Вильсон лига наций кратко

Обновлено: 15.05.2024

Конечно, необходимость создания авторитетной международной организации достаточно долго обсуждалась государственными и общественными деятелями всего мира. Тем не менее, именно Вильсону удалось синтезировать многочисленные предложения такого рода и выступить в роли их активного пропагандиста. Более того, по всеобщему признанию, президент США стал первым лидером великой державы, положившим идею Лиги Наций в основу внешнеполитического курса своей страны [2].

Познакомившись с проектом Хауза, президент внес в него ряд изменений. Прежде всего, из Устава были исключены положения о международном судебном трибунале и восстановлена статья о применении вооруженной силы в качестве карательной меры за нарушение постановлений Лиги [15].

1. Новый организационный строй Лиги: наряду с общей конференцией всех членов вводился и немногочисленный совещательный орган, в который бы входили крупные государства и несколько малых стран.

2. Положение об ограничении вооружений дополнялось параграфом об отмене воинской повинности.

3. Система мандатов, предложенная Смэтсом в качестве принципа управления Германскими колониями [16].

В то же время появился и официальный проект британской делегации, в который вошли многие положения Вильсона. Вместе с тем, этот документ имел свои особенности. Самым спорным моментом Устава был вопрос о представительстве в Лиге британских доминионов и колоний [17]. На рассмотрение комиссии по Лиге Наций 3 февраля 1919 г. был представлен компромиссный вариант, разработанный на основе американского и английского проектов юридическими консультантами делегаций Д. Миллером (США) и Ч. Херстом (Великобритания) [18].

Серьезным вопросом, поднятым на комиссии по Лиге Наций, был вопрос о международной армии. Это предложение отстаивали французские представители в надежде на то, что, обладая крупнейшей в Европе армией, Франция сможет усилить свое влияние в Лиге. Вильсон высказался против подобных планов, хотя ранее говорил о такой возможности. Аргументы американского президента сводились к тому, что создание объединенной военной машины приведет к процветанию мирового милитаризма. Кроме того, добавлял он, Конституция США не позволяла кому бы то ни было осуществлять контроль над американскими вооруженными силами [20].

Внешнеполитическое наследие президента в полной мере сохраняет свое значение и в наши дни. Наглядным доказательством данного тезиса служит тот бесспорный факт, что принципы деятельности современных международных организаций (со всеми их плюсами и минусами) являются в своей основе именно вильсоновскими. При этом многие проблемы мировой политики, которые постарался осмыслить тогда американский президент, остаются нерешенными и сегодня. Назовем, в частности, активно обсуждаемый ныне вопрос о соотношение национальных прав и коллективной ответственности в межгосударственных отношениях. Подавляющее большинство политических и общественных деятелей всех стран сейчас прекрасно понимает, что даже самый опасный вызов XXI века – терроризм – не может быть побежден без единой воли всего мирового сообщества, о необходимости которой всегда говорил Вильсон.

Примечания

2. Дывыдов Ю.П. Норма против силы. Проблема мирорегулирования. М., 2002. С. 26, 103-104; Kuehl W.F. Seeking World Order. The United States and International Organization to 1920. Nashville, 1969. Ch. 1-8; Knock T.J. Wilsonian Concept and International Realities at the End of the War // The Treaty of Versailles: A Reassessment After 75 Years / Ed. by M.F. Boemeke, G.D. Feldman, E. Glaser. Washington, 1998. P. 111.

3. Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах: в 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 64, 131; Виноградов К.Б. Дэвид Ллойд Джордж. М., 1970. С. 265-275; Lentin A. Lloyd George, Woodrow Wilson and the Guild of Germany. Baton Rouge, 1985. P. 9-10, 22-23.

4. Черчилль У. Мировой кризис. М., 2003. С. 204.

5. Ferrell R.A. Woodrow Wilson and World War I, 1917–1921. N. Y., 1985. P. 157; Кейнс Дж. Экономические последствия Версальского мирного договора. М., 1924. С. 17.

7. Ambrosius L.E. Woodrow Wilson and the American Diplomatic Tradition: The Treaty Fight in Perspective. Cambridge, 1987. P. 51.

8. Protocol of a Plenary Session of the Inter-Allied Conference for the Preliminaries of Peace. Jan. 25, 1919 // The Papers of Woodrow Wilson / Ed.: A.S. Link et al. Vol. 1-69. Princeton, 1966–1994 (Далее – PWW).
Vol. 54. P. 267; FRUS. PPC. Vol. 7. P. 178.

9. Lansing R. The Big Four and Others of the Peace Conference. Boston, 1921. P. 40; Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. Т. 1. С. 539-540; Cecil R. A Great Experiment. L., 1941. P. 48.

10. Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. Т. 1. С. 241; Бекер Р.С. Указ. соч. С. 238.

11. Miller D.H. The Drafting of the Covenant. Vol. 1-2. N. Y., 1928. Vol. 2. P. 3-6.

13. Конституция США. СПб., 1992. С. 18.

14. Miller D.H. Op. cit. Vol. 2. P. 10-11.

16. A Memorandum. [Dec. 26, 1918] // PWW. Vol. 53. P. 515-519; Miller D.H. Op. cit. Vol. 2. P.23-60.

17. Miller D.H. Op. cit. Vol. 2. P. 61-64.

19. Cecil R. Op. cit. P. 47-89; Minutes of League of Nations Commission. Feb. 8, 11, 1919 // PWW. Vol. 55. P. 4-9, 75-76.

20. Minutes of League of Nations Commission. Feb. 11, 1919 // Ibid. Vol. 55. P. 76-80.

21. An Address to the Third Plenary Session of the Peace Conference. Feb. 14, 1919 // Ibid. Vol. 55. P. 175.

22. Nicholas H.G. Woodrow Wilson and Collective Security // Woodrow Wilson and the Revolutionary World, 1913-1921 / Ed. by
A.S. Link. Chapel Hill, 1982. P. 188; Ambrosius L.E. Woodrow Wilson and the American Diploma­tic Tradition. P. 77-78.

23. An Address to the Third Plenary Session of the Peace Conference. Feb. 14, 1919 // PWW. Vol. 55. P. 175.

24. См: Печатнов В.О. Уолтер Липпман и пути Америки. С. 97-99; The New Republic. Vol. 22, № 274 (March 3, 1920). P. 10-11.

25. The North American Review. Vol. 213, № 4 (Apr. 1921). P. 471.

26. Яковлев Н.Н. Преступившие грань // Яковлев Н.Н. Избранные произведения. М., 1989. С. 267; White W.A. Woodrow Wilson: The Man, His Time and His Task. Boston, 1925. P. 436; Osgood R.E. Ideals and Self-Interest in America’s Foreign Relation. Р. 178.

Козлов Д.Ю.

Военно-морские вопросы на Парижской мирной
конференции 1919–1920 гг. и формирование
международной системы ограничения морских
вооружений после Первой мировой войны

Широко распространившийся в военно-исторической литературе тезис о том, что исход Первой мировой войны был определен результатами борьбы на сухопутных фронтах, представляется излишне прямолинейным и поэтому уязвимым. Для обоснования наших сомнений приведем следующую логику рассуждений, безусловно, предельно упрощенную, но, на наш взгляд, имеющую право на существование.

Все эти обстоятельства вполне осознавались военно-политическим руководством держав Антанты, поэтому победители сделали все возможное, чтобы исключить Германию из числа претендентов на статус великой морской державы, способной оспаривать у англосаксов гегемонию в Мировом океане.

При предварительной проработке морских статей перемирия между английским и французским военно-морским командованием возникли некоторые разногласия, однако последние не носили принципиального характера, что и констатировал морской совет, собравшийся 28 октября в Париже под председательством французского морского министра. Более существенно от проекта моряков отличался вариант, выработанный в главной квартире союзных армий под руководством Фоша и вынудивший главу французского морского ведомства Жоржа Леге и начальника морского генерального штаба адмирала Де Бона сделать энергичное представление Клемансо по поводу вмешательства главнокомандующего в компетенцию морского совета. Тем не менее, Фош представил свой проект на рассмотрение собравшихся в Париже глав союзных правительств и на заседании 1 ноября вступил в полемику с первым лордом британского адмиралтейства Эриком Геддсом. Суть разногласий сводилась к тому, что Фош полагал целесообразным ограничиться требованием о сдаче германских подводных лодок, опасаясь, что немцы откажутся выдать свой надводный флот и не пойдут на перемирие. Желание маршала не перегибать палку не нашло поддержки у премьеров Антанты, которые все же сочли условие англичан о сдаче германских кораблей чрезмерно суровым и не пошли дальше требований об их интернировании [9].

На экстренном заседании морского совета Антанты, состоявшемся в Париже на следующий день после подписания перемирия, было признано нецелесообразным делегировать нейтралам охрану интернированного германского флота и утвердить предложение первого морского лорда адмирала Р. Уэмисса об интернировании немецких кораблей в Скапа Флоу.

В скором времени германский флот был переведен в Скапа-Флоу, где на кораблях остались лишь по нескольку десятков добровольцев. По требованию союзников еще до конца 1918 г. были упразднены адмирал-штаб и морской кабинет, функции которых передавались созданному военно-морскому управлению.

21 июня 1919 г., узнав о проектируемом в Париже решении о конфискации у Германии всех современных боевых кораблей и воспользовавшись уходом британской эскадры вице-адмирала
С. Фримантля в море, немецкие команды по условному сигналу Л. фон Ройтера затопили свои корабли.

Впрочем, впоследствии большая часть германских кораблей была поднята и использована англичанами в качестве щитов для артиллерийских стрельб. 172 германские подводные лодки были распределены между державами-победительницами и приведены в негодность после проведенной над ними экспериментальной и исследовательской работы.

Мировая война 1914-1917 гг. смогла заставить лидеров могущественных государств того времени в полной мере осознать необходимость новой формы сотрудничества в борьбе за сохранение всеобщего мира. В этих целях в 1919 году была создана первая международная организация по поддержанию мира – Лига наций.

Первым опытом создания организации по поддержанию мира можно считать Священный союз 1815 года. Тогда, после наполеоновских войн ряд монархов, в том числе и Российской империи, приняли общее решение – не допускать какие-либо революционные движения. При этом, Священный союз не накладывал на его участников какие конкретные обязательства по поддержанию мира. Из-за отсутствия четких правил и норм, его существование оказалось непродолжительным и не оправдало возложенных на него целей.

В ходе первой мировой войны вновь поднялся вопрос о необходимости создания международной организации, которая могла бы своей деятельностью предотвращать крупные военные конфликты. За пять лет военных действий появилось более 50 проектов такой организации.
На Парижской конференции, открывшейся 18 января 1919 года, правительства различных стран выступили со своими предложениями по созданию международной организации по поддержанию мира. Но в основу будущей Лиги нации лег американский проект, разработанный президентом В. Вильсоном с учетом его знаменитых 14 пунктов, опубликованных еще 18 января 1918 года.

14 февраля американский президент представил мирной конференции Статут Лиги наций, который был принят на пленарном заседании в тот же день. В. Вильсон отправился с проектом в США для утверждения его Сенатом, после чего вернулся в Европу и попросил внести в него ряд изменений. Непродолжительные обсуждения позволили окончательно выработать и утвердить Устав Лиги наций – основные принципы ее будущей работы, принятые на пленарном заседании Парижской мирной конференции 28 апреля 1919 года. Его текст вошел не только в Версальский договор 1919 года, но и во все мирные договоры, заключенные с союзниками Германии.
Основной задачей новой структуры являлось направление всех сил на разоружение стран, снижение их военного потенциала, дабы не допустить развитие крупных военных конфликтов. Лига нация стала той организаций, которая могла вмешиваться в дела других государств, даже не являвшихся ее членами, если их деятельность угрожала всеобщему миру.
Изначально свои подписи под Уставом поставили представители 44 государств, некоторые из них не участвовали в военных действиях 1914-1919 гг., но поддерживали мирные инициативы, заложенные в основу работы новой международной организации. Позже в Лигу наций вступило еще более десятка стран.

Таким образом, в системе международных отношений появился новый институт, призванный защитить мир от военных потрясений, – международная организация под названием – Лига наций. И, хотя, она не смогла уберечь мир от глобальных войн, ее опыт оказался весьма полезен для будущего развития международного права. Лига наций стала предшественницей Организации объединенных наций. Кроме того, ряд комиссий, которые работали в Лиги, в будущем переросли в отдельные международные организации. Международная комиссия по интеллектуальному сотрудничеству стала прародительницей ЮНЕСКО, а Организация здравоохранения преобразовалась во Всемирную организацию здравоохранения, работающей и по сегодняшний день.

Вудро Вильсон - отец Лиги Наций

Вудро Вильсон (Woodrow Wilson)

Сейчас к Лиге Наций, первой международной организации, созданной для обеспечения коллективной безопасности, принято относиться пренебрежительно, так как ей не удалось предотвратить Вторую мировую войну. Однако не исключено, что если бы Лиги Наций не существовало, то война случилась бы еще раньше и была куда более кровопролитной.

С 1901 года, когда была учреждена Нобелевская премия мира, ею наградили 121-го лауреата, среди которых известные борцы за мир, политические деятели и даже целые организации.

Демарш Николая II

По справедливости первую Нобелевскую премию мира следовало бы присудить российскому императору Николаю II, который на закате XIX века выступил с инициативой проведения международной конференции по разоружению.

Тем не менее на конференции были приняты несколько конвенций, касающихся разоружения, в том числе конвенция о мирном улаживании международных столкновений.

Однако создание международного третейского суда не позволило предотвратить Первую мировую войну, так как ведущие мировые державы откровенно его игнорировали. Уже перед войной стало очевидно, что суд не сможет действовать эффективно, если он не будет поддерживаться влиятельной международной организацией. Создание этой организации связано с именем президента США Вудро Вильсона.

Однако своей победой Вильсон был обязан тому, что в республиканской партии произошел раскол. В течение первого президентского срока он был вынужден руководствоваться во внешней политике очень популярной доктриной Монро, утверждавшей, что весь американский континент — это сфера жизненных интересов США. Именно во время президентства Вильсона американские войска вводились в Никарагуа, Санто-Доминго, Гаити и Мексику. В 1916 году Вильсон был переизбран президентом, а уже в январе следующего года представил конгрессу США план создания международной Лиги Наций.

Сограждане не услышали

Три месяца спустя он скончался. На его могиле высечен меч, вонзившийся в землю.

Лига Наций все же была создана, но без участия США она не имела того международного влияния, на которое рассчитывал Вильсон.

Сейчас широко распространено мнение, что Лига Наций, не сумевшая предотвратить Вторую мировую войну, была организацией никудышной, зато ООН — это эффективный механизм коллективной безопасности. Но, в сущности, ООН отличается от Лиги Наций лишь названием. Создание новой международной организации было вызвано тем, что США осознали свою ошибку, но не хотели это признавать, ратифицируя соглашение о создании лиги последними. СССР, исключенный из Лиги Наций в декабре 1939 года (после войны с Финляндией), вообще не хотел иметь с этой организацией ничего общего. Вот и пришлось делать вид, будто Лига Наций себя исчерпала. Кстати, Нобелевский комитет спохватился, что не отметил учредителей ООН премией мира, лишь в начале 50-х годов. Франклина Рузвельта к тому времени уже не было в живых, зато здравствовали Сталин и Черчилль. Вручать премию мира Сталину было неудобно, а потому нашли остроумный выход — наградили Черчилля Нобелевской премией… по литературе.


МИХАИЛ ВОЛОДИН
Первая крымская N 384, 29 ИЮЛЯ/4 АВГУСТА 2011

Первая мировая война, невиданная по своим масштабам и последствиям, заставила мировую общественность предпринять ряд мер для предотвращения подобных конфликтов в будущем. Мысль о создании универсальной организации, способной мирно урегулировать конфликты между государствами, была не нова, но мировая война стала катализатором реализации этой идеи. В 1919 году была учреждена Лига Наций — первый в истории глобальный международный институт общей компетенции, в котором были представлены интересы большинства стран мира.

Идея о создании глобальной организации

Еще в конце XVII века В. Пенн, политик и один из авторов американской конституции, предложил создание Совета Европы, где будут собираться представители государств для мирного решения спорных межгосударственных вопросов. Позднее эту концепцию поддержал немецкий философ И. Кант, а через два столетия аналогичную идею выдвинули представители движения пацифистов.

1920: Штаб-квартира Лиги Наций, во Дворце Наций на берегу Женевского озера в Швейцарии

Впрочем, эти проекты так и остались нереализованными. В начале XX века мир разделился на два враждебных лагеря — Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия и их союзники) и Антанту (Россия, Великобритания, Франция и их союзники). Их противостояние привело к началу Первой мировой войны, унесшей жизни до 16-20 млн человек.

Еще в годы войны в разных странах появилось несколько десятков государственных и частных проектов создания некой всемирной организации. Самыми удачными и последовательными были несколько государственных концепций, прежде всего английская, американская, французская.

Проекты Лиги Наций

Английский проект, разработанный комиссией под руководством лорда Филлимора, предусматривал создание системы международного арбитража силами крупнейших держав, объединенных в союз. У английских политиков были собственные интересы — такая схема должна была обеспечить сохранение огромной колониальной Британской империи от распада.

Французская версия Лиги Наций предусматривала исключение Германии. Сама Лига должна была стать не только общественно-политической, но и военной организацией с созданием Международных вооруженных сил и Международного генерального штаба. Против этого пункта активно высказывались Великобритания и США, так как опасались, что армия Лиги Наций попадет под контроль Франции.

Первое заседание Лиги Наций в Женеве:

Британский премьер-министр обвинял В. Вильсона в отсутствии четкой программы и заимствовании идей из английской и французской концепций, но, скорее всего, американская сторона уже тогда имела четкий план действий, который вряд ли устроил бы союзников. США, в отличие от европейских стран, вышли из войны окрепшими, а потому могли претендовать на роль мирового арбитра. Инструментом влияния могла стать именно Лига Наций.

Выработка Устава Лиги Наций

Парижская мирная конференция (18 января 1919 — 21 января 1920) сформировала комиссию (Совет десяти) по выработке Устава Лиги Наций во главе с В. Вильсоном. Члены комиссии должны были изучить и обобщить все имевшиеся к тому времени проекты, но фактически в основу итогового документа были положены предложения английской и американской сторон, а французская и итальянская концепция даже не рассматривались.

1921: Представители европейских стран на заседании Совета Лиги Наций в Женеве

Принципы работы Лиги Наций

28 апреля 1919 года Устав Лиги Наций был одобрен Парижской мирной конференцией. В преамбуле документа говорилось о стремлении установить открытые и справедливые отношения между государствами на основе соблюдения международного права.

Члены Лиги поделились на три группы:

  • учредители — страны Антанты и ее союзники;
  • нейтральные и приглашенные государства;
  • проигравшие в войне державы — Германия и ее союзники.

Франция настояла на том, чтобы Германии, которую обвинили в развязывании войны, было отказано в членстве. Лишь в 1926 году она смогла стать участницей организации. Для прочих государств из проигравшего в войне блока членство в Лиге было возможно лишь с согласия двух третей остальных участников. В итоге 28 государств были членами организации все 26 лет ее функционирования, а 35 стран входили в ее состав в разные промежутки времени.

1920: Перед началом первого заседания Лиги Наций

Фундаментальными целями Лиги Наций провозглашались утверждение открытой дипломатии и обеспечение коллективной безопасности. В статье 8 Устава отмечалась необходимость сокращения государственных вооруженных сил до уровня, необходимого для обеспечения национальной безопасности. Планы такого сокращения для каждой страны должен был составлять Совет.

Статьи 10 и 11 обязывали участников Лиги уважать территориальную целостность и политическую независимость друг друга. При военной угрозе любое государство, даже не будучи членом Лиги, могло обратиться в организацию за помощью в решении конфликта. Начало войны любым государством-членом Лиги приравнивалось к объявлению войны против всех других участников организации.

Высшим органом Лиги Наций стала ежегодная Ассамблея, собиравшаяся в Женеве, а в период между сессиями решение текущих вопросов осуществлялось на Совете. Для принятия решений по принципиальным вопросам требовалось согласие всех участников, и большинства — для принятия новых членов и формирования комиссий. Применение экономических и политических санкций против нарушителей порядка относилось к важнейшим решениям, а потому для этого требовалось согласие всех участников.

Со страной-агрессором разрывались экономические и социальные связи, а остальные участники могли применить коллективные экономические и даже военные санкции. Впрочем, четких критериев, кого следует считать агрессором, не было, а потому Лига весь период своего функционирования вынуждена была ограничиваться уговорами и предупреждениями.

Результаты работы

Формально деятельность Лиги Наций началась 20 января 1920 года. За свою историю эта организация в той или иной степени успешно смогла урегулировать несколько десятков конфликтов, показала отличные результаты в социальной и гуманитарной областях. Однако главными целями Лиги оставались решение политических проблем и достижение коллективной безопасности, а эти задачи оставались недостижимыми.

Советская карикатура

Вскоре после возвращения Вильсона на родину его противники начали масштабную кампанию против Лиги Наций и участия в ней США. Организацию называли бесполезной и напыщенной, а также сомневались в чистоте помыслов европейских держав. Устав Лиги так и не был ратифицирован Конгрессом США, после чего многие государства потеряли интерес к организации.

Лига Наций в итоге превратилась в инструмент достижения интересов Франции и Великобритании, которые фактически и принимали решения по предварительному сговору. Комиссия по разоружению так и не смогла добиться результата, а спорные вопросы обсуждались, как и прежде, на закрытых совещаниях посланников государств.

Милитаризация Европы и мира продолжалась, а территориальные и политические споры между государствами приводили к безнаказанным актам агрессии и возникновению очагов напряженности, которые в итоге привели к началу Второй мировой войны.

Читайте также: