Верование древних башкир кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особенностью Республики Башкирия является многонациональность населения. Эта особенность определила её поликонфессиональность. При этом, согласно Конституции России, никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной.

Содержание

Тенгрианство [ ]

В древности башкиры были язычниками-кочевниками и исповедовали древнюю религию тюркских народов [1] , основанную на вере в творца Тенгри. Следы культа Тенгри у башкир видны в материалах фольклора и этнографии (пословицы, обряды, ритуалы).

Особенностью тенгрианства как религии было выделение во Вселенной трех зон: небесной, земной и подземной. Каждая зона воспринималась как видимая и невидимая. Невидимое Небо состояло из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, в каждом из которых находились свои божества. На наивысшем ярусе проживал Большой Дух Неба — Тенгри. Считалось, что Вселенной правят: Тенгри-хан — верховное божество, а также божества — Йер-суб, Умай, Ерлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Тучи, Ветер, Смерч, Гром и Молния и др.

Если в христианстве, исламе, иудаизме идея человеческого бессмертия трансформирована в идею бессмертия души, то в тенгрианстве люди верили в буквальное воскрешение, в продолжение жизни на земле в том же человеческом образе.

Во времена укрепления на территории Башкирии веры в Ислам [ ]

Ислам в Башкирии Первым мусульманским археологическим памятником на Урале являются находки Левашовского могильника в [2] .

Башкиры на полуденной молитве в окрестностях деревни Мулдакаево. 1890-е гг. Фото Максима Дмитриева.

Исторически Уфа стала центром российских мусульман. Для централизованного управления их деятельностью в Уфе в 1782 году был учрежден Уфа как город на границе Европы и Азии мог выполнять функции центра очень эффективно, объединяя мусульманские общины Западной Сибири, Урала, Поволжья, Кавказа.

Духовное собрание ведало строительством мечетей, испытанием мулл в знании ислама, надзором за действиями мусульманского духовенства, заключением браков, имущественными спорами, проверкой случаев неповиновения детей родителям, правильности исполнения мусульманских обрядов.

Духовное управление имело трехступенчатую структуру. На высшей ступени стояли сам муфтий, ответственный секретарь управления, 5-6 судей (казыев), переводчик, столоначальники и писари, всего 20-30 человек. Средняя ступень, или мухтасибат, при мусульманских общинах численностью от 50 до 150 человек состояла из 2-5 верующих мусульман во главе с мухтасибом (контролером). Низшая ступень, мутаваллиат, при мечети включала в себя муллу, муэдзина и секретаря-казначея; они вели все дела мечети медресе, контролировали соблюдение мусульманских принципов жизни.

Первым муфтием Уфы и автором многих нововведений в управлении был Файл:Цдум.jpg

Православие [ ]

1579 году в Уфимском остроге, основанном в 1574 году, была построена первая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. С 80-90-х годов XVI века в Уфе находились Сергиев и Успенский мужской монастыри, Вознесенский мужской монастырь на реке 1859 году её разделили на Оренбургскую и Уральскую, Уфимскую и Мензелинскую епархии (с 1928 Уфимская и Давлекановская, с 1942 Уфимская и Мензелинская, с 1945 Уфимская и Башкирская, с 1952 Уфимская и Стерлитамакская).

Возрождение православной епархии в Башкирии началось в 1990 году, когда её возглавил архиепископ Никон (Васюков). Число приходов быстро возросло с 17 в 1990 году до 160 в 1999 г.

В 2002 году в Уфимской епархии существовали 156 приходов, 150 богослужебных зданий (из них — 67 храмов), 4 монастыря (уфимский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской, Табынской иконы Божией Матери женский (Гафурийский р-н), во имя Илии пророка мужской в с. 2011 году Священным Синодом РПЦ в Башкирии создана Русской православной церкви Московского Патриархата. В состав Башкортостанской митрополии вошли [10] , [11] . Правящий архиерей — [12] .

Первые баптисты в Башкирии появились в начале XX века, когда в Белебеевском уезде возникла колония переселенцев из Харьковской губернии. Затем баптистские общины распространились в Уфимском и Стерлитамакском уездах, в Давлеканове и Уфе.

Церковь евангельских христиан-баптистов

Салаватская церковь евангельских христиан-баптистов — центральная церковь евангельских христиан-баптистов города Салавата, центр духовной жизни ЕХБ города. Здание церкви было построено в 2000 году на средства и при участии верующих христиан-баптистов города Салавата.

Католичество [ ]

1863 году в Уфе была открыта Протестанты [ ]

Стерлитамаке, Октябрьском, село Армянская Апостольская Церковь [ ]

Армянская Апостольская Церковь имеет с 2001 г. приход во имя св. Григория Просветителя в Уфе [13] . Приход относится к Новонахичеванской и Российской епархии ААЦ.

Старообрядцы [ ]

Старообрядчество появилось в Башкирии в конце ХVII века с потоком переселенцев на Южный Урал.

В 1990 году в Республике Башкирия имели официальный статус 5 старообрядческих общин (1 поповская, 4 беспоповских), из них: спасовское согласие (гг. Ишимбай, Салават, Стерлитамак), беспоповцы, рябиновцы или мелхиседеки (г. Стерлитамак), поповцы, относящиеся к Новозыбковской [14] митрополии (с. Усень-Ивановское Белебеевского р-на).

[15] всеми согласиями, которые были зафиксированы документами конца ХIХ — начал ХХ вв. Сохраняется осознание старообрядческой идентичности во многих русских сёлах. Строятся храмы и молитвенные дома, в том числе на средства городского бюджета (например, молитвенный дом спасовцев в Стерлитамаке). В религиозно-общественной жизни Уфы заметна белокриницкая община [16] , возглавляемая профессором-историком Борисом Николаевичем Лаптевым.

Религия у древних людей родилась в попытке понять окружающий мир. Никто не мог объяснить, почему вдруг наступает холод или голод, случается неудачная охота. Природные силы: солнце, дождь, гром и молнии вызывали у людей особое почтение. Все народы в раннем своём развитии поклонялись силам природы и идолам, которые их представляли. Например, главным богом у древних греков и славян был громовержец, который непокорных ему поражал молнией. Греки его называли Зевсом, славяне – Перуном.

Древними башкирами особо почитались солнце и луна. Солнце они представляли в образе женщины, луну – в образе мужчины. В мифе о небесных светилах солнце выступает в виде красной водяной девы, выходящей из моря, с длинными белыми волосами. Руками она достаёт звёзды и украшает ими свои волосы. Луна рисуется в виде джигита-красавца, весело или грустно смотрящего с неба на людей.

Земля, думали древние башкиры, покоится на огромном быке и большой щуке, а телодвижения их вызывают землетрясения.

Деревья и камни, земля и вода, как и человек, полагали древние башкиры, испытывают боль, обиду, гнев и могут отомстить за себя и ближних, нанести вред или, напротив, помочь человеку. Птицы и животные также наделялись разумом. Древние башкиры полагали, что птицы и животные могут разговаривать между собой, а по отношению к человеку ведут себя так, как тот этого заслуживает. А огонь, по народным представлениям, являлся источником двух начал – злого в виде убыра и доброго – как сила очищения от злых духов и как источник тепла.

Поэтому башкиры вели себя осторожно по отношению к окружающему миру, чтобы не вызвать гнева и недовольства со стороны природы.

Башкиры, как один из тюркоязычных народов, проповедовали ислам. Эта религия, наряду с буддизмом и христианством, является одной из наиболее распространенных религий. Возникает ислам в арабском обществе в начале VII в. Сложился он не сразу. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, нуждались в объединении, в усилении политических и экономических связей. Различные части территории Аравии были объектом притязаний великих империй того времени — Византии и Ирана. В таких условиях идеологическим орудием, пригодным для объединения, оказался ислам. Он воспринимал моральные и религиозные поучения ранних форм единобожия. В нем присутствуют элементы иудаизма и христианства, то есть многими узами связан с другими религиями. Каким образом ислам — религия развитого феодализма — распространилась среди народов Приуралья, которые находились на уровне родоплеменного строя. Ведь развитие религиозных представлений тоже имеет свою последовательность. Причин несколько: во-первых, ислам опирался на те же языческие обряды, которые выполнялись и башкирами; во-вторых, религия эта насаждалась не только путем проповедей, но и силою оружия в эпоху монгольского ига.

Башкиры, как и многие другие народы до принятия единобожия, были язычниками. Ряд ученых предполагают, что они поклонялись Тенгри — Небесному Хозяину и потому были уже тогда единобожниками. Имеются и другие версии, где утверждается, что род или племя башкир поклонялись каким-то зверям или птицам, как пишет ибн-Фадлан.

Прим. История Татарии в документах. М., 1939, с. 40

Следует заметить, что даже сегодня встречаются народности, которые удержались в язычестве. Оно дает базу для внутреннего равновесия. На этой основе происходит согласие человека с самим собой и с окружающей природой. Здесь сказывается уважительное отношение к природе, осознание своей огромной ответственности перед нею. Жрецы язычества или в просторечье — колдуны были хорошо осведомлены о законах природы, о возможностях человека. Разумеется, часть накопленных знаний была ложной – никто не застрахован от ошибок. Но большая часть сослужила хорошую службу. Обожествление сил и явлений природы — характерные черты древних верований башкир.

Тут мы имеем дело с тотемистическими взглядами. Это характерно не только для древних башкир. Тотемизм был распространен у всех народов мира. И пережитки его сохранились во всех религиях. Согласно тотемистическим взглядам, отдельные группы людей родственными узами связаны с некоторыми животными и растениями. В башкирских сказках таковым очень часто выступает медведь. Памятники народного эпоса указывают на древние космогонические представления башкир. В некоторых произведениях солнце предстает в образе женщины, а луна — мужчины. В мифах о небесных светилах луна рисуется в виде джигита — красавца, который весело или грустно смотрит с неба на людей. Согласно мифу, девушка засмотрелась на джигита, влюбилась. Тот в свою очередь ответил взаимностью, и они соединяются.

Существует и другой вариант. Сиротка пожаловалась на свою горькую судьбу, что мачеха заставляет ее каждую ночь ходить за водой. Луна пожалела ее и забрала к себе. В полнолуние, согласно мифу, она шествует с коромыслом на плечах за водой. И зовут ее — Зухра. Ветер, бурю, ураган древние башкиры представляли себе в образе страшных чудовищ, подобных змеям.

По поверьям, обыкновенная змея, прожив более ста лет, превращается в аждаху, которая, достигнув пятисотлетнего возраста, становится юхой. Юха же может принять облик человека. Не случайно башкиры о двуликом человеке говорят: как змея–юха. Помимо одухотворения небесных светил и других явлений природы, древние башкиры верили в существование всевозможных духов. Одну категорию духов составляют духи–хозяева (гор, лесов и вод).

Подобное встречается и у русских: водяной, леший, домовой, например. Отголоски таких верований дают о себе знать сегодня. После захода солнца не рекомендуется ходить в баню – в это время якобы там парится домовой, поэтому могут быть разные неприятности. Как и другие тюркские племена, башкиры верили в самостоятельное существование и бессмертие души. По поверьям, когда человек спит, душа на время оставляет тело, поэтому советовали будить человека осторожно, чтобы душа успела возвратиться. На базе знания природы рождается народная медицина. Древние башкиры хорошо знали целебные возможности всевозможных трав, растений и широко использовали их в врачевании.

Религия у древних людей родилась в попытке объяснить окружающий мир. Никто не мог объяснить, почему вдруг наступает холод или голод, случается неудачная охота.

Природные силы: солнце, дождь, гром и молнии — вызывали у людей особое почтение. Все народы в раннем своём развитии поклонялись силам природы и идолам, которые их представляли. Например, главным богом у древних греков и славян был громовержец, который непокорных ему поражал молнией. Греки его называли Зевсом, славяне — Перуном. А древними башкирами особо почитались солнце и луна.

Солнце они представляли в образе женщины, луну — в образе мужчины. В мифе о небесных светилах солнце выступает в виде красной водяной девы, выходящей из моря, с длинными белыми волосами. Руками она достаёт звёзды и украшает ими свои волосы. Луна рисуется в виде джигита-красавца, весело или грустно смотрящего с неба на людей. Земля, думали древние башкиры, покоится на огромном быке и большой щуке, а телодвижения их вызывают землетрясения. Деревья и камни, земля и вода, как и человек, полагали древние башкиры, испытывают боль, обиду, гнев и могут отомстить за себя и ближних, нанести вред или, напротив, помочь человеку. Птицы и животные также наделялись разумом. Древние башкиры полагали, что птицы и животные могут разговаривать между собой, а по отношению к человеку ведут себя так, как тот этого заслуживает. А огонь, по народным представлениям, являлся источником двух начал — злого в виде убыра и доброго — как сила очищения от злых духов и как источник тепла. Поэтому башкиры вели себя осторожно по отношению к окружающему миру, чтобы не вызвать гнева и недовольства со стороны природы.

Ислам начинает проникать в Башкортостан из Аравийского полуострова в X в. Многие его каноны несут в себе черты язычества. Основоположник религии — Мухаммед. В шесть лет он остался сиротой, и его воспитывали приёмные родители. В те времена арабы поклонялись многим богам. Как и другие народы на ранней стадии развития они поклонялись различным идолам. Племена арабских кочевников жили очень бедно и в постоянной вражде друг с другом. Для того чтобы объединить, нужна была общая вера. Такой верой стал ислам. Ислам был новой религией, в то же время в нём много заимствовано из иудаизма и христианства. Мухаммед объявил себя пророком Аллаха, который через архангела Гавриила (Джабраила) открыл ему истины новой веры, позднее собранные в Коране.

Мухаммед, проповедуя от имени Аллаха, заставил враждующие племена объединиться в единый народ, что впоследствии привело к созданию арабской империи. Мухаммед и его последователи создали новое исламское общество, сочетавшее строгие религиозные предписания с заповедью защищать слабых — женщин, сирот и рабов. Европейцы зачастую считают, что ислам — религия воинствующая. Но это не так. Бок о бок с мусульманами векам жили в мире иудеи, христиане и буддисты.

Завоевания арабов привели к тому, что ислам распространился по всему миру. Ислам сыграл очень большую роль в развитии человечества. Новая религия способствовала развитию науки, архитектуры, ремёсел, торговли. К примеру, решив покорить страны, с которыми их разделяло море, арабы стали прекрасными мореплавателями. Сегодня мусульманами являются более 840 миллионов человек.

Прим. Кузбеков Ф. Т. история культуры башкир. Уфа, 1997, с. 26

Мавзолей Тура-хана Мавзолей-кэшэнэ Хусаин-бека

Российская Федерация – многонациональная страна. Государство населяют различные народы, у которых свои верования, культура, традиции. В Приволжском Федеральном округе есть такой субъект РФ – Республика Башкортостан. Она входит в Уральский экономический район. Этот субъект Российской Федерации граничит с Оренбургской, Челябинской и Свердловской областями, Пермским краем, Республиками в составе РФ - Удмуртией и Татарстаном. Столицей Башкортостана является город Уфа. Республика является первой автономией по национальному признаку. Она была образована еще в 1917 году. По численности населения (более четырех миллионов человек) она также занимает первое место среди автономий. Республику населяют преимущественно башкиры. Культура, религия, традиции этого народа будут темой нашей статьи. Следует сказать, что башкиры проживают не только в Республике Башкортостан. Представителей этого народа можно встретить в других уголках Российской Федерации, а также на Украине и в Венгрии.

Башкиры религия

Что за народ – башкиры?

История народа

Какую религию исповедуют башкиры

Большой исход к Дунаю

В девятом веке предгорья Урала в поисках лучших пастбищ покинули не только древние мадьяры. К ним присоединились и некоторые башкирские племена – кесе, еней, юрматы и некоторые другие. Эта кочевая конфедерация сначала осела на территории между Днепром и Доном, образовав страну Леведию. А в начале десятого столетия, под предводительством Арпада, она начала продвижение далее на запад. Перевалив через Карпаты, кочевые племена завоевали Паннонию и основали Венгрию. Но не следует думать, что башкиры быстро ассимилировались с древними мадьярами. Племена разделились и стали жить по обоим берегам Дуная. Верования башкир, которые успели исламизироваться еще в Приуралье, стали постепенно заменяться единобожием. Арабские хроники двенадцатого века упоминают, что на северном берегу Дуная обитают христиане-хункары. А на юге Венгерского королевства живут башгирды-мусульмане. Главным городом у них был Керат. Конечно, ислам в сердце Европы не мог существовать долго. Уже в тринадцатом столетии большинство башкиров перешло в христианство. А в четырнадцатом мусульман в Венгрии не оказалось совсем.

Какая религия у башкир

Тенгрианство

Но вернемся к ранним временам, до исхода части кочевых племен с Урала. Рассмотрим более подробно верования, которые тогда исповедовали башкиры. Религия эта называлась Тенгри – по имени Отца всего сущего и бога неба. Во Вселенной, по мнению древних башкиров, существует три зоны: земля, на ней и под ней. И в каждой из них была явная и невидимая часть. Небо делилось на несколько ярусов. На самом высшем обитал Тенгри-хан. У башкир, не знавших государственности, было, тем не менее, четкое понятие о вертикали власти. Все остальные боги были ответственны за стихии или явления природы (смену времен года, грозу, дождь, ветер и т.д.) и безоговорочно подчинялись Тенгри-хану. Древние башкиры не верили в воскрешение души. Но они считали, что настанет день, и они оживут в теле, и будут жить дальше на земле заведенным мирским укладом.

Религия башкир по культурологии

Соединение с исламом

Принятие ислама

Религия у татаров и башкир

Присоединение к России

В 1552 году, после падения Казанского ханства, Башкирия вошла в состав Московского царства. Но местные старейшины оговорили права на некоторую автономию. Так, башкиры могли и дальше владеть своими землями, исповедовать свою религию и жить прежним укладом. Местная конница участвовала в сражениях русской армии против Ливонского ордена. Религия у татаров и башкир имела несколько разное значение. Вторые приняли ислам намного раньше. И религия стала фактором самоидентификации народа. С присоединением Башкирии к России, в край стали проникать догматические мусульманские культы. Государство, желающее держать под контролем всех верующих страны, учредило в 1782 году в Уфе муфтиат. Такое духовное засилье привело к тому, что в девятнадцатом столетии верующие края раскололись. Возникли традиционалистское крыло (кадимизм), реформаторское (джадидизм) и ишанизм (утративший сакральную основу суфизм).

Башкиры культура религия традиции

Какая религия у башкир сейчас?

Начиная с семнадцатого столетия, в крае постоянно проходили восстания против могущественного северо-западного соседа. Особенно участились они в восемнадцатом веке. Эти восстания жестоко подавлялись. Но башкиры, религия которых была сплачивающим элементом самоидентификации народа, сумели сохранить свои права на верования. Они и дальше исповедуют ислам суннитского толка с элементами суфизма. Вместе с тем Башкортостан является духовным центром для всех мусульман Российской Федерации. В Республике действуют более трехсот мечетей, Исламский институт, несколько медресе. В Уфе расположено Центральное духовное управление мусульман РФ.

Религия большинство верующих башкир

Религия башкир по культурологии

Народ сохранил и ранние доисламские верования. Изучая обряды башкир, можно увидеть, что в них проявляется удивительный синкретизм. Так, Тенгри превратился в сознании народа в единого Бога, Аллаха. Другие же идолы стали ассоциироваться с мусульманскими духами – злыми демонами или же благоприятно расположенными к людям джиннами. Особое место среди них занимают йорт эйяхе (аналог славянского домового), хыу эйяхе (водяной) и шурале (леший). Отличной иллюстрацией религиозного синкретизма служат обереги, где наряду с зубами и когтями животных, от сглаза помогают написанные на бересте изречения из Корана. Грачиный праздник Каргатуй носит следы культа предков, когда ритуальную кашу оставляли на поле. Немало обрядов, практикуемых при родах, похоронах и поминках, также свидетельствуют о языческом прошлом народа.

Другие религии в Башкортостане

Учитывая, что из всего населения Республики этнические башкиры составляют всего четверть, следует упомянуть и о других вероисповеданиях. Прежде всего, это православие, которое проникло сюда с первыми русскими поселенцами (конец XVI в.). Позже здесь прижились и старообрядцы. В XIX столетии в край приехали немецкие и еврейские мастера. Появились лютеранские кирхи и синагоги. Когда Польша и Литва стали частью Российской империи, в краю стали селиться военные и ссыльные католики. В начале ХХ века в Уфу переехала колония баптистов из Харьковской области. Многонациональность населения Республики послужила причиной и разнообразия верований, к которым очень толерантны коренные башкиры. Религия этого народа, с присущим ей синкретизмом, до сих пор остается элементом самоидентификации этноса.

С развитием общества развивается и верования людей. Если раньше они пытались объяснить свое происхождение, то теперь они обратили внимание на окружающий их мир. Появился культ природы, культ– почитание, преклонение перед чем-нибудь или кем-нибудь. Для башкир характерно одухотворение предметов и явлений природы, наделение их сверхъестественной силой, а также свойствами, присущими человеку. Были почитаемы реки, озера, горы скалы, животные и птицы. Поклонялись Земле, водной стихии, Небу. Происхождение башкирских лошадей предания связывают с пещерой Шульган и одноименным озером.

И все это находилось на быке, который стоял на огромной рыбе.

Нижний мир– мир духов. Злые и добрые, они живут также на земле, но невидимы обычному глазу человека. Это Шурале – дух леса, водяные – духи озер и рек, дух ветра. Встреча с ними не приносила вреда, а с ветром даже обещала удачу.

Самым главным у башкир было верховное небесное божество Тенгри, которое силилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Это могучий бог неба. Большинство Тенгри наделяется весьма широким кругом полномочий: защита от злых духов, смерти, болезни, врагов и разбойников; дарование жизненной силы людям и скоту, мира, благополучия, воинской и охотничьей удачи; покровительство семье, домашнему хозяйству. У башкир культ Тенгри в домусульманский период их истории выступал как синоним понятия "бог" и в значении "главный бог, находящийся на небе". Культ Тенгри нашел отражение в башкирской пословице "Почитая соседей, мы почитаем и бога"("Курше хаkы - тэнре хаkы").

Главным женским образом в верованиях древних башкир считалась ХУМАЙ (hомай у башкир, Умай, Май, Убай, Юмо у иранцев, киргизов, казахов и др.), покровительница домашнего очага и скота, охранительница детей в мифологии индо-иран., тюрко-монг., финно-угорских народов. Олицетворяет жен., земное начало и плодородие. В иран. мифологии образ богини Умай связан со священной птицей Умай. То же самое наблюдается и в баш. сказке "Птица Хумай" ("hомай kош"). В эпосах "Урал-Батыр" и "Акбузат" Х. предстает как девушка-лебедь (Аkkош - букв. "священная птица"), дочь небожителей - царя птиц Самрау и небесной красавицы Солнце (kояш).

За последние несколько веков Ислам стал неотъемлемой частью повседневной и духовной жизни башкир. Сегодня он играет значительную роль в жизни республики, хотя ее не стоит и переоценивать Как известно, древние башкиры были язычниками-кочевниками и исповедовали древнюю религию тюркских народов тенгрианство. Ислам же начал проникать в Башкирию из Булгарии еще в Х веке. Этот процесс приостановился, когда в первой половине XIII века территория современного Башкортостана была завоевана ордами хана Батыя и впоследствии вошла в состав Золотой Орды. После ее распада в XV веке на несколько отдельных татарских государств территорию Башкирии разделили между собой Ногайское, Казанское и Сибирское ханства.

При хане Узбеке (1312—1342 гг.) Ислам стал официальной религией Золотоордынского ханства. В его правление к башкирам с миссионерской целью были отправлены мусульманские проповедники, получившие духовное образование в Булгаре. В долинах рек западной Башкирии — Белой, Уршака, Демы, Чермасана, Ика — расположены могилы более чем 20 мусульманских миссионеров. Принятие Ислама и его распространение на территории Золотой Орды способствовало и более интенсивной исламизации башкир, которые под влиянием господствующей татарской феодальной верхушки принимали Ислам. Но при этом, однако, они всячески сопротивлялись воздействию на их духовную и культурную жизнь со стороны.

В 1990–1992 гг. большое количество молодых людей выразило желание учиться в только что открывшихся медресе. Однако многими из них руководили конъюнктурные соображения, а не истинная вера и преданность Исламу. В результате ряд мечетей сегодня так и не дождался своих служителей. Эти наблюдения Алсу Юнусовой находят наглядное подтверждение во многих девернях республики. Так, в селе Аскино и райцентре Татышлы мечети удалось возродить, но они фактически не действуют из-за отсутствия имамов. В деревне Булькайпаново мечеть также отстроили в начале 2000-х годов, нашелся и имам, пожилой Рафиc Тимершин, чьи воспоминания мы уже приводили. Он был выбран жителями деревни как потомственный мулла и отправился на учебу в Уфу, где окончил краткие курсы для имамов, не овладев арабской грамотой. Выучившись основам ислама, он может удовлетворить насущные требования местных мусульман, но Рафиc Тимершин беспокоится, кому он передаст мечеть в будущем…

Эта ситуация типична для рассматриваемого региона. Большинство имамов – пожилые люди, даже не умеющие писать и читать по-арабски, которые используют в богослужебных целях книги с транскрипцией коранических молитв. Вся проблема в прерванной советским вмешательством религиозной традиции. Наглядный пример – многочисленный род Ахматшиных, проживающих д. Казанчи Аскинского района. Их предки были муллами на протяжении нескольких поколений. Это подтверждают хранящиеся в семье старинные рукописные книги, наиболее ранние из которых были датированы нами 1762 годом. Обучение основам религии происходило в кругу семьи. Пометки на полях данных книг представляют собой учебные надписи: будущие муллы пытались воспроизвести строки молитв, которые в будущем им предстояло ежедневно произносить. Сейчас же книги никто в деревне прочесть не может. Традиция была прервана. Не способствует привлечению новых мусульман и различное административное подчинение мечетей.

Между тем, планируемое широкое празднование вхождение Башкирии в состав России внушает мусульманам некоторый оптимизм. Это событие должно дать новый импульс религиозному возрождению в регионе и возвращению Уфе статуса подлинного центра Ислама в России.

Читайте также: