Виды расходов учебных заведений кратко

Обновлено: 02.07.2024

свое собственное содержание затрат, связанных с оказанием образовательных услуг, и определяемое большим числом различных факторов: формами обучения (стационарная, вечерняя, заочная), профилем учебного заведения (технический, экономический, гуманитарный, педагогический), уровнем подготовки (специалисты, бакалавры, магистранты) и др.

Кроме того, затраты одного и того же вуза разнородны по составу, удельному весу, условиям осуществления и направлениям деятельности, экономическому содержанию, роли в процессе оказания образовательных услуг.

Классификация затрат осуществляется в зависимости от целевой установки и направления учёта затрат, требуемого для информационного обеспечения управленческой проблемы.

К. Друри предлагает рассматривать следующие направления учёта суммарных затрат, определяемые потребителями внутренней информации [17]:

калькулирование и оценка себестоимости продукции;

планирование и принятие управленческих решений;

контроль, анализ и регулирование.

По каждому направлению производится детализация затрат в зависимости от целей управления.

Для целей планирования, учёта и анализа однородные производственные затраты предприятия группируются по ряду признаков.

1. По видам расходов. Такая группировка является общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

Проблемам классификации затрат образовательных учреждений по элементам уделяли внимание в своих трудах различные авторы [31], но ни одна из предложенных классификаций не стала общепринятой.

Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, установлен единый для всех предприятий перечень экономически однородных затрат:

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация основных фондов;

Поэлементная группировка затрат дает возможность:

устанавливать потребность в основных и оборотных фондах,

определять фонд оплаты труда,

— показывать расходы ресурсов в целом по образовательному учреждению за период времени,

— оперативно определять средние затраты на обучение. Классификация затрат по экономическим элементам не позволяет:

учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер (отражает расход ресурсов по учебному заведению в целом, независимо от того, где они возникли и на производство какой услуги были использованы);

определить фактические затраты на обучение одного учащегося конкретной специальности (позволяет вычислить лишь среднюю, приблизительную стоимость обучения одного учащегося по конкретному вузу).

Между классификацией затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции существует определенная взаимосвязь: они характеризуют одни и те же затраты образовательного учреждения по составу (элементы) и целевому назначению (статьи калькуляции). Автор считает, что для целей калькуляции стоимости образовательной услуги необходимо использовать следующую номенклатуру статей затрат, положенную в основу авторской методики:

заработная плата ППС с отчислениями на социальные нужды;

прочие расходы кафедры;

2. По экономическому составу выделяют основные расходы, непосред-

ственно связанные с процессом изготовления продукции и накладные,

связанные с управлением производства и его обслуживанием. К основным

затратам в вузе относят затраты, непосредственно связанные с организацией

и проведением образовательного процесса (оплата труда ППС и отчисления

на социальные нужды, затраты на материалы, необходимые для проведения

практических и лабораторных занятий, расходы на пополнение библиотечно-

го фонда, организацию учебного процесса и т.д.).

Накладные расходы представляют собой расходы на обслуживание и управление образовательным процессом и вузом в целом.

3. По изменяемости в зависимости от объемов производства выделяют

затраты, которые изменяются (увеличиваются или сокращаются) пропорцио-

нально изменению объема продукции и называются условно-переменными и

затраты, которые остаются неизменными, так как величина их не связана с

ростом сокращения выработки продукции и называются условно-

постоянными. По отношению к объему оказываемых образовательных услуг

к условно-переменным относятся расходы на оплату труда ППС и отчисления

на социальные нужды ППС, материальные затраты, связанные с осуществле-

нием образовательного процесса и другие расходы, связанные с учебной

деятельностью. К условно-постоянным расходам относятся общехозяйственные и другие расходы (оплата труда и отчисления на социальные нужды административно-хозяйственного персонала, содержание зданий и помещений вуза и др.).

4. По способу отнесения на производство затраты делятся на прямые и косвенные в связи с тем, что при исчислении затрат на оказание образовательных услуг невозможно точно определить, в какой степени те или иные затраты могут быть отнесены на тот или другой вид услуг. Все затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на образовательную деятельность и непосредственно включены в затраты на обучение определенной формы, являются прямыми. К ним относятся: заработная плата ППС, отчисления на социальные нужды, прочие затраты кафедр и дирекций институтов, общестуденческие затраты и др. Под косвенными понимают те затраты, которые являются общими для всех видов деятельности вуза. К косвенным затратам относятся общеуниверситетские затраты. В целях отнесения косвенных затрат разрабатываются и принимаются в финансовой и учётной политике вуза базы распределения.

В рамках классификации затрат по центрам затрат (местам возникновения) различные виды затрат относят на те подразделения предприятия, в которых они были осуществлены.

В зависимости от места возникновения затраты образовательных учреждений группируют по структурным подразделениям (кафедра, дирекция факультета, библиотека).

В классификации затрат по объектам учёта, в качестве которых в высшем учебном заведении выступает отдельная специальность определенной формы обучения, учитывают все затраты, связанные с оказанием отдельной образовательной услуги.

Традиционная система учёта затрат предполагает деление затрат на прямые и косвенные. Прямые затраты относятся непосредственно на себестоимость конкретного вида продукции. Косвенные затраты распределяются условно на основе выбранной базы. В результате процесса распределения определяется полная себестоимость продукции.

ФСА - метод определения стоимости и других характеристик продукта на основе анализа процессов и ресурсов, задействованных в создании и реализации продукта. Основными предпосылками данной системы учёта затрат являются следующие постулаты: процессы потребляют ресурсы; объекты затрат (результаты процессов) создают потребность в процессах.

Система ФСА позволяет продемонстрировать взаимоотношения между целями и результатами выполнения работы. В терминах ФСА базы распределения затрат управляют активизацией процессов и усилий, когда возникает необходимость в данных процессах и усилиях.

научные исследования 211000

обучение студентов 362Л000

разработка новых программ и специальностей 181000

повышение квалификации сотрудников 93Л000

административное управление 83Л000

В процессе ФСА первичные затраты группируются по направлениям:

затраты административных подразделений;

затраты факультетов и кафедр;

— затраты, связанные с помещениями и оборудованием (ремонт, износ);

— затраты вспомогательных и обслуживающих подразделений. Затем происходит распределение затрат на процессы в соответствии с

базами распределения затрат - количественными факторами, определяющими интенсивность потребления ресурсов со стороны процессов. Например, для затрат факультетов и кафедр базой может служить количество студенческих групп или количество студентов.

Далее затраты процессов перераспределяются на объекты затрат на основе драйверов процессов - факторов, определяющих интенсивность потребления процессов со стороны объектов затрат. Например, для процесса технического обслуживания (составляющего процесса управления инфраструктурой) драйвером может служить количество обращений за технической поддержкой или продолжительность работ на определенном объекте.

библиотека, приемная комиссия, центр поддержки выпускников;

бухгалтерия, управление персоналом, информационные технологии. Процессы:

обучение и исследования;

администрирование учебного процесса;

Объекты затрат это студенты, исследования, курсы.

В результате такого подхода возможно определение стоимости различных объектов затрат: образовательных продуктов, клиентов, подразделений, процессов. Себестоимость, рассчитанная по методике ФСА, имеет значительно более высокую точность по сравнению с показателями, получаемыми при использовании традиционной системы учёта, и значительную информационную насыщенность для принятия управленческих решений.

Изменения, происходящие как в экономической жизни страны, так и системе высшего образования отразились на тех требованиях, которые предъявляются в информационной системе российского вуза. Время информационных систем (ИС), задачей которых была автоматизация оперативной деятельности функциональных подразделений вуза, уходит в прошлое. Подход, когда задачи построения ИС формулировались в первую очередь специалистами в области информационных технологий, не может обеспечить руководство вуза эффективным инструментом для принятия управленческих решений и обеспечить эффективное управление вузом, опираясь не только на внутри вузовские данные, но и на информацию из внешних источников.

Задача такого масштаба не может быть решена в условиях, когда при построении ИС учитываются только технические аспекты ее реализации и узкие задачи оперативного управления. По сути дела стоит вопрос о трансформации вузовских систем оперативного учёта в системы управления, позволяющие интегрировать задачи стратегического управления с оперативной деятельностью функциональных подразделений и администрации вуза, и предоставляющие высшему руководству вузов инструментарий для поддержки обоснованных управленческих решений.

На первый план выходят управленческие методики, которые лягут в основу подобных систем, задачи, связанные с их выбором, адаптацией к особенностям российской высшей школы и апробацией в вузах. Решить весь комплекс задач, связанных с построением современной ИС силами одного вуза практически невозможно. Исторически большинство университетов своими силами вели различные разработки в этой области, но сегодня речь идет о создании промышленных версий ИС ERP-класса, созданных на современных масштабируемых платформах профессиональными командами.

Основой построения ИС и реализации в ней современных управленческих методик является именно процессный подход к организации и управлении деятельности вуза, рассматривающий всю деятельность образовательного учреждения как последовательность взаимосвязанных процессов, проходящих через все подразделения и ориентированных на реализацию поставленных стратегических целей. Управляя процессами, вуз добивается максимально эффективного использования всех имеющихся в его распоряжении ресурсов. Большой вклад в дело адаптации современных управленческих методик в ИС для университетов внесла компания РЕДЛАБ (г. Москва) [24]. Известен опыт российских университетов в этой области, таких как Российский университет дружбы народов [23]. Однако приобретение ИС ERP-класса для большинства вузов не представляется возможным по причине их высокой стоимости. Сложность внедрения информационной системы такого класса заключается также в том, что предполагается полная модернизация как технической, так и организационной сторон деятельности университетов [24, С. 101]. К такой постановке вопроса большинство вузов в настоящее время не готово.

Поэтому на практике чаще всего продолжают использоваться собственные разработки вузов. Это не мешает отдельным вузом использовать элементы процессного подхода для управления. Например, в работе [14] на основе процессно-ориентированного учёта затрат разработан метод управления затратами в вузе. Предложена схема формирования стоимости ученой степени в вузе, в которой выделяют следующие ресурсы:

-- заработная плата преподавателей (база распределения -- фактическая стоимость ФОТ ППС) и обслуживающего персонала (база распределения -число ППС);

-- стоимость лабораторного оборудования (база распределения -- количество лабораторных часов) и аудиторного оснащения (база распределения -- площадь);

-- плата за использование основных фондов (базы распределения -площадь, ставка аренды площади);

-- расходы на образовательные средства, в том числе, учебно-методические пособия, канцелярские и иные принадлежности, используемые в учебном процессе (база распределения -- число ППС);

-- затраты на оказание дополнительных услуг студентам, в том числе, услуг общежитий, библиотек, компьютерных классов (база распределения -число студентов).

На следующем шаге затраты распределяются по учебным курсам кафедр, которые выполняют роль стоимостных пулов. Например, затраты на основные фонды распределяются пропорционально занимаемой кафедрой площади и почасовой ставке аренды площадей для проведения занятий. Таким образом распределяется большинство косвенных затрат, не переносимых на результат оказания услуги.

Заключительным шагом является отнесение совокупных затрат функциональных стоимостных центров (пулов) на конечную услугу. Для этого применяются функциональный фактор затрат - число часов прослушанных курсов. Отнесение стоимости прямых затрат на услуги студентам производится на основе среднего числа студентов, получающих данные услуги. В результате определяют совокупную образовательную стоимость ученой степени по специальностям, курсам, годам обучения и другим параметрам.

Решение по созданию и внедрению подсистемы управления затратами как элемента системы поддержки принятия управленческих решений на основе технологии электронных таблиц представляется малоэффективным в контексте обсуждаемых проблем. Сам автор разработки [14] оценивает такой подход как пригодный для использования конкретным аналитическим отделом в рамках пилотного проекта системы управления затратами. Более

того, необходимо наличие адекватных стандартных инструментов для разработки структуры и управления базой данных в рассматриваемых задачах.

Для обеспечения качественной информационной поддержки управленческой инновационной деятельности вуза этого инструмента явно недостаточно, необходим поиск решений с учётом развития концепции информатизации вуза и корпоративной информационной среды вуза. Именно такой подход взят за основу автором данного диссертационного исследования.

Преимущества и недостатки существующих подходов к исчислению затрат на оказание образовательных услуг обобщены в таблице 5.

Ни одна из проанализированных методик не позволяет определить фактические затраты вуза на подготовку специалистов в разрезе специальностей и периодов обучения.


Автором проанализированы и обобщены преимущества и недостатки существующих подходов к определению затрат на обучение в вузе и сформулированы экономические принципы исчисления затрат на подготовку специалиста:

Учитываются как бюджетные, так и внебюджетные финансовые потоки.

Учитываются все фактические затраты денежных фондов целевого назначения на обучение (сквозные финансовые потоки).

Среди всех затрат вуза выделяются затраты на подготовку по программам высшего профессионального образования.

Определены основные этапы определения затрат на подготовку специалиста:

расчет затрат на образовательный процесс (затраты учебных подразделений — кафедр — на обучение студентов: проведение лекций, лабораторных занятий, аттестацию и др.);

расчет затрат на пребывание студентов в учебных аудиториях во время учебных занятий (на содержание помещений, амортизацию материальных ценностей и площадей аудиторий);

В качестве основы для определения затрат на подготовку специалиста принят учёт затрат по центрам ответственности.

Определены следующие виды затрат центров ответственности (ЦО):

собственные затраты ЦО включают фонд оплаты труда работников ЦО, прочие расходы центра, амортизацию материальных ресурсов, используемых в деятельности центра ответственности;

накладные затраты ЦО — доля затрат другого центра затрат, отнесенная на данный ЦО на основании объема потреблённых ресурсов;

общеуниверситетские затраты ЦО — затраты по направлениям деятельности вуза, за которые отвечает данный центр ответственности.

Если прямая оценка объема ресурсов, потребленных центром затрат, невозможна или излишне сложна, затраты распределяются на основе базы распределения, отражающей относительный объем, который пришелся на центр затрат.

Основой распределения затрат являются различные базы распределения в зависимости от группы затрат, например, для затрат, связанных с помещениями, — площадь помещений, которые занимает центр затрат.

В российской практике совершенствования образования в целом и профессионального образования в частности заметно выросла роль общественного влияния на выбор конкретных путей модернизации. Все больше вузовских коллективов начинают понимать необходимость научной формализации процессов, приводящих к получению лучших результатов деятельности, достижению обоснованных целей. Исключительно важную роль для выработки стратегий и целостных программ развития вузов приобретает формирование теоретико-методологических оснований с одной стороны и демонстрация и изучения конкретного опыта — с другой [12, С.5].

Дальнейшее исследование посвящено вопросам методических основ управления затратами государственного вуза.

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

1. Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

4. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

5. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.

С этой целью предусмотрено внесение изменений в пп. 23 п. 1 и п. 3 ст. 264 НК РФ – уточнение перечня видов расходов, которые могут быть отнесены к расходам налогоплательщика на обучение. Так согласно новой редакции пп. 23 п. 1 ст. 264 к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на обучение и прохождение независимой оценки квалификации работниками налогоплательщика в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264. Как мы видим, из данной нормы исключено описание программ (основные и дополнительные профессиональные образовательные программы), стоимость которых может быть отнесена к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В новой редакции представлен п. 3 ст. 264, в силу которого расходы налогоплательщика на обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, а также прохождение работниками налогоплательщика независимой оценки квалификации включаются в состав прочих расходов, если:

обучение по названным программам осуществляется на основании договора с российской образовательной организацией, научной организацией либо иностранной образовательной организацией, имеющими право на ведение образовательной деятельности, а прохождение независимой оценки квалификации осуществляется на основании договора оказания соответствующих услуг согласно законодательству РФ;

обучение по названным программам проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовые договоры, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у него не менее одного года, а независимую оценку квалификации на соответствие требованиям согласно законодательству РФ проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор.

Как мы видим, изменения, внесенные Федеральным законом № 169-ФЗ, предусматривают, что затраты налогоплательщика на обучение включаются в состав прочих расходов, если обучение осуществляется на основании договора не только с образовательными, но и с научными организациями.

Если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала действия, за исключением случаев расторжения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие этот договор, сумму платы за указанное обучение соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. Если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок для заключения договора.

Обратите внимание: если работник заключил договор с образовательным учреждением от своего имени, компенсация стоимости его обучения не относится к расходам, указанным в пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 09.12.2016 № 03-03-РЗ/73562).

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение которого было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным трудовым договором, но не менее четырех лет.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению такой оценки и одного года работы физического лица, прохождение которым независимой оценки квалификации было оплачено налогоплательщиком по заключенному трудовому договору, но не менее четырех лет.

Не признаются расходами на обучение работников налогоплательщика либо физических лиц, предусмотренными п. 3 ст. 264 НК РФ, расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения.

от 23 декабря 2019 года N 2106

Об утверждении перечней расходов на обеспечение и организацию образовательного процесса в образовательных организациях за счет субвенций бюджетам муниципальных образований на 2020 год

(с изменениями на 15 октября 2020 года)

1.1. Перечень расходов на обеспечение и организацию образовательного процесса в общеобразовательных организациях, реализующих за счет субвенций бюджетам муниципальных образований основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, программы дополнительного образования, в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, средства обучения, игры, игрушки на 2020 год согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

1.2. Перечень расходов на обеспечение и организацию образовательного процесса в дошкольных и общеобразовательных организациях, реализующих за счет субвенций бюджетам муниципальных образований основные общеобразовательные программы дошкольного образования, в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, средства обучения, игры, игрушки на 2020 год согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования после государственной регистрации и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Приложение N 1
к Приказу
министерства образования и науки
Калужской области
от 23 декабря 2019 г. N 2106

ПЕРЕЧЕНЬ РАСХОДОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ЗА СЧЕТ СУБВЕНЦИЙ БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ЧАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИГРЫ, ИГРУШКИ НА 2020 ГОД

1. Расходы на приобретение учебников в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 N 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

2. Расходы на приобретение учебных пособий, художественной литературы в рамках общеобразовательной программы, литературы для детского и подросткового чтения, методической литературы, периодических и подписных изданий для комплектования школьных библиотек, образовательных программ, программного обеспечения образовательного процесса.

4. Расходы на приобретение учебно-педагогической документации, аттестационно-бланочной продукции, медалей "За особые успехи в учении".

5. Расходы на приобретение расходных материалов для обеспечения образовательного процесса, в том числе канцелярских принадлежностей, а также запасных частей к техническим средствам обучения.

6. Расходы по оплате транспортных услуг, командировочные расходы, оплата организационного взноса, проживания, питания, связанные с повышением квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по профилю их деятельности. Расходы по оплате повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по профилю их деятельности в дистанционной форме.

7. Расходы по оплате транспортных услуг, командировочные расходы, оплата организационного взноса, проживания, питания участникам и сопровождающим лицам из числа работников общеобразовательных учреждений при участии в районных (городских), областных, всероссийских, международных мероприятиях, в т.ч. олимпиадах, смотрах, конкурсах, совещаниях, семинарах, конференциях и других.

8. Расходы на организацию и проведение учебных сборов с гражданами мужского пола, обучающимися в 11-х классах общеобразовательных учреждений Калужской области (в т.ч. проживание, питание, транспортные расходы, медицинское обслуживание, охрана, а также услуги по проведению учебных стрельб).

9. Расходы по оплате услуг по монтажу, пусконаладочным работам, ремонту и обслуживанию средств обучения, а также структурированных кабельных систем, в том числе локальных вычислительных систем.

10. Расходы по оплате услуг использования каналов передачи данных (информации), глобальной информационной сети Интернет.

11. Расходы по оплате услуг по обеспечению безопасности персональных данных (проведение обследования информационной системы персональных данных, приобретение и настройка средств защиты информации, проведение аттестационных испытаний, обслуживание программных средств защиты, обучение специалистов по работе со средствами защиты).

12. Расходы на приобретение, монтаж и обслуживание технических средств обеспечения проведения государственной итоговой аттестации.

Приложение N 2
к Приказу
министерства образования и науки
Калужской области
от 23 декабря 2019 г. N 2106

ПЕРЕЧЕНЬ РАСХОДОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ЗА СЧЕТ СУБВЕНЦИЙ БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ЧАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИГРЫ, ИГРУШКИ НА 2020 ГОД

1. Расходы на учебные, учебно-методические и учебно-наглядные пособия, детскую литературу (книги, хрестоматии, сборники), иллюстрированные альбомы, периодические и подписные издания и электронные ресурсы, методическую литературу, образовательные программы дошкольного образования, в том числе специальные, в печатном и (или) электронном виде.

2. Расходы на технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), программное обеспечение образовательного процесса.

3. Расходы на детскую функциональную и сюжетно-ролевую мебель, используемую в образовательном процессе.

4. Расходы на игры, игрушки, игровое оборудование, игровой инвентарь, игровые атрибуты.

5. Расходы на уличное игровое и спортивное оборудование.

6. Расходы на звуковое, акустическое, световое, музыкальное оборудование (в том числе демонстрационное) музыкальных, спортивных, гимнастических залов, студий, кабинетов, групповых помещений, лекотек, консультационных пунктов для проведения образовательных мероприятий.

7. Расходы на приобретение расходных материалов для обеспечения образовательного процесса, в том числе канцелярских принадлежностей, а также запасных частей к техническим средствам обучения.

8. Расходы по оплате транспортных услуг, командировочные расходы, оплата организационного взноса, проживания, питания, связанные с повышением квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по профилю их деятельности. Расходы по оплате повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по профилю их деятельности в дистанционной форме.

9. Расходы по оплате транспортных услуг, командировочные расходы, оплата организационного взноса участникам и сопровождающим лицам из числа работников образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, при участии в районных (городских), областных, всероссийских, международных мероприятиях, в том числе смотрах, конкурсах, совещаниях, семинарах, конференциях и тому подобных.

10. Расходы по оплате услуг по монтажу, пусконаладочным работам, ремонту и обслуживанию технических средств обучения, оборудования и мебели, используемых в образовательном процессе, а также структурированных кабельных систем, в том числе локальных вычислительных систем.

11. Расходы по оплате услуг использования каналов передачи данных (информации), глобальной информационной сети Интернет.

12. Расходы по оплате услуг по обеспечению безопасности персональных данных (проведение обследования информационной системы персональных данных, приобретение и настройка средств защиты информации, проведение аттестационных испытаний, обслуживание программных средств защиты, обучение специалистов по работе со средствами защиты).

Читайте также: