Каково отношение мыслителей к революции 8 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

В монографии рассмотрены основные проблемы, связанные с использованием понятия "революция" в философии и общественных науках с XVII века до наших дней. Рассмотрены концепции революции, созданные философами, историками, экономистами, политиками Европы, Америки и Азии. Большое внимание уделено России, роли революций и контрреволюций в ее истории и возможным путям дальнейшего развития.

Для политологов, философов, историков – научных работников, студентов и аспирантов, а также читателей, интересующихся вопросами развития общества.

Глава 1. К истории понятия " революция" 2

Глава 2. Социальные революции как часть мирового исторического процесса 25

Глава 3. Проблема революций в истории Новейшего времени 42

Глава 4. Основные проблемы теории революции 61

Список литературы 81

Г. А. Завалько
Понятие "революция" в философии и общественных науках: проблемы, идеи, концепции .
Издание второе, исправленное и дополненное

Как трудно иногда понять,

что субъективно тяжелое есть

объективно самое лучшее

Д. Б. Кедрин.

Рецензенты:доктор философских наук, профессор К. X. Момджян, доктор исторических наук, профессор Н. Б. Тер-Акопян

Из записных книжек 1930-х годов

Введение

Написать всеобъемлющую историю идеи любых социальных изменений так же невозможно, как написать всеобъемлющую историю самих социальных изменений. Поэтому рамки настоящей работы ограничены историей идеи качественного прогрессивного изменения общества – историей понятия "революция" – и связанных с ним научных теорий и идеологических учений.

Ценность философского исследования зависит от того, насколько философские (наиболее общие) положения опираются на данные конкретных наук. Только тогда философия может выполнить свое предназначение – указать метод, путь к решению проблем, еще не решенных науками. Поэтому в данной работе основное внимание уделено не философским и социологическим спекуляциям по проблеме революции, а поиску возможного объяснения исторических фактов, относящихся к этой проблеме, на базе исторического материализма – наиболее, на мой взгляд, научно обоснованной концепции социальной философии.

Первая глава посвящена разработке понятия "революция" различными направлениями философской и социологической мысли; вторая – решению проблем реальных революций исторической наукой; третья – выводам из рассмотренного материала.

Среди работ, посвященных истории проблемы, особо выделяется книга Р. Н. Блюма "Поиски путей к свободе. Проблема революции в немарксистской общественной мысли XIX века" (1985). Собранный в ней материал столь обширен, что "Поиски путей к свободе" стали необходимой вехой в изучении проблемы революции. Перу Р. Н. Блюма принадлежит также большое число статей по данной тематике; им сформулирована единственная в нашей науке методология изучения теорий революции. Поэтому необходим ее краткий анализ.

С его точки зрения, уходящей корнями в XIX век, не только все революции, но и все теории революции принадлежат к одному из двух направлений – "политическому" или "социальному". Это именно равноправные, а не разноуровневые направления.

"Политикам" присуще прагматическое стремление осуществить возможные преобразования исключительно в сфере политической жизни; "социальщикам" – нереализуемая на практике тяга к коренным изменениям всего общества. При этом круг теоретиков революции безмерно широк – от Дешана до Канта. Подразумевается обязательная революционность теоретиков революции – либо "социальная", либо "политическая".

В то же время непонятен статус мыслителей, отрицательно относящихся к исследуемой ими революции – они либо не включены в число теоретиков (А. Ферран, Э. Бёрк), либо выданы за сторонников политической революции (А. де Токвиль, Г. В. Ф. Гегель). Явно недооценена роль А. Барнава.

Между тем начало теория революции берет именно в трудах нереволюционеров и контрреволюционеров, как будет показано ниже, а принятие результатов революции еще не означает принятия самой революции.

Несмотря на достоинства книги, методология Р. Н. Блюма, на мой взгляд, не вполне верна. Ошибка состоит в следующем.

Во-первых , писать об ином обществе – не значит писать об изменении существующего общества. Революция есть изменение существующего; теория революции – теория изменения, перехода. Мыслители, описывающие идеальное, с их точки зрения, общество, не обязательно революционеры-"социальщики". Это – утописты , причем разного толка: идеологи неравенства от Платона до Ницше и идеологи равенства от Мора, Кампанеллы, Дешана до Оуэна и Фурье. Тех и других роднит ориентация на цель, а не на путь достижения цели. Это характерная черта утопического мышления, как раз мешающая стать первым теоретиками контрреволюции, а вторым – теоретиками революции. Революция не входит в круг их интересов.

Во-вторых , люди, интересующиеся изменениями в сфере политического устройства, тоже не обязательно проявят интерес к революции. Равнодушие к коренному (революционному) изменению общества – признак реформиста , а не революционера-"политика". Такова позиция большинства просветителей, включая И. Канта. Использование последним термина "революция" в позитивном значении относится только к переворотам во внутреннем мире человека , что соответствует общей направленности его философии. Любые "внешние" революции Кантом встречались настороженно без серьезного анализа их причин . Теорию революции в этом случае также создать невозможно.

В-третьих , отрицательное отношение к революции может подвигнуть мыслителя к поиску причин этого непонятного явления. Таков случай Э. Бёрка, Ж. де Местра, А. Феррана, Г. В. Ф. Гегеля, А. де Токвиля. Тогда концепция революции создается.

Предметом исследования теории революции являются взгляды тех мыслителей, которые (независимо от личного отношения к революции), в отличие от теоретиков утопии и реформы, размышляют о коренном социальном преобразовании , затрагивающем все сферы жизни общества. При этом неизбежно обращение к политическим вопросам, так как социальные преобразования осуществляются методами борьбы за власть, политическими методами, будь то пропаганда, законотворчество или восстание. Любая теория революции – социальная и политическая одновременно. Фактически это признает и Р. Н. Блюм, вынужденный делать оговорки о синтезе "политического и социального" каждый раз, когда излагает взгляды конкретного персонажа.

Дилемма "социальное – политическое" ложна, но за ней скрывается реальная проблема отношения революционеров к государству. Обозначить полярные подходы к проблеме "государство и революция" можно как революционный этатизм и антиэтатизм . Особенную актуальность их спор приобретает после завершения эпохи буржуазных революций, осуществленных без упразднения государства, этатистскими методами.

Целью новых революций становится бесклассовое общество. Должны ли теперь революционные преобразования осуществляться государством или вне государства? Это по-настоящему тяжелая проблема, за которой – множество поломанных человеческих судеб, и теоретическое решение ее, в общих чертах намеченное в марксистском тезисе об отмирании государства после революции, очевидно, неотделимо от практического.

Проблема революции в немарксистской общественной мысли XX века достаточно полно освещена в книгах M. Л. Гавлина и Л. А. Казаковой "Современные буржуазные теории социальной революции" (1980) и Ю. А. Красина "Революцией устрашенные" (1975), хотя последняя носит излишне публицистический характер. Для понимания революционных процессов в "третьем мире" большое значение имеет книга "Общественная мысль развивающихся стран" (1988) [Например, здесь впервые поставлен под сомнение тезис о "мелкобуржуазной" сущности режима Хомейни в Иране (С. 209). Предложенный взамен термин "этакратический", на мой взгляд, стилистически не очень удачен, но верно передает суть - господство государственной, а не мелкобуржуазной собственности.] .

Теория социальной революции представлена в нашей литературе слабее. Наиболее интересны исследования революций в Античности, ведущие начало от книги А. И. Тюменева "Очерки экономической и социальной истории Древней Греции", первый том которой носит название "Революция" (1917, опубликован в 1920). До конца 1930-х годов встречались неординарные работы, такие, как доклады С. И. Ковалёва "Проблема социальной революции в античном обществе" и А. И. Тюменева "Разложение родового строя и революция VII-VI веков в Греции" (1933, опубликованы в 1934), статья К. М. Колобовой "Революция Солона" (1939). Интересен и многотомник Н. А. Рожкова "Русская история в сравнительно-историческом освещении. (Основы социальной динамики)" (1919-1926), где в схему всемирной истории включено несколько периодов социальных революций (феодальной, дворянской и буржуазной).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Великие просветители Европы

Урок истории в 8 классе

Цели и задачи урока : познавательная: выявить основные идеи просветителей, определить их роль в истории общества; развивающая: формировать умение использовать исторический источник при ответе на вопросы, развивать умения анализировать, обобщать, высказывать и объяснять свою точку зрения ; воспитательная: способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к знаниям, уважения к людям науки, чьи идеи легли в основу теории правового государства и гражданского общества.

Планируемые результаты изучения материала : учащиеся получают знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделях общества; углубляют представления о гражданском обществе и правовом государстве; умеют объяснить влияние идеологии просветителей на развитие общества; понимают, что идеи Просвещения являются мировоззрением развивающейся буржуазии

Оборудование : раздаточные материалы- тексты, содержащие фрагменты исторических источников.

Тип урока : Комбинированный урок с элементами критического мышления учащихся в процессе самостоятельной работы с историческими источниками.

Словами французского мы сегодня начинаем урок! Ребята давайте, сформулируем цели задачи нашего урока.

Постановка цели

XVIII век, к изучению истории которого мы приступаем, историки назвали эпохой просвещения и временем преобразований. Перемены в обществе предвосхитили мыслители-вольнодумцы, впоследствии названные просветителями.

Изучение нового материала.

1.Перестроить мир по законам разума.

2.Право на жизнь, свободу и собственность.

3.Против абсолютизма- за разделение властей.

6. Новые экономические теории.

В XVIII веке наступила эпоха Просвеще́ния, которая пришла на смену гуманизму и рационализму. Выясним, чем же эта эпоха отличалась от прошедших.

Просвещение это идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой зарождающейся буржуазии против феодализма.

Просвещение это идейное течение, основанное на рационализме, распространении знаний, признании естественных и политических прав человека.

Из этого следует, что деятели Просвещения боролись за политическую свободу и гражданское равенство. А для достижения нового общественного порядка необходимо среди народа распространять знания.

Для эпохи Просвещения характерно следующее:

· сомнение человека в справедливости существующих порядков;

· критика всего, что угнетает людей;

· разрушение авторитета аристократии. Просвещение – эпоха буржуазии;

· поиск принципов жизни человека;

· поиск истины, даже если она может угрожать устоям общества;

· провозглашение всеобщего равенства;

· вера в то, что человека можно изменить в лучшую сторону.

Пришло время познакомиться с самыми известными философами эпохи Просвещения.

Работа с учебником. Составление сравнительной таблицы стр.187-191 учебника)

Сторонник абсолютной монархии

Выдвинул теорию общественного договора

Сторонник конституционной монархии

Источником власти является народ

Выступал за религиозную терпимость

Выдвинул идею разделения власти

Частная собственность – основа процветания

Шарль Луи Монтескье

Определял характер законов исходя из размеров страны

Определил три формы правления: деспотия, монархия и республика

Ввел принцип разделения власти на три ветви

Указывал на необходимость совершенствования общественных порядков

Сторонник просвещенного абсолютизма

Человек попадает в зависимость в процессе развития общества

Частная собственность ведет к неравенству

Общество должно быть равным на основе договора

Равенство всех людей перед законом

Народ может наделять и отбирать власть

Сторонник демократической республики

Абсолютная монархия – враг свободы

Таким образом, философы эпохи Просвещения

· пропагандировали интересы европейской буржуазии;

· критиковали существующие порядки;

А теперь давайте рассмотрим деятельность энциклопедистов.

Самостоятельная деятельность учеников (Работа с учебником стр.191-195). Работа в группах с источниками.

Задание 1. (группа 1)

А1. Каких ученых называли энциклопедисты?

А2. Что общего и что отличного было в их деятельности по сравнению с просветителями?

Задание 2. (группа 2– работа с учебником)

Б1. Какой принцип положена в теорию о разделении власти?

Б2. От чего предостерегал Д Ламбер?

Задание 3. (группа 3 – работа с источником)

В2. Актуальны ли взгляды философа в наше время и почему?

Развитие научных знаний в Европе в конце XVII – в начале XVIII вв.

Предлагаю обратиться к историческим источникам (приложение №1) и, работая в парах, ответить на вопросы к ним.

1. Каково отношение просветителей к существующим порядкам?

2. Какие явления жизни и почему просветители подвергают особой критике?

3.Как, по мнению просветителей, можно было создать новый общественный порядок?

4.Каково отношение мыслителей к революции?

5. Интересы, какой части общества выражали просветители?

6. Что в их взглядах кажется вам странным и неосуществимым? Какие их идеи вы не разделяете?

7.Какие идеи просветителей особенно актуальны сегодня для нашей страны?

8. Какие личностные черты привлекают вас в просветителях? Почему?

4.Обобщение, выводы, рефлексия

Ребята, давайте подведём итоги нашей работы. Какие мысли и высказывания сегодняшнего урока вы считаете самыми главными? Какой вывод мы можем сделать? Как сегодняшняя работа повлияла на ваше мировоззрение?

Итак, ребята исходя из того что сегодня вы узнали на уроке ваше домашнее задание будет состоять из следующих пунктов:

Великие просветители Европы

Прочитайте высказывания просветителей и ответьте на вопросы.

Отношение к существующим порядкам

1. Как относятся просветители к окружающему их порядку?

2. Какие явления жизни просветители особо критикуют?

Пути и средства совершенствования общества

Вопросы:

3. Как, по мнению просветителей, можно было создать новый общественный порядок?

4.Каково отношение мыслителей к революции?

5. Интересы, какой части общества выражали просветители?

6. Что в их взглядах кажется вам странным и неосуществимым?

7.Какие идеи просветителей особенно актуальны сегодня для нашей страны?

8. Какие личностные черты привлекают вас в просветителях? Почему?

2. Какие явления жизни просветители особо критикуют?4.Каково отношение мыслителей к революции? 5. Интересы, какой части общества выражали просветители? 6. Что в их взглядах кажется вам странным и неосуществимым?7.Какие идеи просветителей особенно актуальны сегодня для нашей страны?

Mesa

Есенин говорил, что принял революцию, но с "крестьянским уклоном".

вобщем он ждал от революции грандиозных перемен, возлагал надежды, но когда сам увидел как всё это происходило, как меняли устои егго деревни.он не смог это выносить и уехал за границу. находясь на чужой земле, поэт переживал большую депрессию.он не мог писать, у него не было вдохновения.

и когда поэт вернулся на Родину, то понял, что Россия стала уже другой, она начала цвести заново, и тогда поэту кажется, что он больше не нужен своей стране, своим людям.

Разработка урока истории для 7 класса по теме Великие просветители Европы с презентацией.

ВложениеРазмер
Великие просветители Европы 460.55 КБ

Предварительный просмотр:

Великие просветители Европы

(урок истории в 7 классе)

  1. познавательная: выявить основные идеи просветителей, определить их роль в истории общества
  2. развивающая: формировать умение использовать исторический источник при ответе на вопросы, развивать умения анализировать, обобщать, высказывать и объяснять свою точку зрения
  3. воспитательная: способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к знаниям, уважения к людям науки, чьи идеи легли в основу теории правового государства и гражданского общества.

Оборудование: раздаточные материалы- тексты, содержащие фрагменты исторических источников

Электронные образовательные ресурсы: мультимедиапрезентация

XVIII век, к изучению истории которого мы приступаем, историки назвали эпохой просвещения и временем преобразований. Перемены в обществе предвосхитили мыслители-вольнодумцы, впоследствии названные просветителями.

на экране –тема урока

Изучение новой темы

Знание исторической обстановки, в которой жили и творили просветители, позволит нам лучше их понять, полнее и объективнее оценить. Вспомним и представим обобщенную характеристику европейского общества XVII века. Дадим ему оценку.

Кто они, просветители? К каким группам населения принадлежали?

Жан-Жак Руссо . Философ, педагог, композитор, вырос в семье женевского часовщика. С детских лет познал труд, нужду, унижение. Много скитался по Европе, служил то лакеем, то писцом, то учителем музыки. Какое-то время работал секретарем французского дипломата в Венеции. Писал книги, подвергшиеся по приказу властей публичному сожжению, скрывался от преследований.

Джон Локк родился в семье преуспевающего английского адвоката, ярового сторонника реформации. С блеском закончил престижную лондонскую школу, затем Оксфордский университет, где по окончании преподавал древние языки. Получив приглашение, работал домашним врачом и воспитателем в семье будущего лорд-канцлера.

Шарль Монтескье- выходец из знатной и богатой семьи французского дворянина. Отец его был членом городского парламента. Получив прекрасное образование, 10 лет исполнял обязанности президента парламента города Бордо. Вернувшись на родину после путешествия по Европе, всецело отдался наукам и литературным занятиям.

Адам Смитт родился в семье английского таможенного чиновника, который умер за несколько месяцев до рождения сына. Мама привила ему вкус к книгам. Обучаясь в университете города Глазго, Смитт уже в 17 лет имел репутацию ученого и странного человека: он имел привычку говорить сам с собой. Сочетание энциклопедической учености с исключительной добросовестностью и научной честностью позволили Смитту открыть экономические законы рыночного хозяйства.

Жак Тюрго, происходивший из старинной нормандской семьи дворянина, в новой послереволюционной Англии был назначен министром финансов и провел смелые экономические реформы, необходимые с точки зрения человеческого разума и направленные на свободу конкуренции.

Итак, кто они, просветители? К каким группам населения принадлежали?

Вы правы: будучи выходцами из разных слоев населения (дворянства, духовенства, горожан, буржуа), просветители выполняли разную профессиональную деятельность. Что объединяло этих очень разных людей? В чем их величие?

Предлагаю обратиться к историческим источникам ( приложение №1 ) и, работая в парах, ответить на вопросы к ним.

1. Каково отношение просветителей к существующим порядкам?

2. Какие явления жизни и почему просветители подвергают особой критике?

3.О каких естественных правах человека пишет Джон Локк? Почему он относит к собственности не только имущество человека, но и его жизнь и свободу?

4. Что понимает Монтескье под свободой? Как, по его мнению, можно ее обеспечить?

5. Какие свободы могут обеспечить справедливый общественный порядок?

6. Как относились просветители к частной собственности? Как они объясняли свое отношение к ней?

7.Как, по мнению просветителей, можно было создать новый общественный порядок?

8. Каково отношение мыслителей к революции?

9. Интересы какой части общества выражали просветители?

10. В чем состояло значение идей просветителей для их современников?

11. Что в их взглядах кажется вам странным и неосуществимым? Какие их идеи вы не разделяете?

12. Какие идеи просветителей особенно актуальны сегодня для нашей страны?

13. Какие личностные черты привлекают вас в просветителях? Почему?

Закрепление – тест (приложение №2)

Домашнее задание : прочитать параграф 20 и устно ответить на вопрос 8.

основные черты общества по ее сферам, оценивают XVII век как начало нового времени

Читайте также: