Бартоломе эстебан мурильо биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

День рождения Мурильо история не сохранила, известно только, что крещён он был 1 января 1618 года. Его отец Гаспар Эстебан был простым севильским цирюльником и умер, когда младшему, 14-му по счету, сыну Бартоломе Эстебану было около 10 лет. Мать, Мария Перес-Мурильо, скончалась годом позже. Будущий художник воспитывался у состоятельной родни, но о его детстве и отрочестве известно мало.

В начале 1640-х один из самих известных орденов – францисканский – заказал Мурильо 11 гигантских (от 2 до 5 метров) композиций для свого монастыря. Эта работа заняла около 3-х лет и по окончании сразу же сделала Мурильо знаменитым.

Сам переход от полной безвестности к громкой славе был таким разительным, что впоследствии жители Севильи сложили легенду о мадридском вояже Мурильо. Ведь должен же был сирота, не имевший регулярного художественного образования, где-то постигать свою науку? Молва утверждала, что, скопив денег, Мурильо отправился в Мадрид. Там, при дворе короля Филиппа IV, работал знаменитый Веласкес. Он тоже был родом из Севильи и не мог отказать молодому земляку в разрешении посещать Эскориал и копировать великих итальянских и северных мастеров. Легенда даже уточняет для пущей убедительности, что в тот самый день, когда в Севилье родился Мурильо, Веласкес в Мадриде сочетался браком – это, дескать, был знак.

Хотя эта история правдоподобна и действительно могла бы многое объяснить в эволюции художника, нет ни единого документа, который бы её подтвердил. Исследователи склоняются к мысли, что на самом деле Мурильо никогда не покидал Севильи.

Мурильо был прекрасный организатор. В 1660-м году он создал и возглавил Севильскую академию художеств – наиболее передовую и демократическую из всех возникавших на Пиренейском полуострове во 2-й половине XVII в. Севильские художники не зависели от вкусов королевского двора, как мадридские, что давало больше свободы самовыражения. Академия в Севилье существовала не за счет меценатов, а на средства её членов – это был некий прообраз профсоюза. Еще Севильская Академия первой ввела официальное изучение обнажённой натуры – самому Мурильо не пришлось изучать анатомию на натурщиках, и передача сложных телодвижений навсегда осталась его слабым местом. Правда, через 4 года в результате подковерной борьбы главой Академии стал Хуан де Вальдес Леаль, а Мурильо отошёл от дел.

В личной жизни художник пережил несколько трагедий. В 1645 г. он женился на донье Беатрис Сотомайор-и-Кабрера – его первой и единственной возлюбленной. Свою старшую дочку они назвали Марией – по-видимому, во славу Девы Марии, покровительницы Севильи, которую Мурильо писал беспрестанно (1, 2, 3, 4) , но также и в честь его рано умершей матери, чью фамилию Мурильо взял себе взамен отцовской (так же когда-то поступил и Веласкес).

Дочери художника было четыре года, когда в Севилью пришла чума. Эпидемия уничтожила половину города. Многочисленные монахи сменили благотворительную деятельность на санитарную – собирали и жгли трупы. Не выжила и маленькая Мария. Мурильо тяжело перенёс этот удар, но и он оказался не последним. В начале 1664 года умерла его любимая жена, оставив на попечение художника пятерых детей. После этого Мурильо переехал из особняка в небольшую пристройку при госпитале Ла Каридад, замкнулся и несколько лет ничего не писал.

Погиб Мурильо в результате трагической случайности. Едва ли не впервые ему пришлось выехать за пределы родного города – расписывать алтарь в Кадисе. Там Мурильо сорвался с лесов и получил несовместимые с жизнью ушибы. Однако перед смертью его все-таки успели перевезти в Севилью.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Ребенок рано стал сиротой, в 1627 г. умирает его отец, а спустя год мать, после чего мальчик попадает на воспитание в семью сестры матери.

Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в город П. де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие.

Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. В 1645 г. он возвращается в Севилью совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ от францисканского монастыря. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. Работа над циклом для монастыря совпадает с созданием домашнего очага, в 1645 году Мурильо вступает в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая родила ему пятерых детей. Несомненно, отраженная в творчестве внутренняя эмоциональная жизнь художника подчинялась ритмам семейного бытия.

До 1663 г. творческая эволюция мастера представляет собой динамичное движение вперед. После смерти жены 1 января 1664 г. Мурильо два года работает довольно медленно. Постепенно он переходит к новому этапу своей жизни, начало которому положил большой заказ для церкви Санта Мария ла Бланка, становящейся вспомогательным приходом Севильского собора (см ниже в разд. Творчество).

Некоторое время художник живет в монастыре капуцинов, где ему было предложено украсить всю алтарную стену. В мае 1665 г. Мурильо был принят в Братство милосердия. Вознаграждение, полученное живописцем за работу для Братства, не повлияло на присущий Мурильо умеренный образ жизни. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме, очевидно у Мурильо были свои воззрения на существо милосердия.

Мурильо не был рожден борцом, и не смог стать философом. Но стал великим живописцем, сумев удержать свой внутренний мир в динамическом равновесии перед ударами судьбы.

ТВОРЧЕСТВО

St. Diego Giving Alms 1646

Ребенок Христос, уколовшийся терновым венцом Видение св. Антония Падуанского Непорочное зачатие

Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков, и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства.

The Prodigal Son Driven Out 1660

Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. При учреждении в Севилье, в 1660 г., Академии художеств, в которой впервые официально введено изучение нагого человеческого тела, он был сделан её директором, вследствие чего, а ещё более благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияние на многих живописцев местной школы. Из его непосредственных учеников, наиболее выдающиеся — М. Осорио, С. Гомез и Вильявисенсио, а из подражателей — А.-М. де Тобар, X. де Вальдес Леаль.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льо (исп. Bartolomé Esteban Murillo ; род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же) — знаменитый испанский живописец, глава севильской школы.

Биография




Творчество

Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. При учреждении в Севилье, в 1660 г., Академии художеств, в которой впервые официально введено изучение нагого человеческого тела, он был сделан её директором, вследствие чего, а ещё более благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияние на многих живописцев местной школы. Из его непосредственных учеников, наиболее выдающиеся — М. Осорио, С. Гомез и Вильявисенсио, а из подражателей — А.-М. де Тобар, X. де Вальдес Леаль. См. таблицу к ст. Мадонна.

Весьма большая коллекция произведений мастера хранится в Музее Прадо (Мадрид), среди которых:

  • Поклонение пастухов
  • Мученичество Святого Андрея
  • Добрый пастух Христос
  • Святое семейство

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Бартоломе Эстебан Мурильо: картины и биография

Этот художник всю свою жизнь так или иначе был связан с католической церковью. Большинство его произведений, а после него осталось более 450 полотен и росписей, посвящены религиозной тематике. Он родился в монастырском доме и умер, стараясь завершить алтарное полотно для монастыря капуцинов в Кадисе. Это и не удивительно, если учесть, что он родился и всю жизнь прожил в Испании, верном оплоте самого фанатичного католицизма. Тем не менее, в картинах этого мастера библейские и церковные персонажи предстают реальными людьми из крови и плоти, настолько ярко и живо их изображение.

Бартоломе Эстебан Мурильо родился в 1617 году и очень скоро остался круглым сиротой, воспитывающимся в семье тетки по матери. У него рано проявились художественные способности и он стал обучаться мастерству у Хуана де Кастильо, как следствие, переняв его специфический стиль живописи. Но знакомство с другими известными художниками того времени, в частности, с великим Диего Веласкесом, открыло для него мир искусства с его богатой цветовой палитрой и свободной живописью. От скованной манеры Мурильо не осталось и следа. Полотна его раннего творческого периода радуют глаз богатством красок и роскошных цветовых сочетаний. Вернувшись из Мадрида в родную Севилью, художник получил большой заказ на создание серии картин для монастыря ордена францисканцев. Это время можно считать началом отсчета эпохи его процветания как художника.

В личной жизни мастера все было также благополучно. Он удачно женился и стал отцом пятерых детей. Счастливый брак и удачная личная жизнь способствовали постоянному прогрессу в работе, за эти годы он создает подавляющее большинство своих полотен, ставших впоследствии знаменитыми. Но смерть жены в 1664 году вносит коррективы в его жизнь и ритм его работы сразу замедляется.

Однако получение нового крупного церковного заказа возрождает его к жизни и как человека, и как художника. Со следующего года он не только работает над новыми полотнами, но и даже живет в монастыре. Он работал и жил в нем, проникаясь духом монашества и одновременно оформляя обширную алтарную стену.

Интересный факт из биографии художника — он был принят в Братство Святого Милосердия, организацию, которая содержала Госпиталь Милосердия — обитель для престарелых одиноких людей. А возглавлял Братство в то время человек, которого считают прообразом поэтического Дона Жуана — Мигель де Маньяра, друг мастера.

За выполненную работу Братство передало художнику солидную сумму, но и здесь он не изменил своей жизненной позиции. Всю свою жизнь далеко не бедный художник не стремился к роскоши и жил довольно скромно и умеренно. Он даже отпустил на волю своего невольника.

Даже смерть мастера невольно связана с религией. Когда ему было уже 65 лет, а это преклонный возраст в те времена, он согласился поработать в Кадисе, хотя многие годы не покидал Севильи. Во время творческого процесса он упал с лесов и разбился.

Художник скончался на родине, в Севилье, в 1682 году, так и не оправившись после рокового падения. После его ухода осталось огромное художественное наследие — множество полотен на религиозную тематику, цикл жанровых картин, пейзажи и ландшафты, а также основанная им севильская школа живописи, долгие годы оказывавшая влияние на творчество многочисленных живописцев Испании и других стран.

Читайте также: