Обломов и общество кратко

Обновлено: 01.07.2024

Обломов, лучшее создание нашего блистательного романиста, не принадлежит к числу типов, “к которым невозможно добавить ни одной лишней черты” – над этим типом невольно задумываешься, дополнений к нему невольно жаждешь, но дополнения эти сами приходят на мысль, и автор со своей стороны сделал почти все нужное для того, чтобы они приходили. Германский писатель Риль сказал где-то: горе тому политическому обществу, где нет и не может быть честных консерваторов; подражая этому афоризму, мы скажем: нехорошо той земле, где нет добрых и не способных

Обломовщина, так полно обрисованная г. Гончаровым, захватывает собою огромное количество сторон русской жизни, но из того, что она развилась и живет у нас с необыкновенною силою, еще не следует думать, чтоб обломовщина принадлежала одной России. Когда роман, нами разбираемый, будет переведен на иностранные языки, успех его покажет, до какой степени общи и всемирны типы, его наполняющие. По лицу всего света рассеяны многочисленные братья Ильи Ильича, то есть люди, не подготовленные к практической жизни, мирно укрывшиеся от столкновений с нею и не кидающие своей нравственной

Обломовщина гадка, ежели она происходит от гнилости, безнадежности, растления и злого упорства, но ежели корень ее таится просто в незрелости общества и скептическом колебании чистых душою людей пред практической безурядицей, что бывает во всех молодых странах, то злиться на нее значит то же, что злиться на ребенка, у которого слипаются глазки посреди вечерней крикливой беседы людей взрослых.

Русская обломовщина так, как она уловлена г. Гончаровым, во многом возбуждает наше негодование, но мы не признаем ее плодом гнилости или растления. В том-то и заслуга романиста, что он крепко сцепил все корни обломовщины с почвой народной жизни и поэзии – проявил нам ее мирные и незлобные стороны, не скрыв ни одного из ее недостатков. Обломов – ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец времен распадения.

Он бессилен на добро, но он положительно не способен к злому делу, чист духом, не извращен житейскими софизмами – и, несмотря на всю свою жизненную бесполезность, законно завладевает симпатиею всех окружающих его лиц, по-ввдимому, отделенных от него целою бездною.

Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней, какими страдает не один из практических людей, кидающихся в него камнями. Он не имеет ничего общего с бесчисленной массой грешников нашего времени, самонадеянно берущихся задела, к которым не имеют призвания. Он не заражен житейским развратом и на всякую вещь смотрит прямо, не считая нужным стесняться перед кем-нибудь или перед чем-нибудь в жизни. Он сам не способен ни к какой деятельности, усилия Андрея и Ольги к пробуждению его апатии остались без успеха, чтоб другие люди при других условиях не могли подвигнуть Обломова на мысль и благое дело.

Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества, драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих.

По практичности, по силе воли, по знанию жизни он далеко ниже своей Ольги и Штольца, людей хороших и современных; по инстинкту правды и теплоте своей натуры он их несомненно выше. В последние годы его жизни супруги Штольц навестили Илью Ильича, Ольга осталась в карете, Андрей вошел в известный нам домик с цепной собакой у калитки. Выйдя от своего друга, он только сказал жене: все кончено или что-то в этом роде и уехал, и Ольга уехала, хотя, без сомнения, с горем и слезами.

В чем же заключался смысл этого безнадежного, отчаянного приговора? Илья Ильич женился на Пшеницыной (и прижил с этой необразованной женщиной ребенка.)

И вот причина, по которой кровная связь расторгнута, обломовщина признана переступившей все пределы! Ни Ольгу, ни ее мужа мы за это не виним: они подчинялись закону света и не без слез покинули друга. Но повернем медаль и на основании того, что дано нам поэтом, спросим себя: так ли бы поступил Обломов, если б ему сказали, что Ольга сделала несчастную мезальянс”, что его Андрей женился на кухарке и что оба они, вследствие того, прячутся от людей, к ним близких?

Тысячу раз и с полной уверенностью скажем, что не так.

Он бы не сказал слова вечной разлуки, и, ковыляя, пошел бы к добрым людям, и прилепился бы к ним, и привел бы к ним свою Агафью Матвеевну. А Андреева кухарка стала бы для него не чужою, и он дал бы новую пощечину Тарантьеву, если б тот стал издеваться над мужем Ольги. Отсталый и неповоротливый Илья Ильич в этом простом деле, конечно, поступил бы сообразнее с вечным законом любви и правды, нежели два человека из числа самых развитых в нашем обществе.

И Штольц, и Ольга, без всякого сомнения, гуманны в своих идеях, без всякого сомнения, они знают силу добра и головами своими привязаны к участи меньших братьев, но стоило их другу связать свое существование с судьбой женщины из породы этих меньших братьев, и они оба, просвещенные люди, поспешили со слезами сказать: все кончено, все пропало – обломовщина, обломовщина! Продолжим параллель нашу. Обломов умер, Андрюша его вместе с Обломовкой поступил под опеку Штольца и Ольги.

Что такое обломовщина кратко

Обломов

Истоки обломовщины

Суть явления в социально-историческом плане заключается в приверженности главного героя старым ценностям, нежеланию расти и развиваться, стремление к мещанскому порядку в жизни. Философский аспект понятия несколько шире и подразумевает воплощение всей культуры, истории и менталитета русского народа. Поэтому Обломовка в воспоминаниях Ильи Ильича — это прежде всего обряды, сказки и предания, а не материальное или духовное наследство.

Главным персонажем многих русских народных сказок является Иван-дурак — человек не глупый и не ленивый, но воспринимаемый читателями именно таким из-за того, что постоянно лежит на печи в ожидании чуда.

Что такое обломовщина в романе обломов кратко

Обломов является некоей проекцией образа Ивана-дурака из сказки в повествование XIX века. Однако Илья Ильич живет в реальном мире, поэтому в отличие от Иванушки чуда в его жизни так и не происходит.

Причины ухода от реальности

Родная деревня Ильи Ильича располагалась достаточно далеко от столицы в тихом и живописном месте. Красота окружающей природы, отсутствие необходимости трудиться и чрезмерная любовь родителей привели к тому, что Илюша рос человеком несамостоятельным и не подготовленным к житейским трудностям во взрослом возрасте.

Что такое обломовщина

Обломовка в произведении является типичным примером крепостного поместья, жизнь в котором построена на труде крепостных. Жители этого места направляют все свои силы на удовлетворение первостепенных потребностей в пище и сне. Основой в этом месте являлась косность — приверженность старым традициям и обычаям, передавшимся им от предков. Духовный мир обломовцев демонстрируется как довольно бедный и ограниченный. Сфера их интересов связана только с бытовыми вопросами, которые за них решают крепостные.

Родители всячески берегли Илюшу от труда, считая его тяжким наказанием для ребенка. В результате такого воспитания Илья, несмотря на то что от природы был любознательным мальчиком, стал смотреть на окружающий мир глазами обломовцев. Илья Ильич не смог стать полезным ни для общества, ни для себя и единственное, что он мог — это мечтать, лежа на диване, и сокрушаться о том, что жизнь не сказка.

Обломов и общество

Любое вторжение в его мирное существование привычный ход жизни доставляло серьезный дискомфорт Обломову. Окружающие люди стали декорацией полусна-полусуществования Ильи. Подобное отношение к окружающим сформировалось после первой и единственной неудачной попытки Обломова заняться работой.

Обломов, выросший в атмосфере любви и опеки, считал, что встретит аналогичное отношение к себе и на петербургской службе. Однако, каково было его удивление, когда вместо подобия заботливой семьи, в которой все его поддерживали, на работе он впервые столкнулся с коллективом, где люди озабочены собственными успехами, повышением жалования и карьерным ростом.

Обломовщина это

Никому не было дела до его проблем, поэтому после первой же ошибки герой сам бросил работу и больше никогда не пытался куда-то устроиться. Все дни герой стал проводить в кровати, надежно укрывшись от забот и проблем внешнего мира одеялом.

Социальной трагедией главного героя, рассмотренной в докладе, является его инфантильность и неумение жить в реальности, подстраиваясь под обстоятельства. Любая неудача или незначительное препятствие на его пути становятся для Обломова катастрофой и приводят к тому, что от истинного существования он переходит к иллюзорному.

Любовная линия

Обломовщина

Особое значение для определения сущности обломовщины в произведении, имеет любовная линия сюжета. Возлюбленной главного героя становится Ольга Ильинская, в отношениях с которой явно прослеживается такой же эскапизм, как и во всей жизни Обломова. Расставание влюбленных было предначертано еще в момент их первой встречи. Характеристика взаимоотношений героев:

Обломовщина это что такое

  1. Ольга влюбилась в тот образ Ильи, который был навеян ей Штольцем. Девушка представляла Обломова как доброго, мягкого и чувствительного человека, не учитывая тот факт, что он склонен чрезмерно погружаться в свой внутренний мир, закрываясь в своих мыслях от окружающих.
  2. Ольга стремилась всеми способами пробудить героя к деятельной и активной жизни, пыталась сделать из него человека, полезного для общества.
  3. Для Обломова чувство любви стало скорее поэтичной влюбленностью, главным в которой была идея недостижимого счастья.
  4. Неосознанно Илья Ильич откладывал признание родственникам Ольги о том, что находится с ней в отношениях и не назначал дату свадьбы. Если бы женитьба состоялась, его мечтания стали бы реальностью, к чему он был не готов.
  5. Во время очередного переноса свадьбы Ольга осознала, что для Ильи важна не любовь или семья и стремление к этому, а томление и мечтания о прекрасной и недоступной даме сердца. Для девушки с практичными взглядами на мир это оказалось неприемлемо, и она разорвала отношения с героем.

Обломовский образ жизни победил чувство любви. Новые волнения, тревоги и изменение привычных порядков напугали главного героя. Трагедия жизни Ильи Ильича заключается в том, что смыслом его существования являлись именно мечты, а не их достижение. Получение желаемого в реальности привело бы к внутреннему опустошению героя, потере им целей и смысла жизни.

Протест героя

Некоторые литературные критики охарактеризовали образ жизни героя, как один из разновидностей форм протеста личности. Признаки обломовщины, как протеста:

Обломовщина кратко

  1. Главный герой — человек со светлой и чистой душой. Он не злодей и не подлец.
  2. Отказ от социума выражается у Обломова в пассивности при проживании собственной жизни.
  3. Чувство свободы, полученное в детстве героем, не нашло реализации во взрослой жизни.
  4. Последствиями учебы и работы стало только разочарование и осознание бренности бытия.
  5. Служба воспринимается героем, как бестолковое перекладывание бумаг, а коллеги, как меркантильные, чуждые идеалам люди.

В мире не нашлось места для Обломова или Обломов не смог адаптироваться в чуждых ему условиях — так или иначе, разочарование героя привело к тому, что его образ жизни и обломовщина стали его пассивным протестом против существующего жизненного уклада.

Образ барской жизни

В сочинении Гончарова обломовщина является собирательным и утрированным образом жизни типичных барских семей. На фоне эпохи, во время которой происходят серьезные изменения в общественном укладе, тема картины кажется особо страшной. В явлении обломовщины автор демонстрирует одну из отрицательных черт русского человека: стремясь к безделью, люди теряют себя и слишком поздно начинают понимать, что остались наедине с собственной ленью. Безделье и праздность съедают человека, превращая его в изгоя.

Кто такой обломов

В реферате следует отметить и то, что рассматриваемое явление характерно не только для времен жизни автора произведения. Слово обломовщина можно произносить и в отношении многих современных людей, души которых охвачены ленью и апатией. Обломов является сборным персонажем, который застрял в своем прошлом и не умеет приспосабливаться к реальности для комфортной жизни в ней. Герой может только придумать свой идеальный мир, но боится реализовать мечты в действительности.

Последнее пристанище Ильи Ильича — это дом Агафьи Пшеницыной, где он нашел все то, к чему привык еще в детстве в родной Обломовке. Какой урок можно вынести из произведения? Нереализованный человеческий потенциал приводит к постепенному и полному отмиранию думающей, но пассивной личности.

Обломов так отдален от реальной жизни, что свет для него представляет
вечную суету без всякой цели. “Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии.. .
что ж это за жизнь? ” - восклицает Обломов, считая общение со светским
обществом пустым времяпрепровождением.

1. Обломов был очень хорошим человеком, т. к. ничего плохого никому не сделал, ни о комне подумал плохо и был ко всем доброжелателен. побольше бы таких людей, они сделали бы этот мир лучше.
2. Обломов уже плох тем, что вообще ничего не делал - ни хорошего, ни плохого. да, он никому не сделал худо, но и лучше никому не стало от его общества, он абсолютно инфантилен по отношению ко всему, включая самого себя. Такие люди не должны существовать, они не нужны в обществе

Поищите в интернете "Полемика "Обломов"" поисковик выдаст вам фамилии критиков, которые это говорили. и более полную информацию. я просто опрощенно пересказала суть

Гончаров Иван Александрович

Краткий и полный анализ романа раскрывают замысел автора через художественные средства выразительности.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Счастье и смысл человеческой жизни.

Проблема: То, что Обломов воспринимает как счастье и полноту жизни, приводит к разрушительным последствиям. Жизнь без труда, тревог, сложностей отупляет, взывает смерть души.

2. Тема: Обломовщина как застой и сопротивление всему новому.

Проблема: Устаревший уклад жизни Обломовки может быть приятен, но он символизирует людей, так как препятствует росту и развитию.

3. Тема: Место любви в жизни человека.

Проблема: Влюбившись в Ольгу, Обломов делает ее смыслом жизни. Но нельзя помещать смысл своей жизни в другого человека. Штольца же любовь к Ольге поддерживает и питает, а смысл его жизни – в труде, развитии и самосовершенствовании.

п.2. Идея и пафос

Автор показывает, как губительно сказывается на человеке отказ от развития, роста, усилий воли, труда, испытаний. Во многом этому способствует и тот образ жизни, в котором растет Обломов. Его оберегают от всего, не дают самостоятельно делать что-либо, откармливают и балуют, подавляют любознательность и инициативность. Взрослея, Обломов слишком привыкает жить в таком сценарии, поэтому он ничего не умеет и не выдерживает даже простых явлений жизни. Теперь обломовщина проникает в его характер и душу, и человек проживает унылую бесцветную жизнь.

п.3. Основные герои

п.4. Литературные приёмы

1. Психологический портрет, — отражающий не только внешность, но и характер героя.
2. Характеристика персонажа через речь других героев — (Ольга и Штольц часто говорят про Обломова хорошее).
3. Комментарий автора, — объясняющий действия героя или содержащий его мысли.
4. Символические детали — (халат, диван, ветка сирени, мелькающие локти Агафьи, пыль и паутина по углам, книги, пение Ольги и т.д.)
5. Сон Обломова, — показывающий воспитание Ильи и истоки обломовщины, рассказ о жизни героя.

п.5. Конфликт произведения

Читайте также: