Виды интервью в социологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Интервью – метод получения информации через беседу между людьми в виде вопрос-ответной структуры, сформированной на определенной проблематике или теме (топике).

1) этот метод сбора информации требует больше времени, финансовых затрат на привлечение к опросам и обучение интервьюеров;

2) он обеспечивает, как правило, более надежную информацию, исключая неконтролируемую подмену намеченных респондентов как это может быть при анкетировании; более полное понимание ими вопросов и адекватные ответы;

3) вербальная информация дополняется визуальной поскольку опрашивающий одновременно является и наблюдателем;

4) интервьюер может устранить влияние третьих лиц на респондента.

- Неформализованное (не структурированное);

Используется при проведении качественного исследования.

- Полуформализованное (полу структурированное);

Используется при проведении количественного исследования.

Основные правила проведения интервью, изменение правил при различных типах интервьюирования.

• Разные типы интервью – разные стратегии получения информации – разная информация - разные методы.

• Для сопровождение опроса часто прибегают к помощи интервьюера.

• Он выполняет две основные функции: поиск и беседа с респондентом по формализованной, заготовленной анкете.

• В этом случае действия предельно стандартизованы (чаще всего прописывается кого искать, где, в какие сроки; какие вопросы задавать и как (инструкция к анкете и сама анкета)).

• Интервьюер должен быть ознакомлен с инструментарием;

• Предъявляются высокие требования к артикуляции, к внешнему виду;

• Не допускается значительное вмешательство в инструментарий при опросе;

• Допускаются лишь пояснения и разъяснение вопросов;

• При этом возможна маршрутизация по анкете (для этого анкету нужно знать);

Основные ошибки и запреты

• Как правило соблюдается принцип – одна квартира/одно домохозяйство/одна анкета (НО есть исключения: сплошные опросы, опросы всех членов домохозяйства и др.);

• Запрет на опрос друзей, знакомых, родственников;

• Для массовых опросов: наибольшее разнообразие и равная вероятность попасть всех из генеральной совокупности;

• Не зацикливаемся на одном человеке – смысл большинства опросов – сделать как можно больше;

• Всегда при себе иметь паспорт, разрешающие документы;

• Опрос санкционируется с местом проведения;

• Важен положительный эмоциональный настрой: агрессия вызывает агрессию;

• Вступаем только в формальный диалог, не спорим, не доказываем, не убеждаем (Ваше мнение не имеет значение);

Нестандартизированное интервью. Оно предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Здесь преобладает раскованная беседа в русле поставленной проблемы.

Интервьюер задает вопросы строго в соответствии с опорным листом, а респондент дает ответ в свободной форме, который в точности фиксируется интервьюером. Если не требуется обстановки доверительности, такое интервью удобнее проводить вдвоем: один беседует, другой записывает ответы. Возможен и вариант без записи, с фиксацией основных положений беседы после разговора. Здесь сохраняется полная естественность общения, что предопределяет свободное высказывание респондента по большинству вопросов. Данный вид интервью сложен и для респондента, и для интервьюера. Сложна и последующая обработка и кодировка материалов. Это обуславливает нечастое использование этого вида интервью на практике.

Полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и нестандартизированного интервью.

Интервью называют такой метод сбора социальной информации, который основан на вербальном социально-психологическом взаимодействии респондента (респондентов) и интервьюера для того, чтобы получить данные, которые интересуют исследователя.

По сравнению с анкетированием интервью обладает своими достоинствами и недостатками. Главное различие двух этих методов заключается в форме контакта исследователя и опрашиваемого. В случае с интервью контакт между ними осуществляет интервьюер (который непосредственно общается с респондентом, задает вопросы, направляет и организует беседу, а также записывает полученные ответы в соответствии с инструкцией). Однако, для того, чтобы получить такой же объем информации, как при проведении анкетировании, интервьюер должен затратить намного больше средств и времени. Дополнительных затрат потребует подготовка интервьюеров, которая включает в себя их отбор и обучение, а также контроль качества выполняемой ими работы. Тем не менее, при интервьюировании становится больше возможностей для повышения надежности собираемых данных из-за того, что снижается число не ответивших и ошибок при заполнении опросников. При этом содержательность и глубина получаемой информации часто возрастают, т.к. если респондент не понимает смысл вопроса, то интервьюер всегда может прийти к нему на помощь.

Виды интервью

В рамках социологии выделяют следующие виды интервью: формализованное (стандартизированное) с открытыми и закрытыми вопросами, фокусированное и свободное.

В таблице 1 представлены различия между видами формализованного интервью.

Таблица 1 - Виды формализованного интервью

В случае, если мы выбираем фокусированное интервью, то его целью будет извлечь информацию, узнать мнение, оценку конкретной проблемы, явления или события. При этом оно требует меньшей стандартизации поведения респондента и интервьюера.

При свободном интервью интервьюер и респондент общаются без какой-либо строгой детализации вопросов. Основная характеристика данного вида – минимальная стандартизация. Подобные беседы можно проводить на разведывательной стадии, для того, чтобы уточнить проблему исследования. При нем определяется лишь тема беседы, а все остальное, включая направление интервью, его логическую структуру, последовательность вопросов и их формулировки, будет зависеть от того, кто опрашивает. Полученную информацию не подвергают обработке с помощью методов статистического анализа, и она представляет ценность ввиду своей уникальности. При этом количество опрашиваемых обычно небольшое (редко превышает 10-20 человек). Для того, чтобы обобщить ответы принято применять традиционные методы анализа текстов.

Существуют ситуации, в которых интервью нельзя заменить на анкетирование. К ним относят:

  • зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, которые необходимы во время разработки теоретической модели предмета изучения и в процессе выдвижения гипотез;
  • пилотажное (пробное) исследование. В процессе данного исследования проверяют качество методического инструментария.

На сегодняшний день широко распространено телефонное интервью. К плюсам данного метода можно отнести оперативность, небольшие издержки на то, чтобы подготовить полевую документацию (иногда не требуется ее размножать), а также, по сравнению с традиционным интервью – снижение личностно-психологического, субъективного влияния интервьюера на респондента. Тем не менее, в случае если опрос выходит за пределы одного населенного пункта, то стоимость проведения такого интервью резко возрастает. Проблемы со связью также могут ограничивать применение данного метода. Более того, обычно телефонное интервью является кратковременным, в связи с чем ограничивается круг вопросов, которые можно задать респонденту.

Современные социологические исследование опираются на ряд методов, которые и определяют дальнейший ход исследования и непременно влияют на его результаты. Проводя эмпирический сбор информации, необходимо определить заранее, каким методом пользоваться. В социологии выделяют следующие способы сбора данных:

  • опрос,
  • анализ документов,
  • наблюдение,
  • эксперимент.

Выделяют два вида социологического опроса:

При анкетировании сам опрашиваемый заполняет бланк анкеты без помощи интервьюера. По форме проведения оно может быть индивидуальным и групповым.

По форме проведения опроса разделяют на прямой и опосредованное. При косвенном опросе интервьюеру связывается с респондентом через вспомогательные средства (телефон, почта, Интернет).В зависимости от источника информации различат массовые и экспертные опросы.

Метод интервью

Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

По степени охвата проблематики интервью делят на:

  1. свободные (глубокие, клинические, фокусные);
  2. стандартизированные.

Свободное интервью больше напоминает свободную непринужденную беседу, в которой вопрос интеррвьюера обусловлены конечной целью исследования. Очень часто свободное интервью выступает началом глубокого, его используют как пробное исследование с целью выявления всех неточностей и недостатков для дальнейшего их предотвращения.

Готовые работы на аналогичную тему

Этот метод сбора эмпирических данных имеет следующие преимущества:

Главным недостатком этого метода является малая оперативность процедуры опроса. Также оно требует затраты большого количества средств и времени. Еще одним весомым недостатком интервьюирования риск влияния интервьюера по мнению респондента, может исказить результаты исследования.

Интервьюирование – это метод вербально-коммуникативного исследования, осуществляемый с целью сбора информации. Проходит в форме непосредственного взаимодействия между интервьюером и респондентом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Отличия от обычной беседы:

  • интервьюирование имеет четко сформулированную цель и задачи исследования;
  • проходит по определенному плану;
  • предполагает обязательную обработку и анализ полученных материалов.

Преимущества по сравнению с методом анкетирования:

  • возможность уточнения противоречивых сведений;
  • отслеживание невербальных реакций;
  • получение более полной и глубокой информации.

Применение

Метод интервьюирования широко применяется в различных областях гуманитарного знания:

  • антропологии;
  • журналистике;
  • педагогике;
  • политологии;
  • психологии;
  • социологии;
  • экономике;
  • юридической науке.

Имеет широкое распространение в различных практических областях менеджмента и маркетинга. Примеры использования:

  • изучение покупательского спроса;
  • собеседование при приеме на работу;
  • выявление проблемных моментов в деятельности организации.

Возможности использования и пределы применения

Интервьюирование – это доступный, простой и эффективный метод познания. Используется как при изучении теоретических научных вопросов, так и при решении прикладных задач. Одно из основных достоинств метода – получение информации эмпирическим (опытным) путем.

Главный недостаток заключается в субъективности – практически невозможно исключить искажение информации, которое может происходить как со стороны респондента, так и интервьюера.

Наиболее частые причины искажений со стороны респондента связаны со следующими факторами:

Со стороны интервьюера причинами искажений могут быть:

Минусы в использовании данного метода также связаны с тем, что для его проведения необходимо:

  • большое количество интервьюеров – если речь идет о социологических или любых других крупных исследованиях;
  • значительные временные затраты;
  • существенные финансовые расходы.

Малая оперативность метода не позволяет использовать его в массовых краткосрочных социологических опросах.

Какие бывают разновидности

Существуют различные классификации методов интервьюирования.

По количеству участников:

  • индивидуальные – в них участвует только интервьюер и респондент;
  • групповые – в них задействованы более 2-х человек;
  • массовые – в качестве респондентов выступают сотни и более респондентов.

По форме проведения:

  • стандартизированные – строго определены вопросы и их последовательность;
  • сфокусированные – специалист руководствуется как заранее подготовленными, так и дополнительными вопросами;
  • свободные (ненаправленные) – интервьюер руководствуется общим планом и целью, но проявляет гибкость в беседе, задавая вопросы по ситуации.

По целям:

  • предварительные – применяются на этапе пилотажного исследования;
  • основные – используются для сбора основной информации;
  • контрольные – имеют целью проверку, уточнение и обновление данных.

По способу фиксации информации:

По способу взаимодействия:

  • личные – живое общение с респондентом;
  • опосредованные – сбор информации с помощью телефона, различных меcсенджеров типа Skype, социальных сетей.

По количеству:

  • однократные;
  • повторные;
  • панельные – проводятся через определенные временные промежутки.

По месту проведения:

  • на работе;
  • в домашней обстановке;
  • на улице;
  • в магазине.

Взятие интервью, как метод социологического исследования

Интервьюирование является одним из самых распространенных методов в социологии. Его используют для сбора социальной информации, которая интересует исследователя. Это может быть сбор информации:

  • о мнениях людей по тому или иному поводу;
  • об оценке общественных явлений и процессов;
  • о наличии стереотипов мышления в разных социальных группах;
  • о состоянии группового сознания.

Наибольшее распространение в социологии получил метод стандартизированного интервью, для которого характерны:

Самыми сложными формами являются свободное и глубинное интервьюирование. Они применяются опытными социологами при решении научных задач.

Свободное – исследователь собирает информацию без наличия предварительно разработанного инструментального аппарата.

Глубинное (разведывательное) – применяется для определения или уточнения гипотезы. Проводится на стадии разработки программы исследования. Специфика данного метода позволяет использовать его для качественного изучения потребителей. Полученная таким образом скрытая информация помогает разработать продукт с улучшенными характеристиками.

Требование к личности интервьюера

Для проведения качественного интервью специалисту необходимо обладать следующими качествами:

  • четкая речь;
  • располагающий внешний вид;
  • умение слушать;
  • коммуникативные навыки;
  • способность считывать информацию по невербальным признакам;
  • хорошая память;
  • доброжелательность в общении;
  • беспристрастность и нейтральность по отношению к полученным результатам.

Интервьюер должен:

  • четко осознавать цели и задачи исследования;
  • владеть методикой проведения интервью;
  • внимательно фиксировать полученные ответы;
  • по возможности избегать когнитивных искажений;
  • не проявлять личную заинтересованность;
  • избегать доминирования и давления на респондентов.

Этапы организации беседы

Как правило, процедура интервью состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный.

На данной стадии исследователь осуществляет:

  • формулирование целей и задач;
  • описание предстоящей работы;
  • выбор инструментов;
  • разработку инструкции;
  • составление плана;
  • подготовку технических средств.

2. Вводная часть.

Включает в себя:

Данный этап считается успешным, если в ходе него сформировалась установка на сотрудничество, а интервьюер сумел мотивировать респондента на необходимость давать честные ответы.

3. Основная стадия.

На ней интервьюер проводит опрос согласно заранее составленному плану и выбранным инструментам. При необходимости – переспрашивает, уточняет, проясняет противоречивые моменты.

4. Завершение. Интервьюер благодарит респондента за участие в опросе. Если беседа велась устно, сразу после ее окончания фиксирует ответы. Обычно это делается на специально разработанном бланке.

5. Обработка и анализ результатов.

Интервьюер и исследователь – это не всегда одно и то же лицо. При массовых социологических опросах функция интервьюера сводится к проведению интервью и фиксации его результатов. Интерпретацией данных часто занимаются аналитики и другие профильные специалисты.

Правила составления вопросов

Классификация вопросов для интервью

  • закрытые – предполагают односложный ответ;
  • открытые – в них респондент сам формулирует развернутый ответ.
  • фактические – направлены на выяснение реальной информации о респонденте (например, о его материальном положении);
  • субъективные – имеют целью выявить мнение, взгляды, суждения опрашиваемых людей;
  • эмоциональные – важно зафиксировать экспрессивную реакцию на вопрос, степень выраженности эмоций.

По отношению к цели исследования:

  • информационные – помогают собрать необходимые сведения;
  • процедурные – направлены на улучшение качества интервью, его оптимизацию.

При составлении вопросов необходимо учитывать следующие правила:

Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Работа состоит из 1 файл

Интервью как метод социологического исследования.doc

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщённые данные представляются в виде статистических таблиц, выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог - построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:

· Опрос (анкетирование и интервьюирование);

· Анализ документов (качественный и количественный);

· Наблюдение (не включенное и включенное);

· Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый);

В данной работе будет рассмотрен один из методов социологического исследования - интервью.

Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Специфика интервью состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

В социологии существует множество определений этого метода, причем каждое из них акцентирует внимание на чем-то особенном.

Метод интервью и по сей день продолжает оставаться одним из основных способов сбора информации. Предметные области, для изучения которых он использовался и используется, преследуемые при этом цели, контингент опрашиваемых – чрезвычайно многообразны. Наряду с широкой практикой использования этого метода, усилия множества научных коллективов были направлены на разработку эффективной методологии интервью и совершенствования процедур, техники и приемов интервьюирования. О его методологической изощренности свидетельствует хотя бы тот факт, что еще в 1929г. американские социологи различали 17 процедур интервью и 64 разновидности технических приемов и средств, применяемых при его проведении.

Его преимущества перед письменным опросом заключаются в следующем:

  1. при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
  2. этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;
  3. опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

При проведении анкетирования общение полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете.

При этом очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет затрачено гораздо больше времени, чем при использовании анкетного метода 1 .

Проблематичным становится обеспечение анонимности беседы.

Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает специалист. Его называют интервьюером.

Процедура использования интервью требует осуществления действий в двух направлениях:

2) Организация и проведение собственно интервью, что предполагает определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера - с другой.

Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. В любом случае обстановка, в которой проводится интервью, должна быть спокойной и конфиденциальной, т. е. без присутствия посторонних лиц в удобное для респондента время.

Работа же самого интервьюера предполагает осуществление следующих задач:

1. начало (проблема беседы);

2. опрос (вопросы по теме);

3. заключение (итоги).

Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью.

После проверки всех этих документов начинается специальный анализ бланков интервью с целью получения обобщенной информации об изучаемом явлении.

Интервьюер лично, непосредственно взаимодействует с респондентом: он лично задает ему вопросы (соответственно опросному листу), лично регистрирует ответы. Он ведет беседу, направляет ее. В связи с этим интервьюер должен точно формулировать вопрос; задавать все вопросы, находящиеся в опросном листе и строго в той последовательности, в которой они в нем зафиксированы; точно фиксировать полученные ответы. В ходе опроса ничего не должно меняться - опрос должен быть одинаковым для всех по условиям проведения, по формулировкам и последовательности задаваемых вопросов.

В конце интервью подводятся итоги, респондента благодарят за беседу.

Время интервью у взрослых – до 1-1,5 часа, учащихся – 45 минут. Однако практика ряда западных социологов (в частности, опыт интервьюирования в Институте Макса Планка по проблемам развития образования и человека в Берлине) показывает, что глубокое интервьюирование в сочетании с использованием метода изучения биографий в ряде случаев длится до 4 часов.

По окончании работ по сбору эмпирической информации интервьюер представляет в исследовательский центр следующие документы:

1) заполненные бланки интервью;

2) маршрутные листы;

3) отчет о проведенной работе, в котором указано, где и когда проводилось интервьюирование, какие отклонения от выборки имеются, какие есть замечания по процедуре опроса, каково было отношение респондентов к интервью и исследуемой проблеме и др.

Интервью должно поставлять исследователю весь фактический материал. Следовательно, вопросы интервьюеров, ответы опрашиваемых, заметки интервьюера о наблюдениях по поводу ситуации интервью и самих опрашиваемых создают основу для выводов исследователя, в которых зачастую содержатся выводы и решения, часто выходящие за рамки конкретного исследования. В связи с этим особой проблемой представляется подготовка интервьюеров. Она включает в себя не только инструктаж накануне исследования (что является весьма важным), но и отбор и подготовку интервьюеров.

Читайте также: