Шостакович в самаре кратко

Обновлено: 30.06.2024

Именно в Самаре (советском Куйбышеве) на сцене Дворца культуры (ныне Театр оперы и балета) 5 марта 1942 года впервые прозвучала "Ленинградская" симфония Шостаковича - легендарная партитура, в которой Шостакович показал настоящий апокалипсис войны с его 283 тактами барабанно-медного нашествия, вклинивающегося в каждую часть симфонии, и преодоление зла в музыке, торжество победы в самые трагические дни войны. Эта музыка стала символом блокадного Ленинграда, свидетельством той страшной эпохи, каждый раз, словно заново оживающей, как только начинают звучать эта симфония. Шостакович дописывал ее партитуру в эвакуации, в Самаре, и именно в этом городе состоялась ее историческая премьера в исполнении находящегося здесь же оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Событие было сенсацией для всего мира, ему посвятили сотни публикаций в изданиях разных стран. И тот момент всеми ощущался как высшее проявление общечеловеческого духа, способного подняться и победить ужасающие обстоятельства, в которые тогда была ввергнута вся цивилизация. Спустя 80 лет оркестр Большого театра со своим музыкальным руководителем Туганом Сохиевым будут исполнять в Самаре "Ленинградскую" симфонию - на той же сцене, в то же самое время - в 21 час. Юбилей симфонии также отметят в Санкт-Петербурге 9 августа 2022 года. На сцене Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича пройдет концерт "Партитура памяти" и откроется выставка об истории создания симфонии ("РГ" - генеральный информационный партнер проекта).

Дате исторической премьеры симфонии в Самаре посвятили целый проект: концерт, видеопроект для жителей города, посвященный жизни Шостаковича в Куйбышеве (Самаре). В фойе Самарского театра оперы и балета, где в 1942 году проходили репетиции оркестра Большого театра, откроется выставка "80 лет Седьмой ("Ленинградской") симфонии", которая представит историю создания симфонии, архивные документы, фотографии, воспоминания современников, в том числе Алексея Толстого, присутствовавшего на репетициях и назвавшего эту симфонию "торжеством мысли о человеческом в человеке".

Известно также, какое невероятное впечатление произвела эта симфония на Самосуда, когда Шостакович вместе с Львом Обориным впервые играли ее в четыре руки на рояле в узком кругу. Он назвал ее "Эльбрусом музыкального творчества". Тут же была заказана в Москве нотная бумага, расписаны оркестровые партии, и уже в феврале начались ежедневные утренние репетиции. Состав оркестра в симфонии был колоссальный, только одних медных - восемь валторн, шесть труб, шесть тромбонов, туба. Шостакович беспокоился, удастся ли собрать в условиях войны полный состав? Но в архивной программке концерта 5 марта 1942 года перечислен состав оркестра в 118 музыкантов! По воспоминаниям концертмейстера оркестра Большого театра Исаака Жука: "От первой, почти лабораторной стадии и до генеральных репетиций - работа оркестра Большого театра протекала в обстановке огромного воодушевления и энтузиазма". Сам Шостакович следил за работой с карандашом в руках, делая на своих эскизных листках пометки: "тише виолончели", "не забыть о литаврах на странице 90", "неточен такт" и т. д.


Историческая премьера 5 марта 1942 года: Оркестр Большого театра и Самуил Самосуд. Фото: из архивов Самарского Театра оперы и балета

Премьера партитуры состоялась во Дворце культуры 5 марта, но первое ее общественное прослушивание прошло уже 1 марта: в зале присутствовали бойцы и командиры местного гарнизона, сотрудники куйбышевских предприятий. А спустя четыре дня историческое первое исполнение симфонии уже транслировалось из Куйбышева по радио на всю страну. Репродуктор трансляции установили в артистической, где собрались перед выходом на сцену все оркестранты. Шостакович произнес перед микрофоном вступительное слово. В Куйбышеве, "запасной столице" Советского Союза, находились тогда в эвакуации члены правительства, представители дипкорпуса, зарубежных военных миссий, иностранные журналисты. Резонанс был мировой. А спустя три недели "Ленинградская" симфония звучала уже в Москве, летом ее сыграли в лондонском Альберт-холл (дирижировал Генри Вуд), в Ливерпуле, Глазго, Нью-Йорке (под управлением Артуро Тосканини), наконец в августе - в блокадном Ленинграде. В 1946 году "Ленинградская" симфония была исполнена в Берлине. Для всего мира эта партитура стала тогда не только великой музыкой, но и актом общечеловеческого гуманизма. Как говорил сам Шостакович, "главное, что мне казалось важным раскрыть в музыке, - это любовь к людям, составляющим оплот культуры, цивилизации, жизни".

Владимир Урин, генеральный директор Большого театра:


- Конечно, "Ленинградская" симфония - это не просто великое музыкальное произведение, она связана с очень важной страницей нашей истории - войной: с человеческой болью, человеческими страданиями и главное - человеческой верой в победу и той надеждой, которая в этой музыке есть. Эта симфония связана прежде всего с Ленинградом, она посвящена этому городу. Она была исполнена в блокадном Ленинграде спустя пять месяцев после своей премьеры в Самаре - в августе 1942 года. Это было историческое событие. А всем самарцам хочется сказать слова благодарности за то, что они сохранили память о том первом исполнении симфонии и не просто вспомнили об этом сегодня в среде интеллигенции, а создали событие огромного масштаба. Большой театр счастлив участвовать в таком проекте, и наши артисты готовились, ждали этой поездки в Самару. За пультом будет стоять музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев. Я очень надеюсь, что для всех, кто будет присутствовать на нашем концерте, для наших артистов этот день 80-летия "Ленинградской" симфонии станет очень важным музыкальным и человеческим событием.

Алексей Толстой. На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича, газета "Правда", 1942, 16 февраля:

- В большом фойе, между колонн, расположился оркестр Московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом - Самосуд, - по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле - Шостакович, похожий на злого мальчика. Наверху, высоко на хорах, облокотясь о дубовые перила, застыли очарованные слушатели. Сейчас, после корректур, будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безбурной жизни счастливого человека.


Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича, - в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого вдохновенного произведения.

Фото: Телеканал

В начале войны один мой знакомый сказал: "В человечестве скрыты саморазрушающие силы, и еще неизвестно, будет ли и в дальнейшем человек стоять во главе живого мира, не обернется ли так, что людской род будет истреблен, и на смену ему придут более совершенные существа - муравьи какие-нибудь необыкновенной величины".

Вот что фашизм может сделать с иным человеком! Несомненно, это паника, ужасная, капитулянтская. Мой знакомый окинул взором блистательный путь двуногого животного - от палеолитической пещеры, где оно сидело на обглоданных костях, до завоевания им воздуха и эфира, до присвоения двуногому звания homo sapiens. И вот поник головой мой знакомый, вот и конец пути: Гитлер вернул человека из храмов музыки, из величественной тишины библиотек и лабораторий назад, на обглоданные кости.


Но Шостаковича Гитлер не напугал. Шостакович - русский человек, значит - сердитый человек, и если его рассердить как следует, то способен на поступки фантастические. На угрозу фашизма - обесчеловечить человека он ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой, - она устремила человеческий гений к заветным далям, где полно и безгранично раскрывается восторг.

Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем.


. Скрипки рассказывают о безбурном счастьице, - в нем таится беда, оно еще слепое и ограниченное, как у той птички, что "ходит весело по тропинке бедствий. " В этом благополучии из темной глубины неразрешенных противоречий возникает тема войны - короткая, сухая, четкая, похожая на стальной крючок.

Оговариваемся, человек Седьмой симфонии - это некто типичный, обобщенный и некто - любимый автором. Национален в симфонии сам Шостакович, национальна его русская рассвирепевшая совесть, обрушившая седьмое небо симфонии на головы разрушителей.

Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма. Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые перила, кажется: неужели, неужели все уже смято и растерзано? В оркестре - смятение, хаос.

Нет, человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее пещерный рев.


Шостакович дежурит на крыше консерватории. Ленинград. Июль 1941 г. Этот снимок облетел весь мир. Фото: Gettyimages

Проклятого крысолова больше нет, он унесен в черную пропасть времени. Смычки опущены, у скрипачей, у многих, на глазах слезы. Слышен только раздумчивый и суровый, - после стольких потерь и бедствий, - человеческий голос фагота. Возврата нет к безбурному счастьицу. Перед умудренным в страданиях взором человека - пройденный путь, где он ищет оправдания жизни.

За красоту мира льется кровь. Красота - это не забава, не услада и не праздничные одежды, красота - это пересоздание и устроение дикой природы руками и гением человека. Симфония как будто прикасается легкими дуновениями к великому наследию человеческого пути, и оно оживает. Средняя часть симфонии - это ренессанс, возрождение красоты из праха и пепла. Как будто перед глазами нового Данте силой сурового и лирического раздумья вызваны тени великого искусства, великого добра.

Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями, облокотившимися о перила, прислонившимися к высоким белым колоннам, раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и стоит бороться. Не о счастьице, но о счастье теперь рассказывает могущественная тема человека. Вот вы подхвачены светом, вы словно в вихре его. И снова покачиваетесь на лазурных волнах океана будущего. С возрастающим напряжением вы ожидаете финала, завершения огромного музыкального переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в будущее, к голубым городам высшего устроения.


Гитлеру не удалось взять Ленинград и Москву. Проклятый крысолов, кривляясь, напрасно приплясывал со своими крысами по шею в крови, ему не удалось повернуть русский народ на обглоданные кости пещерного жития. Красная Армия создала грозную симфонию мировой победы. Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества.

Такие чувства и такие мысли владели нами, когда мы слушали в Куйбышеве, в Большом театре СССР, репетицию Седьмой симфонии.

Справка "РГ"

После премьеры в Куйбышеве "Ленинградскую" симфонию исполнили в Новосибирске, Ташкенте, Лондоне, в США, Швеции, Аргентине, Перу, Уругвае, Чили, осенью 1942 года состоялась ее премьера в Ереване, Саратове, Свердловске, Оренбурге, Алма-Ате, Фрунзе, Челябинске. Но беспрецедентным в истории культуры стало исполнение Ленинградской симфонии в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года оркестром Ленинградского радиокомитета под руководством Карла Элиасберга.

Постановлением правительства Самарской области Самарскому академическому театру оперы и балета 2 марта 2022 года присвоено имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Дмитрий Шостакович и военный Куйбышев: взаимовлияние и наследие


11 сентября 2019, 12:29 3 849

Со стороны городских властей Дмитрий Дмитриевич получил мемориальную доску на доме, в котором он дорабатывал Седьмую симфонию, названную в его честь улицу, а теперь еще и памятник в одном из скверов на площади Куйбышева.

ДГ публикует расшифровку интервью с профессором, деканом факультета философии СамГМУ Еленой Яковлевной Бурлиной о повседневной жизни Шостаковича в нашем городе, о том, что он дал Куйбышеву, и чем еще наш город может ответить великому композитору.

Я подробнейшим образом и много лет, лет 10 наверное, занималась изучением этого космоса — Шостаковича в Самаре. И выясняется масса интереснейших деталей, подробности, которые касаются не только Куйбышева как запасной столицы, но и мира культуры, мира вообще. И очень часто возникают неожиданные включения в современность.

Первое относительно Куйбышева. Понятно, запасная столица. Понятно, эвакуация. Понятно, произведено феноменальное совершенно, в кратчайшее время, расселение людей. Эта часть более известна. А вот внутри, про Шостаковича — какая-то подсветка к его абсолютно уникальному и необыкновенному образу. Едва только он приехал в Куйбышев, он начал…

Вообще, это был сухощавый, небольшого роста человек, но заряженный какой-то абсолютно необыкновенной энергией. И те направления деятельности, которые он начал, они имели вселенское воздействие, и это удивительно. Они были очень человечные. Ну, во-первых, он прежде всего взбежал по лестнице дома, который нам очень хорошо известен, на улице Фрунзе, к дирижёру Большого театра Самосуду. И показал ему не совсем законченную, но уже написанную Седьмую симфонию. Они тут же устроили проигрывание этой симфонии на рояле в доме у Самосуда, тут же решили, что Шостакович дописывает, и будет премьера силами оркестра Большого театра.

Произошло коренное изменение имиджа вообще Советского Союза. Это было необыкновенно важно. Для Шостаковича, для оркестра Большого театра это была техническая работа. Они репетировали, нужно было расписать партии. Вот такая деталь. Шостакович никогда не делал ошибок в переписывание партий. Представляете, что такое партитура? Это огромный талмуд, где вертикально прописывают все партии в оркестре. Если ты ошибся хоть один раз, значит, будет фальшь. Это примерно то же, что сегодня программисты делают. Они пишут программу, чуть-чуть ошиблись — всё, катастрофа. Так вот, Шостакович не стеснялся, садился рядом с переписчиками и абсолютно всё это дело расписывал. Это была одна, прямо сразу запущенная линия его деятельности в Самаре — Куйбышеве.

Второй момент. Шостакович очень долгое время — это какие-то не очень известные чёрточки его образа — был депутатом Верховного Совета. Причём, самым дисциплинированным. Может быть, некоторым нашим депутатам надо бы, так сказать, лекции читать. Он в конце года записывал: путёвка Иванову, консультация Петрову, водопровод у Сидорова и так далее. Он этим очень серьёзно, очень деловито, абсолютно безупречно занимался, почти как он писал свои знаменитые партитуры. И в Куйбышеве он сразу взял под свое крыло многих музыкантов. И для многих очень оперативно и очень конкретно осуществил свою помощь.

То, что я непосредственно знаю, как студентка ещё музучилища в Куйбышеве шестидесятых годов. Был такой у нас легендарный преподаватель Алексей Васильевич Фере. Человек с трагической судьбой. В 33 году из Ленинграда была выслана большая группа интеллигенции, и он оказался в её числе. Он работал уже в консерватории до этой высылки, вместе с Мравинским. Всё это было на очень-очень высоком уровне. Но можете себе представить его положение, положение его семьи в начале войны в Куйбышеве, когда всех выселяют. Людей лишают квартир, денег нет. На зарплату преподавателя музыкальной школы он с женой прожить не мог. Он был больной уже, немолодой человек, ну, в общем, такой вот комплекс.

Фэре

Моментально его приметил Шостакович. Что рассказывал Алексей Васильевич, было уже после легендарной премьеры Седьмой симфонии. Тогда, когда имя Шостаковича всему городу было известно очень хорошо. Так вот, Шостакович поговорил с Фере и ещё с некоторыми музыкантами и сказал: знаете что, надо здесь организовать Союз композиторов. По крайней мере, вы будете получать дополнительный паёк и прочее. Вы понимаете, такие прагматичные вещи. Мы, говорит, пойдём к командующему. Я, к великому сожалению, сейчас не могу назвать фамилию, кто был командующим округом в Самаре, но очень хорошо помню своё подростковое впечатление от рассказа Алексея Васильевича. Они подошли к зданию.


Штаб ПриВО на площади Чапаева

Еще один аспект этой деятельности — ведь он всего полтора года здесь прожил во время войны — это колоссальная огромная просветительская деятельность. Вот я даже вчера посмотрела, уточнила: 360 программ на радио Шостакович с разными певцами, музыкантами здесь, на куйбышевском радио, осуществил. Понимаете что, за полтора года 360 программ! Вы меня извините, это огромнейшая работа. Да-да, отрепетировать, надо прийти, надо это в голове держать, надо это сделать.

Третий момент. К сожалению, недоосмысленный здесь, в Куйбышеве, говоря о Шостаковиче. Это же огромная творческая работа. Помимо Седьмой симфонии был такой эпизод. Он узнал, что один из его учеников по Ленинградской консерватории погиб на войне. И он взял незаконченную оперу этого молодого композитора и просто быстренько её закончил, понимаете?

Дом облисполкома

Дом в котором Дмитрий Шостакович жил с ноября 1941 по февраль 1942 года

И вот я сейчас расскажу, как в момент репетиций и при каких обстоятельствах Алексей Толстой, который был в эвакуации в Алма-Ате, оказался на несколько дней в Куйбышеве. И, собственно говоря, то, что он здесь оказался, послужило толчком к тому, чтобы он побывал на репетиции, и чтобы эта статья была опубликована . У Шостаковича в Ленинградской консерватории было много учеников-композиторов. Один из них был Дмитрий Толстой, сын великого писателя. Он потом стал профессором Ленинградской консерватории, известным музыкантом и так далее.

Но так получилось, что на начало войны и блокады ленинградской парень совсем молодой, до 20 лет, остался там совершенно один. Потому что отец с новой семьей был в Москве. Ну, там разные обстоятельства. В общем, он остался один. Он совершенно погибал. Шостакович с семьей эвакуирован. Но там оставались мать и сестра Шостаковича. И они этого парня подкармливали. А Шостакович при всех этих малых делах, которые он делал бесконечно, он сумел у известный дамы, Розалии Землячки , которая здесь в Куйбышеве заправляла многими делами, связанными с эвакуацией, сделать вызов для этого парня. И он приехал вместе с семьёй Шостаковича, вместе с мамой, сестрой и их детьми.

Отец был безмерно благодарен, потому что он понимал, что парень там погибнет. И знаком этой благодарности (или он хотел лично Шостаковича обнять) было то, что он на несколько дней приехал из Алма-Аты в Куйбышев. И как они рассказывают, он из Алма-Аты в марте месяце привёз виноград и что-то ещё. Они очень хотели поговорить, но в квартире у Шостаковича это было абсолютно невозможно. И они прогуливались по улице Фрунзе. Между домом первого и домом другого. И мы с вами можем только нафантазировать , о чём они говорили. Потому что это были безусловно два мудрейших человека.

Относительно самой премьеры, я конечно, по жизни общалась со многими людьми, которые или присутствовали на этой премьере, или участвовали, как музыканты.

Седьмая симфония

И со временем вообще поразительно расширяется круг этих людей. Но главное, и об этом говорили буквально все, что это был такой заряд энергии, это был такой заряд духа, который переформатировал всю их жизнь.

И вот этот вот заряд энергетический передался всем представителям медиа, потому что все они здесь были: Совинформбюро и так далее . Через день после премьеры была статья в Нью-Йорк Таймс, были статьи во всех английских газетах. И покатилась мощнейшая, мы сегодня можем сказать, мощнейшая имиджевая PR акция. Если вы думаете, что Советский Союз — это сообщество варваров, то вот, посмотрите. И это была, действительно, мощнейшая пиар-акция. И потом, мы это хорошо знаем, симфония была в Лос-Анжелесе, в Скандинавии. И лучшие дирижеры мира в очередь стояли, кто будет исполнять. Известно, что в Лос-Анджелесе Седьмая симфония каждый год до сего года исполняется на Большом лугу, в центре города.

Детали, которые у меня на памяти, они примерно такие. Что несколько человек — это были инженеры самого первого класса, которые работали на заводах на Безымянке — пешком прошли эти 25 километров от Безымянки в марте месяце, для того, чтобы на этой премьере быть. И у них информация была такая, что нельзя было не прийти. Это было самое большое событие в жизни.

ДК им. Куйбышева

Дворец культуры имени Куйбышева, в котором разместился эвакуированный из Москвы Большой театр.

Поэтому, когда я для себя суммирую все эти куйбышевские события, это, конечно, из ряда вон выходящее событие, из ряда вон выходящая гениальная личность. И может быть, я бы к этому ещё добавила одно такое наблюдение, соображение. Это моё личное оценочное суждение, как говорят в этих случаях. Смотрите, премьера произошла 5 марта 1942 года. Я очень часто встречалась с разными людьми. Приезжают какие-то гости в Самару, мы стоим, скажем, рядом с драмтеатром. Напротив доска Шостаковича. И на фразу о том, что Седьмая симфония впервые была исполнена в Куйбышеве, люди, как правило, реагируют так: нет-нет, ну что вы. В Ленинграде же! Она же Ленинградская симфония. На самом деле — в Куйбышеве, потом через месяц в Москве, и только в конце августа 42 года, действительно, была эта акция. Она, действительно, была грандиозная и трагическая по-своему, и имиджевая по-своему. Потому что показывала, что дух народа жив.

Но я хочу обратить внимание на такую совершенно бытовую деталь. 5 марта состоялась премьера здесь в Куйбышеве, а ровно через 7 дней Шостакович получил новую квартиру. Он жил в доме на Фрунзе 146 , а квартира была получена в доме на Вилоновской 2А. Это был самарский дом на набережной, где были резервные квартиры.

1955

Обкомовский дом. Вилоновская, 2а

Я задаюсь риторическим вопросом: кто должен был дать распоряжение, чтобы состоялся этот переезд? Семья Шостаковичей в этом самом доме, в одной квартире, конечно, жила ужасно. Там жило 17 человек. То есть он с семьей 4 человека, мама с семьёй, сестра с семьёй, ученик консерватории, сын Алексея Толстого. Маленького Максима Шостаковича укладывали спать в рояль. Потому что места больше не было, куда ребёнка можно было положить.

Но это было очень высокое указание, и единственно высокое в этой ситуации. И он туда перемещается. И тут возникает вторая, очень-очень важная веха куйбышевского периода. Трагическая и очень важная, о которой даже в двух словах не расскажешь. Своим чередом шла раскрутка всего того, что связано с Седьмой симфонией. Он делает редакции Мусоргского, он выступает с концертами, помогает. А тут, переселившись в новую квартиру, через неделю после грандиозной мировой премьеры, он вдруг начинает писать совершенно новые сочинения.

Эта история имеет длинный хвост. Там есть трагическое ожидание смерти, потому что это всё могло развернуться совершенно по-разному. И тревога, и боль. Всё то, что он лично переживал в течение 30-х и 40-х годов. Безусловно, он, также как и Анна Андреевна Ахматова, мог сказать: я был всегда с моим народом, там, где он, к несчастью, был. Но это не было адресовано массовому слушателю, это было адресовано очень узкому кругу.

И вот когда начинаешь заниматься крупным планом и рассматривать под увеличительным стеклом какие-то детали куйбышевского бытия Шостаковича, то, конечно, есть одна огромная волна: что мог сделать художник в принципе, если угодно, для имиджа своей страны. Это было огромно. Это было глобально. Но есть масса мелочей вроде похода к главнокомандующему для того, чтобы спасти и помочь двум-трём музыкантам. Множество концертов, просветительская деятельность. Это был необыкновенный русский интеллигент. Кроме гениальности чисто музыкальной. Это было очень здорово.

И ещё одну вещь хочу сказать. Музей Шостаковича в Самаре. Может быть, именно в этой квартире на Вилонова. Понимаете, это было бы очень важно. Это было бы огромном украшением Самары в контексте мировой культуры. И в контексте русского характера, если хотите, и трагедии.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович приехал в Куйбышев 22 октября 1941 года со вторым эшелоном Большого театра, после страшных дней в блокадном Ленинграде, напряженной работы над Седьмой симфонией и нескольких попыток попасть на фронт. Из Москвы Шостакович с женой и двумя маленькими детьми ехал около недели вместе с композиторами P.M.Глиэром, А.И.Хачатуряном, В.Я.Шебалиным, Д.Б.Кабалевским, пианистом Э.Г.Гилельсом, дирижером Б.Э.Хайкиным, скрипачом Д.Ф.Ойстрахом, художником Н.А.Соколовым.

Свои воспоминания о переезде в Куйбышев оставил художник Н.А.Соколов: «Спали плохо, да и негде было. Женщины отдыхали ночью, мужчины днем – и то по очереди. Я видел, как Д.Шостакович выходил за кипятком на станциях, около вагона мыл снегом посуду. Он ехал в единственном старом костюме…

Постепенно преодолевались угнетенность и растерянность первых дней на куйбышевской земле. После очередной неудачной попытки добровольцем уйти на фронт, взялся за работу. В ноябре семья переехала в двухкомнатную квартиру (ул. Фрунзе, 146), получила продуктовые карточки, и композитор вплотную включился в творчество, в общественную и концертную деятельность.

О первом впечатлении о симфонии написаны десятки статей и воспоминаний.

С января 1942 года С.А.Самосуд и оркестр Большого с волнением готовили премьеру симфонии. Шостакович сам составил краткое пояснение и перед началом концерта выступил с вступительным словом. Старожилы Самары помнят об этом событии, когда музыка воспринималась не только слухом. ощущалась всеми нервами, казалось, даже зрением. Во время исполнения первой части всех била дрожь.

Замечательные воспоминания о первом впечатлении от музыки симфонии, услышанной на репетиции, оставил писатель А.Н.Толстой, также живший в нашем городе во время войны: «В большом фойе между колонн расположился оркестр московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом – Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле – Шостакович, похожий на злого мальчика.

5 марта 1942 года (70 лет назад) в городе Куйбышеве в помещении Дворца культуры им. Куйбышева впервые была исполнена Седьмая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, транслировавшаяся всеми радиостанциями Советского Союза.

На другой день после премьеры микрофильм партитуры был отправлен за рубеж. Началось ее торжественное шествие по лучшим оркестрам мира.

Уже в начале ноября 1941 года газеты известили о творческом вечере Д.Д.Шостаковича. Интенсивность и многогранность концертной и общественной работы Шостаковича в Куйбышеве поразительны. Неоднократно выступал он в филармонии, в драмтеатре, на радио, в музыкальной школе, ездил по госпиталям. Играл и свои произведения, и классику.

В октябре-ноябре 1942 года состоялись два авторских концерта, в которых принимал участие сам композитор.

Музыкально-общественная работа Шостаковича в Куйбышеве имела решающее значение для развития творческой жизни и музыкального образования города.

С декабря 1941 года в Куйбышеве началась деятельность отделения Союза композиторов, который возглавил Шостакович.

Куйбышевские музыканты, вспоминая работу в Союзе композиторов и встречи с Шостаковичем, неизменно подчеркивали его особую деликатность, интеллигентность. Он всегда был внимателен к людям, готов помогать чем мог.

Общественная работа отнимала много времени и сил. Вместе с московским композитором М.М.Черемухиным он организует в Куйбышеве музыкальные радиопередачи; вместе с певицей В.В.Барсовой и художником В.П.Ефановым работает в оргкомитете создававшегося весной 1942 года филиала Центрального дома работников искусств (ЦДРИ).

Он занимается приглашением в Куйбышев именитых музыкантов, устраивает встречи и дискуссии, вникает во все мелочи композиторской организации.

В марте 1942 года Шостаковича получает большую 4-х комнатную квартиру с отдельным кабинетом, роялем и видом на Волгу (ул. Вилоновская, 2-а).

3 марта 1943-го он выезжает в Москву. Так заканчивается куйбышевский период жизни и творчества нашего выдающегося композитора.

25 сентября 2006 года в Самаре появилась улица Дмитрия Шостаковича. Имя композитора в день столетия со дня его рождения получила улица Рабочая, на которой он жил.

[1] Соколов Н.А. О встречах с Шостаковичем. В кн. Наброски по памяти. т.2., Л., 1984, с.55.

[2] Каплер А.Я. Строка в старой записной книжке. //Новый мир. – 1978.- №11.- С.292.

[3] Толстой А.Н. На репетиции седьмой симфонии Шостаковича. //Правда то 16 февраля 1942 г.

Создание Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем знаменитой Седьмой (Ленинградской) симфонии вот уже не одно десятилетие привлекает внимание исследователей его творчества, музыковедов и музыкальных критиков. Как только Шостакович узнал о нападении на Россию фашистской Германии, он сразу же решил с оружием в руках защищать Родину и уже 22 или 23 июня подал заявление с просьбой принять его добровольцем в Красную Армию. Ему не отказали, но попросили подождать. Вторично Шостакович подает заявление после речи И. В. Сталина, в которой он говорил и о народном ополчении. И на сей раз композитора пообещали зачислить в ополчение, а пока посоветовали работать там, где он работает.

Считая, что в Ленинграде он будет нужнее, Шостакович встречается с руководителями партийных и советских организаций. Но ему снова предложили, посоветовали немедленно уехать. Потом он становится добровольцем-пожарником. Редкий снимок, запечатлевший Шостаковича на крыше консерватории в костюме и каске пожарника, вскоре опубликовали газеты и журналы едва ли не всех стран мира.

Вернемся к расказу В. Г. Дуловой:
— Своеобразная премьера Седьмой симфонии состоялась в нашей комнате. Пришли Шостакович, пианист Оборин, дирижер Мелик-Пашаев. По только что законченной партитуре Дмитрий Дмитриевич и Лев Оборин, сев за пианино, начали играть в четыре руки симфонию. Мы, взволнованные и потрясенные, долго и молча сидели, боясь разрушить нахлынувшие на нас чувства. А затем — бурный восторг, объятия, поздравления… И тут же началось деловое обсуждение, когда можно начать репетиции. Но нет нотной бумаги, нет переписчиков, а работа по расписыванию партий предстояла грандиозная. Вскоре из Москвы самолетом прислали нотную бумагу, и музыканты Большого театра сами взялись расписывать голоса. У всех нас было одно желание: как можно скорее начать репетиции. Интерес к симфонии был огромен, Шостаковича осаждали корреспонденты иностранных газет… И вот начались репетиции. Они проходили в фойе Дворца культуры имени Куйбышева, оркестр размещался между колоннами. Вверху, на хорах, стояли жаждущие приобщиться к великому таинству, рождению победной симфонии. Там можно было видеть Алексея Толстого, Катаева, Эренбурга, знаменитого авиаконструктора Микулина…

Через несколько дней в помещении драматического театра имени А. М. Горького филармония устраивает первый авторский концерт Шостаковича. А уже в начале января состоялся его второй большой авторский концерт. Композитор играет фортепианные прелюдии, переложение скерцо из Пятой симфонии, вновь исполняет с виолончелистом В. Матковским Сонату для виолончели, аккомпанирует Батурину, певшему его романсы на стихи А. С. Пушкина, наконец, исполняет свой Квинтет с Квартетом Большого театра. До отъезда из Куйбышева будет еще несколько концертов, на которых Шостакович с блеском выступает как пианист. Активное участие принимает Шостакович в проведении декады советской музыки, проходившей с 20 по 25 октября 1942 года, в обширную программу которой были включены также его Седьмая симфония и авторский концерт. Шостакович оказался к тому же и в оргкомитете по созданию в Куйбышеве филиала Центрального Дома работников искусств.

Влияние музыки великого композитора обсудили деятели культуры Самарской области


Сегодня исполняется 80 лет со дня первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. В далеком 1942 году оно состоялось в Куйбышеве. Именно из областной столицы великое произведение разлетелось по всему миру.

Могло ли так случиться, что Шостакович, отправляясь в эвакуацию в 1941 году, не остановился бы в Куйбышеве, уехал дальше, за Урал?

Предположение, не лишённое оснований. Но, не знающая сослагательного наклонения история жизни запасной столицы навечно связана с началом триумфального шествия 7-ой симфонии, с гением Шостаковича.

Потребовались годы усилий деятелей культуры, поддержки областной власти, чтоб сегодня имя Шостаковича и материально, и что важнее – духовно стало неотъемлемой частью культурного ландшафта губернии.

И 80 лет спустя оркестр Большого театра, в тех самых стенах бывшего дворца культуры им Куйбышева – ныне Самарского театра оперы и балета вновь исполняет музыку, которую называют симфонией мужества, Увертюрой Победы, символом торжества человека над мракобесием.

Сегодня, 5 марта 2022 года, на сцене Театра оперы и балеты, которому недавно было присвоено имя Дмитрия Шостаковича, Оркестр Большого театра исполнит Седьмую симфонию. Как и 80 лет назад в Куйбышеве. Этому событию предшествовала долгая подготовка.

Читайте также: