4. С.6.

19. Ходаренок М. Затянувшееся пике //Независимое военное обозрение. 2002. № 8. 15 – 21 марта. С.4.

20. Ходаренок М., Тихомиров Ю. Программа перевооружения по бизнес-плану // Независимое военное обозрение. 2003. № 29. 22 – 29 августа. С.1.

Читайте также: