Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи кратко

Обновлено: 30.04.2024

И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры… В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

Вопросы для изучения:

1. Понятие речевой коммуникации. Экстралингвистические и лингвистические факторы речевого общения.

2. Основные единицы речевого общения.

3. Общие принципы эффективной речевой коммуникации.

4. Законы формальной логики в речевом общении.

5. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.

6. Лингвистические аспекты профессионально-речевой деятельности ритора.

Ключевые слова: дискурс;коммуникация; экстралингвистические факторы; единицы речевого общения; формальная логика; коммуникативные барьеры; коммуникативная неудача.

Методические указания:

Цель практического занятия – дать основные сведения об основных компонентах, определяющих деятельность оратора, сформировать умения ориентироваться в речевой ситуации общения, гибко использовать систему экстралингвистических обстоятельств и лингвистических приемов для достижения прогнозируемого результата коммуникации.

Подготовку к практическому занятию необходимо начинать с повторения содержания лекции, изучения предлагаемой к теме учебной и научной литературы, а также интернет-ресурсов, рекомендованных преподавателем, и лишь затем переходить выполнению практических зданий. Данный порядок работы существенно облегчает освоение содержания темы и подготовку к промежуточной и итоговой аттестации.

Задания для самостоятельного выполнения предполагают индивидуальную работу студента. Форма представления результатов – электронная (вложенным файлом).

Вопросы для самоконтроля предполагают устный ответ обучающегося.

Глоссарий по теме:

Авторская позиция – точка зрения, идея, которую проводит, отстаивает говорящий или пишущий (см. замысел автора).

Адресант-инициатор коммуникативного акта. Для успешной коммуникации учитывает параметры личности адресата, социальные конвенции, релевантность коммуникативного акта.

Адресат речи – лицо (лица), к которым обращена речь; получатель информации, заключенной в высказывании.

Восприятие речи (аудирование, чтение) – вид внешней речи, прием сигналов акустических или графических, их перекодирование на мыслительный код, понимание смысла.

Дискурс – это вербально артикулированная форма объективации содержания человеческого сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности.

Коммуникативное взаимодействие–это процесс взаимодействия двух субъектов: а) говорящего или пишущего адресанта (отправителя информации) и б) воспринимающего эту информацию – слушающего или читающего – адресата.

Коммуникативные барьеры – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих ее.

Коммуникативная компетенция – коммуникативный опыт индивида, его представления об успешных или неуспешных тактиках коммуникации, владение коммуникативными инструментами.

Коммуникативное намерение (интенция) – мотивационная и подготовительная части речевого акта: осознание ситуации, побуждающей к высказыванию; целеполагание; определение основного содержания речи; принятие ряда решений о форме высказывания; осмысление ожидаемого результата (прогнозирование) и пр.

Коммуникативная неудача – недостижение участниками общения поставленных коммуникативных целей.

Коммуникативная ситуация – система взаимодействующих факторов (реальных и воображаемых), побуждающих участников к общению и определяющих их речевое поведение.

Коммуникативная цель – цель взаимопонимания: чтобы тебя услышали и поняли; задача воздействия: чтобы тебя послушались; задача продолжения общения: чтобы тебе ответили.

Коммуникация – общение, связь, обмен информацией; коммуникация с помощью средств языка – речь. Возможна невербальная коммуникация.

Обобщение – одна из основных форм (операций) мышления – выделение относительно устойчивых свойств явлений и предметов, образование понятий, выявление связей между ними и пр.

Теоретический материал для самостоятельного изучения студентом:

Задание 1.

Таким образом, как социальное событие, высказывание предполагает активное взаимодействие говорящего и слушающего (активность говорящего предполагает, имеет своим условием активность слушающего). Оно не только выражает определенную авторскую позицию, передает определенное предметное содержание, но и всегда отвечает на предшествующий контекст и предвосхищает ответную реакцию.

Высказыванию как единице речевого общения присущ и ряд других характеристик:

Опираясь на вышеуказанные высказывания М. М. Бахтина, раскройте содержание предложенных понятий:

1) коммуникативная заинтересованность; _потребность в общение_

2) солидарность участников общения; _Взаимопонимание_

3) поиск согласия; _консенсус_

4) активная роль; _Другого_оратор_

Задание 2.

1. просьба открыть дверь;

2. предложение снять верхнюю одежду;

3. констатация того факта, что обстановка в зале накалилась

1)_просьба оставить в покое_;

2)_предложение отправится домой_;

3)_констатация того факта, что вы обращаете чрезмерное внимание_.

Задание 3.

Назовите логический закон по его определению.

1). Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчивое содержание – _закон тождества_

2). Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными – _закон противоречия_

3). Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано – _закон исключённого третьего_

4). Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее – _закон достаточного основания_

Задание 4.

Опираясь на прочитанное, отметьте случаи соблюдения и несоблюдения принципов кооперации, вежливости и других принципов организации общения. Какие задачи решаются при этом? Укажите, какие максимы (принципы) общения нарушены в каждой коммуникативной ситуации (количества, полноты информации; качества информации; релевантости; манеры; такта, границ личной сферы; великодушия, необременения собеседника; одобрения; скромности и неприятия похвал в свой адрес; согласия; симпатии).

– Я вижу, вы немного удивлены, дрожайший Степан Богданович? – осведомился Воланд у лязгающего зубами Степы, – а между тем удивляться нечему. Это моя свита.

Тут кот выпил водки, и Степина рука поползла по притолоке вниз.

– И свита эта требует места, – продолжал Воланд, – так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний – именно вы!

2. Я проявил вежливую настойчивость и изъявил желание поступить наперекор Гезу.

– Как вам будет угодно, сказал Гез. Я остаюсь при своем, о чем говорил.

– Не спорю. – Мое дружелюбное оживление прошло, сменяясь досадой. – Проиграв дело в одной инстанции, следует обратиться к другой.

– Точно ты не знаешь, болван, – сквозь зубы сказал Соколович, самоуверенно проходя мимо него и кладя ему в руку серебряный полтинник.

Укажите, какие максимы (принципы) общения соблюдаются в данной коммуникативной ситуации:

4. – А скажите, почему Маргарита вас называет мастером? – спросил Воланд.

Тот усмехнулся и сказал:

5. Великий комбинатор молча положил папку и, медленно развязывая ее ботиночные тесемки, продолжал:

– Только давайте условимся. Никаких эксцессов! Вы не должны меня душить, не должны выбрасываться из окна и, самое главное, не умирайте от удара. Если вы вздумаете тут же скоропостижно скончаться, то поставите меня этим в глупое положение. Погибнет плод длительного добросовестного труда. В общем, давайте потолкуем. Уже не секрет, что вы меня не любите. Никогда я не добьюсь того, что Коля Остен-Бакен добился от Инги Зайонц, подруги моего детства. Поэтому я не стану вздыхать напрасно, не стану хватать вас за талию. Считайте серенаду законченной. Утихли балалайки, гусли и позолоченные арфы. Я пришел к вам как юридическое лицо к юридическому лицу. Вот пачка весом в три-четыре кило. Она продается и стоит миллион рублей, тот самый миллион, который вы из жадности не хотите мне подарить. Купите!

Задание 5.

Определите вид коммуникативного барьера в предложенных ситуациях:

1). Аннушка спрятала находку за пазуху, ухватила бидон и уже собиралась скользнуть обратно в квартиру, отложив свое путешествие в город, как перед нею вырос, дьявол его знает откуда взявшийся, тот самый с белой грудью без пиджака и тихо шепнул:

– Давай подковку и салфеточку.

5). – Так, так, так, – сказал доктор и, повернувшись к Ивану, добавил: – Здравствуйте!

– Здорово, вредитель! – злобно и громко ответил Иван.

Рюхин сконфузился до того, что не посмел поднять глаза на вежливого доктора. Но тот ничуть не обиделся, а привычным, ловким жестом снял очки, приподняв полу халата, спрятал их в задний карман брюк, а затем спросил Ивана:

– Сколько вам лет?

– Подите вы все от меня к чертям, в самом деле! – грубо закричал Иван и отвернулся.

Задание 6.

_1) Инвенция-нахождение, изобретение. 2)Диспозиция-расположение.

3)Элокуция-словестное выражение, оформление, собственное

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое коммуникация?

2. Каковы слагаемые формулы речевого события?

3. Какие экстралингвистические факторы предопределяют вид и форму речевой деятельности?

4. Классифицируйте адресата и адресанта массовой коммуникации.

5. Какова роль законов логики в процессе предъявления информации?

6. Назовите основные коммуникативные барьеры и способы их преодоления.

7. Перечислите лингвистические аспекты профессионально-речевой деятельности ритора.

Информационное обеспечение по теме практического занятия:

Рекомендуемая литература:

Открытые электронные ресурсы по теме:

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Рассматривая такой феномен, как речевая коммуникация, мы увидим, что на его успешность влияет множество пунктов. Одним из них будут экстралингвистические факторы. Определение этого понятия, что в него входит, мы, в числе всего прочего, разберем в статье. Начнем же с самого главного термина и его составляющих.

Речевая ситуация

Что такое речевая ситуация в иностранной и родной речи? Фактически это первая ступень общения между людьми. В современной реальности данные ситуации могут быть как естественными (два знакомых встретились на улице и разговорились), так и искусственными (школьникам предложили порассуждать на уроке по поводу социальных проблем региона).

Разновидностей и тем речевого общения в нашем мире множество. Вместе они обогащают духовную жизнь человечества, нашу культуру.

экстралингвистические факторы

Речевая ситуация - конкретные обстоятельства, на фоне которых происходит человеческое общение. Она - исходный момент любого нашего речевого действия: в зависимости от нее выстраивается модель диалога, общения с аудиторией, поиск тем разговора, русло беседы и проч.

Пример текста речевой ситуации:

  • Дружеская беседа.
  • Выступление с докладом.
  • Объяснение перед начальством.
  • Консультация насчет покупки компьютера.
  • Объяснение малышу, почему спички - это не игрушка и проч.

Типы речевого общения

В инакоязычной и родной речи можно выделить три основных типа речевой коммуникации:

  • Официальный, деловой. Это общение подчиненного с боссом, учителя с учеником, доктора с пациентом и проч. Для него характерна наиболее жесткая регламентация речевым этикетом. Нарушение каких-то его правил может даже грозить серьезными санкциями.
  • Полуофициальный. Это беседа коллег, группы студентов, родственников. Нормы речевого этикета здесь уже более размыты. Общение же выстраивается более по правилам, характерным для этой малой группы.
  • Неофициальный. Разговоры с друзьями, возлюбленными, знакомыми, внутри семьи. Соблюдение речевого этикета здесь довольно условно. Тональность, темы общения свободны. Люди здесь ограничивают себя только собственными нравственными представлениями, моралью, тактичностью.

пример текста

Компоненты речевой ситуации

Чтобы лучше понимать основную тему нашего разговора, выделим основные компоненты речевого общения:

  • Участники. Существуют как прямые участники - адресат и адресант, так и третьи лица - наблюдатели, слушатели. Присутствие последних формирует саму ситуацию, влияет на ход общения.
  • Место и время коммуникации. Очень важный аспект, определяющий стиль общения. Беседа на улице, разговор на вечеринке, выступление перед уважаемой аудиторией - различные речевые ситуации. Внутри себя разделяются на две ветви:
    • Канонические - произнесение речи синхронно моменту ее восприятия. Адресат и адресант находятся в одно время в одном и том же месте.
    • Неканонические - время произнесения не совпадает со временем восприятия, сама речь не имеет определенного адресата (например, публичный доклад, разговор по телефону, общение с помощью писем и проч.)
    • Непосредственно выражаемые.
    • Прямые. В частности, прием и передача данных.
    • Косвенные.
    • Долговременные.
    • Так называемые интеллектуальные: критика, поиск истины, обсуждение, разъяснение и проч.
    • Активная (диалог).
    • Пассивная (пример - текст письменного ответа).

    родная речь

    Экстралингвистические и просодические средства

    Теперь перейдем от всего речевого общения ближе к основной теме разговора. В коммуникации используются просодические и экстралингвистические средства общения. Их роль очень многогранна:

    • Регуляция потока речи.
    • Экономия языковых средств общения.
    • Предвосхищение, дополнение и замещение речевых высказываний.
    • Выражение эмоционального состояния.

    экстралингвистические средства общения

    Каждое из этих направлений имеет свой набор средств общения:

    • Экстралингвистика - разбавление речи паузами, включение психологических проявлений: смех, плач, вздох, нервное покашливание и проч.
    • Просодика - такие интонационно-ритмические конструкции, как громкость и высота голоса, сила ударения, тембр и проч.

    Средства просодики и экстралингвистики

    Давайте рассмотрим как просодические, так и экстралингвистические факторы, стили.

    Интонация - все разнообразие языковых средств, связанных с голосом, не требующих концентрации внимания на содержании сказанного.

    • Менее 200 слов в минуту - медленная.
    • Порядка 350 слов в минуту - спокойная.
    • Около 500 слов в минуту - быстрая.

    Высота голоса - от низкой до высокой.

    Течение речи (режим): ритмичное, циклическое, отрывистое, угловатое, округленное.

    Артикуляция - ясное и четкое либо невнятное, "зажеванное" произношение.

    Теперь перейдем к экстралингвистике.

    Кашель, одышка. Может проявляться как реакция на внешние раздражители, говорить о проблемах со здоровьем, так и быть продиктована желанием что-то "сказать" собеседнику этими звуками.

    Пауза. Причины ее могут быть различны: придание значения сказанному, задумчивость, средство выиграть время, отвлеченность на что-то постороннее. Нередко паузу допускают, заметив, что собеседник хочет что-то сказать.

    Исследователи считают, что значение пауз в разговоре иногда почти равно значению сказанного.

    Смех - средство разрядить обстановку, сделать беседу несколько эмоциональной. Поводов для него может быть несколько: было сказано что-то комичное, веселое, хочется высказать свое отношение к чему-либо собеседнику.

    Смех может быть как естественным, так и искусственным, натянутым.

    Нечленораздельные звуки. Многие в процессе разговора кряхтят, вздыхают, "экают", "мычат" и т .д. Эти звуки могут свидетельствовать как об отношении к предмету разговора, так и раскрывать внутреннее состояние человека.

    Но это еще не все.

    Иные факторы успешной коммуникации

    Помимо экстралингвистики и просодики, имеют место и такестические средства общения: поцелуй, рукопожатие, похлопывание или иное прикосновение.

     параметры внеязыковой социальной действительности

    Говоря об успешном выстраивании речевого общения, не надо обходить стороной и проксемику - расстояние между собеседниками. Оно может быть личным, интимным, близким, публичным, социальным. Важную роль играет и ориентация общения - угловая, независимая, конкурирующе-оборонительная позиция.

    А заключает успешность диалога образ собеседника - его манера одеваться, украшать себя, делать прическу и макияж.

    Примеры употребления просодических и экстралингвистических средств в речи

    Давайте посмотрим, насколько широко мы пользуемся средствами экстралингвистики и просодики в речи и как они могут нас охарактеризовать:

    • Высокий голос используется нами для передачи сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных: радости, гнева, восторга, страха, энтузиазма.
    • Четкое произношение слов, отсутствие "проглатывания" суффиксов и окончаний используется, чтобы заявить о себе как о дисциплинированном, ответственном человеке.
    • Быстрая речь характерна для взволнованного, обеспокоенного чем-то собеседника. Медленная может свидетельствовать как о высокомерии и невозмутимости, так и об усталости или горе. Спокойная речь характеризует вдумчивого, уравновешенного человека.
    • Если темп разговора постепенно оживляется, убыстряется, это говорит о вдохновении предметом беседы, погруженности в ее тему.
    • Бойкая, торопливая манера речевой коммуникации свойственна импульсивному, темпераментному человеку, уверенному в своих словах. Но если речь его при этом обрывочна, беспорядочна, характеризуется резкими изменениями скорости говорения, то это свидетельство робости, стеснения, возбуждения, непостоянства и суетливости.
    • Если человек правильно выговаривает слова, придерживается определенной цикличности беседы, это говорит о его строгости, педантичности, твердости, эмоциональной холодности.

    Однако не надо забывать, что к средствам общения относятся также жесты, мимика. Если человек говорит размеренно, четко, но при этом отчаянно жестикулирует, "бегает" глазами, кривит губы, то это выдает его волнение, неуверенность. Поэтому всегда стоит обращать внимание на то, чтобы речь и невербальные средства выражения были при беседе синхронны.

    экстралингвистические факторы стили

    Большое значение в речевом общении имеет и богатство лексикона, общего кругозора собеседника. Помимо экстралингвистических факторов, этот показатель заметно влияет на успешность речевой коммуникации.

    Что это - экстралингвистические факторы?

    Теперь еще несколько определений этого феномена. Экстралингвистические (социальные) факторы общения - это параметры социальной (внеязыковой) действительности, которые обуславливают как частые, так и глобальные изменения в речи.

    Также стилеобразующими, внелингвистическими, экстралингвистическими факторами общения называют массу явлений внеязыковой действительности, в которых и под влиянием которых речь приобретает массу своих стилевых характеристик, а также происходит организация и отбор языковых средств.

    Компоненты речевой ситуации как внелингвистические факторы

    Отметим, что экстралингвистическими факторами вполне можно назвать и компоненты речевой ситуации. "Экстра" = "сверх": в смысле то, что не изучается непосредственно лингвистикой (наукой о языке).

    Давайте вспомним это компоненты:

    • Говорящий.
    • Адресат.
    • Предмет разговора.
    • Цель коммуникации.
    • Обстановка общения.

    компоненты речевой ситуации

    Что относится к социальным факторам речевого общения?

    К экстралингвистическим факторам в глобальном плане относят:

    • Ряд демографических параметров (плотность, способ расселения).
    • Возрастную разницу.
    • Социальную структуру общества.
    • Численность населения, являющегося носителям языка, на котором происходит диалог.
    • Культурно-языковые особенности.
    • Письменные традиции.
    • Языковые культурно обусловленные контакты.

    Вот мы и рассмотрели экстралингвистические факторы и средства общения. Это все те внеязыковые особенности, которые, в зависимости от правильности применения, могут сделать коммуникацию как успешной, так и неудовлетворительной.

    Общение для человека - величина постоянная. Дома - расслабленно, с друзьями - раскрепощенно, на работе - максимально сконцентрированно на деле. Большинство людей боятся публичных выступлений. В силу занимаемой должности они вынуждены переступать через себя и проводить мучительные для них планерки, тет-а-теты и переговоры. Дрожь в руках, повышенное сердцебиение, заикание и заговаривание во время беседы - всего этого можно избежать, если овладеть техникой элементарной деловой риторики. Не важно, кто чаще всего становится участником вашей речевой ситуации - первый заместитель директора или парковщик возле офиса. Умение грамотно воздействовать словами должно срабатывать автоматически при любой ситуации.

    Совершенствование коммуникативной культуры включает в себя работу над общением вербальным (подбор слов) и невербальным (жесты, мимика, взгляд). Формирование риторических умений, связанных с подготовкой и произнесением публичных речей в рамках делового общения (переговоров и беседы с подчиненными), желательны для всех. Воспитание речевой этики, умение нести ответственность за сказанное играет положительную роль при формировании имиджа руководителя. Каков лидер, такова и эффективность работы.

    Лингвистический фактор выступлений

    Как бы вам ни хотелось быть хорошим с подчиненными (в дождливое серое утро, после бессонной ночи в клубе или просто из принципа), ради успешной деятельности предприятия у сотрудников надо вызывать больше положительных эмоций, чем отрицательных.

    Основные недочеты речей руководителей, начальников:
    - перегрузка теорией;
    - отсутствие или неубедительность доказательств;
    - обилие затронутых вопросов;
    - отсутствие вступления и заключения или их временная затянутость;
    - монотонная интонация;
    - излишняя эмоциональность.

    Золотое правило риторики: симпатия аудитории - уже 60 % успешного выступления помимо важного смысла самих речей.

    В настоящее время самыми эффективными принципами в общении с подчиненными (провинившимися или отличившимися) при тет-а-тетах считаются:

    Целесообразная воздействующая речь готовится и проговаривается заранее

    1. Основные правила композиции выступления - логическая последовательность и стройность изложения. Стоит уделить внимание расстановке логического и фразового ударения.

    2. Речь должна быть конкретной, зримой. Средства достижения образности:
    - яркие примеры;
    - подбор интересных слов;
    - четкая структура каждой фразы (отсутствие сложных предложений).

    4. Если предложения все-таки используются длинные, нужно делить их на риторические периоды. Один период - восходящая интонация, пауза, кульминация, пауза, нисходящая интонация.

    5. Фактор края - основную мысль лучше сказать в начале и в конце выступления.
    Усиление воздействия - расположить материал так, что заинтересованность слушателей растет. Экономия - достижение цели выступления наиболее рациональным способом с наименьшими затратами времени и речевых средств.

    6. Речь должна содержать теоретический и практический материал, старое и новое, позитивную и негативную информацию, рациональный и эмоциональный подходы.

    7. Заключение.
    - должно быть естественным,
    - вытекает из цели и содержания речи,
    - оставляет ощущение завершенности,
    - подводит итоги сказанного,
    - намечает пути развития идей,
    - содержит призыв к выполнению задач,
    - занимает 5% всего времени на выступление.

    Не заучивайте текст механически. Запомнить нужно только основные мысли, структуру и план выступления. Обращайте внимание на дикцию и проговаривание окончаний словоформ. Старайтесь больше открывать рот при произношении слов. Практика показывает, что смешным вы выглядеть не будете, но люди начнут вас слышать гораздо лучше.

    Экстралингвистические факторы (внешний вид, невербальное поведение, работа с аудиторией)

    Внешний вид. О его состоянии у делового человека можно вести отдельную беседу. Однако элементарные тезисы запомнить несложно:

    1. Женщины придают значение одежде больше, чем мужчины.
    2. Одежда должна быть аккуратной и уместной.
    3. Выигрышнее выглядит тот, кто одет скромно, но не серо.
    4. Должна быть одна яркая деталь, не отвлекающая, не экстравагантная.

    Общее впечатление:
    - поза спокойная,
    - жесты естественные,
    - мимика доброжелательная.

    Жесты:
    - должны быть непроизвольными, разнообразными, отвечающими своему назначению;
    - не должны быть непрерывными, раздражающими.

    Работа с аудиторией
    Контакт - общность психологического состояния оратора и слушающих. Важно установить визуальный контакт. Следует равномерно смотреть во все стороны (направо, по центру, налево). Не нужно глядеть в одну точку. Создайте впечатление, что вы общаетесь с каждым из присутствующих.

    Причиной страха аудитории является плохая подготовка. Приемы борьбы с нервозным состоянием:

    1. Перед выступлением помогает размеренная ходьба или глубокое дыхание.
    2. Дыхательные упражнения (20 глубоких вдохов).
    3. В тихом месте положите руки на колени, расслабьте мышцы и закройте глаза. Почувствуйте себя парящей птицей. Или представьте утреннее/вечернее море. Избавьтесь от мыслей. Через три-десять минут вернитесь из медитативного состояния в свое тело, сладко зевните, как после долгого сна, и потянитесь.

    Если волнение осталось, а выступать уже пора, старайтесь говорить медленнее, ниже, более плавно и мелодично.

    Борьба с недоразумениями во время выступления:

    Пересохло во рту - опустите голову и слегка прикусите язык.
    Обилие слюны - поместите кончик языка на альвеолы и вдохните.
    Лицо натянуто - постарайтесь естественно улыбнуться.
    Не ешьте много перед выходом к аудитории, не пейте газировку и молоко.

    Неполадки в процессе речи:

    Особенности восприятия у мужской и женской аудитории

    Важно для мужчин:
    - доказательства, логика, факты;
    - компетентность произносящего речь;
    - внимание привлекает информация о женской психологии;
    - примеры из истории, политики;
    - возможность добиться успеха, повышения эрудиции;
    - актуален результат беседы.

    Как выступать перед аудиторией, имеющей высокий уровень профессиональной подготовки

    Надо Не надо
    1. Начать речь с яркого сравнения, неожиданной реплики, которая вызовет положительный отклик.
    2. Четко сформулировать проблему, обосновать значимость ее решения.
    3. Вскрыть противоречия, трудности, ложные подходы, спекулятивные точки зрения.
    4. Доказательность суждений должна быть безупречной с точки зрения логики и достоверности фактов.
    5. Выступать по четко продуманному плану.
    6. Не читать.
    7. Следить за стилем выступления - проблемным или проблемно-критическим.
    8. Контролировать жесты.
    1. Демонстрировать свое превосходство над аудиторией.
    2. Выступать вообще, если нет новых фактов.
    3. Допускать тривиальных суждений (избитых фраз).
    4. Злоупотреблять цифрами и цитатами.
    5. Уклоняться от существа проблемы.
    6. Допускать дидактического тона.
    7. Нарушать логику изложения.
    8. Нарушать регламент выступления.
    9. Злоупотреблять жестами.

    Не жалейте времени и тренируйтесь. Устно произносите свои мысли. По началу это покажется весьма сложным. Подбирайте синонимы, используйте письменную подготовку, составление плана разговора, следуя приведенной выше методике. После трех-четырех треннингов вы почувствуете уверенность при общении на работе. Будете знать, что ответить, и не потеряетесь от неожиданных вопросов.

    При постоянном самосовершенствовании и следовании правилам публичных выступлений приемы делового общения будут зафиксированы правым полушарием мозга - на уровне бессознательного включения во время речевого акта. Это гарантирует стабильное, грамотное и уверенное поведение даже в спонтанной ситуации.

    Научный стиль обслуживает сферу науки, его основная функция – передача объективной информации о природе и обществе, точное и систематичное изложение научных опытов, достижений, открытие новых законов во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

    В научных текстах используется все 3 типа речи: описание (процессов, явлений, опыта, оборудования, приборов), повествование (описание событий, характера исследования, методики испытания, описание эксперимента), рассуждение (введение понятий, обоснование результатов, итогов) и доказательства.

    Главной особенностью и коренным отличием стиля художественной литературы от других стилей является его предназначенность: вся организация языковых средств подчинена не просто передаче содержания, а передаче его художественными средствами, через образную систему, отражающую мир и человека в нём со всеми его чувствами и мыслями.

    Разговорно-бытовой стиль используется не только в быту, но и в профессиональной сфере. В быту он имеет устную и письменную (записки, письма) формы, в профессиональной – только устную.

    Разговорная речь отличается тем, что её особенности не фиксируются. Ее признаки – неподготовленность, спонтанность, неофициальность. Этот стиль не требует строгой логики, последовательности изложения, ему присущи эмоциональность выражений, оценочный характер, некоторая фамильярность.

    Публицистический стиль используется в периодической печати, в политических и судебных выступлениях, на радио и телевидении. Его используют для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для создания общественного мнения. Его особенность в том, что он существует не только в словесной, но и графической, изобразительной, фото, кино, телевизионной формах. Главная его функция информационная, и в то же время произведения этого стиля выполняют функцию влияния, воздействия на массы.

    Официально-деловой стиль обслуживает сферу официально-деловых отношений, т.е. таких отношений, при которых участники коммуникации выступают в качестве носителей определённых социальных функций. В официально-деловом стиле выдерживаются отношения между государством и гражданином данной страны или иностранцем и т.д.

    Вопрос 22. Особенности официально-делового общения.

    Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

    Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

    Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения.

    Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения.

    В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:

    1) устное — письменное (с точки зрения формы речи);

    2) диалогическое — монологическое (с точки зрения однонаправленности / двунаправленности речи между говорящим и слушающим);

    3) межличностное — публичное (с точки зрения количества участников);

    4) непосредственное — опосредованное (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата);

    5) контактное — дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).

    Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности деловой речи.

    Вопрос 23. Речевой этикет телефонного разговора

    Этикет телефонного разговора. Правила пользования телефоном просты:

    --- по домашнему телефону ждут ответа 5-7 гудков, по служебному 3-4 (кроме тех учреждений, где не могут быстро ответить);

    --- сняв трубку, приветливо и доброжелательно первое слово “ алло”;

    --- по личному телефону звонят с 9 утра до 10 вечера, звонок в другое время требует веской причины и слов извинения;

    --- разговор длится в течение 3-5 минут; его окончание определят женщина в беседе с мужчиной, старший по возрасту или положению, а в равных условиях - позвонивший, который и перезванивает, если разговор неожиданно прервался.
    --- Если предстоит долгий разговор, спросите собеседника, располагает ли он достаточным временем и если нет, перенесите разговор на другой день и час, который устраивает обе стороны.

    --- Если коллега, которого спрашивают по телефону, отсутствует, следует узнать, что ему передать, и оставить записку на его основе.

    --- Заканчивает разговор тот, кто звонил - таково требование этикета. Поэтому завершая разговор, надо дождаться, когда собеседник попрощается с вами и вы услышите гудки отбоя.

    --- Если по какой- либо причине разговор прервался, перезванивает тот кто звонил первым.

    --- Если человека, которому вы звоните, не оказалось на месте, попросите передать ему, что вы звонили, и сообщите, когда и по какому телефону с вами можно связаться в ближайшее время.

    --- звонить домой незнакомому человеку; в противном случае сослаться на источник сведений о номере телефона;

    --- назойливо добиваться, чтобы находящийся дома абонент обязательно ответил на телефонный вызов;

    ---спрашивать у третьего лица его имя; лучше сказать (спросить) “ Что передать?”

    ---сообщать позвонившему гигиенические тайны его абонента (моется, в туалете и т.п.);

    --- заставлять абонента угадывать имя позвонившего (желательно сразу представиться);

    --- передавать конфиденциальную информацию;

    --- возмущаться и кричать по поводу неправильно набранного номера ( виновником нередко бывает несовершенная телефонная связь);

    --- в гостях долго разговаривать по телефону, просить при этом хозяев выйти из комнаты;

    --- говорить по телефону соседа долго и часто, особенно в выходные и праздничные дни;

    --- пользоваться сотовым телефоном в театре, кинотеатре, зале ресторана и т.п.

    Вопрос 24. Реклама в деловой речи

    Реклама– это вид деятельности, целью которой является реализация продукции промышленных или сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации.

    Информация должна быть сформирована таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывать заданную реакцию аудитории.

    Характерными чертами хорошей рекламы являются:

    1) способность привлечь внимание;

    3) результативность воздействия;

    Основные цели рекламы: аттракция (привлечение внимания), убеждение и информирование.

    Функции рекламы разнообразны. Основные можно свести к трем: 1) экономической, 2) политической, 3) культурной.

    Экономическая реклама – голос рынка, его язык, с помощью которого бизнес общается с народом. Сформировать рыночную экономику невозможно без развитой рекламы.

    Политическая (идеологическая) реклама стремится унифицировать мнения и поведение, обслуживая определенную идеологию. Реклама – это инструмент политики, выражение интересов определенных социальных групп и в конечном счете – интересов государства.

    Культурная реклама составляет значительную часть массовой культуры. Массовая культура – это культура и искусство, адаптированные для сферы досуга.

    Вопрос 25. Этические нормы речевой культуры

    Этикет представляет собой совокупность принятых правил , определяющих порядок какой-либо деятельности. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета.

    Речевой этикет – это разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

    Обозначим те факторы, которые влияют на формирование и использование речевого этикета:

    - особенности участников общения: социальный статус субъекта и адресата общения, их место в служебной иерархии, профессия, национальность, вероисповедание, возраст, пол, характер;

    - ситуация, в которой происходит общение (презентация, конференция, совещание, прием на работу,

    Учет вышеуказанных факторов, знание и соблюдение норм речевого этикета создают благоприятный климат ля взаимоотношений, а также способствуют эффективности и результативности деловых отношений.

    Этикетные формулы речи: основные группы.

    Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Поскольку любой акт общения имеет начало, основную часть и заключение, формулы речевого этикета разделяют на три группы:

    1 группа – речевые формулы, относящиеся к началу общения (речевые формулы приветствия, знакомства, представления).

    2 группа – речевые формулы, используемые в конце общения (речевые формулы расставания, прекращения общения).

    3 группа – речевые формулы, характерные для основной части общения (комплимент, речевые формулы приглашения, поздравления, соболезнования, благодарности, замечания, предупреждения, просьбы, согласия, разрешения, отказа).

    Знание и умелое использование ситуационно обусловленных формул речевого этикета демонстрирует высокий уровень не только речевой, но и нравственной культуры участников общения.

    Вопрос 26. Невербальные средства общения

    Невербальные средства общения делятся на 6 групп:

    Оптокинетические средства общения наиболее значимая группа в среде невербального общения. Изучает их наука, рассматривающая закономерность телодвижений человека по принципу информационных моделей-кинесика.

    К данным средствам общения относятся:

    -Покраснение и побледнение кожи

    К паралингвистическим средствам относятся:

    Экстралингвистические компоненты представляют собой атипические индивидуальные особенности произношения. К ним относятся:

    • Физическая дистанция контакта;

    • Угол поворота к собеседнику.

    Под тактильными элементами понимаются контакты собеседников, производящиеся передними конечностями, головой, туловищем и другими частями тела. Наибольший интерес представляют контакты передних конечностей.

    К тактильным средствам относятся:

    При его помощи мы:

    • подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;

    • передаем информацию сознательно или бессознательно;

    • выражаем свои эмоции и чувства;

    • регулируем ход разговора;

    • контролируем и воздействуем на других лиц;

    • восполняем недостаток слов.

    Невербальное общение - не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.

    Вопрос 27. Риторика как научная дисциплина

    Риторическая теория возникла в древности и развивается до сих пор как обобщение мастерства красноречия, осмысления риторической практики современности. Современная риторика рассматривает проблемы наилучшего взаимопонимания между людьми в процессе общения, коммуникации, конструктивного решения возникающих конфликтов.

    Как любая наука, риторика имеет свои основные законы и категории. Центральными категориями риторики являются этос, пафос и логос.

    1)Этосом принято называть те условия речи, которые слушатель предлагает оратору, это как бы нравственные начала речи, нравственная характеристика самого оратора.

    2)Пафос ограничивается с одной стороны этосом, то есть может развиваться лишь в тех пределах места, времени, этичности темы, которые предлагаются получателем речи оратору. Если оратор призывает к справедливости, то он не должен вызывать, например, чувство зависти (следует учитывать этические условия речи). Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель речи для установления контакта со слушателем.

    3)Логосом (мысль, заключенная в речи, и слово, выражающее ее) принято называть словесные средства, использованные оратором в данной речи при реализации замысла ее. Логос требует использовать такие понятия, слова, которые были бы доступны слушателю данной речи

    Три основные категории риторики – этос, пафос, логос – находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

    Вопрос 28. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи.

    В основе классификации стилей лежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения.

    В лингвистике - науке о языке - текст понимается как соединение законченных предложений, связанных между собой по смыслу, а также с помощью лексико-грамматических средств языка. Но текст является, скорее, не единицей языка, а единицей речи, так как мы общаемся не словами, и даже не предложениями, а текстами. Каждый текст - это высказывание. А любое высказывание не может состояться без того, кто говорит, о чем говорит, где говорит, кому говорит. Все эти компоненты - говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения - составляют речевую ситуацию, или ситуацию общения.

    КОМПОНЕНТЫ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ (говорящий, предмет общения, обстановка общения, адресат общения) представляют собой ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТЕКСТА.

    ГОВОРЯЩИЙ - главный компонент речевой ситуации, поскольку экстралингвистические и лингвистические (языковые) средства становятся речью только тогда, когда происходит их соединение с говорящим лицом.

    Им определяется отбор средств языка, которыми оформляется содержание высказывания.

    С говорящим связана ЦЕЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, или РЕЧЕВОЕ НАМЕРЕНИЕ. Выделяют три типа речевого намерения:

    ИНФОРМИРОВАТЬ (сообщить информацию),

    АКТИВИЗИРОВАТЬ (побудить к какому-либо действию),

    АРГУМЕНТИРОВАТЬ (убедить собеседника).

    ПРЕДМЕТ ОБЩЕНИЯ - это то, о чем говорится. Он определяет содержание высказывания, придает ему смысл.

    ОБСТАНОВКА ОБЩЕНИЯ - это те условия, в которых общение происходит, например, в классе, на улице, в гостях. Обстановка общения влияет на выбор формы речи: монологическая или диалогическая, а также на эстетическую сторону речи: формы обращения, стиль общения.

    Различают официальную и неофициальную обстановку общения.

    Если вы хотите, чтобы ваши слова были услышаны, нужно оценить способности понимания адресата: общий фонд знаний, информированность по данному вопросу, психологическое состояние в данный момент, особенности характера. Учет личности адресата - важный фактор эффективного общения.

    Текст не может существовать без единиц языка, т.е. без самих слов, объединенных по законам смысла и грамматики. Лингвистические законы строения текста отражены в двух типичных для всех текстов образованиях: функционально-смысловых типах речи и сложных синтаксических целых.

    ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ выступают в качестве средств программирования высказывания. Они формируют мысль, упорядочивают ее, придают ей целостность и завершенность. Они могут функционировать в речи самостоятельно, но чаще различные типы речи участвуют в построении сложного текста, определяя его композицию. Поэтому их еще называют композиционно-речевыми формами.

    Существуют три типа речи: ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАС-

    СУЖДЕНИЕ. Они передают разные отношения. В основе описания и повествования лежат реальные факты действительности, т.е. то, что можно наблюдать в жизни, в рассуждении этот факт действительности осмысливается, проходит переработку в сознании.

    Читайте также: