Влияние общения на поведение людей кратко

Обновлено: 08.07.2024

Роль общения в психическом развитии человека. Виды общения

Общение – это сложный процесс установления, поддержания и развития контакта между людьми или группами.

Общение свойственно всем живым организмам, однако, только человек общается осознанно, используя вербальные и невербальные средства.

Главным инструментом общения является речь. В общении обязательно участие минимум двух субъектов: говорящего и слушающего. С помощью речи субъект может воплощать свои мысли в слова и передавать их другому человеку. Это происходит посредством кодирования высказываний, когда мысль переходит в систему кодов языка. Также существует обратный процесс, который называется декодированием.

Общение играет важную роль в процессе становления человеческой психики. Благодаря общению человек обучается, развивает свои познавательные способности и качества, формирует сознание.

Рассмотрим классификацию видов общения.

  1. Когнитивное общение. Общение выполняет функцию передачи информации и интеллектуальных знаний от одного субъекта к другому;
  2. Материальное общение. Данный вид общения позволяет приобретать необходимые предметы;
  3. Кондиционное или эмоциональное общение. Представляет собой обмен эмоциональными переживаниями между субъектами;
  4. Мотивационное общение. Функцией является передача собственных желаний, стремлений, целей и интересов субъекта другому субъекту;
  5. Деятельностное общение. Представляет собой общение в процессе совместной деятельности субъектов, где происходит передача навыков и умений.

Средства общения

Под средствами общения понимают процессы кодирования, обмена, переработки и декодирования информации, которые происходят во время общения. Различают следующие средства общения.

Вербальные средства общения.

Выражаются речью и представляют собой слова, которые имеют определенные значения. Слова могут передаваться устно (произноситься вслух), письменно (используя письменную речь) или воспроизводиться про себя.

Готовые работы на аналогичную тему

Вербальные средства общения позволяют обеспечить обозначением тот или иной предмет, явление, его признак или свойство, показать смысловые связи между различными словами, регулировать процесс общения, осуществлять коммуникацию между субъектами, давать оценку и обобщать свойства предметов или явлений.

Невербальные средства общения.

Представляют неречевые формы общения, такие как мимика, жесты, интонация и т.д. Стоит отметить, что во время речевого общения и говорящий, и слушающий осознает процесс, а при использовании невербального средства общения передача и приём информации происходит на бессознательном либо подсознательных уровнях.

Невербальные средства общения позволяют сформировать психологическое взаимодействие между контактирующими субъектами, улучшать ясность передачи значений слов, выражать эмоциональные переживания, оказывать помощь в учебе, оперативно передавать информацию об отношении к ситуации, взаимодействовать с глухими и слабослышащими людьми.

Влияние общения на психическое развитие человека

Следовательно, недостаток контакта со взрослыми негативно влияет на психическое развитие ребенка, особенно в младенческом и раннем возрасте.

Патологии понимания речи

Процесс понимания речи может нарушаться из-за значительных нарушений в мозге. Эти нарушения могут выражаться в виде умственной отсталости, как одной из форм снижения умственной деятельности. При этом снижается понимание отдельных слов до низкого уровня, отсутствует понимание переносных или абстрактных значений слов, для понимания необходима конкретика. Основным представлением о значении слова выступает наглядно-образное мышление.

При высказывании простой структуры речи, субъект, который обладает определенными нарушении, в состоянии понять его смысл, однако, при использовании сложных конструкций понимание становится невозможным и заменяется предположениями субъекта.

Поражения коры левой височной области приводит к нарушению восприятия звуковой формы слова, субъект слышит слова неотчетливо, что приводит к замене этого слова на схожие по звучанию.

При поражениях теменно-затылочного отдела левого полушария нарушается восприятие логико-грамматических конструкций, но сохраняется понимание простых.

При поражениях лобных долей мозга приводит к пониманию высказываний слишком буквально, т.е. субъект не может понять глубокий смысл и мораль пословиц, басен и т.д. Понимание сводится к констатации фактов.

Особую форму отклонений понимания можно наблюдать у людей с различными психическими заболеваниями, зачастую с шизофренией.

Человек – создание социальное и на протяжении всей своей жизни постоянно взаимодействует с другими людьми. Без общения невозможны совместная жизнь и деятельность любого общества. Понятие общение обозначает установление и развитие отношений между людьми и группами, создание межличностных контактов в процессе совместной жизнедеятельности. Ученые установили, какие функции выполняет общение.


Функции и виды общения

Функции общения в психологии бывают следующими:

  1. Инструментальная – способ социальных взаимоотношений, направленный на получение и передачу информации, необходимой для выполнения определенных действий в каждой конкретной ситуации. Такое общение не направлено на получение удовлетворения от контакта, а используется как процесс обмена некими сведениями.
  2. Трансляционная – используется для передачи точных приемов деятельности, выражения мнения и оценки того или иного события либо явления.
  3. Интегративная – средство коммуникации и объединения партнеров в процессе совместной деятельности.
  4. Информационная – служит для восприятия и трансляции информации.
  5. Контактная – необходима для установления связей в условиях взаимной готовности партнеров общения к обмену сведениями.
  6. Осмысления – включает в себя не только восприятие информации, но и ее понимание всеми участниками акта общения.
  7. Амотивная – пробуждение у партнера требуемого эмоционального отклика на передаваемые сведения, изменение уже имеющихся чувств и состояний.
  8. Познавательная – помогает аккумулировать информацию в процессе общения с людьми, способствует установлению взаимопонимания в социальной группе, компенсирует недостаток знаний у некоторых членов сообщества.
  9. Общественно-психологического отклика – проявляется в том, что информация, воспринятая и обработанная одним членом социальной группы, становится средством взаимовлияния и взаимообмена со всей группой.
  10. Регулятивная – оказывает прямое или косвенное влияние на мировоззрение, самооценку и поведение всех членов данного социального сообщества. Позволяет согласовывать совместную деятельность, координирует и направляет действия всех участников.
  11. Социализирующая – позволяет партнерам освоить приемлемые коммуникативные навыки и умения, способствующие эффективному взаимодействию с другими людьми как внутри социальной группы, так и вне ее.
  12. Управленческая – позволяет изменять направление деятельности одного или нескольких людей в сторону, нужную лидеру группы.


Управленческая функция общения

  1. Перцептивная – межличностное оценивание и понимание партнера, его поведения и психологических характеристик (эмоции, способности, мысли, цели и мотивы).

Важно! Ученые выделяют и другие функции общения, но их можно считать разновидностью вышеперечисленных.

Все функции могут быть реализованы в определенных видах общения, которые подразделяются в зависимости от:

  • количества участников (групповые и индивидуальные);
  • способа общения (вербальные или невербальные);
  • расстояния между партнерами (контактные и дистанционные);
  • условий общения (официальные и неофициальные).

Цели и роль общения в психологии

Все знают, что для существования человека необходимо удовлетворять его базовые физиологические потребности в еде, питье, сне и безопасности. Для психологического комфорта человеку необходимо также утолять потребность в общении. Проведенные исследования доказывают, что изоляция индивида от общества и исключение возможностей для коммуникации приводят к психической неуравновешенности, в некоторых случаях и к тяжелым изменениям психики человека. Поэтому общение для человека необходимо, но его интенсивность определяется для каждой персоны индивидуально, в зависимости от темперамента, характера, принадлежности к интровертам или экстравертам.

Цель общения – это совокупность причин, ради которых возникает сеанс общения.

Как правило, для каждой конкретной ситуации называются разные цели общения:

  • установление контакта (личностного или делового);
  • организация совместной деятельности;
  • получение или обмен информацией;
  • оказание влияния на психическое и эмоциональное состояние другого человека;
  • общение ради общения, времяпровождение в компании приятной личности.

Обществознание считает, что коммуникация оказывает большое влияние на формирование и развитие психики человека. Круг общения во многом определяет и самого человека – как правило, дети, выросшие в асоциальных условиях, повторяют образ жизни своих родителей. Это происходит не потому, что их жизненный путь определен генетикой, просто эти ребята не видели других условий и не могут представить, что возможна другая жизнь. Редким людям удается вырваться из подобного социального окружения, и уже во взрослом возрасте они благодарят за успех не родителей, а конкретного учителя, воспитателя или неравнодушного человека, показавшего другую сторону жизни и кардинально изменившего состояние дел.

Различные операции общения оказывают не одинаковое влияние на человека и имеют разное значение:

  • Во время делового общения приобретаются и развиваются профессиональные и организаторские способности, необходимые для карьерного роста или построения и ведения бизнеса.
  • В личностном общении формируется личность человека, совершенствуются некоторые черты характера, происходит формирование интересов, привычек, склонностей, усвоение нравственных норм и правил, определяются жизненные цели и пути их достижения.


Важно! Психологи отмечают, что дети лучше усваивают правила поведения, если их перечислят не взрослые, а сверстники.

  • Процесс когнитивного общения обогащает человека новыми знаниями, способствует его интеллектуальному развитию.
  • Кондиционные и мотивационные виды общения готовят психологическую базу для дальнейшего развития и стимулируют желание добиться поставленной цели.
  • Социальное общение способствует удовлетворению общественных человеческих потребностей, образовывая группы, коллективы, организации, нации, государства и человечество в целом.
  • Через опосредованные связи человек строит собственную базу из средств общения, на основе которой происходят самообразование и самовоспитание индивида, а также умение управлять своим общением.
  • Коммуникативные возможности развиваются во время невербального общения, что способствует формированию межличностных контактов и открытию новых горизонтов для совершенствования человека.
  • Понимание человеческой речи, а также обучение говорению происходит во время вербального общения, то есть оно является основой интеллектуального и личностного развития индивида.

Влияние общения на жизнь человека

Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.

Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.


Общение родителей и детей

Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.

Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:

  • Налаживание визуального контакта. Слова, конечно, очень важны, но открытый и прямой взгляд убедит собеседника в искренности намерений. В то время как скучающий и бегающий взор заставит усомниться в честности и добросовестности человека.
  • Использование жестов должно быть оправданным в зависимости от цели и стиля общения (жесты, уместные на отдыхе в компании с друзьями, будут выглядеть нелепо на официальной встрече).
  • Общение строится в форме диалога (полилога), а не монолога. Если задают вопрос, то сначала выслушивают ответ, только потом высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу (монологическая речь приемлема во время лекций, докладов и выступлений).
  • Чрезмерные жалобы и упреки делают общение токсичным.
  • Не всегда собеседник готов воспринять правдивую информацию, поданную в прямой и безапелляционной форме, поэтому нужно тщательно продумывать целесообразность передачи сведений и выбирать форму подачи материала.


Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной. В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму. Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.

Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.

Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной. Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности. Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.


Позитивное общение со сверстниками

Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Видео

Устала от общения

Далеко не все признаются, что зависимы от общения. Для человека находиться в социуме — жизненная необходимость. Зачем человеку общение, в чем его смысл и польза. Почему потребность взаимодействовать с другими людьми так важна для личности. Какие проблемы могут возникнуть при недостатке общения и как их избежать. На все эти вопросы вы найдете ответы в статье.

Зачем нужно общение

Малоизвестный факт: если человека надолго изолировать от общества, он начнёт деградировать. Появятся изменения в психике. Человек — существо стадное, и мы не можем нормально жить и развиваться без общения и взаимодействия.

Психологи под общением понимают взаимодействие при помощи слов, жестов, положения тела, мимики, выражения лица. Человеку очень важно, чтобы вокруг были такие же люди, как он

Почему так важно общение?

Вот почему общение важно для человека. Благодаря ему он не теряет себя. Он ориентируется на других людей, сравнивает себя с ними. Так создаются общества людей, в которых не принято убивать, унижать. Люди строят мирную жизнь, удобную для большинства. Асоциальные личности есть и были всегда, но они являются, скорее, исключением, которое только подтверждает правило. Для них в нашем обществе есть специальные исправительные учреждения: кабинеты психологов, психиатров, тюрьмы.

Если бы люди жили обособленно, не общались друг с другом, мы имели бы мир, похожий на психушку. Человек не может быть психически здоровым, находясь длительное время в изоляции. Вспомните Робинзона Крузо: он разговаривал с мячом. Если бы он этого не делал — сошёл бы с ума.

Взаимопонимание в общении

Это, пожалуй, основа, лежащая на поверхности. Именно взаимопонимание люди считают главной пользой общения. Вот зачем человеку общение: он чувствует, что другие его понимают. Он осознает, что если другие поступают и чувствуют также, значит, он прав.

Взаимопонимание

Не с каждым человеком получится достигнуть взаимопонимания. На это влияет множество факторов.

Например, разные темпераменты: если меланхолик рыдает в три ручья, холерик только рассердится и осудит такую реакцию.

Другой пример: разные условия жизни. Когда бедняк теряет кошелёк, это воспринимается гораздо тяжелее, чем если это случится у богача.

Если муж мечтает о крутой тачке и путешествиях в весёлой компании, а жена хочет много детей и свой дом, такая пара просуществует недолго. Взаимопонимание — это совпадение взглядов, мыслей, предпочтений. Вот для чего нужно общение. Установившийся на этой базе контакт. Такие люди становятся друзьями.

Польза общения

Не у каждого человека есть друзья. Так случается: есть люди, которые тяжело привыкают к другим, сильно отличаются от окружающих. Есть и те, кто просто не жаждет общения или не находит времени, чтобы сблизиться с другими. Для таких людей в ситуации стресса рекомендованы кабинеты психотерапевтов. Вот для чего нужно общение человеку: оно исцеляет.

Если о проблеме поговорить, она может разрешиться полностью или частично. В любом случае происходит разрядка. Польза общения для людей неоценима. В качестве такой разрядки психологи советуют вести личный дневник. Но гораздо эффективнее найти поддержку в лице собеседника.

Знание и опыт

Обмен знаниями и опытом

Зачем человеку общение? Краткий ответ — для обмена информацией. Это даёт знания и опыт. Помимо собственного опыта мы перенимаем опыт других людей. Причём, вопреки расхожему мнению, учиться можно и у детей, не только у старшего поколения. Посредством контактов с другими людьми мы получаем новые знания обо всём. Это способствует личностному развитию. Наше окружение сильно влияет на нас, формирует нас, как личность. Поэтому родители часто беспокоятся за своих детей, которые выбирают себе друзей из разряда хулиганов. Чему они могут научить чадо?

Взгляд на вещи

Зачем нужно общение? Люди не всегда точно знают, как следует поступить в той или иной ситуации. Часто мы принимаем желаемое за действительное и действуем, исходя из неверных побуждений. Общение помогает рассмотреть проблему под другим углом. Человек начинает лучше понимать ситуацию, когда поговорит о ней с кем-то. Опыт других людей позволяет нам корректировать свои действия и не совершать ошибок. Это то, что даёт общение человеку. Если, конечно, человек достаточно умён, чтобы прислушиваться к другим.

Помощь и поддержка

Способность сопереживать: эмпатия

Эмпатия — термин, означающий способность к сопереживанию. Эмпаты — люди, которые принимают чужую беду близко к сердцу, как свою. В сущности, это тяжёлая ноша, но здесь мы не выбираем. Эмпатия — не выработанная привычка, а врождённая черта, как темперамент и характер.

Эмпаты — замечательные собеседники, хорошие друзья. Они всегда помогают, потому что тоже испытывают ту боль, которая выпала на долю их близких. Такая добродетель хороша не всегда, в особенности для самих эмпатов. Они переживают во много раз больше, чем другие люди.

Как отличить эмпата.

  • Может заплакать при просмотре фильма.
  • Тащит в квартиру бездомных животных.
  • Он — хороший слушатель.
  • Помогает не только советом.
  • Отзывчивый.
  • Часто переживает по пустякам.

Такие люди — глубоко восприимчивы. Они замечательные друзья. И это ещё одна причина для общения: вам посочувствуют, вы почувствуете облегчение, когда кто-то испытает идентичные чувства, услышав о вашей проблеме. Эмпатия свойственна каждому человеку, но в разной степени. Как правило, друзья проявляют эмпатию по отношению друг к другу.

Рефлексия в общении

Рефлексия

Очень важное свойство общения — через него мы занимаемся, в том числе, самопознанием. Собеседник может обратить внимание на то, как вы думаете, как воспринимаете определённые ситуации. Это позволяет вам лучше познать себя, понять, как вы мыслите. Это и называется рефлексией. Без общения рефлексия получается односторонней. А так сложнее быть объективным.

Общение с позиции психологии

Психологи давно установили, что замкнутые люди, которые не имеют друзей и мало общаются, становятся асоциальными. Это грозит возникновением психологических проблем. Одни зацикливаются на себе и своих состояниях. Так появляется ипохондрия. Сегодня эта проблема очень распространена. Другие люди не делятся переживаниями, держат всё в себе. Они испытывают тяжесть ноши одиночества и становятся грубыми, черствыми.

Именно общение делает людей людьми. Это важнейший механизм, он заложен в человеке природой. И люди не должны забывать об этом. Да, без общения можно. Но это нанесёт, со временем, свой отпечаток на психику. Тогда как в общении человек исцеляется.

Роль общения

Подытожим вышесказанное и перечислим основные позиции общения в жизни человека.

    .
  • Получение знаний.
  • Помощь и поддержка.
  • Возможность оценивать ситуацию всесторонне, опираясь на мнение оппонента.
  • Сопереживание.
  • Защита.
  • Идентификация личности. .
  • Психологическая разрядка.

Всё это человек получает посредством общения.

Условия общения

Невербальное общение

Существует некий устав взаимодействий индивидуумов. Для коллег бывает характерно здороваться с помощью кивка, обмениваться улыбками, жестами выражать одобрение. Это виды невербального общения. Взгляд, положение тела, выражение лица. Влюблённые могут общаться, не открывая рта. Близкие люди давно научились понимать друг друга без слов.

Этапы общения

  • визуальный контакт (люди друг друга видят);
  • приветствие (люди сообщают жестами или словами, что заметили друг друга);
  • обмен любезностями — назовем их условностями

Структура общения

Условно выделяют три категории общения:

  • коммуникативное;
  • интерактивное;
  • перцептивное.

Коммуникация является способом передачи информации посредством слов. Это диалог. Интерактивное общение — совместные действия. Перцептивное — взаимное восприятие. Все три составляющие являются единым целым и не существуют по отдельности.

Функции общения

Функции общения

Взаимодействие индивидуумов имеет ряд функций.

  • Передача информации.
  • Самопознание при внутриличностном общении.
  • Получение пользы, выгоды.
  • Светское общение, которое не несёт информационной пользы: люди говорят на общепринятые темы.
  • Возможность самоподтверждения.
  • Влияние на оппонента, манипуляция.

Виды общения

Существует подразделение на разновидности общения.

  • Примитивное — объекты не получают пользы, лишь обмениваются любезностями.
  • Формальное — навязанная обществом форма приветствия из ничего не значащих фраз.
  • Ролевое — субординация, люди принимают отведенные им роли и выполняют ритуалы общения.
  • Духовное — глубокое понимание друг друга. Обычно так бывает у друзей или влюблённых.
  • Светское — ограничение общими фразами.
  • Манипуляционное — связь с целью получения выгоды, воздействия на человека или ситуацию.

Что помогает людям общаться

Общение строится на вербальных и невербальных сигналах. Люди всегда улавливают недосказанное на подсознательном уровне. Например, если человек раздражен, но никак этого не показывает, оппонент может распознать это по жестам: скрещенные руки, взгляд в сторону, раздутые ноздри. Но это происходит на подсознательном уровне, человек не анализирует поведение и жесты собеседника — это делает его мозг, отправляя сигналы в подсознание. Люди называют это шестым чувством, когда сотрудник вдруг понимает, что сейчас не стоит просить отпуск, хотя начальник не подавал повода так думать. Мозг уже просканировал его поведение и отправил сигнал.

Людям помогают общаться не только слова. Общение происходит на уровне взглядов, жестов, положения тела. Опытный психолог сразу вычислит, какая из пар в кафе находится в ссоре, а какая счастлива. Люди, увлечённые друг другом, задерживают игривые взгляды, их плечи полностью развёрнуты друг к другу.

Заключение

Общение является важнейшей потребностью человека. Это необходимо ему на психологическом, сознательном и подсознательном уровне. Таково устройство нашей психики: без коммуникации человек теряет связь с миром, теряет себя, дичает. Именно по этой причине психологи называют душевный разговор — лучшим средством от стресса и депрессии. Общайтесь, контактируйте с близкими, заводите новые знакомства — это нужно каждому для психологического здоровья.

Разговор

Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:

С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).

Средства общения

Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.

1. Вербальные средства общения

В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).

Примеры вербальной передачи информации:

Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.

2. Невербальные средства общения

К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.

Примеры невербальной передачи информации:

  • особенности почерка, выделение слов;
  • мимика, жесты, поза (кинестетические средства);
  • приближение или отдаление;
  • интонация и скорость речи, особенности голоса, паузы;
  • символы, знаки и пиктограммы.

Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.

Цели общения

Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).

Основные функциональные цели общения:

  • обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;
  • получение помощи;
  • оказание помощи другому человеку;
  • получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);
  • координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);
  • приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;
  • влияние на взгляды и поведение собеседника;
  • самовыражение, проявление своих умений и способностей;
  • получение удовольствия от самого процесса общения.

Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.

Этапы общения

Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:

Функции общения

Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:

  • Коммуникативная. Взаимодействие между людьми на разных уровнях (межличностное, групповое, общественное).
  • Когнитивная. Общение является основным источником познания, получения опыта, развития когнитивных способностей.
  • Информативная. Данная функция состоит в передаче информации разной степени важности.
  • Креативная. В процессе общения формируются, меняются и развиваются социальные связи между людьми.
  • Конативная. У людей есть социальные роли, которые как-то соотносятся между собой (например, начальник и подчинённый). Конативная функция состоит во взаимодействии этих ролей.
  • Эмотивная. Данная функция обеспечивает обмен эмоциями.

Виды общения

В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:

Стороны общения

Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):

  • Коммуникативная сторона общения. Данная подсистема объединяет процессы, направленные на обмен знаниями, мнениями и идеями с использованием как вербальных, так и невербальных средств.
  • Перцептивная стороны общения. Это восприятие людьми друг друга, формирование мнения о личности в процессе взаимодействия и общения.
  • Интерактивная сторона общения. Это всевозможные виды взаимодействия, возникающие при совместной деятельности людей (действия, выполняемые вместе, либо действия одного человека, влияющие на другого).

Роль общения в человеческой жизни

Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.

Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.

Читайте также: