Витте интересные факты кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) – министр финансов Российской Империи, оставшийся в памяти в качестве одного из выдающихся государственных деятелей в российской истории.

Министр

Происхождение Сергея Витте

Будущий министр финансов Российской Империи происходил из старинного курляндского дворянского рода. Отцом его был балтийский дворянин, Христофо-Генрих-Георг-Юлиус, а матерью дочь саратовского губернатора, Екатерина Андреевна. Родился он в 1849 году.

Будучи профессиональным горным инженером и агрономом, его отец в момент знакомства с матерью Витте проживал в Саратовской губернии и служил там в качестве управляющего одного из местных крупных помещичьих хозяйств. До сих пор неизвестно, каким образом произошло сближение этих двух людей, однако закончилось всё это браком. Мать будущего министра финансов, как уже упоминалось, была дочерью местно губернатора, а также происходила из древней дворянской семьи. Так, среди её предков можно назвать князя Долгорукова, который приходился ей дедом.

Чиновник

Образование

Большую часть своего детства юный Витте обучался в гимназии в Тифлисе, в то время как там жили его родители. Затем его семья перебралась в Кишинев. В университет же он вместе с братом поступил в Новороссийске, после того как они оба получили аттестат зрелости.

Изучал он математику, и остался в памяти преподавателей как усидчивый и старательный студент. Впоследствии полученные знания немало пригодились ему на государственной службе, когда Витте стал иметь дело с экономикой государства.

Диссертация Витте была защищена в 1870 году в том же учебном заведении. Благодаря хорошей учёбе юноше было предложено заняться наукой, однако сам Витте отказался, предпочитая вместо этого остановиться на государственной деятельности, как того хотели его родители.

Начало политической карьеры

Первым назначением молодого Витте стал чиновничий пост в администрации Новороссийской губернии, однако долго он там не пробыл и вскоре ушёл с должности. При поддержке графа А.П.Бобринского, знакомого с его отцом, юноша устроился специалистом по эксплуатации железных дорог.

Из-за специфики своей работы, Витте очень редко приходилось быть на одном месте, и чаще всего он перемещался по разным регионам России, проверять работу провинциальных станций, разбираться с железнодорожными проблемами и решать прочие служебные вопросы.

Впоследствии усердная служба и старательный труд во благо государства принёс своим плоды, и Витте вскоре был назначен начальником службы эксплуатации Одесской железной дороги. В тот год молодому Сергею Витте исполнилось двадцать пять лет.

Государственный служащий

Служебный рост

Мало кто знает, что карьера перспективного и талантливого молодого человека могла резко закончиться, так и не успев начаться. Как раз в году руководства эксплуатационной службы произошло событие, вошедшее в историю, как Тилигульская катастрофа, в результате которой произошло крушение поезда с множеством пострадавших.

Вина была возложена на плечи Витте, однако, вследствие его больших заслуг по организации военных грузоперевозок в годы русско-турецкой войны молодого человека наказали лишь двумя неделями гауптвахты, после чего отпустили. Помимо этого, начальство оценило и его неоценимый вклад в развитие одесского порта. Так, вместо отставки Сергей Витте был отправлен в Санкт-Петербург, где он мог продолжить свою карьеру.

Там в 1897 году он получил повышение и получил посту начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Однако уже в 1880 году Витте был переведён в Киев, где он продолжает работать на своём посту под началом И.С. Блиоха, выдающегося варшавского банкира и экономического теоретика. Здесь он проживёт ещё пятнадцать лет.

Достижения на государственной службе

Однако даже на этой должности Витте не забывает уделять внимания железной дороге. Так, благодаря нему было выкуплено множество железнодорожных линий, перешедших в собственность государства. Одним из самых выдающихся его достижений стало строительство знаменитой Транссибирской магистрали. Помимо этого, именно ему принадлежит заслуга проведения денежной реформы 1897 года, когда вся страна перешла на твёрдую золотую валюту, что немало укрепило российскую экономику.

Однако на этом заслуги Витте и его вклад в развитие страны не заканчиваются. Так, именно ему принадлежит проект введения винной монополии, благодаря которой пополнился бюджет государства. Помимо этого, он пытался решить и рабочий вопрос. Благодаря нему было сокращено количество рабочих часов, а также ему принадлежат и проекты по реформированию крестьянских хозяйств.

Министр также был известен как сторонник буржуазии и противник старых дворянских порядков. Так, главным его критерием по набору людей на государственную службу стали личные качества и достоинства кандидатов, а не дворянское происхождение и высокий статус в обществе.

К моменту смерти Александра III и восшествию на престол нового монарха, Николая II для Витте настали трудные времена. Лишившись покровителя, министр оказался один на один с волной критики и провокаций со стороны его многочисленных противников и недругов. Усугубляло ситуацию ещё и холодные отношения между самим министром и Николаем ΙΙ, который Витте сразу же невзлюбил.

Тогда главным критиком проектов Витте и его политическим оппонентом был министр внутренних дел, Вячеслав Плеве. Плеве долго ожидал подходящего шанса избавиться от своего противника, пока не наступил 1903 год, когда произошёл экономический кризис, привёдший к ухудшению экономики и к многочисленным забастовкам рабочих. Министру удалось убедить императора, что главным виновником этой проблемы был Витте и его реформы. Однако избавиться полностью от него не удалось, вследствие чего его критикам удалось лишь добиться его перевода на формальный пост председателя Кабинета министров, который не давал ему никакой реальной власти.

Однако Витте всё же не торопился возвращаться к обычной жизни. Он был твёрдо уверен, что ещё может пригодиться России, и с этой целью ждал своего часа. Так, находясь в тени, он пытался вернуть расположение монарха, а также пробовал налаживать полезные связи и знакомства в правящих кругах, чтобы восстановить своё положение.

Шанс вернуться к государственной деятельности подвернулся в 1904 году, когда его главный соперник и критик, Плеве, погиб от рук эсеров. Воспользовавшись этим моментом, Витте попытался выставить свою кандидатуру на освободившийся пост министра внутренних дел, однако все его попытки окончились неудачей. Николай II всё же не прислушался к его просьбе и назначает на освободившееся место князя Святополка-Мирского.

Другой шанс вернуться в политическую жизнь страны представился немного позже. В 1905 году подошла к концу русско-японская война, а сам Витте был отправлен вести переговоры с Японией. Невзирая на тяжёлое положение России после войны, Витте, благодаря своему уму и красноречию удалось существенно смягчить условия мирного соглашения, убедив пойти на значительные уступки. Так, 23 августа 1905 года был заключен Портсмутский мирный договор. В знак признательности за его дипломатические успехи Николай II наградил Витте титулом графа.

В том же 1905 году, когда нарастали революционные настроения, Витте, невзирая на неприязнь со стороны правящих кругов, сумел убедить императора сделать шаг в сторону конституционной монархии, чтобы избежать ухудшения политической ситуации в стране. Результатом его просьб стало подписание Манифеста 17 октября. Благодаря этому на какое-то время Витте удалось вернуться в большую политику. Совет Министров был реформирован, а сам Сергей Юльевич встал во главе правительства. Его усилиями был проведён ряд реформ и преобразований, благодаря чему позднее в России был проведён первый созыв Государственной думы.

Наконец, к радости своих врагов уже в 1906 году Витте сам ушёл в отставку. Николай II публично поблагодарил Витте за всего его труды на благо государства, после чего наградил бывшего министра орденом святого Александра Невского с бриллиантами. Тем не менее, даже невзирая на выход в отставку, Витте вплоть до своей смерти занимал должность председателя комитета финансов Государственного совета. Также Витте много писал, активно публикуя свои произведения и труды, среди которых есть и многотомные воспоминания. В 1915 году уже пожилой Витте заболел менингитом, после чего скончался в том же году.

Память

Уже в то время результаты его политической деятельности считались весьма противоречивыми. Общество фактически разделилось на две части. Одни безмерно превозносили графа Витте, считая его чуть ли не гением и спасителем нации, в то время как другие нещадно критиковали его, полагая, что тот не только не сделал ничего хорошего для страны, но ещё и приблизил её к краху.

До сих пор сама его личность и его реформы вызывают ожесточённые споры, как среди историков, так и среди простых российских граждан. Сама его политика, казалось, стремилась соединить невозможное: с одной стороны, это была попытка привлечения иностранного капитала и либерализация, как экономики, так и государственного устройства, а с другой, верность российскому самодержавию. Однако, как бы то ни было, нельзя не признать, что его деяния оставили большой след в истории России. Даже критики Витте признают, что делал он всё это не ради своей выгоды, а потому что считал, что так будет лучше для России. Вместо заключения можно сказать, что Сергей Витте, при всей критике в его адрес, по-прежнему остаётся одним из величайших политических деятелей в российской истории, много сделавшим для благополучия своей страны.

Сергей Юльевич Витте

29 июня 1849 года родился выдающийся государственный деятель Сергей Витте.

Личное дело

Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915) родился в Тифлисе в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Рос у деда со стороны матери, получил домашнее образование, сдал экзамены за гимназический курс и в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Во время обучения он проявил большие способности к математике, его преподаватели даже считали, что в будущем Витте станет профессором, однако после окончания университета, он, следуя семейной традиции, поступил на государственную службу.

Главным противником Витте был министр внутренних дел Вячеслав Плеве. В 1903 году во время экономического кризиса затормозилось развитие промышленности, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие, летом начались забастовки рабочих на юге России. Плеве сумел убедить императора, что виновником всего этого была либеральная политика Витте. В результате Витте был отправлен в отставку, под видом перевода на пост председателя Кабинета министров, не дававший реальной власти.

Чем знаменит

О чем надо знать


Карьерный взлет Сергея Витте начался с железнодорожной катастрофы. 17 октября 1888 года недалеко от станции Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги сошел с рельсов поезд, в котором с семьей и свитой ехал император Александр III. Царская семья спаслась чудом – на своих плечах Александр III удержал рухнувшую крышу вагона, пока те, кто находился внутри, не выбрались.

Расследование показало, что причиной катастрофы под Борками стало превышение скорости императорским поездом. После этого Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и из титулярных советников произведен сразу в действительные статские советники.

Прямая речь

«Император, очень веселый, спрашивает меня о моем путешествии, об успехе, недавно одержанном французской армией в Аргоннах, о действиях союзных эскадр при входе в Дарданеллы и т. д. Затем, внезапно, с блеском иронической радости в глазах:

— А этот бедный граф Витте, о котором мы не говорим. Надеюсь, мой дорогой посол, что вы не были слишком опечалены его исчезновением?

— Но это как раз моя мысль, которую вы тут передали. Слушайте, господа.

Он повторяет два раза мою формулу. Наконец, серьезным тоном, с авторитетным видом, он произносит:

— Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий.

Запись беседы с Николаем II в дневнике посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога


1905 год. Сергей Витте "Исторические хроники" Сто полнометражных фильмов о истории России.

Сергей Витте — биография

Сергей Витте – один из самых популярных деятелей индустриализации, сторонник многочисленных реформ. Он стал создателем грандиозного магистрального пути между столицей и Сибирью. Также прославился в качестве гениального министра.

С фамилией Витте связывается появление легендарной Транссибирской магистрали, которая не только соединяет Дальний Восток и Москву, но и превратилась в популярный туристический маршрут.

Юношеские годы

Родился великий политический деятель России на Кавказе в 1849 году. Бедное, но родовитое дворянское семейство проживало в Тифлисе. Глава рода Витте был по происхождению немцем, его семья вступила в дворянство еще в середине 19-го века. Родословная по матери была связана с великими Долгорукими, что было для маленького Сергея особым поводом для гордости.

В семье подрастало пятеро детей – две дочки и трое сыновей. Детство малыша прошло у А.М. Фадеева, его дедушки со стороны матери. Любимая бабуля научила маленького Сережу читать и писать.

Когда мальчик подрос, пришло время отдавать его в школу. Сергей поступил в Тифлисскую гимназию, где имел репутацию не очень хорошего ученика. Юному реформатору не нравились точные науки и дисциплина, но он был в восторге от фехтования, катания на лошадях и музицирования.

Хотя оценки у Сергея в аттестате были плохими, он решает поступать в университет. Для этого он едет в Одессу, однако первая попытка закончилась провалом. Юноше пришлось вновь уехать в родной город и продолжить обучение в гимназии. После долгой и кропотливой зубрежки и повторений Сергей поступает в университет.

Карьерный рост

Хотя в детстве научные труды мало интересовали Сережу, с годами все изменилось. Когда Витте закончил вуз и получил диплом, он хотел остаться работать на кафедре. Молодого человека очень привлекала научная работа. Однако его мать с дядей быстро отговорили Сергея, посчитав, что дворянину не пристало заниматься наукой. По наводке родственников юный Витте решает устроиться на государственную работу.

В то время в России начинается масштабное строительство железнодорожных путей. Частные инвесторы вкладывали огромные деньги в это. Сергею пришлась по душе модная и актуальная отрасль. Под покровительством знатного друга семьи юноша устраивается работать в отдел Одесской железной дороги. Индустриализация захватывает внимание Витте, он видит будущее страны только в техническом прогрессе.

Сергей Юльевич Витте

История могла и не увидеть стремительной карьеры Сергея Витте, если бы не интересный случай. В 75 году 19 века произошло невероятное – на путях в катастрофе погибло несколько человек, ехавших на поезде. Начальник пути, а также молодой Витте были приговорены к четырехмесячному аресту. Однако один из князей смилостивился, отметив прошлые заслуги молодого служащего. Только решение высокопоставленного вельможи спасло Витте от ареста. В качестве наказания несчастный работник должен был отсидеть две недели на гауптвахте, куда Витте приходил только ночью – днем он продолжал трудиться в конторе.

Вскоре карьера юного чиновника начала молниеносно развиваться.

Сергей Юльевич Витте

В 80-х годах 19 века талантливый управленец впервые видит Александра III. Знакомство ознаменовало карьерную биографию будущего министра. Глава монархического государства благоволил Сергею и последнего вскоре назначают руководителем недавно созданного Департамента по вопросам железной дороги. Организация находилась при Минфине. Александр сам мечтал о великом будущем для своего государства и видел в Витте соратника, друга и единомышленника.

Сергей Юльевич Витте

Сергей ни на миг не забывает о железной дороге – начинает продвигать отрасль, скупает линии передач за счет государственных средств. Основным его достижением считается создание и реализация проекта Транссибирской магистрали.

Витте Сергей Юльевич

Он стремительно взошел на политический олимп. С его именем связаны крупнейшие преобразования в России: индустриальная модернизация, денежная реформа 1895-1897 гг., а также Портсмутский мир и Манифест 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте много полезного сделал для развития отечественной экономики, реформирования политической системы, в сфере внешней политики. Перед потомками предстает государственный деятель нового типа: это не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.

Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.

В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. Витте сделал важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, осуществив в 1897 г. переход к золотому обращению.

Он понимал, что накопление средств в бюджете государства шло недостаточными темпами для развития промышленности и ускорения темпов индустриализации. Именно поэтому, в 1896 г. Витте выступил с идеей винной монополии государства, которая, однако, реально была введена только в период 1906-1917 гг.

В 1903 г. Витте, заняв пост председателя комитета министров, фактически оказался отстраненным от дел из-за придворных интриг. Пост председателя комитета министров до революции 1905 г. был скорее почетной ссылкой, нежели возможностью для Витте проявить себя в качестве государственного деятеля.

С началом первой русской революции в 1905 г. Витте получил возможность стать председателем Совета министров Российской империи, но как только власть начала реализовывать реакционные меры, Витте отошел от дел. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти.

Читайте также: