Культура речи делового человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Умен ты или глуп,
велик ты или мал,
Не знаем мы,
пока ты слово не сказал.

Саади (персидский
мыслитель и поэт XIII в.)

Язык часто называют инструментом общения.

Речь же можно сравнить с игрой на инструменте. Сколько людей, столько и исполнителей. Вспомним эпизод из известной сказки Пушкина, когда переодетая царевна оказалась в лесной избушке у семи братьев: "Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали".

Но дело не только во впечатлении, которое производит речь.

Слова – оболочка мыслей.

Если слова выбраны неудачно, самые ценные мысли достанутся только их владельцу.

Культура устной речи заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению:

Подбирая слова для выражения мыслей, мы руководствуемся следующими соображениями: во-первых, подходит ли слово по смыслу;

во-вторых, правильно ли мы его употребляем; в-третьих, уместно ли оно в данной ситуации; и, наконец, выразительно ли оно.

Мы часто ставим на первое место умение правильно говорить. Однако проблема глубже. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, убедить ее.

"Говорить правильно" и "говорить хорошо" – вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объему.

Культура речи предполагает:

знание норм литературного языка;

соблюдение основных требований к языку выступления;

выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств.

Культура речи занимает важнейшее место среди других навыков и приемов, которые использует человек, чтобы склонить собеседника, партнера, аудиторию к своей точке зрения либо привлечь на свою сторону. Ведь слово – это не только средство общения и искусство управлять людьми. Это еще и отражение внутренней культуры, духовного богатства человека, его самохарактеристика.

Может быть, поэтому следовало бы говорить не о любви с первого взгляда, а скорее о любви с первого слова. Академик Д. С. Лихачев подчеркнул, что для него культура речи – главный показатель культуры человека вообще, широты и глубины его знаний и мыслей. Незазорным считала для себя М. Тэтчер, находясь у власти, учиться грамотно говорить, повышать свой образовательный уровень.

Стоит выступающему исказить слово, изменить ударение, применить тот или иной термин не по назначению, и аудитория моментально реагирует. Слушатель отвлекается на второстепенные детали, перестает слушать, что говорит выступающий, а начинает следить за тем, как тот говорит, подмечая все недостатки в речи, подсчитывая, сколько раз тот произнес слова-паразиты, и т.д. При этом эмоциональное состояние, возникающее под влиянием слова, переносится и на самого выступающего, усиливая у последнего чувство неловкости и еще более усугубляя его положение.

Так, Б. Шоу говорил следующее: можно сказать 50 раз "да " и 500 раз "нет ", и все они будут нести разный смысл, но написать их можно только однозначно.

В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2–3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего, особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете. Приходится иногда слышать такое мнение: "Что изменится, или меня не поймут, если я скажу "средствá", а не "срéдства""?

Здесь мы получаем следующий психологический эффект. Когда мы слышим слово в непривычной форме, процесс восприятия прерывается (нужно дополнительное время на его осознание). Если ошибки встречаются часто, это раздражает.

Ошибки в ударении нельзя оправдать тем, что "все так говорят". Сразу становится ясно, кто эти "все". Д.Р. Паркинсон в книге "Люди сделают так, как захотите вы" пишет: "Наверное, можно скрыть свое происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удается – их выдает речь ".

Никто не может полностью избежать обмолвок.

Они случаются даже у лучших ораторов.

Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы (дежурные фразы) типа: "охватить мероприятием …", "уделить должное внимание …", "в настоящий момент …". Очень много мучений добавляет выступающим слово "вопрос": его "ставят, заостряют, касаются, тормозят, затрагивают, регулируют, утрясают, проваливают и утрамбовывают ".

Избавляйтесь от слов-паразитов: "так сказать", "понимаете ", "значит ", "вот ". Такие слова не украшают речь, а только вызывают раздражение слушателей.

М. Твен однажды сказал: "Различие между правильным и почти правильным словом, как между молнией и светлячком ".

Задумайтесь над своим словарным запасом. Так, по данным психологов ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток – 9000. Взрослый среднего образовательного уровня – 11 700 слов, а человек "повышенной интеллигентности" – до 13 500 слов. Словарь языка А.С. Пушкина составляет 21 200 слов.

Для восприятия звучания и смысла слова требуется не более секунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого времени увеличивается. Выступая перед аудиторией, необходимо рассчитывать, что человек "схватывает" звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60–70 слов в минуту.

Слушая докладчика, нам иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мысли оратора; "переводить их на русский язык", если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи. Такое выступление очень утомительно: ослабляется внимание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем его окончания.

Устная речь отличается от письменной более короткими предложениями, простотой построения фраз, употреблением разговорной лексики, эмоциональной окрашенностью. Для устной речи, ориентированной на слушателя, характерны вопросительные предложения, обращения, использование личных впечатлений и глаголов в побудительном наклонении ("Мы видим, что…", "Как вы знаете…", "Подумаем", "Вспомните").

Хорошая устная речь обладает достоинствами, которых нет у звучащей письменной речи: она понятна, ее содержание усваивается сразу же, она побуждает мысль и запоминается.

Каких ошибок следует избегать прежде всего?

неправильного выбора слова;

ошибки в произнесении слов;

грамматических ошибок в словах;

неправильного построения предложений.

Заглянуть в словарь перед выступлением так же обязательно, как посмотреть в зеркало перед выходом на улицу. Точнее говоря, в словарь надо заглядывать не только перед выступлением

К ним относятся:

разговорный (функция общения);

публицистический и литературно-художественный (функция воздействия).

Конечно, эти стили не существуют изолированно друг от друга. Но все же каждый функциональный стиль имеет свои особенности.

Индивидуальный стиль оратора зависит не только от того, как он использует возможности языка. Неповторимость стиля определяется особенностями темперамента, характера, типом мышления. Стиль проявляется в манере изложения и поведения оратора.

При всех своих индивидуальных особенностях оратор должен гибко менять свой стиль. По словам Цицерона, как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, чем видеть, что уместно.

Выбор уместного стиля речи можно сравнить с выбором костюма для какого-нибудь мероприятия. То*, что выглядит естественно в одном случае, будет нелепым в другом.

В деловом общении при проведении бесед, встреч, переговоров, в выступлениях на собрании уместнее всего специфический разговорный стиль, использование специальных терминов. Для деловой устной речи характерны короткие, емкие фразы, прямые и риторические вопросы к слушателям, непосредственное обращение к ним, нейтральная лексика. Деловой стиль характеризуют сжатость, строгий отбор слов при выражении мыслей.

Стремясь сделать речь разговорной, нужно следить за тем, чтобы не опуститься до бытового уровня.

Выразительность речи придает использование следующих художественных средств языка.

Синонимы – слова, обозначающие одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям речи и поэтому обладающие различной эмоциональной и экспрессивной окраской.

Сравните слова синонимического ряда: недостоверная информация, искажение фактов, ложь, вранье, брехня. Каждое слово из этого ряда передает разное отношение говорящего к явлению и поэтому несет дополнительный смысл, а значит, делает речь богаче.

Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства слушателей тропы – средства языковой выразительности речи. Троп (от греч. tropes – поворот) – это слово в переносном значении. В основе всех тропов лежат сравнение, образ.

Напомним самые распространенные тропы.

Сравнение – наиболее часто употребляемый троп ("Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого". Д. Карнеги).

Эпитет – это образное определение, передающее отношение говорящего к предмету.

"Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час" (из Нобелевской лекции А.И. Солженицына).

Метафора. Удачные метафоры вызывают эмоции, надолго остаются в памяти. Оратор постоянно ищет образы тех явлений, о которых он собирается рассказать слушателям.

"Душа настоящего человека есть самый сложный, и самый нежный, и самый певучий музыкальный инструмент " (начало речи А. Блока "Памяти Комиссаржевской").

Метонимия – слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи между ними. Например: "Все решает кошелек" (вместо "деньги"). "Вино лилось рекой", "Ждать целую вечность".

Гипербола (преувеличение) – непомерное увеличение каких-то качеств явления: "Я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете".

Литота (преуменьшение) – чрезмерное уменьшение каких-то качеств: "Это можно сделать за одну секунду".

Ирония – слово или выражение употребляется в смысле, обратном буквальному, для высмеивания кого-то явления: "Конечно. Стоит нам дать рекламное объявление, от клиентов отбоя не будет".

Олицетворение – троп, состоящий из перенесения свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: "Было бы неблагодарностью не назвать лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа" (Л. Леонов).

Для того чтобы сделать более впечатляющей и отчетливой какую-то мысль, используются фигуры – особые построения фраз.

Риторическое восклицание – эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее, разделить мнение оратора: "И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!" (из Нобелевской речи А. И. Солженицына).

Риторический вопрос. Это вопрос, который не предполагает прямого ответа. Выражая утверждение в вопросительной форме, он привлекает внимание слушателей к проблеме. "Найдем ли мы дерзость заявить, что не ответчики мы за язвы сегодняшнего мира?" (А.И. Солженицын).

Инверсия – расположение слов в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности

речи: "Легко верить в Бога, а в человека поверить вы пробовали?" (из выступления).

Градация – расположение слов в порядке, при котором их значение постепенно усиливается (реже – ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже – ослабление) производимого ими впечатления: "Насколько все это просто для художника, настолько же непонятно для обывателя, а что для обывателя непонятно, то для него недопустимо, то для него и ненавистно" (из речи А. Блока "Памяти Комиссаржевской").

Повтор – многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидность повтора – анафора (повторение начальных слов) и эпифора (повторение заключительных слов).

Пример анафоры – отрывок из выступления Александра Меня: "Мы бежим непрерывно, погруженные в суету. Мы все время живем на поверхности жизни, мы все время отдаемся мелочам, иногда совершенно преходящим. Мы не замечаем ни друг друга, ни жизни, ни окружающего мира. Мы как зачумленные, хотя ведь жизнь коротка".

Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор ("никто, абсолютно никто не имеет на это права!"); частичный повтор ("я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз"); расширенный повтор:

Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: "Все ненавидят тебя, Пизо". Он продолжает далее, детализируя: "Сенат ненавидит тебя…, римские всадники не выносят твоего вида…, римский народ желает твоей гибели…, вся Италия проклинает тебя…".

Приведем еще один пример расширенного повтора:

"Пожалуйста, примите всерьез нашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение".

Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая – усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что возник.

К расширенному повтору относится также разъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют. Приведем пример:

"Я попросил Иванова поискать необходимые документы; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести наконец необходимые документы…".

Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они уместны в основном в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателя.

Например, Б. Шоу однажды слушал пространный доклад профессора истории. Ученый приводил множество цитат, бесчисленное количество справок и не замечал, что слушателей просто одолевает скука. Когда у Шоу спросили его мнение о докладе, он ответил с едкой усмешкой: "Странно, очень странно – так много источников! И, тем не менее, так сухо… "

Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для’ слушателя.

Например, американский политик Р. Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: "Хрущев крикнул американцам: "Ваши внуки будут коммунистами!" Мы на это отвечаем: "Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!"

Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание.

"Я хочу вам подробно объяснить", "Я хочу это четко показать на примере", "…Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания…" .

Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт.

"Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие…", "Вы уже знаете, к чему я клоню".

При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению.

Ирландский проповедник Джонатан Свифт был кафедральным оратором, внушавшим страх язвительными намеками. "Возлюбленные прихожане, – начал он однажды, – есть три вида порочной гордыни, именуемые гордыней рождения, гордыней богатства и гордыней таланта. О третьем грехе я распространяться не буду, так как среди вас нет никого, у кого он на совести".

Все перечисленные здесь средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем подчас одно средство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять все сразу, так как их действие притупляется.

Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения. Действительно, они не только украшают нашу речь, но, главное, точно, кратко, выразительно способны передать самый сложный смысл: "Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал", "Если сердце черное, то и золотой язык не поможет", "Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях" и т.д.

Как же развить выразительность своей речи? Для этого нужно много читать, учиться у мастеров слова, не пропускать выступлений людей творческих профессий. Но главное в другом. "Для того, чтобы родились своеобразные и оригинальные обороты речи, нужны оригинальные и своеобразные мысли и чувства", – писал С.Я. Маршак.

Нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности.

Культура речи – это распространенное понятие, которое объединяет владение языковой нормой письменного и устного языка, а также навыками использования выразительных средств в разных ситуациях общения.

Общие сведения

Деловая сфера общения – это вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения, и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.), исходя из общих интересов и целей коммуникантов.

Деловая сфера общения может быть реализована даже на уровне семье, поскольку существует ряд задач, которые касаются так называемого внешнего мира и должны быть анализированы с деловой точки зрения при грамотном коммуникативном подходе.

Для делового человека культура речи особенно важна, поскольку он реализует целый ряд профессиональных задач.

Часто инструментом общения называют язык. Слова при этом выступают оболочкой мыслей, поэтому при подборе неправильных слов выразить мысли не получится. В связи с этим культура устной речи заключается в сознательном отборе и применении языковых средств, которые могут помочь общению.

Критерии речи делового человека

Речь делового человека должна отвечать следующим критериям:

  • правильность речи или ее соответствие принятым литературно – языковым нормам. Если человек выступает на публике искажает слово, то аудитория или оппонент моментально отреагируют на это;
  • словарный запас делового человека. Подразумевается, что развитая личность владеет не только профессиональной терминологией, но и концептами, которые позволяют описать сам принцип специализированного взаимодействия в той или иной сфере. Речь делового человека насыщена оборотами, но не лишена эмоционального компонента;
  • точность, ясность и богатство речи. Имеется ввиду, что речь должна соответствовать мыслям говорящего человека и быть доступной для понимания того, кто ее слушает. Для этого в речи можно применять примеры. Имеется ввиду, что они должны быть конкретными, подробными, фактическими. Для делового человека лучше использовать краткие примеры. Наибольшее воздействие имеет фактический пример.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается краткости речи, то данный критерий подразумевает, что человек не будет злоупотреблять временем и терпением слушателей. Каждое его слово и выражение направляется на точное изложение сути дела. В деловом общении многословие не приветствуется.

В деловом общении приветствуется живость речи. Согласно этому критерию в ней нет места шаблонам, но присутствует образность, эмоциональность. Тем самым можно сделать вывод о том, что для делового человека культура речи есть весьма важный параметр. Она входит в состав общей культуры и подразумевает умение точно передавать собственные мысли.

Она предполагает также знание норм литературного языка и его выразительных возможностей, отражает национальные особенности, к которым принадлежит человек. Деловой человек правильно относится к тому, что именуют ненормативной лексикой. Она давно стала частью культуры людей, если под ней подразумевать весь спектр человеческой деятельности с ее результатами, которые отделяют человека от других биологических видов.

Особенности делового общения как сферы использования литературного языка

Безусловно, деловой язык относится к литературному типу. Литературный язык считается нормированным, кодифицированным, поскольку в нем значение и употребление слов регламентировано формами, то есть реализовано по общепринятым образцам.

В литературный язык не входят:

  • просторечия;
  • диалекты;
  • жаргонизмы.

Соответственно все вышеперечисленное не может быть использовано в деловом языке.

Жаргон — это разновидность речи, характерная для определённой социальной или возрастной группы людей, отличающая их от других групп.

Диалект представляет собой разновидность языка, которая применяется ограниченным числом лиц. Диалект упрощает процесс общения. На первый взгляд, может показаться, что диалект должен содержаться внутри делового взаимодействия, но это далеко не так. Все зависит от частоты профессиональных взаимодействий и ситуации делового общения. Люди одной профессии будут понимать свой диалект, но деловое общение не ограничивается лишь профессиональным взаимодействием. Если в коммуникацию вступают люди разного профессионального профиля, то диалект будет усложнять взаимодействие.

Просторечия – это слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами, фразами.

Все вышеописанное говорит о том, что деловая речь должна избегать так называемого низкого стиля. Профессионал и человек с развитым уровнем культуры относится к ситуации общения уважительно, соответственно он будет требовать такого же отношения от своих собеседников. Неопрятная, грязная речь человека производит такое же отталкивающее впечатление, как и его неопрятная, грязная одежда. Деловой человек должен соблюдать речевую гигиену - не допускать в оборот грязных и низких слов, оскорбительных для слуха оборотов.

В связи с этим деловая речь должна быть корректной, аккуратной, в том числе и сдержанной. Деловой человек всегда знает, о чем следует сказать подробно, а о каких вещах только упомянуть, чего вообще не касаться.

Чтобы речь не была низкой, целесообразно повышать уровень речевой культуры.

В современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.

Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.

Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.

Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.

За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.

Что же представляет собой язык?

Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.

С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.

Русский язык (как и любой другой язык) представляет собой систему. Система (от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение)- объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство.

Следовательно, каждая система:

  • состоит из множества элементов;
  • элементы находятся в связи друг с другом;
  • элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.

Язык состоит из единиц:

  • звук;
  • морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);
  • слово;
  • фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);
  • свободное словосочетание;
  • предложение (простое, сложное);
  • текст.

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Представителям сферы бизнеса важно соблюдать установленный свод правил делового общения. Это необходимо для того, чтобы успешно вести дела и производить хорошее впечатление на партнеров. Наиболее важную роль играет деловой речевой этикет .

Особенности делового речевого этикета: главные принципы

Во время беседы нельзя забывать правила делового речевого этикета. Даже если у вас свое мнение о том, что следует сказать собеседнику, нужно помнить общие принципы делового общения. Они едины для представителей всех сфер бизнеса и должны соблюдаться сотрудниками всех уровней.

Во время беседы нельзя забывать правила делового речевого этикета. Даже если у вас свое мнение о том, что следует сказать собеседнику, нужно помнить общие принципы делового общения. Они едины для представителей всех сфер бизнеса и должны соблюдаться сотрудниками всех уровней.

  1. Соблюдение иерархии. Деловой речевой этикет предписывает разные правила поведения для руководителей и подчиненных. Служащим необходимо помнить о субординации. Нельзя перебивать начальника или навязывать ему свое мнение. Также и руководителю не следует принижать достоинство подчиненных, используя повышенные тона или брань. Однако не нужно становиться на одну ступень с сотрудниками, навязывая им дружеское общение.
  2. Позитивность впечатления. Речевой этикет в деловом общении определяет, что общение между служащими любых уровней должно нести положительный настрой. Нельзя жаловаться или говорить о неприятных вещах, даже если ваш собеседник чем-то вам насолил.
  3. Уважение мнения партнера. Речевой этикет делового человека не позволит ему выразить негативную оценку во время разговора. Представители сферы бизнеса всегда должны уважать мнение собеседника, даже если не согласны с ним. Деловой речевой этикет предписывает вести диалог спокойно и приводить четкие аргументы в защиту собственной позиции. Но не следует навязывать свое мнение.
  4. Учитывайте уместность ситуации. Особенности речевого этикета в деловом общении подразумевают, что разговор будет вестись с учетом конкретной ситуации. В непринужденной обстановке необязательно вести сухой деловой диалог, можно позволить некоторые отступления от темы. Не все можно сказать в присутствии большого количества человек. Некоторые темы лучше обсуждать тет-а-тет.
  5. Будьте предсказуемы. Не стремитесь удивить партнера неординарными беседами. Речевой этикет в деловой сфере предписывает строить диалог согласно негласным правилам. Это позволит избежать неловких ситуаций и сэкономит время всем сторонам.

Речевой этикет и культура делового общения: общие правила

Правила делового речевого этикета предписывают человеку быть сдержанным, вежливым и внимательным. Особенности речевого этикета в деловом общении подразумевают, что к разговору предъявляются более серьезные требования, чем к обычной личной беседе.

Речевой этикет в деловом общении устанавливает следующие стандарты:

  • правильное сочетание речи и жестов. Всегда следите за своими манерами, если общаетесь с потенциальным партнером. Помните о принципе уместности ситуации и не используйте лишние фразы во время разговора;
  • применяйте понятные слова. Особенности делового речевого этикета предписывают использовать деловую лексику при общении. Разрешено пользоваться специфичными терминами, но только в том случаев, если и ваш собеседник понимает, о чем идет речь. В прочих ситуациях нужно подстроиться под партнера и говорить так, чтобы он вас понял;
  • будьте достоверны и информативны. Не отступайте от темы и не углубляйтесь в нее, если того не требует специфика беседы. Оперируйте только проверенными фактами и ни в коем случае не приводите заведомо ложные сведения;
  • помните об умеренности. Речевой этикет в деловой сфере подразумевает, что вы не будете злоупотреблять временем партнера, и изложите свои доводы быстро и информативно. Однако скудность представленных фактов тоже может сказать не в вашу пользу. Поэтому важно соблюдать баланс;
  • слушайте, что говорит собеседник. Это необходимо не только для того, чтобы проявить вежливость и произвести хорошее впечатление. Умение внимательно слушать и запоминать позволит вам лучше понять намерения потенциальных партнеров.

Речевой этикет делового человека: этапы общения

Речевой этикет в сфере делового общения устанавливает следующие этапы, которых следует придерживаться во время разговора:

  • приветствие. Этот этап предполагает также знакомство, если стороны ранее не встречались. От первого впечатления зависит успешность дальнейшего сотрудничества, поэтому следует сразу установить дружеский контакт. Приветствие первым произносит человек, который ниже по званию или младше по возрасту;
  • ведение диалога. На данном этапе стороны излагают свои позиции, не забывая о правилах, которые предписывают речевой этикет и культура делового общения;
  • решение проблемных вопросов. После того, как изложены доводы, партнеры переходят к обсуждению. На этом этапе важно помнить о вежливости и умении слушать собеседника;
  • прощание. На этапе завершения переговоров необходимо поблагодарить собеседника и выразить надежду на дальнейшее успешное сотрудничество.

Речевой этикет делового письма и общения по телефону

Важно соблюдать установленные стандарты общения не только при личной встрече, но и во время деловой переписки и при разговоре по телефону. Речевой этикет делового письма предписывает вести беседу также, как и при личном контакте. Важно помнить о главных правилах делового человека – вежливость, информативность, грамотная речь – и на их основании строить письмо.

Важно соблюдать установленные стандарты общения не только при личной встрече, но и во время деловой переписки и при разговоре по телефону. Речевой этикет делового письма предписывает вести беседу также, как и при личном контакте. Важно помнить о главных правилах делового человека – вежливость, информативность, грамотная речь – и на их основании строить письмо.

При ведении телефонных переговоров соблюдение действующих стандартов еще более важно, чем в переписке. У человека не будет времени на долгое обдумывание фраз, поэтому нужно сразу настроить себя правильно. Не забывайте следующие принципы:

  • корпоративное приветствие и прощание;
  • краткость фраз;
  • логичное изложение мыслей;
  • грамотная речь;
  • четкий голос с умеренной громкостью;
  • дружелюбность.

Ораторские качества

Залогом успешного разговора является умение грамотно и аргументировано излагать свою позицию. Немногие обладают ораторскими способностями с рождения. Однако их можно выработать путем регулярных тренировок. В ораторском искусстве выделяют следующие цели:

Деловой речевой этикет играет важную роль в жизни представителя сферы бизнеса. Без соблюдения правил общения невозможно добиться успеха. Люди, которые грамотно и четко излагают свои мысли, не боятся выступать перед публикой, всегда востребованы. Соблюдение делового стиля общения – своего рода залог профессионализма сотрудника.

Читайте также: