Проблематика и особенности прозы бабеля кратко

Обновлено: 19.05.2024

Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

Цель работы: Показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории; понять, в чем особенность изображения Бабелем исторических современных ему событий. Формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе). Воспитывать у студентов гражданскую позицию, развивать чувства милосердия, сострадания, умение понять боль другого человека.

Форма выполнения:конспект

Необходимое оборудование:учебник, рассказы Бабеля, портрет, репродукции картин о Гражданской войне

Требования:написать конспект в соответствии с требованиями, подготовиться к тесту

Контрольные вопросы:

Жизненный путь Бабеля

Назовите основные темы творчества Бабеля

Назовите произведения Бабеля

Анализ одного из произведений Бабеля

Основной теоретический материал:

Информационное обеспечение:

Основные источники:

1.Зинин С.А. Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 кл.: в 2ч.– М.: русское слово,2014.- 280 с. и 480с.

2.Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014

3. Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. — М., 2014.

Дополнительные источники:

1.Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.

2.Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред.проф.образования: в 2 ч./ под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.

3. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.

4. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Электронные ресурсы:

Критерии оценки:

Критерии оценки конспекта

1. Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала.

2. Умение определить вступление, основную часть, заключение.

3. Выделение главной мысли, определение деталей.

4. Умение переработать и обобщить информацию.

Устный ответ

При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

1) изла­гает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Обычно на зачёте иронизировали так: Как тебе Бабель? Ну, это смотря какая БАБЕЛЬ!
В сборнике “Конармия” – 36 рассказов, а каждый рассказ композиционно закончен и уникален, все вместе они связаны образом главного героя – Кирилла Васильевича Лютова, который является лирическим рассказчиком в “Конармии”. Это от его лица ведётся повествование всех рассказов, но его не надо путать с самим автором, хотя они во многом и близки. Какова центральная тема? Человек в нечеловеческих условиях гражданской войны. Судя по рассказам автора, то казаки-красноармейцы 1-ой Конной Будённого мало чем отличались и от белополяков, и от атамана Шкуро, и от генерала Деникина, и от батьки Махно, и от прочей нечисти, которая несла боль и страдания народу. Вывод: жестокость и кровь, насилие и смерть - всё это неизбежно, ведь революционная ломка старого мира неизбежно сопряжена с кровью. Герои Бабеля воюют за прекрасное будущее, зачастую не понимая, а с чем едят это будущее. За прекрасное будущее всего человечества, безжалостно уничтожая индивиды этого самого человечества, т. е. людей, которые не принимают участие в военных действиях. Принося неоправданные жертвы на жертвенник революции и гражданской войны!
Язык героев: утрированный, романтический, крестьянский, солдатский, даже сказочный, вульгарный, газетный, митинговый, одесский, полублатной. Формы стилизации рассказов и их язык как бы образуют одно целое, сгусток того, что происходит в жизни, в действительности.

Жутко ее читать - "Конармию". Жутко, страшно и понятно - по дугому быть не могло в то время. И все равно - жутко.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: Показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории; понять, в чем особенность изображения Бабелем исторических современных ему событий.

Развивающие: Формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе).

Воспитательные: Воспитывать у учащихся гражданскую позицию, развивать чувства милосердия, сострадания, умение понять боль другого человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, песня “Марш Буденного”, репродукции картин о Гражданской войне, эпиграфы, текст рассказа “Письмо” для анализа, таблица “Последствия Гражданской войны”.

Оформление доски:

Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

Летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца.

Таблица “Последствия Гражданской войны”

8 -13 млн. человек погибло от голода, холода, болезней, террора.
Из них 1 млн. бойцов Красной Армии.
Сколько погибло “белых”, крестьян-повстанцев – никто не считал.
2 млн. человек эмигрировали из России.
Промышленное производство упало до 20% от уровня 1913 года..
Сельское хозяйство сократилось вдвое.
Ущерб народному хозяйству составил 50 млрд. золотых рублей.

ХОД УРОКА Вступительная беседа.

Революция и Гражданская война круто изменили Россию, вошли в жизнь каждого человека, ломая, калеча, уродуя людские тела и души. Страшна любая война, потому что она несет смерть, горе, боль, разрушения, но война гражданская страшна и бесчеловечна вдвойне.

Изображение гражданской войны стало одной из главных тем русской литературы 20 века. Эта война, потрясшая огромную страну, осознавалась в литературе по-разному: и как трагедия народа, и как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков в революции.

– Вспомните, в произведениях каких писателей нашла свое отражение тема гражданской войны? ( М. Булгаков “Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”, “Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов “Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И. Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”)

В России Гражданская война шла в течение 5 лет, с 1917 по 1922 год. “Обычно Гражданскую войну определяют как вооруженную борьбу за власть между представителями различных классов и социальных групп. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри народа, нации, зачастую между земляками, соседями, сослуживцами или друзьями и даже родственниками. Это трагедия, надолго оставляющая незаживающую рану в сердце нации и надломы в ее душе”. (Гражданская война в лирике и прозе. М, 2002г.)

Учитель зачитывает данные таблицы “Последствия Гражданской войны”.

– Как вы можете прокомментировать эти данные? Какие чувства они в вас вызывают?

Учитель: В конармейском дневнике И. Бабеля находим такие строки: “Почему у меня непроходящая тоска? Потому что далек от дома, потому что разрушаем. Идем, как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде”.

Панихида – это церковная служба по умершему, траурные речи. Кого, что оплакивает Бабель? Сегодня нам предстоит в этом разобраться. На основе своего конармейского дневника Бабель написал сборник новелл “Конармия”. Отношение к этому сборнику у критиков было разное: кто-то увидел здесь чуждую революционной позиции “поэтизацию бандитизма”, а Горький заявил, что увидел в “Конармии” героев, похожих на запорожцев Гоголя. Шли споры, как понимать и принимать это произведение. То ли это очернительство революционной истории, то ли революционная романтика. Кто же этот человек, который своим произведением внес такую сумятицу в ряды критиков?

РАССКАЗ УЧЕНИКА О БАБЕЛЕ

В течение 7 лет Бабель испробовал множество профессий и многое познал. Он был солдатом на румынском фронте, служил в ЧК, в Наркомпросе, в продовольственных экспедициях, воевал в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии Буденного, работал в Одесском губкоме, был репортером различных газет. Как вспоминал сам Бабель, “только в 1923 году я научился выражать мои мыли ясно и не очень длинно. Тогда я вновь принялся сочинять”.

Бабель известен как автор двух циклов очень ярких новелл: “Одесские рассказы” и “Конармия”. По ложному обвинению в мае 1939 года писателя арестовали, а в январе 1940 расстреляли. Через 14 лет его реабилитировали. Военный прокурор написал в заключении: “Что послужило основанием для ареста, из материалов дела не видно, так как постановление на арест было оформлено… через 35 дней после ареста Бабеля”.

Учитель: Самые сильные впечатления оставила у Бабеля служба в рядах Первой Конной армии, которой он посвятил свою знаменитую повесть “Конармия”. Писатель приехал туда в качестве корреспондента газеты “Красный кавалерист” и должен был писать статьи и вести дневник военных действий. Наблюдая за тем, что происходило, Бабель думал о судьбе революции. Теперь она представлялась ему не такой, как со стороны. Он не мог понять той ненужной жестокости, что была вокруг.

Свои наблюдения он записывал в личный дневник, который и оформился позднее в цикл рассказов.

Краткий исторический сценарий таков: опьяненный успехами на фронтах совнарком отправляет Конармию в поход на Варшаву с целью восстановления довоенных границ России. Поход заканчивается полным крахом. Западная Украина отходит Польше, а Бессарабия – Румынии. Основную массу конной армии составляли казаки, которые во времена Российской империи были привилегированным сословием. А в революцию они метались между “белыми” и “красными”. На этом драматическом фоне происходят основные события книги.

(Звучит песня “Марш Буденного”).

Вся страна тогда распевала этот бравурный марш. Бойцы Первой Конной армии были героями эпохи. А какими их увидел Бабель? Какими показал в своей знаменитой книге?

2. Особенности бабелевской прозы.

В своей критической статье Евгений Шкловский пишет: “И.Эм.Бабель пользуется двумя противоречиями, которые у него заменяют роль сюжета:

И.Эм.Бабель пользуется следующими художественными приёмами:

антитеза – противопоставление. У него всё строится на противопоставлении.

рефлексия – размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.

гипербола – преувеличение

диалог – разговор 2, 3, 4 и более лиц (Бабель мастер диалога).

В рассказах Бабеля диалоги – это скорее, монологи, направленные в никуда, риторика, как средства самоутверждение персонажа. Они говорят не только друг с другом, сколько с миром, ёмкой спрессованной фразой заявляя о себе.

Любая фраза – это их выход на сцене бытия, как в античной трагедии. И в этом плане бабелевские рассказы – удивительный сплав эпоса, трагедии и лирики.

И.Эм.Бабель во многих рассказах предоставляет слово самому персонажу, стилизует произведение под документ, будь то докладная, письмо, объяснительная или сказ.

Главное, что в этих формах ярко выражается сознание тех людей, которые были захвачены ветром революции и гражданской войны, принеся в неё свои представления, часто смутные и фантастические.

Язык – стиль речи, сложный противоречивый сплав, который выражает не только их происхождение, но и образ мышления. Г.Горбачёв, писатель, писал: “В передаче Бабеля на фоне утрированного часто до пародии литературного приподнято-романтического языка великолепно ощущаются: язык крестьянско-солдатский с внедрёнными в него элементами традиционно-торжественного (“поклон от бела лица до сырой земли”) или сказочного (“я там был, самогон-пиво пил”) народного стиля и вульгаризированного газетно-митингового жаргона, в рассказах (“Письмо”; “Соль”; “Тимошенко и Мельников”), одесский полублатной жаргон налётчиков-евреев; речь талмудистов западного края, переработанная мещанским бытом города, крестьянская речь с искажёнными отражениями церковной поэзии, бульварно-трактирного говора и обыденного интеллигентного жаргона…”

И.Эм.Бабель запоминается в рассказах, а рассказы запоминаются не сюжетами или событиями, а уникальной интонацией и цветовой гаммой, контрастами и сочетаниями слов, афористичностью и своеобразием речи персонажей.

И.Эм.Бабель сливает воедино разнонаправленные стилевые элементы текста, которые часто противоречат друг другу:

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от лица Лютова, который становится солдатом, не принимающим ценностей военных действий.

В цикле присутствует и голос самого автора, взгляды которого перекликаются с мировоззрением главного героя. Автор будто вместе с героем переживает все события рассказов. Так образ центрального персонажа, который является и повествователем, тесно связан с авторским образом. Все это позволяет дать отношение к действиям с разных сторон.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения.

Центральным персонажем сборника является Лютов, от лица которого и ведется описание всех событий. Национальность и социальное положение мешают герою войти в новое время, породниться с другими бойцами. Образ Лютова позволяет увидеть революционную действительность глазами еврея-интеллигента.

8. Композиция произведения.

Последовательность всех новелл, определенная самим И. Э. Бабелем, при переизданиях не меняла свою структуру, что важно для передачи основной идеи внезапности.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

10. Отзыв о произведении.

Читайте также: