Виды и структура государственной службы кратко

Обновлено: 28.06.2024

Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность на благо государства. В ее системе различают следующие виды государственной службы:

    .
  1. Государственная гражданская служба.
  2. Альтернативная гражданская служба. .

Первый и последний виды мы рассмотрим в отдельных статьях, а здесь изучим альтернативную и государственную службу.

Государственная гражданская служба.

Этот вид службы подразумевает под собой профессиональную деятельность в гражданских органах законодательной, исполнительной или судебной власти на региональном или федеральном уровне. Федеральная служба финансируется из федерального бюджета, а региональная соответственно из регионального. Короче говоря, гражданская госслужба – это деятельность в Администрации Президента, Правительства, федеральных и региональных органах исполнительной власти, аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации, а также судов. При этом депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации не являются гражданскими служащими.

Структура государственной гражданской службы.

Существует четыре категории гражданской службы, каждая из которых делится на три-четыре группы должностей:

  1. Руководители:
    • высшая группа (заместители министров, руководители департаментов и их заместители);
    • главная группа (начальники управлений, отделов, и их заместители).
  2. Помощники и советники (помощники и советники федеральных министров).
  3. Специалисты:
    • главная группа (референты, начальники отдела в управлении);
    • ведущая группа (ведущий советник, ведущий консультант, заместитель начальника отдела в департаменте);
    • старшая группа (главный специалист-юрист, ведущий специалист-юрист, специалист-юрист).
  4. Обеспечивающие специалисты:
    • ведущая группа (ведущие специалисты в разрядах);
    • старшая группа (старшие специалисты 1, 2, 3 разряда);
    • младшая группа (специалисты 1 и 2 разряда).

Еще один элемент этой структуры – система званий (или рангов). Классный чин – это звание государственного служащего, присваиваемое по результатам квалификационного экзамена. По сути, это аналог воинского звания в военной службе. Эти звания распределяются по группам должностей:

  • действительный государственный советник (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) – высшая группа;
  • государственный советник – главная группа;
  • советник государственной гражданской службы – старшая группа;
  • секретарь государственной гражданской службы – младшая группа.

По данным Росстата на государственной гражданской службе задействовано около одного миллиона граждан Российской Федерации.

Альтернативная гражданская служба.

В России – это особый вид трудовой деятельности в интересах государства и общества, который осуществляется вместо военной службы по призыву.

Каждый гражданин России имеет право на отказ от военной службы по личным убеждениям, вероисповеданию или если он относится к немногочисленному коренному народу и ведет традиционный образ жизни (традиционное хозяйствование и промыслы).

Срок такого вида службы – 21 месяц (или 18 месяцев в организациях военной сферы). Обычно альтернативнослужащие занимают должности санитаров, строителей, рабочих на заводах, библиотекарей, лесничих, архивистов, рабочих в театрах и цирках, почтальонов, дежурных в пожарных командах. Эти вакансии распределяются соответственно образованию, профессиональным навыкам, состоянию здоровья и семейному положению.

Такое право на отказ от воинской обязанности общепризнано на международном уровне и практикуется во многих странах.

Уклонение от альтернативной службы, также как и от воинской, влечет за собой юридическую ответственность по Уголовному кодексу РФ.

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

– федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

– субъектов Российской Федерации;

– органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшее роль в управлении в социально-экономической и административно-политической сферах, укреплении российской государственности и реформировании общества на основах демократии и права.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба;

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Федеральные государственные гражданские служащие осуществляют профессиональную деятельность на должностях государственной гражданской службы в:

- Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,

- Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,

- Аппарате Правительства Российской Федерации,

- Управлении делами Президента Российской Федерации,

- Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации,

- представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом,

- территориальных органах федеральных органов исполнительной власти,

- Аппарате Конституционного Суда Российской Федерации,

- Аппаратах федеральных судов общей юрисдикции,

- Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации,

- Аппаратах арбитражных судов Российской Федерации,

- Прокуратуре Российской Федерации,

- Аппарате Счетной палаты Российской Федерации,

- Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,

- Аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,

- государственных органах Правительства Российской Федерации

1) принцип федерализма. Обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;

2) принцип законности. Означает, что исполнительные органы и должностные лица при решении своих задач и осуществлении функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе;

3) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность признания, соблюдения и защиты;

4) принцип равного доступа граждан к государственной службе. Закреплен в ст. 32 Конституции РФ. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;




5) принцип единства правовых и организационных основ государственной службы. Предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы на уровне как федеральном, так и субъектов Федерации;

6) принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы. Получил законодательное закрепление в единстве основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения;

7) принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю. Гарантирует объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Именно по этому критерию, прежде всего, оцениваются достоинства кандидатов. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности;

9) принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Это крайне необходимо для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

– федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

– субъектов Российской Федерации;

– органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшее роль в управлении в социально-экономической и административно-политической сферах, укреплении российской государственности и реформировании общества на основах демократии и права.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба;

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Федеральные государственные гражданские служащие осуществляют профессиональную деятельность на должностях государственной гражданской службы в:

- Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,

- Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,

- Аппарате Правительства Российской Федерации,

- Управлении делами Президента Российской Федерации,

- Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации,

- представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом,

- территориальных органах федеральных органов исполнительной власти,

- Аппарате Конституционного Суда Российской Федерации,

- Аппаратах федеральных судов общей юрисдикции,

- Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации,

- Аппаратах арбитражных судов Российской Федерации,

- Прокуратуре Российской Федерации,

- Аппарате Счетной палаты Российской Федерации,

- Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,

- Аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,

- государственных органах Правительства Российской Федерации

1) принцип федерализма. Обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;

2) принцип законности. Означает, что исполнительные органы и должностные лица при решении своих задач и осуществлении функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе;

3) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность признания, соблюдения и защиты;

4) принцип равного доступа граждан к государственной службе. Закреплен в ст. 32 Конституции РФ. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

5) принцип единства правовых и организационных основ государственной службы. Предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы на уровне как федеральном, так и субъектов Федерации;

6) принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы. Получил законодательное закрепление в единстве основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения;

7) принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю. Гарантирует объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Именно по этому критерию, прежде всего, оцениваются достоинства кандидатов. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности;

9) принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Это крайне необходимо для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

Государственная служба в РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная служба в РФ подробнее - это деятельность граждан государства, являющаяся профессиональной и созданной с целью обеспечить исполнение полномочий, присущих органам государства и лицам, которые замещают определенные должности.

Сущность государственной службы в Российской Федерации

Государственную службу в РФ можно охарактеризовать следующими признаками, которые позволяют отличить ее от иных видов служб:

  • профессионализм;
  • компетентность;
  • прохождение на определенных должностях;
  • порядок прохождения;
  • оплата.

Профессионализм. Для государственного служащего прохождение государственной службы - это основной род его занятий. Недопустимо совместительство при ее прохождении, а также другая безвозмездная или оплачиваемая деятельность. Исключение при этом составляют только предусмотренные в законе случаи. Такие условия для поведения государственных служащих направлены на обеспечение высокого качества исполнения ими своих обязанностей при несении службы.

Компетентность. В данном случае речь идет о соответствии государственных служащих тем функциям, которые они выполняют при несении ими государственной службы. Требования предъявляются к образованию, знаниям, стажу, и выступают как условия, позволяющие обеспечивать реальные способности служащих по выполнению ими своих обязанностей на замещаемых должностях государственной службы.

Прохождение на определенных должностях. Служба может реализовываться исключительно на государственных должностях, которые закреплены Сводным реестром должностей госслужбы РФ. Для получения статуса госслужащего лицо в обязательном порядке должно быть назначено на должность, относящуюся к государственной службе. Все они прописаны в Сводном реестре государственных должностей РФ, который утверждается федеральным законом. Если должность в этом реестре отсутствует, то замещающее ее лицо не может признаваться госслужащим.

Готовые работы на аналогичную тему

Стоит подчеркнуть предоставленную в законодательстве возможность для граждан, которые временно не замещают должность госслужбы, но при этом сохраняют приобретенный ранее статус, находиться в резерве госслужбы, в распоряжении командира и т.п. При этом без полученного назначения поступить на госслужбу путем вступления в должность невозможно.

Порядок прохождения. Как правило, государственную службу проходят в государственных органах. Следуя приведенному ранее определению “государственной службы”, можно констатировать тот факт, что государственные органы и аппараты укомплектованы государственными должностями, которые замещают лица, являющиеся государственными служащими. При этом есть случаи прохождения госслужбы не в органах и аппаратах государства, а в государственных унитарных учреждениях и предприятиях.

В качестве примера можно рассмотреть отделы вневедомственной охраны, осуществляющие свою деятельность в составе органов внутренних дел районов и городов, которые относятся к государственным органам, тогда как вневедомственная охрана предстает в качестве государственного учреждения, а не органа.

Еще один случай - главные управления специального строительства, относящиеся к Федеральному агентству специального строительства. В них возможно прохождение военной службы, несмотря на их организационно-правовую форму как унитарных предприятий.

Аналогию можно провести с учреждениями, которые относятся к уголовно-исполнительной системе ФСИН По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Организация охраны подробнее ( Федеральная служба исполнения наказаний По данной теме мы уже выполнили реферат Федеральная служба судебных приставов РФ подробнее ). Так, в них возможна правоохранительная служба, хотя они не относятся к государственным органам.

Следует отметить, что среди всех граждан, которые работают в государственных органах, некоторые не обладают статусом госслужащих. Речь идет о тех, кто подписывает трудовой договор, и исполняет свои обязанности в качестве обеспечивающего персонала.

Оплата. Источником оплаты труда государственных служащих является бюджет государства. Федеральный закон о бюджете, законы субъектов РФ о бюджетах предусматривают положения о расходах на содержание аппарата государства. Так, положенное государственным служащим вознаграждение за труд и денежное содержание, обеспечивается за счет средств бюджета государства.

Характеристика системы и видов государственной службы в Российской Федерации

Важным фактором является единство системы государственной службы, которое основывается на взаимосвязи видов госслужбы.

Ст. 2 указанного нормативного правового акта закрепляет систему государственной службы Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , состоящую из следующих видов государственной службы:

  1. государственная гражданская служба (федеральная и субъектов РФ);
  2. военная служба;
  3. государственная служба иных видов.

Предлагается более подробно ознакомиться с каждым из видов государственной службы в Российской Федерации.

Государственная гражданская служба. Для нее законодательство предусмотрело отдельный закон, который регулирует порядок ее осуществления. Так, в Федеральном законе “О государственной гражданской службе Российской Федерации” № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года закреплены основные положения о гражданской службе, перечислены должности, существующие на гражданской службе, рассмотрен статус (правовое положение) гражданских служащих, порядок поступления на службу и ее прохождение, заключение и прекращение служебного контракта, вопросы финансирования и пр.

Как уже было отмечено ранее, государственная гражданская служба подразделяется также на две отдельные самостоятельные составляющие, к которым принято относить:

  • федеральную государственную гражданскую службу, которая рассматривается в качестве профессиональной служебной деятельности граждан, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, и направленной на обеспечение исполнения возложенных на федеральные органы государства полномочий;
  • государственную службу субъектов Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Органы государственной власти субъектов Российской Федерации подробнее , рассматриваемую в качестве профессиональной деятельности граждан, замещающих государственные должности в госорганах субъектов Российской Федерации, и направленной на обеспечение исполнения возложенных на органы субъектов Российской Федерации полномочий.

Военная служба. Закон, регулирующий данный вид государственной службы был принят 28 марта 1998 года за № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”. Данный акт содержит общие положения, где дается понятие “военной службы” и “военнослужащих”, также закрепляет нормы о воинском учете, о добровольной и обязательной подготовке к военной службе граждан, призыве на военную службу, а также поступлении на нее по контракту. Раздел VI закона полностью посвящен военной службе. Он содержит в себе статьи о порядке прохождения военной службы, об обязанностях военнослужащих, сроках службы, форме одежды и знаках различия, о присяге и обязательствах, о воинских должностях, присвоении и лишении званий, а также о переводе военнослужащих и приостановлении воинской службы.

Государственная служба иных видов. Основанием для внесения данного пункта в закон явился принятый 13 июля 2015 года ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу ч. 19 ст. 323 ФЗ “О таможенном регулировании в РФ” за № 262-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт исключил из ст. 2 ФЗ “О системе государственной службы РФ” правоохранительную службу, являвшуюся одним из видов госслужбы. Он предусмотрел вместо нее “иные виды госслужбы, устанавливаемые федеральными законами”. При этом закон установил, что типовые должности госслужбы иных видов должны быть отражены в перечнях, утверждаемых Президентом РФ. На данный момент такой перечень не составлен. Предполагается, что составляющими этого списка станут должности в органах, в функции которых входит обеспечение законности, безопасности, правопорядка, борьба с преступностью и защита прав и свобод граждан.

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя:

государственную службу иных видов.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 262-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 262-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Читайте также: