Влияние христианства на живопись кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 313 г. император Константин объявил христианство официальной религией Рима, что оказало впоследствии большое влияние на развитие европейского искусства в целом, и живописи в частности. Решение Константина имело политический характер, он использовал новую монотеистическую церковь как средство, которое могло помочь объединить империю.

Перед художниками стояла задача найти визуальные средства для выражения основных идей христианской религии. Велись долгие споры о том, можно ли изображать Бога-отца и не является ли это идолопоклонством, но в отношении фигуры Христа таких запретов не существовало, поскольку центральным догматом христианской веры являлась человеческая сущность Иисуса. Хотя на заре нового искусства часто расходились мнения о том, каким следует его изображать: молодым или зрелым, суровым или милосердным, бородатым или безбородым.

Живописные композиции, связанные с сюжетами из жизни Христа, имели свои особенности. Так, например, в первые века нашей эры не принято было представлять сцену распятия, поскольку к смерти на кресте на территории Римской империи приговаривали лишь преступников. Древнейшие памятники христианской живописи появились задолго до того, как эта религия была узаконена в Риме. Они относятся ко II в. и находятся в римских катакомбах, стены и потолки которых были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени.

Среди сюжетов росписей – эпизоды из жизни Христа, изображавшие исключительно сцены совершаемых им чудес, чтобы подчеркнуть его божественную сущность. Другие сюжеты, такие, как Ноев ковчег, Три отрока в пещи огненной, Даниил во рву со львами, История Ионы также создавались в качестве примеров чудесного избавления от смерти, символов надежды на спасение за гробом.

Добрый пастырь Катакомбы Домитиллы. Рим

Оранта. Катакомбы Присциллы. Рим. III в. н. э.

Иисус – Альфа и Омега Катакомбы Коммодиллы. IV в.

Раннехристианская живопись довольно многое заимствовала у античного искусства. Так, образ христианского ангела восходит к языческой персонификации победы, а волхвы, приносящие дары младенцу Христу, – к варварам, приносящим дань своему победителю. Апостолы изображались наподобие языческих философов и поэтов. Под языческим влиянием сложился и определенный образ Христа: юный Христос в катакомбной живописи напоминает языческого бога Гермеса, а изображение Христа с бородой и длинными волосами на прямой пробор происходит от обожествленного образа царя, каким его представляли в Месопотамии и древнем Иране.

Нимбы, осенявшие Христа и святых, когда-то изображались вокруг голов императоров и других персон, занимавших в светской иерархии высокое положение. Чтобы лучше объяснить свое учение язычникам, христиане использовали и некоторые античные мифы, в которых иногда проводили параллели с идеями христианства. Один из таких примеров – изображение Христа в виде Орфея, который очаровывал игрой на лире диких зверей: как Орфей укрощал животных, так и Христос через свое слово привлекает людей и укрощает стихии.

Но у нового искусства все же была и новая задача – христиане стремились передать не только то, что видимо глазами, но и особое духовное содержание своего учения, то, что неподвластно прямому изображению, и в этом им помогало использование символов. Наиболее часто в раннехристианской живописи встречаются такие символы как виноградная лоза, рыба, агнец, голубь.

Изображение рыбы Катакомбы Каллиста II–IV вв.

Изображение рыбы Катакомбы Каллиста II–IV вв. Рыба – один из наиболее ранних и широко распространенных христианских символов, имевших многообразное толкование. Ее связывали с именем Иисуса Христа и воспринимали как символ крещения. Одним из древнейших символов Евхаристии является изображение рыбы со стоящей у нее на спине корзиной с хлебами и вином. Катакомбы Каллиста

Спас Вседержитель VI в.

Спас Вседержитель VI в. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI в. и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с фаюмскими портретами, от которых иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. К числу самых известных энкаустических икон относится изображение Христа Вседержителя, хранящееся в монастыре святой Екатерины на Синае. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя – столицы Византии, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения

В 395 г. н. э. произошло разделение Римской империи на Восточную и Западную, что привело позднее к разделению христианской церкви на католическую и православную. Восточная Римская Империя получила название Византия. Это государство стало оплотом православного христианства, которое и легло в основу византийского искусства. Именно здесь возникает новая художественная традиция, до сих пор сохраняющаяся в православных странах, в том числе и в России – иконопись. Так, родом из Византии был великий русский иконописец Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405), византийскими канонами руководствовались в своем творчестве Андрей Рублев (1360/70 – ок. 1430) и другие древнерусские мастера. К числу византийских относится и знаменитая чудотворная икона Богоматери Владимирской из собрания Третьяковской Галереи.

Спас Нерукотворный. 1447

Спас в силах. XVI в.

Вознесение Господне Греция. XV в.

Для передачи духовности и божественности земных образов в православной живописи сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета, называемый иконографическим каноном. Эти изобразительные законы, предписывающие создание священных образов в определенной манере, продолжают сохраняться и по сей день.

Богоматерь Одигитрия Византия. XIII в.

В Византии постепенно формируется и особая христианская символика цвета, основы которой разработал Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, т. е. начало и конец спектра, означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой – цвет неба и чистоты. Красный – божественный огонь, цвет крови Христа и цвет царственности в Византии. Зеленый – цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому. Белый – обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный – это сокровенные тайны Бога. В связи со сложившимися в те времена традициями Христос и по сей день неизменно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще – гиматии, а Богоматерь – в темно-синем хитоне и вишневом покрывале – мафории.

Евангелие Годескалька Ок. 781–783

Евангелие Годескалька Ок. 781–783. Живопись в эпоху раннего средневековья представлена преимущественно в богато украшавшихся рукописных книгах, где заглавная буква, инициал, могла разрастаться в целую миниатюрную картину. Переписывание и оформление книг было трудным делом, этим занимались в основном монахи в специальных мастерских – скрипториях. Особенно славились скриптории французских, английских и ирландских монастырей

Иконы традиционно писались и продолжают писаться на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками и покрывают сверху левкасом – грунтом, изготовленным на рыбьем клее. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала подготовительный рисунок, а потом живописный слой.

В иконографическом каноне византийского искусства на протяжении его почти тысячелетнего исторического развития закреплялись основные элементы и приемы живописи, повлиявшей на искусство стран как православного круга, так и католического, например, некоторых областей Италии.

Живописи Западной Римской империи суждено было развиваться иным путем. Рим был захвачен и разгромлен варварами в 476 г. Античные традиции постепенно ушли в небытие. Но художественные особенности варварской культуры со временем также оказались под влиянием христианства. Варвары переосмысливали христианские сюжеты и само христианство в духе своих первобытных мифов. Их искусство имело прочные народные основы, определяющим для него было прежде всего декоративно-орнаментальное начало.

Новое религиозное мышление сформировало искусство всей Европы в эпоху Средневековья, началом которого принято считать V в. н. э. Главным заказчиком произведений искусства в это время становится церковь.

Евангелие Сен-Мартен де Шан Ок. 790

Евангелие Сен-Мартен де Шан Ок. 790. Французские рукописи в основном украшались зооморфными инициалами: заглавной буквой в виде стилизованных птиц, рыб, фантастических животных. На полях часто можно увидеть христианские символы: крест, голубь и т.д. Англо-ирландские рукописи заполнялись плетенкой, мотивы которых уходят в доисторические времена, когда они имели магическое значение. В них встречаются изображения фигур Христа и святых, имеющие обычно геометризованные формы, в обрамлении плетенки, а образы животных при всей стилизации сохраняют удивительную жизненность и правдоподобие

Монументальная живопись в VI–VIII вв. развития не получила, но уже в IX в. она достигает высокого уровня, хотя памятников сохранилось очень немного.

X в. был временем больших бедствий для Европы, поэтому книга остается единственным памятником живописной культуры того времени, а созданные тогда фрески сохранились только во фрагментах.

Шантенейское Евангелие Начало IX в.

Шантенейское Евангелие Начало IX в. Миниатюра евангелиста выполнена без обрамления на пустой странице, сплошь окрашенной пурпуром. Новыми чертами, свойственными западно европейскому средневековью становятся экспрессивность и напряженность повествования. Особого внимания заслуживает каролингская рукописная книга, в которой рядом с чисто декоративным принципом сочетается иллюстративный. На миниатюрах из этих рукописей предстают величавые мужи в античных тогах с книгой в руках

Исцеление глухого. Фреска из бенедиктинского монастыря святого Иоанна. 1160-е

Исцеление глухого. Фреска из бенедиктинского монастыря святого Иоанна. 1160-е Одними из самых известных романских росписей являются фрески из бенедиктинского монастыря святого Иоанна в Мюстаире (Швейцария). В прошлом веке в старейшей церкви монастыря были обнаружены несколько настенных изображений, датированных приблизительно 800 гг. На них представлены сцены из жизни ветхозаветного царя Давида, сюжеты, связанные со Страстями Христовыми, сцены распятия святого Андрея и изображение Страшного Суда.

Росписи выполнены с использованием ограниченной цветовой гаммы (охра, красный и коричневый цвета). В них сказалось влияние позднеантичной художественной культуры – наличие фонов с изображением классической архитектуры, относительно правильные пропорции фигур, светотеневая моделировка, естественные позы и движения персонажей. Апсиды и восточная стена церкви были заново расписаны в XII в. фресками на темы пира Ирода Антипы и танца Саломеи, потребовавшей за его исполнение голову Иоана Креститля, а также притчи о десяти девах

В начале XII столетия постепенно зарождается новый тип религиозного сооружения – стремительно вздымающийся ввысь монументальный готический собор. Происходившие изменения в архитектуре повлекли за собой и изменения в области монументальной живописи – место фресок занял теперь витраж, создававшийся из кусков цветного стекла (перешедший позднее в живопись по стеклу) в свинцовой обводке, известный еще в раннем Средневековье, но получивший полноценное развитие в период готики.

Деревянный потолок в церкви святого Михаила

Деревянный потолок в церкви святого Михаила. Особого внимания заслуживают и росписи деревянного потолка в церкви святого Михаила в немецком городе Гильдесгейме, выполненные в XIII в. На дубовых балках центрального нефа здесь изображено генеалогическое древо Иисуса Христа

Братья Лимбург. Великолепный Часослов герцога Беррийского Апрель. XV в. Фрагмент

Братья Лимбург. Великолепный Часослов герцога Беррийского Апрель. XV в. Фрагмент Живопись малых форм органично присутствует в рукописных книгах. В миниатюре находят отражение не только религиозные, но и светские темы, нередко художники обращаются и к миру природы. Филигранные произведения миниатюристов напоминают тонкостью линий и яркостью цвета изящные ювелирные изделия

Новый расцвет монументальной, и в особенности станковой живописи, начинается с эпохи раннего Возрождения в Италии, но готическая традиция (золотой фон, графично очерченный силуэт, изящество линий) еще долго будет прослеживаться в произведениях как итальянских мастеров, так и художников Северного Возрождения.




Лекции отца Александра Салтыкова, искусствоведа, декана факультета церковных искусств ПСТГУ: от чинопоследования освящения икон до научного изучения церковного искусства.

Подписаться на свежие материалы Предания

— Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся.

Жи́вопись – 1) один из основ­ных видов изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства, пред­став­ля­ю­щий собой худо­же­ствен­ные изоб­ра­же­ния пред­ме­тов мира в линиях и крас­ках; 2) про­из­ве­де­ния этого вида искус­ства.

zhivopis v hristianstve - Живопись в христианстве

Чем рели­ги­озно-пра­во­слав­ная живо­пись отли­ча­ется от живо­писи вообще?

Рели­ги­озно-пра­во­слав­ная живо­пись пред­став­ляет собой вид искус­ства, нераз­рывно свя­зан­ный с верой в Бога, Свя­щен­ным Писа­нием и Пре­да­нием Церкви, пра­во­славно-рели­ги­оз­ной жизнью, Таин­ствами, обря­дами, пра­во­слав­ным сим­во­лиз­мом и т.д.

Суще­ство­вала ли живо­пись у древ­них евреев?

Каковы истоки хри­сти­ан­ской живо­писи?

Истоки хри­сти­ан­ской живо­писи сле­дует искать не в иудей­ской, а в греко-рим­ской и еги­пет­ской тра­ди­циях, где изоб­ра­зи­тель­ное и пла­сти­че­ское искус­ство было широко раз­вито. В какой-то мере хри­сти­ан­ская икона явля­ется пре­ем­ни­цей антич­ного погре­баль­ного изоб­ра­же­ния, что под­твер­ждает срав­ни­тель­ный анализ ран­не­хри­сти­ан­ских икон и т. н. фаюм­ских порт­ре­тов – еги­пет­ских погре­баль­ных изоб­ра­же­ний, най­ден­ных архео­ло­гами в Фаюме и других горо­дах Египта.

Можно ли назвать ико­нами настен­ные изоб­ра­же­ния в рим­ских ката­ком­бах?

Данные изоб­ра­же­ния, дати­ру­е­мые пери­о­дом со II по VI век, можно назвать пред­те­чами икон, но не ико­нами в совре­мен­ном смысле этого слова. Между тем, поскольку икона, в бук­валь­ном зна­че­нии слова, осмыс­ли­ва­ется как образ, а эти изоб­ра­же­ния являют либо образы святых лиц, либо образы зна­чи­мых для Церкви собы­тий, ико­нами их назвать можно, условно. Все ката­комб­ные изоб­ра­же­ния можно раз­де­лить на несколько кате­го­рий: 1) сим­волы и сим­во­ли­че­ские изоб­ра­же­ния; 2) полу­сим­во­ли­че­ские изоб­ра­же­ния; 3) изоб­ра­же­ния, наве­ян­ные антич­ными обра­зами, пере­осмыс­лен­ными в хри­сти­ан­ском духе; 4) кар­тины на хри­сти­ан­ские сюжеты. Все эти изоб­ра­же­ния имеют нрав­ственно-дидак­ти­че­ский харак­тер и при­званы отра­зить основ­ные истины хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Боль­шин­ство изоб­ра­же­ний выпол­нено в тех­нике фрески, однако встре­ча­ются и моза­ики.

Чем обыч­ная кар­тина, на кото­рой изоб­ра­жен, напри­мер, святой, отли­ча­ется от иконы, где изоб­ра­жен тот же святой?

Как хри­сти­ан­ство отно­сится к свет­ской живо­писи?

Хри­сти­ан­ство поло­жи­тельно отно­сится к свет­ской живо­писи в тех слу­чаях, когда про­из­ве­де­ния живо­писи не содер­жат в себе греха и не подви­гают чело­века на совер­ше­ние оного, но напро­тив, вооду­шев­ляют его на добро.

Христианство в искусстве сыграло значительную роль, ведь со времени его возникновения было написано великое множество икон, а также мозаик на религиозную тему. История христианства насчитывает более чем две тысячи лет, при этом оно является одним из трех мировых религий. Оно имело огромное влияние на мировоззрение человека, за все это время строилось несметное количество церквей и храмов во всем мире. Для их украшения работали многие великие художники, поэтому смело можно сказать, что религия и искусство здесь очень сильно переплелись.

Искусство на Западе

На самом деле распространение христианства происходило в различных условиях на Востоке и на Западе, поэтому и в искусстве наблюдались определенные различия. Например, христианство в искусстве иконы и мозаики в Западной Европе имело более реалистичный характер, художники там предпочитали придавать своим творениям максимальную степень правдивости.

христианство в искусстве

Подобное привело к тому, что появился совершенно новый вид искусства – арт нова. Он характеризуется тем, что икона постепенно становилась полноценной картиной, но с религиозным сюжетом, ведь иконописцы рассказывали о евангельской истории, пытаясь точно отобразить все, даже самые мелкие детали.

Арт нова и Ян ван Эйк

Течение арт нова также коснулось искусства Востока Европы, где написание икон и мозаик приобрело интуитивный и религиозно-мистический оттенок. Подобное произошло в Нидерландах в 15 веке. Первый живописец, который решил изобразить картину, не имеющую никакого отношения к религии, был Ян ван Эйк – он создал портрет четы Арнольфини.

религия и искусство

На самом деле это был настоящий прорыв того времени, ведь люди впервые были изображены в повседневной для них обстановке без какого-либо религиозного подтекста. До этого же времени разъединение таких понятий, как религия и искусство, представлялось невозможным. Но тем не менее, если присмотреться к символам, которые изображены на картине, то можно наблюдать присутствие Святого духа в мельчайших деталях интерьера. Например, на люстре днем из всех свечей была зажжена только одна – именно это свидетельствует о его мистическо-таинственном присутствии в комнате молодоженов Арнольфини.

Символизм в иконах и мозаике

Роль христианства в искусстве нельзя недооценивать, ведь именно оно сформировало целую культуру прошлых веков и повлияло на мировосприятие обыкновенного человека. При этом стиль написания икон и мозаик несколько своеобразен, и разобраться во всех деталях было бы невозможно, если бы не понятие психологии и особенностей той культуры.

христианство в искусстве иконы и мозаики

Символика подчас многослойна и достаточно сложна для понимания, ведь она рассчитана в первую очередь на то, чтобы зритель ее активно воспринимал. Иконография – христианство в искусстве - полностью пропитана символами, которые не так просто дешифровать, их стоит понять на интуитивном уровне.

Расшифровка символов

Например, если говорить о числах, то число 7 означает символ завершенности, а также законченности действия. Ведь существует семь нот, семь смертных грехов, семь дней недели или же семь добродетелей.

Значение цветов в иконах и мозаиках

Если говорить о цветах, которые используются при написании икон, то синий цвет является символом всего духовного, величия, непостижимости тайны и глубины откровения. Золотой цвет всегда символизировал сияние Божественной славы, которая снизошла на всех святых. Именно поэтому золотой цвет имеет фон иконы, сияние вокруг Иисуса, которое освещает всех его окружающих, нимб святых либо же одежда у Богородицы, а также у Иисуса. Это, по мнению живописцев, самым удачным образом подчеркивает их святость и то, что они принадлежат к миру непоколебимых и вечных ценностей.

растения символы христианства в искусстве

Христианство в искусстве придало и желтому цвету определенное символическое значение – он означает высшую власть ангелов. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что он просто является заменой золотого.

Полной противоположностью белому цвету является черный, поэтому и его значение также противоположно – это максимальная отдаленность от Господа, причастность к аду, либо же черный цвет может символизировать тоску, уныние и горе.

Голубым цветом художники пытались передать чистоту, а также праведность, поэтому его еще называли цветом Богородицы.

Красным цветом всегда изображали кого-либо, кто имеет власть и огромное могущество. Красный является царским цветом, поэтому именно таким был написан плащ Архангела Михаила, который считался предводителем небесного воинства, а также Святого Георгия, который был победителем змея. Но подобный символ имел не одно значение, поэтому мог означать еще и мученичество либо искупительную кровь.

Нередко встречался и зеленый цвет в написанных иконах, ведь он является и по сегодняшний день символом вечной жизни, вечного цветения. Кроме всего прочего он приписывается цвету Святого Духа.

Жестикуляция в иконах

Все живописцы уделяли особое внимание жестикуляции главных героев их икон и мозаик. Христианство в искусстве – обсуждение этой темы заняло у специалистов достаточно много времени, поэтому затрагивались не только цвета, которые используются, но и жесты, их духовный и сакральный смысл.

Например, если рука прижата к груди, то это всегда означало сердечное сопереживание. Если ее поднимали вверх, то это было молчаливое требование или же призыв к покаянию. Если же рука изображалась протянутой вперед, при этом с раскрытой ладонью, то это своеобразный знак повиновения, а также покорности. Если же руки протягивали вперед и немного приподнимали, то это могло быть молением о мире, о помощи, либо жестом просьбы.

Если же обе руки прижимались к щекам, то это означало, что человек испытывает печаль и скорбь. Подобные жесты являются самыми распространенным, но, конечно же, существует и масса других, которые описать подчас достаточно сложно даже опытным специалистам.

роль христианства в искусстве

Христианство в искусстве очень щепетильно относилось даже к предметам, которые изображали в руках героев икон. Например, апостол Павел чаще всего изображался с Евангелием в руках. Намного реже его изображали с мечом в руках, который символизировал Божие Слово. Для Петра характерно то, что его изображали с ключами в руках от царства Божия. Растения - символы христианства в искусстве - также встречаются достаточно часто, так, мучеников изображали с пальмовой ветвью, ведь она является символом принадлежности к Небесному Царству. Пророки же обычно держат в руках свитки со своими пророчествами.

Язык иконы

Искусство с точки зрения христианства является "продолжением" Евангелия. Все жесты, предметы и цвета, которые изображены на иконе, соединяются в непередаваемую гамму энергии, которую она излучает. Это своеобразный язык иконы, с помощью которого к нам обращаются мастера прошлого, пытаясь заставить заглянуть в глубину человеческой души и задуматься над мистическим смыслом христианской веры. Издревле считалось, что глаза – это зеркало души, поэтому художники этим активно пользовались.

христианство в искусстве обсуждение

Чтобы сделать своих персонажей более выразительными они специально искривляли пропорции лика, делая глаза больше, чем должно быть. По их мнению, подобное сделает акцент на глазах, и зрителю будет казаться, что они более проникновенные.

Изменения в изображении лика святых

Уже начиная с 15 века, в Рублевские времена, подобная практика прекратилась. Но, несмотря на то что глаза уже изображались мастерами не такими большими и томными, им все равно уделялось достаточно много времени и внимания. Кроме всего прочего появилось несколько нововведений. Например, Феофан Грек изображал святых на своих иконах с пустыми глазницами, либо же просто с закрытыми глазами. Именно таким образом он пытался показать, что взоры святых всегда направлены не на мирское бытие, а на созерцание высшего мира, на внутреннюю молитву, они как будто осознают божественную истину.

Фигуры святых на иконах и мозаиках

Каждый человек, смотря на иконы, отмечал про себя то, что святые казались какими-то очень легкими, они будто парили в воздухе. Подобный эффект достигался художниками благодаря тому, что они изображали фигуры святых менее плотно, чем всех окружающих, они рисовали их немногослойно, при этом специально удлиняли и вытягивали.

христианство и антихристианство в искусстве

Подобный прием создавал у зрителя впечатление легкости и отсутствия телесности тел святых, преодолевалась их объемность. По задумке это приводило к тому, что они будто парят над землей, и подобное должно быть прямым выражением их преображенного состояния, а также одухотворенности.

Фон иконы и его значение

Несмотря на то что центральную часть картины всегда занимал человек, немаловажным также является и фон, который изображен позади него. Как правило, художники и туда пытались вложить какой-либо свой смысл, тем самым подталкивая ценителей искусства к долгим размышлениям о тайне, которую они хотели им передать.

Наиболее часто изображались горы, палаты, разнообразные деревья, которые в общей композиции формируют живописный пейзаж. Если окунуться с головой в символическую нагрузку всего этого, то горы обозначают сложный и тернистый путь человека к Господу Богу. На самом деле отдельно изображенным деревьям придавали второстепенное значение. Но, тем не менее, дуб, который достаточно часто изображался, всегда являлся символом вечной жизни. Виноградная лоза и чаша на фоне считались символами искупительной жертвы Иисуса Христа, а вот голубь – это символ Святого Духа.

Формирование символизма христианства

Многие верующие утверждают, что таинства самого христианства были созданы из всепоглощающего хаоса язычества. Именно поэтому искусство христианства так и не смогло получить какой-то однородной формы. Оно как будто было создано из множества мельчайших кусочков. Некоторые символы были взяты еще из языческой веры, из исламского искусства. Поэтому сейчас средневековые шедевры классифицировать можно не только по таким параметрам как Восточная и Западная Европа, но и по многим другим. Изобразительное искусство того времени никаким образом не смогло отказаться от наследия античности, постепенно превращая его в нечто совершенно новое. Источники теологической традиции сакрального образа должны были навсегда потеряться для нас в истории, во мраке доконстантиновой эпохи. Среди прототипов, которые имеют непосредственное отношение к подобной традиции, называют образ Христа на Плащанице или же на Мандилионе, который потерялся в Константинополе во время разграбления его крестоносцами. Не менее важным образом является образ Богоматери, который приписывается Святому Луке. Подлинность подобных образов вызывает огромное сомнение, но, тем не менее, ими успешно пользуются в течение многих веков. Иисус и Богородица изображаются так, как это было описано в многочисленных трудах мучеников прошлых веков – именно в этом христианство и антихристианство в искусстве похожи.

Характеристика живописи, скульптуры и архитектуры христианской направленности.

Христианское искусство

Введение

Христианство распространилось по всему миру, чтобы стать основной религией и системой ценностей для человечества, по крайней мере, до 20-го века. С течением времени оно обрастало иерархической организацией и традициями, а также стало самым крупным и влиятельным покровителем художников, скульпторов и архитекторов. Действительно, с самого начала церковь использовала произведения различных видов искусства для того, чтобы создать определенный образ, усилить влияние церкви и привлечь новых единомышленников. В процессе становления христианского искусства была разработана уникальная иконография, архитектурный стиль, создавались характерные скульптуры, алтари, витражи, фрески и мозаики.

Пьета. Микеланджело.

Пьета. Микеланджело.

Собор Святого Марка, Венеция. Купол святого Иосифа.

Собор Святого Марка, Венеция. Купол святого Иосифа.

Раннее христианское искусство в Риме (150-450)

До легализации христианства в 313 году произведений искусства на эту тему было относительно мало. Оно включало в себя фресковую живопись на стенах катакомб, ряд простых архитектурных памятников, эмблемы на религиозную тему из различных материалов. В ранние времена христианское римское искусство оставалось, в буквальном смысле, подземной культурой. Однако, после официальной легализации, потребность в нем резко возросла.

Византийское искусство (450-1450)

Мозаика конхи. Базилика Сан-Витале.

Мозаика конхи. Базилика Сан-Витале.

Средневековое христианское искусство (450-1200)

С падением и распадом Римской империи западная Европа вступила в темные века (400-800), период политической неопределенности и культурного застоя. Единственной объединяющей силой стало христианство, но его влияние было ограничено. Только в Ирландии, стране, отрезанной от европейского материка, христианство процветало.

Готика (1150-1375)

Готическое искусство обязано своим развитием, в том числе точным наукам, включая математику. Художники эпохи создавали огромные витражи и фрески на христианские темы и иллюстрировали библейские сюжеты. Готический период был связующим мостом между средневековым искусством и эпохой Возрождения.

Ренессанс

В начале 14-го века в области христианского искусства можно выделить творчество Джотто (Капелла Скровеньи, Алтарь Перуцци, Маэста и т.д.). Позже в 15-м веке христианская живопись и скульптура преобладает во Флоренции, а в 16-м — в Риме, во времена пап Сикста IV, Юлия II, Лва X и Павла III.

Рафаэль Санти. Крещение Константина.

Крещение Константина. Рафаэль.

Ряд бессмертных картин религиозной направленности включает в себя произведения Пьеро делла Франческа, знаковые фрески и картины Леонардо да Винчи, Андреа Мантеньи, Рафаэля, Микеланджело, Корреджо, Паоло Веронезе, Тинторетто, Яна ван Эйка, Альбрехта Дюрера, Андреа Верроккьо, Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Лоренцо Гиберти, Рубенса, Караваджо, Ганса Гольбейна и других.

Тинторетто. Рай.

Тинторетто. Рай.

В современную эпоху (1750-2000)

Христос перед Пилатом. М. Мункачи.

Христос перед Пилатом. Мункачи.

Читайте также: