Беседа опрос интервью кратко

Обновлено: 07.07.2024

Широкую известность в исследованиях в области физической культуры и спорта, как и в других педагогических науках, приобрели методы опроса. Их достоинство в том, что исследователь может опросить большое количество людей, живущих в различных районах, и получить сравнимые и легко анализируемые данные. А также, методы опроса позволяют получать информацию о мнениях людей, мотивах поведения, интересах, намерениях и т.д., то есть обо всём, что не может быть установлено при помощи инструментальных методах измерения.

В педагогическом исследовании имеет значение составление самого опросника. При его составлении следует придерживаться следующих правил:

· опросник должен быть логичным и целенаправленным;

· число вопросов должно быть строго ограниченным, так как обилие вопросов делает ответы формальными;

· вопросы должны ставиться в корректной форме;

· предпочтение должно отдаваться анонимному опроснику;

· вопросы должны составляться с учётом их возможной обработки на компьютере.

В зависимости от методики и проведения опроса выделяют беседу, интервью и анкетирование.

Беседа – это продуманный и тщательно подготовленный разговор исследователя с респондентом с целью получения сведений по изучаемому вопросу.

В соответствии с тем, сколько людей принимает участие в беседе, различают беседы индивидуальные и групповые. Если беседа носит односторонний характер, т. е. вопросы задаёт преимущественно исследователь, а респондент отвечает на них, то говорят об интервьюировании или односторонней беседе.

По структуре вопросов различают стандартизированные (структурированные) и нестандартизированные (неструктурированные) беседы. Стандартизированная беседа предполагает предварительную формулировку вопросов и определение их очерёдности. Получаемая в этом случае информация легко может быть обработана, но глубина познания при этом уменьшается. Нестандартизированная беседа проходит более свободно.

Недостатком этой формы является сложность обработки полученной информации. Важным этапом проведения беседы является её подготовка. Исследователь определяет проблему, на решение которой направлена беседа, круг респондентов, тип беседы и разрабатывает её план. Начинать беседу следует с общих вопросов, которые познакомят респондента с проблемой, являющейся предметом исследования, и только в середине разговора исследователь ставит вопрос, который является целью всего исследования. Серьёзную проблему при использовании метода беседы представляет выбор способа регистрации получаемой информации. Исследователь может сам записывать ответы в ходе беседы, а также использовать технические средства (диктофон), что особенно важно тогда, когда необходимо точно зафиксировать ответ. Исследователь должен быть тактичным, корректным и всегда помнить о том, что его задача - собрать необходимые сведения, а не поучать или спорить.

Успешность и эффективность беседы зависит от опыта, степени психологической подготовленности, уровня теоретических знаний студента, мастерства ведения беседы и даже личной привлекательности (Е.П. Врублевский, О.Е.Лихачева, Л.Г. Врублевская, 2006).

Разновидностью беседы можно считать интервьюирование.

Наиболее распространённой формой опроса является анкетирование.

В методике анкетирования могут использоваться и комбинированные анкеты, содержащие вопросы открытого и закрытого типа. В проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать следующие правила:

· респондентам следует разъяснять цели и значение опроса;

· количество вопросов в анкете не должно быть большим.

В исследованиях, проводимых студентами в области физической культуры, анкетирование направлено на изучение опыта учебно-воспитательной работы педагогов образовательных учреждений по самым различным вопросам: содержание и методика проведения физкультурных занятий, методы и формы воспитательно-оздоровительной работы с коллективом занимающихся, методика освоения элементов техники физических упражнений и т.д.

Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимуществом анкетирования перед другими методами опроса в том, что этот метод удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.

Вопросы должны быть лаконичны и точны, соответствовать образовательному уровню респондентов. Качество анкетирования повышается, если до начала эксперимента составленную анкету подвергнуть экспертной оценке и её усовершенствовать в соответствии с высказанными мнениями экспертов.

Слабой стороной анкет являются: их стандартный характер, отсутствие живого контакта с опрашиваемым, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы. Кроме того, рассылая анкеты, исследователь не знает, как к ней отнесутся, возвратят ли её заполненной.

Контрольные педагогические испытания (тесты)

Педагогическое тестирование (испытания) – это научные процедуры, позволяющие с помощью специально подобранных контрольных упражнений или тестов оценивать уровень подготовленности на различных этапах учебно-воспитательного процесса. Контрольные упражнения должны быть стандартизированными по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий. В исследованиях применяют не одно контрольное упражнение, а батарею тестов, что позволяет объективно и всесторонне оценить изменения [2,13, 14, 17,20].

Использование контрольных тестов может помочь решить ряд задач:

· выявить уровень физической подготовленности с помощью комплексных методов тестирования;

· изучить систему планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре;

· воспитать интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями, формируя сознательность, самостоятельность и самоконтроль.

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, различают следующие их разновидности:

· для функционального исследования сердечно-сосудистой системы;

· для антропометрических измерений с целью определения зависимости результатов от телосложения;

· для исследования физической работоспособности;

· для выявления уровня развития физических качеств;

· для определения владения техническими навыками.

При выборе тестов не следует забывать того, что они должны отвечать критериям стандартизации. Первое требование - объективность, то есть стойкость теста к действию сопутствующих факторов. Понимать это следует в смысле способности теста отражать только то состояние испытуемых, которое вызвано действием экспериментального фактора.

Второе требование - избирательность (валидность) теста по отношению к изучаемым явлениям. Другими словами контрольное упражнение должно в своём проявлении отражать то, что оно призвано отражать согласно задаче исследования.

Третье требование - ёмкость тестов. Выбранные тесты должны давать максимум информации. Их достаточная глубина позволит получить тот объём информации, который даст возможность охарактеризовать истинное состояние явления.

Четвертое требование – воспроизводимость (надёжность) тестов. Под данным требованием понимается способность теста давать идентичные результаты при условии многократного тестирования одних и тех же или разных занимающихся.

При проведении контрольных испытаний, если необходимо получить надежные результаты, объективно отражающие действительность, необходимо соблюдать точность, аккуратность и тщательность. Поэтому важно соблюдать инструкции проведения тестов и контрольных упражнений.

Хронометрирование –определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий. Графическое изображение распределения времени называется хронографированием. В практике физического воспитания широкое распространение получило хронометрирование различных видов занятий для определения общей и моторной плотности.

Экспертное оцениваниеприменяется в тех случаях, когда педагогические явления не имеют количественного выражения (например, артистичность в фигурном катании, спортивных танцах и т.д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспертов. Наиболее простой способ проведения экспертных оценок - ранжирование, т.е. определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения.

Педагогический эксперимент- важнейший метод исследования, при котором специально направленный педагогический процесс имеет целью выявить эффективность тех или иных методов, приемов и средств обучения, воспитания и тренировки. Для педагогического эксперимента характерно, что исследователь активно включается в процесс возникновения и течения исследуемых явлений, изменяя его условия. Тем самым он проверяет свои гипотезы, последовательно изучая каждую из сторон явления, собирая и обобщая фактический материал.

Эксперимент предусматривает активное вмешательство исследователя в педагогический процесс путём создания необходимых, технологически обоснованных условий, исключающих побочное влияние спонтанных сопутствующих факторов (обстоятельств) на конечный результат исследуемого процесса. Таким образом, основной принцип любого эксперимента - изменение только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.

Педагогический эксперимент отличается от наблюдения тем, что при его помощи можно:

- изучить явления в более разнообразных условиях;

- повторить одно и то же явление несколько раз, как в одинаковой, так и в другой обстановке;

- более точно и тщательно изучить предмет, расчленить его на отдельные части и выделить из них те, которые представляют наибольший интерес для исследователя.

Структура опытно-экспериментальной работы включает констатирующий (проверочный), формирующий и контрольный эксперимент (В.И. Загвязинский, И.Ф. Харламов и др.).

Констатирующий (проверочный)эксперимент проводится, как правило, в начале экспериментального исследования, задачей которого является выяснение на практике изучаемого явления (срез показателей, характеризующих различные стороны изучаемого объекта). Это позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определённости и конкретности.

Формирующий эксперименторганизуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и систематизации результатов констатирующего эксперимента, и в ходе него исследователь корректирует выдвинутую гипотезу и организует её проверку.

В зависимости от степени изменения этих условий различают естественный, модельный и лабораторный эксперименты, которые имеют определенные отличия в зависимости от способа комплектования групп, осведомленности испытуемых, направленности исследования и логической схемы доказательства выдвинутой гипотезы.

При проведении естественного эксперимента типичные условия обучения или занятия изменяются незначительно и даже могут быть не замечены участниками эксперимента. Примером естественного педагогического эксперимента может служить оценка эффективности обучения детей видам лыжной подготовки целостным или расчленённым методами обучения. В подобном эксперименте, как правило, типичность условий проведения занятий сохраняется, хотя содержание занятий и специально организованно.

В модельном эксперименте обычные условия учебно-воспитательного процесса значительно изменяются, что позволяет изолировать изучаемое явление от воздействия побочных факторов.

Лабораторный эксперимент характеризуется строгой стандартизацией условий, позволяющий максимально изолировать исследуемых от влияния изменяющихся условий окружающей среды.

Применять в ходе научного поиска экспериментальный метод следует целенаправленно, с учётом определённой системы исходных предпосылок и ожидаемого конечного результата, что предполагает обязательность овладения теорией эксперимента. Модель наиболее типичного для студенчества педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп (однородных по полу, возрасту, физической подготовленности). Результат эксперимента проявляется в изменении, которое произошло в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. При помощи статистической (математической) обработки количественных результатов выясняется, - отличаются ли результаты экспериментальной и контрольной групп. Сравниваются данные перед экспериментом с результатами, полученными к моменту его окончания. Только конечный результат учитывается в тех случаях, когда было организовано предварительное тестирование, которое служит для уравнивания обеих групп, что необходимо для последующей статистической обработки материала.

Классические эксперименты, с логической точки зрения, являются средством реализации правил индуктивного исследования, когда от наблюдения частных факторов переходят к установлению общих принципов, положений и законов.

Если студент-исследователь не располагает двумя группами (контрольной и экспериментальной), то он может сопоставить полученные данные в ходе эксперимента с результатами, полученными до эксперимента при занятиях в обычных условиях.

Существуют различные типы эксперимента: по времени (кратковременный или длительный); по характеру структуры изучаемых педагогических явлений (простой или сложный); в зависимости от цели исследования (преобразующий, контролирующий); по организации (естественный, лабораторный, комплексный).

Контрольный эксперимент дает возможность проверить результаты опытно-экспериментальной работы, подтвердить гипотезу исследования или опровергнуть ее. Далее следует описать систему занятий или программу исследования, отразить свои мысли о проведенной работе, сделать выводы. К методике проведения педагогического эксперимента предъявляются следующие требования: предварительное целенаправленное наблюдение над изучаемыми педагогическими явлениями; создание необходимых условий; подбор объектов; разработка хода эксперимента; систематические наблюдения в процессе его, регистрация полученных фактов разными средствами; переход от наблюдения фактов к логическому их осмыслению.

Презентация на тему: " МЕТОДЫ ОПРОСА : АНКЕТИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮ БЕСЕДА АНКЕТИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮ БЕСЕДА." — Транскрипт:

1 МЕТОДЫ ОПРОСА : АНКЕТИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮ БЕСЕДА АНКЕТИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮ БЕСЕДА

2 Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека. Широкое использование данного метода объясняется: универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. короткий срок получения информации о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности. Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

3 Опрос может быть: групповым и индивидуальным; устным и письменным

4 Беседа– это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п. Например, свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа очень часто предшествует основной части допроса и достижению главной цели – получению объективной и полной информации о событии преступления. Во время беседы следует произвести благоприятное впечатление на собеседника, пробудить интерес к тем вопросам, которые обсуждаются, желание отвечать на них.

5 ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения; проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам (нужно дать это почувствовать); положительные замечания (у любого человека есть положительные качества); искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах. Например, беседа психолога УВД с пострадавшим в результате совершения преступления может и должна вызывать психотерапевтический эффект. Что обычно достойно сочувствия и сострадания? Это горе и мучения, все беды пришедшие неожиданно, смерть близких родственников, болезни и травмы, потеря имущества, незаслуженные обвинение и наказание. Постижение эмоциональных состояний другого человека, выражение сочувствия ему, способность поставить себя на его место (механизм эмпатии); демонстрация участливого внимания к насущным потребностям человека – важное условие установления контакта с собеседником. Благоприятный для беседы климат создают:

15 УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ АНКЕТУ Основные части анкеты 1. Вводная часть 2. Основная часть 3. Паспортичка 4. Завершающая часть, благодарность за работу

16 УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ АНКЕТУ Вводная часть Главная задача - пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Она содержит: 1. Обращение (уважаемый читатель, житель, гражданин и т.д.) 2. Данные организации (учреждения), проводящей опрос. 3. Цель и задачи исследования, значимость решения поставленных задач. 4. Значимость роли респондента для решения этих задач. 5. Гарантию анонимности. 6. Указание о технике заполнения анкеты. 7. Выражение благодарности, высказываемое авансом опрашиваемому.

17 УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ АНКЕТУ Основная часть Первыми обычно идут контактные вопросы, основная цель которых - заинтересовать респондента проблемой, облегчить ему процесс включения в работу. После контактных вопросов ставятся основные. Ответы на них дают информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования. Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой блок вопросов. Вопросы можно располагать по блокам, а можно вперемешку. Самые сложные вопросы лучше располагать в середине анкеты. На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная задача которых - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что проделана серьезная и нужная работа. В связи с возможной усталостью опрашиваемого, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т. п.

18 УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ АНКЕТУ Паспортичка В паспортичку включаются вопросы, отражающие социально- демографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, уровень дохода и др. Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. Например, Ваш возраст: Ваше образование: до 12 лет Неполное среднее 13 – 24 года Полное среднее лет Среднее специальное 35 – 50 лет Незаконченное высшее свыше 50 лет Высшее Ваш профессиональный статус Ваш пол: Рабочий М Служащий Ж Специалист Учащийся, студент Пенсионер Временно не работающий Домохозяйка Другое (укажите)_____________

19 ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Вам дан образец анкеты, необходимо: 1. Ознакомиться с содержанием анкеты. 2. Определить ее составляющие: Найти и определить как составлена вводная часть анкеты? В основной части анкеты найти и выписать вопросы: контактные ( вопроса __________________) основные ( вопроса __________________) для снятия психологического напряжения ( вопроса _____) Паспортичка анкеты - это вопросы _____

21 ПРИМЕР АНКЕТЫ 7. Занимались ли вы когда-нибудь каким-либо видом спорта, посещали спортивную секцию (Если да, то каким?) а) да________________________________ б) нет 8. Когда вы в последний раз занимались спортом? а) вчера в) месяц назад б) неделю назад г) не помню 9. Если бы вы могли начать свою жизнь сначала, хотели бы заниматься каким-нибудь видом спорта? а) да, конечно в) зачем мне это нужно? б) скорее всего, нет г) затрудняюсь ответить 10. Как вы считаете, способствует ли здоровый образ жизни успеху в других сферах человеческой деятельности (учеба, работа и т.д.) а) да в) затрудняюсь ответить б) нет 12. Можете ли вы себе позволить посещение различных спортивных секций, залов, бассейна и т.д. а) могу, регулярно посещаю б) могу, но не вижу в этом смысла в) не могу, т.к. нет времени г) не могу, т.к. не хватает денег

22 ПРИМЕР АНКЕТЫ 13. Часто ли вы задумываетесь о правильности своего образа жизни? а) часто в) вообще об этом не думаю б) очень редко 14. Ваше личное отношение к здоровому образу жизни а) это здорово; б) можно обойтись и без него; в) иногда следует соблюдать; г) не могу ответить; 15. Какое количество денег вы тратите на приобретение витаминов, полезных продуктов питания (фрукты, овощи и т.д.) а) много (почти все) б) достаточно много в) мало г) почти не трачу 16. Для поднятия жизненного тонуса необходимо (выбрать все возможные варианты): а) соблюдение режима дня б) занятие спортом в) постоянные прогулки на природе г) употребление алкоголя д) использование легкого наркотика е) одухотворенная литература ж) Ваш вариант___________________________________________ 17. Как Вы считаете, абсолютно здоровая нация это: а) иллюзия б) реальность. БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ!

23 Самостоятельная работа Работа в парах. Соблюдая Правила составления анкет, разработайте анкету (10-15 вопросов, тема - свободная)

Беседа может проводиться с исследовательской целью (получение материала для последующего исследования), с диагностической целью (выявление индивидуальных характеристик респондента); она является важнейшим составной частью психологического консультирования и других видов психологической помощи.

По степени формализации можно выделить следующие виды беседы:

1. Свободная беседа. Возможно самостоятельное изменение порядка, направленности и структуры вопросов. Свободная беседа позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности собеседника, гибко менять тактику в зависимости от полученной информации. Ее главный недостаток, важный, прежде всего, для исследовательской беседы – трудность сопоставления и обобщения результатов различных интервью.

2. Стандартизированное интервью. Проведение опроса по четко разработанной схеме, в которой не допускаются изменения порядка вопросов, их формулировок, введения новых вопросов. Такое интервью ограничивает возможности полного выражения респондентами мнений, а также придает формальный характер процедуре проведения интервью, затрудняет установление контакта.

– Ксения, расскажи, пожалуйста, о чем хочешь.

– Я не знаю… Ладно… Расскажу, как мы с дедушкой в лес ходили. Мы зашли в лес и пошли по тропинке. Колючие, высохшие от солнца ветки хлестали нас по лицу. Потом появились черные тучи, пошел дождь. Я почувствовала, как на меня падают капли. Началась гроза. Было страшно.

– Ты боялась ярких молний или грома?

– Нет, а чего грома бояться?

– А почему страшно?

– Просто страшно и все. А еще могло что-нибудь на меня упасть: ветка или даже дерево. Все вокруг развезло. Такая неприятная грязюка вокруг. Мы шли по упавшим деревьям, поросшим мхом и древесными грибами. Вокруг нас прыгали зеленые лягушки. Лягушкам хорошо – им нравится мокрятина и совсем им не страшно…

– Ксеня, расскажи, как ты в гости ходила.

– Я опишу их квартиру: темная, душная, непроветриваемая и большой кот у них живет – им пахнет…

– Ты наряжаться любишь?

– От аппарата, которым давление меряют.

– Эту нет, купили другую, очень мягкую.

Мир Ксении – это мир колючих веток и мокрых капель, душных комнат, тесных или мягких курток. Ксения – кинестетик, то есть для ее сознания наибольшее значение имеют ощущения тела, движения, прикосновения, а также запахи и вкусы.

А теперь мир одиннадцатилетнего Саши.

– Расскажи, пожалуйста, как ты любишь проводить свое свободное время.

– Какой твой любимый урок?

– Люблю историю и иностранный язык. Из истории узнаешь, как люди жили раньше. Иностранный – для умения общаться с людьми на другом языке.

И наконец, мир 19-летнего Сергея (студент, учится по технической специальности, играет в музыкальной группе на бас-гитаре):

– Можешь описать какое-нибудь воспоминание? Любое, первое, что придет в голову.

– Я шел по заснеженной улице Москвы, особо никуда не собираясь. Можно даже сказать, что я гулял, но этот термин не совсем подходит. Я скорее обгуливал, созерцал все происходящее вокруг меня с нескрываемым интересом ребенка. Благодаря моему зрению физическому и виденью мира внутреннему, я могу видеть обычные вещи иначе. Я прогуливался, наблюдая, как вокруг меня движутся дома, деревья, машины. Дойдя до особенно красивой картины, я остановился. Это было маленькое дерево Московского дворика, обильно припорошенное снегом. Фонарь помог мне разглядеть невидимые при свете солнца переливы. Я смотрел и не мог насмотреться на картину жизни. Я простоял под этим фонарем примерно час, а может быть, и два. Я созерцал, а природа с неприкрытым любопытством созерцала меня. Мы поняли друг друга.

– Что чаще всего влияет на тебя во время спора?

– Пожалуй, на мое подсознание больше всего влияет тон голоса оппонента. На сознание – логика приводимых аргументов. Еще для меня важно, насколько ясно и четко я могу видеть и понимать истинную точку зрения другого человека, но аргументы, пожалуй, важнее.

Таким образом, согласно представлениям нейролингвистического программирования, у разных людей отмечается различное соотношение трех репрезентативных систем, то есть образов, относящихся к зрительной, слуховой или кинестетической (осязание и мышечное чувство, а также обоняние и вкус) системам. По типу ведущей репрезентативной системы можно отнести человека к визуалам, аудиалам или кинестетикам. Преобладание того или иного вида репрезентативной системы может быть выражено очень ярко, а может и достаточно слабо. Первое в большей степени характерно для маленьких детей, у которых сначала развивается лишь одна из репрезентативных систем (чаще кинестетическая), а лишь потом вторая и третья.

Что определяет в жизни человека его ведущая репрезентативная система? Во-первых, то, какая информация из окружающего мира усваивается легче и быстрее всего, на какие ее стороны прежде всего будет обращено внимание. Скажем, ребенок видит в магазине новую интересную игрушку. Визуал постарается рассмотреть ее как следует. Аудиал будет расспрашивать, что это такое, для чего нужна игрушка и как с ней играть. Кинестетику же надо подержать в руках и потрогать игрушку. Скорее всего, эти трое и предпочтут разное: визуал – яркую и красивую игрушку, кинестетик – мягкую или приятную на ощупь. Что касается аудиала, то если звучащей или говорящей игрушки в магазине не будет, то он, возможно, предпочтет персонажа сказки или мультфильма – того, с кем связана какая-нибудь интересная история.

Второе различие, связанное с ведущей репрезентативной системой, – предпочитаемая форма хранения информации в памяти и легкость извлечения из памяти разных видов информации. Скажем, думая о любимом человеке, один вспомнит прежде всего его лицо, другой – голос, а третий – мягкость рук или запах.

Третий важный аспект репрезентативных систем – легкость оперирования с разными типами информации в процессе мыслительной деятельности. Рассмотрим для примера процесс выбора правильной дороги в незнакомой местности. Визуал постарается запастись картой или воспользоваться навигатором. Если же ни того, ни другого нет, он попытается как можно лучше представить себе местность и выбрать дорогу, исходя из ее зрительного образа. Аудиал будет расспрашивать прохожих. Кинестетик, скорее всего, будет искать правильный путь, двигаясь в разных направлениях, пока не поймет, что на правильном пути.

Специалисты НЛП определяют ведущую репрезентативную систему по движениям глаз, что требует специального обучения. Менее точно, но все же возможно определить ведущую репрезентативную систему по особенностям речи и поведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Седьмое интервью

Седьмое интервью Это было последнее интервью. На нем присутствовали мать, Клара, Мария и Рауль. Симптомы давно уже не беспокоили Рауля. Терапевт сначала разговаривала со всей семьей, а затем осталась наедине с матерью.Лопес: Вы мне как-то говорили, но я запамятовала,

Структурированные интервью

Структурированные интервью При отборе работников, точно так же как и при отборе брачного партнера, субъективные чувства, появляющиеся в результате неструктурированных интервью, оказываются не очень-то полезными. Интервью создаст у меня впечатление об экспрессивности

12.3. Допрос (опрос) как процесс информационного взаимодействия

12.3. Допрос (опрос) как процесс информационного взаимодействия От того, насколько полны, достоверны, точны сведения, полученные от потерпевших, свидетелей и обвиняемых, в уголовном процессе зависит если не все, то многое. Однако вопрос установления истины и принятия

2. СТРУКТУРНОЕ ИНТЕРВЬЮ

2. СТРУКТУРНОЕ ИНТЕРВЬЮ Главная цель настоящей главы – показать практическую ценность структурного интервью, преимущественно при дифференциальной диагностике пограничных состояний. Детальное клиническое описание разнообразных картин, которые мы наблюдаем во время

Интервью

Интервью в ресторане

Интервью в ресторане Некоторые соискатели довольно резонно замечают, что работодателя должны в первую очередь интересовать профессионализм, уровень компетентности и опыт работы потенциального сотрудника, а не его умение правильно держать нож и вилку. Однако

Интервью с авторами (09/88 — 4)

Интервью и беседы

Методы опроса относятся к эмпирическим методам (методам сбора психологических данных) психологии наряду с методом наблюдения и психометрическими методами.

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Виды интервью

Существуют следующие виды интервью:

Различают также индивидуальное и групповое интервью.

Требования к методам опроса

Методы опроса стандартизуются и предусматривают получение количественных показателей, поэтому их нужно оценивать по тем же психометрическим стандартам надежности и валидности, которые применяют ко всем тестам. Надежность – это степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения. Валидность – это показатель точности, с которой та или иная методика измеряет то, для измерения чего она предназначена.

Надежность анкеты или интервью проявляется при анализе содержания вопросов: они должны отражать особенности изучаемого явления. Явление можно изучать на разных уровнях анализа в зависимости от его особенностей и целей данного конкретного явления.

Требования к процедуре опроса

Процедура анкетирования и интервьюирования должна соответствовать следующим требованиям:

  • Создание одинаковых условий для всех респондентов;
  • Нейтрализация влияния личности экспериментатора;
  • Соответствие этическим нормам (принцип добровольности, конфиденциальности, ненанесения ущерба, компетентности, беспристрастности).

Требования к вопросам анкеты и интервью

Существуют определенные правила формулировки вопросов в анкетах и интервью. Вопросы должны быть информативны, логически отдельны, не шаблонны. Содержание вопроса не должно выходить за пределы компетентности респондентов, если оно может быть незнакомо респондентам, то требуется пояснение. Необходимо пользоваться понятной, однозначной терминологией, вопросы должны быть конкретны. Необходимо следить за тем, не вызывает ли вопрос отрицательных эмоциональных ассоциаций, не повлияет ли он на настроение и желание респондента отвечать. Вопросы должны быть приемлемы в моральном и личностном плане. Особенно важно проследить, не является ли вопрос тенденциозным, т.е. не внушает ли вопрос определенный ответ.

Требования к анализу и интерпретации результатов опроса

Требования к анкетированию

Для повышения эффективности анкетирования необходимо создать установку респондентов на внимательные и искренние ответы. Подобная установка создается при помощи внешнего вида опросника (шрифт, наличие рисунка, бумага, цвет шрифта и фона и т.п.) и наличия обращения к респондентам в начале анкеты. Обращение должно содержать информацию о том, кто, с какой целью проводит данное анкетирование, как будут использованы результаты, гарантируется ли анонимность, как отвечать на вопросы (инструкция). Кроме того, обращение должно включать благодарность за участие и призыв отвечать честно, искренне и без пропусков.

Требования к интервьюированию

Эффективность интервью зависит, во-первых, от успешности психологического контакта между интервьюером и респондентом. Степень откровенности и искренности респондента обусловлена именно успешностью психологического контакта, а успешность контакта, в свою очередь, связана с совпадением качеств интервьюера и респондента, прежде всего, возраста и образования того и другого. Кроме того, желательно, чтобы интервьюер владел искусством общения: умело входил в контакт и выстраивал беседу с респондентом.

Во-вторых, эффективность интервью определяется отсутствием влияния других людей или посторонних раздражителей на респондента и интервьюера в процессе интервью. В том числе предполагается наличие нейтрального интерьера и отсутствия в нем амбициозности, негативно влияющей на психологическое состояние, а, следовательно, и на эффективность процесса.

В-третьих, в интервью должен быть правильно выбран темп диалога, в нем не должно быть больших пауз, и необходимо правильно подбирать слова. Адекватное поведение интервьюера, его владение техникой слушания отражаются на результате интервьюирования.

Значение методов опроса

Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

Читайте также: