Виды арттерапии и их коррекционное воздействие кратко

Обновлено: 06.07.2024

Арттерапия как метод психологической коррекции. Виды и подходы к арттерапии. Краткая характеристика видов арттерапии. Принципы применения арттерапевтических методов.

ВложениеРазмер
artterapiya_kak_metod_korrektsionnoy_raboty.docx 27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методы коррекционной работы с детьми.

1. Арттерапия как метод психологической коррекции

Арттерапия — все виды практики оказания психологической помощи личности, обучения, реабилитации и психотерапии, основанные на искусстве и творческих продуктивных формах активности человека.

Различают следующие виды арттерапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: рисуночная терапия , основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, драматерапия , музыкотерапия .

Рисуночная арттерапия ( собственно арттерапия ) построена на использовании изобразительной деятельности и продуктов изобразительной деятельности, изобразительного искусства. Данный вид терапии включает рисуночную терапию и терапию, основанную на изобразительном искусстве.

Терапия, основанная на изобразительном искусстве предполагает использование терапевтического эффекта, возникающего при восприятии произведений искусства.

Рисуночная терапия — более активный метод.

Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии , по О. А. Карабановой являются:

Типы заданий, используемых в рисуночной терапии.

О. А. Карабанова выделяет пять типов используемых в арттерапии заданий ( Подробный и всесторонний анализ техник арттерапии см. Копытин А. И. Практикум по арттерапии.— СПб., 2000 ) . Рассмотрим их.

II. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции В основе подобных упражнений лежит известный принцип проекции, использованный в методике Роршаха.

Варианты: ребенку предлагают с закрытыми глазами нанести не доминантной на лист бумаги любое количество точек, а далее, открыв глаза, соединить точки контуром так, чтобы получился осмысленный рисунок. Члены группы пытаются отгадать, что именно изображено на этом рисунке, и назвать предмет.

Свободное рисование отличается от рисования на заданную тему тем, что здесь выбор темы, манера исполнения, выбор изобразительных средств полностью остается за ребенком, которого просят в рисунке свободно выразить себя, не планируя заранее рисунок.

V. Задания на совместную деятельность могут включать задания всех указанных выше четырех типов. Этот тип заданий направлен как на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношений со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений.

Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

∙ обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему даже в случае агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы. Преобразование негативных эмоций в позитивные осуществляется за счет того, что продукт эмоционального отреагирования ( рисунок, история, сказка ) , опредмечивая аффект, обеспечивает катарсис за счет социального признания созданного продукта;

∙ облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных, слабо ориентированных на сверстников детей. Продукт арттерапии позволяет осуществить ребенку невербальный контакт с другими детьми, позволяет преодолеть коммуникативные барьеры и психологические защиты;

∙ создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность как продуктивная деятельность необходимо требует от ребенка планирования и регуляции деятельности на основе замысла на пути достижения цели;

∙ арттерапия создает необходимые психологические условия для осознания ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; создает предпосылки для произвольной регуляции эмоциональных состояний и реакций;

∙ арттерапия существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Научный этап в развитии музыкотерапии начался в конце 40-х гг. XX в.

Механизм связан с тем, что слушание того или иного музыкального произведения вызывает определенные ассоциации и переживания, поэтому особое значение имеет подбор музыкальных произведений, которые используются в сеансе. В связи с этим особое внимание занимает подбор музыкальных произведений и составление каталогов лечебных музыкальных произведений.

Данный метод широко используется в практике преодоления нарушений психоэмоционального характера, так как эмоциональные проблемы легко и спонтанно выражаются в музыке. От музыкотерапевта требуется умение спонтанно музицировать. Через игру на музыкальных инструментах он вовлекает пациента в процесс создания музыки. Понимание сложностей клиента позволяет терапевту создать замысел музыкального произведения и стимулировать его действия в соответствии с поставленными задачами. Используемые инструменты должны быть достаточно выразительными и легкими в овладении для человека без специальной музыкальной подготовки. Поэтому часто используется барабан, который дополняется цимбалами, литаврами. В терапевтическую процедуру может включаться вокальная импровизация.

Результаты клинических наблюдений и экспериментальных исследований установили, что музыка оказывает влияние на эмоциональную сферу человека: изменяет его настроение, снижает тревогу и напряжение. Показано, что музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность, позитивно воздействовать на снятие депрессии. Групповое музицирование способствует преодолению аутизма.

Танцевальная терапия берет свое начало в творческом танце. Танцевальная терапия базируется на допущении, что манера и характер движений человека отражают его личностные особенности. Поэтому основная задача групп танцевальной терапии — осуществление и понимание спонтанного движения.

Основные цели танцевальной терапии:

Танцевальная терапия снижает тревогу, повышает настроение, помогает снять стрессовые состояния. Танцевальная терапия используется в комплексных программах, направленных на коррекцию эмоциональной сферы ребенка.

В арттерапии выделяют индивидуальную и групповую формы работы. Однако даже в условиях групповой работы фокусом арттерапии является личность ребенка, а не группа в целом. Исключением являются те случаи, когда коррекционная задача прямо формулируется как задача оптимизации межличностных отношений и повышения коммуникативной компетентности ребенка. В случае трудностей общения — замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстнике или в излишней стеснительности ребенка — арттерапия позволяет объединить детей в групп, сохраняя индивидуальный характер их деятельности, пи этом процесс их коммуникации облегчается благодаря общей задаче, совместному характеру творческого процесса и общему результату. Арттерапевтический метод позволяет наилучшим образом сочетать индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.

Границы применения арттерапевтических методов.

Поскольку в возрасте от 3 до 5 лет дети еще только овладевают техникой и способами изображения, а символическая функция мышления еще только начинает свое развитие, арттерапия в этом возрасте оказывается недостаточно эффективной. Здесь предпочтение следует отдать игротерапии, а рисование включить в контекст игровых занятий. В возрасте от 6 до 10 лет уровень развития символической функции уже обеспечивает возможности самоисследования и самовыражения личности в процессе создания творческого продукта, помогает ребенку наладить коммуникацию с другими людьми. В подростковом возрасте потребность в самовыражении, а затем и потребность в самопознании и утверждении своей идентичности приобретают особую значимость.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

В статье представлен практический материал - тексты и комплексы гимнастик, а так же рекомендации: какие упражнения и с какой целью нужно включать в комплексы гимнастики для глаз.Статья будет интересна.

Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

гимнастики для глазВ настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества людей, страдающих нарушениями зрения. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей. У части из них данные нарушения –.


Консультация для родителей "Гимнастика и массаж как эффективные методы коррекционной работы"

Консультативный материал для родителей детей с ОВЗ.

"Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"

Консультация для логопедов, воспитателей логопедических групп на тему: " Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР".

"Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"

Консультация для логопедов, воспитателей логопедических групп на тему: " Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР".

"Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"

Консультация для логопедов, воспитателей логопедических групп на тему: " Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР".


Психолингвистические методы коррекционной работы с алалией

В психолингвистике процесс продуцирования (порождения) речи рассматривается в общей структуре деятельности человека, и ориентирован на сложные внутренне-речевые процессы со специальным.

Арт-терапию по праву называют самым увлекательным и даже мистическим направлением в практической психологии. Эта техника богата на интересные и эффективные методики, которые помогают успокоить душу и тело, облегчают или снимают симптомы разных недугов. Для многих людей – это еще и хобби, позволяющее проводить время с пользой и удовольствием.

Сегодня мы расскажем вам обо всех достоинствах этого метода, о его видах, о том, кому может помочь арт-подход и как его используют в коррекционной работе психологи.

Понятие арт-терапии и история ее возникновения

Название метода говорит само за себя: это лечение творчеством, и оно не предполагает никаких таблеток, уколов или массажа. Вам понадобятся только лист бумаги, краски или карандаш, песок или пластилин, фотографии или картинки – словом, все то, что поможет творить!

Говоря образно, арт-терапия – это некий мост между сознанием и подсознанием личности, между разумом и чувствами, требующий участия души и обеспечивающий ей возможность погружаться в красоту.

Понятие арт-подхода впервые употребил в 1938 году художник Адриан Хилл, проходивший в то время лечение в туберкулезном санатории. Постоянно рисуя в процессе реабилитации, он заметил, как улучшаются при этом его психологический настрой и здоровье в целом. Метод Хилла так понравился медикам, что уже в следующем году художника пригласили в качестве специалиста для работы с другими пациентами.

Сегодня арт-подход с отличными результатами используют психологи, психотерапевты и педагоги для решения множества задач, начиная от самовыражения и раскрытия творческого потенциала и заканчивая адаптацией в обществе взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия может быть:

  • активной (человек сам рисует, лепит, пишет музыку или стихи);
  • пассивной (человек пользуется творением других людей – рассматривает рисунки, читает сказки, слушает песни и т. д.);
  • смешанной (используются чьи-то произведения для создания своего собственного творения).

Основные цели арт-подхода

При помощи арт-терапии достигаются следующие цели:

  • решаются психологические проблемы;
  • выражаются эмоции, связанные с переживаниями;
  • выявляются новые формы взаимодействия личности с обществом;
  • повышается гибкость мышления и адаптация к переменам;
  • подтверждается индивидуальность и ценность человека;
  • поднимаются скрытые пласты подсознания, работая с которыми можно добиться глобальных позитивных перемен;
  • формируется позитивное мышление;
  • развиваются творческие возможности;
  • открываются новые таланты;
  • меняется восприятие жизни в целом.

Кому поможет этот метод

К арт-терапевтам приходят за помощью сотни пациентов, желающих изменить себя. Огромный спектр задач, с которыми арт-терапия успешно справляется, уникальность методики и отсутствие каких-либо противопоказаний побуждают психологов и просто интересующихся людей осваивать курс Арт-терапии, изучать этот метод и включать его в свою практику и жизнь.

Безусловная оригинальность метода состоит в том, что он подходит всем людям, вне зависимости от их пола и возраста, и практически без исключений дает ярко выраженный положительный эффект.

Взрослым людям арт-терапия помогает пересмотреть проблемные вопросы, выработать новое поведение, развить креативное мышление и таланты, а детям – раскрыть творческий потенциал, сформировать нервную систему и психику, установить контакт со сверстниками и поддерживать оптимальный уровень интеллекта в соответствии с возрастными нормами. В работе с малышами с особенностями развития арт-подход способствует в решении проблем со зрением и моторикой. Благотворно сказывается на общем психологическом состоянии и сама атмосфера занятий – игровая и дружественная.

Заметим, что средства невербального общения, используемые в арт-подходе, очень важны для взрослых и детей, которые испытывают сложности в общении и/или выражении своих мыслей.

К арт-терапии следует обратиться:

Арттерапия – совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности и определяющиеся как жанровой принадлежностью к определённому виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средств искусства, то её систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства.

Виды арттерапии:
— Музыка – музыкотерапия.
— Изобразительное искусство – изотерапия.
— Театр, образ – имаготерапия.
— Литература, книга – библиотерапия.
— Танец, движение – кинезитерапия.

Однако, было бы не правильным рассматривать видовые различия арттерапии только с точки зрения принадлежности к видам искусства. Виды арттерапии в медицине, психологии, дефектологии дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на ребёнка и формы его организации (индивидуальная и групповая).
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности ребёнка с ОВЗ (нарушениями развития слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость).

Основные функции арттерапии: катарсическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психических напряжений, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватно межличностного поведения, самооценки).
В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение, и, следовательно, продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.

Задачи арттерапии:
— обеспечение с помощью искусства познавательно-информационных потребностей ребёнка с ОВЗ;
— обеспечение развития эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных основ личности ребёнка с ОВЗ с помощью искусства;
— осуществление средствами искусства коррекции и профилактики имеющихся отклонений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер;
— создание условий для социокультурной адаптации ребёнка с особыми потребностями в развитии посредством искусства и художественной деятельности.

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:
— стремление ребёнка выразить свои чувства, переживания во внешней, действенной форме;
— потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;
— стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в любой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
— облегчает процесс адаптации и коммуникации для детей с ОВЗ;
— оказывает дополнительное влияние на осознание ребёнком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаёт предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
— существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе за счёт социально значимого признания ценности продукта, созданного ребёнком.
Различные виды арттерпии предоставляют возможность самовыражения, самопознания, и позволяют ребёнку с ОВЗ подняться на более высокую степень своего развития.


Аннотация
В данной статье представлены разнообразные виды арттерапии, которые могут быть использованы на занятиях с дошкольниками. Арттерапия является мощным средством психокорекции эмоционального состояния детей. Педагоги нашего учреждения опираясь пытаются выстроить содержание материала так, чтобы он был доступен как опытным педагогам, так и начинающим молодым специалистам. И привлечь к разработке в педагогике новых подходов в арттерапии.

В ходе диагностического обследования наших детей были выявлены следующие особенности эмоционального и психического развития этих детей:

- низкий уровень развития произвольной памяти как образной, так и вербальной;

- недостаточное развитие произвольного наглядно- образного мышления;

- несформированность произвольной регуляции поведения с преобладанием состояния эмоциональной напряженности на фоне негативного настроения;

- низкий уровень внеситуативно – личностного общения, предполагающего доверительный диалог ребёнка со взрослым. Именно по этому арттерапия так необходима и как показывает опыт, так эффективна в работе с нашими детьми, и является важным элементом его полноценного развития.

Виды арттерапии и их коррекционное и терапевтическое воздействие.

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то её систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библеотерапия; танец, движение – кинезитерапия).

Музыкотерапия (МТ) – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать её в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Музыка может проникать в организм детей не только через органы слуха, но и через кожу. Выявлено, что музыка — это поток звуковых волн, и кожа воспринимает его в широком диапазоне. Звуковые сигналы попадают на резонансную частоту, которая соответствует физическим характеристикам того или иного органа, и оказывают стимулирующее действие на него. По наблюдениям ученых и врачей вибрации музыкальных звуков активизируют вегетативные механизмы высшей нервной деятельности детей. В первую очередь музыкотерапия позволяет добиться успехов в лечении различного рода психических расстройств: психозов (в сочетании с психотропными средствами), депрессивных состояний. Хорошо она помогает и в терапии многих психосоматических заболеваний. В последние годы пришло понимание того, что музыкотерапия – это междисциплинарная наука, возникшая на стыке многих областей, основными из которых являются психология, педагогика, физиология, медицина и искусствоведение.

Во многих исследованиях по музыкотерапии (Е. В. Назайкинский, О. П. Радынова, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан) в качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида арттерапии выделяются следующие:

- регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;

- катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

- повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

- облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

- активизация творческих проявлений.

Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. В процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса (С.В. Шушарджан).

Методика В. И. Петрушина показывает, что в содержание занятий должно включаться исполнение песен жизнеутверждающего характера.

Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выражаться в форме танцетерапии, хореотерапии, коррекционной ритмики, психогимнастики. Эти виды музыкально – двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, на активной двигательной деятельности ребенка под музыку и в последние годы всё чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления – кинезотерапии.

Кинезотерапия это музыкально – пластическое искусство отражающая жизнь в двигательных образах. Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определённых чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец способен из психоэмоциональной сферы человека бессознательно извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и регуляции психомоторного состояния.

Положительный эффект использования танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов (В.М. Бехтерев, Е. В. Назайкинский, Г. А. Волкова и др.). В основе применения танцетерапии снимается мышечное и эмоциональное напряжения, появившегося в результате стресса. Коррекционная ритмика – это вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко – ритмо – двигательного воздействия.

Проявление ритма лежит в основе многих направлений использования ритмики. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями.

Музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительных образов оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогает ему выйти из конфликтной ситуаций, а также травмирующих его переживаний и увидеть красоту окружающего мира.

Имаготерапия (от лат imago – образ) занимает особое место среди видов арттерапии.

Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно – ролевую драмотерапию, психодраму. Данные виды арттерапии активно используют в своей работе дефектологи, психологи, музыкальные руководили.

Одним из наиболее распространённых видов арттерапии является изотерапия (рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к сказкотерапии, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки.

Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с психологическими и личностными проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями). Эффективность использования сказкотерапии в период раннего детства обеспечивается спецификой деятельности ребёнка в этом возрасте, а также притягательной силой литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать.

В основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основным является:

- выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме;

- стремление понять и разобраться в том, что происходит в своём внутреннем мире;

- удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности;

- познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).

Различные виды арттерапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.

История арттерапии тесным образом взаимодействует с другими областями научного знания.

Во – первых, с эстетикой, культурологией, музыкознанием. Знания в этой области дают представления о закономерностях развития музыкального искусства, его месте в социальной, духовной жизни человека обеспечивают понимание сущности воспитательной, познавательной, регулятивной и других функций искусства. Без этой основы нельзя осознать возможности и особенности корригирующей и катарсистической функций.

Во – вторых, с физиологией, невропатологией, психиатрией и другими клиническими дисциплинами помогает понять особенности высшей нервной деятельности, закономерности физиологических процессов.

В решении многих вопросов арттерапия опирается на общую, возрастную и специальную психологию. Знания закономерностей генезиса психики нормально развивающихся детей и особенностей психического развития детей с проблемами помогают разработать диагностические подходы музыкального воспитания, осуществить процесс обучения, воспитания и коррекции посредством музыки и движений.

Арттерапия подчиняется закономерностям общей специальной педагогики, используя её дидактические принципы в обучении и воспитании средствами музыки.

Интегративные процессы, происходящие в разных областях знаний, в частности в медицине, а также в искусстве и образовании обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танцевально-двигательного искусства с изобразительным искусством и литературой. Это позволяет в коррекционно – развивающем и музыкотерапевтическом процессе использовать образовательные технологии, построенные на интеграции нескольких видов искусства (музыки, движения, изобразительного искусства).

Арттерапия в работе с детьми в дошкольных учреждениях.

В настоящее время существует необходимость построения единой системы арттерапевтической работы в дошкольных учреждениях, при которой учитывался бы контингент детей, на которых направлено арттерапевтическое воздействие и уровень их психологического здоровья.

Выделяют три уровня психологического здоровья детей младшего возраста:

- креативный уровень (ребенок – творец) – идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья ребенка. Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду. Таким детям практически не нужна коррекционная помощь, они устойчиво адаптированы. Таких детей около 5-7% в детском коллективе.

- адаптивный уровень – средний уровень психологического здоровья. В целом, это адекватные дети, но проявляющие признаки дезадаптации. Такие дети обладают повышенной тревожностью, конформностью. Это группа относительного риска, составляющая около 80% детей. Таким детям рекомендуется коррекционная помощь.

В этой связи все виды арттерапиии могут быть использованы . как средство коррекции психологического здоровья таких детей.

В настоящее время использование арттерапевтических методик, и в частности музыкотерапии, в работе с детьми младшего возраста в условиях дошкольных учреждений, рассматривается как достаточно эффективное средство воздействия на дошкольников в развитии личности, в коррекции эмоциональной и поведенческой функций и т.д.

Музыкотерапевтическая технология, где музыка выполняет функцию в коррекции конкретных личностных проблем ребёнка, предполагает разные виды музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную. Все они направлены на реализацию адаптационных, коррекционных функций в работе с детьми. Музыкотерапия с каждым годом все больше становиться популярной не только у клинических психологов, психотерапевтов, но и практических психологов, педагогов-дефектологов, музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Музыкотерапия может использоваться как вспомогательное средство и как самостоятельный вид терапии. Существует следующая классификация методов музыкотерапии:

- активирующие методы, направленные на эмоциональное реагирование на музыку;

- тренинговые методы, применяемые чаще всего в рамках психотерапии; – релаксирующие методы, направленные на расслабление. При использовании этого метода могут звучать звуки природы или специальная музыка для релаксации. В этом виде музыкотерапия может использоваться как метод самопомощи, который использует практически каждый человек, просто не используя при этом психологические термины.

- коммуникативные методы, способствующие улучшению взаимоотношений. Эти методы предполагают коллективную игру на различных музыкальных инструментах, в процессе которой группа постепенно включается в общий ритм музыки, что создаёт групповую сплоченность коллектива.

- психоделические (созерцательные) методы, при использовании которых происходит прослушивание музыки, заранее отобранной и подходящей для конкретных случаев с последующим ее обсуждением в группе.

- музыкальный тренинг чувствительности для выработки способности видеть проявления и отзвуки жизни в музыке.

Использование музыкотерапии в педагогическом процессе при работе с детьми дошкольного возраста, безусловно, связано с решением основных задач педагогической практики: образования, развития и воспитания человека. Причём важно иметь в виду, что особенностью музыкотерапевтической работы в условиях дошкольных учреждений является то, что она может проводиться как с больными детьми, так и здоровыми. В последнем случае лечебное воздействие музыки на организм выражается в гармонизации их внутренних интересов, потребностей, влечений и т.п. и на этой основе – общей оптимизации их жизненных сил. В этом случае музыка оказывается лечебным фактором, призванным не столько способствовать лечению конкретных заболеваний ребенка, сколько активизировать его эмоциональной сферу, повысить жизненный тонус.

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших спосо­бов выражения чувств и переживаний. Музыкально -ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональ­ной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают не­рвно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Упражнения в выразительном, чётком, эмоционально ярком произнесе­нии и пропевании народно – поэтических текстов развивают голос, повыша­ют речевую и певческую культуру.

Инструментальное музицирование — включение простейших музыкальных инстру­ментов в процесс исполнения, как фольклорных произведений, так и сочи­нений композиторов. Выполняется задача развития коорди­нации простейших движений при игре на музыкальных инструментах (лож­ках, трещотках, балалайках, ксилофоне, свистульках, пищалках и других музыкальных инструментах). Шумовой оркестр — это игра, где есть место для фан­тазии ребёнка.

Об использовании звучащих жестов для начальной ступени активного му­зицирования следует сказать особо. Звучащие жесты — это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье.

Улыбкотерапия. Медики считают, что здоровье детей станет крепче и от улы­бок педагогов. Как полагают врачи, в улыбающемся взрослом человеке дети видят дру­га, и заниматься им нравится больше. В содержание программы оздоровления подрастающего поколения обязательно должен вхо­дить пункт о хорошем настроении педагога. Если ребёнок говорит, поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества перехо­дят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и малыш уже с ней смотрит на мир и на людей.

Таким образом, арттерапия может и должна стать эффективным средством психокоррекции эмоционального состояния детей. Нынешняя программа дошкольного образования должна помочь обществу решать проблемы сохранения психического и физического здоровья каждого ребёнка.

Заключение

Целенаправленное лечебное применение арттерапии в наше время выделилось в самостоятельное направление, занявшее свою нишу на стыке психологии, педагогики, медицины и искусства сравнительно недавно.

Предложенный теоретический материал, раскрывающий психотерапевтическое и психосоматическое воздействие арттерапии на ребенка может быть использован как теоретическая база для построения системы работы в дошкольных общеобразовательных учреждениях:

1. Для наиболее эффективной коррекции эмоционального состояния детей на занятиях необходимо использовать разные виды арттерапии( музыкотерапию, изотерапию, имаготерапию, сказкотерапию, кинезитерапию, и др.) и их интеграцию.

2. Предоставляя возможность ребятам как можно больше общаться с музыкой, сказкой, изобразительным искусством стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка.

3. Используя различные виды арттетапии, не ограничиваясь каким – либо одним из них, накапливать художественно-творческий опыт общения детей с разными видами искусства.

4.Создавать условия для того, чтобы каждый ребёнок смог почувствовать радость творчества и уверенность в том, что он способен постичь смысл произведения, понять содержание и его эстетическую красоту.

  1. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972. – 348 с.
  2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Ч.2. – 400 с.
  3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  4. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: 1998. – 114 с.
  5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Е.А. Медведева., И.Ю. Левченко., Л.Н. Комиссарова., Т.А. Добровольская – М.: Academia. – 2001. – 328 с.
  6. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии. 2004. – 213 с.Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: 1965. – 328 с.
  7. Калашников А.А. К вопросу о влиянии функциональной музыки на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе // Физиологический журнал. – 1977.- С 34
  8. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Academia. – 2001 – 328 с.
  9. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей у детей 3-7 лет / Теория и диагностика / М.: Искусство,1993. – 258 с.
  10. Шумакова А.В. Программа. Мир музыки и ребенок в нем – Ставрополь: издат. Феникс,1997. – 38 с.
  11. М. В. Кисилёва. Арттерапия в работе с детьми.
  12. Баряева Л. Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно – развивающей среде.
  13. Доскина В. А. Реабилитация детей в домах ребенка. М, 2007 г.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Изучение метода арт-терапии, как одной из новых форм психокоррекции, направленной на раскрытие творческого потенциала индивида. Обзор целей и задач развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики, с помощью разновидности искусства.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.05.2013
Размер файла 23,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра социальной работы

Реферат по дисциплине:

Технологии социальной работы

Арт-терапия и её коррекционные возможности

Последние несколько лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия - метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Арт-терапия - это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.

Арт-терапия все чаще рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализации на практике таких функций социализации личности, как адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная и профилактическая.

Основная цель арт-терапии - гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояние равновесия.

Задачи арт-терапии таковы:

1) акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;

2) создать оптимальные для клиента условия, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;

3) помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.

Механизм психологического коррекционного воздействия арт-терапии состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через структурирование этой ситуации с помощью творческих способностей клиента. Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой человек, как подготовленный, так и неподготовленный, способен преобразовывать свои внутренние конфликты в визуальные формы.

Арт-терапия представляет собой совокупность психо - коррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психо - коррекционного лечебного применения.

Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка - музыкотерапия; изобразительное искусство - изотерапия; театр, образ - имаготерапия; литература, книга - библиотерапия, танец, движение - кинезитерапия, ритмотерапия, сказкотерапия, фототерапия, куклотерапия, пескотерапия и прочие). В свою очередь каждый вид арт-терапии подразделяется на подвиды.

Однако было бы неверно рассматривать видовые различия арт-терапии только с точки зрения принадлежности к видам искусства. Виды арт-терапии в медицине и психологии дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека и формы его организации (индивидуальная, групповая). Однако основой для всех видов арт-терапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека.

Арт-терапия имеет три формы - активную, пассивную и смешанную.

Пассивная форма - клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. Активная форма - клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы.

Смешанная форма - клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.

Арт-терапия - междисциплинарное явление. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культуры, социологии и других дисциплин. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья; они предполагают также использование клиентом различных форм изобразительной деятельности с целью выражения своего психического состояния.

В настоящее время арт-терапию все чаще рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, и реализации на практике ряда функций социализации личности (адаптационная, коррекционная, мобилизующая, регулятивная, реабилитационная, профилактическая).

Основное внимание уделяется раскрытию возможностей арт-терапевтических техник для решения широкого круга психолого-социальных задач - в лечебных и образовательных учреждениях, в центрах психолого-социальной помощи населению. Эти задачи связаны с сохранением и восстановлением психического здоровья населения, развитием интеллектуального и эмоционально-нравственного потенциала людей, профилактикой и разрешением конфликтных ситуаций.

Арт-техники используются при работе с различными контингентами детей и взрослых для достижения следующих результатов:

- развитие творческих способностей;

- повышение самооценки и рост самосознания;

- развитие эмоционально-нравственного потенциала;

- формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;

- формирование умения выражать эмоции;

- формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;

- развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.

Искусство как терапевтическая техника впервые была применена Маргарет Наумбург, воспитанной в духе традиционного психоанализа, в рамках которого акцент делался на свободные ассоциации и интерпретации. Как вспомогательную технику М. Наумбург предлагала использовать спонтанный рисунок. Возникающая в этом подходе экспрессия благодаря искусству становилась фундаментом, на основе которого психологи проводили интерпретацию конфликтных ситуаций клиентов. В своей работе Наумбург опиралась на идею Зигмунда Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты во время психоанализа.

Продолжательницей работ М. Наумбург в 1950-х гг. стала Эдит Крамер, которая представляла другое отношение к арт-терапии, работая исключительно с детьми. Э. Крамер утверждала, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора. Она считала, что задача терапевта состоит в приобщении клиентов к творчеству и в предоставлении им эмоциональной поддержки. В такой арт-терапии ведущий играл роль скорее учителя и художника, нежели пассивного интерпретатора. Возник спор между двумя концепциями - одна подчеркивала творческий аспект художественного опыта, другая делала упор на терапевтический инсайт, полученный при помощи искусства.

Большое влияние на развитие арт-терапии оказала также Ханна Якса Квятковска, включившая ее в процесс диагностики и лечения семей. Работая в Национальном институте психического здоровья (National Institute of Mental Health), X.Я. Квятковска установила, что художественная сессия с участием всех членов семьи действует терапевтически и укрепляет семейные отношения в целом.

Семейные рисунки предоставляли большое количество диагностической информации о связях между членами семьи и о том, как они видят свои роли в семье.

Британский арт-терапевт и художник Андриан Хилл говорил о том, что изобразительная деятельность обладает способностью отвлекать пациента от болезненных переживаний и помогает ему концентрировать внимание на процессе выздоровления.

Гуманистическое направление в психологии позволило арт-терапии стать самостоятельной терапевтической техникой, в которой особенное внимание уделяется самому процессу творчества, а в 1960-х гг. арт-терапия уже считалась отдельной профессией. Это дало арт-терапевтам новую профессиональную идентичность, и вскоре они начали работать в различных областях науки.

Современные арт-терапевты работают в поликлиниках, центрах социальной помощи, школах, больницах, домах престарелых, консультативных центрах для людей, зависимых от наркотических веществ, проводят индивидуальную и групповую психо - коррекцию, участвуют в специальных образовательных программах, работают с детьми с ограниченными возможностями.

Поскольку арт-терапия делает большой акцент на процессе (в противоположность продукту) творчества, она не требует никаких особых навыков и талантов для участия. Процесс арт-терапии позволяет сделать неосознаваемое видимым (создание продукта творчества) и посредством вербализации продукта творчества помогает человеку осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт.

Коррекционные возможности арт-терапии.

Достижение положительных психо - коррекционных результатов в арт-терапии происходит за счет следующих феноменов:

- развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку;

- сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунка, коллажа, скульптуры, звуковой композиции, сказочной истории, танца) и являющегося безопасным способом разрядки напряжения;

- возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержки со стороны психолога;

- возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространство (формы и цвета, звуки, слова, движения);

- освоение новых форм опыта.

Терапевтические возможности арт-терапии.

В 1974 году психолог Джером Франк сформулировал пять основных эффектов любой успешной психотерапии, которая:

1) предоставляет новые обучающие возможности как на познавательном, так и практическом уровне;

2) вселяет надежду на избавление от страданий;

3) предоставляет опыт успешной деятельности;

4) дает возможность преодолеть чувство отверженности;

5) пробуждает яркие эмоции.

Арт-терапия вполне соответствует этим пяти эффектам.

Во-первых, арт-терапия является очень эффективным форматом для обучения. Она помогает увидеть новые перспективы в любой ситуации и предлагает стимулирующие методы для усвоения и запоминания. Художественные формы могут быть связаны с глубокими уровнями мыслительных процессов и таким образом воздействуют и на эмоциональную сферу личности.

Во-вторых, как и другие терапии, арт-терапия вселяет надежду в избавление от душевных страданий. Вера в самоизменение и возможность чувствовать себя лучше являются самым первым шагом в достижении психотерапевтического эффекта.

В-третьих, арт-терапия, безусловно, представляет собой опыт успешной деятельности, так как создание какого-либо творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности.

В-пятых, художественные образы в живописи, музыке, драматическом искусстве вызывают сильнейшие эмоции, такие, как любовь, ненависть, воодушевление, страх. Те глубокие изменения, которые являются целью в арт-терапевтическом процессе, могут произойти лишь в случае способности воспроизвести эти чувства, понять и принять их.

Эффективные арт-терапевтические формы должны соответствовать следующим требованиям:

- нацеленность на длительный эффект, что подразумевает не только их способность вызывать изменения, но и поддерживать эти изменения длительное время - они не должны носить слишком рациональный характер, так как последнее препятствует развитию эмоционального процесса;

- вселять чувство надежды - преодоление трудностей, исцеление от боли, успешное применение терапевтических стратегий;

- предоставлять успешный опыт в процессе преодоления препятствий;

- трансформировать эмоции, используя соответствующие символы;

- пробуждать сильные и глубокие эмоции.

Терапевтические эффекты художественной деятельности связаны не только с духовным, но и с телесным уровнем человеческой жизни. В частности, в свете вновь возрастающего интереса к альтернативной медицине, к проблеме психосоматики получены данные о влиянии художественной деятельности на восстановление функций и структуры мозга. Сканирование мозга показало улучшение мозгового кровообращения в течение периодов занятий пациентов художественной деятельностью, а, кроме того, любая творческая деятельность повышает амплитуду альфа - волн, типичных для позитивного воодушевления, расслабленного, но осознанного состояния, характерного для медитации. Баланс серотонина, недостаток которого вызывает состояние депрессии, также оптимизируется в процессе творческой активности. Арт-терапевтические программы в больницах помогают пациентам в преодолении стрессовых состояний, нормализуют кровяное давление, сердечный ритм и дыхание.

Арт-терапия не является панацеей, или единственным средством борьбы с проблемами клиента. Она применяется в комплексе с основным лечением, консультированием. Но именно она необходима для работы с клиентами, так как эффективность лечения (решения проблемы) повышается еще и за счет позитивных эмоций, которые человек испытывает во время арт-занятий. Правильная квалифицированная помощь клиентам требует объединения усилий специалистов по социальной работе, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым, а также групповых арт-занятий для разрешения общих для группы вопросов и проблем. индивид психика искусство

Список использованных источников

1. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В.Киселева - Речь, 2007. - 336 с, илл.

2. Кристина Краплак [Электронный ресурс] // Путеводитель по арт-терапии.

Подобные документы

Изучение основ арт-терапии – психотерапевтического метода воздействия, осуществляемого при помощи искусства и творчества. Основные цели и задачи метода, виды и подходы. Условия успешного проведения изотерапии. Показания и противопоказания к применению.

курсовая работа [214,2 K], добавлен 31.08.2015

Суть арт-терапии. Анализ применения методов арт-терапии в диагностике и психокоррекции осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Разработка программы психокоррекции психоэмоционального состояния, самооценки и коммуникативных качеств.

дипломная работа [802,2 K], добавлен 21.03.2015

Изучение основных задач и целей танцевально-двигательной терапии как эффективного психологического метода. Сочетание танцевальных движений с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием. Специальные упражнения танцевальной терапии.

контрольная работа [21,0 K], добавлен 22.09.2014

Сущность метода психотерапии, использующего для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество. Направления в применении арттерапии. Использование искусства в коррекционной работе. Механизмы психологического коррекционного воздействия.

презентация [4,1 M], добавлен 05.02.2016

Общая характеристика игровой терапии как метода психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Классификация форм игротерапии в зависимости от критериев, положенных в их основание. Показания к групповой недирективной терапии.

Читайте также: