Вершина пирамиды или звено в цепи кратко

Обновлено: 02.07.2024

2 Близ солнца, на одной из маленьких планет Живет двуногий зверь некрупного сложенья. Живет сравнительно еще немного лет И думает, что он венец творенья, Что все сокровища еще безвестных стран Для прихоти его природа сотворила, Что для него горят небесные светила, Что для него ревет в час бури океан.

3 Мы хотим понять… … можно ли считать человека высшим созданием на земле? … какое место занимает человек в окружающем его мире?

5 Формируем группы исследователей: Биологи - В чем сходство и отличия биологического строения человека и животных? Биологи - В чем сходство и отличия биологического строения человека и животных? Географы - Как условия окружающей среды влияют на жизнедеятельность человека? Географы - Как условия окружающей среды влияют на жизнедеятельность человека? Философы - Какое место занимает человек в мире природы? Философы - Какое место занимает человек в мире природы?

6 Группа биологов: Изучает строение организма человека и представителей разных видов животных (2-3 по выбору) Изучает строение организма человека и представителей разных видов животных (2-3 по выбору) Выявляет сходства и различия в строении Выявляет сходства и различия в строении Готовит ответ на вопрос: Готовит ответ на вопрос: Можно ли утверждать, что физиологическое и анатомическое строение человека самое совершенное на земле? Можно ли утверждать, что физиологическое и анатомическое строение человека самое совершенное на земле?

7 Группа географов: Изучает природные условия 2-3 географических объектов Изучает природные условия 2-3 географических объектов Устанавливает зависимость жизнедеятельности человека от природных условий Устанавливает зависимость жизнедеятельности человека от природных условий Готовит ответ на вопрос: Готовит ответ на вопрос: Как природные условия влияют на жизнедеятельность человека? Как природные условия влияют на жизнедеятельность человека?

8 Группа философов: Собирает информацию о воззрениях мыслителей прошлого и современности о месте человека в мире природы Собирает информацию о воззрениях мыслителей прошлого и современности о месте человека в мире природы Анализирует и сопоставляет их точки зрения на проблему Анализирует и сопоставляет их точки зрения на проблему Формирует собственную позицию по данному вопросу Формирует собственную позицию по данному вопросу

9 Методы исследования Сбор и анализ информации Сбор и анализ информации Сравнение полученных данных Сравнение полученных данных Синтез полученной информации Синтез полученной информации

Вершина пирамиды или звено в цепи ? Другая точка зрения: человек – только звено в долгой цепи эволюции, которая не имеет заданной направленности от простого к сложному, и человек в этой цепи, возможно, и не является последним звеном, более того, на смену ему могут прийти иные организмы. Само понятие прогресс придумали люди. Природа не знает целенаправленного движения; цель выдвигают только разумные существа. Довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, но жизнь не исчезла; побеждали те группы организмов, которые лучше приспосабливаются к переменам природы. Человек не всегда совершает разумные поступки; например, отношение к природе лишь как к мастерской, в которой ему дозволено бесконтрольно хозяйничать.

Среда для человека

В своём внутреннем мире - он вершина пирамиды. А в мироздании вселенной - он крохотное звено, которых не счесть.

В идеале (теоретически) и то и другое.
Но на практике чаще всего - неприкаянный, расходный материал биомассы.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:


План урока Природа и ее значение в жизни человека Связь человека с природой Ч.

План урока Природа и ее значение в жизни человека Связь человека с природой Человек – венец природы? Вершина пирамиды или звено цепи?

1. Природа и ее значение в жизни человека Природа – это источник тех ресурсов.

1. Природа и ее значение в жизни человека Природа – это источник тех ресурсов, которые необходимы человеку в повседневной жизни и в производственной деятельности. Современная цивилизация не может существовать без использования этих ресурсов. Природа – естественная основа жизнедеятельности человеческого общества и каждого человека.

2. Связь человека с природой Наука говорит о единстве мира и все живое на Зем.

2. Связь человека с природой Наука говорит о единстве мира и все живое на Земле связано общим происхождением и тесным взаимодействием. Человек в этой цепи не является исключением и тесно связан с природой.

2. Связь человека с природой В фантастическом рассказе Р.Брэдбери «И грянул г.

2. Связь человека с природой Великий ученый Вернадский В.И. считал, что со вр.

2. Связь человека с природой Великий ученый Вернадский В.И. считал, что со временем развитие планеты и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера превратится в сферу разума, появился новый термин – ноосфера (от греч. – разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека. При формировании ноосферы должно полностью измениться отношение человека к природе. Общественная жизнь и производство должны быть организованы так, чтобы обеспечить гармонию природы и общества.

3. Человек – венец природы? Современная наука доказала, что весь органический.

3. Человек – венец природы? Современная наука доказала, что весь органический мир, растения и животные (следовательно и человек) являются продуктами процесса развития, длящегося сотни миллионов лет. С древнейших времен человек ставил себя выше всех других живых существ, считал себя ее владыкой.

3. Человек – венец природы? Аргументация человек – венец природы 1. Человек н.

3. Человек – венец природы?

3. Человек – венец природы?

4. Вершина пирамиды или звено цепи? Другая точка зрения : человек – лишь одно.

4. Вершина пирамиды или звено цепи? Другая точка зрения : человек – лишь одно из звеньев в цепи эволюции.

4. Вершина пирамиды или звено цепи? Аргументация человек – лишь одно из звень.

4. Вершина пирамиды или звено цепи? Аргументация человек – лишь одно из звеньев 1. Понятие прогресса (движение от простого) к сложному придумали люди. Природа не знает целенаправленного движения, т.к. цель может поставить только разумное существо, а природа не наделена разумом. 2. Деление на простые и сложные организмы относительно. Как сравнить сложность осьминога и ящерицы? Гориллы или шимпанзе? ?

4. Вершина пирамиды или звено цепи? Аргументация человек – лишь одно из звень.

4. Вершина пирамиды или звено цепи? Аргументация человек – лишь одно из звеньев 3. Палеонтология говорит о том, что в процессе эволюции одни виды приходили на смену другим, история жизни на Земле насчитывает миллионы вымерших видов животных. Выживали только те, кто мог приспособиться к изменяющимся условиям.

4. Вершина пирамиды или звено цепи? Аргументация человек – лишь одно из звень.

4. Вершина пирамиды или звено цепи? Аргументация человек – лишь одно из звеньев 4. Человек наделен разумом, но далеко не всегда он использует его во благо. Особенно наглядно это проявляется в отношении человека к природе. Человек способен создать такую среду обитания, в которой и он сам будет поставлен на грань исчезновения.

 Люди, живущие в гармонии с природой Полное нарушение гармонии с природой

Люди, живущие в гармонии с природой Полное нарушение гармонии с природой

Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и.

Домашнее задание Изучить параграф 2 Знать основные термины Ответить на вопрос.

Краткое описание документа:

Данная презентация по обществознанию позволит учителю провести наглядный, яркий урок на тему "Человек, общество, природа".

Яркая и доходчивая подача материала позволит учащимся легче усвоить изучаемый материал.

Данная презентация также может быть использована учениками для самостоятельного изучения данной темы и для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Что такое экологический кризис? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Каким должно быть отношение человека к природе?

Будут ли изменяться природные свойства человека в отдалённом будущем?

Природа и её значение в жизни человека

Природа — это огромная (до недавнего времени казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, металлы, уголь — всё это активно используется людьми. Откажется сейчас человек от использования, например, нефти, угля, и цивилизация рухнет.

Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому, пытаясь разобраться в социальной сущности человека и его многообразных связях с обществом, мы не можем обойти вопросы о роли природы в становлении и развитии людей, об их месте среди других живых существ, населяющих нашу планету, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Связь человека с природой

Рассказ, написанный фантастом, очень поучителен. Он показывает, как легко разрушить связи, существующие в природе, к каким необратимым последствиям это может привести. Об этом всегда должен помнить человек, активно вторгающийся в природу. Великий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин — ноосфера (от лат. — разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.

Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраздельно господствовать над природой, полностью подчинив её развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества. Время покажет, возможно ли это.

Человек — венец природы?

Наука доказала, что весь современный органический мир, растения и животные, а следовательно, и человек являются продуктами процесса развития, длившегося миллионы лет. Какое же место занял появившийся человек в мире природы? Древние китайцы располагали все живые существа в виде лестницы: растения внизу, рыбы повыше, звери ещё выше и человек, конечно, на верхней ступеньке. С тех пор наука ушла далёко вперёд. Однако общие представления людей об эволюции как лестнице, ведущей вверх, на последней ступени которой стоит человек, изменились мало. Человек — царь природы, её венец. Так сами люди определили своё место под солнцем. И долгое время ничто не могло поколебать эти представления. Напротив, приводились всё новые и новые подтверждения.

Во-первых, человек наделён разумом. Это позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира. На уроках истории вы уже узнали, как много умел даже первобытный человек по сравнению с другими живыми существами на Земле: коллективно охотился, пользовался огнём, создавал искусственные орудия из дерева, кремня, кости.

В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали. Это был огромный шаг в развитии человечества. Как и почему он был сделан?

Таким образом, могущество человеческого разума, избавление от законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек — существо высшее и живёт по собственным законам, а природа — источник ресурсов для жизнедеятельности человека. Значит, знак вопроса, поставленный в конце заголовка этого текста, можно вполне заменить на восклицательный знак.

Однако не будем торопиться. Человеку свойственно сомневаться. И это тоже одно из проявлений его разумности.

Вершина пирамиды или звено в цепи?

Мы уже приводили доводы тех, кто убеждён, что человек — венец природы, способный распоряжаться ею по своему усмотрению. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Какие же аргументы в защиту этой точки зрения выдвигают её сторонники?

Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом (цель выдвигают лишь разумные существа).

Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Трудно, например, даже решить, кто сложнее — пчела или рыба.

В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева — млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам. Горе побеждённым. Жизнь не останавливается. На этом пути мы видим медленные подъёмы каких-то групп, быстрые взлёты, стремительные падения. Человек как биологический вид, претендующий на роль очередного царя природы, имеет важное преимущество перед своими предшественниками — разум. Но сумеет ли он воспользоваться этим преимуществом?

В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.

Итак, свои аргументы привели обе стороны.

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Покажи на известных тебе примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясни почему.

Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.


И. В. Гёте (1749—1832),
немецкий поэт, философ, учёный

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Читайте также: