Реформа местного самоуправления кратко

Обновлено: 02.07.2024

· реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем инте­ресы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свобо­ду будет продолжена.

· строительство и содержание дорог на местах;

· открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

· оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

· оказание агрономической помощи крестьянам;

· сбор статистических сведений.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию. В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. . Были созданы городские думы и городские управы; они веда­ли в основном хозяйственными вопросами:

· благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

· организация местного здравоохранения, открытие больниц;

· забота о народном образовании, открытие школ;

· открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

· содержание полиции, тюрем;

· организация противопожарных мер;

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.




Военная реформа.Важнейшей составляющей преобразователь­ного процесса была военная реформа. Ее иници­атором и руководителем по праву считают Д.А. Милютина, старшего брата Н.А. Милюти­на, готовившего крестьянское освобождение.

В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к преобразованиям: сокра­тил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил телесные наказания в армии, реоргани­зовал систему управления и переподчинения военному министерству ряд войск. В середине 60-х гг. реформы были продолжены: был при­нят новый военно-судебный устав, реорганизо­вана система военных учебных заведений. Однако важнейшей заслугой Милютина явля­ется отмена рекрутчины ивведение всеобщей воинской повинности (1 января 1874 г.). Главной задачей военной реформы стала ре­организация армии (сокращение численности войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны). Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего возраста. Срок службы устанавливался в б лет для ар­мии и в 7 лет для флота. Были введены многочисленные льготы для освобождения от действительной службы. Неграмотных солдат обуча­ли на службе. Поражение в Крымской войне заставило правительство задуматься о перевооружении армии. Это было возможно только в случае раз­вития отечественной промышленности и сети железных дорог. Поэтому технико-экономиче­ская реорганизация развернулась в 70-80-е гг. и включала в себя замену артиллерийского парка, появление нарезного оружия, строи­тельство парового флота. Таким образом, в по­реформенный период русская армия пережила значительную реорганизацию. Кроме рассмотренных,в 60-70-х гг. прово­дились финансовая, образовательная, цензурная реформы.

Значение реформ 60-70-х гг. XIX века:

· крестьяне получали гражданские права и становились полноправным сословием;

· при освобождении крестьяне получали зе­мельный надел;

· создавалось местное самоуправление на на­чалах выборности, всесословности;

· вводил­ся буржуазный имущественный ценз для участия в выборах;

· произошло разграничение сфер влияния общества и государства;

· появилась более демократическая судебная система;

· вводились новые принципы комплектова­ния, организации и управления армии.

В целом, реформы способствовали развитию буржуазных отношений, создавали условия для продолжения промышленного переворота и проведения индустриализации. Однако в аг­рарном секторе реформы носили ограничен­ный характер. Это проявлялось в сохранении общинного землевладения, в характере наде­ления крестьян землей, в сохранении временно-обязанных отношений, в порядке исчисле­ния выкупных платежей, в ограничении права собственности на землю.

Вопрос №34. Общественно-политические движения пореформенной России. Начало формирования политических партий.

Консерваторы. Либеральное движение.

В начале царствования Александра II происходит формиро­вание русского либерального движения. Лидеры западников Кавелин и Чичерин опубликовали за границей программные документы рус­ского либерализма. Были выдвинуты следующие требования:

· свобода от крепостнического состояния;

· свобода общественного мнения;

· свобода книгопечатания, преподавания;

Вопрос №33. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в. Содержание, историческое значение.

Историческое значение реформы.

· были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие госу­дарства прошли за века;

· неоценимо нравственное значение реформы, которая по­кончила с крепостным рабством;

· реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем инте­ресы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свобо­ду будет продолжена.

· строительство и содержание дорог на местах;

· открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

· оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

· оказание агрономической помощи крестьянам;

· сбор статистических сведений.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию. В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. . Были созданы городские думы и городские управы; они веда­ли в основном хозяйственными вопросами:

· благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

· организация местного здравоохранения, открытие больниц;

· забота о народном образовании, открытие школ;

· открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

· содержание полиции, тюрем;

· организация противопожарных мер;

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

Военная реформа.Важнейшей составляющей преобразователь­ного процесса была военная реформа. Ее иници­атором и руководителем по праву считают Д.А. Милютина, старшего брата Н.А. Милюти­на, готовившего крестьянское освобождение.

В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к преобразованиям: сокра­тил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил телесные наказания в армии, реоргани­зовал систему управления и переподчинения военному министерству ряд войск. В середине 60-х гг. реформы были продолжены: был при­нят новый военно-судебный устав, реорганизо­вана система военных учебных заведений. Однако важнейшей заслугой Милютина явля­ется отмена рекрутчины ивведение всеобщей воинской повинности (1 января 1874 г.). Главной задачей военной реформы стала ре­организация армии (сокращение численности войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны). Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего возраста. Срок службы устанавливался в б лет для ар­мии и в 7 лет для флота. Были введены многочисленные льготы для освобождения от действительной службы. Неграмотных солдат обуча­ли на службе. Поражение в Крымской войне заставило правительство задуматься о перевооружении армии. Это было возможно только в случае раз­вития отечественной промышленности и сети железных дорог. Поэтому технико-экономиче­ская реорганизация развернулась в 70-80-е гг. и включала в себя замену артиллерийского парка, появление нарезного оружия, строи­тельство парового флота. Таким образом, в по­реформенный период русская армия пережила значительную реорганизацию. Кроме рассмотренных,в 60-70-х гг. прово­дились финансовая, образовательная, цензурная реформы.

Значение реформ 60-70-х гг. XIX века:

· крестьяне получали гражданские права и становились полноправным сословием;

· при освобождении крестьяне получали зе­мельный надел;

· создавалось местное самоуправление на на­чалах выборности, всесословности;

· вводил­ся буржуазный имущественный ценз для участия в выборах;

· произошло разграничение сфер влияния общества и государства;

· появилась более демократическая судебная система;

· вводились новые принципы комплектова­ния, организации и управления армии.

В целом, реформы способствовали развитию буржуазных отношений, создавали условия для продолжения промышленного переворота и проведения индустриализации. Однако в аг­рарном секторе реформы носили ограничен­ный характер. Это проявлялось в сохранении общинного землевладения, в характере наде­ления крестьян землей, в сохранении временно-обязанных отношений, в порядке исчисле­ния выкупных платежей, в ограничении права собственности на землю.

Вопрос №34. Общественно-политические движения пореформенной России. Начало формирования политических партий.

Консерваторы. Либеральное движение.

В начале царствования Александра II происходит формиро­вание русского либерального движения. Лидеры западников Кавелин и Чичерин опубликовали за границей программные документы рус­ского либерализма. Были выдвинуты следующие требования:

· свобода от крепостнического состояния;

· свобода общественного мнения;

· свобода книгопечатания, преподавания;

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Трутовский - заседание Земства

Суть реформы

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году
Курия Получали избирательные права
Земледельческая При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
Крестьянская На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.
Городская Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Избирательные курии с 1864 года

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Структура Земского самоуправления после 1864 года

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Структура Волостного самоуправления после 1864 года

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Земская реформа 1864 года - органы управления

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:


Царствование императора Александра II вошло в историю России как эпоха великих реформ. Они затронули разные сферы жизни общества и государства. Особое значение имела земская реформа 1864 года, которая привела к созданию новой системы местного самоуправления.

Кратко содержание земской реформы Александра 2 изучают в школьном курсе истории 8 и 10 класса. Для понимания особенностей управления Российской империей во второй половине XIX века следует знать ее содержание, причины, итоги, плюсы и минусы.

Суть реформы

Разработка проекта реформы началась в 1859 году и велась комиссией при министерстве внутренних дел. С 1855 по 1861 год его возглавлял граф Сергей Ланской.

В 1861 году его сменил бывший курляндский губернатор Петр Валуев. Помимо них, в разработке проекта реформы принимал участие Николай Милютин. Целью реформы они видели изменение бюрократической системы на местах. До 1860-х годов управление было связано с директивами из центра, а там часто не знали ситуации на местах, поэтому и решения были запоздалые.

Авторы реформы считали, что с волостными, уездными и губернскими делами хорошо знакомы только жители региона, а не присланные из столицы чиновники. При разработке реформы также принимались во внимание интересы дворянства — землевладельцев. Министр внутренних дел Ланской считали, что дворян надо как-то вознаградить за отмену крепостного права. Поэтому они стали играть ведущую роль в местном управлении. В пользу дворян земствах был установлен высокий имущественный ценз. Через девять лет после смерти Александра II, в 1890 году, появился еще и сословный избирательный ценз.

Самым главным законодательным актом, связанным с реформой, стало Положение о губернских и земских учреждениях от 1 января 1864 года. В губерниях и уездах Российской империи появились земские собрания и управы. Они были выборными и всесословными. Избирателей разделили на три курии:

  • землевладельцы и владельцы предприятий. Фактически дворянство и буржуазия;
  • городские жители;
  • выборные представители от сельских обывателей.

Крестьянская курия от двух предыдущих отличалась тем, что выборы в ней были многостепенными. От сельских общин представители попадали на волостные сходы. Выборщики от сходов избирали гласных в уездные земские собрания.

Земская реформа 1864

Рис. 2. Земская реформа 1864.

Особенности земств

Реформа проводилась постепенно на территории всей Российской империи. К 1879 году земства появились в 34 губерниях европейской части и на краткий период до 1882 года у донского казачества. В национальных регионах России земства стали появляться поздно, в 1911 году в западных губерниях и в 1913 году в Оренбуржье и на нижней Волге, где жили калмыки и казахи. Позже всего земства появились в азиатской части России, в 1917 году при Временном правительстве. Они прекратили свое существование в годы Гражданской войны.

В губернскую или уездную земскую управу входило 6 человек. Они работали круглый год. Назначало их земское собрание, которое созывалось раз в год или чаще. Их деятельность находилась под контролем министра внутренних дел и губернатора. Часть решений земской реформы власти пересмотрели в 1890 году при императоре Александре III.

Земство в России

Рис. 3. Земство в России.

Что мы узнали?

В результате земской реформы Александра II в губерниях и уездах Российской империи появились земские собрания и управы, которые были выборными органами местного самоуправления. Такая система просуществовала до начала Гражданской войны.

В ответ на проведение Россией военной операции в Украине западные страны ввели ряд санкций против нашей страны. Это не.

Смоленские страхи: чего боятся люди?

Так как данный опрос проводился 01 марта сего года, всего через несколько дней после начала известных событий в соседней.

Смоленская промышленность. Момент истины

Данный материал выдается как раз в первый рабочий день после введения мощнейших антироссийских санкций. Так что приведенная в нем.

Если говорить об определении местного самоуправления, которое указывается в тексте законопроекта, о его ликвидации как такового, про что взахлёб писали и пишут отдельные комментаторы – речи всё-таки не идёт. Напротив, говорится о том, что местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации форма самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения). Но про это и раньше везде и всюду говорилось-писалось-провозглашалось. А что же тогда меняется?

Что меняется (упраздняется)?

А меняется многое и кое-что очень даже радикально. И, самое главное, это новое понимание того, а что теперь будет и что не будет считаться муниципальным образованием. Сейчас к муниципальным образованиям, в рамках пока функционирующей двухуровневой системы местного самоуправления относятся городские и сельские поселения с одной стороны и городские округа с муниципальными районами – с другой стороны. Теперь статья 9 законопроекта (уже принятого в первом чтении в момент написания материала) чётко и однозначно указывает следующие виды муниципальных образований (МО):

  • Городской округ (такие на Смоленщине есть: Смоленск и Десногорск).
  • Муниципальный округ (сейчас в регионе 25 муниципальных районов. Именно они в округа и превратятся, хотя, может, и не все).
  • Внутригородская территория города федерального значения (в силу отсутствия в области таких городов – для нас данный вид МО неактуален).

А где же городские и сельские поселения? Они упраздняются. И вот на данной позиции, автор позволит себе остановиться чуть-чуть более подробно. Начнём с городских поселений. Для примера возьмём два замечательных города Воинской славы на Смоленщине: Вязьму и Ельню. Там избраны и существуют представительные органы местного самоуправления – Советы депутатов. Отельных городских администраций эти, пока ещё муниципальные образования (как и остальные городские поселения в области), не имеют, так как их полномочия выполняют, и уже довольно давно, районные администрации. А вопрос, а что именно делают и чем занимаются вяземские и ельнинские городские депутаты в состоянии поставить в тупик не только местных жителей, но и самих депутатов. По факту их представительство уже давно декорация, а не работа в системе муниципальной власти. Мне, конечно, могут возразить: ну, как же! Некоторые из них стараются помогать людям в решении их проблем. Но, во-первых, они могут это делать, если сильно хотят, и как обычные представители общественности. А, во-вторых, не стоит забывать, что есть и никуда не делись депутаты районного уровня (Вяземский районный Совет депутатов, Ельнинский районный Совет депутатов и далее по списку), которые, между прочим, на территории городских поселений также избираются. Есть ещё и в-третьих. Периодически передвигаясь по просторам Смоленщины, автор порой интересуется у местных жителей (в Вязьме и Ельне тоже): а знают ли они своих избранников в городских и сельских поселениях. И в ответ, обычно, слышится звенящая тишина…

Теперь про сельские поселения. Здесь тоже есть избранные депутаты, которые также, за очень редкими исключениями, работают в глубоком подполье и не видны для людских взоров. На заседания они собираются редко и, при этом, не сказать, чтобы и метко. Но в сельских поселениях, в отличии от городских, есть ещё и администрации с главой поселения во главе, прощу прощения за тавтологию. Работа, без какого-либо существенного объема властных полномочий и соответствующего финансирования, теперь у них простая, работа у них такая: по каждому, порой малейшему поводу, обращаться в администрацию района и просить помощи.

Таким образом, упразднение поселенческого уровня организации местного самоуправления – это не более чем констатация факта того, что, на самом деле, уже имеет место быть.

Здесь есть один важный, по мнению автора, вопрос. Когда это упразднение произойдёт в Смоленской области, с учётом того, что большинство представительных органов городских и сельских поселений было избрано в 2020 году и избрано на 5 лет. Насколько возможна ситуация, что до 2025 года они исчезнут, например, в результате самороспуска? В принципе, возможна…

Окружной вопрос

Про органы

В тех муниципальных образованиях, которые не упраздняются, в принципе, сохраняется та же структура органов местного самоуправления: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация и контрольно-счетный орган. Что касается местной власти на местах, то есть в поселениях, в первую очередь, сельских, предусматривается институт старост (возможны иные названия, с учётом сложившихся исторических традиций) на общественных началах. Как он будет работать на практике – пока не вполне понятно, но, кстати, кое-где у нас это и сейчас уже неплохо работает.

Вертикаль и контроль

Объективно, бояться этих понятий не стоит, потому что, по факту, нужно и то и другое. Главное, чтобы в рамках закона и по делу, а не из соображений личного свойства. Губернаторы, согласно законопроекту, получают право применять в отношении муниципалов разнообразные меры воздействия – от выговора до отставки. При этом, инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении главы муниципального образования в отставку должна оформляться в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципалитета.

Реформа на старте

Читайте также: