О некоторой слепоте у людей джеймс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эмпатию в том смысле, в каком ее так ценят сегодня — как альтруистическую заботу о других, — нельзя отождествлять со способностью думать так, как эти другие думают, или чувствовать то, что чувствуют они. Давайте уточним оттенки смыслов слова, которое в наши дни используется для обозначения самых разных состояний ума.

Первоначальный и самый механистический смысл эмпатии — это проекция, способность поставить себя на место другого человека, животного или объекта и вообразить себе его ощущения в этой ситуации. Пример с небоскребом показывает, что объект эмпатии вообще не обязан иметь чувства, не говоря уж о тех, которые имеют значение для субъекта.

Эмоции могут заражать. Когда вы смеетесь, весь мир смеется с вами; вот почему в комедиях положений за кадром звучит записанный смех, а плохие комедианты оживляют свои шутки барабанной дробью, изображающей взрыв хохота. Рыдания на свадьбе или похоронах, желание танцевать на развеселой вечеринке, паника во время воздушной тревоги и повальная морская болезнь при корабельной качке — это тоже примеры эмоционального заражения. Слабый вариант эмоционального заражения — это викарные эмоции: реагирование за другого, как если мы содрогаемся из сочувствия к получившему травму спортсмену или сжимаемся, когда привязанного к стулу Джеймса Бонда лупят как грушу. Сюда же относится и моторная мимикрия: родитель непроизвольно открывает рот, пытаясь накормить ребенка яблочным пюре.

В 1992 году нейробиолог Джакомо Риццолатти и его коллеги обнаружили в мозге мартышки нейроны, которые загорались и когда обезьяна сама брала изюм, и когда она видела, как изюм берет человек. Другие нейроны отвечали на другие совершаемые или наблюдаемые действия, в том числе на прикосновения и царапины. Хотя нейробиологам обычно не дают напичкать электродами мозг испытуемых людей, есть все основания считать, что зеркальные нейроны имеются и у нас: в экспериментах с нейровизуализацией обнаружились зоны в теменной доле и в нижней части лобной доли, активирующиеся, когда человек сам двигается и когда наблюдает за движениями другого. Обнаружение зеркальных нейронов важно, но не то чтобы совсем неожиданно: мы вряд ли могли бы употреблять один и тот же глагол и в первом лице и в третьем, если бы наш мозг не был способен представлять действие одинаково — независимо от того, кто его производит. Однако вокруг открытия зеркальных нейронов вскоре поднялась невероятная шумиха. Один нейробиолог заявил, что для нейронауки это сравнимо с открытием ДНК для биологии. Другие специалисты, подстрекаемые научными журналистами, превозносили зеркальные нейроны как биологическую основу языка, целеполагания, подражания, культурного научения, моды и модных поветрий, феномена спортивных болельщиков, молитвы о нуждах другого и, конечно, эмпатии.

Но с теорией зеркальных нейронов есть небольшая проблема. Животные, у которых они были обнаружены, а именно макаки-резус, — это противные маленькие создания, не демонстрирующие никаких следов эмпатии (или подражания, не говоря уже о языке). Еще одна проблема — зеркальные нейроны в основном находятся в тех областях мозга, которые, согласно данным нейровизуализации, имеют мало отношения к эмпатии как сопереживанию. Многие когнитивные нейробиологи подозревают, что зеркальные нейроны могут играть какую-то роль в умственном отображении концепции действия, хотя это еще не точно. Однако большинство отрицает экстравагантное заявление, что зеркальные нейроны способны объяснить уникальные способности человека, и сегодня практически никто не уравнивает их активность с эмоцией сочувствия.

Действительно, в мозге, в частности в островке, есть области, которые метаболически активны, когда мы переживаем неприятный опыт сами или реагируем на неприятные переживания другого. Проблема в том, что такое совпадение скорее следствие, а не причина нашего сочувствия. Вспомните эксперимент, в котором островок загорался и когда участники получали удар током, и когда они наблюдали, как бьют током ни в чем не повинного человека. Но, если пострадавший перед этим обманул участника-мужчину, островок обманутого никак не реагировал, а вот полосатое тело и орбитальная кора загорались, сигнализируя о сладком чувстве мести.

Проблема с построением лучшего мира с помощью эмпатии в смысле эмоционального заражения, подражания, викарных эмоций и зеркальных нейронов состоит в том, что мы не можем рассчитывать на них как на триггер той эмпатии, которая нам нужна, а именно сопереживающей озабоченности благополучием другого. Сочувствие рождается внутри, оно следствие, а не причина отношения людей друг к другу. В зависимости от того, как наблюдатель расценивает отношения, его ответ на боль другого может быть эмпатическим, нейтральным или контрэмпатическим.

Клуб аналитического чтения Шанинки и ФСФ

Клуб аналитического чтения Шанинки и ФСФ

Клуб аналитического чтения Шанинки и ФСФ запись закреплена

Следите за комментариями. В ближайшие выходные появится апдейт с уточнениями

Клуб аналитического чтения Шанинки и ФСФ

Наталья Лебедева


В области философии освещаются его прагматическая теория об истине, доктрина воли к вере (воли к вере) и отношения, установленные между философией и религией. Что касается психологии, то она известна своей теорией себя (теорией себя) и теорией эмоций..

Этот вклад в современную психологию и философию делает академическое значение Уильяма Джеймса неоспоримым. Его мысли повлияли на других более поздних интеллектуалов, таких как Эмиль Дюркгейм, Бертран Рассел или Ричард Рорти.

В этой статье я покажу вам некоторые аспекты личной жизни Уильяма Джеймса, которые непосредственно повлияли на его плодотворную профессиональную жизнь, а также подборку некоторых из его наиболее важных работ.

биография

Уильям Джеймс родился 11 января 1842 года в первом роскошном отеле Нью-Йорка, в Astor House, в семье интеллектуалов. Он был старшим сыном брака, образованного Мэри Уолш и теологом Генри Джеймсом. У Уильяма было четыре брата, писатель Генри Джеймс (1843), Гарт Уилкинсон, Робертсон и дневник Алиса Джеймс (1848).

Культура всегда была очень важной опорой в доме Джеймса. Между 1855 и 1858 годами, когда Уильяму было тринадцать лет, семья Джеймса отправилась путешествовать по Европе. Это дало Уильяму возможность посещать школу в разных городах, таких как Генуя или Париж. В других случаях он получал образование в своем доме, в соответствии с тем, что меняющийся характер его отца определял уместно в каждый момент. За эти годы путешествий Уильям развил свою страсть к искусству и приобрел знания науки.

В 1858 году они поселились в Ньюпорте, штат Род-Айленд, где они будут жить какое-то время. Там старший из Джеймсов преподавал живопись с Уильямом Хантом. Наконец, они поселились в Кембридже, штат Массачусетс.

В 1861 году Уильям оставил живопись и поступил в научную школу Лоуренса в Гарварде, где изучал физиологию и химию. Три года спустя он начал свое медицинское образование в том же университете.

В 1865 году он начал экспедицию через Амазонку с одним из своих профессоров Гарварда, натуралистом и антидарвинистом Луи Агассисом. Во время этого приключения он заболел оспой и был вынужден вернуться в Соединенные Штаты. После этого он начинает страдать от ряда симптомов и недугов, которые заставляют его задуматься о возможности самоубийства. Уильям Джеймс был человеком болезненной натуры и тянул зло на несколько лет.

В 1867 году он решил совершить еще одну поездку в Европу для здоровья и учебы. Изучать физиологию в университете Берлина. Здесь он начинает свое знакомство с миром философии и психологии. Начните читать философов, таких как Кант, Лессинг или Шарль Ренувье. Уильям Джеймс начинает пробуждать его интерес к человеческому разуму, помимо физического.

Несмотря на дискуссии, которые он вел со своим отцом за желание изучать искусство, чему его отец был против, в 1869 году он получил медицинскую карьеру. Тем не менее, он никогда не осуществлял как таковой.

Вскоре после окончания университета в 1873 году он начал преподавать курсы по физиологии позвоночных в Гарварде по предложению тогдашнего президента Чарльза Элиота, который ранее преподавал ему химию в качестве профессора. Год спустя он начинает давать уроки психологии и внедряет первую американскую лабораторию психологии.

10 июля 1878 года он женился на Алисе Хоу Гиббенс, на восемь лет моложе его. Согласно веб-версии выставки Линды Саймон о Уильяме Джеймсе, он хотел отречься, предупреждая Алису не выходить за него замуж из-за его болезненной натуры.

Вскоре после замужества Алиса забеременела. У Уильяма и Алисы было четверо детей: Генрих Джеймс III, Уильям, Маргарет Мэри и Александр и пятый ребенок, который умер вскоре после рождения, Герман.

В течение последних двух десятилетий XIX века Уильям Джеймс создал большую часть своих работ..

В 1880 он начал преподавать Гарвардскую Философию, так как он объединился со своими уроками Психологии.

Два года спустя он отправляется в новое путешествие в Европу. Там он встречается с мыслителями Эвальдом Герингом, Карлом Штумпфом, Эрнстом Махом, Вильгельмом Вундтом, Джозефом Дельбоуфом, Джин Шарко, Джорджем Крумом Робертсоном, Шадвортом Ходжсоном и Лесли Стивеном..

В 1898 году Уильяму Джеймсу поставили диагноз проблемы с сердцем. Некоторые проблемы, которые тянутся до его смерти 26 августа 1910 года.

Джеймс умер в своей летней резиденции в Чокоруа, штат Нью-Гемпшир, от сердечного приступа.

Самый важный вклад в философию

Прагматизм. Теория правды

В этом смысле Джеймс определяет, что истина варьируется в зависимости от того, что полезно для верующего или человека, который считает, что это правда. Это проверено или подтверждено опытом.

В этом случае утилита будет знать время, независимо от того, сколько другой человек дает вам свой адрес, в данный момент она не имеет никакой полезности, поэтому теряет смысл.

Учение о радикальном эмпиризме

Он продолжает объяснять, что постулат, который может обсуждаться философами, может относиться только к факту, определенному и определенному опытом. То есть единственный объект познания - это то, что принадлежит опыту..

Изложение фактов определяет, что отношения между вещами принадлежат опыту так же, как вещи сами по себе. Это означает, что речь идет не об информировании данных, а об установлении связей между изучаемыми элементами..

Наконец, можно сделать вывод, что элементы опыта удерживаются вместе непрерывными отношениями, которые также являются частью этого опыта. То есть, реальность состоит из набора отношений между частями, которые ее формируют, они не являются свободными элементами без значения.

Этот эмпиризм отличается от такового у чистых эмпириков, таких как Локк и Юм, именно из-за этого видения структуры и связей между элементами.

Религия в философии Уильяма Джеймса

Тот факт, что Генри Джеймс был последователем теологии Эммануила Сведенборга, повлиял на философскую теорию Уильяма.

Выдающийся американский философ знал, как совместить свою прагматическую теорию с религией. Он сосредоточился на религиозных верованиях, а не на институтах, и утверждал, что эти мистические переживания должны изучаться психологами, потому что они представляют разум ближе.

Самые важные вклады в психологии

Теория эмоций

Также известен как теория Джеймса и Ланге (теория Джеймса-Ланге). Оба автора сформулировали одну и ту же теорию независимо.

Для обоих мыслителей эмоция проявляется в висцеральных изменениях, которые происходят в организме, они проявляются через слезы, мышечное напряжение, учащенное дыхание, тахикардию и т. Д..

Для Джеймса физиологическая реакция предшествует чувству. Например, если кто-то внезапно появляется, не дожидаясь вас, сначала вы кричите, а затем вы чувствуете испуг или страх.

Эта теория была опровергнута в 1920 году теорией Кэннона-Барда.

Теория самости

Чистое эго. Это то, что придает смысл нашей идентичности, дает преемственность нашему настоящему, нашему прошлому и нашему будущему.

Эмпирическое эго. Это относится к опыту, это связано с тем, что мы связываем с нашими.

- Материальная самость Это относится к вещам, которые принадлежат нам или к которым мы принадлежим. Например, одежда, деньги или семья.

- Социальная самость Это я меняю в зависимости от того, где мы находимся. Я не проявляет себя на работе так же, как на встрече с друзьями.

В дополнение к психологическим теориям Уильяма Джеймса, это было очень важно для психологии в одном из самых важных учебных заведений в Соединенных Штатах и ​​мире, Гарвардском университете, поскольку ему удалось внедрить эту дисциплину в учебные программы, создав свою собственную отдел.

завод

-Основы психологии (1890)

- Психология (краткий курс) (1892)

-Воля к вере и другие очерки в популярной философии (1897)

- Бессмертие человека: два предполагаемых возражения против доктрины (Лекция Ингерсолла, 1897)

- Воля к вере, человеческое бессмертие (1956) Публикации Dover, ISBN 0-486-20291-7

- Беседы с учителями по психологии и со студентами о некоторых жизненных идеалах (1899)

- Разнообразие религиозного опыта: изучение человеческой природы

- Прагматизм: новое имя для некоторых старых способов мышления (1907)

- Плюралистическая вселенная (1909)

Работы опубликованы посмертно

- Некоторые проблемы философии: начало введения в философию (1911)

orig_203012.jpg

К моему удивлению и радости, пешеходные дорожки на мосту были пусты, и вид с него был только в моём распоряжении. Имея максимальную высоту 4 метра, когда-то он считался одним из семи чудес индустриального мира. Во время его строительства, которое было завершено в 1883 году, погибли 27 рабочих; а 2 года спустя с него спрыгнул первый человек. Он был инструктором по плаванию по имени Роберт Одлум, который хотел доказать, что прыжок в воду с такой высоты может вовсе не быть смертельным. Но он, сожалению, умер. В следующем столетии поступок Одлума по разным причинам повторили около полутора тысяч человек. Я не знаю, скольких спас тот знак с зелёными буквами, но полагаю, что он крайне неэффективен.

На мосту было холодно. Я взглянул на Статую Свободы в бухте, а затем снова на Манхэттен, где вырос Джеймс. Потом я посмотрел вниз. В этот момент я ощутил страшную свободу — выбор между жизнью и смертью, и этот момент, казалось, тянулся бесконечно в любом направлении. Будучи знакомым с трудами Джеймса большую часть своей взрослой жизни, эта свобода всё ещё представляется мне по-своему привлекательной. И я думаю, так будет всегда. В первом десятилетии 20-го века Джеймс разработал американский прагматизм — философию которая утверждала, что истинность чего-либо должна оцениваться по практическим последствиям. Это была мировоззренческая концепция, которая, по своей сути, должна была сделать жизнь более пригодной для проживания. И по большей части справлялась она с этим. Но если прагматизм спасает вам жизнь, это не гарантирует, что так будет всегда. Эта философия остаётся созвучное переживаниям, отношениям, вещам и событиям, даже если они трагичны. Хотя Джеймс иногда оскорблял пессимизм Артура Шопенгауэра и отказывался пожертвовать цента на мемориал в его честь, посмертные работы Джеймса показывают глубокое уважение к готовности мрачного мыслителя ясным взглядом смотреть во тьму человеческого существования. В этом жестоком противостоянии с быстро надвигающейся тьмой было что-то мужественное и отважное.

Когда городской пейзаж погрузился в закатные лучи, я всмотрелся в воду. Наступила ночь, и мириады звезд по яркости снова начали конкурировать с миллионами электрических огоньков. В краткосрочной перспективе огоньки одержат победу, но неопределённо далекое будущее останется за звёздами. На данный момент я считаю, что неуверенность Джеймса, оставляющая вопрос ценности жизни открытым, по крайней мере для меня является правильной, потому что она отображает мою экзистенциальную ситуацию как человека, который не полностью продан за ценность жизни. Я думаю, эта неуверенность правильна ещё и потому, что она аналогична нашим вопросам о природе всего сущего. Все существа в мире, от самого крошечного прокариота до сложнейших биологических систем, пребывают в процессе создания своих собственных предположений — прото-логических шагов к тому, что мы, люди, называем умозаключениями. У примитивных существ без удачных предположений не было бы никаких адаптаций и роста, а у нас не было бы ничего подобного смыслу.

Если вы бросите что-либо с моста, оно пронзит поверхность воды и тотчас исчезнет из виду. Просто УЙДЁТ — пятибуквенное слово, означающее завершение, смерть, утрату. Не будет никаких шансов вернуть его обратно или восстановить, независимо от меры отчаянности ваших попыток. На протяжении многих лет я часто представлял, каково это — потерять что-то драгоценное в глубокой воде, что-то гораздо более ценное, чем ключи или мобильный телефон. Может быть, в действительности всё, включая человеческие жизни, так же исчезает без следа. Некоторые философы были бы полностью удовлетворены этим объяснением — что всё на свете находится в процессе исчезновения и что к конце вселенского дня не останется абсолютно ничего. Но ни я, ни Джеймс не относимся к этим философам. Категоричность подобного фатализма противоречит его неуверенности и моей надежде, без которой трудно жить.

Подойдя к мелкой реке, бросьте в неё маленький предмет, например, камень. В безветренную погоду рябь будет продолжаться, когда камень уже будет покоиться на дне. Сначала волнение прекратится в центре, а затем сгладятся и концентрически отдаляющиеся круги. Если речка узкая, эти волны будут ударяться об отвесные берега, возвращаться обратно и стремиться в противоположную сторону. Небольшие возмущения будут длиться бесконечно, независимо от нашей способности чувствовать их. Кое-что остаётся.

Миссия Американского Общества Психических Исследований заключалась в изучении так называемых паранормальных явлений. Это общество не было какой-то маргинальной организацией, но и совершенно заурядным его назвать было нельзя. Один из его соучредителей, Грэнвилл Стэнли Холл, в конце 1870-х приехал в Гарвард, чтобы под руководством Джеймса получить первую в Соединённых Штатах докторскую степень по психологии. При поддержке Джеймса он организовал группу для исследования возможности существования таких вещей как духовный контакт, лозоходство и телепатия. Они потратили без преувеличения тысячи часов на интервью с мистиками и участниками спиритических сеансов. В 1890 году Холл вышел из организации, заключив, что парапсихология равносильна лженауке. Но другие, включая Джеймса и его близкого друга, физиолога Генри Боудича, остались в нём, перейдя рубеж столетия. В 1909 году Джеймс подытожил эти 25 лет охоты за призраками следующими словами:

Природа любит скрываться. А люди, такие как Джеймс, любят искать. Несмотря свою на озадаченность — или даже по её причине — Джеймс со своими коллегами-исследователями оставались не определившимся и сохраняли маленькую надежду. В отличие от большинства экстрасенсов того времени, члены психоисследовательского общества задокументировали и опубликовали свои результаты. Ни один из этих результатов не содержал окончательных выводов, но в целом они помогли раздвинуть границы науки, исследуя области, которые до того момента оставались нетронутыми учёными. Потом эти записи стали Журналом Общества Психических Исследований, который печатался для членов самого общества и близких партнеров, а также журналом Труды, который предназначался для широкой публики. Меня всегда удивляет объём тех работ, который в сумме занимает более 17000 страниц. Где-то между любопытством и подозрением в тех текстах оставалась надежда.

(начало цитаты) Незнакомцы ступят на паром и сойдут на другом берегу;
Незнакомцы будут наблюдать за бегущими волнами;
Незнакомцы увидят суда Манхэттена на севере и западе, а также высоты Бруклина на юге и востоке;
Незнакомцы увидят острова — большие и маленькие;
Незнакомцы увидят всё это и черед 50 лет и через 100;
Всё так же будут наслаждаться закатом и наблюдать за бегущими волнами.
Ни время, ни место не будут иметь значения. (конец цитаты)

(начало цитаты) Когда обычный горожанин — ведущий беззаботную жизнь или, напротив, уставший от бесконечной работы — пересекает паром или поднимается по Бродвею, его воображение не пленится закатом так, как этому подвержено воображение Уитмена, и в такие минуты он внутренне не осознает тот бесспорный факт, что этот мир никогда и нигде не содержал большего количества божественной сути или вечного смысла, чем в тех областях окружающего мира, через которые в данный момент так небрежно скользит его взор. (конец цитаты)

Я снова взглянул на Статую Свободы и на воду внизу. Солнце уже садилось, и я попытался понаблюдать за этим зрелищем в такой манере, которую могли бы ожидать от меня Уитмен и Джеймс. Времени у меня было достаточно, и я радовался тому, что у меня всё ещё есть шанс.

Читайте также: