Виды конституционного контроля в рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля

(в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - дея­тель­ность спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных, не­за­ви­си­мых в сфе­ре их пол­но­мо­чий от дру­гих вет­вей государственной вла­сти, ор­га­нов по про­вер­ке со­от­вет­ст­вия кон­сти­ту­ции го­су­дар­ст­ва за­ко­нов и иных нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов (в отдельных стра­нах - так­же не­нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов и дей­ст­вий выс­ших ор­га­нов го­су­дар­ст­ва).

Ус­та­но­вив факт не­со­от­вет­ст­вия за­ко­на кон­сти­ту­ции, при­знав за­кон не­кон­сти­ту­ци­он­ным, ор­га­ны, осу­ще­ст­в­ляю­щие конституционного контроля, не впра­ве от­ме­нять или из­ме­нять его - они пуб­ли­ку­ют своё ре­ше­ние, и все ор­га­ны го­су­дар­ст­ва, фи­зи­че­ские и юри­ди­че­ские ли­ца долж­ны знать, что та­кой за­кон или его оп­ре­де­лён­ные по­ло­же­ния не под­ле­жат при­ме­не­нию.

В различных го­су­дар­ст­вах ми­ра су­ще­ст­ву­ют че­ты­ре ви­да ор­га­нов, осу­ще­ст­в­ляю­щих конституционный контроль:

1) су­ды об­щей юрис­дик­ции. Их ре­ше­ние мож­но об­жа­ло­вать вплоть до фе­де­раль­но­го вер­хов­но­го су­да, ре­ше­ние по­след­не­го яв­ля­ет­ся окон­ча­тель­ным. Та­кая сис­те­ма дей­ст­ву­ет в стра­нах анг­ло­сак­сон­ско­го пра­ва (Ав­ст­ра­лия, Ка­на­да, США, стра­ны Латинской Аме­ри­ки и др.), но в её при­ме­не­нии су­ще­ст­ву­ют раз­ли­чия. Напр., в Ин­дии ре­ше­ния о не­кон­сти­ту­ци­он­но­сти мо­жет при­ни­мать толь­ко Вер­хов­ный суд (в не­ко­то­рых стра­нах - и су­ды низ­ших звень­ев юс­ти­ции).

Осу­ще­ст­в­ле­ние конституционного контроля су­да­ми об­щей юрис­дик­ции ис­клю­ча­ет по­да­чу к ним спе­ци­аль­но­го ис­ка о про­вер­ке кон­сти­ту­ци­он­но­сти, это тре­бо­ва­ние мо­жет быть об­ра­ще­но к су­ду толь­ко в хо­де кон­крет­но­го су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ст­ва од­ной из сто­рон про­цес­са;

2) спе­ци­аль­ные кон­сти­туционые су­ды (Ав­ст­рия, Гер­ма­ния, Ита­лия, Рос­сия и др.), ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся во­про­са­ми конституционного контроля. В кон­сти­туционный суд по­да­ёт­ся спе­ци­аль­ный иск, хо­да­тай­ст­во и др. с прось­бой про­ве­рить кон­сти­ту­ци­он­ность оп­ре­де­лён­но­го пра­во­во­го ак­та (его отд. по­ло­же­ний);

3) кон­сти­туционые со­ве­ты (во Фран­ции и не­ко­то­рых др. фран­ко­фон­ных стра­нах). Об­ра­щать­ся в кон­сти­туционный со­вет гра­ж­да­не не мо­гут - это пра­во гла­вы го­су­дар­ст­ва или чле­нов пар­ла­мен­та (напр., во Фран­ции это пра­во пре­зи­ден­та, 60 де­пу­та­тов или се­на­то­ров);

4) кон­сти­туционно-ре­лигиозные со­ве­ты, су­ще­ст­вую­щие в не­ко­то­рых стра­нах му­суль­ман­ско­го пра­ва (Ира­не, Па­ки­ста­не и др.). В их со­ста­ве - юри­сты и учё­ные - зна­то­ки Ко­ра­на. Та­кие ор­га­ны про­ве­ря­ют за­кон сна­ча­ла на со­от­вет­ст­вие его Ко­ра­ну и лишь за­тем - на со­от­вет­ст­вие кон­сти­ту­ции.

По вре­ме­ни осу­ще­ст­в­ле­ния раз­ли­ча­ют пред­ва­ри­тель­ный и по­сле­дую­щий конституционный контроль. В су­дах об­щей юрис­дик­ции и кон­сти­туц. су­дах воз­мо­жен толь­ко по­сле­дую­щий конституционный контроль, ко­гда акт уже дей­ст­ву­ет. При на­ли­чии кон­сти­ту­ци­он­но­го (кон­сти­туционно-ре­лигиозного) со­ве­та воз­мо­жен толь­ко пред­ва­ри­тель­ный кон­троль - про­вер­ка кон­сти­ту­ци­он­но­сти за­ко­на до под­пи­са­ния его гла­вой го­су­дар­ст­ва и всту­п­ле­ния в си­лу.

По свя­зи с кон­крет­ным за­ко­ном раз­ли­ча­ют аб­ст­ракт­ный и кон­крет­ный конституционный контроль. Аб­ст­ракт­ный кон­троль - про­вер­ка кон­сти­ту­ци­он­но­сти ак­та вне свя­зи с кон­крет­ным де­лом; это - официальное тол­ко­ва­ние кон­сти­ту­ци­он­но­сти (не­кон­сти­ту­ци­он­но­сти) ак­та (его отд. по­ло­же­ний), дан­ное ор­га­ном конституционного котроля. Кон­крет­ный конституционный контроль свя­зан с фак­тическим при­ме­не­ни­ем ос­па­ри­вае­мо­го ак­та, хо­тя и в этом слу­чае ор­ган коституционного контроля да­ёт официальное тол­ко­ва­ние ос­па­ри­вае­мо­го ак­та, при­зна­вая его кон­сти­ту­ци­он­ным или не­кон­сти­ту­ци­он­ным. Обыч­но круг лиц, имею­щих пра­во об­ра­щать­ся в кон­сти­туционный суд в свя­зи с кон­крет­ным конституционном контролем (при при­ме­не­нии ос­па­ри­вае­мо­го ак­та на прак­ти­ке), го­раз­до ши­ре, чем при аб­ст­ракт­ном конституционным контролем. В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия всё ча­ще ор­га­ны конституционного контроля на­де­ля­ют­ся пра­вом осу­ще­ст­в­лять и пред­ва­ри­тель­ный и по­сле­дую­щий, и аб­ст­ракт­ный и кон­крет­ный конституционным контролем (в ча­ст­но­сти, в не­ко­то­рых стра­нах Латинской Аме­ри­ки).

По чис­лу ор­га­нов кон­тро­ля раз­ли­ча­ют диф­фуз­ный (рас­сре­до­то­чен­ный) конституционный контроль, ко­гда его впра­ве про­во­дить раз­ные ор­га­ны, и цен­тра­ли­зо­ван­ный К. к., ко­гда его осу­ще­ст­в­ля­ет толь­ко один ор­ган (напр., Кон­сти­туционный со­вет во Фран­ции или Кон­сти­туционный суд в Гер­ма­нии).

По пра­во­вым по­след­ст­ви­ям при­ня­то­го ре­ше­ния раз­ли­ча­ют ре­шаю­щий и кон­суль­та­тив­ный конституционный контроль. При кон­суль­та­тив­ном кон­тро­ле ре­ше­ние ор­га­на конституционного контроля не­обя­за­тель­но. Как пра­ви­ло, ор­га­ны конституционного закона за­нима­ют­ся та­кой дея­тель­но­стью толь­ко в слу­чае об­ра­ще­ния к ним и лишь в отдельных стра­нах - по сво­ей ини­циа­ти­ве, т. н. са­мо­за­прос ор­га­на конституционного контроля (Ав­ст­рия, Ал­ба­ния, Поль­ша, Уз­бе­ки­стан). При ре­шаю­щем конституционном контроле пра­во­вая по­зи­ция - об­щее пред­став­ле­ние су­дей, сло­жив­шее­ся у ка­ж­до­го из них ин­ди­ви­ду­аль­но, но при­обре­таю­щее при сов­па­де­нии взгля­дов кол­ле­ги­аль­ный ха­рак­тер, - яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной для ре­ше­ния ана­ло­гич­ных во­про­сов. Ре­ше­ние ор­га­на конституционного контроля, как пра­ви­ло, окон­ча­тель­но, но в не­ко­то­рых стра­нах мо­жет быть об­жа­ло­ва­но.

В Российской Фе­де­ра­ции конституционный контроль осу­ще­ст­в­ля­ет Кон­сти­ту­ци­он­ный суд. Суд вы­яв­ля­ет кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­вой смысл ос­нов­но­го за­ко­на и ука­зы­ва­ет, что ис­клю­ча­ет­ся какое-либо иное тол­ко­ва­ние в пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ке. Он фор­му­ли­ру­ет свои пра­во­вые по­зи­ции, из ко­то­рых он ис­хо­дит при ре­ше­нии дел. Су­дьи, не со­глас­ные с по­зи­ци­ей боль­шин­ст­ва или с ре­ше­ни­ем кон­крет­но­го де­ла, мо­гут вы­ра­зить осо­бое мне­ние (как и ре­ше­ние Су­да, оно пуб­ли­ку­ет­ся). При из­ме­не­нии си­туа­ции, в иных ус­ло­ви­ях Суд впра­ве из­ме­нить свою пра­во­вую по­зи­цию (та­кое же пра­ви­ло при­ме­ня­ют и ор­га­ны К. к. за­ру­беж­ных стран по от­но­ше­нию к сфор­му­ли­ро­ван­ным ими док­три­нам). Кон­сти­туционный суд РФ осу­ще­ст­в­ля­ет по от­но­ше­нию к рас­смат­ри­вае­мым де­лам по­сле­дую­щий конституционный контроль (пред­ва­ри­тель­ный воз­мо­жен по от­но­ше­нию к ещё не ра­ти­фи­ци­ро­ван­ным до­го­во­рам РФ с иностранными го­су­дар­ст­ва­ми). Кон­троль Кон­сти­туционного су­да РФ мо­жет быть аб­ст­ракт­ным и кон­крет­ным, кон­суль­та­тив­ный конституционный контроль не ис­поль­зу­ет­ся. Ре­ше­ние Су­да окон­ча­тель­но, не под­ле­жит об­жа­ло­ва­нию, в от­но­ше­нии уча­ст­ни­ков про­цес­са всту­па­ет в си­лу не­мед­лен­но по­сле про­воз­гла­ше­ния, не ну­ж­да­ет­ся в под­твер­жде­нии др. ор­га­на­ми или долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми.

В фе­де­ра­тив­ных го­су­дар­ст­вах ор­га­ны конституционного контроля соз­да­ют­ся и в субъ­ек­тах фе­де­ра­ции (Гер­ма­ния, Рос­сия и др.), в этом слу­чае они про­ве­ря­ют со­от­вет­ст­вие за­ко­нов и иных пра­во­вых ак­тов субъ­ек­та фе­де­ра­ции толь­ко кон­сти­ту­ции (ус­та­ву) дан­но­го субъ­ек­та. В стра­нах анг­ло­сак­сон­ско­го пра­ва су­ды об­щей юрис­дик­ции, осу­ще­ст­в­ляю­щие конституционный контроль (при от­сут­ст­вии спе­циа­ли­зированных ор­га­нов), про­ве­ря­ют и со­от­вет­ст­вие пра­во­вых ак­тов субъ­ек­та фе­де­ра­ции фе­де­раль­ной кон­сти­ту­ции.


Функционирование любого правого государства основано на принципах и нормах права, которые должны соответствовать друг другу, формируя слаженную правовую систему. В основе такой системы обычно лежат конституционные нормы, которые содержат в себе обозначение основных направлений развития государства.

В этом отношении нельзя переоценить значение конституционного надзора для государства. В данной статье мы рассмотрим особенности такого надзора в России.

Общие сведения

кремль россии

Действие Конституции России охватывает всю территорию государства. Кроме того, указанный документ обладает высшей юридической силой, что подразумевает необходимость разрабатывать все нормативные и другие акты строго в соответствии с Конституцией и изложенными в ней принципами.

Очевидна высокая важность Конституции для правовой жизни нашей страны, поэтому она нуждается в особой охране. Одним из средств такой охраны выступает конституционный контроль.

Понятие конституционного контроля

молоток судьи

В целях обеспечения верховенства Конституции над всеми нормативными и правовыми актами уполномоченные на то органы выясняют соответствие таких актов основному закону страны и принимают меры по устранению установленных нарушений и несоответствий. Данная деятельность называется конституционным контролем.

Что касается понятия конституционного надзора, то здесь следует отметить следующее. Надзор предполагает деятельность по выявлению и устранению нарушений закона. В случае с конституционным надзором речь идет об обнаружении противоречий в актах поднадзорного учреждения конституционным нормам.

Другие же деятели науки о соотношении понятий конституционного контроля и надзора говорят в ином ключе. К важнейшим критериям разграничения этих понятий можно отнести тот факт, что контроль проводится в отношении подконтрольного органа, а надзорный же орган не имеет субординационной связи с поднадзорным. Кроме того, в рамках конституционного контроля несоответствующий Конституции правовой акт может быть лишен юридической силы, что невозможно при проведении надзора.

Важно отметить, что современное законодательство России не содержит указаний на различие терминов "конституционный надзор" и "конституционный контроль".

Виды конституционного контроля

Классификация конституционного контроля может быть проведена по различным критериям. Так, по времени реализации конституционный контроль правовых актов подразделяется на предварительный и последующий, то есть проводимый до и после вступления в силу акта.

По обязательности и необходимости проведения конституционный контроль бывает обязательный и факультативный (проводится при наличии соответствующей инициативы). По форме: абстрактный конституционный контроль или конкретный, т.е. в связи с рассмотрением какого-то конкретного дела.

Если исходить из того, что конституционный надзор представляет собой отличающийся от контроля вид деятельности, то можно рассматривать надзор как вид конституционного контроля.

Органы конституционного контроля

конституционный суд 1

В России к органам конституционного контроля относится прежде всего Конституционный Суд РФ. Кроме указанного органа, реализуют конституционный контроль суды общей юрисдикции, Федеральное Собрание РФ, Правительство России, Президент, а также Уполномоченный по правам человека в России.

Существуют также органы, которые реализуют надзор за соблюдением свобод и прав человека, за исполнением законов и соответствие им издаваемых поднадзорными учреждениями актов. Речь идет об органах прокуратуры, которые в отличие от органов конституционного контроля не имеют полномочий отменять несоответствующие законам России акты, но могут их опротестовать в суде.

Конституционный суд России

заседание суда

Судебный конституционный контроль играет важную роль в обеспечении верховенства Конституции РФ. Этот вид контроля на основании закона о Конституционном Суде России реализуется указанным судом.

К его полномочиям относятся следующие:

  • Рассмотрение и разрешение дел о соответствии нормативных и других правовых актов основному закону государства.
  • Разрешение споров о компетенции и полномочиях между органами исполнительной власти и высшими государственными органами.
  • Толкование Конституции России.
  • Подготовка заключения о соблюдении порядка обвинения Президента России в тяжком преступлении или государственной измене.

Помимо названных выше полномочий, Конституционный Суд обладает законодательной инициативой в соответствующей ему сфере, а также реализует другие законодательно закрепленные полномочия.

Конституционное судопроизводство

Основной задачей конституционного контроля является осуществление правосудия, связанное с применением норм Конституции РФ, а также уставов и конституций субъектов России. Достигается данная задача посредством конституционного судопроизводства, которое представляет собой систему процессуальный действий суда и других участников производства с связи с рассмотрением какого-либо дела в рамках конституционного контроля.

В связи с тем, что именно конституционные суды обеспечивают единообразие понимания и применения права, а конституционное производство имеет выраженный публично-правовой характер, то можно говорить о конституционном судопроизводстве как о наивысшей форме судебной защиты.

Отметим, что данный вид производства регламентирован не кодексом, а федеральным конституционным законом, который был упомянут выше. В то же время Конституционный Суд России имеет право формировать недостающие процедурные элементы и уточнять правила самостоятельно.

Решение Конституционного Суда РФ является окончательным и обжалованию не подлежит. Фактически эти решения приравниваются к правовым источникам.

Проверка конституционности законов

конституционный суд

В рамках конституционного надзора органами власти, судами и гражданами может быть подан запрос или жалоба в Конституционный Суд РФ об исследовании конституционности нормативных актов.

Проверка предполагает установление соответствия акта Конституции в части содержания норм, формы акта, порядка его подписания, принятия и вступления в силу. Кроме того, анализируется соблюдение принципа разграничения ветвей власти и компетенций и предметов ведения государственных органов.

Итогом проверки становится постановление Конституционного Суда России либо о признании положений проверяемого акта соответствующим Конституции, либо несоответствующим ей. Последний исход проверки предполагает отмену акта или его отдельных положений в установленном порядке. Кроме того, отметить необходимо и те правовые документы (или их части), которые были приняты в соответствии с таким актом или его положениями.

Заключение

флаг россии

Итак, мы рассмотрели понятие и виды конституционного контроля и надзора. В российской правовой науке сейчас ведутся дискуссии о соотношении указанных терминов.

Как было отмечено, среди ученых и юристов отсутствует единство мнений по поводу понятий конституционного надзора и контроля. С одной стороны, их можно рассматривать как синонимы, с другой же стороны, можно выделить и некоторые отличия.

Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля

(в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Читайте также: