Взрыв голубого моста брянск кратко

Обновлено: 15.05.2024

В тёмной роще глухой партизан молодой
Притаился в засаде с отрядом.
Под осенним дождём мы врага подождём
И растопчем фашистского гада!
Ни сестра, ни жена нас не ждёт у окна,
Мать родная на стол не накроет.
Наши семьи ушли, наши хаты сожгли,
Только ветер в развалинах воет…
И летит над страной этот ветер родной,
Он считает и слезы, и раны, чтоб могли по ночам
Отомстить палачам за детей, за отцов партизаны.

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА и из личного
архива Антонины КАРЗЫКИНОЙ.

Себастиан Штоппер. По материалам Федерального архива — военного архива Фрайбурга в Брейсгауе.

Впервые брянские партизаны рискнули провести операцию в районе железнодорожного моста около станции Выгоничи 8 марта 1942 года. Тогда девять вооруженных человек прокрались в район, прилегающий к мосту, и обстреляли немецкую охрану. Бойцы 701-го немецкого караульного батальона ответным огнем вынудили партизан отступить. Надо заметить, что, несмотря на постоянные бомбардировки советской авиацией, двухпутный мост хорошо охранялся и работал в полную мощь. Ровно через год после первой попытки взять мост партизаны снова выдвинулись к нему. На этот раз с тщательной подготовкой и более серьезными намерениями.

vzryv-golubogo-mosta-01

Командиры партизанских бригад давно планировали операции по разрушению жизненно важного для снабжения немецких войск моста. Партизанское руководство вначале отказывалось от плана непосредственного нападения на объект из-за того, что мост хорошо охранялся. Ведь атака стоила бы многих жертв без гарантии результата. В конце декабря 1942 года был выработан план, по которому на мост направлялась самоходная дрезина со взрывчаткой. Последняя должна была взорваться с помощью дистанционного взрывателя на мосту. Для уточнения деталей операции на место был направлен партизанский разведчик Анатолий Кожевников. Его задачей было определить расстояние от последнего километрового столба до самого моста. Однако Кожевников был задержан немецкой охраной и во время допроса рассказал о плане с дрезиной. Таким образом, намеченный удар не состоялся.

Командиры партизанских бригад давно планировали операции по разрушению жизненно важного для снабжения немецких войск моста

Лишь через два месяца, в конце февраля 1943 года, сложилась ситуация, которая позволила спланировать нападение на железнодорожный мост. Шансы на успех были высоки: несший службу по охране моста известный своей жестокостью 707-й баварский батальон был заменен на более слабое соединение. 24 февраля 1943 года охрану 40-километрового участка железной дороги Брянск — Выгоничи (включая железнодорожный мост) принял на себя 974-й батальон под командованием майора Хинтерюра. Батальон имел в своем распоряжении примерно 400 военнослужащих, разделенных на четыре роты. Атаки партизан должна была отбивать третья рота батальона. При этом непосредственно у моста оставались лишь 85 человек, средний возраст которых составлял около 40 лет.

Следует отметить, что выделенный для защиты полотна и моста батальон был самым плохим в составе 62-го полка. К тому же после потерь на Ельнинской дуге в его состав для пополнения прибыли истощенные австрийские крестьяне. Боеготовность батальона была настолько слабой, что собирались даже расформировать всю вторую роту. За один год батальон сменил три командира. Ротные подходили к своим обязанностям только условно. Корпус унтер-офицеров устарел, был подавлен и не справлялся со своими задачами на восточном фронте.

Выделенный для защиты полотна и моста батальон был самым плохим в составе 62-го полка. Корпус унтер-офицеров устарел, автоматов на вооружении не было

Рота помимо всего прочего была слабо вооружена. База на западной стороне моста была укомплектована 47 винтовками, 3 немецкими пулеметами 08/15, 4 чешскими пулеметами 26/Т и 3 тяжелыми советскими пулеметами. На восточном берегу у немцев было 34 винтовки, 2 немецких пулемета 08/15, тяжелый немецкий пулемет 34, чешский пулемет 26/Т и тяжелый советский пулемет. Автоматов на вооружении части, охранявшей мост, не было. И чтобы не растрачивать силы вверенной ему роты, капитан Пампус отказался от выдвижения дозоров вдоль железнодорожного полотна.

vzryv-golubogo-mosta-02

Подходы к мосту защищало минное поле, и расположение мин на нем постоянно менялось, чтобы усилить охрану объекта. Интересно, что в первой половине дня 7 марта 1943 года у моста были разгружены шесть орудий противовоздушной обороны. Если бы они были применены в бою, то уничтожили бы противника. Но оружие не успело поступить в часть ко времени нападения партизан.

Утром 7 марта 1943 года партизаны направились на север. Для того чтобы попасть в район сосредоточения, основной ударной группе нужно было пересечь железнодорожную линию юго-восточнее моста, недалеко от села Полужье. Таким образом, партизанские группы сосредоточились на плацдарме, занимающем болотистую местность на берегу Десны, к северу от железнодорожного моста. Здесь партизаны разделились. Одна часть на 15 санях пересекала замерзшую реку и должна была атаковать мост с запада, другая же должна была совершить нападение с северо-восточного направления.

Неожиданностью для охраны моста стало то, что нападение состоялось не только с восточной стороны объекта, обращенной к лесу, но и с западной, подходить к которой нужно было по чистому полю

vzryv-golubogo-mosta-03

В качестве отвлекающего маневра в трех километрах к юго-западу от моста четыре десятка партизан обстреливали ручным огнестрельным оружием и минометами. Кроме того, во время ночной атаки партизаны заминировали одновременно в нескольких местах железнодорожный путь подъезда к Выгоничам: в пяти километрах к югу от вокзала.

Общие потери партизан были оценены партизанским руководством в 12 погибших и 46 раненых, в то время как потери немцев оценивались в 300 погибших. На самом деле немцами были зафиксированы потери в 15 погибших, 15 раненых и 3 пропавших без вести. Кроме того, два солдата были ранены во время обстрела в Крестах. Представляется вероятным, что потери партизан были больше, нежели заявлено. Особенно если учесть неудавшееся нападение на восточной оконечности моста.

Потери партизан были больше, нежели заявлено. Особенно если учесть неудавшееся нападение на восточной оконечности моста

vzryv-golubogo-mosta-05

Движение по северному мосту восстановили 21 марта 1943 года. Снабжение 2-ой танковой армии в Орловской дуге было налажено только в апреле 1943 года. Взрыв Голубого моста, конечно, заставил немецкие власти разобраться с этим случаем. Службой безопасности была предпринята проверка жителей Полужья. Предполагалось, что часть селян сотрудничает с партизанами.

Генерал-фельдмаршал фон Клюге приказывал коменданту тылового района 2-ой танковой армии произвести военно-судебное исследование инцидента. Были сделаны выводы о том, что командир роты за 12 дней, прошедших со времени прибытия части к мосту, неудовлетворительно изучил местность и пренебрег разведкой. В частности, изучался вопрос: почему рота обеспечения не блокировала доступ к мосту проволочными заграждениями. Выяснилось, что необходимая для этого проволока поступала в недостаточных количествах, так как в основном направлялась в армию для устройства линий обороны на фронте.

Кроме того, серьезным недочетом было признано решение отложить принятие на вооружение уже доставленных в роту зенитных орудий калибром 2 сантиметра. Считалось, что поддержка обороны огнем этого орудия могла бы расстроить нападение партизан. Как реакция на взрыв самого важного сооружения в тыловом районе 2-ой танковой армии были выделены дополнительные части для охраны всех мостовых сооружений в этой зоне. Охрана существенно усилилась численно, дополнительно выделялись материалы для устройства заграждений железнодорожной насыпи и внешнего защитного кольца.

Неизвестные фотографии Голубого моста, взорванного партизанами 8 марта 1943 г. - https://archive-bryansk.ru

(12+) 10 марта свой профессиональный праздник отмечают работники архивов, благодаря которым мы имеем возможность сохранить и вновь открыть страницы истории Брянщины.

Архивисты вносят достойный вклад в преумножение документального наследия нашего края. Архивы непрерывно и кропотливо пополняются документами, имеющими ценное историческое, научное, социальное и культурное значение. Коллекция фотодокументов филиала ГКУ БО ГАБО - Центр документации новейшей истории Брянской области в 2022 году пополнилась серией подлинных снимков взорванного партизанами 8 марта 1943г. железнодорожного моста в районе станции Выгоничи (Голубого моста), переданных в архив краеведом Павлом Марченковым.

В операции, проведенной 8 марта 1943г. под руководством Героя Советского Союза М.П. Ромашина, приняли участие около 1200 партизан, было использовано более 1000 кг взрывчатки. В результате слаженных действий, партизанскими формированиями был взорван железнодорожный мост через реку Десна в районе станции Выгоничи (Голубой мост), четыре деревянных моста на большаке Брянск-Почеп и Брянск-Трубчевск, уничтожено около 300 немецких солдат и офицеров, разрушены казармы у моста, уничтожены ДЗОТы, телефонно-телеграфная связь и радиостанции противника.

Взрыв партизанами железнодорожного моста имел огромное значение: почти на месяц было прервано регулярное движение немецких составов с техникой и боеприпасами.

Операция по взрыву Голубого моста стала одной из крупнейших диверсий, проведенных партизанами в тылу врага в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.


Взорванный партизанами Голубой мост. Немецкая фотография периода оккупации. Март - апрель 1943г.

Партизаны 77 лет назад взорвали в Брянске Голубой мост

Суббота, 7 март 2020, 22:20 5390

В ночь на 8 марта 1943 года брянские партизаны провели успешную операцию по взрыву Голубого моста. Вспомнили об этой истории сегодня в Брянском горсовете.

Известно, что в годы войны мост имел огромное значение для немецкой армии. Из Германии по дороге Гомель - Брянск по мосту круглосуточно проходили эшелоны с живой силой и техникой, необходимые во время подготовки гитлеровцев к Курской битве. В обратную сторону фашисты везли все то, что успели награбить на захваченных территориях.

Дорога эксплуатировалась с предельной нагрузкой, более 50 составов в сутки. Немцы усиленно его охраняли. Предложение о взрыве стратегически важного объекта поступило от самого командующего Центральным фронтом К. К. Рокоссовского. Была проведена многодневная подготовительная работа. Ход операции проработан детально.

Похожие материалы

Добавить комментарий

Комментарии

Бонифаций

Так это под Выгоничами мост? Я всегда считал, что голубой мост, это который на Кургане, подвесной, пешеходный.

Читайте также: