Мода при екатерине 2 кратко

Обновлено: 08.07.2024

Екатерина Великая провела множество реформ во всех сферах, значительно расширила границы России, дала толчок стремительному развитию науки, образования. Императрица понимала, что сможет удержаться на троне только при поддержке народа, а завоевать любовь простых людей немецкой принцессе было нелегко. Она начала с самого простого, задала новую моду на наряды с национальным колоритом. Платья стали проще, и даже знатные особы должны были заказывать их у местных портных.

Характерными деталями стали длинные рукава и короткий шлейф. Главным украшением было изящное кружево. Оно выглядело как тончайшая паутинка белого, золотого или серебристого цвета. Поверх иногда шла шелковая вышивка или стеклярус. Для повседневных и парадных платьев выбирали ткани без орнамента приглушенных тонов: серый, голубой, розовый, лимонный.

При Екатерине изменились и прически. Они становились сложнее, появились накладки, шиньоны. В волосы вплетались ленты, крепились цветы и перья. Спереди их гладко зачесывали, сзади укладывали в кокетливые локоны. На прогулку дамы выходили в небольших шляпках, похожих на кокошники, с вуалью.

Платье для свадьбы

Наряд для венчания будущей императрицы сшили из серебристого глазета и покрыли цветочной вышивкой. Платье состояло из корсета, жесткого каркаса, нескольких юбок со шлейфом. Модель великолепно смотрелась на стройной фигуре юной Екатерины, подчеркивала тонкую талию и царскую осанку.

Лиф, шлейф и подол украшала искусная вышивка. Мелкие цветочки гвоздики, символизировали супружескую любовь и верность, пальмовые ветви – чистоту и крепкое здоровье, папоротник – честность и смирение.

Екатерина была поражена роскошью, которая ее окружала во дворце. В своих мемуарах она писала, что такой великолепной ткани она до этого не видела. Придворные дамы помогали надевать ей свадебное платье. Внешне оно выглядело красивым и воздушным, но в действительности было очень тяжелым.

Короткий рукав украшало кружево, которое не сохранилось до наших дней. Само платье стало частью экспозиции в музее Московского Кремля.

Наряд для коронации

Для самого важного дня в жизни императрицы подготовили впечатляющее платье из серебряной парчи. Длина шлейфа составила три метра, а окружность юбки целых пять. На декольте и рукава пришили льняное кружево. Кроме того, всю ткань украшали аппликации в виде герба Российской империи. На плечах Екатерины лежала накидка из золотистого атласа с меховой отделкой. На ней повторялся тот же рисунок.

Главным атрибутом коронации было, конечно, не платье, а великолепная корона с драгоценными камнями. Ее изготовили Иеремия Позье и Георг-Фридрих Экарт. На работу отводилось всего два месяца, но заказ они выполнили в срок. Каркас короны сделан из золота и серебра. Его инкрустировали 75 жемчужинами и 4936 бриллиантами. Сверху закреплен рубин на 398 карат и крест, усыпанный бриллиантами. Этот шедевр ювелирного искусства вместе с платьем можно увидеть на выставке в музее Московского Кремля.

Гардероб императрицы

Любимым цветом Екатерины был белый. Она любила простоту и изящество. Для важных событий она наряжалась в белоснежные платья.

Это мог быть бал в честь Нового года, чей-то день рождения, свадебное торжество, окончание войны. Императрица ввела в моду русский стиль и противилась всему иностранному. В след за ней элементы национального костюма полюбили и придворные.

Екатерина Великая любила меха, хорошую обувь и драгоценности. Она изобрела мундирные платья, которые внешне напоминали солдатскую форму. Их шили из плотного материала, непременно зеленого или синего цвета. Допускалась минимальная отделка. Такой образ выбирала императрица для военных парадов и встреч с офицерами. Этим она подчеркивала близость и единодушие с защитниками родины.

свадебное платье.jpg


Свадебное платье Екатерины II

Оценить красоту женского платья эпохи Екатерины Великой можно по фото картины Д.Г. Левицкого. Молодая дама на портрете — воспитанница Смольного института Глафира Алымова. Государыня выказывала девушке особое покровительство.

Глафира-Ивановна-Алымова.jpg


Д.Г. Левицкий. Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, 1776 г.

К концу века при дворе считались модными ткани светлых, мягких расцветок, преимущественно без орнаментов и узоров – однотонные. К наиболее востребованным оттенкам можно отнести: розовый, лимонный, голубой, салатный, перламутровый и серый, коричневый. Если дамы и выбирали ткани с орнаментами, то отдавали предпочтение флористическим мотивам. Цветочные узоры выполнялись максимально натуралистично, по всей ширине ткани, иногда перемежаясь полосами, лентами или кружевами. Модные платья эпохи Екатерины Великой зачастую выполнялись из ткани с изображением сирени, полевых цветов, жасмина, цветущей вишни или яблони.

На картине К.Л. Христинека изображена супруга адмирала Самуила Грейга – Сара Александровна. На женщине типичное платье екатерининской эпохи – плотно затянутый корсет-корсаж с выраженной линией декольте, богатое кружево и нарядный серебряный травчатый штоф.

Сара-Александровна-Грейг.jpg


К.Л. Христинек. Портрет Сары Александровны Грейг, 1770-е гг.

Женские платья времён Екатерины II характеризовались пышной торжественностью. Следует отметить, что в пошиве наряды были довольно трудоёмки, требовали немалых усилий и значительного расхода материала. На иные туалеты уходило до сорока метров ткани – множество бантов, лент и прочих декоративных элементов затрачивало массу материи, добавлял хлопот и шлейф, который крепили к и без того пышным платьям. Также увеличивал объём турнюр – подушка, размещённая под юбкой ниже поясницы. Возвращая моду на допетровские народные костюмы, императрица ввела в моду многослойность: сложная драпировка рукавов, сквозная застёжка впереди, на манер крестьянского сарафана.

княжна-Елена.jpg


В.Л. Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796 г.

К концу века китовый ус, из которого изготавливали каркас юбки сменился фижмой из проволоки, что позволяло дамам сжимать пышную юбку, минуя узкие дверные проёмы. Длина платья имела значение – чтоб считаться приличным и модным, наряд должен был доходить до пола, скрывая щиколотки.

в-русском-платье.jpg


Безымянный художник по оригиналу Стефано Торелли. Екатерина II в русском платье, вторая половина XVIII века

Пышный стиль Екатерины II коснулся и причёсок – в моду вошли сложные укладки с использованием шиньонов и различных декоративных элементов: перьев, цветов, лент и пр. Чаще всего волосы гладко зачёсывали, демонстрируя лоб, сзади же разделяли на локоны, завивая концы. Нередко дополняли причёски головным убором в форме кокошника с вуалью. Примечательно, что данный атрибут сохранился вплоть до начала XIX века и традиционно использовался в качестве коронационного облачения императриц.

Mail
Facebook
PayPal
Twitter
YouTube

Рубрики

Наша Среда online

Вы можете следить за материалами в соц.сетях либо получать их по почте.

Mail
Facebook
PayPal
Twitter
YouTube

О нас

Дворянский костюм эпохи Екатерины II

Наша среда online — До конца XVIII века значительных изменений в моде не происходит, и только начиная с 70-х годов, под влиянием нововведений в западных модах, русский дворянский костюм также подвергается сильным изменениям. Моды распространялись не столько при помощи журналов мод, которые издавались нерегулярно, сколько благодаря готовым нарядам, выписываемым из Парижа и Лондона. Среди русского дворянства процветала не только галломания — подражание французским модам и этикету, увлечение французским языком, — в последней четверти века начинается и англомания.

Корнелиус Хойер. Встреча Екатерины II и Густава III во Фридрихсгаме в 1783 году. Фрагмент, 1784

Мелкопоместное дворянство тянулось за столичным, но, конечно, одевалось с некоторым отставанием от моды. В Москве также менее строго, чем в Петербурге, следовали за модой. Некоторые упрощения силуэта и формы одежд происходят в последние годы XVIII века. Кафтан суживается и приобретает стоячий воротник и скошенные полы, а иногда заменяется фраком. Правда, фраки этого времени шьют не только из сукна, но и из бархата и тяжелого шелка.

Д.Г.Левицкий. Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова, 1773

Д.Г.Левицкий. Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, 1776

Д.Г.Левицкий. Портрет Александра Филипповича Кокоринова, 1769

Мужской костюм на протяжении XVIII столетия претерпел изменения только в деталях, став к середине века легче и изящнее. В начале екатерининского правления по-прежнему носили кафтаны (жюстокоры), камзолы (весты) и штаны (кюлоты). Костюм, надетый на первом директоре Академии Художеств А.Ф. Кокоринове, был сшит специально по случаю вступления его в должность. Длинный до колен белый гродетуровый кафтан с собольей опушкой надет поверх атласного камзола с золотым шитьем. На изготовление этого роскошного туалеты ушло годовое жалование архитектора.

К.Л.Христинек. Портрет Алексея Григорьевича Бобринского ребенком, 1769

Для XVIII века были характерно сближение внешних черт мужчины и женщины, их изнеженный, даже кукольный облик, пренебрежение к возрастным особенностям. Молодые и старые носили одинаковые костюмы, применяли одну и ту же декоративную косметику. Алексей Бобринский, внебрачный сын графа Г.Г. Орлова и императрицы Екатерины II, одет в камзол и кафтан зеленого сукна с узкими рукавами и широкими обшлагами. Костюм украшен декоративным орнаментом, вышитым серебряной нитью.

В.Л.Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796

По последней моде своего времени одевались пять внучек императрицы Екатерины II, воспитанию которых венценосная бабушка уделяла большое внимание. В конце ее правления цветовая гамма женского костюма становится светлой, мягкой, слабо насыщенной: розовый, голубой, салатный, лимонный, перламутровый коричневый и серый цвета во всех оттенках. Однотонные ткани преобладают над узорчатыми.

К.Л.Христинек. Портрет Сары Александровны Грейг, 1770-е

Тип женского парадного платья, состоящего из затянутого корсета-корсажа с декольте, сохранялся на протяжении почти всего столетия. В орнаментации тканей преобладали цветочные узоры, изображаемые натуралистически, в перспективе. Сирень, жасмин, ветки цветущих яблонь, вишен, полевые цветы непринужденно размещались по всей поверхности ткани, переплетаясь с извилистыми линиями лент, кружев, полос. Супруга адмирала Самуила Грейга на портрете одета в нарядное платье из серебряного травчатого штофа, украшенное кружевными манжетами. В 1770-е гг. в моду вошли сложные сооружения на голове из лент, цветов и перьев. Волосы надо лбом гладко зачесывали, а сзади разделяли на локоны. Достаточно часто применялись шиньоны.

Жак Вуаль. Портрет бригадира В.А.Зубова, 1791

На портрете изображен молодой щеголь, младший брат фаворита Екатерины II. По покрою и цвету его костюм соответствует форме, которую носили офицеры армии Потемкина. Однако качество сукна и элегантность пошива свидетельствует о далеко не рядовом положении юноши. Его каска украшена пышным гребнем из страусовых перьев и золоченым налобником. На перевязи лядунки из лосиной кожи — золоченый вензель Екатерины II. В петлице — знак ордена Святого Георгия IV степени, полученный за участие в штурме Измаила.

Безымянный художник по оригиналу Стефано Торелли. Екатерина II в русском платье, вторая половина XVIII века


небывалый шторм -7 января в ялте 23.02.2012 --> Смотрели: 315 (2)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

я хотела бы затронуть такую персону как Екатерина Вторая, и чуть-чуть рассказать о моде, которую она ввела.

Императрицу можно долго ругать или наоборот восхищаться ей, но то, что это была своеобразная женщина, с "интересным" вкусом признают все историки.


Екатерину можно смело назвать одной из самых шикарных женщин имеющих власть. При правлении этой королевы, российский двор не уступал по красоте и роскоши соседним государствам. Наряды придворных сверкали драгоценными камнями. Сей замечательный камень красовался на шляпках, обуви, и конечно оружии.


К сожалению, любовь к расточительству, не привела ни к чему хорошему, и императрице пришлось ввести указ в одном из пунктов которого, говорилось что "что ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см".


Екатерина ввела новую моду на костюмы - платья фрейлин отличались многослойностью ( что являлось возвратом к допетровской Руси и народным одеждам). Драпированные рукава, оформление спереди было выполненно как крестьянский сарафан - со сквозной застежкой на пуговице. Головные уборы в форме кокошника с вуалью. Подобную модель окрестили "офранцуженным сарафаном", но тем не менее он просуществовал до окончания монархии, а в начале 19 века стал коронационным облачением императриц.

Вот и сама императрица в

Чуть ниже подвенечный наряд Екатерины. По-моему очень красивое платье.

А вот подвенечный наряд Екатерины.

Платье на фижмах, из серебряной гладкой парчи - глазета, на шелковой подкладке из белой тафты, украшено кружевом и шитыми накладными орлами. Корсаж жесткий, проложен пластинами китового уса. Рукава - "пагода" из белой тафты. Платье украшено вышивкой золотой нитью в виде двухглавых орлов. Именно такое описание дается Коронационному платью Екатерины Великой.

Само фото.

Несомненно любимым цветом императрицы был белый. На балу, где ее впервые представили двору как невесту Павла, ее эскадриль была наряжена в белые одежды.


Екатерина с опаской относилась к "излишествам французов", и мы не сможем увидеть ее портрет с фазаном в прическе, корзинами цветов, да и просто с пышным вызывающим начесом. Впрочем другим придворным дамам это не мешало.


Русская императрица очень уважала меха, и активно использовала их в дополнении к своему платью. Не забывая однако, уделять свое внимание обуви, и аксессуарам.



Предлагаю Вашему вниманию еще немного окунуться в эпоху правления Екатерины и посмотреть, интересные, на мой взгляд образы императрицы.

Императрица Екатерина II (1729-1796), правительница мудрая и дальновидная, умело влияла на общественное мнение - не только словом, но и модой. Самодержица создала особый костюмный язык военно-политической пропаганды.

В. Ермолаев. Праздник торжествующей Минервы.

Платье патриотическое

Силу этого изысканного оружия она впервые осознала в 1763 году, во время коронационных празднеств. В Москве был устроен маскарад "Торжествующая Минерва". Три дня на улицах первопрестольной разыгрывали аллегорические картины в жанре народных комедий и балаганов. Шуты, скоморохи, зазывалы, чумаки с балалайками. Екатерина наблюдала за происходящим из окон дома Бецкого. Многие ее видели. И отметили особый костюм - ало-бархатное платье в народном вкусе.

Титульный лист книжки-анонса к уличной маскарадной процессии

В тот год обращение к национальному стилю было важно царице, прекрасно понимавшей: и аристократы, и простые русские солдаты не одобряли нововведения Петра III. Могли невзлюбить и ее за германское происхождение. Потому и русское празднество после коронации, и стилизованный русский костюм, который не мог не понравиться публике.


С началом Русско-турецкой войны Екатерина вновь примерила патриотический наряд. 4 апреля 1770 года, в день Пасхи, она "соизволила быть в славянском платье". К тому моменту война длилась уже больше года, императрица ожидала от войск новых "славных викторий": следовало очистить Молдавию и Валахию от османских войск, взять Бендеры, большие надежды возлагались на русский флот. И поскольку бои шли большей частью на территории, занимаемой славянскими народами, императрица сделала свой пасхальный выбор.

В этом платье она как бы становилась "матерью" славянских народов, их покровительницей и заступницей.

Как выглядело оно? Описания не обнаружены. Но ответ, возможно, следует искать на аверсе медали "Портретной серии" с чеканным портретом княгини Ольги. Округлое лицо, мягкие черты, двойной подбородок, чуть заметная улыбка - все напоминает Екатерину II. Если же принять во внимание, что славянское платье появилось практически одновременно с медалью, то не исключено, что оно было скопировано с портрета княгини.

Княгиня Ольга. Медаль из портретной серии великих князей и царей.

Платье русское

В сентябре 1770 года Екатерина II впервые надела русский наряд. Он состоял из глухого неширокого в юбке платья с длинными рукавами и "молдавана", то есть верхнего распашного платья без рукавов. Фасон был также обусловлен военными событиями. Летом русские войска одержали серию блистательных побед - 17 июня при Рябой могиле, 8 июля - при Ларге, 21 июля - при Кагуле. 19 августа корпус князя Репнина взял крепость Килию, 16 сентября граф Панин овладел Бендерами.

Екатерине было чем гордиться. И она продемонстрировала это нарядом.

Новое платье государыне явно нравилось. В нем она часто появлялась - в дни торжества высочайшего коронования, орденских праздников, Нового года. В нем с удовольствием позировала художникам - Иоганну Лампи, Федору Рокотову, Александру Рослину, Дмитрию Левицкому. За основу наряда был взят боярский костюм эпохи царя Алексея Михайловича - этим Екатерина выказывала уважение народным традициям, русской истории, подчеркивала свою близость допетровским Романовым.

Последнее особенно важно: императрица пыталась всеми способами доказать легитимность своего пребывания на троне и оправдать совершенный "во благо" государственный переворот.

В. Эриксен. Екатерина II в шугае и кокошнике. 1769 год.

Кокошник-заступник

В головном уборе, напоминавшем кокошник, и русском платье с элементами восточно-европейского стиля Екатерина Великая становилась гарантом покровительства всех славян, их заступницей, "Матерью Отечества" - ее так и именовали. Более того, мастер Карл Леберехт в 1779 году создал медаль "В честь Екатерины II", где на аверсе поместил погрудный портрет государыни в русском платье и кокошнике, а сверху - титул: "Мать Отечества".

Есть, впрочем, и чисто бытовая причина привязанности императрицы к русскому платью. В 1770-е годы она располнела, наряды с утягивающими лифами ей не шли. Пришлось изменить фасон мундирных платьев, сделать их свободнее. Теперь верхнее и нижнее платья не слишком сковывали движения, длинный распашной "молдаван" скрадывал недостатки фигуры и даже сообщал царице живописную монументальность.

М. Шибанов. Портрет Екатерины II в дорожном костюме. 1787 год.

Первые несколько лет этот эффектный патриотичный наряд носила только государыня. В 1773 году его примерили некоторые великие княжны. А в 1782 году императрица решила регламентировать "русские платья" и 6 ноября издала постановление "О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору". Впрочем, в нем не было детального описания костюмов, и знатные дамы выбирали на свой вкус и отделку, и цвета материалов.

В придворную форму русские платья превратил много позже император Николай I.

Медаль

Платье "a la Czarine"

Примерно через 15 лет после своего появления русское придворное платье проникло в отечественную светскую моду. В периодике 1790-х годов, частных письмах и заказах портным можно найти множество упоминаний о нем. Журнал "Магазин" писал: "Для балов в торжественные дни и для выездов носят дамы русские платья из тафты и из разных, как английских, так и французских материй; рукава бывают одинакового цвета с юбкой; пояса носят по корсету, шитые шелками или каменьями, по приличию платья".

В 1790-е годы русские платья - царственные и красивые, дорогие и немного экстравагантные - стали известны в Европе. Одна из самых именитых французских портних, министр моды Роза Бертен наловчилась шить их специально для великой княгини Марии Федоровны. В заказах на ее имя перечислено более двадцати разнообразных вариантов. Русский стиль, в том числе и платья, стали частью светской моды европейских государств. Можно было заказать маскарадные "robe a la russe" ("платья в русском стиле"). Некоторые портные предлагали нарядные повседневные платья "a la Czarine" ("в стиле царицы").

Французский "Журнал новых французских и английских мод" сообщал: "На улице Салль о Конт открывается магазин женской одежды под началом госпожи кутюрье. В нем можно будет найти одежду разнообразных жанров. Среди прочего, платья a la Czarine и амазонки a la Moscovite ("в стиле москвички". - Авт.)". В марте 1788 года в том же издании поместили изображение этого платья с его описанием: "Россия - это последняя страна, которую посещает мода. И там она непременно носит платье a la Czarine. Это платье делается из светло-зеленого сатина и украшено стоячим воротничком из двухслойного разрезного газа, как и манжеты. На голове - бонне a la Czarine из белого газа с мушками из золота. Он представляет собой обыкновенный ток[*]".

Платье

Кафтан-намек

В 1787 году Екатерина II совершила свой знаменательный пропагандистский тур на юг России и в Крым. Она пригласила в поездку европейских дипломатов, а также императора Священной римской империи Иосифа II, желая обрести в его лице надежного союзника в будущей схватке с османами.

В дороге Екатерина множество раз меняла платья. Попутчики видели императрицу и в самом простом капоте, и в чепце, и в златопарчовом парадном облачении. Но, конечно, у современников и потомков путешественница ассоциируется с известным портретом Михаила Шибанова 1787 года. Екатерина одета в суконный красного цвета кафтан на меху, расшитый застежками-"бранденбургами" с кистями, украшенный золотой вышивкой, двумя рядами пуговиц по борту и по рукавам. На голове - высокая шапка из соболя с красным шлыком и кистью.


Сложно не заметить, что у этого своеобразного яркого кафтана много общего с польскими и венгерскими костюмами - красный цвет, застежки-"бранденбурги", широко скроенный верх рукавов. Он напоминает красные эффектные жупаны польской шляхты XVII века. Восточно-европейский колорит усиливает меховая шапка - светская версия высокого мехового колпака со шлыком, который был популярным головным убором у различных восточно-европейских народностей в XVII-XVIII веках. Похожие колпаки носили и запорожские казаки.

Разумеется, мудрая государыня не случайно выбрала этот дорожный ансамбль. Он стал ее декларацией о политических и военных намерениях. Соболий колпак со шлыком напоминал казачьи головные уборы и как бы говорил о дружественном отношении Екатерины II к запорожцам. Именно во время путешествия она официально объявила о намерении восстановить казачество, создать из запорожцев Сечи новое формирование. "Войско верных запорожцев" хорошо себя проявило во время Русско-турецкой войны, начавшейся сразу после окончания путешествия.

Кафтан, похожий на польский жупан, тоже был "с намеком". Екатерина еще не говорила напрямую о новом разделе Польши. Но стилизованный кафтан словно бы демонстрировал: Россия с такой же легкостью овладеет и Речью Посполитой.

К. Хейер. Король Густав III и императрица Екатерина II во Фридрихсгаме в 1783 году. 1784 год. Национальный музей (Стокгольм).

Мундир-угроза

19 июня 1783 года состоялась весьма прохладная встреча императрицы с королем Густавом III. Шведский монарх мечтал отвоевать у России Финляндию. За несколько месяцев до свидания с Екатериной II отправил шесть полков в Тавастгус, прямиком к русской границе, где они разбили лагерь. Но на этот дерзкий демарш последовал гениальный костюмный ответ императрицы!

На встречу с воинственным королем она надела свое любимое платье по форме Лейб-гвардии Преображенского полка.

Это был отличный ход - по-женски осторожный, без агрессии и одновременно жесткий. Императрица будто бы говорила королю: "Против ваших шести полков я выставлю всю русскую гвардию, преданную мне, как и я ей". А еще в этом жесте Екатерины II крылась изощренная издевка. Она проведала, что монарх не терпит военной формы и даже своим офицерам приказал являться ко двору не иначе "как в черном и пунцовом платье". Потому и нарядилась точно по гвардейской форме, ибо, как писала позже Потемкину: "Нет платья почетнее и дороже мундира".


Густав III, прекрасно владевший эзоповым языком Просвещения, понял намек.

Впрочем, от столкновения это уже не могло защитить. В 1788 году между Швецией и Россией вспыхнула война, в которой принял участие и Лейб-гвардии Преображенский полк.

Екатерина II была не только хитроумным политиком. Она первой среди российских самодержцев осознала политическую силу костюма. Императрица превратила моду в особый язык, которым не только сообщала о победах русской армии, но даже угрожала правителям европейских государств.

Читайте также: