Значение творчества достоевского кратко

Обновлено: 02.07.2024

Фёдор Михайлович Достоевский - русский писатель и публицист, мыслитель и философ, чьи бессмертные произведения известны по всему миру. Фигура Достоевского является очень значительной для русской литературы; именно он был новатором, создававшим традиции веке русского реализма.

Усилия Достоевского по работе над развитием реализма не были оценены его современниками, однако от того не стали менее значительными.

Ф.М. Достоевский был признан классиком русской литературы, романистом мирового значения, первым представителем персонализма в литературном пространстве России. Его творчество оказало значительное влияние на мировую литературу и на такие направления философии и психологии, как экзистенциализм и фрейдизм.

Достоевский творил в Золотой век русской литературы. Писатель родился в 1821 году и прожил почти шестьдесят лет. Его произведения стали одной из причин, по которым литературоведы столь высоко оценивают литературу 19-го столетия.

Ранние годы жизни

С самого детства юный Фёдор Достоевским был человеком любознательным и наделённым недюжинным воображением. Он рано научился читать, изучил историю России и познакомился с творчеством таких авторов, как Карамзин, Державин, Жуковский и Пушкин. Поступив на обучение в пансион, Достоевский предпочитал чтение книг и разговоры со старшими воспитанниками различным играм.

Большое влияние на творчество Достоевского, по словам самого писателя, оказали произведения Вальтера Скотта.

Несмотря на то, что Достоевский хотел заниматься писательством, его отец настоял на его поступлении в инженерное училище. Учёба была писателю в тягость. В те годы он прочитал множество произведений авторов-классиков XVII - XVIII веков. По словам одного из своих современников, Достоевский был образованнее многих русских литераторов своего времени.

Готовые работы на аналогичную тему

Ссылка и каторга

Возросшая известность открыла Достоевскому дорогу к новым знакомствам. В том числе познакомился писатель и с общественным деятелем М.В. Петрашевским, организовывавшим встречи, участники которых, петрашевцы, обсуждали вопросы свободы книгопечатания и отмены крепостного права. Приходя на встречи петрашевцев, Достоевский вскоре стал частью более малочисленного общества, планировавшего заниматься нелегальным книгопечатанием и организовать в России переворот.

После освобождения писатель отправился на военную службу, в ходе которой был повышен до прапорщика. В день коронации императора Александра II Достоевский, как и другие петрашевцы, был помилован, однако с 1856 года и до самой своей смерти он находился под тайным надзором полиции, хоть и получил возможность вновь печататься.

Расцвет творчества

В начале 1860-ых Ф.М. Достоевский помогал своему брату издавать литературно-политические журналы, из-за чего и сам приобщился к публицистике. На страницах этих журналов были впервые опубликованы многие произведения писателя.

Во всех своих произведениях Достоевский поднимал острые социальные темы. Рассуждая ли о том, до чего может довести человека бедность, или полемизируя на тему революционных настроений, зреющих в России, писатель всегда оставался предельно внимательным к личностям своих героев и к их социальному фону.

Все произведения писателя были сосредоточены на общественно-политической жизни его эпохи. Достоевский исследовал возможность превращения человечества в справедливое братство, анализировал проявления русского национального самосознания в поступках своих современников и своих героев, рассуждал о нравственности.

Началом творческого пути Достоевского является роман в письмах “Бедные люди” (1846) о бедном чиновнике Макаре Девушкине. Критик Белинский высоко оценил взятое писателем направление – сочувственное изображение людей, живущих в подвалах и на чердаках.

В романах “Двойник” (1846) и “Хозяйка” (1847) создан образ мечтателя-чудака, живущего в своём мире, оторванном от обыденной жизни.

“Белые ночи” (1848) развили особый стиль литературного психологизма – раскрытия характера героя-интеллигента через речь-“говорливость”. Этим романом Достоевский заложил основы своей школы сентиментального реализма.

В ссылке (1854 – 1859) были созданы повести “Село Степанчиково и его обитатели” и “Дядюшкин сон” об усадебных интригах искательниц богатых женихов.

Свой опыт жизни на каторге писатель отразил в “Записках из мёртвого дома” (1860), убедительно доказав, что без свободы человек не может сохранить личность.

Роман “Униженные и оскорблённые” (1861) доказал верность теме “маленьких людей” и в то же время стал исследованием нравственно-психологических причин униженности героев. Открытием стал образ Наташи Ихменевой, и жертвы, и мучительницы одновременно.

В “Записках из подполья” (1864), наряду с темой свободы как главного условия развития личности, зазвучала тема высокой роли красоты в жизни.

“Преступление и наказание” (1866) стало романом-реакцией на возникшие в обществе идеи революционного насилия ради достижения справедливости.

В романах “Идиот” (1868) и “Бесы” (1870-71) писатель создал диаескогометрально противоположные образы искателя рая на земле князя Мышкина и воплотившего до конца идею нигилизма Ставрогина, открывшего душу дьяволу.

Размышлениям о будущем России, о том, в чьи руки она попадёт – последователей “золотого века” или Нагорной проповеди Христа, – посвящён роман “Подросток” (1874-75) с центральным героем юным Аркадием Долгоруким.

Достоевский принадлежит к светилам, которые высоко поднялись над
художественным горизонтом человечества и видны отовсюду. Отсветы его
открытий легко заметить у таких непохожих художников, как Томас Манн и
Генрих Манн, Джойс и Кафка, Моравиа и Грин, Камю и Сартр, Леонов и Федин,
Шервуд Андерсон и Фолкнер, Бёль и Паризе, Пикассо и Шостакович, Кобо Абэ и
Куросава и т. д. и т. д. Но гораздо важнее, что некоторые общие тенденции
современного искусства соприкасаются с той или иной гранью художественного
опыта Достоевского. В нашу эпоху жгучую остроту приобрел в литературе вопрос
о сознательности человека и тем самым - об отношении между сознательным и
бессознательным в его душе. Именно по этому вопросу Достоевский высказал
много глубокого, имеющего непреходящий смысл. Для современного искусства
характерен процесс своеобразной "идеологизации", но, как известно, русская
критика давно и справедливо именует роман Достоевского романом
"идеологическим". Внимание многих современных художников сосредоточено на
внутреннем формировании идейного человека, и как раз пути и перепутья
"человека идеи" Достоевский представил с замечательным разнообразием и
полнотой. Западная литература увлечена ныне многосторонним исследованием
"отчуждения", Достоевский же не только ставил эту проблему, а также шел в ее
художественном анализе за пределы экономической сферы - к отдаленнейшим
формам психологического и духовного отчуждения человека от человека. Он
изобразил буржуазную "идею" в ее крайней, предельной, фантастически
завершенной форме. Удивительно ли, что его произведения сохранили
жгуче-живое значение для художников, изображающих гибнущее общество, в
котором буржуазная "идея" в ее крайней, предельной, фантастически
завершенной форме стала явью; Достоевский доводил реальное до степени
неправдоподобного, в современном капитализме неправдоподобное сделалось
реальным. Он, как никто другой, умел пропускать действительность через
субъект, и в этом за ним следуют многие писатели нашего времени. Нетрудно
увидеть близость напряженной экспрессивности, составляющей атмосферу романов
Достоевского, и современной тенденции к повышенной экспрессии в изображении
жизни. И разве не обращаются современные художники к удивительному
мастерству, с которым Достоевский сближает, сплетает, даже сливает
злободневнейшее с "вечночеловеческим"? Одним словом, многие явления мирового
искусства нельзя постигнуть, минуя живую роль, которую сыграла в их
формировании и развитии поэтики Достоевского.
Достоевский едва ли не величайший драматург после Шекспира. Шекспир
через драму дал почувствовать эпическую ширь и разносоставность бытия;
Достоевский через широту и многообразие романа дал почувствовать
конфликтность и драматическую напряженность во всех элементах жизни и во
всем ее целом. Достоевский творил в эпоху, когда всеобъемлющий характер
драматизма и его необычайную сложность легче было вместить в свободно
раздвигающиеся границы воображения, чем в рамки театральной сцены.
Инсценировщику произведений Достоевского нет нужды драматизировать их
содержание-оно и так драматично в высшей степени, - но -зато ему приходится
сократить драму до размеров одного спектакля и, что еще труднее, выбрать из
громадного числа внутренне необходимых аспектов действия лишь немногие.
Впечатление от сочинений Достоевского, говоря словами одного из его героев,
"пронзает сердце, а потом навеки остается рана"; читая романы Достоевского,
мы проходим через поэтическое бытие такой стремительности, сгущенности и
интенсивности, что на некоторое время весь горизонт нашей действительной
жизни освещается заревом огромного художественного переживания и что-то
ощутимо меняется в самом нашем чувстве реальности.

Достоевский в Германии: похороны автора и философия Ницше

Бедные люди

Бедные люди Федор Достоевский Мягкая обложка ₽

Философ и литературовед Владимир Кантор предлагает рассматривать творчество этих авторов не как влияние одного на другого, а как диалог, предполагающий ответы на одни и те же философские вопросы. Оба жили в эпоху кризиса веры, оба искали баланс между культурой низов и верхов. Так или иначе, Ницше прочел Достоевского уже после смерти последнего и в своих трудах либо соглашался, либо, что чаще, полемизировал с ним, пропагандируя идею смерти Бога и утверждая свободу от моральных оков и абсолютную ценность человеческой жизни.

Если говорить не только о германских, но обо всех немецкоязычных авторах, то читали Достоевского и даже писали о нем и Зигмунд Фрейд, и другие психоаналитики. А Франц Кафка не только прочел романы, но и изучал работы немецкого литературоведа Нины Гофман, посвященные творчеству русского писателя.

Достоевский во Франции: литературный революционер

Записки из Мертвого дома

Записки из Мертвого дома Федор Достоевский Твердый переплет 196 ₽ Добавить в корзину В корзину

Подросток

Подросток Федор Достоевский Твердый переплет 281 ₽ Добавить в корзину В корзину

Бесы

Бесы Федор Достоевский Твердый переплет 233 ₽ Добавить в корзину В корзину

Достоевский в Китае: стал своим среди иноверцев

Братья Карамазовы

Братья Карамазовы Федор Достоевский Твердый переплет 427 ₽ 449 ₽ Добавить в корзину В корзину

Чуть более глубоко погрузился в философию Достоевского современник Лу Синя — Юй Дафу. В его творчестве нашли отражение идеи страдания и двойничества, отклонения от психологической нормы и поиск нравственных ориентиров как в социальной, так и в духовной сфере.

В 50-х в Китае случился новый всплеск интереса к Достоевскому. Его романы переводились уже с русского языка, издавались собрания сочинений, литературоведы писали как отдельные статьи, так и монографии. А писатели пытались подражать его героям не только в текстах, но и в жизни. Так, один из авторов-пятидесятников Ся Цзиань писал о своих взаимоотношениях с девушкой:

В последующие десятилетия Достоевский, как автор-богоискатель и русский дворянин, оказался едва ли не под запретом в Китайской Народной Республике. Вновь о нем вспомнили только в 80-х. На волне популярности, переизданий и научных статей им заинтересовались многие современные писатели. Среди них и нобелевский лауреат Мо Янь, который признавался в любви к творчеству русского автора.

Достоевский в США: кумир битников

Преступление и наказание

Преступление и наказание Федор Достоевский Твердый переплет 539 ₽ Добавить в корзину В корзину

Ну, и третьим ярким автором первой половины XX века, чьи произведения включают в себя отсылки к Достоевскому, стал Уильям Фолкнер.

Идиот

Идиот Федор Достоевский Твердый переплет 243 ₽ Добавить в корзину В корзину

Итак, мы попытались показать, что Достоевский, будучи гениальным писателем, тонко чувствовавшим новые философские идеи, действительно перевернул литературный и интеллектуальный мир. Разумеется, в коротком материале мы не смогли рассмотреть все сферы влияния писателя. Это отдельный, долгий и крайне увлекательный процесс.

Ай Хуэйжун. Рецепция творчества Достоевского в китайских переводах, художественных произведениях и научных исследованиях / Ай Хуэйжун // Научный диалог. — 2020. — No 11. — С. 154–176.

Гиленсон Б.А. Русская классика в мировом литературном процессе: XIX — начало ХХ веков: Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник. 2019 г.

Леман Ю. Русская литература в Германии. Восприятие русской литературы в художественном творчестве и литературной критике немецкоязычных писателей с XVIII века до настоящего времени / Пер. Наталии Бакши, Алексея Жеребина. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. — 480 с.

Львова И.В. Ф.М.Достоевский в восприятии поколения Бит (К проблеме рецепции творчества писателя в США) // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2004. № 29, стр. 59-65.

Читайте также: