Внимание у слепых и слабовидящих детей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Развитие ребенка с нарушением зрения и его адаптация

Адаптация и реабилитация детей с нарушением зрения проходит параллельно с физическим, эмоциональным и интеллектуальным развитием, чему способствует профессиональная помощь на раннем этапе болезни. Специалисты по работе с такими детьми должны пользоваться доверием родителей, обладать соответствующей квалификацией, а также обращаться за поддержкой к экспертам различного профиля.

а) Многопрофильная поддержка. Сочетание нарушения зрения с другими заболеваниями комплексно влияет на развитие ребенка. Наиболее эффективна такая помощь больным детям, которая осуществляется командой различных специалистов. Такая команда может состоять из офтальмологов, педиатров, генетиков, медсестер, психологов, логопедов, аудиологов, физиотерапевтов, специалистов по пространственной ориентировке и мобильности.

Тесное сотрудничество между людьми, которые занимаются помощью детям с нарушением зрения, необходимо, даже если эти люди не объединены на официальном уровне.

Родители, которые становятся частью этой команды, смогут лучше воспитывать своих детей и помогать им, а также получать соответствующую информацию о своих детях. Помимо этого, такая группа может устраивать образовательные программы, участвовать в различных исследованиях и заниматься общественной поддержкой слепых людей.

б) Двигательное развитие ребенка с нарушением зрения. Если ребенка с нарушением зрения при поддержке специалистов воспитывают любящие, образованные родители, которые стимулируют его развитие и поощряют его успехи, такой ребенок приобретает двигательные навыки раньше, чем дети, лишенные подобной стимулирующей среды. Тем не менее, даже сообразительные младенцы с нарушением зрения, которых воспитывают в идеальных условиях, иногда вырабатывают моторные навыки с задержкой. Они могут научиться сидеть и стоять одновременно со здоровыми детьми их возраста, тогда как ползать и ходить — позже.

У лишенных стимулирующей среды слепых от рождения младенцев часто развиваются мышечная гипотония, нарушения осанки, наблюдается задержка развития двигательных навыков, нарушения походки и координации. Если помощь не предоставлена вовремя, эти проблемы приобретают хронический характер. Кроме того, из-за низкой двигательной активности физическое развитие детей и подростков с нарушением зрения отстает от уровня их сверстников.

Слепые младенцы без травмы мозга обычно меньше кричат и неактивны. Им требуется побуждение со стороны взрослых для того, чтобы начать двигаться. В отличие от зрячих детей они не всегда приобретают свои первые навыки благодаря произвольному обучению. Чтобы научиться сидеть, толкать, тащить и прыгать, а также освоить начальные аспекты ориентировки и мобильности, им необходима посторонняя помощь. Частично зрячие дети обычно не отстают от здоровых детей, за исключением навыков балансирования.

Классификация степеней нарушения зрения ВОЗ

в) Интеллектуальное развитие ребенка с нарушением зрения. Нарушение зрения серьезно влияет на интеллектуальное развитие. Глубокое нарушение ограничивает поступление информации, так как за промежуток времени ребенок может увидеть или ощупать не весь объект, а лишь его часть. Также ребенку сложнее устанавливать связи между объектами.

Устойчивость внимания у больных детей обычно ниже, чем у зрячих. Такие дети меньше исследуют мир, поскольку они не полностью осознают, что находится вокруг них. Без мотивации со стороны родителей они могут стать неактивными и безразличными. Их представление об окружающем мире может развиваться с задержкой, однако это говорит не о слабых познавательных способностях, а о нехватке возможностей для приобретения навыков и знаний, соответствующих уровню зрячего ребенка. Чрезвычайно важно помогать ребенку накапливать опыт и побуждать его использовать свое остаточное зрение.

г) Речевое развитие с нарушением зрения. Чтобы научить ребенка с нарушением зрения слушать и различать необходимые звуки, важно создать благоприятную обстановку, в которой посторонний шум сведен до минимума. Ребенок должен научиться узнавать голоса людей, и по звукам, прикосновению и запаху угадывать, что сейчас произойдет.

Без зрительной информации фразы, слова и понятия сохраняются только в слуховой памяти и лишены привязки к непосредственной речевой ситуации. Речь становится неестественной, персонализированной, а слова теряют часть своего значения. Дети, которые сталкиваются с такими трудностями, строят запутанные предложения, значения которых они сами не совсем понимают. Помощь на раннем этапе позволит устранить эту проблему.

д) Социально-эмоциональное развитие с нарушением зрения. У многих частично видящих детей зрение улучшается по мере взросления, однако в раннем возрасте больной младенец и родители не могут смотреть в глаза и улыбаться друг другу, лишенные важного компонента эмоциональной связи. Хотя слепые и слабовидящие дети улыбаются и отвечают на голоса и прикосновение, их реакция трудноуловима. Задача специалиста — объяснить родителям, как младенец реагирует на них, и побудить их больше разговаривать и проводить времени со своим ребенком.

Дети старшего возраста испытывают проблемы с пониманием того, как их воспринимают их сверстники, поскольку они не могут уловить невербальные элементы коммуникации. Таким детям сложно понять, с кем из сверстников можно играть, что приводит к изоляции и вызывает эгоцентрическое поведение. Поскольку детям с нарушением зрения требуется упорядоченная и предсказуемая среда, они могут сопротивляться переменам в этой среде; их поведение может казаться однообразным.

е) Проблемы неврологического развития у детей с нарушением зрения. Проблемы неврологического развития связаны с некоторыми зрительными заболеваниями, они выявляются у большинства детей с церебральным нарушением зрения. Многие слепые и слабовидящие дети страдают и рядом сопутствующих заболеваний, что значительно усложняет процесс реабилитации. Врачу, оказывающему помощь младенцу на раннем этапе, необходим опыт работы с такими больными.

У детей с нарушением зрения часто снижены познавательные способности, однако диагноз умственной отсталости необходимо ставить с осторожностью. Диагностику должен проводить квалифицированный детский психолог. Слепые и слабовидящие дети могут запоминать слова и фразы, но хуже понимают их значение из-за того, что их речевой опыт ограничен, поэтому специалист должен уметь отделить недостаток познавательных стимулов от умственной неполноценности.

Эпилепсия среди людей с нарушением зрения встречается чаще, чем среди здоровых людей. При отсутствии лечения эпилепсия может привести к ухудшению зрительных функций, тогда как при наличии лечения такое ухудшение после припадков эпилепсии носит временный характер. Следует избегать назначения противосудорожных и седативных препаратов, так как они нарушают внимание и замедляют процесс обучения.

ж) Блиндизмы у детей при нарушении зрения. Многие дети с тяжелым нарушением зрения демонстрируют стандартное поведение — они раскачиваются из стороны в сторону, берут один и тот же объект, делают жесты руками, лежат на животе или подпрыгивают. Эти особенности поведения нельзя оставлять без внимания, они требуют тщательного анализа, не следует путать их с аутизмом или синдромом Tourette.

Трут глаза как незрячие, так и зрячие дети, особенно при усталости. Дети, которые давят на глаза, страдают от врожденной, обычно не полной, потери зрения, чаще всего в виде ретинопатии. Причина, по которой дети давят на глаза, неизвестна. Возможно, таким образом организм пытается стимулировать ганглиозные клетки сетчатки в условиях, когда глаз не может формировать четкие и устойчивые изображения. Ребенок демонстрирует такое поведение, когда ему скучно, страшно, или во время различных занятий, таких как прослушивание музыки.

Возникающие импульсы являются частыми и продолжительными, но не вызывают боли. Из-за постоянного воздействия орбиты могут увеличиться, и глаза ребенка станут выглядеть, как при энофтальме. Родителям следует постоянно занимать руки ребенка и не давать ему давить на глаза во время первых лет жизни, когда импульс наиболее силен. С возрастом стремление давить на глаза обычно уменьшается.

Тыкание пальцем в глаз наносит ребенку вред. Иногда это компульсивное поведение настолько болезненно, что заставляет ребенка кричать. Данное нарушение возникает не только у слепых и слабовидящих детей, но и у страдающих от других тяжелых заболеваний, или как результат эмоционального расстройства. Оно может привести к повреждению роговицы, инфекции, отслойке сетчатки, кровоизлиянию и катаракте, а в конечном итоге к слепоте, и тяжело поддается лечению.

Компульсивная привычка смотреть на свет или щелкать пальцами перед источником света — один из признаков кортикального нарушения зрения. Сила этот стремления может варьироваться от слабой до сильной, когда ребенок может продолжительно смотреть на солнце.

з) Нарушения поведения. Специалисты, незнакомые с особенностями слепых детей, могут сделать неверные выводы из их поведения, речи, позы, выражения лица и результатов психологических тестов. У детей с нарушением зрения могут неправильно диагностировать эмоциональное расстройство или умственную отсталость, поскольку среди таких детей, особенно при дополнительных заболеваниях, поведенческие расстройства встречаются чаще, чем среди зрячих.

Диагностика нарушений поведения требует осторожности. Необходимо участие нескольких специалистов, которые должны понаблюдать за ребенком в различных ситуациях. В сложных случаях для устранения причины расстройства требуется участие семьи ребенка. Психолог или психиатр должен иметь опыт работы с пациентами с нарушением зрения и, предпочтительно, входить в состав междисципдинарной группы специалистов.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Внимание как направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие определенных предметов и явлений. Понятие о внимании. Виды и качества внимания. Внимание и его роль при дефектах зрения. Особенности внимания слепых.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.12.2009
Размер файла 25,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Развитие внимания у детей с нарушениями зрения

1. Введение

2. Понятие о внимании

3. Виды и качества внимания

4. Внимание и его роль при дефектах зрения

5. Внимание слепых

Внимание - избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах или событиях.

Определенный уровень сформированности внимания требует для проведения диагностических исследований восприятия и коррекционных занятий с детьми. У слабовидящих, частично зрячих и глухих с резидуальным зрением внимание развито очень плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастам и т. д.

Внимание ребенка не привлекается яркими и цветными объектами, поскольку физиологическая интенсивность их воздействий на глаз существенно понижена. Дефицит внимания отчетливо проявляется в ситуациях, требующих его высокого уровня, имеющих ограничение по времени, а так же при решении задач, связанных со зрительным перцептивным поиском.

Вместе с тем формирование полноценного внимания очень важно, так как оно играет большую роль в осуществлении ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка в зрительной среде, в формировании перцептивных действий на первых этапах развития восприятия.

Понятие о внимании

Внимание - это направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие определенных предметов и явлений. Внимание необходимо при восприятии, мышлении и при выполнении различных действий. Внимание проявляется в сенсорных, двигательных и мыслительных процессах. В зависимости от направленности и проявления различают три формы внимания: сенсорное, интеллектуальное и моторное.

Виды и качества внимания

Виды внимания - непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как ориентировочная реакция при действии зрительных стимулов, выделяющихся новизной, интенсивностью, контрастом или особой значимостью для ребенка. Оно связанно с познавательной деятельностью, интересами и потребностями личности.

Произвольное внимание - избирательная устойчивая активность по отношению к какому-либо объекту или событию; возникает при постановке перед ребенком определенной задачи как в невербальной форме (показ действия), так и с помощью речи. Причем задача должна быть понята и принята, а решение ее потребует от ребенка некоторых волевых усилий.

Послепроизвольное внимание - избирательная активность, связанная с вхождением в деятельность и с возникшим в е процессе интересом ребенком к выполнению какого-либо задания.

Качествами внимания являются концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Концентрация внимания - степень сосредоточенности на объекте или событии, которая может быть высокой или низкой. Устойчивость характеризуется длительностью сосредоточения внимания на объекте или событии. Переключение - осознанный перенос внимания с одного объекта или события на иные; оно может быть легким или трудным. Распределение характеризуется удерживанием внимания на нескольких объектах или событиях одновременно. Объем - число объектов, на которые одновременно направленно внимание..

Внимание и его роль при дефектах зрения

Внимание не является самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отраженном объекте. Избирательная направленность внимания обеспечивает особую ясность и отчетливость объекта. Включение произвольного внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Так, восприятие превращается в наблюдение, случайное течение мыслей - в процесс припоминания и т. д. Внимание обеспечивает также сосредоточение осознания на объекте деятельности при одновременном его отвлечении от всего постороннего, мешающего деятельности в заданном направлении.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств. В этой активизации существенная роль принадлежит вниманию.

Слепота вызывает положительные автоматические изменения всех свойств внимания, и в первую очередь его устойчивости, интенсивности, концентрированности.

Первоначально внимание (непроизвольное) возникает и развивается независимо от сознание субъекта деятельности, будучи детерминировано либо органическими потребностями, либо воздействующими на органы чувств внешними раздражителями. При этом качественные особенности внимания существенно зависят от интенсивности раздражителя. Поэтому сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятий, не только не способствует, но, напротив, препятствует развитию внимания.

Наблюдения за слепыми детьми говорят о низком уровне развития их внимания, обусловленном узостью интересов к окружающему миру, о котором они получают по сравнению со своими зрячими сверстниками лишь немногочисленные и разрозненные сведения. Нужно отметить так же, что уменьшение количества раздражений при нарушениях зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие слуховых раздражителей быстро утомляет слепых и ведет к рассеиванию внимания.

Отрицательное влияние на внимание так же оказывает и сужение чувственного познания, однако это не означает, что внимание слепых не может интенсивно развиваться и достигать такого же уровня, как у нормально видящих детей.

Высшие виды внимания (произвольное и послепроизвольное) непосредственно связаны с деятельностью, в процессе выполнения которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном итоге определяющие уровень развития и направленность внимания. Приобщение лиц с дефектами зрения к активной деятельности должно способствовать развитию непроизвольного и произвольного внимания.

Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения в процессе познавательной и трудовой деятельности, требует от них гораздо более внимательного отношения к ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на внимание, на более тщательный контроль за своими действия. Например, если нормально видящий ребенок ориентируется на местности преимущественно автоматически, то слепой почти все время должен внимательно наблюдать (вслушиваться. осязать, обонять за происходящими вокруг него изменениями обстановки); если у нормально видящего сравнительно легко формируются целостные образы объектов, то слепой ребенок, лишенный возможности одномоментно охватить их взглядом, должен гораздо более внимательно обследовать их, что бы образы были адекватны оригиналам.

Повышение роли внимания при дефектах зрения может способствовать и способствует его развитию только в том случае, если субъект активно включается в деятельность. Только в этом случае развивается способность произвольно направлять внимание на объекты деятельности, что делает их возможным их адекватное отражение при полной или частичной слепоте, в значительной мере компенсируется обусловленные дефектом вторичные отклонения.

Внимание не имеет собственного содержания и проявляется внутри различных психических процессов. Отсутствие зрения, обуславливая при совместных условиях компенсаторное развитие слухового и осязательного восприятия, соответственно требует развитие слухового и осязательного внимания. Однако вопрос о преобладании того или иного типа внимания не может быть решен однозначно, так как их развитие как у слепых, так и у нормально видящих зависит не только и даже не столько от состояния анализаторов и уровня чувствительности, сколько от характера деятельности индивида. Например, при ориентации слепых в большом пространстве внимание проявляется преимущественно внутри слухового восприятия, а при предметно-познавательной деятельности - в осязании.

Специфичным для слепых является также значение некоторых свойств внимания для деятельности. Так, при ориентировке в пространстве необходима хорошая распределяемость внимания, тогда как его концентрация, широко представленная в аналогичных процессах у зрячих, для слепых попросту вредна. Выпадение зрительных ощущений может быть компенсировано только при условии рецепции всех остальных раздражителей, сосредоточение же сознания только на каком либо одном виде раздражителей не может дать целостного образа, в результате чего снижается точность ориентировки.

Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточении сознания на отраженном объекте.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затрудненность зрительного отражения мира, в результате чего из сферы ощущений и восприятий выпадает огромное количестве сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств, в которой существенная роль принадлежит вниманию.

В XIX - начале XX века в психологии было широко распространено мнение, согласно которому выпадение функций зрительного анализатора вызывает автоматические изменения всех свойств внимания, и в первую очередь его устойчивости, интенсивности, концентрированности в положительную сторону.

Буржуазные психологи стремились оторвать внимание от детерминирующей его окружающей среды человеческой деятельности, объяснить его как феном(духа, а заодно и противопоставить зрительное восприятие слуховому и осязательному.

Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятий, наиболее дифференцировании опредмеченных, эмоционально окрашенных, не только способствует, но, напротив, препятствует развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятия вызывают непосредственный интерес. Резкое сокращение внешних воздействий вызывает не только так называемый сенсорный голод, но и отрицательно сказывается на устойчивости, концентрированности и других свойств внимания.

Уменьшение количества различных раздражений п(нарушениях зрения не может способствовать и устойчивости внимания, так как сила и однообразие слуховых раздражителей быстро утомляют слепых и ведут к рассеиванию внимания.

Существование высших видов внимания произвольного и послепроизвольного непосредственно связано с деятельностью, в которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном итоге определяющие уровень развития и направленность внимания. Включение лиц с дефектами зрения в активную деятельность должно способствовать преодолению трудностей в развитии непроизвольного и строящегося на его основе произвольного внимания.

Для успешного развития внимания слепых играет определенную роль и возникающая у них необходимостью отчетливо, рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов, ничего не значащих или имеющих второстепенное значение для зрячих, а при нарушениях зрения получающих сигнальное значение и выступающих на первый план.

Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения в процессах познания и труда, требуют от них гораздо более внимательного отношения к целому ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на внимание, на более тщательный контроль за своими действиями.

Повышению роли внимания при дефектах зрения может способствовать активное включение индивида в деятельность. Только в этом случае развивается способность произвольно направлять сознание на объекты деятельности, что делает возможным их адекватное отражение при полной или частичной слепоте, в значительной мере компенсируя обусловленные дефектом вторичные отклонения.

Определенные особенности наблюдаются и во внешнем проявлении внимания. Выразительные движения формируются на основе зрительного восприятия и подражательной деятельности и зависят от того, насколько отчетливой осмысленно они воспринимаются ребенком от взрослых.

При наиболее глубоких нарушениях зрения визуальное восприятие выразительных движений взрослых при той или иной ситуации затрудняется или становится невозможным, вследствие чего полностью или частично исчезает потребность в подражании.

При отсутствии форменного зрения типичные для состояния внимания позы и сокращения мышц лица. нахмуривание бровей, наморщивание лба, фиксация взгляда, поворот к объекту, на который направлено внимание, и т. п. полностью или частично отсутствуют. Для слепого в состоянии внимания характерны маскообразное выражение лица и фиксированное положение головы и тела, которые закрепляются в положении, способствующем наиболее отчетливому слуховому восприятию.

При отсутствии зрения в определенных условиях получает компенсаторное развитие слуховое и осязательное восприятие. Однако вопрос о преобладании того или иного типа внимания не может быть решен однозначно, так как их развитие как у слепых, так и у нормально видящих зависит не только и даже не столько от состояния анализаторов и уровня чувствительности, сколько от характера деятельности, в которой принимает участие индивид

Внимание характеризуется рядом свойств (объемом концентрированностью, устойчивостью, отвлекаемостью г т. д.), проявление и развитие которых у слепых имеют не- которые особенности.

Хотя слепота и вносит некоторые специфические особенности в развитии и проявлении внимания, в целом внимание слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким-либо определенным психическим процессом и тем более с функционированием какого-либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретенных волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности, от активности человека. По этой же причине воспитание внимания и формирования внимательности как свойства личности у детей с дефектами зрения осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе.

Литература

1. Практикум по тифлопсихологии: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/А.Г. Литвак,

2. В.М. Сорокин, Т.П. Головина. ЗМ.: Просвещение, 1989З 110с.

Подобные документы

Общее понятие о внимании и его причины. Функции и виды внимания. Причины, обусловливающие преднамеренное внимание. Способы развития внимания. Особенности непроизвольного внимания младших школьников. Тесты на внимание и упражнения на его тренировку.

реферат [33,1 K], добавлен 31.03.2015

Общие понятия о внимании. Основные функции внимания: направленность, сосредоточенность, углубленность в деятельность, контроль и регуляция деятельности. Формы проявления внимания: интеллектуальное внимание, сенсорное внимание, моторное внимание.

реферат [29,0 K], добавлен 25.11.2002

Изучение теоретических основ диагностики и коррекции внимания у детей с нарушениями зрения. Проведение исследования уровней развития внимания детей дошкольного возраста с нарушением зрения и разработка методических рекомендаций по коррекции их внимания.

курсовая работа [71,8 K], добавлен 27.10.2011

Краткая характеристика внимания. Виды внимания. Развитие внимания в дошкольном возрасте. Характеристика внимания детей среднего возраста. Методы развития внимания. Таблицы и упражнения на внимание. Диагностика внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет.

контрольная работа [2,6 M], добавлен 29.05.2008

Субъективная сторона явлений сознания. Определение внимания в психологии, его основные характеристики. Основа непроизвольного внимания. Формирование условного рефлекса. Произвольное внимание и модель Канемана. Психофизиология зрения, сенсорный анализатор.

презентация [14,8 M], добавлен 24.08.2013

Общие функции внимания. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Свойства внимания. Возможность целенаправленного формирования внимания. Использование непроизвольного внимания и содействие развитию произвольного.

лекция [16,2 K], добавлен 12.09.2007

Внимание как свойство человеческой психики. Определение внимания в психологии. Характеристика сущности критериев оценки качества внимания у человека. Методы исследования внимания. Показатели объема внимания, оценка устойчивости, переключаемости внимания.

Дети и взрослые постоянно находятся под воздействием многочисленных предметов и явлений окружающей действительности. Однако в каждый данный момент ими производится отбор того, что должно быть воспринято, а всё остальное не замечается. Эта направленность психической деятельности сознания человека на избирательное восприятие определённых предметов и явлений называется вниманием. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления, а значит внимание – сторона всех познавательных процессов сознания и при том та их сторона, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект. Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание – это, прежде всего динамическая характеристика протекания познавательной деятельности. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Во внимании находит себе заострённое выражение связь сознания с предметом, т. е. с одной стороны внимание направляется на объект, с другой – объект привлекает внимание, значит внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Сначала оно включено непосредственно в практическую деятельность, в поведение, возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу. Внимание – это связь сознания с объектом, более или менее цепкая, тесная; в действии, в деятельности она и крепится, его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.

Основными видами внимания являются произвольное и непроизвольное. Непроизвольное связано с рефлекторными установками, оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека, а т. к. оно возникает без волевых усилий, то считается пассивным. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Там, где нет такой непосредственной заинтересованности, и наше внимание направляется сознательным усилием, то возникает произвольное внимание, которое считается активным. Произвольное внимание у ребёнка формируется только в общении с взрослыми, этим вниманием можно управлять, и здесь приемлема простая формула – “мне нужно быть внимательным, я внимателен не смотря ни на что”.

К.Д. Ушинский когда-то верно подметил, что внимание – это “ та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира". И действительно, внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания. Включение внимания в то или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Так восприятие превращается в наблюдение, случайное течение мыслей – в обдумывание той или иной задачи, непроизвольное воспроизведение образов и мыслей – в процессе припоминания. Выпадение или нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений или восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений.

Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активации деятельности сохранных органов чувств. И в этой активизации существенная роль принадлежит вниманию, которое характеризуется рядом свойств (объём, концентрированность, устойчивость, переключаемость, распределяемость). Проявление и развитие этих свойств имеют некоторые особенности. Например, затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объёме переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие препятствует разнообразию впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие препятствует разнообразию впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания. Однако, в целом развитие внимания у детей с дефектами зрения подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих и может достигать такого же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание формируется в деятельности и зависит от активности человека, от волевых интеллектуальных и эмоциональных свойств личности. По этой же причине воспитание внимания и формирование внимательности, как свойство личности у детей с нарушением зрения осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе или детском саду.

Внимание можно сравнить с лучом прожектора, который направляется на яркое, наиболее значимое. Этот луч может быть сильным и слабым, узким и широким, устойчивым и колеблющимся, управляемым и не очень. В зависимости от направленности и проявления различают три формы внимания – сенсорное, интеллектуальное и моторное (т. е. двигательное). Для любого ребёнка, особенно с нарушением зрения, чрезвычайно важно развивать внимание, совершенствовать его формы и виды. От уровня сформированности внимания зависят точность и полнота зрительного восприятия. Итак, у слабовидящих и частично видящих детей внимание развивается плохо, т. к. значительное снижение зрения ограничивает восприятие тех объектов, которые могут вызывать интерес и эмоциональные реакции. При бисенсорных нарушениях зрения и слуха наблюдается неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и снижение умственной работоспособности.

Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания. В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте, а также переключать внимание. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая, к 6-7 годам она увеличивается, но всё же остаётся ещё слаборазвитой. У ребёнка нужно постепенно развивать способность делать волевые усилия и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. Устойчивость существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с предметом (изучает, рассматривает). Неумение быстро переключить внимание приводит к затруднениям, когда нужно от игры перейти к занятию, в таких случаях говорят, что дети рассеяны, им нужна пауза, чтобы переключить своё внимание на другое. Это достигается путём специальной тренировки, благодаря которой развивается произвольное внимание, что в свою очередь позволяет ребёнку становиться способным активно, избирательно “ извлекать” из памяти ему нужную информацию, выделять главное.

Нарушения внимания выражаются в изменении его основных свойств. У людей страдающих расстройствами внимания, наиболее частой является жалоба на трудность сосредоточения, на невозможность концентрировать своё внимание на выполнение определённого задания. Такое неустойчивое внимание характеризуется повышенной отвлекаемостью. В этой связи необходимо воспитывать внимание у детей.

Процесс возрастного развития внимания – это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов, которыми являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. Внимание ребёнка в начале дошкольного возраста отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ним действиям. Ребёнок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники смогут играть в одну и ту же игру 30-50 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 2х часов. Это объясняется тем, что в игре отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей, и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Но, основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, применяя для этого некоторые способы.

Само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного, которое формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые тем самым дают ему средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием. Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной задачей, существует универсальное средство организации внимания - речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребёнка при помощи словесных указаний, а позднее он начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание, чтобы достичь нужного результата. По мере развития планирующей функции речи ребёнка становится способным заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и её роли в регуляции поведения ребёнка. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

В развитии внимания у ребёнка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребёнка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объём внимания ребёнка, а это в свою очередь находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребёнка. Таким образом, развивая познавательные способности ребёнка, мы развиваем и его произвольное внимание.

Хотя дети дошкольного возраста и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное остаётся преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания важно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Развитию непроизвольного внимания способствуют проблемные и целевые игры; живое, яркое логическое изложение материала с использованием рисунков, схем, муляжей и других наглядных средств обучения. Существенным условием поддержанием внимания является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его изменения.

При дефектах зрения главным условием развития внимания является активное участие детей в любом виде деятельности (учебной, игровой, трудовой, умственной). Поэтому необходимо учит детей всматриваться, вслушиваться и осязать различные качества и свойства предмета. А так как у детей дошкольного возраста ещё слабо развита способность к произвольному вниманию, то и для зрячих, и для слабо видящих детей, нецелесообразно строить учебно-воспитательный процесс только на основе непроизвольного внимания. Ещё К.Д. Ушинский отмечал: “Приучите ребёнка делать не только, что его занимает, но и то, что не занимает делать ради удовольствия исполнить свою обязанность”. Поэтому необходимо, начиная с детского сада, воспитывать волевое ( произвольное) внимание, опираясь на непроизвольное. С этой целью используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей, а при общении воспитателя с детьми через куклу способствует лучшей концентрации внимания и активизации их речи. Дидактическая игра включается в занятии не только для того, чтобы углубить содержание знаний детей, но и для того, чтобы посредством игры активизировать познавательный процесс, внимание, наблюдательность, память, фантазию. Наряду со зрительным восприятием в таких играх совершенствуется осязание и слух. Так, игры “ Волшебный мешочек”, “Угадай на ощупь” требуют от детей сосредоточенного внимания, активной деятельности анализаторов, умения различать, сравнивать и обобщать. Игры типа “Фанты” и “Что летает?” требуют напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Увлечение такой игрой повышает способность к произвольному вниманию, помогает быстрому и прочному запоминанию.

Словесные игры развивают умение внимательно слушать, более четко формулировать свои мысли. Сообразительности и внимания требуют такие игры, в которых из частей составляется целое – разрезные картинки, кубики. Независимо, от характера задачи все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели. Пальчиковые игры развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Одни дети слишком активны, неусидчивы, несдержанные, действуют импульсивно, необдуманно. Таким детям с неустойчивым вниманием, неусидчивым полезны индивидуальные игры со строительным материалом, т. к. такая игра может так увлечь ребёнка, что он доведёт её до конца: играя один, он сможет спокойно, самостоятельно выполнить задуманное. Другие дети, наоборот, несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованные и рассеяны. При работе с такими детьми необходимо активизировать их внимание, поощряя старания и повышая самооценку.

Упражнения игрового характера оказывают благотворное влияние на общий тонус организма детей, моторику, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой. Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физ. Минуток, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику глаз, для снятия зрительного напряжения, что в свою очередь делает занятие неутомительным и даёт возможность организовать внимание ребёнка на предстоящей работе.

В нашей повседневной работе с детьми, я обратила внимание на тот факт, что развитие внимания детей начинается ежедневно уже с порога детского сада. Та же утренняя гимнастика даёт возможность формировать переключение внимания, т.к. выполняя упражнения, ребёнок действует по команде взрослого, быстро переходя от одного движения к другому. На музыкальных и физкультурных занятиях развиваются виды внимания и свойства, а продолжение этого можно видеть на прогулке с детьми, когда ведутся наблюдения в природе и проводятся подвижные игры на воздухе. В своей каждодневной работе с детьми я тоже уделяю внимание и работаю над развитием свойств внимания ребёнка. Перед занятием прошу обратить внимание детей на тот факт, что подошло время начинать занятие, т. е. делаю установку и тем самым переключаю внимание детей и даю возможность перейти им от игры к занятию.

В учебной деятельности идёт развитие произвольного внимания. Так, например, по формированию элементарных математических представлений, в процессе работы в тетради в клетку у ребёнка укрепляется мелкая моторика пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация, зрительная память и произвольное внимание, а устные и зрительные диктанты помогают формированию навыков внимательного отношения к заданию, словесная установка “будьте внимательны” и инструкция “как делать” развивают внимание при микро ориентировке на листе бумаги. По развитию речи, благодаря речевым играм, развивается произвольное внимание. Для организации внимания нужны волевые усилия ребёнка, которые проявляются в любой деятельности, например при конструировании по образцу, на занятиях по изодеятельности, лепке, аппликации, ручному труду. Воспитание воли для развития произвольного внимания ведётся через трудовую деятельность, и через игру.

Для развития зрительного восприятия, сосредоточенности, внимания использую и коррекционную работу, учитывая при этом нарушение зрения у детей, а значит и неустойчивость зрительного внимания. При этом использую развивающую среду, где присутствует вкладывание целой картинки из её частей (пазлы, разрезные открытки), мозаика разной величины, пуговицы, семена и крупа, шнуровка, трафареты, настольные игры и т.д. Всё это вместе тренирует сосредоточенность ребёнка, развивает восприятие и свойства внимания.

Чтобы своевременно развивать у детей определённые качества внимания (целеустремлённость, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. Такие игры помогают не только на занятиях и в коррекционной работе, но и при переходе с одного вида деятельности на другой, перед началом занятия или перед приёмом пищи, когда надо собрать детей и настроить их на дальнейшие действия (слова “1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть”). Мы часто с детьми проводим уже ставшие для нас традиционными такие игры, как: “Руки”, “Рыба, птица, зверь”, “Что изменилось?”, “Круговая игра”, “4 стихии”, “Летает – не летает”, “Съедобное – не съедобное”, “Наоборот”, “Подбери слово” и т.д.

Таким образом, для того, чтобы ребёнок занимался более продуктивно, необходимо развивать его внимание, которое в период школьного обучения становится непременным условием организации учебной деятельности. Начало этому даёт период дошкольного воспитания, где ребёнок активно познаёт мир всеми возможными для него способами, жадно впитывает всё происходящее вокруг него – удивляется и радуется, задумывается и спрашивает. А это в свою очередь делает необходимый процесс познания мира более интересным, а значит, развивает его внимание, наблюдательность, мышление.

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Факс: 23-00-30 добавочный 0








запись по телефону регистратуры (8172)53-03-70

Психолого-педагогические особенности слабовидящих детей младшего школьного возраста

Цветкова Светлана Владимировна,
учитель–дефектолог

В процессе историко-эволюционного развития у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира. В этой системе на первый план выступают зрительная, слуховая и тактильная системы. При этом важно выделить, что в данном комплексе анализаторов ведущая роль в процессе чувственного познания принадлежит зрению.

Наиболее распространенные заболевания глаз детей школьного возраста

Косоглазие(страбизм, гетеротропия) – это неправильное положение глаз, вызванное нарушением функции глазодвигательных мышц, при котором глаза смотрят в разные стороны.

Близорукость (миопия) — заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии.

Результаты повреждения зрительных функций влияют отрицательно на развитие ребенка, и данные проявления имеют как количественный, так и качественный характер.

Количественные изменения проявляются в том, что у слабовидящих детей сокращаются зрительные ощущения и восприятия, соответственно уменьшается количество представлений, ограничивающих возможности формирования образов воображения.

Качественные изменения лиц с депривацией зрения проявляются почти во всех областях психической деятельности ребенка. Рассмотрим подробнее психолого-педагогические особенности слабовидящих школьников.

Учебная мотивация при выполнении за­дания имеет место у всех детей, однако ее стойкость слабовидящих детей значительно ниже. При трудностях выполне­ния деятельности они могут ее менять на другую. При этом, имея задание выполнить последовательный ряд упражнений, дети мо­гут считать, что цель достигнута, выполнив только одно из них.

Развитие внимания у детей данной категории несколько за­медленно во времени. Интенсивность, устойчивость, объем вни­мания с возрастом увеличиваются. У младших школьников преобладающим все еще оста­ется непроизвольное внимание, зависящее в большей степени от интереса к работе (учебной и др.), от наглядности, эмоциональ­ной стороны их психики. Объем внимания — 2-3 объекта.

Восприятие необученного ребенка, в том числе и младшего школьника, не имеет целенаправленного характера, оно непро­извольно. Сочетаясь с непроизвольностью внимания, восприятие ребенка обычно бывает обращено к яркому, подвижному предме­ту (на фоне неподвижных предметов).

На скорость зрительного восприятия предметов ока­зывают влияние многообразные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещенности, уровень утомления. При краткой экспозиции рисун­ков отмечается нарушение восприятия пространственных отно­шений между изображенными предметами.

При зрительном восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия.

При частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте и глаукоме выяв­лено значительное снижение скорости зрительного восприятия.

При зрительном восприятии отдельных изображений предме­тов, рисунков и картин слабовидящие младшие школьники мелкие детали изображений или плохо воспринимают, или не различаются совсем. Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и кар­тин у слабовидящих формируются неправильные представления, что в свою очередь отражается в описаниях изображенного. Осмысление содержания картины вызывает у них затруднения, так как рассматривание ее проводится по частям. Все это свидетельствует о том, что восприятие сюжетных кар­тин у слабовидящих детей находится на низком уровне (это чаще всего это стадия перечисления или стадия описания).

Слабовидение оказывает отрицательное влияние на скорость и правильность формирования процесса чтения у сла­бовидящих с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва; у сла­бовидящих с аномалиями рефракции и помутнением сред глаза показатели скорости и правильности чтения лучше.

Снижение зрения оказывает отрицательное влияние на фор­мирование графических навыков. Недостаточная сформированность и неустойчивость представлений о структуре букв вызывали в про­цессе обучения письму искажения, замены, пропуски букв, зер­кальное их написание, неправильное положение букв относительно друг друга в словах, на строках. Слитность и недостаточная расчлененность зрительного вос­приятия может отмечается и при ознакомлении их с но­вым материалом — буквами и цифрами.

Для речи слабовидящего характерно изменение темпа развития, нарушения словарно-семантической стороны речи. Специфика развития речи также выражается в слабом исполь­зовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их воспри­ятие и делают невозможным использование такого рода вырази­тельных средств.

Особенности формирования мыслительных процессов у слабовидящих детей зависят от индивидуальных особенностей развития всех психических процессов ребенка.

Как правило, у младших школьников с нарушением зрения отмечаются трудности установления смыс­ловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей первых классов операции анализа, сравнения, обобщения сформиро­ваны в разной степени, свидетельствующей в большинстве слу­чаев об отставании в развитии мышления. Для слабо­видящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие кон­кретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого - нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт. У некоторых слабовидящих нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, разви­тие высших корковых функций.

Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребенка. На формирование процесса абстрагирования влияет практический опыт ребенка, что тоже возможно только в деятельности.

Особенности эмоционально-волевой сферы слабовидящего ребенка

Неблагоприятные условия воспитания (чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания) слабовидящих детей могут привести к возникновению у них таких личностных качеств, как эгоизм, установка на постоянную помощь, равнодушие к окружающим и др. Ограниченность контактов с окружающими может повлечь за собой замкнутость, некоммуникабельность. В дальнейшем это может затруднить формирование личностных взаимоотношений с окружающими.

Итак, знание психолого-педагогических особенностей слабовидящих школьников позволяет педагогу построить эффективный процесс обучения детей с нарушениями зрения. Стимулируя в процессе специально организованного обучения активность, перцептивные потребности ребенка, включая в учебную деятельность сохранные анализаторные системы, можно успешно способствовать развитию и обучению слабовидящего школьника.

Литература:

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Литвак А.Г. Восприятие слепых и слабовидящих// Общая психология. М., 1985.

3. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения – методическое пособие, Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, СПб, 1995.

Читайте также: