Вхождение калмыков в состав россии кратко

Обновлено: 01.07.2024

Калмыки были известны русским еще во второй половине XVI века.

Продвижение калмыков из Южной и Западной Сибири, где они
первоначально обосновывались, вглубь Восточной Европы продолжалось
вплоть до середины XVII века. Немногим более чем за полстолетия они
прошли путь от верховьев Иртыша до бассейна Эмбы, Яика (Урала) и
Волги. К началу 1660-х гг. калмыки окончательно обосновались на
Нижней Волге и прилегающих к ней на западе обширных степях.
Главным образом это было связано с закреплением за ними кочевий на
условиях несения военной службы в пользу России.

После неоднократных переговоров 7 февраля 1608 г. дербетовские
тайши (феодалы) в качестве послов прибыли в Москву, где были приняты
в Посольском приказе дьяком Василием Телепневым, а затем с царем
Василием Шуйским.

Ойраты, несомненно, были глубоко заинтересованы в союзе с русским
централизованным, сильным государством, подавшим им руку дружбы
навеки. Благодаря добровольному вхождению они избавились от кровавых
междоусобиц, сопровождающихся огромными человеческими жертвами,
уничтожением материальных и духовных ценностей. Победители угоняли
скот - единственный источник существования простого народа, разрушали
домашние очаги, разоряли бедный люд. Кроме того, была реальная угроза
существованию ойратского народа не только со стороны Китая. Принятие
предками калмыков русского подданства положило коней опасности
порабощения их императорским Китаем. Наконец, нельзя не отметить тот
факт, что добровольное вхождение было посильным вкладом калмыков в
образование великой семьи народов России, объединившихся вокруг
русского народа.

Официальной датой добровольного присоединения калмыков к
России считается 20 августа 1609 г., когда были сформулированы условия
их подданства в грамоте русского правительства на имя воеводы г. Тары
И.В. Мосальского. Однако процесс их включения в состав Российского
государства был далеко не единовременным актом. Сложение

Калмыцкого ханства в Нижнем Поволжье сопровождалось тесными
контактами с Российским государством. В 1655—1656 гг. практический
глава калмыцких улусов Дайчин изъявил готовность принять русское
подданство. В его послании говорилось, что подвластные ему тайши
"учинят, чего искони веку от них николи не бывало — он ее во Мончак и
внук его родной Манжик тайши, сами. великим государем шартовать
станут"

В 1664 г. Калмыцкое ханство было официально признано Россией, а
верховный правитель волжских калмыков Мончак удостоен символов
государственной власти — "серебряной с позолотой, украшенной яшмами
булавой и белым с красной каймой царским знаменем". В ту пору булава,
как известно, давалась и правителям других народов как знак власти; ее
имели гетман войска Запорожского и атаман Донского войска. Калмыки
заняли пустующие степные пространства юго-восточной части
евразийской России, куда лишь изредка наведывались некоторые
тюркские этнические группы (ногайцы, крымские татары и др.).
Пришельцы нашли здесь во многом привычные природно-климатические
условия, что в немалой степени обеспечило сохранение их прежних
хозяйственных занятий, основанных на кочевом скотоводстве. Обретение
новой территории, закрепление на ней, продолжительное освоение
приволжских степей положительно сказалось на формировании
калмыцкого этноса.

Как полагают исследователи, в начале XVIII века к границам России
прикочевало около 280 тыс. калмыков из Джунгарии. При этом они не
порывали связей со своими бывшими соплеменниками, которые
окончательно прервались лишь с разгромом Цинской империей
Джунгарии в середине XVIII в. Однако есть и данные о том, что число
переселившихся достигало полумиллиона человек.




После неоднократных переговоров 7 февраля 1608 г. дербетовские тайши (феодалы) в качестве послов прибыли в Москву, где были приняты в Посольском приказе дьяком Василием Телепневым, а затем с царем Василием Шуйским.





Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").

2009 год - год 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России.

Жизни свои острию копья предадим,

Страсти свои державе родной посвятим.

Да отрешимся от зависти, от похвальбы,

От затаенной вражды, от измен, от алчбы.

Груди свои обнажим и вынем сердца

И за народ отдадим свою кровь до конца.

Верными Джангару, едиными будем вовек

И на земле будем жить как один человек

В истории калмыцкого народа XVIII век был переломным моментом. С XIII в. у калмыков началось разложение родовых и становление феодальных отношений, сопровождавшиеся в течение длительного периода разрушительными феодальными войнами. Войны и междоусобицы, принявшие особенно ожесточенный характер после 1368г. , когда народные массы Китая свергли Юаньскую династию монгольских феодалов, привели к тому, что Монголия к концу XV и началу XVIв. в. разделилась на две отчетливо обособившиеся части: западную и восточную.

В западной части Монголии, прародине калмыков, на начало XVIв. образовалось четыре крупных феодальных владения и большое количество мелких, которые уже в период господства Даяхана, восстановившего временно вновь центральную власть на всей территории Монголии, не прекращали междоусобной борьбы.

Однако интересы обороны от внешних врагов настоятельно требовали объединения сил. В такой обстановке к середине XVIв. образовался Ойратский союз, в который вошло четыре крупнейших феодальных племени: Чонос, Хошоут, Торгоут и Дербет.

В 1607 году в числе старейших тайш упоминается и Хо-Урлюк. Но уже в следующем 1608 году во время похода калмыков против казахской орды, теснившей калмыков с юга,- имя Хо-Урлюка среди старейших тайш не упоминается. В этом году Хо-Урлюк по неизвестным причинам отходит от союза и начинает действовать самостоятельно.

Хо-Урлюк – предводитель торгутов, с шестью сыновьями первым пришел из Джунгарии на Волгу. Худа Шукур Дайчин – старший сын Хо-Урлюка, в середине XVIIв. был хозяином территорий в междуречье Волги и Урала. Глава торгутского племени Джунгарии, из-за междоусобиц и пастбищной тесноты ушедший со своими улусами в степи Южной Сибири и кочевавший между Иртышом и Тоболом в течение ряда лет, одним из первых калмыцких феодалов установил связи с российскими властями.

Летом 1608 года калмыки впервые принимают русское подданство. После удачного похода против казахской орды и разгрома мунгальского царя Алтына, калмыки значительно окрепли и представляли серьёзную угрозу для своих соседей и прежде всего для ногайцев. В 1608 году в качестве передового разведывательного отряда часть калмыков появляется на реке Эмбе. Татары Большой Ногайской орды, кочевавшие на обширном пространстве от Яика до Волги, узнали о приходе калмыков и на этом основании отказались, как подданные России, послать свои войска на помощь русскому правительству для участия в борьбе против польских и шведских интервентов.

Когда в 1609 году калмыцкий народ добровольно вошёл в состав России , его численность составляла 280тыс. человек. В 1671 году калмыков было уже 300 тысяч. Калмыцкое ханство в ту пору занимало обширную территорию в 560 тысяч кв. км. Его просторы с севера на юг простирались от Прикаспийской низменности до Дона, с запада на восток - от Егорлыка до верховий Волги.

Зимой 1613г. в Сибири выпали обильные снега. Скот не в состоянии был добыть подножный корм. Начался массовый падёж. Оставалось единственное спасение – потеснить Большую Ногайскую орду, кочевавшую по реке Яику. Таким образом, опасения ногайских татар были небезосновательны.

Однако, несмотря на большую панику, татарским мурзам Иштереку и Каракельмамету удалось собрать значительный отряд, к которому присоединился и отряд стрельцов из Астрахани и выступить против калмыков, но калмыков на правом берегу Яика уже не было.

Оказавшись в чрезвычайно тяжелом положении, калмыки вынуждены были пересмотреть свое отношение к русскому правительству. Подданство русским давало калмыкам ряд несравненных преимуществ.

Во-первых, калмыки входили в близкий контакт с русским народом, экономическое, политическое и культурное развитие которого стояло несравненно выше монгольского царства и казахской орды.

Во-вторых, принимая подданство России, калмыки получали моральную, а при необходимости и военную поддержку от русского народа.

В-третьих, вступая в подданство России, калмыки получали право кочевать в приграничных с русским государством степных пространствах, контролируемых в какой-то степени русскими властями.

В-четвертых, подданнические отношения с Россией создавали условия для широкой и нормальной торговли калмыков с русским государством, которой усиленно добивались калмыцкие вожди при любых переговорах.

В-пятых, принимая русское подданство, калмыки фактически оставались свободными, так как зависимость их от Москвы выражалась в уплате весьма умеренной дани, размер которой нередко определяли сами калмыки.

Вся же внутренняя жизнь, да и в значительной степени, внешние сношения были вне контроля московского правительства. Русское правительство в свою очередь было заинтересовано в восстановлении нормальных отношений с калмыками.

Во-первых, в случае нормализации отношений, калмыки становились надежной охраной границ русского государства от набегов кочевников из глубин Азии.

Во-вторых, принимая подданство калмыков, русское правительство по взаимному обязательству в случае нападения на Россию, получало в любое время, без всяких затрат надежное пополнение своих вооруженных сил ловкими, стремительными и бесстрашными воинами-калмыками.

В-третьих, с нормализацией отношений устанавливались прочные экономические связи, что позволило бы русскому государству получать крайне необходимый для крестьянского хозяйства России рабочий и продуктивный скот, а также продукты животноводства.

Исходя из общих интересов, русское правительство в 1616г. из Тобольска посылает к калмыкам своих уполномоченных казака Ивана Куницына и литвина Томилу Петрова.

В марте 1618г. в Москву вместе с Томилой Петровым и Иваном Куницыным прибыли послы от Далай-Богатура и Кодон с просьбой принять калмыков в подданство.

Таким образом, в 1616г. Хо-Урлюк с торгоутами был под властью Далай-Богатыря и состоял при нем, по словам Томилы Петрова, советником на правах ближнего тайши.

Однако и этому объединению не суждено было долго просуществовать. Летом 1623г. Хо-Урлюк порвал с Далай-Богатырём и, судя по материалам С. К. Богоявленского, кочевал вплоть до 1630г. сначала в двух верстах от г. Тары, а затем с согласия русских властей по Иртышу, южнее реки Оми, в то время, как основная масса калмыков находилась около уфимских волостей.

Время, проведенное калмыками-торгоутами на Иртыше,- это период собирания и накопления сил, которые были так нужны Хо-Урлюку для сохранения своей независимости и проведения самостоятельной политики.

Находясь на Иртыше, Хо-Урлюк всегда помнил о благодатных местах для кочевья, раскинувшихся между реками Эмбой, Яиком и Волгой. Взоры калмыков уже давно привлекали эти обширные степные пространства. Сказания далеких предков времён Чингисхана, передававшихся от поколения к поколению, повествовали о сочных пастбищах этих мест, так нужных для многочисленных стад скота и табунов лошадей.

В конце 1630г. покой ногайских улусов опять был нарушен внезапным и дерзким налётом калмыков. Но и в этот раз калмыки также внезапно исчезли, как и пришли, захватив с собой 30 человек пленных, 21 тысячу лошадей и другую добычу, оставив на поле боя 400 человек убитых татар.

Однако теперь калмыкам не удалось далеко уйти. В двух днях пути от Астрахани калмыки были настигнуты стрельцами и татарами и после дневного ожесточенного боя бросили всё захваченное у ногаев и ушли. Во время боя было взято в плен три калмыка, которые на допросе показали, что набег был совершён калмыками-торгоутами из улусов, подвласных Хо-Урлюку, который осенью этого года перекочевал из-под сибирских городов на Каракум, а затем на Эмбу.

Набег Хо-Урлюка нагнал такой страх на татар Большой Ногайской орды, что ни уговоры, ни обещания поддержки стрельцами, ни угрозы – ничто не могло остановить ногаев, устремившихся за Волгу.

Но как показали дальнейшие события, паника ногайских татар была напрасной. После набега Хо-Урлюк оставил в покое ногаев и расположился кочевать между Ишимом и Тоболом, а его старший сын Дайчин остановился на яицких вершинах, по истокам рек Яика, Иргиза и Тобола.

К концу лета 1633г. калмыки-торгоуты окончательно утвердились на Яике. Причем, на Яике расположился со своими улусами старший сын Хо-Урлюка Дайчин, а сам Хо-Урлюк остановился со своими улусами на реке Эмбе. С этого года начинается период борьбы калмыков-торгоутов за обладание степными пространствами Поволжья.

Борьба эта была длительной и упорной. К середине 30-х годов XVII века калмыки-торгоуты по сути дела были уже хозяевами значительного пространства междуречья Яика и Волги, а отдельные разведывательные отряды даже выходили на левый луговой берег Волги.

Однако выход калмыков на Волгу в то время не отвечал интересам русского правительства.

Во-первых, были ущемлены интересы татар Большой Ногайской орды, принявшей подданство России ещё при Иване IV. Перейдя на правый берег Волги и углубившись в крымские степи, они могли стать легкой добычей, а затем и военной силой для Крымского хана в борьбе с русским государством, что, разумеется, не отвечало интересам русского правительства.

Во-вторых, с уходом калмыков-торгоутов за Яик на запад, становилась открытой слабо укреплённая юго-восточная граница России.

Поэтому политика правительства царя Михаила Федоровича, а затем отчасти и правительства Алексея Михайловича по отношению к калмыкам была сдержанной.

Безусловно, подобные отношения правительства и особенно местных чиновников порождали взаимную отчуждённость и недоверие, иногда выливавшиеся в серьёзные недоразумения.

Но так продолжаться долго не могло.

В конце пятидесятых - начале 60-х годов XVIII века наступает перелом в отношении русского правительства к калмыкам.

Правительство царя Алексея Михайловича на деле убедилось, что калмыки являются серьезной силой в охране ближних рубежей русского государства.

Кроме того, начиная на западе войну с Польшей за освобождение Украины и Белоруссии, а затем и с Швецией, русскому правительству нужно было укрепить южные и юго-восточные границы государства. Оно надеялось привлечь калмыков для охраны границ России. Да и сама обстановка была благоприятной для нормализации взаимоотношений.

Таким образом, к середине 60-х годов XVII века взаимоотношения между русским государством и калмыками вступают в новый этап. Калмыки получают законное право кочевать на луговом левом берегу Волги, новый хан Дайчин, сын Хо-Урлюка, принимает подданство России, клянется верой и правдой служить русскому государству и помогать московскому правительству в его борьбе с врагами России. В дальнейшем калмыки не раз подтверждали свою преданность России, принимая участие в военных баталиях, проявляя незаурядную военную выправку, героически сражаясь с врагом. Успехи калмыцкой конницы были настолько впечатляющими, что русское правительство делало всё возможное, чтобы калмыки чувствовали повышенное внимание и заботу со стороны Российского государства.

Принятие калмыками русского подданства и клятвенное обещание помогать русскому войску в борьбе против недругов русского народа, удовлетворяло интересы не только калмыков, но и русского правительства.

Калмыкия в лице русского государства нашли мощного и авторитетного покровителя, получи юридическое право жить на левом луговом берегу Волги и пользоваться всеми благами этого степного края.

Московское правительство, в свою очередь, в лице калмыков получило верных стражей южных и юго-восточных границ Русского государства.

И во времена калмыцких ханов, и в царской России, и в советское время сыны и дочери Калмыкии показывали себя достойными и отважными людьми, в сердцах которых горит вечный огонь добра и справедливости. Мы по праву можем гордиться историей своего народа, поскольку нам есть за что гордиться. 20 августа 2019 года настаёт очередной исторический юбилей – 410 лет со дня Добровольного вхождения калмыков в состав Российского государства.

Многие исследователи прошлых лет единодушно сходились во мнении о калмыках как об одном из наиболее просвещённых кочевых народах. В целом калмыцкий народ чаще всего позиционировался как крепкий духом и здоровый телом, сочетающий и гармонизирующий в себе сходства и противоположности: воинственный и добрый, предприимчивый и терпеливый, одарённый и выносливый.


Предки калмыков, ойраты, издревле жили в Джунгарии и западных областях Монголии. В конце XVI – начале XVII вв. часть ойратов отделилась, покинула центральноазиатские кочевья и начала продвижение в северо-западном направлении.

Из курса истории широко известны последующие события. Калмыки прошли длительный и трудный путь от берегов Иртыша до низовьев Волги. Здесь примерно в середине XVII в. они окончательно обосновались, обретя долгожданную и любимую родную землю среди степных просторов.

Начиная с XVII в., калмыки участвовали во всех войнах России с иноземными захватчиками, защищали рубежи и неприкосновенность государства.

Всем известен тот исторический факт, что император Петр I был искренне восхищён вкладом калмыцкой конницы в победу над шведами под Полтавой. Несомненные мужество и героизм калмыцких отрядов проявились и в ходе войны с Пруссией в XVIII в.

Перелистывая очередную страницу истории, обращаемся к Отечественной войне 1812 года. И здесь калмыки показали себя бесстрашными воинами, верными солдатами своей империи.

И после ухода в небытие царской России, перевернув очередную страницу истории, нашим прадедам пришлось пройти гражданскую войну, Великую Отечественную войну, вынести холодные и трудные годы депортации и найти в себе силы вернуться к своим истокам.

В советский период Калмыкия значительно преобразилась. Появились новые населённые пункты, начали развиваться сельское хозяйство и промышленность.

Советская Калмыкия подарила миру множество поэтов и писателей, артистов, певцов и композиторов, художников и скульпторов. Нельзя не вспомнить успешных государственных и политических деятелей, научных работников, выдающихся спортсменов.

События давно минувших дней, уходя в прошлое, становятся страницами истории. В них отражены люди и их судьбы, различные периоды в жизни народа, вечные элементы – время и пространство. Сегодня именно мы – звено, связующее прошлое и будущее.

И наша задача – сохранить историческое самосознание калмыцкого народа, духовное и нравственное богатство нашей нации, всё то, что калмыцкий народ внёс в сокровищницу культуры.


Новое время Народ калмыки в Российской империи

Кормилицина Е.

Россия испокон веков являлась многонациональной и многоконфессиональной страной. На протяжении XVIII – XIX в. внимание российского правительства было сосредоточено в том числе и на экономической и политической интеграции калмыцкого общества, формировании его правовой, экономической и административной идентичности. История отношений между Российской империей и калмыцким этносом берет свое начало в 1730-х гг., когда российские государственно-правовые основы начинают насаждаться у калмыков.


Голова калмыка. Худ. И. Е. Репин, 1871 г.

Западные монголо-ойраты, предки калмыков играли существенную роль в истории Азии. В XVII – XVIII вв. они откочевали из степей Монголии и Китая в Нижнее и Среднее Поволжье, где и получили этническое название – калмыки. Этот народ вел кочевой образ жизни, скотоводческое хозяйство служило основой экономики. В конфессиональном отношении калмыки являлись буддистами-ламаистами.

Включение Калмыцкого ханства в состав Российской империи явилось важным историческим событием. С середины XVII в. Россия оказывала значительное политическое, экономическое и культурное влияние на калмыков.

Влияние российского законодательства на правовое положение калмыков

В начале XVII в. начинается процесс вхождения части калмыцкой народности в состав России. Интеграция происходила добровольно. С приходом некоторой части калмыцкого народа на Волгу и получением конкретной территории для кочевий, у калмыков возникли все условия для политической централизации и образования автономии на территории Российского государства.

Для завершения процесса нужно было решить следующие вопросы: обозначить территорию кочевий, установить размер и характер повинностей в пользу России, добиться определенных гарантий, что калмыцкая знать соблюдет верность.


Традиционное калмыцкое жилище. Фото 1883 г.

Выделяют несколько этапов в политике Российского государства. Хронологические рамки первого этапа определяются концом XVII – началом XVIII в. Это время, когда освоение территорий калмыцкого ханства не было завершено, и местная знать сама решала, как ей управлять. Политика России была направлена на централизацию власти в Калмыцком ханстве, построение сколь возможно прочной государственной вертикали.

Второй этап – вторая четверть XVIII в. – период, когда Российским государством устанавливается военно-административный контроль над калмыками.

Третий этап продолжался по 1771 г. Главной тенденцией стало сокращение традиционных институтов ханской власти, что вызвало закономерный протест у калмыцкой знати и откочевку части населения в Джунгарию.

Четвертый этап: 1771 г. – первая половина XIX в. Для него характерен поиск новых моделей управления калмыками, оставшихся на территории Российской империи; создание новых условий для интеграции.

Шерсти (законы, соглашения) 1661 г. закрепили право калмыков обитать на территории, прилегающей к Волге. В 1664 г. хан Мончак получил грамоту, в которой содержалась похвала калмыкам, за то, что они переходят на Волгу. Таким образом, в середине XVII в. вопрос о пребывании калмыков на территории Российского государства был решен, и с этого времени кочевников привлекают на службу.

Конец XVII в. – новая стадия русско-калмыцких отношений, вызванная необходимостью новых кочевий и расширением экономических связей. Для калмыцких тайшей (вождей) стало очевидно, что в составе Российского государства они будут иметь хорошие условия для жизни и хозяйствования. Шерсть 1661 г. урегулировала вопрос, о военной службе, сделав ее обязательной. Такая политика обеспечила России безопасность южных границ, что в свою очередь способствовало развитию экономики и торговли.

В правление Дондук-Даши (1741 – 1751 гг.) Россия настойчиво ограничивает ханскую власть, все более усиливая давление на калмыцкую аристократию. В законах Дондук-Даши (другое название Токтолы), можно проследить возросшее влияние российского законодательства. Правовые нормы Цааджин-Бичика, принятого сто лет назад, перестали соответствовать реалиям российского общества, назрела необходимость в их изменении. Токтолы тоже выглядели устаревшими, поскольку включали нормы уголовного права, характерные для феодального общества, тогда как Россия уже двигалась к свободному рынку, хотя и медленно. Тем не менее были в Токтолах и прогрессивные моменты, как, например, закрепленный принцип правосудия – беспристрастность.

Эволюционировала и система наказаний. В качестве мер взыскания, кроме штрафа скотом, с середины XVII в. применяются денежные штрафы, с середины XVIII в. – телесные наказания (этот вид наказаний нельзя назвать прогрессивным, однако, калмыки до вступления в Российскую империю его, очевидно, не знали), а со второй половины XIX в. – ссылки и каторга.

Перечисленные виды наказаний, по счастью, не находили широкого применения в бывшем Калмыцком ханстве, и в повседневной жизни народ руководствовался привычными нормами, зафиксированными в древнем (относительно) Их Цаазе. Российские власти, однако, широко применяли все виды телесных наказаний, рассчитывая, вероятно, таким образом подавить и подчинить калмыков.

Россия старалась не допустить концентрации власти в улусах и пыталась сохранить баланс между группировками калмыцкой знати. Принятые впоследствии законы были направлены на дальнейшую интеграцию калмыков. С этой целью, к примеру, в 1715 г. в ханстве был учрежден полномочный представительный орган центральной администрации – Калмыцкие дела, входивший в систему исполнительной власти с функциями административного и надзирательного характера.

С 30-х годов XVIII в. титул правителя Калмыкии присваивался российским императором, что свидетельствовало о новом этапе русско-калмыцких отношений. Калмыкия теперь существовала в составе Российской империи на законных основаниях. С середины XVIII в. усиливается российское влияние, идет подготовка к унификации уголовного законодательства.

12 августа 1762 г. вступает в действие положение о суде Зарго. В соответствии с ним, все решения суда Зарго подлежали согласованию с русскими властями. Хан не мог единолично принимать решения, а в случае несогласования его с другими членами, суд должен был просить разрешения спорного вопроса у царского правительства.

19 октября 1771 г. Екатерина II издала рескрипт, в котором определялись основные направления политики Российской империи в отношении Калмыкии. В соответствии с данным рескриптом, калмыцкая знать теперь подчинялась непосредственно астраханскому губернатору, а в улусах, для осуществления административного надзора вводился институт приставов. Принятие указа, наряду с другими причинами (недовольство калмыцких ханов проводимой российскими властями политикой по ограничению их власти, а также давлением ламаистской церкви на калмыцкую знать, чтобы те воссоединились с единоверцами Джунгарии), привело к тому, что 70 тысяч кибиток откочевало в Джунгарию. Большинство решило, что перекочевка улучшит их положение и поможет преодолеть кризис власти, образовавшийся из-за того, что калмыки вошли в Россию. Жизнь калмыков в очередной раз была дезорганизована.


Жилище калмыков. Рисунок В. Верещагина, 1864 г.

Российская администрация, наученная горьким опытом, попыталась снизить темп и постепенно ограничивать власть калмыцкой аристократии. Калмыков подчиняли исподволь, чтобы процесс не был слишком болезненным.


Борьба калмыцких мужей. Литография 1812 г.

По указу 1834 г., который подтвердило положение 1847 г. был ликвидирован суд Зарго, уголовные и гражданские преступления стали рассматриваться российскими судами. Калмыки должны были уплачивать натуральные повинности в пользу российского государства, а так же денежный налог. Ограничивалась власть нойонов и зайсангов. Российское правительство пошло на уступку калмыкам, и оставило традицию наследования имущества после смерти калмыка детьми, а если их не было ближайшими родственниками.


Калмыки в Берлинском зоопарке. Фото: 1897 г. (?)

В 1892 г., уже в самом конце XIX в., началась реализация реформы, которая была направлена на отмену владельческих прав калмыцких феодалов. В результате их отстранили от управления улусами и аймаками. Таким образом, реформой от 16 марта 1892 г. Калмыцкое ханство было полностью интегрировано в систему губерний, а законодательство полностью слилось с российским.

Установившаяся в XIX в. система управления Калмыцким ханством явилась результатом деятельности русского правительства, направленной на замену национальных органов власти калмыков общероссийскими, а также на интеграцию местного законодательства. Можно сделать вывод, что преобразования российской власти на протяжении XVII – XIX вв. явились коренной перестройкой калмыцкого общества, в результате чего Калмыкия утратила автономию и стала составной частью империи.

Социально-экономическое развитие калмыцкого общества в составе России

Вхождение калмыков в российскую государственность, считают историки, отвечало интересам обеих сторон. Главным результатом этой политики явилось изменение калмыцкого законодательства согласно российскому, а также приучение калмыков к оседлому образу жизни. Россия предоставляла калмыкам земельные наделы на территории Среднего Поволжья для занятия земледелием и ведения скотоводческого хозяйства. Калмыки, проживающие на территории Ставрополя – на – Волге, были обращены в военно-служивое сословие.

Опорой государства в этом деле являлись зайсанги и владельцы, которые должны были знать, сколько у них людей, способных к военному делу, и были обязаны поддерживать их в боевой готовности.

Серьезным стимулом христианизации калмыков в XVII в. было предоставление крещеным льгот – земельных наделов, денежного и хлебного жалования за обработку земли, разрешений на охоту и рыбную ловлю, послаблений в налогах. В результате устранялись остатки племенной обособленности, менялись социальные отношения. Ускорялся процесс социального расслоения калмыцкого общества. Все эти факторы способствовали переходу калмыков к оседлому образу жизни, что привело к взрывному росту населения на Ставрополье.

В 1739 г. вместе с Анной Тайшиной к новому месту жительства прибыло 700 кибиток, в которых находилось 2 014 душ обоего пола, а уже к 1754 г. численность крещеных калмыков в ставропольском ведомстве составляла 8 695 человек. Крещеные калмыки наделялись большими по сравнению с русским населением земельными угодьями. По Указу от 26 февраля 1739 г. зайсанги получали земельные наделы в двойном размере, княгиня Анна Тайшина получила десять наделов, а калмыкам, достигшим семилетнего возраста, предоставлялись земельные угодья в тридцать десятин. Размежеванием занимался инженер-майор Ратиславский, который составил карту с точным указанием земельных участков.

С 1740-х гг. на юге, в местах расселения калмыков начались перебои с землей, так как количество оседлых к тому времени увеличилось на треть. Местное население периодически бунтовало, недовольное распределительной политикой, бывшие кочевники получали больше земли. Оренбургский губернатор И. И. Неплюев сообщал в Петербург, что земли не используются по прямому назначению. Он же предложил скорректировать законодательство по данному вопросу и наделять земельными угодьями только родовую знать, с правом наследственного пользования, а продажу земли запретить вовсе. Незнатным калмыкам предоставлять земельные угодья не индивидуально, а на улусы (аналог общины). В 1745 г., в соответствии с Указом от 1739 г., появляется дополнение, по которому земельные наделы предоставлялись только семейным калмыкам.


Казаки-калмыки. Фото: 1910-е гг.

Таким образом, к 1749 г. окончательно определились нормы земельных пожалований, по которым калмыкам, переходившим в российское подданство, выделялось на 50 кибиток тысяча четвертей пашни. И. И. Неплюев и А. Змеев добились того, чтобы на территорию крещеных калмыков переселялись разночинцы из соседних сел (некалмыки). Таким образом, вблизи от калмыков возникло три смешанных поселения: Курумоч, Преображенская слобода и Ягодное. Это не принесло результата, на который рассчитывали, так как калмыки переняли у русского населения только навыки выживания в условиях холодного климата: жили в избах, заготавливали зерно, сено и дрова, по-прежнему ведя кочевой образ жизни.

Переход к оседлому образу жизни положил начало новым способам ведения хозяйства. Хотя основным занятием крещеных калмыков оставалось скотоводство, все большее распространение получали и другие занятия. Так, по указу от 1739 г. командир крепости должен был побуждать калмыков к обработке пашни и сельскохозяйственным работам. Выдавался необходимый инвентарь и семена для посевов. Привычным занятием становится сенокошение. Начинает распространяться, особенно среди калмыков, проживающих в низовьях Волги, рыболовство, которое уже с середины XVIII в. носит систематический и массовый характер. Все это, однако, неблагоприятно сказалось на взаимоотношениях с местным населением, рыбопромышленники и владельцы откупных и подрядных вод жаловались и были недовольно. Правительство решило проблему, отведя калмыкам малые протоки, заливы и озера, и разрешив лов в период с мая по октябрь.

В калмыцкой среде было и отходничество, вызванное поборами со стороны знати. С вхождением в российское правовое поле калмыки с разрешения владельцев или зайсангов, получали отпускные свидетельства и нанимались на работы в приволжских городах и селах. Отходничеством занимались, чтобы решить сложное финансовое положение или избавиться от кабалы.

Важным фактором развития социально-экономических отношений у калмыков, способствовавшим тесным контактам с русским населением, была торговля, которую Российское государство всячески поощряло. Крещеным калмыкам в Ставрополе-на-Волге разрешалась беспошлинная продажа лошадей и скота.

Калмыцкое хозяйство, постепенно приспособилось к особенностям российского рынка, в него начали проникать денежные отношения. Со второй половины XVIII в. ставропольских калмыков обложили денежным сбором, который постепенно вытеснил привычную подать натурой (скотом, шерстью и т.д.).

В первой половине XIX в. российская администрация попыталась упорядочить взимание налогов. Меры были связаны с упадком скотоводства и обнищанием большой части калмыков-простолюдинов. Они велись по двум направлениям. Первое сводилось к стремлению ввести единый размер налогов, второе было направленно на создание налоговой ставки пропорциональной осуществляемой хозяйственной деятельности.

Еще одним видом налога была подводная повинность. Натуральные повинности взимались на протяжении всего XIX в. и тяжким бременем легли на калмыков. Калмыцкая знать, вместе с российскими чиновниками беззастенчиво злоупотребляли ими. По Положению 1847 г. натуральные повинности распределялись в зависимости от числа скота, людей и кибиток в улусе. Повинности ложились на всех: простолюдинов и знать. На деле же бремя налога несли рядовые граждане, что, естественно, ухудшало их экономическое положение. Закон от 16 марта 1892 г. устанавливал новый порядок исчисления и сбора налогов с калмыков. Теперь распределение суммы сбора по улусам производилось главным приставом с последующим утверждением ставропольским губернатором.


Калмыцкий хурул (молельня) в селе Булгары (Успенское) в Татарстане. Фото: 1894 г.

Большое влияние на судьбу калмыков в Российской империи оказала христианизация. Она кардинальным образом меняла социально-экономические отношения внутри общины. Выделяются следующие этапы распространения православия среди калмыков: с 1725 г. – частный характер распространения христианизации; с 1737 г. – организация первой, а в последующем второй православной миссии, христианизация приобретает массовый характер; с 1771 г. прекращение миссий, что было вызвано откочевкой большей части калмыцкого населения в Джунгарию (Китай).

В числе причин, побуждавших калмыков принимать христианство и переселяться на территорию Ставрополя, называются междоусобные войны, желание иметь собственные рынки для торговли с соседними народами, а также желание рядовых калмыков избавиться от рабской зависимости по отношению к владельцам и зайсангам.

Н. А. Мансуров, изучавший образ жизни и быт калмыцкого народа, пришел к выводу, что калмыки, несмотря на интенсивную христианизацию, в массе своей оставались язычниками. Они не соблюдали православных постов, употребляли в пищу конину, не ставили крестов на кладбищах и имели по два имени – русское и калмыцкое. Этнограф указывает на причины, из-за которых не удалось приобщить калмыков к православию. Это – бедственное положение калмыцких семей, административный гнет, принуждение к военной службе и плохие отношения с автохтонным населением.


Преподаватель по классу народных инструментов Любовь Дохаева показывает древнюю калмыцкую домбру. В сентябре 2019 г. Роспатент зарегистрировал калмыцкую домру в качестве национального бренда Республики Калмыкия

После 1917 г. судьба калмыков стала неразрывно связана с судьбой российского, а затем советского народа.

Читайте также: