Виды печатной графики кратко

Обновлено: 30.06.2024

Печатная (тиражная) графика - вид графического искусства, произведения которого могут существовать более чем в одном экземпляре.
Готовое произведение печатной (тиражной) графики чаще всего называют "эстамп". Как правило, тираж одного печатного графического произведения колеблется от десятка и до нескольких сотен эстампов.
Для печати тиражной художественной графики авторы используют специальные печатные формы, создаваемые ими вручную.
В начале 20-го века всякого рода многочисленные однотипные плакаты и афиши исполнялись художником в какой-либо технике печатной графики.
К печатной "тиражной" графике принято относить следующие виды графического искусства:
Автолитография;
Акватинта;
Ксилография;
Линогравюра;
Литография;
Монотипия;
Сухая игла;
Шелкография
Фторофорт.

Графика - это вид изобразительного искусства, подразделяющийся на оригинальную графику (рисунок в единичном экземпляре) и печатную графику (разные техники гравюры).

Оригинальные рисунки выполняются художниками разнообразными графическими материалами на бумаге или картоне: мягкие материалы (уголь, пастель, соус, сангина, сепия, мел), твёрдые материалы (карандаши графитные и цветные, ручки шариковые, гелевые и другие, линеры, фломастеры, маркеры, восковые мелки), жидкие материалы (тушь, акварель и гуашь в лаконичном графическом исполнении).

Альбрехт Дюрер, Изгнание Адама и Евы из рая. Гравюра на дереве.
Albrecht Durer, The Expulsion of Adam and Eve, Woodcut

Печатная графика (гравюра, эстамп) бывает 3 видов:


* глубокая печать (офорт, меццо-тинто, сухая игла);

* высокая печать (ксилография, линогравюра, гравюра на пластике);

* плоская печать (монотипия, шелкография, литография);

встречаются и смешанные авторские техники. Иногда чёрно-белую гравюру подкрашивают акварелью.

Изначально термин употреблялся применительно к каллиграфии и письменности, но получил собственное распространение. Вплоть до конца XIX века графика использовалась в прикладных целях (как подготовительный этап работы над живописным произведением, строением или скульптурой. Лишь в начале XX века графика стала считаться полноценным самостоятельным видом искусства.

Графика, как вид искусства, характеризуется ярко выраженными визуально тональными контрастами (тёмное и светлое), а также такими выразительно-изобразительными средствами , как линия, штрих, пятно, точка . Основа графики - линия: изображение может быть полностью линейным, сочетать в себе линии и пятна разной конфигурации, насыщенности, фактуры или линия остаётся только границей между контрастными пятнами.

Микеланджело Буонаротти. Michelangelo Buonarotti Simoni (Il Divino) 1475-1564 Study of a head by Michelangelo

Основой графики чаще всего является бумага. В большинстве случаев, художники-графики используют белую бумагу, реже тонированную или цветную. Искусство графики не исключает цвет, но в отличие от живописи, цвет в графике лаконичен, условен, не имеет полутонов и множества оттенков.
Важную роль в графике играют отношения предмета и пространства в листе, при этом фон вокруг предмета может быть как цвета бумаги (пустым, не проработанным), так и лёгкого цветового тона, сквозь который просвечивает цвет листа (заполненным). Предмет в графической трактовке выглядит условным, степень пространственности и плоскостности может изменяться в зависимости от идеи художника.


Соответственно задаче, графическое изображение может носить характер:

* пространственного построения;

* тщательной моделировки тоном (штудия);

* выявления структурного объёма предмета;

* стилизованно-плоскостного изображения;

* передачи фактуры предметов;

* впечатления от предмета;

* описательно-повествовательного описания;

* авторской интерпретации.

Рембрандт ван Рэйн. Оттиск на бумаге. Rembrandt (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), 1606-1669, Dutch, The Quacksalver, 1635. Etching on paper (state i/i), 7.8 x 3.6 cm. British Museum, London.

Возможности графики иные, по сравнению с живописью - вместо реалистической трактовки среды, пространства и формы в полном цвете, в графических произведениях можно передавать гротескные, сатирические образы. На этом основываются отдельные жанры - карикатура, шарж, иллюстрация.

По назначению графика делится на:

1) станковую (самостоятельное произведение, без прикладной функции) - рисунок, эстамп (печатный оттиск);

2) книжную;

3) газетно-журнальную (иллюстрации);

4) прикладную (книжный знак, экслибрис);

5) плакат и афиша.

Скупые и максимально-выразительные художественные средства графики придают рисункам и гравюрам особую ёмкость и точность образа, создают визуальные графические метафоры, развивая воображение зрителя. Именно поэтому особую ценность имеют не только законченные графические произведения, но и подготовительные рисунки (наброски, зарисовки, эскизы) художников к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (Микеланджело, Рембрандт, Баженов и т. д.).

Широко применимы в графике неизобразительные мотивы - шрифт, орнамент, декоративные элементы. Современный графический дизайн включает в себя не только работу со шрифтами, но и символическо-знаковые изображения (логотип), часто геометризированные или стилизованные. Особой популярностью в искусстве современности пользуется компьютерная графика. В этом достаточно новом виде графики изображение создаётся художником при помощи компьютерных графических программ и выводится на печать посредством принтера.

Печатная графика (эстамп) была создана в первую очередь для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), поскольку фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.

В наше время это не актуально в связи с развитием разных множительных техник и печатная графика стала самостоятельным видом изобразительного искусства где графическим технологиям отводится роль скорее дополнительного художественного языка, чем способа размножить нарисованное.

Высокая печать

Поверхность клише неровная, краска наносится валиком или кистью на выпуклые места, а углубления остаются чистыми, бумага прикладывается и прижимается прессом, ложкой, валом и т.п. (по аналогии с печатями на документах)

Ксилография, автор не известен

Ксилография (гравюра на дереве) — один из самых старинных способов печати. На доске резцом вырезается рисунок. Полученный оттиск зависит от породы дерева, качества резца (это и дешевый массовый печатный лубок, и экслибрис с тонкими тональными переходами). Также называется продольной гравюрой. Техника требует помимо особого видения очень высокого мастерства.

Торцовая гравюра на дереве изобретена к Англии в конце XIX в. Здесь поверхностью служит поперечный срез дерева и не надо быть привязанным к волокнам, что дает большую свободу действий при работе с линией и тоном. По работе и результату на нее похожа гравюра на пластике. Очень изящные вещи.

Линогравюра, Власенко, Кубан. ПГУ, 1968

Линогравюра из-за особенности материала тяготеет к крупным монументальным формам и резким тональным переходам, часто плакатного типа. Широко применялась с конца XIX по середину XX в. Лучше всего для нее подходит старый (пробковый) линолеум, который сейчас по-моему не выпускают. Из современных используют линолеум без рельефа и гладкого покрытия, иногда режут по обратной стороне с ровной фактурой. Печатают по сухой бумаге в прессе или прокатывая в офортном станке. Интересные эффекты можно получить используя фактурную бумагу типа обоев.

Гравюра на картоне дает небольшое число оттисков, зато продавливается целиком, что хорошо применяется для разнообразия фактур и тонов.

Глубокая печать

При глубокой печати краска, наоборот, заполняет углубления, канавки и неровности, а с гладкой поверхности счищается. Влажная бумага прижимается к доске и прокатывается под большим давлением в офортном станке, где вал с сукном или войлоком вдавливает ее в доску, заставляя выбирать краску из углублений.

Сухая игла, Т. Немальцева. 2 курс, 2003

Офорт, акватинта, И. Янов, дипл. лист из серии, 1997

Мягкий лак, автор не известен

Плоская печать

При плоской печати краска химическим или каким-либо другим способом каждый раз прилипает к поверхности клише там где надо, а где не надо не ложится.

Литография, Мельников, 1968

Литография — появилась в Германии с XIXв. Плоскую поверхность камня (известняк) и реже металла зажиривают там, где должна лечь краска, а пустые места протравливают кислотой с клеем, при печати камень смачивают водой (жирные места остаются сухими) и накатывают валиком краску, которая не ложится на мокрые места, прикладывают сухой лист бумаги и протаскивают через литографский пресс. Если камень хорошо обработан, то собственно процесс печати самый простой, его даже легко автоматизировать. Рисунок наносят литографским (жирным) карандашом на шершавый камень и литографской тушью на гладкий, также можно переносить изображение с камня на камень, со специальной бумаги на камень, покрыть камень асфальтовым грунтом и процарапывать и т.п. С XIX до сер.XXв — любимый многими художниками вид графики и основной способ печати цветных плакатов и рекламы. В эпоху модерна достиг расцвета (например знаменитые плакаты Мухи и Тулуз-Лотрека).

Цветная литография, автор не известен

Цинкография, офсетная печать и термопечать тоже можно отнести к плоской или почти плоской печати, а также различные современные печатные и множительные технологии, но с художественной точки зрения (участия графического процесса в творчестве) они малоинтересны.

Монотипия, Д. Жуков, Наблюдатель, 2004

Граттаж, копия, 3 курс

Граттаж (имитация гравюры). Бумагу или картон покрывают воском или парафином, грунтуют каким-либо тоном (чаще темным) и процарапывают открывая белую бумагу (или наоборот). Вещь очень хрупкая и непрочная. На мой лично взгляд хороша для применения в детском саду в комплексе с выжиганием и чеканкой, хотя есть люди, которые это дело чувствуют и создают очень красивые и интересные вещи.

Это конечно очень беглый и поверхностный обзор и рассмотрены далеко не все виды печатной графики. Многие названия в разных мастерских означают совершенно разные вещи. И вообще я надеюсь что это только начало дискуссии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Графика - вид изобразительного искусства. Слово графика происходит от греческого слова графо, которое означает писать, чертить, процарапывать.

Графические произведения, в отличие от живописных, передают самое главное без лишних деталей. Они будто отображают идею произведения. Графические работы могут быть черно-белыми, иногда цветными. В результате окружающий мир в графике очень выразительный, но несколько условный, образный.

Самостоятельные, отдельные произведения называют станковой графикой. Несколько станковых листов, объединенных общей идеей, образуют графическую серию.

Виды графики. Графика объединяет две группы художественных произведений: рисунок и печатную графику.

Рисунок считают уникальным, потому что он существует в единственном экземпляре. В старину художники рисовали на папирусе, позднее - на пергаменте, с XIV в. - на бумаге. До нашего времени сохранилась традиция рисовать на ткани.

Папирус – материал для письма, изготовленный из болотного растения папируса. Пергамент – материал для письма, изготовленный из кожи животных.

Графические техники. Изображение может быть создано карандашом, углем, тушью, сангвиной (красно-коричневым карандашом, изготовленным из особого сорта глины) и другими средствами. О работе, созданной цветными мелками, мы скажем: выполнена в технике пастели.

В отличие от рисунка, печатная графика существует во многих экземплярах. Чтобы их получить, используют гравюру - изображение на твердом материале, которое покрывают красками, а потом отпечатывают на бумаге.

Существуют разные техники гравюры: ксилография, линогравюра, офорт, литография. С появлением гравюры связано возникновение печатной книги и развитие книжной графики.

В повседневности мы чаще всего сталкиваемся с промышленной графикой. Это - почтовые марки, афиши, театральные программки, этикетки, фирменные знаки, рисунки на коробках для тортов и конфет и т.п.

Линогравюра - рисунок, вырезанный на линолеуме. Рисунок вырезают на линолеумной пластине стальными резцами разной конфигурации. В зависимости от формы резца линия, которую он оставляет, может быть совсем тоненькой, острой или же широкой, округленной. Таким образом изготавливают форму. Потом на нее наносят печатную краску с помощью специального оборудования - валиков.

Печатают линогравюру на печатном прессе. При этом слой краски, нанесенный на форму, отпечатывается на бумаге. Бумажный отпечаток называют линогравюрой, или, обобщенно, как и все другие печатные техники, - эстампом.

Ксилография (гравюра на дереве) - изображение, выполненное резцами на деревянной поверхности. Для этого пригодны не все породы деревьев. Художники используют грушу, дуб, бук, самшит.

Деревянную поверхность тщательно шлифуют и даже заглаживают воском. Рисунок вырезают так же, как и на линогравюре, но большая твердость дерева позволяет обогатить изображение мелочами, деталями. Выполнять такую работу сложнее.

Печатают оттиск так же, как и линогравюру, с помощью печатного пресса на специальной эстампной бумаге. Эта техника старинная и пришла к нам из глубины веков. Именно таким образом выполняли первые печатные книги.

Офорт, или гравюра на металле, - это несколько техник исполнения печатной формы из металла (меди, цинка). Рисунок наносят на предварительно обработанную, отшлифованную, гладкую пластину. Это может быть гравирование, процарапывание. Такая работа требует исключительной точности и физического напряжения.

Отпечаток делают на печатном станке. Мягкая бумага, прижимаясь к пластине, как бы выбирает краску из углублений.

Литография - это гравюра на камне. Для нее используют специальный, литографский камень. Система нанесения рисунка на камень очень сложная. Это может быть и процарапывание, и нанесение рисунка кистью с тушью, и рисование карандашом. Во всех этих случаях используют материалы, предназначенные только для литографии.

Печатают оттиск на печатном станке. Литография позволяет достичь тонких градаций (переходов) тона, похожих на рисунок карандашом или акварелью. Благодаря этому литографские оттиски иногда напоминают акварельные рисунки.

Т. Шевченко. Слепой на кладбище (офорт)

  1. Сравните произведения, выполненные в техниках линографии (ксилографии), и рисунок, выполненный карандашом от руки. Чем они отличаются?
  2. Подумайте, какие оттенки настроения можно передать при помощи разных видов графики и графических техник.

Подумайте вместе, какое литературное произведение можно было бы проиллюстрировать в технике ксилографии, офорта, литографии, пастели. Почему?

Создайте графическую композицию в технике монотипия.

Инструменты и материалы: несколько листов бумаги, гуашь, средство для мытья посуды или жидкое мыло, кисти. План работы:

  • Разведите краски в небольших бутылочках и добавьте к ним немного мыльного раствора в пропорции 1 : 5. Краски должны быть не совсем жидкими, но и не очень густыми.
  • Кистью нанесите краски на лист бумаги, подобрав цвета, которые вам нравятся, и дайте им немного раствориться одна в другой.
  • Быстрым движением к этому листу прижмите другой лист бумаги на полминуты-минуту
  • Разъедините листы бумаги, а оттискам дайте высохнуть.
  • Рассмотрите полученный результат, попробуйте увидеть в цветных пя-нах какой-либо сюжет или одиночное изображение.
  • Кистями и краской или другими материалами дорисуйте свою работу, добавив детали и элементы, которых не хватает.

Ученические работы, выполненные в технике монотипия

Этапы работы над монотипией

    Возьмите стекло (или любую гладкую ровную поверхность: пластик, клеенку) и на него нанесите не густо, но достаточно влажно краски: акварель или гуашь (цвета произвольные).

В 1917-1920 годах Нарбут работал в Киеве; увлечение старинным украинским искусством подвигло его на создание серии выдающихся работ. С января 1919 г. Нарбут был ректором Академии искусств в Киеве.

Читайте также: