Кратко алгоритм реализации ктд

Обновлено: 06.07.2024

Основная суть методики заложена в следующих позициях:

1. Создание коллектива благодаря организации определённого образа жизни коллектива, где всё базируется на началах нравственности и творчества, а также на основе борьбы за высокие привлекательные для детей идеалы, формируемые не лозунгами, а жизненной позицией педагога, и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни на радость людям.

Эти принципы в руках педагога становятся одновременно и методами его работы с коллективом.

В этих четырёх позициях – основная суть методики коллективной творческой деятельности.

Но парадокс заключается в том, что методика Иванова не столько методика, сколько способ организации всей жизни коллектива, и поэтому сила её не в отдельных элементах, а в целостности, во взаимосвязи всех её частей.

Центральным звеном, клеточкой коллективной деятельности, является коллективное творческое дело – (КТД).

Познание секретов его организации даёт представление о технологической стороне коммунарской методики.

Однако, уточним: КТД – не плюс, не добавление к традиционным воспитательным делам (трудовым, спортивным, познавательным, художественным и др.), а способ организации этих самых дел. Любое собрание, классный час, вечер и пр. можно превратить в КТД, если использовать при их подготовке и организации технологию организации коллективного творческого дела.

Алгоритм КТД заключён в ШЕСТИ СТАДИЯХ:

Первая стадия- предварительная работа или стартовая беседа.

Вторая стадия: коллективное планирование, разработка.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД.

Четвертая стадия – проведение КТД.




Например, продумывая праздник Нового Года, можно остановиться на любой из схем:

· в форме путешествия по весёлым станциям – когда команды следуя по маршрутным листам и не пересекаясь, на каждой станции выполняют какое-либо задание, или готовят что-то к итоговой встрече;

· в форме эстафеты, или звезды, когда команды проходят испытания, преодолевают всевозможные препятствия и доказывают, что они быстрые, смелые, ловкие и пр.;

· в форме защиты, где дети убеждают всех, что они готовы встречать Новый Год; или свои Новогодние проекты;

· в форме ролевой игры, когда ребята вместе с Дедом Морозом отправляются в удивительную страну, и с ними происходят разные приключения;

· в форме калейдоскопа (или предновогоднего ассорти) – коллективы представляют разные по жанрам, но объединённые новогодней тематикой, шоу-выступления;

· в форме прогулки по предновогоднему городу – ребята увидят нарядный город, поучаствуют в аттракционах, выполнят какие-либо задания, дадут мини-концерт в парке и пр.

При комбинации нескольких базовых моделей каждый раз можно получить уникальную форму проведения совместного творческого дела.

Выбирая ту или иную форму, нужно помнить о принципах, которые делают то или иное дело творческим и ставят всех участников в активную позицию, - состязательность, игра, импровизация.

Общие же закономерности выбора содержания КТД таковы:

- Содержание КТД определяется целями, которые ставит педагог, коллектив;

- При отборе содержания стоит помнить о возрастных особенностях;

- Содержание должно быть актуальным для участников КТД – обогащать их ум, сердце, эмоции, улучшать взаимоотношения.

Пятая стадия– коллективный анализ, коллективное подведение итогов.

Анализируя прошедшее КТД, необходимо ответить на следующие вопросы:

· Что понравилось? Почему? Кому скажем спасибо?

· Что не получилось? Почему?

· Что учесть на будущее.

Приемы могут быть следующими:

- Разговор по кругу с передачей какого-либо предмета как символа откровенности (свеча, веточка, вымпел и т.п.), каждый, к кому этот символ переходит, говорит о прошедшем деле;

- Анкеты-стенгазеты: все участники письменно отвечают на 3 основные вопроса, написанных не большом листе; каждой микрогруппе дается часть стенгазеты с одним вопросом и 5-7 минут для ответа на него; вслух зачитывается заполненная всеми анкета-стенгазета и т.п.

Правильно провести анализ – это почти искусство, это иногда труднее, чем провести урок. Считается, что педагог в той мере владеет методикой коллективной творческой деятельности, в какой он умеет вести обсуждение дела.

Шестая – стадия ближайшего последействия.

На этом этапе идет выработка дальнейших действий, исходя из предложений и анализа КТД. Оформляется летопись коллектива. Анализируются (взрослыми) педагогическая позиция, изменение позиций в коллективе.

Методика и технология коллективной творческой деятельности – это громадное богатство, которым сегодня должен владеть каждый педагог-воспитатель. Но для этого нужен определенный уровень отношений.

Но тот, кто всерьез решился на эту методику, очень скоро почувствует ее преимущества перед педагогикой требований и педагогикой мероприятий.

Выделим компоненты ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, и

в коллективной (совместной) творческой деятельности:

Компоненты ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Компоненты ТЕХНОЛОГИИ
Цель Мотив Совместное ПЛАНИРОВАНИЕ деятельности.
Действие Средства Коллективная ПОДГОТОВКА и ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ деятельности.
Результат Оценка Коллективный АНАЛИЗ итогов, ближайшее ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ.

Технологической ЦЕЛЬЮ и итоговым РЕЗУЛЬТАТОМ грамотно проведённого КТД, будет:

Факт такой активности каждого конкретного школьника виден сразу – это действительно активное участие конкретног о(ых) школьника (ов) в совместном планировании, в подготовке и проведении дела, в его анализе. То есть, он предлагает, делает (участвует), оценивает.

Результат на уровне факта виден налицо: его можно фиксировать наблюдением, итоговыми опросами-анкетами.

Результат на уровне отношений к проведённому делу можно включить в коллективный анализ дела, задав вопрос(ы): *понравилось ли тебе (каждому) твоё (ваше) участие в КТД?, *или попросит оценить в баллах удовлетворённость собственным участием, и т.п.

Современные требования личностно-ориентировонного подхода к организации воспитательной деятельности привели к различению традиционных КТД и личностно-ориентированных КТД.

— Основные условия реализации дела: организация мыследеятельности; обеспечение смыслотворчества; свобода выбора; импровизации; создание ситуации успеха и др.

— Содержание КТД должно соответствовать его целям, возрастным, индивидуально-психологическим особенностям участников взаимодействия.

— Особое внимание в ходе проведения дела уделяется эмоциональному настрою его участников, который создаётся благодаря художественному, музыкальному и световому оформлению, осуществлению определённых ритуалов.

Общая тенденция взаимодействия педагога и учащихся такова: чем больший опыт творческой деятельности имеют учащиеся, тем больше педагогам необходимо отходить от роли организаторов деле и его управленцев к позиции координаторов настроения, взаимопонимания, взаимодействия.

3 этап. Анализ, рефлексия дела.

Подведение итогов КТД, его анализ и рефлексия осуществляется сначала в микрогруппах, а затем на общем сборе всего коллектива.

Основными вопросами для обсуждения и коллективного анализа являются следующие:

· Что было хорошо? За счёт чего?

· Что не удалось осуществить? Почему?

· Что надо учесть на будущее?

· Была ли польза от дела тебе и другим? В чём она заключалась?

· Была ли группа творческой деятельной?

· Что стало главным открытие в деле лично для тебя?

· Что тебе больше всего понравилось в деле? Что — нет?

· Как ты можешь оценить дело?

· Чтобы ты хотел пожелать себе и другим участникам КТД?

Справочный материал для учителя

Наука о доме

Стоп! Дома-то бывают разные. Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, крышей, дверью, полом, окнами. Но как только мы выходим за порог такого дома, то оказываемся в другом — необъятном, общем для всех людей доме. Имя ему — природа.




Можем ли мы жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, Солнца? Если сможем, то, наверное, перестанем быть людьми, а превратимся в каких-нибудь других существ. Когда-то ученые предлагали строить дома-города, в которых все, что человеку нужно, находится под одной крышей. Здесь он работает, здесь отдыхает. Но чем крупнее становятся наши города, чем выше дома, чем больше асфальтированных улиц, тем чаще людям хочется подышать запахом лесов, лугов, послушать пение птиц, уехать от удушливого смога городов. Потому что там, за городом, наш настоящий дом — ПРИРОДА. Дом, без которого нам не прожить.

Но вернемся к экологии. В чем-то она и впрямь похожа на домоводство, а в чем-то совершенно не похожа. В книгах по домоводству написано, что в доме нужно как можно чаще убирать (даже если нам совершенно не хочется этого делать), разводить цветы, не сорить, желательно не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, не топтать ценный ковер, выносить каждый день мусор. Но если природа — тоже наш дом, то и здесь уместны некоторые правила домоводства. Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву. А вот по части рецептов экология совсем не похожа на домоводство. В книгах по этой домашней науке о зайцах и куропатках можно прочитать только одно — как их тушить и под каким соусом лучше всего подавать этих бедняг к столу. Таких ужасов в книжках по экологии вы не найдете, зато сможете узнать, почему заяц зимой белый, а летом серый (для приготовления блюд это абсолютно не важно), для чего у него такие зубы, уши, почему он косой, чем питается, где живет и кто может его скушать (увы, волки готовы съесть зайцев и без всякого соуса, таков уж закон природы).

В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Да и пол под тяжестью даже очень толстых жителей не должен проваливаться. Если развалим стены, упадет крыша от дома. Ничего не останется. Природа, как мы уже выяснили, дом особый. Внутри него все очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные — с другими животными, а все вместе — с ласковым Солнцем, землей, водой. Нарушим эти связи — словно стены осядут в нашем доме. Какое-то время он еще постоит, но потом начнет разрушаться. А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. Помогает все это узнать теперь уже наша знакомая наука ЭКОЛОГИЯ.

Ученые говорят, что экология — это наука, которая изучает, как связаны растения, животные (живые организмы) между собой и с окружающей средой.

Оглянулись люди, к умным словам прислушались и поняли, что нельзя воевать с природой, разрушать свой дом. И еще поняли, как им нужна наука экология, стали ее законы изучать.

· Что такое экология? Слышали ли вы это слово раньше? Если да — от кого? (На прогулке с родителями, в телепередачах.)

· Всегда ли человек поступал правильно по отношению к природе?

· Человек — часть природы или ее хозяин?

· Какая среда вас окружает?

Задания

· Пусть дети дома спросят у родителей, бабушек и дедушек, что такое экология. Согласны ли ребята с ответами взрослых?

· Предложите детям нарисовать окружающую их среду: а) которую они видят каждый день вокруг себя, б) такую, какой они хотели бы ее видеть.

Экскурсия

Проведите экскурсию в близлежащем районе и обсудите, какая среда вас окружает. Что в ней детям нравится, а что — нет? Почему? Что можно сделать, чтобы она стала лучше? Могут ли ребята сами что-то изменить?

Перед началом экскурсии или во время ее проведения с детьми производится обсуждение следующего рассказа.

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили всё же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Весёлой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

С огромными охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день.

Учитель. Назовите, ошибки, которые допустили школьники на прогулке в лесу.

Ошибки, совершённые школьниками:

1. В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей.

3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.

4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет), металлические банки разрушаются за 100 лет.

5. Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой до полного прекращения горения.

6. Трогать яйца птиц не следует — птица может не сесть на яйца.

7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова их отвезти снова в лес.

8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник — нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.

9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно — в него может попасть молния.

10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.

11. Луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

Рефлексия

День Земли


Рис. 37. Птица, пострадавшая из-за разлива нефти

Первый День Земли отмечали только в США. Но со временем этот праздник объединил жителей многих стран. С каждым годом их становится все больше.

Открытки делают из плотного белого картона или бумаги. Желательно, чтобы они были двойными. На первой странице можно нарисовать Землю, на внутренних — написать слова поздравления. Помните, что и оформление открытки, и содержание текста должны отражать характер этого праздника. Глав­ное, чтобы дети, выполняя работу, задумались над отношением людей к планете, почувствовали, что они тоже могут что-то сделать для ее сохранения. Ниже приводятся примеры праздничных поздравлений Земле.

Землю мы поздравили. А теперь давайте представим, что наша планета в этот день — единственный раз в году — вдруг заговорила с нами. Что она могла бы нам сказать, о чем попросить, чего пожелать?

То есть, необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога).

Что к лучшему измениться в этом мире (на этом сборе, в нашем дворе и так далее) после этого дела. Кому оно вообще нужно (для ребят)?

Цель отвечает на вопрос - чего необходимо достичь

2. Определение контекста данного дела.

Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после.

3. Определение содержания дела.

Если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание это та деятельность которая будет происходить в течении КТД. К примеру: содержание субботника - работа, содержание диспута - его вопросы.

Содержание отвечает на вопрос - что будет происходить.

4. Определение возраста и количества участников и согласование с ними факт проведения КТД.

5. Определение типа и формы дела

Форма определяет, как будет проходить это дело.

Пример: Праздник посвященный 850-тилетию Москвы. Цель -формирование бережного отношения к своему городу, уяснение таких понятий как родина, отечество, формирование чувства долга. Содержание - представление для жителей микрорайона, субботник, беседы о известных москвичах, о роли каждого в жизни города, праздник города в школе. Форма представления для жителей микрорайона - концерт, субботника - тимуровская ночь, беседы о москвичах - концерт (агитбригада), бесед о роли каждого - диспут, праздника в школе - ярмарка.

Одну и ту же форму можно использовать при разном содержании, а содержание можно облекать в разные формы. Пример: познакомить ребят с "Островом" можно через представление на сцене и через перемещение по станциям, обсудить проблему отношений с родителями можно на диспуте и посредствам листка "Я хочу всем сказать".

6. Решение организационных проблем

Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т. д.

7. Проведение КТД.

8. Подведение итогов КТД.

Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела.

(Обработка - это подсчет ребят которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов).

Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений. (Также желательно выпустить газету по итогам дела).

1. Определение педагогической цели КТД (для педагогов, работающих с детской группой) или Социальной цели (для детской группы).

То есть, необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога).

Что к лучшему измениться в этом мире (на этом сборе, в нашем дворе и так далее) после этого дела. Кому оно вообще нужно (для ребят)?

Цель отвечает на вопрос - чего необходимо достичь

2. Определение контекста данного дела.

Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после.

3. Определение содержания дела.

Если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание это та деятельность которая будет происходить в течении КТД. К примеру: содержание субботника - работа, содержание диспута - его вопросы.

Содержание отвечает на вопрос - что будет происходить.

4. Определение возраста и количества участников и согласование с ними факт проведения КТД.

5. Определение типа и формы дела

Форма определяет, как будет проходить это дело.

Пример: Праздник посвященный 850-тилетию Москвы. Цель -формирование бережного отношения к своему городу, уяснение таких понятий как родина, отечество, формирование чувства долга. Содержание - представление для жителей микрорайона, субботник, беседы о известных москвичах, о роли каждого в жизни города, праздник города в школе. Форма представления для жителей микрорайона - концерт, субботника - тимуровская ночь, беседы о москвичах - концерт (агитбригада), бесед о роли каждого - диспут, праздника в школе - ярмарка.




Одну и ту же форму можно использовать при разном содержании, а содержание можно облекать в разные формы. Пример: познакомить ребят с "Островом" можно через представление на сцене и через перемещение по станциям, обсудить проблему отношений с родителями можно на диспуте и посредствам листка "Я хочу всем сказать".

6. Решение организационных проблем

Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т. д.

7. Проведение КТД.

8. Подведение итогов КТД.

Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела.

(Обработка - это подсчет ребят которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов).

Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений. (Также желательно выпустить газету по итогам дела).

IMG 4015m.jpg

Идея КТД довольно проста: ребята сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. Это важно.


Коллективно творческое дело это:

  • Дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
  • Оно - коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и их вожатых, как их общая забота. Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение, (анализ) совместных действий. Хотя это не во всем и всегда строго обязательно.
  • Оно - творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается. Следует подчеркнуть, что творчество - это не абсолютная новизна или создание чего-то уникального, никогда ранее не существовавшего (хотя может встречаться и та-кое). Скорее это отступление от инерционного, типового, единообразного. Это новое в старом опыте, старое - в новом деле, это субъективное творчество - изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят. Личное творческое начало.


Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:

  • совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
  • его социальный характер (для кого это нужно?),
  • высока мотивация создателей.


КТД - форма работы, которая направлена на:

  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие интеллектуальных способностей.
  • Реализацию коммуникационных потребностей.
  • Обучение правилам и формам совместной работы.

Мы уже упоминали о мотивации ребенка для участи в каком – либо деле. КТД не исключение Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).


Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.

  • Потребность в коммуникации;
  • Выполнение данного КТД, для того, что бы принимать участие в других делах;
  • Желание выиграть (дух соревнования);
  • Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных);
  • Осознание развивающей роли КТД;
  • Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив не основанный на отрицательных эмоциях.


Главные принципы КТД таковы:

  • воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;
  • обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.

Ребята в отряде обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием.


Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:

  • участник,
  • генератор идей,
  • участник - организатор,
  • организатор.

Участник коллективно-творческого дела получает какое либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, что бы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника.

Генератор идей - это роль, которую может выполнять, (а может быть и не способным к этому) и участник и организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли. Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.

Организатор - человек способный на организацию данного дела полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.). Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами. Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли в отряде: участник, участник-организатор и др.

Участник-организатор - такой человек, который не потерял интереса к практической деятельности (выполнения задач самому), но уже способен на определение некоторых задач самостоятельно. Участник-организатор, как правило, не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.


При работе с отрядом вожатому важно определить для себя роли ребят: не требовать от них невозможного (участник не способен выполнять роль организатора), но подталкивать ребят к новой, более серьезной роли - предлагать сделать что-либо из другой роли, но при этом подстраховывая и подсказывая. Распределение ребят по ролям, очень часто связано с их возрастом: участник это, как правило, младшие ребята (11-12 лет), а организатор - старшие (15-16 лет).

Работа над подготовкой коллективно-творческого дела нужно помнить о некоторых возрастных и психологических особенностях ребят.

Младшие ребята (11-12 лет) нуждаются в двигательной активности, поэтому долго сидеть и заниматься продумыванием или изготовлением чего-либо им трудно. Если предстоит долго работать - час и более, то запланируйте маленькую игровую переменку или дайте задание младшим ребятам сбегать куда-нибудь.

Любой человек нуждается в смене деятельности - распределяйте подготовку так, чтобы не заниматься долго какой-нибудь постоянной деятельностью, чередуйте придумывание сценки с репетициями, изготовлением газеты и т.д.

Вожатый и сам должен найти свое место в КТД: он может быть лидером, может быть членом совета дела, может руководить КТД, может не принимать в нем участие, а только наблюдать за ходом развития событий. Какую роль себе выбрать подскажет возраст детей, обстоятельства, выбранное коллективное творческое дело.


Организация КТД имеет следующие этапы:

Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие при таком способе организации групповой деятельности обеспечиваются вовлечением всех в постоянную и разнообразную творческую работу.


Каким образом сделать так, чтобы задуманное дело стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?

  • Задуманное должно обязательно соответствовать возрасту, интересам детей данного возраста.
  • Подготовка к делу должна создавать радость в работе, поиск различных решений, возможность развития творческих способностей детей.
  • Коллективное творчество должно стать полем для самовыражения личности ребенка.
  • Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана, по возможности, принята в том или ином варианте, сегодня или завтра.
  • Каждый ребенок должен найти в подготовке к делу и в самом деле для себя место: художника, сценариста, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика (организованного, обученного и подготовленного), игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора.

Рассматривая коллективно-творческое дело можно сказать, что большая часть воспитательных задач решается на уровне подготовки и организации. Бывают случаи, когда при хорошей подготовке и организации внешний результат получается несоответствующим желаемому.

Однако это совсем не означает, что поставленные воспитательные задачи не выполнены, наоборот, данная ситуация дает педагогу дополнительную возможность развития в ребятах их аналитических способностей, позволяет им осмыслить случившееся, и сделать для себя выводы на будущее. При этом важно помочь ребятам понять, из-за чего так произошло, и что необходимо сделать, чтобы этого не было впредь. При этом ни в коем случае нельзя их обвинять - у них возникнет депрессивное состояние раскаяния, что не позволит им провести даже самостоятельную аналитическую работу.

Таким образом, при работе с отрядом, главным педагогическим результатом является ПРОЦЕСС подготовки и организации дела, а не его внешний РЕЗУЛЬТАТ.


Основными задачами КТД сейчас являются:

  • Формирование и развитие коллектива;
  • Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
  • Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального.


Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость и что получат для своего развития ребята-участники. Среди КТД можно выделить три типа:

  • КТД, проводимые для других, для кого-то;
  • КТД, проводимые для самого коллектива или даже для отдельных его членов (создать для них ситуацию успеха);
  • КТД, проведение которых приносит пользу другим и самому коллективу.

Для наиболее полноценного развития коллектива необходимо сочетание всех этих типов.


Рассмотрим реализацию этапов КТД:

1. Начинается все с предварительной работы организатора.

Он определяет воспитательные задачи предстоящего КТД (Что я хочу?), намечает основные действия для осуществления этих задач (Что надо сделать?), определяет форму проведения дела (Как лучше?). Решает для себя следующие вопросы: Как передать ребятам свою мысль? Как их увлечь?

2. Коллективное планирование.

Теперь главная роль у самих подростков. Вместе с ребятами организатор обсуждает, какие дела можно сделать по данной проблеме? Что конкретно сделать - какое дело? Для кого? Где? Когда? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? Как лучше организовать?

В группах, а затем вместе они ищут ответы на поставленные вопросы. Каждый высказывает свое мнение. На общем сборе выступает представитель каждой группы с конкретными предложениями. Успех такого сбора во многом зависит от личности ведущего. Он сопоставляет выдвинутые варианты, задает вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи или их критику.

Выбирается орган, ответственный за подготовку и проведение дела (совет дела) или решается, кто будет ответственный (руководящий орган коллектива, группа).

3. Коллективная подготовка.

Созданный проект дела уточняется советом дела, решается кто что будет делать. Разбиваются на творческие группы. Затем группы планируют и начинают свою работу, учитывая предложения, высказанные на общем сборе.

На этом этапе совет дела осуществляет контроль за выполнением заданий, посвященных подготовке.

4. Проведение КТД.

Важен правильный настрой на проведение каждого дела. Руководитель должен поддерживать, увлекать участников шуткой, личным примером, победой.

5. Коллективное подведение итогов (анализ дела).

Главное, чтобы каждый участвовал в обсуждении, учился анализировать, извлекать уроки на будущее. Организатор направляет беседу, слово взрослого - это раздумье вслух, новая идея, новая задача, новое предложение.

6. Этап ближайших последействий.

На данном этапе руководитель организует использование в работе, учебе, жизни опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Необходимо обратить внимание на все новые предложения, отобрать и использовать лучшие из них. Сразу после подведения итогов необходимо приложить все усилия для того, чтобы коллектив начал осуществлять новые предложения, коллективно наметить программу действий.


Целеполагания стадий коллективного творческого дела

Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить осуществлять собственные решения? Как убедить в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?


Почему именно КТД?

  • воспитательные задачи, которые ставятся руководителем, в процессе КТД решаются незаметно для участников, как бы по ходу дела и открываются им - в той или иной степени - при обсуждении результатов коллективного творческого дела и становятся их требованиями к себе;
  • в процессе КТД развиваются все стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера);
  • в процессе КТД реализуются различные методы воспитания: передача руководителями готового опыта и овладение этим опытом ребятами, создание нового опыта участниками вместе с руководителями, соединение этого опыта с прежним, обмен опытом, его закрепление и накопление в виде положительных традиций, дальнейшее их развитие.
  • в процессе КТД осуществляется взаимное воспитание его участников, а также самовоспитание.


Ко всему вышесказанному можно добавить, что КТД один из эффективных способов формирования и развития коллектива. В то же время нельзя забывать, что КТД не является единственной группой комплексных средств воспитательной работы. Существует множество других видов и форм коллективной организаторской деятельности, различные виды и формы творческих игр и творческие праздники – как традиционные, так и неповторяющиеся.

Этапы подготовки и проведения КТД

Организация подготовки, проведения коллективных творческих дел.

2 этап. Коллективное планирование. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты КТД. Один из вариантов отбирается для осуществления или на базе нескольких предложений КТД создается сводный проект. Затем выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.

3 этап. Коллективная подготовка. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем руководит выполнением задуманного.

4 этап. Проведение дела. Этап включает в себя приготовление перед началом КТД, само проведение дела и его завершение (подведение итогов).

5 этап. Коллективный анализ. Проведенное дело обсуждается на общем сборе, причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.

6 этап. Ближайшее последствие. Коллективное осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе.

Условия проведения КТД

1. Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД.

2. Нельзя допускать изменение позиции, роли, которая заранее определена взрослому.

3. Необходимо опираться на свой прошлый опыт, а также знания ребят.

4. Настоящие КТД — это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы; отношения участников строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.

Читайте также: