Философские основания педагогики кратко

Обновлено: 05.07.2024

На сегодняшний день существуют самые разнообразные течения в философии. Их задача заключается в службе в качестве методологии для разных наук, в число которых входит и педагогика. Их ряд, в первую очередь, состоит из таких течений, как экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, а также диалектический материализм.

Философские основания педагогики

Основными деятелями экзистенциализма принято считать таких его представителей как Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Э. Брейзах, А. Камю, П. Тиллих. В качестве главного понятия данного философского течения выступает экзистенция или же, другими словами, существование. В рамках этой философии окружающий мир существует только из-за факта бытия субъекта. Приверженцы такой позиции не принимают возможность беспристрастного познания и объективных истин. Реальный или же наружный мир предстает таким, каким его видит внутреннее “Я” каждого отдельного индивидуума.

Экзистенциалисты обращают внимание общества на имеющую место в современном мире деформацию личности, ее отчуждение, утерю ей присущего ей своеобразия. Единственный возможный выход из данной ситуации, по мнению приверженце такого взгляда на философию, заключается в том, что каждый человек должен формировать самого себя. По этой причине и основная цель школьного обучения состоит в том, чтобы дать подросткам необходимые для создания себя как личности навыки и знания. Экзистенциалисты отрицают конкретные познания и выступают резко против необходимости в учебниках и программах в школе. Педагог должен позволить воспитаннику получить совершенную свободу в усвоении знаний, ведь важность информации ориентируется тем, насколько они важны для определенной личности. Воспитанник должен сам, исходя из своего понимания сущности вещей, описывать значение различных явлений. Однако ключевая роль остается не за умом, а за ощущениями, верой и мечтой.

Неотомизм в педагогике — это учение, возникшее благодаря усилиям средневекового философа Фомы Аквинского, который с целью усиления влияния церкви на общество определял разум в качестве подтверждения церковных догм.

На рубеже XIX — XX вв. появляется новое философское течение, носящее название позитивизма. Для его сторонников, характерна абсолютизация природных наук и методов, применяемыми ими. Для позитивистов правильным считается исключительно то, что было обретено благодаря количественным методам.

Неопозитивизм нашел свое важное место в рамках прогрессивной философии. Неопозитивисты видят слабые стороны педагогики в том, что в ней преобладают ненужные мысли и абстракции вместо реальных фактов.

Прагматизм в качестве одного из направлений в философии появился на рубеже XIX — XX вв. Быстро формирующаяся наука и индустрия нанесли непоправимый ущерб основам идеализма, который уже не обладал возможностью сопротивляться материализму. Основоположники прагматизма заявили о том, что в процессе разработки находится новое ответвление философии, которое будет вне рамок как идеализма, так и материализма. В качестве ведущих понятий в прагматизме приводятся "опыт" и "дело" (от греч. "прагма"). Все познание действительности в данной ветви сводится к личному опыту каждого индивида. Для них не существует понятия беспристрастного научного познания. Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж. Дьюи. Его считают одним из основоположников прагматической педагогики и даже причисляют ему главенство в данном контингенте.

В своих педагогических трудах Дж. Дьюи, высказывая осуждение по отношению к старой схоластической школе, выдвинул целый ряд значимых основ обучения и воспитания:

  • формирование активности детей;
  • побуждение энтузиазма и др.

Дж. Дьюи считал, что основа учебного процесса должна заключаться в личном опыте ребенка. В качестве цели он определяет процесс "самовыявления" полученных ребенком с момента рождения инстинктов и предрасположенностей.

Диалектический материализм является философским учением, заключающимся в общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Зарождение данной ветви философии произошло в 40 -е гг. XIX в. Весьма высокую популярность он обрел в XX в., в высшей степени в государствах социализма. Крупнейшими представителями являлись К. Маркс и Ф. Энгельс. Основные положения диалектического материализма могут быть сведены к приведенным ниже:

  • материя первична, а сознание вторично;
  • оно появляется в качестве результата становления материи и считается его продуктом;
  • явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, по той причине, что взаимосвязаны и взаимозависимы;
  • все вещи и явления находятся в состоянии постоянного движения и развития.

Диалектико-материалистическая педагогика берет за свою основу тот факт, что личность является объектом и субъектом общественных взаимоотношений. Ее возникновение детерминировано внешними жизненными обстоятельствами и естественной организацией человека. Ключевую роль в развитии личности играет образование, представляющее собой социальный процесс, обладающий историческим и классовым характером. Личность и деятельность человека существуют согласно друг другу: личность проявляется и формируется в процессе деятельности.

Антропологические основания педагогики

При решении проблем на пути к достижению целей, сущности обучения и воспитания педагоги отталкиваются от природы ребенка. По этой причине содержание и структура антропологического фундамента педагогики считаются одним из ключевых факторов дифференциации педагогических течений. Опытническое движение берет для себя в качестве основы руссоистско-толстовскую трактовку человека как носителя внутри происходящих внезапных сущностных сил. Социологическое движение природу человека определяем как нечто, практически полностью производное от социума. Личное сознание — от корпоративного сознания.

Теологическая педагогика базируется на учении о человеке как образе и подобии Божьем. Антропологическое течение в педагогике характеризуется многофакторным подходом к процессам формирования личности. Педагоги-антропологи исследуют взаимодействие биологических, социальных и духовных факторов в структуре личности. Представители антропологического течения преднамеренно и умышленно основывают собственные посылы на данных человековедения.

Педагогическая антропология направлена на обретение понимания человека как воспитателя и воспитуемого. Исходя из такого познания и осмысливания, возможно дать практически нацеленные советы.

Педагогическая антропология дает возможность педагогу, учителю, наставнику познать самих себя и их воспитанников, а также людей, что их окружают, их образах и жизнедеятельности. Законы личностного и массового становления, которые изучает педагогическая антропология, становятся фундаментом для педагогической практики — как педагогического совета, так и предостережением об опасностях.

Психологические основы педагогики

Педагогика занимается изучением условий и закономерностей создания психических новообразований под воздействием процессов воспитания и обучения.

Психика представляет собой качество высокоорганизованной живой материи, которое заключается в функциональном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины существующего мира и контроля на такой основе своих поведения и деятельности.

Владея своим объективным существованием, психика имеет собственную структуру - вертикальную и горизонтальную организацию.

К вертикальной можно отнести следующие понятия:

  • сознание,
  • коллективное бессознательное,
  • индивидуальное бессознательное.

К горизонтальной же приведенные ниже:

  • психические процессы,
  • состояния,
  • свойства.

Сознание представляет собой высшую форму отображения объективной реальности, которая является доступной исключительно человеку, способ его отношения к окружающему миру и к самому себе лично. Она представляет собой целостность психических действий, деятельно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и его личного существования и ориентируется не непосредственно его узкой организацией, находящейся на уровне животных, а приобретаемыми только через процесс общения с другими людьми навыками предметных действий.

В довесок к сознанию человеку доступно так называемое бессознательное. Под этим словом обычно подразумевают такие процессы, состояния, свойства, которые никоим образом не осознаются человеком. Бессознательные явления, вместе с предсознательными контролируют наше поведение, хотя их функциональная роль является различной. Сознанию достается задача управления наиболее трудными формами поведения, которые требуют постоянного интереса и осознанного контролирования.

Такого рода ситуации могут появляться перед людьми постоянно, поэтому сознание как высший орган психической регуляции поведения беспрерывно наблюдает и работает. Наравне с ним практически все поведенческие акты применяются на уровне пред- и бессознательной регуляции. Благодаря познавательным процессам человек получает и усваивает информацию, отображающую беспристрастный мир, преобразует его в собственный индивидуальный образ. Чувства, представления, восприятия, память, мышление, входят в состав списка познавательных процессов. В психологии эмоциями обозначают такие процессы, которые заключаются в отражении собственной значимости и оценки внешних, а также внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Впечатления, ощущения служат для отображения субъективного отношения человека к самому себе и к находящемуся вокруг его миру.

Проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, впечатления, ощущения, настроения, стресс. Одним из более популярных в наши дни видов аффектов считается стресс. Он представляет собой состояние чрезвычайно мощного и долгого эмоционального напряжения, которое появляется у человека, когда его нервная система получает психологическую перегрузку. Иногда однажды пережитый мощный страх в какой-либо ситуации укрепляется, делается хроническим – появляется фобия на установленный круг обстановок либо объектов. Воля - это сознательная регулировка человеком собственного поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних преград. Личность – не только объект общественных взаимоотношений, но и функциональный субъект деятельности, сознания, общения, самосознания. Личность не дана от рождения, а возникает в результате культурного и общественного становления.

В современном науковедении под методологией понимают, прежде всего, учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования - его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Исходя из этого, методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом и преобразовании действительности.

В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.

Вопрос 12) Философские основания педагогики

В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Его основные представители - Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов (Россия); М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия); Ж. Сартр, А. Камю (Франция); Э. Брейзах, П. Тиллих (США) и др. Основное понятие экзистенциализма - существование (экзистенция) - индивидуальное бытие человека, погруженного в свое "Я". Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее "Я" каждого.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников "творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя".

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм - учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир - мир "низшего ранга", "он мертв", "не имеет цели и сущности", его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается неспособной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только "сверхразумом", посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неотомисты (Ж. Маритен, У. Канингхэм, М. Адлер, М. Казотти и др.) доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, как утверждает Ж. Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира - физический и духовный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении "досознательного", в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие "досознательного" стремления приблизиться к Богу.

Значительные открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX-XX вв., обусловили появление в философии нового направления - позитивизма.Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к области мифологии.

Неопозитивизм,оставаясь по своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма - Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги "Американская средняя школа сегодня", "Подготовка американских учителей" и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.




Крупные ученые - физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 1960-1970-е гг. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное, "не знания, а методы их приобретения".

Прагматизмкак философское течение возник на рубеже ХТХ-XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму.

Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме - "опыт", "дело" (от греч.pragma). Познание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма - американский ученый Дж. Дьюи. Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагогических работах Дж. Дьюи, критикуя старую, схоластическую школу, выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма - "опыт", Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу "самовыявления" данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. С позиции индивидуального опыта Дж. Дьюи и его последователи (Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктуют ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализмкак философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 1840-е гг. Широкое распространение он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители - К. Маркс и Ф. Энгельс - распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма сводятся к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его свойством (принцип материалистического монизма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принципы детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

В настоящее время сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т. п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, учитель должен предоставить ученику полную свободу в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и явлений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомисты в воспитании подрастающих поколений отводят ведущую роль религии. В их работах (Ж. Маритен, У. Канингхэм, М. Адлер, М. Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира – физический и духовный. Последний более богат, более благороден и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Открытия, сделанные в области химии и биологии на стыке ХIХ–ХХ вв., обусловили появление в философии нового направления – позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и применяемых ими методов. Верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Позитивисты объявляли псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, развитием общества, социальными противоречиями. Они признавали науками лишь математику и естествознание, а обществознание относили к области мифологии.

Крупные ученые – физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на перестройку содержания естественно-математического образования в 1960-1970-е гг. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное не знания, а методы их приобретения.

Прагматизм как философское течение возник на рубеже ХIХ–ХХ вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме (от греч. рrаgmа – дело, действие) – опыт, дело. Познание действительности прагматики сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма – американский философ, социолог, психолог Д. Дьюи (1859–1952). Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. Критикуя старую схоластическую школу, Д. Дьюи выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. ХIХ в. Широкое распространение он получил в ХХ в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители – К. Маркс и Ф. Энгельс – распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма сводятся к следующему: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма[1] ).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики:[2] переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический мате­риализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздейст­вующий на него с целью подчине­ния своим интересам.

Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Его основные представители — H.A.Бердяев, Л.И.Шестов (Рос­сия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих (США) и другие. Основное понятие экзистенциализма — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое "Я". Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благода­ря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее "Я" каждого.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в совре­менном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников "творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя".

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную сво­боду в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и яв­лений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, меч­та, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм — учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир — мир "низшего ранга", "он мертв", "не имеет цели и сущ­ности", его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только сверх­разумом", посредством приближения к Богу и постижения дан­ного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж.Маритен, У.Канингхэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика па­дения нравственных устоев в современном мире. Они указыва­ют на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духов­ный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для веч­ной жизни.

Мифология — совокупность ми­фов, возникавших у всех народов земного шара на стадии, когда че­ловек, не обладая развитыми спо­собами производства и научными познаниями, чувствовал свое бес­силие в борьбе с силами природы и создавал в своем воображении сверхъестественный мир.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении "досознательного", в котором якобы находятся ис­точники любви, счастья, свобо­ды и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспи­тания, по их мнению, должна быть направлена на развитие "досознательного" стремления приблизиться к Богу.

Огромные открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX — XX вв., обусловили появление в философии ново­го направления —позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски ос­мыслить научные достижения, характерна абсолютизация естест­венных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с по­мощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучны­ми проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием об­щества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание от­носят к области мифологии.




Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял вид­ное место в современной философии. Слабость педагогики нео­позитивисты усматривают в том, что в ней доминируют беспо­лезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма — Дж.Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги "Американская сред­няя школа сегодня", "Подготовка американских учителей" и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые — физики, химики, математики, разделяю­щие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на пе­рестройку содержания естественно-математического образования в 60 — 70-е гг. нашего столетия. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное "не знания, а методы их приобретения".

Дж.Дьюи (1859 - 1952) - амери­канский философ-идеалист, педагог, один из ведущих предста­вителей прагматизма. Отрицает объективность истины, отождест­вляя ее с полезностью. Создатель педоцентрической теории и мето­дики обучения.

Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX — XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленно­сти подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заяви­ли о создании новой филосо­фии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные поня­тия в прагматизме — "опыт", "дело" (греч. "прагма"). По­знание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельнос­ти человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж.Дьюи. Он считается основателем прагматической пе­дагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное вли­яние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагогических работах Дж.Дьюи, критикуя старую, схоластическую школу, выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма — "опыт", Дж.Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процес­са. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу "само­выявления" данных ребенку от рождения инстинктов и склонно­стей. С позиции индивидуального опыта Дж.Дьюи и его после­дователи (Т.Брамельд, А.Маслоу, Э.Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-ни­будь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наи­более общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители — К.Маркс и Ф.Энгельс распростра­нили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Монизм — философское учение, которое принимает за основу все­го сущего одно начало.

Основные положения диалектического материализма сводят­ся к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (прин­цип материалистического мо­низма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвя­заны и взаимозависимы (принципы детерминизма); все предме­ты и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных измене­ний в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и при­родной организацией человека. Ведущую роль в развитии лич­ности играет воспитание, кото­рое представляет собой слож­ный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и дея­тельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики сегодня представляет одну из актуальных ее проблем, попытки решения ко­торой будут показаны в следующей главе.

В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический мате­риализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздейст­вующий на него с целью подчине­ния своим интересам.

Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Его основные представители — H.A.Бердяев, Л.И.Шестов (Рос­сия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих (США) и другие. Основное понятие экзистенциализма — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое "Я". Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благода­ря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее "Я" каждого.

Экзистенциалисты отмечают деформации личности в совре­менном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников "творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя".

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную сво­боду в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и яв­лений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, меч­та, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм — учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир — мир "низшего ранга", "он мертв", "не имеет цели и сущ­ности", его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только сверх­разумом", посредством приближения к Богу и постижения дан­ного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж.Маритен, У.Канингхэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика па­дения нравственных устоев в современном мире. Они указыва­ют на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духов­ный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для веч­ной жизни.

Мифология — совокупность ми­фов, возникавших у всех народов земного шара на стадии, когда че­ловек, не обладая развитыми спо­собами производства и научными познаниями, чувствовал свое бес­силие в борьбе с силами природы и создавал в своем воображении сверхъестественный мир.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении "досознательного", в котором якобы находятся ис­точники любви, счастья, свобо­ды и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспи­тания, по их мнению, должна быть направлена на развитие "досознательного" стремления приблизиться к Богу.

Огромные открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX — XX вв., обусловили появление в философии ново­го направления —позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски ос­мыслить научные достижения, характерна абсолютизация естест­венных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с по­мощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучны­ми проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием об­щества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание от­носят к области мифологии.

Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял вид­ное место в современной философии. Слабость педагогики нео­позитивисты усматривают в том, что в ней доминируют беспо­лезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма — Дж.Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги "Американская сред­няя школа сегодня", "Подготовка американских учителей" и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые — физики, химики, математики, разделяю­щие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на пе­рестройку содержания естественно-математического образования в 60 — 70-е гг. нашего столетия. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное "не знания, а методы их приобретения".

Дж.Дьюи (1859 - 1952) - амери­канский философ-идеалист, педагог, один из ведущих предста­вителей прагматизма. Отрицает объективность истины, отождест­вляя ее с полезностью. Создатель педоцентрической теории и мето­дики обучения.

Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX — XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленно­сти подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заяви­ли о создании новой филосо­фии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные поня­тия в прагматизме — "опыт", "дело" (греч. "прагма"). По­знание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельнос­ти человека, полезно для него.

Наиболее яркий представитель прагматизма — американский ученый Дж.Дьюи. Он считается основателем прагматической пе­дагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное вли­яние на школьное образование многих стран, и в первую очередь США. В своих многочисленных педагогических работах Дж.Дьюи, критикуя старую, схоластическую школу, выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма — "опыт", Дж.Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процес­са. Цель образования, по его мнению, сводится к процессу "само­выявления" данных ребенку от рождения инстинктов и склонно­стей. С позиции индивидуального опыта Дж.Дьюи и его после­дователи (Т.Брамельд, А.Маслоу, Э.Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-ни­будь заранее сформулированными принципами и правилами. Он ведет себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наи­более общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители — К.Маркс и Ф.Энгельс распростра­нили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Монизм — философское учение, которое принимает за основу все­го сущего одно начало.

Основные положения диалектического материализма сводят­ся к следующим: материя первична, а сознание вторично; оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (прин­цип материалистического мо­низма); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвя­заны и взаимозависимы (принципы детерминизма); все предме­ты и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принципы развития).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных измене­ний в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и при­родной организацией человека. Ведущую роль в развитии лич­ности играет воспитание, кото­рое представляет собой слож­ный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и дея­тельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики сегодня представляет одну из актуальных ее проблем, попытки решения ко­торой будут показаны в следующей главе.

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

Методология - это "система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности". Видный психолог С.Л.Рубинштейн писал, что "вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы это значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жизни".

Методология выполняет три функции:

- мировоззренческая – ориентирует наше сознание в окружающем мире. С каких позиций, установок Я буду рассматривать свое исследование: системный подход, целостный подход.

- регуляторная – привлекаем научное знание из философии для решения противоречий в педагогическом исследовании

- методологическая – направлена на описание логики научного исследования

Всякая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом, собственно, и состоит ее назначение. Но методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности (Э.Г.Юдин). Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности. В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего, философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень - конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:

• понимание процедур, "закрепленных" за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;

• осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;

• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их "целостнообразующие" свойства;

• потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;

• стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;

• критическое отношение к "самоочевидным" положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;

• рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;

• доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;

• понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

Существуют различные подходы к пониманию методологической культурырассматривается как результат овладения педагогами аппаратом научной деятельности, направленного в конечном итоге на преобразование конкретной ситуации (В.В. Краевский, В.А. Сластенин). В содержание методологической культуры педагога при этом включаетсязнание (например, о способах выполнения научной деятельности);опыттворческой деятельности (умения видеть проблему и соотносить с ней фактический материал), определятьцель, выдвигатьпринципы, обосновыватьметодынаучно-педагогического исследования, формулировать и творчески решать педагогическиезадачи, осуществлятьсамоанализ.

Обычно выделяют следующие функции методологической культуры педагога:

1. Познавательную (гносеологическую), реализация которой позволяет осваивать систему новых знаний.

2. Критическую – ее реализация способствует осознанию необходимости преобразования педагогической действительности, обеспечивает сознательный выбор той или иной концепции образования.

3. Рефлексивную, способствующую самопознанию его деятельности, поиску новых смыслов педагогических знаний

4. Технологическую, проявляющуюся в умении педагога корректно применять на практике систему методов научно-педагогического исследования.

Методологическая культура является частью профессиональной культуры педагога, которая включает также и другие виды культуры: умственного труда, общения, речи, внешнего вида и т.д.

Философские основания педагогики.

Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздейст­вующий на него с целью подчине­ния своим интересам.

Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. (H.A.Бердяев, Л.И.Шестов (Рос­сия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих (США). Основное понятие экзистенциализма — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое "Я". Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благода­ря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее "Я" каждого.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности, то учитель должен предоставить ученику полную сво­боду в их усвоении. Ученик сам определяет смысл вещей и яв­лений. При этом ведущую роль играет не разум, а чувства, меч­та, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм — учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж.Маритен, У.Канингхэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика па­дения нравственных устоев в современном мире. Они указыва­ют на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духов­ный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для веч­ной жизни.

Мифология — совокупность ми­фов, возникавших у всех народов земного шара на стадии, когда че­ловек, не обладая развитыми спо­собами производства и научными познаниями, чувствовал свое бес­силие в борьбе с силами природы и создавал в своем воображении сверхъестественный мир.

Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял вид­ное место в современной философии. Слабость педагогики нео­позитивисты усматривают в том, что в ней доминируют беспо­лезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма — Дж.Конант.

Крупные ученые — физики, химики, математики, разделяю­щие позиции неопозитивизма, оказали большое влияние на пе­рестройку содержания естественно-математического образования в 60 — 70-е гг. нашего столетия. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное "не знания, а методы их приобретения".

Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектический материализм, основные положения: материя первична, сознание вторично; оно возникает в результате развития материи и является его продуктом; явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы; все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются.

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Монизм — философское учение, которое принимает за основу все­го сущего одно начало.

Читайте также: