Виды публичных выступлений кратко

Обновлено: 07.07.2024

На сегодняшний день существует достаточно большое количество классификаций видов публичных выступлений. Но, как нам кажется, наиболее целесообразным является подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении.

По цели выделяют четыре наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:

2. протокольно-этикетное; Цель — соблюсти общепринятый ритуал, протокол, этикет. К протокольно-этикетным выступлениям можно отнести: официальное поздравление юбиляра, приветствие официальной делегации, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации, речь на траурном митинге и др.

3. развлекательное ; Цель — развлечь собравшихся. Разновидностями развлекательного выступления будут неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешные случаи из жизни

4. убеждающее. Цель — убедить. Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные, в судебных прениях — вот лишь небольшой перечень убеждающих выступлений.

Следует заметить, что цели, которые ставит перед собой выступающий, могут сочетаться. И тогда можно говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих и других смешанных типах публичных речей.

Всем хорошо известно, что одну и ту же мысль можно выразить как письменно, так и устно. Конечно, можно написать текст, раздать его слушателям для ознакомления с вашими идеями, а можно выступить перед ними и устно изложить те же самые идеи. И, поверьте, что во втором случае вы достигните наибольшего эффекта. Почему же? Все дело в том, что у устной речи перед письменной есть ряд преимуществ:

1. Устное выступление — наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи. Устная речь — способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

2. Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств — мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать.

3. В устной речи гораздо легче передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего.

4. В условиях устной речи дополнительно воздействует сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность.

5. В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.

6. В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, учитывает реакцию аудитории.

7. Устное выступление легче понять слушателям: можно задать выступающему вопрос с целью уточнения и разъяснения, можно вести диалог с оратором.

8. Устное выступление оперативнее письменного: может быть быстрее подготовлено и реализация его занимает меньше времени.

Не случайно, в профессиональной деятельности юриста в устной форме проводится беседа адвоката с доверителем, беседа нотариуса с клиентом, допрос, очная ставка. В устной форме осуществляется поддержание государственного обвинения и защита в уголовном процессе, выражение интересов истца и ответчика их представителями в гражданских процессах.

Разумеется, ораторские выступления существенно различаются по теме, жанру, они зависят от того, перед кем вы выступаете, но можно определить некоторые самые общие требования к публичному выступлению, которые необходимо соблюдать вне зависимости от жанра, темы и аудитории (хотя, конечно, кое-какие коррективы все равно придется вносить). Общие требования к публичному выступлению отражают опыт эффективных выступлений, а также ожидания аудитории, ее пожелания к оратору.




1. Решительное начало выступления.Первая фраза выступления должна быть хорошо продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Произнести ее следует очень уверенно и выразительно.

3. Сдержанная эмоциональность.Эмоциональность — обязательное условие публичного выступления, абсолютно необходимый его элемент. (Вспомните третий закон общей риторики — закон эмоциональности речи). Слушатели должны ощущать, что вам небезразлично то, что вы говорите. Однако эмоциональность должна быть сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора.

4. Краткость.Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные. Крайне необходимо соблюсти необходимый регламент, уложиться в отведенное время. Особенно будущему судебному оратору нужно учиться говорить коротко.Хорошие рекомендации по этому поводу дал своему сыну американский президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя, как надо выступить публично, Рузвельт дал сыну три совета: будь искренен, будь краток, садись.

5. Диалогичность.Выступление должно представлять собой постоянный диалог со слушателями. Этот диалог может быть как внутренним, когда аудитория размышляет по поводу слов говорящего, соглашается или не соглашается с ним, так и внешним в виде кратких бесед со слушателями. (Вспомните первый закон общей риторики — закон диалогизации речи).

6. Разговорность.Стиль выступления должен быть по преимуществу разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а, значит, и к содержанию его речи.

8. Понятность главной мысли.Главная мысль должна быть произнесена не менее двух-трех раз в процессе выступления с использованием различных номинативных средств. Выводы также должны быть сформулированы оратором.

9. Решительный конец.Как и начало, конец выступления должен быть кратким, понятным, заранее продуманным. Заключительная фраза должна быть произнесена достаточно эмоционально.

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени. Например, понятность главной мысли более важна в убеждающем выступлении, нежели в развлекательном; краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных, и напротив, эмоциональность в протокольно-этикетных может быть выше, чем в информационных.

Речь - удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество классификаций видов публичных выступлений. Но, как нам кажется, наиболее целесообразным является подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении.

По цели выделяют четыре наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:

2. протокольно-этикетное; Цель — соблюсти общепринятый ритуал, протокол, этикет. К протокольно-этикетным выступлениям можно отнести: официальное поздравление юбиляра, приветствие официальной делегации, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации, речь на траурном митинге и др.

3. развлекательное ; Цель — развлечь собравшихся. Разновидностями развлекательного выступления будут неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешные случаи из жизни

4. убеждающее. Цель — убедить. Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные, в судебных прениях — вот лишь небольшой перечень убеждающих выступлений.

Следует заметить, что цели, которые ставит перед собой выступающий, могут сочетаться. И тогда можно говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих и других смешанных типах публичных речей.

Всем хорошо известно, что одну и ту же мысль можно выразить как письменно, так и устно. Конечно, можно написать текст, раздать его слушателям для ознакомления с вашими идеями, а можно выступить перед ними и устно изложить те же самые идеи. И, поверьте, что во втором случае вы достигните наибольшего эффекта. Почему же? Все дело в том, что у устной речи перед письменной есть ряд преимуществ:

1. Устное выступление — наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи. Устная речь — способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

2. Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств — мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать.

3. В устной речи гораздо легче передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего.

4. В условиях устной речи дополнительно воздействует сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность.

5. В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.

6. В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, учитывает реакцию аудитории.

7. Устное выступление легче понять слушателям: можно задать выступающему вопрос с целью уточнения и разъяснения, можно вести диалог с оратором.

8. Устное выступление оперативнее письменного: может быть быстрее подготовлено и реализация его занимает меньше времени.

Не случайно, в профессиональной деятельности юриста в устной форме проводится беседа адвоката с доверителем, беседа нотариуса с клиентом, допрос, очная ставка. В устной форме осуществляется поддержание государственного обвинения и защита в уголовном процессе, выражение интересов истца и ответчика их представителями в гражданских процессах.

Разумеется, ораторские выступления существенно различаются по теме, жанру, они зависят от того, перед кем вы выступаете, но можно определить некоторые самые общие требования к публичному выступлению, которые необходимо соблюдать вне зависимости от жанра, темы и аудитории (хотя, конечно, кое-какие коррективы все равно придется вносить). Общие требования к публичному выступлению отражают опыт эффективных выступлений, а также ожидания аудитории, ее пожелания к оратору.

1. Решительное начало выступления.Первая фраза выступления должна быть хорошо продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Произнести ее следует очень уверенно и выразительно.

3. Сдержанная эмоциональность.Эмоциональность — обязательное условие публичного выступления, абсолютно необходимый его элемент. (Вспомните третий закон общей риторики — закон эмоциональности речи). Слушатели должны ощущать, что вам небезразлично то, что вы говорите. Однако эмоциональность должна быть сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора.

4. Краткость.Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные. Крайне необходимо соблюсти необходимый регламент, уложиться в отведенное время. Особенно будущему судебному оратору нужно учиться говорить коротко.Хорошие рекомендации по этому поводу дал своему сыну американский президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя, как надо выступить публично, Рузвельт дал сыну три совета: будь искренен, будь краток, садись.

5. Диалогичность.Выступление должно представлять собой постоянный диалог со слушателями. Этот диалог может быть как внутренним, когда аудитория размышляет по поводу слов говорящего, соглашается или не соглашается с ним, так и внешним в виде кратких бесед со слушателями. (Вспомните первый закон общей риторики — закон диалогизации речи).

6. Разговорность.Стиль выступления должен быть по преимуществу разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а, значит, и к содержанию его речи.

8. Понятность главной мысли.Главная мысль должна быть произнесена не менее двух-трех раз в процессе выступления с использованием различных номинативных средств. Выводы также должны быть сформулированы оратором.

9. Решительный конец.Как и начало, конец выступления должен быть кратким, понятным, заранее продуманным. Заключительная фраза должна быть произнесена достаточно эмоционально.

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени. Например, понятность главной мысли более важна в убеждающем выступлении, нежели в развлекательном; краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных, и напротив, эмоциональность в протокольно-этикетных может быть выше, чем в информационных.

Что такое публичное выступление

Выступление на публике может стать серьезным испытанием даже для опытного актера. Для того чтобы публика была заинтересована в словах оратора, слушала с любопытством и не стремилась дождаться окончания речи, нужно подойти к подготовке выступления с особой тщательностью. Грамотно построенное публичное выступление способно принести удовольствие и слушателям, и выступающим. В мире давно известны различные формы построения диалогов и монологов. Разработаны различные техники подачи информации, приемы ораторского выступления.

На какие виды подразделяются публичные выступления

Для подготовки интересной речи, соответствующей ожиданиям публики, нужно четко представлять, какой стиль ожидают слушатели. Классификаций видов публичных выступлений существует много. Разделение производят по различным признакам. Самой популярной принято считать группировку видов публичных выступлений по цели. К ним относят:

  1. Информирующий. Главная задача подобной речи – донести до слушателей сведения. Такой формой монолога пользуются учителя, лекторы, инструкторы и многие другие люди, работа которых связана с обучением.
  2. Протокольный. Такая речь носит традиционный официальный характер. Протокольные тексты используют на политических митингах, юбилеях, вручении наград или в начале официальных мероприятий.
  3. Развлекающий. Подачу информации в этом стиле мы слышим в юмористических передачах, на концертах, во время неофициальных тостов и в момент рассказа историй собеседником.
  4. Убеждающий. Одна из популярных в наше время форм общения с публикой. Такая речь должна донести до слушателей позицию оратора и убедить в ее правильности.

Важно! Виды устного публичного выступления в чистой форме редко можно встретить.

Чаще всего речь комбинирована и носит убеждающе-информативный, протоколько-информативный или убеждающе-развлекательный характер. Это связано с тем, что любой монолог или диалог должен поддерживать интерес публики от начала до конца, что сложно сделать, придерживаясь единого стиля.

Виды публичных выступлений

Виды публичных выступлений по форме

Основные виды устного публичного выступления можно разделять не только по цели. Другое, хорошо известное распределение, осуществляется по форме преподнесения материала. В зависимости от нее определяется длина речи, эмоциональная окраска и степень развернутости изучаемого вопроса. Всего выделяют 5 видов публичных выступлений по форме:

Особенности публичных выступлений

Для того чтобы понятие публичного выступления было полным, нужно разбираться не только в видах публичных выступлений, но и хорошо знать особенности таких мероприятий. Каждая речь предполагает взаимосвязь оратора и слушателей. При любом стиле преподнесения информации происходит диалог: речевой или вербальный.

Любая речь выступающего предполагает несколько важных особенностей:

  1. Отклик слушающих. Информация получает ответную реакцию от собравшейся публики. В зависимости от успешности донесения текста оратор видит положительный, негативный, заинтересованный, возмущенный или любой другой ответ от публики. Окраска реакции отражается в жестах, словах, взглядах, позах. Благодаря такому диалогу выступающий может изменить формат представления информации, внести коррективы в структуру речи.
  2. Устное преподнесение информации. Публичное выступление, как вид устного делового общения, эффективнее любых других форм информации. Благодаря наглядности и непосредственной связи лектора и аудитории, устная речь легче воспринимается и лучше усваивается.
  3. Использование различных литературных источников. Любое мероприятие готовится заранее. В качестве основы ораторы всегда прибегают к книгам, журналам и другим материалам. Информация, поданная с помощью такой подготовки, украшенная литературными терминами и художественными примерами, всегда воспринимается с большим интересом.
  4. Способы воздействия. Выступающий может применять в своей речи не только словарный запас, но и жесты, эмоциональную окраску речи с помощью интонаций и другие приемы, помогающие передать настроение.

Особенности публичных выступлений

Технология публичных выступлений

Для того чтобы грамотно различать виды и жанры публичных выступлений, эффективно преподносить информацию аудитории и правильно оценивать полученный результат, необходимо разбираться в технологии преподнесения информации.

Важно! Чтобы речь была интересна публике, оратору нужно следовать правилам подготовки текста.

Правило 1 . Тщательно готовим вступление. Эффектное начало, заинтересовавшее слушателей – половина успеха.

Правило 2 . Присутствие драмы. Сухое повествование без описания жизненных ситуаций, историй, юмористических или трагических примеров теряет свою привлекательность в глазах слушателя. Эмоционально освещенная тема любого вида публичных выступлений с добавленными историями способна расположить к себе любую публику.

Правило 4 . Пользование разговорной речью. Любое выступление должно походить на диалог между оратором и аудиторией. Речь не может быть переполнена множеством незнакомых терминов и иностранных фраз. Чем легче получится текст, тем больший интерес увидит выступающий в глазах слушателей.

Правило 5 . Готовим финал. Завершение речи должно быть на такой же впечатляющей ноте, как и начало. Правильная интонация и эффектные слова помогут выступлению надолго остаться в умах аудитории.

Принято соблюдать определенную последовательность действий при подготовке и подаче информации слушателям. Технология включает в себя 12 последовательных этапов.

  • Ставим четкие цели.
  • Определяем целевую аудиторию.
  • Продумываем стиль и содержание выступления.
  • Выбираем манеру поведения перед публикой.
  • Разрабатываем текст.
  • Корректируем текст в соответствии с принятыми правилами и этическими нормами.
  • Создаем структуру выступления с помощью разных видов восприятия (визуального, аудио и других).
  • Готовим место произнесения речи.
  • Эмоционально настраиваемся на успешное мероприятие.
  • Выступаем.
  • Принимаем критику.
  • Анализируем поведение слушателей и реакцию аудитории.

10 ошибок

Упражнения для тренировки

Публичное выступление − нелегкая задача. Многие люди не умеют держаться перед публикой, раскрепощенно чувствовать себя под прицелом множества глаз. Даже если опыта общения с публикой нет совсем, а предстоящее мероприятие вызывает дрожь, страх можно перебороть, а речь подготовить с помощью тренировок и упражнений.

Задание 1 . Скороговорение. Благодаря таким тренировкам голос станет увереннее, речь – четче и понятнее. Выполнять такие упражнения нужно каждый день.

Задание 2 . Громкое выразительное чтение, с элементами пересказа. Такое упражнение формирует речь, учит правильно излагать мысли.

Задание 3 . Нахождение смысла в вещах. Нужно взять любую бессмысленную, на первый взгляд, вещь, и за краткий период времени, до 5 минут, объяснить ее суть.

Задание 4 . Поддержание диалога. Любое общение выводит оратора на новый уровень. Диалоги с другими людьми помогают оратору отрабатывать приемы воздействия на публику.

Задание 5 . Развиваем воображение. Создание в уме интересных картинок, визуализация прошедшего дня развивают мозговые ресурсы и делает речь красноречивее.

Вывод

Публичное выступление − непростая задача. Чтобы эффективно контактировать с аудиторией, доступно излагать информацию и надолго завоевывать внимание публики, нужно постоянно тренироваться и развиваться.

Грамотное изложение текста, соответствие информации тому или иному виду мероприятия невозможны без усердной работы над собой. Соблюдение принятых правил и технологий принесут оратору успех и признание.

Виды публичной речи. Правила публичного выступления

Публичное выступление – это тип общественного мероприятия, в ходе которого оратор сообщает аудитории определенную информацию.

Принято выделять следующие виды публичной речи:

  • социальная публичная речь, которая помогает выражать родственные или общественные отношения, например, поздравления с праздниками, тосты и пр.;
  • церковное красноречие – проповеди, общение со священнослужителями. В данных типах речи отсутствует логика, аргументация, профессиональная терминология, слушатели не ищут в ней факты;
  • судебные речи имеют четкий стиль изложения и аргументации. Данный тип речи отличает степень ответственности, так как содержание речи оказывает влияние на человеческие судьбы;
  • академическое искусство публичной деятельности наполнено профессиональной терминологией или научными выражениями, сюда входят научные доклады, обзоры и лекции;
  • политические жанры публичной речи – это произнесение речи на экономические, политические, социальные темы. Данный тип ораторского мастерства актуален при проведении митингов, агитаторских и патриотических мероприятий.

Кроме типов красноречия принято различать и его методы, помогающие составлять четкие и понятные тексты, максимально приближенные к цели речи. Методы красноречия были разработаны уже несколько веков назад и состоят их отдельных правил публичного выступления:

  • красноречие предполагает употребление кратких и понятных аудитории текстов;
  • главная функция оратора – донести до аудитории полезную и достоверную информацию. Методы и приемы воздействия при этом не должны нарушать права слушателей;
  • не следует растягивать речь во времени, так как внимание большого количества людей легко рассеивается;
  • перед выступлением необходимо научиться распознавать эмоциональное настроение публики;
  • психология публичных выступлений устроена так, что структура приготовленного текста и употребление фраз, призывающих к действию, непосредственно влияет на результат мероприятия. Важная информация должна располагаться в начале и в конце речи;
  • речь должна соответствовать этическим законам.

Названные правила – необязательное условие выступления оратора. На построение публичной речи оказывает воздействие вид и состав аудитории, ее деятельность и сам оратор. Приемы и правила выступления определяют при подготовке речи. Только непрерывная тренировка дикции и ежедневные упражнения помогают добиваться успеха и признания общественности.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности публичной речи

Известен ряд психологических особенностей публичного выступления. Они предполагают общение оратора с аудиторией, следуют из диалога между ними. Отношения двух сторон коммуникации имеют объективно-субъективный характер, который выступает как совместная деятельность или сотрудничество.

Для публичной речи оратора характерны следующие особенности:

  • обратная реакция аудитории – при произнесении речи оратор может замечать реакцию слушателей на свои слова, наблюдать перемену настроения аудитории слушателей. Отдельные слова, вопросы и мимика слушателей дают возможность понять их настроения и желания. Благодаря активной обратной связи есть возможность скорректировать течение своего выступления. Она начинает трансформироваться из монолога в диалог, устанавливая и налаживая связь с публикой;
  • устная речь – особенности устной публичной речи предполагают налаживание живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет своей целью конкретного собеседника и в полной мере зависит от него. Значимый момент выступления – организация речи, подходящей для более легкого восприятия и понимания ее слушателями. Устное публичное выступление демонстрирует высокую степень эффективности, так как помогает усвоить до 90% информации, в отличие от письменного обращения;
  • связь литературы с устной речью – перед выступлением оратор обязательно занимается подготовкой и обдумыванием своей речи, с использованием научной, художественной или публицистической литературы. Уже перед публикой выступающий трансформирует заготовленный текст речи в интересный и яркий рассказ, который будет понятен любому человеку. Только в процессе живого выступления оратор может выстраивать предложения с учетом реакции окружающих, чем переходит с книжного текста на разговорный стиль;
  • средства общения – в ораторской деятельности принято использовать разнообразные приемы влияния и средства общения участников. К ним относят вербальные и невербальные средства: мимику, жестикуляцию, интонации. Важная роль отведена культуре публичной речи и соблюдению этики.

Виды публичных выступлений

Основные типы устных публичных выступлений могут быть подразделены в соответствии с формой преподнесения материала. В зависимости от этого определяю длину речи, эмоциональную окраску и степень развернутости рассматриваемой проблемы. Всего выделяют 5 типов публичных выступлений в зависимости от формы:

Виды и особенности публичных выступлений

Публичные выступления – это не просто речь оратора с одним или несколькими слушателями. Это не разговор на площади, где порой одним жестом можно усмирить нахала или, наоборот, одной улыбкой расположить всю новую кампанию. Существует целая классификация публичных выступлений, без которой невозможно постичь теоретические азы ораторского мастерства. К ней относятся виды публичных выступлений по цели и по форме.

Особенности успешных публичных выступлений

Речь оратора – это вид деловой коммуникации, содержит убеждающее, воздействующее обращение к публике. От монолога Гамлета, который произносит актер на сцене, публичное выступление отличается двусторонним общением и наличием цели. Оратор взаимодействует с публикой, прислушивается к ней, отвечает на вопросы. Большинство исследований показали, что эффективность восприятия информации зрителями только на 7% зависит от тех слов (вербалики), которые произносит оратор в ходе выступления. Гораздо больше внимания приковывают поза, жестикуляция и характеристики голоса (невербальная коммуникация).

Цели публичного выступления: донести конкретные сведения, пояснить, пробудить интерес, дать толчок к действию, вдохновить и т. п. Можно выделить особенности публичного выступления, которые объединяют оратора и публику, а также следуют из взаимодействия между ними. Оно несет объективно-субъективную направленность и является элементом совместного сотрудничества.

Общие особенности публичного выступления:

  1. Обратная реакция аудитории. Оратор во время выступления имеет возможность наблюдать отклик публики на свою речь, а также видеть изменения в ее настроении. Зрительный контакт, мимика, озвучивание вопросов аудиторией позволяют оратору понять настрой, желание слушать и уровень проявления интереса посетителей. Получая обратную связь, он в любое время может откорректировать свое выступление. При установлении взаимодействия с аудиторией монолог оратора превращается в диалог с публикой.
  2. Устная речь. Отличительной чертой устного публичного выступления является общение между слушателями и выступающим. Его необходимо ориентировать на целевую аудиторию, важна легкость в понимании доносимой информации. Словесное выступление имеет множество преимуществ над письменным, так как публикой усваивается 90 % устного материала.
  3. Связь литературы и устной речи. Несомненно, оратор должен подготовиться к выступлению, обдумать свою речь, подкрепить ее фактами. Но перед слушателями он часто отступает от заготовленных слов, так как пытается придать речи эмоциональную окраску и подстраивается под ее настроение. То есть во время публичного выступления оратор перестраивает печатный текст в красочный разговорный жанр.
  4. Средства общения. Можно выделить невербальные и вербальные средства общения. К первым относятся жесты, мимика, интонация и т. п. Умение публично выступить выражается в соблюдении речевой культуры и этики и умению сдерживать волнение.​

Помните, для того, чтобы выступление прошло максимально полезно для слушателей, а спикер чувствовал себя комфортно, рекомендуется создать свой чек-лист для подготовки и проведения выступления или воспользоваться пометкой:

    Определиться что, кому и зачем рассказываем.

Составить план рассказа и отрепетировать.

Собрать структуру выступления.

Генеральная репетиция.

Перед выступлением.

Типы и виды выступлений по цели

Язык и стиль публичного выступления, его структура, эмоциональная составляющая и подбор выразительных средств, которые могут существенно отличаться друг от друга, напрямую зависят от цели. Например, доклады, анализы или дипломные работы зачитываются ровным безэмоциональным тоном, стиль изложения – деловой, содержание – сухие факты и цифры. Поздравление или тост зачитываются в торжественном стиле, адресно, с использованием яркой образной речи, юмора и художественных средств выразительности.

Подготовку к выступлению следует начинать с постановки конкретной цели. Цель должна умещаться в простой глагол: разогреть, развеселить, убедить, заинтересовать, проинформировать и т. д.

Так, к примеру, разделяют следующие виды публичных выступлений по цели:

    Информационное публичное выступление. Когда выступающий имеет целью донести определенные сведения и знания до слушателей, то такое публичное выступление называют информационным, при этом крайне важно вызвать у публики заинтересованность в услышанной информации. Используйте простейшие описательные техники, исключите сложные к пониманию материалы, постарайтесь донести актуальные сведения по раскрываемой вами теме. Информационные публичные выступления в жизни часто используют в сфере научной деятельности в виде лекций и докладов.

Во всех видах выступлений прослеживаются разные стили коммуникации:

Менторский стиль. Подходит для тренингов, мастер-классов и обучения в школе/университете – тогда, когда четко выражена иерархия или экспертность ведущего. Если же спикер выступает в профессиональном сообществе, общается с равными или выше по социальному статусу коллегами и партнерами, необходимо избегать такого стиля и высокомерных ноток. Чем больше общения на равных будет со стороны оратора, тем быстрее и надежнее будет выстроен контакт с аудиторией.

Одухотворяющий формат. Работает, если есть цель убедить или вовлечь людей. Он мотивирует и возвышает людей, вселяя в них веру в свои профессиональные возможности и личностные качества.

Информационный стиль. Ориентирован на передачу слушателям определенных сведений и данных, восстановление в их памяти каких-либо фактов. Он, конечно, не пользуется спросом – в чистом виде это скучно и подходит только, если надо провести формальное собрание или поделиться новостями.

Конфронтационный стиль. Вызывает у людей желание спорить, возражать, дискутировать. Он помогает развить непростую тему. Его чаще всего применяют в ток-шоу и политических дебатах.

Типы публичных выступлений также могут стать смешанными и нести в себе сразу несколько видов по целям: развлекательную и информационную, убеждающую и официально-протокольную.

Стили выступлений по форме

Стили выступлений по форме

Форма выступления всегда соответствует цели: излишне будет зачитывать публике лекцию по метеорологии, если требуется всего лишь сообщить прогноз погоды на вечер.

Рассмотрим виды публичных выступлений по форме:

Виды публичных выступлений

Доклад. Устное публичное выступление развернутого типа, которое широко раскрывает определенную проблему на конкретную тему. Время таких выступлений может составлять от нескольких минут до нескольких часов.

Лекция. Стиль публичного выступления, при котором изложение происходит от лица специалиста в данной области.

Беседа. Стили выступлений в данной форме могут быть более свободными и обязательно подразумевают взаимодействие с аудиторией путем её участия в формировании вопросов к выступающему. Таким образом, беседа подразумевает умелое сочетание монологов с разговором со слушателями, выслушивание их комментариев и ответы на их вопросы.

Как готовиться к публичному выступлению, как настроить себя на успех, что делать если аудитория не расположена к оратору?

Ответы на все эти вопросы вы сможете получить на уроках ораторского мастерства и риторики от театральной школы Бенефис. Наши педагоги удачно сочетают теоретическую подачу информации с практическими занятиями, которые придадут вам уверенность как оратору.

Правила, секреты и этапы публичного выступления

Приемы публичного выступления

Открытые вопросы.
Аудитория будет ограничена в ответе, если ей задавать альтернативные или закрытые вопросы, при этом они опасны для выступающего, так как ответы на них могут не оправдать ваших требований и ожиданий. Задавайте открытые вопросы, дайте слушателю поразмыслить, высказать и аргументировать свою позицию. Такие вопросы подразумевают развернутые ответы по мере необходимости, что может вызвать раздражение публики по отношению к конкретному слушателю.

    Формулировки начала ответа на вопрос
    Используйте следующие фразы:

Формулировки на сложные вопросы
Используйте следующие фразы:

Формулировки завершения ответа на вопрос
Используйте следующие фразы:

Начало и окончание выступления перед аудиторией

После того, как связь со слушателями установлена, оратор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут.

Возможные ошибки спикеров

Ораторами не рождаются, а становятся. И при этом большинство даже самых опытных и известных спикеров прошли путь проб и ошибок, которые вполне типичны.

Основные моменты ошибок:

Психология выступлений перед людьми

Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют и рекомендуют:

  1. Уделить достаточно внимания своему внешнему виду (одеться удобно и солидно).
  2. Сделать небольшую паузу перед началом и обвести взглядом слушателей, установить зрительный контакт.
  3. Начинать выступление в медленном темпе. Для публичного выступления рекомендуется снизить на 2 тона тембр голоса (это поможет беречь голосовые связки, низкий голос воспринимается людьми лучше, чем высокий) и выработать навык использования различных голосовых техник.
  4. Самые важные мысли повторить 3 раза.
  5. Не превышать регламент выступления, даже если внимание аудитории не ослабело.

Выберете для себя наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие упражнения на уроках в двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.

Читайте также: